Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODERN PROFESSIONAL EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / NETWORK INTERACTION IN EDUCATION / PRACTICAL TRAINING / THEORETICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна, Макеева Анастасия Владимировна

В статье обсуждается проблема готовности выпускников вузов к реализации профессиональной деятельности в условиях реального труда. Рассматривается эффективность взаимодействия вуза и работодателя в процессе обучения и подготовки специалистов к современным требованиям профессии. Определена целесообразность реализации практически направленных образовательных программ, раскрываются возможности применения практико-ориентированного обучения при сетевых формах реализации образовательных программ в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста-продюсера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF EDUCATIONAL PARTNERSHIP IN THE ORGANIZATION OF PRACTICAL-ORIENTED TRAINING

The article discusses the problem of readiness of University graduates to implement professional activities in real work. The article considers the effectiveness of interaction between the University and the employer in the process of training and training specialists to meet the modern requirements of the profession. The expediency of implementing practically directed educational programs is determined, and the possibilities of using practice-oriented training in network forms of educational programs implementation in the process of professional training of a future specialist-producer are revealed.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

исполнения того или иного музыкально произведения. Можно утверждать, что для развития творческих способностей детей нужно иметь комплексный подход для повышения уровня творческих способностей подрастающего поколения.

Литература:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. -Ленинград: Музыка, 1973. - 151 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для вузов / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 319 с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы / Волков Игорь Павлович. -Москва: Просвещение, 2012. - 135 с.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. - Москва: Искусство, 1986. - 573 с.

6. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век. 2004. - 496 с.

7. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психологопедагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 10.

8. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук; отв. ред. В.А. Лекторский. - Москва: Наука, 2008. - 125 с.

9. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 47-50.

10. Органов П. Певческий голос и методика его постановки / П. Органов. - Москва: Музгиз, 2015. - 133 с.

11. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961.

13. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Учёные записки Гос. НИИ психологии. - М., 1941.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна (г. Княгинино)

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается проблема готовности выпускников вузов к реализации профессиональной деятельности в условиях реального труда. Рассматривается эффективность взаимодействия вуза и работодателя в процессе обучения и подготовки специалистов к современным требованиям профессии. Определена целесообразность реализации практически направленных образовательных программ, раскрываются возможности применения практико-ориентированного обучения при сетевых формах реализации образовательных программ в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста-продюсера.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, практико-ориентированное обучение, сетевое взаимодействие в образовании, практическое обучение, теоретическое обучение.

Annotation. The article discusses the problem of readiness of University graduates to implement professional activities in real work. The article considers the effectiveness of interaction between the University and the employer in the process of training and training specialists to meet the modern requirements of the profession. The expediency of implementing practically directed educational programs is determined, and the possibilities of using practice-oriented training in network forms of educational programs implementation in the process of professional training of a future specialist-producer are revealed.

Keywords: modern professional education, practice-oriented training, network interaction in education, practical training, theoretical training.

Введение. Динамика существующих социально-экономических тенденций, обуславливающих процессы преобразований в развивающемся социуме, инновационный характер всех сфер жизнедеятельности, связанный с применением высокотехнологичного труда, предъявляет к современному работнику высокие требования. При этом предметные знания и умения являются обязательными и основными, а главным требованием является способность применить свой опыт и творческий подход к решению трудовых задач в новом контексте профессии.

Изложение основного материала статьи. Сегодняшние тенденции в социальной и культурной сферах, характеризующиеся динамичными изменениями и преобразованиями, интеграцией различных отраслей

деятельности, требуют от сегодняшнего специалиста не просто предметной компетентности, но, что очень важно, готовности к решению не типовых профессиональных задач, способных к творческому применению своих знаний в новых условиях.

Следует отметить, что профессиональное образование обеспечивает развитие и преобразования в обществе, которые детерминируют прогресс, определяет материально-техническую, социально-культурную основу, именно образование готовит подрастающее поколение к реализации будущего с целью прогрессивного развития человечества [1, с. 22].

Современные образовательные стандарты определяют важность привлечения специалистов-профессионалов к учебному процессу. Подобная позиция дает возможность обеспечения качества профессиональной подготовки выпускника, именно мастера своего дела осведомлены о текущем положении профессиональных процессов, обладают передовыми знаниями в своей профессии, владеют новейшими технологиями, обеспечивающими эффективность деятельности [11].

Образовательный вектор в профессиональной подготовке специалистов в данном контексте направлен на формирование практических компетенций обучающегося, готовности его к будущей динамично меняющейся профессиональной реальности.

Такой практико-ориентированный подход реализуется в условиях прохождения практик обучающегося в условиях будущей профессии, а также на практических занятиях, способствующих формированию готовности для решения профессиональных задач. Таким образом, практико-ориентированный подход обеспечивает обучение специалиста: формирование знаний и профессиональных умений, а также способствует формированию личности будущего профессионала. Спецификой практической направленности обучения является одновременное формирование теоретической базы профессиональных знаний и прикладных трудовых компетенций [6].

Целесообразность реализации практически направленных образовательных программ обеспечивается качественным образовательным результатом. Качество подготовки будущих специалистов, обучающихся в условиях практической профессиональной направленности значительно повышается. Это связано с особым подходом к отбору содержания программы, применяемых образовательных технологий, способов оценки достижений обучающихся. Учебный процесс при таком обучении использует проектные задания, творческие кейсы, которые позволяют не просто обучить профессиональным навыкам, а позволяют обучающемуся проявить инициативу и самостоятельность в профессиональном развитии собственной личности. При данном подходе к обучению студенты получают возможность применять собственный опыт, имеющиеся знания к решению нестандартных профессиональных задач. Подобное обучение позволяет преодолеть разрыв между теорий и практикой обучения. Кроме того, теоретические знания, полученные в таком режиме, наполнены личностным смыслом, вскрывает связь между феноменами и законами профессиональной деятельности [3].

Следует отметить, что работодатели на сегодняшний день предъявляют определенные требования к качеству подготовки выпускников вузов. Но участие потенциальных работодателей в реализации образовательных профессиональных программ зачастую нельзя назвать активным. Это связано с различными проблемами, сопровождающими процесс взаимодействия вуза и профессиональной организации. Проблемы, прежде всего, связаны с отсутствием заинтересованности в подобном сотрудничестве, а это характеризует отсутствие стратегических планов организации. Участие в процессе подготовки кадров - это важная деятельность с отсроченным результатом. Но те организации, которые нацелены на изменения в качестве персонала, определяют для себя важнейшей задачей участие в проектирование образовательных программ для подготовки желаемых сотрудников (определение результатов программы, подбор содержания теоретического и практического обучения). У студента, обучающегося вне контекста будущей профессиональной деятельности, зачастую отсутствует заинтересованность в активном получении знаний, умений и формирования компетенций, он пассивно принимает то, что дают [7].

Таким образом, перечисленные тенденции предполагают применение современных технологий образования, включая форматы социально-образовательного взаимодействия. Соответственно переход на новые формы образовательной деятельности возможен лишь на основе инноваций, в том числе и использования сетевых технологий. Определяя цели образовательного процесса в формировании готовности специалиста к современным условиям профессии, на кафедре продюсерства и музыкального образования с 2014 года реализуется практико-ориентированная программа «Продюсерство» специализация «Продюсер телевизионных и радиопрограмм» в сетевом сотрудничестве со стратегическими партнерами ГТРК «Нижний Новгород». Такое сетевое взаимодействие организует не только процесс обучения, но и процесс формирования личности студента, как будущего профессионала.

Формирование нового формата обучения, учитывает компетентностный подход, который является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном уровне. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. Реализация компетентностной модели обеспечивает формирование и развитие способности обучающегося к решению многочисленных профессиональных задач в различных нестандартных ситуациях. Данные преобразования, обеспечивают новое качество обучения, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Целью формирования сетевой коллаборации является обеспечение качественной подготовки будущего специалиста, соответствующей вызовам современности.

Мы видим следующие задачи создания эффективного образовательного партнерства:

- организовать разработку профессиональных дисциплин и модулей, отражающих современные проблемы науки и искусства, развитие научных идей и творческой мысли в России и за рубежом, совершенствовать их структуру и содержание;

- ориентировать работу творческих и научных мероприятий (семинары, круглые столы, творческие встречи и т.п.) на повышение компетентности студентов и качества их подготовки;

- мотивировать преподавателей на научно-исследовательскую деятельность по актуальным проблемам науки и искусства, использовать в учебном процессе результаты научной деятельности;

- разработать и внедрять новые формы профессионального воспитания, учитывающих особенности нового подрастающего поколения, вырастающего в условиях новой цифровой социальной среды.

Научно-исследовательское и проектное направления сетевой деятельности состоит в проведении совместных научных и прикладных исследований, находящихся в социально-психологической,

маркетинговой сферах, а также в области искусства. Обсуждении результатов исследований на научно-практических семинарах, круглых столах, внедрении результатов исследований в практическую деятельность ГТРК «Нижний Новгород».

Основной отличительной особенностью деятельности реализации образовательной программы «Продюсерство» является ее междисциплинарность, поэтому научно-исследовательская деятельность в обеспечении программы, характеризуется многоаспектностью в сфере пересечения интересов специалистов в области экономики, менеджмента и искусства. Перспективным направлением прикладных исследований является проведение маркетинговых исследований на медиарынке.

Прикладные исследования уже реализуются в виде проектных групп, включающих студентов и преподавателей Мининского университета, а также представителей ГТРК «Нижний Новгород».

Кроме того, на может самостоятельно вести иные виды деятельности, к ним относится работа по выполнению НИОКР на основании действующих в университете положений с целью привлечения внебюджетных средств в сферу своей учебно-научной деятельности.

К числу наиболее ожидаемых результатов подобного социально-образовательного взаимодействия можно выделить следующие:

- повышение качества подготовки будущих специалистов в области телерадиовещании за счет внедрения в программы учебных дисциплин современных методов и технологий;

1. определение наиболее замотивированных и одаренных обучающихся, формирование условий для их профессионального развития;

2. подготовка инновационной части специалистов, обладающих способностями и готовностью применения новых технологий в телерадиовещательном бизнесе;

3. уменьшение времени на привыкание молодых специалистов к работе в реальных условиях труда;

4. содействие в привлечении, внедрении и продвижении новейших технологий управления в телерадиовещательном бизнесе.

Выводы. В перспективе, предусматривается создание дополнительных профессиональных программ по подготовке специалистов в области телерадиовещания, которые будут направлены на изучение технологических и бизнес-процессов, организационных аспектов в области теле и радиопроизводства. Организация практико-ориентированного обучения обеспечивает прочную связь между профессиональным обучением и реальной профессиональной деятельностью, создает условия для формирования конкурентоспособного профессионала.

Литература:

1. Белгородский, B.C. Роль инновационного образования в развитии российского общества, текст / B.C. Белгородский // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 21-26.

2. Горбунова, Е.Е. Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации / Е.Е. Горбунова // Научный журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2010 год, № 9, С. 35-38.

3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Екатеринбург, 2000 215 c.

4. Медведева, Т.Ю. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры [Электронный ресурс] / Т.Ю. Медведева, В.Б. Марик // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/547/18-vozmozhnosti-primeneniya-informatsionnykh-tekhnologiy.pdf

5. Медведева Т.Ю. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ / Т.Ю. Медведева, О.А. Чехова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 10 ноября 2015 г.). — Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. — С. 330-332.

6. Медведева Т.Ю. Сетевое взаимодействие как возможность совершенствования процессом управления образовательной программой / Медведева Т.Ю., Николина В.В., Сизова О.А. // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 103-106.

7. Медведева Т.Ю. Потенциал сетевого мероприятия в формировании профессиональной компетентности педагога-музыканта / Медведева Т.Ю., Сизова О.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 150-153.

8. Просалова, В.С. Концепция внедрения практикоориентированного подхода / В.С. Просалова / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 11.10.2013).

9. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Текст] / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 161-162.

10. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Возможности проектной технологии для повышения эффективности образовательного процесса Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018 Т. 9 № 7-2. С. 165-168.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 074301 Продюсерство (квалификация (степень) "специалист") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2046)

12. Шестерина А.М. Медиа // Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика. -Воронеж, 2013. - С. 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.