Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ ПРИМЕНЕНИЯ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ ПРИМЕНЕНИЯ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВАЯ ФОРМА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОДЮСЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Медведев Александр Николаевич

В статье обсуждаются проблемы организации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, исследования передового опыта в сфере создания сетевых образовательных сообществ является актуальной темой исследования современных ученых. Сетевой формат программы и дистанционный не являются идентичными понятиями. При этом, очевидно, что сегодняшний день обязывает преподавателей применять дистанционные формы обучения и электронные образовательные ресурсы, но сетевая форма реализация образовательной программы - это межорганизационное сообщество, соединяющее кадровые, материально-технические, научные, методические ресурсы для качественной подготовки специалиста. В статье авторы определяют алгоритм формирования сетевого образовательного сообщества. В исследовании предлагается возможность генерации и тиражирования практики организации процесса обучения на основе внедрения кластерных технологий для обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов, воспитания личности профессионала, обладающей профессиональным складом мышления, готового свои знания, умения и профессиональный опыт использовать в интересах региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Медведев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF NETWORK FORMATS OF EDUCATIONAL PROGRAM IMPLEMENTATION BY MEANS OF LEAN TECHNOLOGIES APPLICATION

The article discusses the problems of organizing network interaction in the implementation of educational programs, the study of best practices in the field of creating network educational communities is an actual topic of research of modern scientists. The network format of the program and the remote format are not identical concepts. At the same time, it is obvious that today obliges teachers to use distance learning and electronic educational resources, but the network form of the implementation of the educational program is an inter - organizational community that combines human, material, technical, scientific, methodological resources for high-quality training of a specialist. In the article, the authors define an algorithm for the formation of a network educational community. The study suggests the possibility of generating and replicating the practice of organizing the learning process based on the introduction of cluster technologies to ensure the competitiveness of future specialists, educating a professional personality with a professional mindset, ready to use their knowledge, skills and professional experience in the interests of the region.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ ПРИМЕНЕНИЯ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ»

8 Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто одна методическая идея. М.: Глоса-Пресс, 2006. - 240 с.

9 Скалкин В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению // Методическая мозаика. 2008. № 4. - С. 12-23.

10 Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация: монография. Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2006. - 277 с.

11 Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Академический проект, 2011. - 233 с.

12 Шевчук М.Э., Маруневич О.В. Концепт RAILWAY как единица формирования знаний в процессе обучения иностранного языка в транспортном вузе // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рациональное природопользование - основа устойчивого развития». Грозный: ЧГПУ, 2020. - С. 540-544.

13 Щеглова Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. - С. 105-107.

14 Юндина Н.В. К вопросу о причинах ограниченной сочетаемости слов (на материале атрибутивно-субстантивных комплексов) // Вестник Костромского государственного университета. 2006. № 2. -С. 199-206.

15 Littlewood W. Communicative Language Teaching. Language Teaching Library. Cambridge University Press, 2005. - 158 p.

16 Widdowson H.G. Aspects of Language Teaching. Oxford University Press, 2002. - 214 p.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Медведев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ ПРИМЕНЕНИЯ LEAN-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы организации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, исследования передового опыта в сфере создания сетевых образовательных сообществ является актуальной темой исследования современных ученых. Сетевой формат программы и дистанционный не являются идентичными понятиями. При этом, очевидно, что сегодняшний день обязывает преподавателей применять дистанционные формы обучения и электронные образовательные ресурсы, но сетевая форма реализация образовательной программы - это межорганизационное сообщество, соединяющее кадровые, материально-технические, научные, методические ресурсы для качественной подготовки специалиста. В статье авторы определяют алгоритм формирования сетевого образовательного сообщества. В исследовании предлагается возможность генерации и тиражирования практики организации процесса обучения на основе внедрения кластерных технологий для обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов, воспитания личности профессионала, обладающей профессиональным складом мышления, готового свои знания, умения и профессиональный опыт использовать в интересах региона.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательная программа, сетевая форма, управление, продюсер.

Annotation. The article discusses the problems of organizing network interaction in the implementation of educational programs, the study of best practices in the field of creating network educational communities is an actual topic of research of modern scientists. The network format of the program and the remote format are not identical concepts. At the same time, it is obvious that today obliges teachers to use distance learning and electronic educational resources, but the network form of the implementation of the educational program is an inter -organizational community that combines human, material, technical, scientific, methodological resources for high-quality training of a specialist. In the article, the authors define an algorithm for the formation of a network educational community. The study suggests the possibility of generating and replicating the practice of organizing the learning process based on the introduction of cluster technologies to ensure the competitiveness of future specialists, educating a professional personality with a professional mindset, ready to use their knowledge, skills and professional experience in the interests of the region.

Keywords: network interaction, educational program, network form, management, producer.

Введение. Проблемы организации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, исследования передового опыта в сфере создания сетевых образовательных сообществ является актуальной темой исследования современных ученых. При этом следует отметить, что сетевая форма реализации образовательной программы предполагает использование в учебном процессе ресурсы нескольких организаций [8].

Изложение основного материала статьи. Важно определить, что сетевой формат программы и дистанционный не являются идентичными понятиями. При этом, очевидно, что сегодняшний день обязывает преподавателей применять дистанционные формы обучения и электронные образовательные ресурсы, но сетевая форма реализация образовательной программы - это межорганизационное сообщество, соединяющее кадровые, материально-технические, научные, методические ресурсы для качественной подготовки специалиста.

В Мининском университете идея создания сетевого образовательного пространства, интегрирующего ресурсы вуза и работодателя для обеспечения качественного теоретического и производственного обучения возникла в 2014 году при открытии программы «Продюсерство» в партнерстве с ГТРК «Нижний Новгород». Программа была представлена на образовательный рынок как единственная в регионе, уникальность заключается в том, что в тесном взаимодействии вуза и производства, профессиональная подготовка будущих специалистов характеризуется актуальным содержанием, инновационными методами и средствами обучения. Мы рассматривали сетевую формы как наиболее адекватный формат, предполагающий достижение целей обучения. При сетевом взаимодействии сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Практика реализации такого объемного сетевого события позволило нам накопить уникальный опыт.

В-первых, это алгоритмизация процесса создания сетевого образовательного пространства.

Таблица 1

Алгоритм формирования сетевого образовательного сообщества

Формирование рабочей группы по сетевому взаимодействию Подбор сотрудников организаций-партнеров для осуществления сетевого взаимодействия

Оценка сетевого потенциала и уровня эффективности его использования Определение достаточности ресурсов для реализации образовательной программы в сетевом сотрудничестве

Инвентаризация образовательных ресурсов, которые могут быть использованы Систематизация образовательных ресурсов в соответствии с промежуточными и итоговыми целями обучения

Нормативно-правовое и организационное обеспечение сетевого взаимодействия Формирование пакета документов для реализации образовательной программы

Планирование различных форматов сетевого взаимодействия Определение проблемных узлов и рисков в реализации программы и траекторий ведения образовательного процесса

Кроме того, за период жизни программы мы провели комплекс мероприятий по совершенствованию программы: семинары и круглые столы со всеми участниками программы, стратегическая сессия «Новый дизайн образовательной программы», где были определены направления развития программы, отработаны новые модели реализации.

Следует отметить достижения программы, растет состав участников научных и творческих мероприятий, причем и студентов, и преподавателей.

Это подтверждается активным участием студентов-продюсеров в ежегодных всероссийских и региональных конференциях, студенческих форумах и конкурсах. Круг обсуждаемых проблем ежегодно пополняется актуальной информацией в сфере медиа.

Продюсер - человек, формирующий творческую составляющую, это подтверждается успешной реализацией студенческих творческих проектов, успех и востребованность которых подтверждается их трансляцией в региональной сетке вещания, а также увеличением интереса среди пользователей сети Интернет, потому что студенты в своих проектах поднимают актуальные темы для региона.

Мы отмечаем, что созданы условия для качественного образования. Но, тем не менее, современные социально-экономические условия, условия жизнедеятельности требуют дальнейшего совершенствования реализации программы, особенно в случае повышения мотивации по привлечению потребителя (абитуриентов) на программу, увеличение разнообразия форм и методов работы по различным дисциплинам, расширение условий реализации студентами творческих работ. Совершенствование процесса и изменение содержания подготовки будущих продюсеров основывается на изучении особенностей развития пространства медиа и стратегических векторов преобразований в системе образования. В настоящее время сложились особенные тенденции в сфере медиаобразования. Мы отмечаем ряд вызовов.

Внешние вызовы:

- Снижение общего культурного уровня молодежи;

- Активное развитие интернет-медиапространства, усиливающее конкуренцию традиционным СМИ.

Внутренние вызовы:

- в связи с жестко-регламентированными правилами на рынке труда затрудняется процесс трудоустройства выпускников, готовых осуществлять творческие проекты в системе креативных индустрий;

- специфические черты творческих направлений, характеризующихся индивидуализацией, вызывают сложности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях командной работы;

- излишние традиционность и консерватизм программ сферы культуры и искусства, затрудняющие внедрение инноваций.

При осмыслении результатов деятельности нашего педагогического коллектива инновационный путь развития системы подготовки специалиста медиаискусства представляется как формирование инновационного образовательного пространства, границы которого расширены за счет привлечения новых технологий организации обучения с привлечением профессионального сообщества, организацией учебных событий в культурной среде Нижнего Новгорода, что отвечает современным тенденциям развития образования.

Мы представляем процесс подготовки продюсеров для региона как поток создания ценности. Соответственно главная задача организации этого процесса в концепции лин продакшн это непрерывное

устранение потерь. В условиях предпрофессионального взаимодействия студентов и медиасообщества потери в части трудоустройства выпускников минимизируются.

Кроме того, данный подход можно описать с позиции кластерного подхода как наиболее эффективный и актуальный в реализации нашей программы. При этом «кластер понимается как специально организованная культурно-образовательная система, в выстроенной совокупности взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, технологических, производственных учреждений, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними» [Трушников Д.Ю.].

Данный подход предполагает особый вид взаимодействия, в котором добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям.

Мы планируем организацию инновационного пространства обучения с привлечением потенциальных работодателей и лучших кадров города к учебному и внеучебному процессу. Данное пространство можно обозначить как кайдзен группа, непрерывно совершенствующая процесс подготовки будущих продюсеров. И в этой части мы выстраиваем уже сейчас взаимодействие с образовательными учреждениями и медиа организациями. Но расширение пространства обучения и профессионального развития будет способствовать качественной подготовке будущих специалистов.

Далее мы представляем картирование процесса трудоустройства. Трудоустройство наших выпускников является проблемным узлом в процессе самостоятельного построения профессиональной карьеры молодыми специалистами. Мы видим, что время, потраченное на трудоустройство, по опросу наших выпускников, в среднем составляет 3 месяца.

Результатом работы кайдзен-группы должно стать существенное сокращение явных потерь, а также работы, не добавляющей ценности на этапе трудоустройства выпускника. Такое сокращение временных потерь происходит за счет предтрудовых проб и действий наших студентов, осуществляемых в профессиональном творческом поле.

Таким образом, в дальнейшей реализации программы в стратегической перспективе мы видим следующие мероприятия:

- Организация учебных событий в рамках учебного плана «Продюсерство» путем участия в значимых культурных мероприятиях Нижнего Новгороды;

- Организация мероприятий в сфере развития медиаграмотности, кинограмотности, профессионального воспитания и развития личности (Создание студенческого киноклуба «Kinodrive», целью которого является изучение аудиовизуального искусства как инструмента воспитания и развития личности);

- Расширения студенческого сообщества: создание студенческого медиабюро «Mininmedia»);

- Программа профориентационного взаимодействия с профильными организациями «Маршрут успеха»;

- Создание линейки образовательных продуктов, формирующих или повышающих квалификацию педагогов в сфере разработки аудиовизуального образовательного контента. Данное направление особенно для педагогов актуально в современных условиях цифровизации образовательной среды.

В соответствии с этим, мы решаем важные задачи:

В области обучения: Создание современной образовательной площадки подготовки специалистов для креативных индустрий региона, имеющих практическую готовность к творческой деятельности за счет сформированных комплекса общекультурных, личностных и профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда.

В области продвижения: Развитие позитивного делового имиджа программы за счет привлечения таких инструментов как организация совместных творческих, научных, культурно-просветительских мероприятий в рамках взаимодействия с творческими организациями и персонами.

Выводы. В реализации предложенной деятельности очевидны риски. Важно отметить, что при расширении пространства обучения необходимо адекватное правовое сопровождение процесса взаимодействия, что не всегда возможно сделать оперативно и в соответствии с целями сетевых партнеров.

Результатом нашего проекта мы видим уникального центра профессиональной подготовки нового поколения выпускников-продюсеров, обладающих необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности, способствующих развитию регионального медиапространства, в части генерации интеллектуальных и творческих ресурсов.

Следует отметить, возможность генерации и тиражирования практики организации процесса обучения на основе внедрения кластерных технологий для обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов, воспитания личности профессионала, обладающей профессиональным складом мышления, готового свои знания, умения и профессиональный опыт использовать в интересах региона.

Литература:

1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку - М.: Эврика, 2006. - 212 с.

2. Градосельская Г.В. Сетевой анализ как метод исследования современных трансформаций // Социально-экономическая трансформация в России: научные доклады. М., 2001. - С. 43-76.

3. Медведева Т.Ю. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ / Т.Ю. Медведева, О.А. Чехова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 10 ноября 2015 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. -С. 330-332.

4. Медведева Т.Ю., Николина В.В., Сизова О.А. Сетевое взаимодействие как возможность совершенствования процессом управления образовательной программой Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. - С. 103-106.

5. Медведева Т.Ю., Колпакова Е.П. Структура и содержание профессиональной культуры работников медиасферы. Школа будущего. 2020. № 3. - С. 132-137.

6. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Текст] / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162.

7. Сизова О.А., Медведева Т.Ю., Медведев А.Н. Трансформация образовательных программ предметной области культура и искусства под влиянием техники. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. - С. 222-225.

8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/

9. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. - С. 3.

10. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями - М.: Институт социологии РАН, 1999, - С. 24-32

Педагогика

УДК 37.01:[81:1]

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования» Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

КТО ВЫ, МИСТЕР ПАТТЕРН?

(КОГНИТИВНЫЕ МАСКИ ПРОЦЕССА ПАТТЕРНИЗАЦИИ)

Аннотация. В статье на основе изучения узуальных употреблений термина «паттерн» в различных областях науки впервые сделана попытка установить соотношения данного понятия со смежными ему типами концептов - понятием, когнитивной моделью, образом, гештальтом, схемой, фреймом, сценарием, прототипом, стереотипом, семантическим архетипом - на основе применения достижений когнитивной парадигмы знания.

Ключевые слова: паттерн, когнитивный паттерн, паттернизация, концепт.

Annotation. In the article, based on the study of the common usage of the term "pattern" in various fields of science, an attempt is made for the first time to establish the relationship of this concept with its related types of concepts - concept, cognitive model, image, gestalt, scheme, frame, scenario, prototype, stereotype, semantic archetype - based on the application of the achievements of the cognitive paradigm of knowledge.

Keywords: pattern, cognitive pattern, patterning, concept.

Введение. Слово паттерн заимствовано от английского pattern «образец, модель, шаблон». Словари английского языка среди прочих фиксируют следующие определения лексемы pattern: план или схема, которая используется в качестве руководства к действию; модель, достойная подражания; представитель образца [20, с. 97-98].

Таким образом, уже исходное значение лексемы паттерн в английском языке, репрезентированное во внутренней форме этого слова, относит нас к разнообразным типам концептов, если понимать концепт в обобщенном родовом значении, объединяющем свои конкретные проявления.

Целью данной статьи является установление когнитивного статуса понятия «паттерн» на основе междисциплинарного исследования специфики его использования в качестве инструмента анализа в различных областях научного знания.

В работах, посвященных обобщению исследований, проводимых в рамках когнитивной лингвистики [1, 8, 14, 16 и др.], выделяются следующие виды концептов: понятие, модель, образ, гештальт, схема, фрейм, сценарий, прототип, стереотип, семантический архетип, когнитивная матрица, концептуальные сети и др.

Изложение основного материала статьи. Анализ выявил, что в научной литературе наблюдается многообразие феноменов, которые обозначаются терминами «паттерн» и «когнитивный паттерн». При этом родовыми понятиями, через которые толкуется феномен паттернизации, выступают «концепт» и «когнитивная модель».

Паттерн - это когнитивная модель. В когнитивной лингвистике, вслед за Дж. Лакоффом, выявление когнитивных моделей используется для характеристики процесса категоризации в естественном языке. Как пишут В.З. Демьянков и Е.С. Кубрякова, «фактически же при этом описываются механизмы мышления и образования концептуальной системы человеческого сознания как той базы, на которой мышление протекает» [5, с. 55].

Т.В. Зайдаль, изучая паттерны культуры, фактически ставит знак равенства между моделями и паттернами: «модели (паттерны) культуры служат как бы скелетом, архетипической основой "кристаллизации" культурных черт. При этом одна и та же модель может наполняться разным содержанием» [7, с. 67] (Здесь и далее в цитатах из научных источников курсивом нами выделены различные типы концептов, через которые определяется понятие «паттерн» - С.М.).

Таким образом, в культурологии для реконструкции паттернов на уровне мысленно представленных идеализированных конструктов [11, с. 15] используется метод моделирования, реализуемый через «методику обоснования, планирования и развития сложной системы, представленной в виде упрощенной модели». Как отмечают исследователи [3, с. 184], моделирование паттернов актуально, когда «нужно решить, как формировать обследование проекта, требующего особых масштабных и разнообразных усилий, выявить связанные с этим трудности, определить предпочтительность различных усовершенствований, оценить альтернативные возможности достижения преследуемых целей».

Паттерн - это концепт. И.В. Леонов, который исследует проблему паттернов организации, определяющих глубинные основания формирования макроисторических концептов в современной науке через «анализ интегрированности макроисторических концептов историко-культурного бытия человека в картину мира в качестве ее необходимой компоненты» [11, с. 15], утверждает, что паттерн - это и технический термин, и метод, и эвристический концепт. При этом нельзя согласиться с выводом И.В. Леонова о том, что «паттерн - это интеллектуальный концепт» [12, с. 42], поскольку концепт по своей природе всегда выступает как мыслительное образование, поэтому, на наш взгляд, данное определение тавтологично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.