Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВАЯ ФОРМА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAM / NETWORK FORM / MANAGEMENT / IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Николина Вера Викторовна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье обсуждаются ключевые особенности реализации образовательной программы в сетевой форме. Определены специфические черты реализации программ в подобной форме: независимость участников, интеграция уникального опыта, возможность и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. На примере реализации программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в Мининском университете были определены механизмы реализации программы в сетевой форме. Раскрыты возможности сетевых форматов, позволяющих улучшить экономику реализации образовательных программ за счет эффективного использования ресурсов организаций-партнеров.The article discusses the key features of implementing an educational program in a network form. Specific features of implementing programs in this form are defined: independence of participants, integration of unique experience, ability and knowledge of participants who unite around a certain project that cannot be performed by each of the partners separately. On the example of the implementation of the program in the specialty 55.05.04 Production at Minin University, the mechanisms for implementing the program in a network form were determined. The possibilities of network formats that allow improving the economy of educational programs implementation due to the effective use of resources of partner organizations are revealed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Николина Вера Викторовна, Сизова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ»

9. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161-166.

10. Медведева Е.А., Кудринская М.В. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла с помощью искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3.С. 72-74.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор педагогических наук, профессор Николина Вера Викторовна

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

Аннотация. В статье обсуждаются ключевые особенности реализации образовательной программы в сетевой форме. Определены специфические черты реализации программ в подобной форме: независимость участников, интеграция уникального опыта, возможность и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. На примере реализации программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в Мининском университете были определены механизмы реализации программы в сетевой форме. Раскрыты возможности сетевых форматов, позволяющих улучшить экономику реализации образовательных программ за счет эффективного использования ресурсов организаций-партнеров.

Ключевые слова: образовательная программа, сетевая форма, управление, реализация образовательной программы.

Annotation. The article discusses the key features of implementing an educational program in a network form. Specific features of implementing programs in this form are defined: independence of participants, integration of unique experience, ability and knowledge of participants who unite around a certain project that cannot be performed by each of the partners separately. On the example of the implementation of the program in the specialty 55.05.04 Production at Minin University, the mechanisms for implementing the program in a network form were determined. The possibilities of network formats that allow improving the economy of educational programs implementation due to the effective use of resources of partner organizations are revealed

Keywords: educational program, network form, management, implementation of the educational program.

Введение. Исследования в сфере управления стали активно проводиться начиная с середины прошлого века и связаны с гуманизацией социальных процессов, в том числе и профессиональных. На основании анализа научных положений и теорий, а также при помощи изучения нормативно-правовой базы, в своем исследовании, мы попытаемся, обозначить наиболее эффективные форматы управления в сфере образования. Изучение проблем управления связано с практикой внесения преобразований в реализацию деятельности на основе научной аргументации, но не существует таких научных теорий, которые могли бы дать конкретную программу действий в достижении результата. Алгоритм внедрения новшеств может быть выработан только путем исследования конкретной деятельности и специфики ее реализации.

Открытия в сфере менеджмента обеспечили широкие возможности для применения их в управленческой практике, а также развития прикладных междисциплинарных исследований. Однако и на сегодняшний день остаются актуальными проблемы эффективного распределения и использования ресурсов в процессе реализации образовательной деятельности. Успешное функционирование учебного процесса напрямую зависит от эффективного построения системы обучения, эффективного использования ресурсов, обеспечивающих результаты обучения.

Перечисленные проблемы зачастую входят в противоречие с традиционными способами организации образовательного процесса и оперативного управления им. Внедрение инноваций в содержание, использование методов обучения и, оставляя без изменений организацию обучения в целом, не способно обеспечить эффективность, востребованность, конкурентоспособность образовательных программ, как продукта образовательной деятельности. Поэтому проблема совершенствования организации и управления образовательным процессом в настоящее время является более чем актуальной. Соответственно переход на новые форматы реализации образовательной деятельности возможен лишь на основе инноваций, в том числе и использования сетевых технологий. Таким образом, современное образование предполагает применение актуальных технологий, включая технологии сетевого взаимодействия.

Содержание нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательный процесс, определяет сетевую форму реализации образовательной программы как возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В Федеральном законе об образовании Российской Федерации указывается, что организацией-партнером является та организация, которая может обеспечить необходимыми ресурсами для реализации образовательной программы в соответствии с ее содержанием, направленностью. Готовность системы образования к принятию вызовов современности и реализации сетевого взаимодействия нормативно

обеспечивается статьей 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой предлагается «сетевая форма реализации образовательных программ как возможность освоения обучающимися программы с использованием ресурсов нескольких организаций» [5].

При этом сетевой формат совместной деятельности характеризуется как наиболее эффективный для реализации целей в любом виде деятельности, в частности образовательной. Сетевое партнерство выстраивается на заинтересованности каждого в результате деятельности и заинтересованности в сетевом взаимодействии как в ресурсе достижения поставленной цели.

Анализ определений понятия «сеть» ведущих ученых данной проблемы Г.В. Градосельской, М.М. Чучкевича и др. выявляет следующее понимание исследуемого феномена: под «сетью» можно понимать совокупность учреждений, имеющая общие цели; ресурсы для их достижения; единый центр управления [7].

Сетевое взаимодействие - это «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов (в том числе использование ИК-технологий)» [1].

Сущность сетей и сетевого взаимодействия отражена в исследованиях Г.В. Градосельской [2]. Согласно им основная суть исследуемого феномена выражается в том, что сетевое взаимодействие - это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения.

Методологическая рамка исследования. Основным методом исследования данной темы является анализ условий реализации сетевой образовательной программы по специальности Продюсерство. Кроме того, применялись теоретические методы, такие как сравнительный исторический и диалектический методы исследования.

Предметом исследования является процесс управления сетевой образовательной программой по специальности Продюсерство.

Задачи исследования.

- проанализировать нормативно-правовые основы и теоретико-методологические концепции по проблемам реализации сетевого взаимодействия в образовательной деятельности;

- изучить предпосылки и механизмы внедрения инновационных сетевых форматов организации образовательного процесса;

- описать опыт, иллюстрирующий специфику проектирования сетевого взаимодействия образовательной организации и производства, выпускающего СМИ с наличием управляющего центра и проследить изменения в качестве обучения;

- определить эффективность применения сетевых технологий при реализации образовательных программ.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить тенденции социально-экономического развития нашего общества как предпосылки формирования сетевых форм реализации образовательного процесса. Ключевой характеристикой сферы образования является конкуренция, при этом в образовании конкурируют системы, вузы, образовательные программы, что требует регулярного апгрейда технологий, быстрого внедрения инноваций, мобильной подстройки к требованиям динамично меняющегося мира. При этом потребность в качественном образовании является важной ценностью и жизненной необходимостью населения, что обеспечивает определенный социальный статус.

При сетевом взаимодействии сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ.

Социальное партнерство образовательного учреждения - система отношений его с другими учреждениями (организациями), обеспечивающая возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности. При этом сетевой формат основывается на привлечении различных ресурсов: материально-технических, кадровых, информационных, учебно- методических и др.

Анализ возможностей реализации сетевого сотрудничества в образовании характеризуется отсутствием ограничений к предмету сетевого взаимодействия. Сетевым мероприятием может стать любое учебное событие: образовательная программа, часть учебного плана (дисциплина, модуль, практика, стажировка и т.п.), специализированные мероприятия: олимпиады, конференции, конкурсы и т.п. [9].

Участниками-партнерами в сетевом образовательном сообществе в соответствии с законодательством могут быть не только образовательные организации, но и представителя бизнеса, производства, науки, политики и др.

Стремление реагировать на индивидуальные потребности наших потенциальных студентов и анализ региональных условий рынка труда определили открытие на базе Мининского университета сетевой программы «Продюсерство» Специализация: продюсер телевизионных и радиопрограмм» в партнерстве с крупнейшим медиахолдингом региона ГТРК «Нижний Новгород». Программа - единственная в регионе и единственная в стране, которая реализуется в сетевом сотрудничестве.

Уникальность программы заключается в том, что в рамках сетевого партнерства — современной формы взаимодействия вуза и организации-партнера — уже с первого курса обучения будущие продюсеры могут окунуться в профессию в студиях и аппаратных ГТРК «Нижний Новгород», где проходят обучение и на практике познают свою будущую профессии под руководством специалистов компании.

Кроме того, учебный план имеет модульное построение, где каждый модуль объединяет родственные дисциплины, что позволяет студенту сосредоточится на обучении к определенному аспекту профессии и лучше усвоить материал. Изучение каждого модуля представляет собой своего рода погружение в конкретный вид будущей профессиональной деятельности. Аттестация по модулю это выполнение какого-

либо проекта, который отражает уровень освоения каждой дисциплины модуля. Традиционное обучение предполагает последовательное изучение дисциплин в каждом семестре. Таким образом, в каждом семестре студенты осваивают дисциплины из разных областей знания.

При модульном построении учебного плана происходит выделение модулей - групп дисциплин, объединенных тематически, т.е. идеей подготовки. Каждый модуль рассчитан на один семестр. Освоение каждого модуля - это формирование компоненты готовности к определенному виду будущей проф. деятельности. Поэтому мы говорим о том, что модульное обучение является значительно более практико-ориентированным.

Важным отличием реализации данной программы является то, что начиная с первого семестра, студенты не только изучают теорию, но и оттачивают навыки, работая с реальным материалом, готовя себя к будущей профессиональной деятельности, связанной с управлением процесса создания «творческого продукта».

В рамках нашего исследования мы провели анкетирование преподавателей, направленное на выявление отношения к реализации программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в сетевой форме. Из 27 опрошенных преподавателей, участвующих в реализации данной программы 23 человека отметили необходимость привлечения стратегических партнеров к реализации подобной программы. Подавляющее большинство респондентов считают сетевую форму реализации образовательной программы по специальности 55.05.04 Продюсерство эффективным инструментом в управлении образовательной программой.

Рисунок 1. Результаты анкетирования преподавателей, направленного на выявление отношения к реализации в сетевой форме программы по специальности 55.05.04 Продюсерство

Также в рамках нашего исследования мы посчитали необходимым, провести дополнительный опрос преподавателей, которые положительно относятся к реализации программы в сетевой форме. Содержание вопросов в анкетах было разработано по трем ключевым направлениям, с целью выявления отношения о необходимости реализации программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в сетевой форме. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты анкетирования преподавателей, направленное на выявление отношения к реализации программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в сетевой форме

Представленные результаты свидетельствуют о том, что реализация программы по специальности 55.05.04 Продюсерство в сетевой форме способствует успешному профессиональному развитию будущего выпускника, адаптации его к будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Имея пятилетний опыт реализации сетевого взаимодействия, мы можем предложить алгоритм для создания сетевого сообщества. Прежде всего, рекомендуется сформировать проектную команду из представителей и сотрудников организаций-партнеров. Кроме того, необходимо обеспечить условия для реализации проектной деятельности. В первую очередь выделим наличие административного ресурса и доступ к информации об учреждениях и их возможностях, что позволит обеспечить оценку сетевого потенциала и уровня эффективности его использования, которые могут быть использованы, принять управленческие решения и осуществить их реализацию в учебном процессе.

Практика реализации сетевой формы обучения позволяет нам выделить такие показатели значимости сетевого взаимодействия, как:

- Укрепление позиции субъектов сетевого взаимодействия как центров профессиональной подготовки специалистов.

- Доступность качественной современной образовательной услуги.

- Устранение разрыва между профессиональным обучением и трудовой деятельностью.

При осмыслении результатов деятельности педагогического коллектива сетевой программы перспективы развития деятельности мы видим как создание нового расширенного образовательного пространства, на основе распространения новых технологий организации обучения, что отвечает современным тенденциям развития образования [3].

Таким образом, сетевое взаимодействие характеризуется адекватным изменением содержания и форм образовательной деятельности, количества образовательных программ в соответствии с условиями рынка образовательных услуг, повышением качества образования за счет привлечения широкого спектра ресурсов для реализации программ. Кроме того, сетевые форматы позволяют улучшить экономику реализации образовательных программ, т.к. позволяют эффективно использовать ресурсы организаций-партнеров.

Литература:

1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку - М.: Эврика, 2006. - 212 с.

2. Градосельская Г.В. Сетевой анализ как метод исследования современных трансформаций // Социально-экономическая трансформация в России: научные доклады. М., 2001. - С. 43-76.

3. Медведева Т.Ю. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ / Т.Ю. Медведева, О.А. Чехова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 10 ноября 2015 г.). - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. -С. 330-332.

4. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Текст] / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162.

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/

6. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 3.

7. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями - М.: Институт социологии РАН, 1999, -С. 24-32

Педагогика

УДК 376.36-053.4(045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Хасьянова Динара Равилевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития словесного творчества у дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье проанализировано понятие «словесное творчество», раскрыты ключевые характеристики творческой деятельности и процесса становления и развития словесного творчества у детей. Выделены особенности психофизического развития детей с общим недоразвитием речи, обусловливающие специфику развития словесного творчества у детей данной категории. Сделаны выводы об особенностях становления и развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: творчество, словесное творчество, дошкольный возраст, дети с общим недоразвитием речи.

Annоtation. The article is devoted to the problem of development of verbal creativity in pre-school children with general underdevelopment of speech. The article analyzed the concept of «verbal creativity», revealed key characteristics of creative activity and the process of formation and development of verbal creativity in children. The features of psychophysical development of children with general underdevelopment of speech are identified, which make it necessary to develop verbal creativity in children of this category. Conclusions were drawn about peculiarities of formation and development of verbal creativity in children with general underdevelopment of speech. Keywords: creativity, verbal creativity, preschool age, children with general underdevelopment of speech.

Работа выполнена в рамках гранта «Научно-методические основы формирования словесного творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья» Конкурса научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности

вузов-партнеров

Введение. Формирование творческих способностей начинается еще в раннем детстве: ребенок начинает творить - писать свои первые картины, придумывать новые слова, сочинять истории. Поэтому на протяжении всего дошкольного детства задачами взрослого является поддержка и побуждение детской инициативы, которая является важным условием развития у ребенка как способности к различным видам творчества, так и познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.