Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / CREATIVITY / VERBAL CREATIVITY / PRESCHOOL AGE / CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Хасьянова Динара Равилевна

Статья посвящена проблеме развития словесного творчества у дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье проанализировано понятие «словесное творчество», раскрыты ключевые характеристики творческой деятельности и процесса становления и развития словесного творчества у детей. Выделены особенности психофизического развития детей с общим недоразвитием речи, обусловливающие специфику развития словесного творчества у детей данной категории. Сделаны выводы об особенностях становления и развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи.The article is devoted to the problem of development of verbal creativity in pre-school children with general underdevelopment of speech. The article analyzed the concept of «verbal creativity», revealed key characteristics of creative activity and the process of formation and development of verbal creativity in children. The features of psychophysical development of children with general underdevelopment of speech are identified, which make it necessary to develop verbal creativity in children of this category. Conclusions were drawn about peculiarities of formation and development of verbal creativity in children with general underdevelopment of speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Хасьянова Динара Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

- Укрепление позиции субъектов сетевого взаимодействия как центров профессиональной подготовки специалистов.

- Доступность качественной современной образовательной услуги.

- Устранение разрыва между профессиональным обучением и трудовой деятельностью.

При осмыслении результатов деятельности педагогического коллектива сетевой программы перспективы развития деятельности мы видим как создание нового расширенного образовательного пространства, на основе распространения новых технологий организации обучения, что отвечает современным тенденциям развития образования [3].

Таким образом, сетевое взаимодействие характеризуется адекватным изменением содержания и форм образовательной деятельности, количества образовательных программ в соответствии с условиями рынка образовательных услуг, повышением качества образования за счет привлечения широкого спектра ресурсов для реализации программ. Кроме того, сетевые форматы позволяют улучшить экономику реализации образовательных программ, т.к. позволяют эффективно использовать ресурсы организаций-партнеров.

Литература:

1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку - М.: Эврика, 2006. - 212 с.

2. Градосельская Г.В. Сетевой анализ как метод исследования современных трансформаций // Социально-экономическая трансформация в России: научные доклады. М., 2001. - С. 43-76.

3. Медведева Т.Ю. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ / Т.Ю. Медведева, О.А. Чехова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 10 ноября 2015 г.). - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. -С. 330-332.

4. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Текст] / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162.

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/

6. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 3.

7. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями - М.: Институт социологии РАН, 1999, -С. 24-32

Педагогика

УДК 376.36-053.4(045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Хасьянова Динара Равилевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития словесного творчества у дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье проанализировано понятие «словесное творчество», раскрыты ключевые характеристики творческой деятельности и процесса становления и развития словесного творчества у детей. Выделены особенности психофизического развития детей с общим недоразвитием речи, обусловливающие специфику развития словесного творчества у детей данной категории. Сделаны выводы об особенностях становления и развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: творчество, словесное творчество, дошкольный возраст, дети с общим недоразвитием речи.

Annоtation. The article is devoted to the problem of development of verbal creativity in pre-school children with general underdevelopment of speech. The article analyzed the concept of «verbal creativity», revealed key characteristics of creative activity and the process of formation and development of verbal creativity in children. The features of psychophysical development of children with general underdevelopment of speech are identified, which make it necessary to develop verbal creativity in children of this category. Conclusions were drawn about peculiarities of formation and development of verbal creativity in children with general underdevelopment of speech. Keywords: creativity, verbal creativity, preschool age, children with general underdevelopment of speech.

Работа выполнена в рамках гранта «Научно-методические основы формирования словесного творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья» Конкурса научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности

вузов-партнеров

Введение. Формирование творческих способностей начинается еще в раннем детстве: ребенок начинает творить - писать свои первые картины, придумывать новые слова, сочинять истории. Поэтому на протяжении всего дошкольного детства задачами взрослого является поддержка и побуждение детской инициативы, которая является важным условием развития у ребенка как способности к различным видам творчества, так и познавательной активности.

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является словесное творчество. Формирование данного процесса у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием воображения и проявляется в разных формах - творческом пересказывании, создании новых слов, создании различных сочинений с самостоятельно придуманным сюжетов (сказок, стихотворений и т.д.). Не менее значимо для развития словесного творчества накопление ребенком знаний и представлений об объектах и явлениях окружающего мира, опыта взаимодействия с ними, опыта социальных контактов. Однако весомой составляющей словесного творчества является и достаточный уровень развития речи ребенка, его умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, уровень сформированности лексико-грамматического компонента языковой способности. Дети с нарушениями речевого развития, в частности, дошкольники с общим недоразвитием речи, испытывают значительные трудности в процессе формирования словесного творчества, обусловленные системным характером речевого дефекта.

Анализ научно-методических материалов показывает, что особенности формирования словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи рассмотрены не в полной мере. В связи с этим изучение научно-теоретических аспектов проблемы формирования словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста является актуальным и перспективным направлением психолого-педагогических исследований.

Цель статьи - раскрыть научно-теоретические аспекты проблемы формирования словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала статьи. Процесс формирования творческой деятельности у детей дошкольного возраста широко изучался различных направлениях. Так, например, анализ творческих компонентов в различных видах деятельности дошкольника затрагивали в своих исследованиях Л.А Венгер, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Репина, К.В. Тарасова; особенности развития воображения в игре изучались Е.М. Гаспаровой, Р.И. Жуковской, Э.П. Коротковой, Н.Я. Михайленко; вопросам формирования детского художественного творчества были посвящены работы Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казакова, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной.

Несмотря на разные аспекты изучения творчества, ученые пришли к выводу о влиянии сформированности творческих способностей не только на развитие высших психических функций, но и на развитие личности ребенка в целом, в том числе на речевое развитие и уровень сформированности школьной готовности.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества выделен ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: самостоятельное применение имеющегося опыта в незнакомой ситуации; способность к выделению новой функции и структуры предмета (объекта); выделение актуальной проблемы в стандартной ситуации; нахождение альтернативных способов решения возникших задач; сочетание различных способов деятельности.

Е.П. Ильин, опираясь на работы Б.М. Теплова, характеризуя творчество, отмечает, что главным условием развития творческих способностей является самостоятельно возникшая у ребенка инициатива к творению. Но, по мнению ученого, незаурядные творческие способности возможно развить в условиях проведения систематической педагогической работы [5, с. 411.

В педагогической науке творчество определяется как деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Н.В. Гавриш видит значение творчества ребенка в создании нового для него, что и определяет значение творчества для формирования личности [1, с. 631.

По мнению многих авторов, главным элементом творчества и творческой деятельности человека в целом выступает воображение - высшая психическая функция, характеризующая специфический человеческий характер деятельности индивида. Благодаря воображению (или фантазии) человек способен представить конечный результат деятельности, еще до ее начала. Л.Ю. Субботина отмечает, что развитие воображения происходит скачкообразно. Наибольший подъем наблюдается в момент занятия ребенка каким-либо видом деятельности, спад - во время покоя. Как правило, деятельность воображения в сознательном возрасте является самостоятельным процессом. Но, говоря о дошкольном возрасте, автор подчеркивает важность внешней опоры, например, игрушек, поскольку именно внешнее взаимодействие с наглядностью позволяет ребенку развивать самостоятельную внутреннюю деятельность, являющуюся основой словесного и художественного творчества. Автор также акцентирует внимание, что для развития способности к воображению большое значение играют речевое развитие и способность ребенка коммуницировать со взрослыми и сверстниками, так как речевые высказывания позволяют детям представлять и описать предметы, раннее не знакомые им [10, с. 1631.

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является словесное творчество, которое Ж.И. Журавлева определяет как продуктивную деятельность, возникающую под влиянием художественного слова и восприятия окружающей действительности. Это результат работы воображения, направленный на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях [17, с. 144].

Вопросам формирования детского словесного творчества посвящены исследования Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковской, Н.А. Орлановой, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и ряда других ученых. О.С. Ушакова подчеркивает, что познание дошкольником произведений народного фольклора и художественной литературы выступает фундаментом для формирования к способности к словесному творчеству. Исходя из этого, автор определяет словесное творчество как деятельность по созданию устных сочинений, возникающую после переживания эмоциональных впечатлений от произведений искусства или от получения нового жизненного опыта [11, с. 1471.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого начала в области слова возможно лишь при учете особенностей речевого развития, соответствующих возрастному этапу, считает Ж.И. Журавлева [4, с 1461.

О.И. Киселёва, О.А. Кривоногова выделяют следующие этапы формирования детского словесного творчества:

1) накопление опыта - на этом этапе, благодаря обогащению жизненного опыта ребенка и его познанию окружающего мира, происходит формирование основы творческой деятельности;

2) процесс творчества - на этом этапе у ребенка появляются идеи будущего продукта творческой деятельности и поиск художественных средств. Авторы подчеркивают, что основная роль на этом этапе

отведена целевым установкам, поступивших от второго лица (например, взрослого - «Придумаем рассказ»). Наличие замысла побуждает детей к поиску средств его реализации: поиска композиции, выделении поступков героев, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания;

3) новая продукция - заключительный этап словесного (художественного) творчества. Дошкольник представляет продукт творческой деятельности другим людям, в частности для оценки. Проявляет заинтересованность в конструктивной критике взрослого, стремиться довести деятельность до конца, чтобы получить эстетическое удовольствие от своей деятельности [6, с. 811.

Исследователи единодушны во мнении, что среди разных творческих проявлений дошкольников словесное творчество занимает особое место. Для ребенка это самый сложный вид творческой деятельности, требующий взаимодействия ряда психических функций и являющийся одним из способов социокультурного развития личности. Вместе с тем они обращают внимание на то, что дети пяти лет, имеющие нормальное речевое развитие, свободно владеют и пользуются развернутой фразовой речью, применяя в ней различные конструкции сложных предложений. Для детей данного возраста характерны достаточно быстрый рост активного словаря, владение навыками словообразования и словоизменения. В норме пятилетний ребенок имеет правильное звукопроизношение, а также готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако есть контингент детей, у которых при нормальном слухе и сохранном интеллекте происходит выраженное отставание в формировании всех компонентов языковой системы: звуковой стороны (фонетики), смысловой стороны (лексики, грамматики) и связной речи. Данное нарушение в логопедической литературе определено как общее недоразвитие речи. Оно имеет различное происхождение и различную структуру отклонений, но у всех детей с общим недоразвитием речи есть типичные отклонения, указывающие на общее нарушение речевой деятельности. В психолого-педагогической литературе в качестве одного из специфических признаков, характерных для общего недоразвития речи, выступает задержанное появление речи. У детей, имеющих недоразвитие речи, период появления первых слов сдвигается к возрастному периоду 3-4 (или даже 5) лет [2; 81.

К наиболее специфичным показателем наличия речевого нарушения у детей дошкольного возраста относятся: позднее появление экспрессивной речи, бедность лексической стороны речи, выраженный аграмматизм, фонетико-фонематические дефекты, нарушения слоговой структуры слов. Исследователи отмечают, что описываемые выше нарушения речевого развития наиболее четко проявляются при построении детьми с общим недоразвитием речи монологического высказывания [2; 7; 81.

С.Н. Сазонова обращает внимание на то, что дети, имеющие нарушения речи, не испытывают затруднений при назывании предметов, явлений и действий хорошо знакомых им из жизненного опыта. Заметные затруднения появляются при попытке самостоятельного составления связных высказываний. В свободных высказываниях они мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предмета, способы действия. К наиболее часто встречающимся в их речи лексическим ошибкам можно отнести: 1) замену названия части предмета названием целого предмета (спинка - стул); 2) замену названия профессий названием действий (учитель - учит); 3) замену видовых понятий родовыми и наоборот (береза - дерево, инструмент - молоток); 4) взаимозамещение признаков (низкий - высокий) [8, с. 531.

Исследования показали, что уровень сформированности лексико-грамматических средств у дошкольников с общим недоразвитием речи языка ниже, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Самостоятельная связная контекстная речь у дошкольников с речевыми нарушениями долгое время остается несовершенной и характеризуется затруднениями в программировании высказываний, в отборе материала, в лексико-грамматическом структурировании высказываний, а также нарушениями связности и последовательности изложения [7, с. 691.

В исследованиях указывается, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются выраженные недостатки лексико-грамматического компонента языковой способности: ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний, в выражении предложно-падежных конструкций. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Из-за нарушений пространственного восприятия, наиболее трудным для таких детей является употребление сложных предлогов (из-за, из-под, между). В основном дошкольники при составлении устных высказываний используют простые предлоги или хорошо знакомые им (к, у, на). Из-за слабой мотивации к речевой активности дети с общим недоразвитием речи не способны не только самостоятельно овладеть более сложными предлогами, но и достаточно часто допускают ошибки при употреблении простых предлогов по типу замены или смешения [6; 7; 81.

Авторы, рассмотревшие вопросы формирования словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи (В.П. Глухов, Т.П. Жуйкова, О.И. Киселёва, О.А. Кривоногова, Д.К. Русина, Е.Г. Семёновых и др.), делают вывод о выраженных затруднениях, с которыми сталкиваются дети данной категории в процессе его становления.

Так, Е.Г. Семёновых отмечает, что формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существенно затруднено: эти дети испытывают значительные трудности в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко при выполнении творческого задания дети с общим недоразвитием речи пересказывают хорошо знакомый им литературный текст или же отказываются от выполнения вовсе [9, с. 1441.

Уровень автоматизированности речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи ниже, чем у сверстников с нормой речевого развития. Поэтому, выполняя задания, требующие самостоятельного составления рассказа или пересказа, они нуждаются в дополнительной помощи в виде словесной или изобразительной подсказок. Нередко рассказы дошкольников с речевыми нарушениями носят фрагментарный характер [3, с. 31.

В.П. Глухов отмечает, что при составлении рассказа дети данной категории чаще всего не способны связно и с соблюдением логики повествования передать свои мысли или литературный текст, ошибаются в последовательности событий, допускают пропуски важных смысловых звеньев, и даже отдельных действующих лиц. Характерными являются ошибки в подборе лексических средств, при построении предложений дети не соблюдают грамматические нормы языка. Более того, автор подчеркивает, что

имеющиеся нарушения звукопроизносительной стороны речи препятствуют самостоятельному возникновению инициативы к речевому творчеству [21.

Т.П. Жуйкова, Д.К. Русина отмечают, что содержание творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи отличается неполнотой, фрагментарностью и примитивностью. Дети также испытывают выраженные затруднения в поиске средств воплощения в творческом рассказывании, таких как лексический словарь, выразительные средства языка, использование диалогической формы повествования и т.д. [3, с. 941.

Таким образом, словесное творчество дошкольников с общим недоразвитием речи является несовершенным как по структурно-семантической организации, так и по отбору соответствующих языковых средств.

Выводы. У детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста способность к словесному творчеству развита на значительно более низком уровне, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Ключевой причиной является низкий уровень сформированности речевых навыков, вследствие чего дети сталкиваются с трудностями словесного опосредования и преобразования опыта, полученного самостоятельно, или информации, услышанной от других или полученной из книг. Узкий кругозор и речевые нарушения создают значительные трудности при создании нового словесного продукта. Низкая мотивация к речевой деятельности и комплексный характер речевого недоразвития приводит к низкому качеству речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи в целом и в частности - к их попыткам творческого рассказывания и преобразования текстов. Негативный вклад в процесс формирования словесного творчества вносят недостатки познавательной сферы (мышления, воображения). Формирование у дошкольников способности к словесному творчеству - достаточно длительный процесс, требующий как целенаправленного педагогического воздействия в режимных моментах учебно-воспитательного процесса, так и дополнительной развивающей работы в повседневной жизни детей, с целью обогащения жизненного опыта.

Литература:

1. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 62-67.

2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие. М.: В.Секачев, 2014. 232 с.

3. Жуйкова Т.П., Русина Д.К. Особенности обучения творческим рассказам по картинке детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1 (9). С. 92-96.

4. Журавлева Ж.И. Проявление словесного творчества у старших дошкольников в норме и патологии // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 144-148.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2013. 448 с.

6. Киселёва О.И., Кривоногова О.А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №1 (154). С. 80-86.

7. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. М.: Владос, 2013. - 462 с.

8. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 143 с.

9. Семёновых Е.Г. Система логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., 28 мая 2017 г. / Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 143-149.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2017. 240 с.

11. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.

Педагогика

УДК 37.036.5

магистрант Морозова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛОСТНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного художественного творчества в целостном развитии личности, направленного на приобретение эстетических знаний, воспитание художественного вкуса, выработку ценностных ориентаций, активизации творческих способностей в условиях самовыражения, самовоспитания и самореализации, многообразия видов общения.

Ключевые слова: самодеятельное художественное творчество, социально-педагогический потенциал, личность, целостное развитие.

Annotation. The article deals with the main aspects of the implementation of the socio-pedagogical potential of Amateur artistic creativity in the integral development of the individual, aimed at acquiring aesthetic knowledge, fostering artistic taste, developing value orientations, activating creative abilities in terms of self-expression, self-education and self-realization, and a variety of types of communication.

Keywords: аmateur artistic creativity, social and pedagogical potential, personality, integral development.

Введение. В современной действительности самодеятельное художественное творчество не утратило своей общественной ценности, оно продолжает существовать и развиваться, то сохраняя традиционные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.