Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход формирования образовательных программ при переходе на систему опережающей подготовки кадров'

Практико-ориентированный подход формирования образовательных программ при переходе на систему опережающей подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL PROGRAM / ADVANCED TRAINING SYSTEM / OPEN SYSTEM / BEST PRACTICES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / INNOVATIVE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева О. Е.

Проанализирована возможность применения новой формы подготовки кадров по принципу открытой системы, включающей модули обучения, встраиваемые в образовательную программу на основе «лучших практик». При реализации образовательной программы расширен круг участников. Участниками являются вузы-партнеры и предприятия, предоставляющие доступ к новым технологиям и материально-технической базе. Предложенная практико-ориентированная модель образования, позволяет сформировать рациональный механизм софинансирования образовательных программ всеми ее участниками. Предложен подход к подготовке кадров с заделом высокого профессионального роста на основе практико-ориентированной образовательной среды. Проведенный анализ нормативных правовых актов позволил определить наиболее эффективные формы взаимодействия участников образовательной платформы и новые принципы организации опережающей подготовки кадров. Определена роль инновационных научно-технологических центров в формировании новой модели подготовки кадров.The possibility of applying a new form of personnel training on the principle of an open system that includes training modules that are embedded in the educational program based on «best practices» has been analysed. When implementing the educational program, the circle of participants has been expanded. The participants are partner universities and enterprises that provide access to new technologies and material and technical base. The proposed practice-oriented model of education allows us to form a rational mechanism for co-financing educational programs by all its participants. An approach to personnel training with a reserve of high professional growth based on a practice-oriented educational environment has been proposed. The conducted analysis of normative legal acts has made it possible to determine the most effective forms of interaction between participants in the educational platform and new principles for organizing advanced training. The role of innovative scientific and technological centers in the formation of a new model of personnel training has been determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход формирования образовательных программ при переходе на систему опережающей подготовки кадров»

УДК 378

JEL М54

DOI 10.26425/1816-4277-2020-3-19-25

Астафьева Ольга Евгеньевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3957-790X e-mail: aoe@list.ru

Astafyeva Olga

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3957-790X e-mail: aoe@list.ru

практико-ориентированный подход формирования образовательных программ при переходе на систему опережающей подготовки кадров

Аннотация. Проанализирована возможность применения новой формы подготовки кадров по принципу открытой системы, включающей модули обучения, встраиваемые в образовательную программу на основе «лучших практик». При реализации образовательной программы расширен круг участников. Участниками являются вузы-партнеры и предприятия, предоставляющие доступ к новым технологиям и материально-технической базе. Предложенная практико-ориентированная модель образования, позволяет сформировать рациональный механизм софинансирования образовательных программ всеми ее участниками. Предложен подход к подготовке кадров с заделом высокого профессионального роста на основе практико-ориентированной образовательной среды. Проведенный анализ нормативных правовых актов позволил определить наиболее эффективные формы взаимодействия участников образовательной платформы и новые принципы организации опережающей подготовки кадров. Определена роль инновационных научно-технологических центров в формировании новой модели подготовки кадров.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, образовательная программа, система опережающей подготовки кадров, открытая система, лучшие практики, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, примерная основная образовательная программа, инновационный научно-технологический центр.

Цитирование: Астафьева О.Е. Практико-ориентированный подход формирования образовательных программ при переходе на систему опережающей подготовки кадров//Вестник университета. 2020. № 3. С. 19-25.

practice-oriented approach to the formation of educational programs at the transition to the system of advanced training

Abstract. The possibility of applying a new form ofpersonnel training on the principle of an open system that includes training modules that are embedded in the educational program based on «best practices» has been analysed. When implementing the educational program, the circle of participants has been expanded. The participants are partner universities and enterprises that provide access to new technologies and material and technical base. The proposed practice-oriented model of education allows us to form a rational mechanism for co-financing educational programs by all its participants. An approach to personnel training with a reserve of high professional growth based on a practice-oriented educational environment has been proposed. The conducted analysis of normative legal acts has made it possible to determine the most effective forms of interaction between participants in the educational platform and new principles for organizing advanced training. The role of innovative scientific and technological centers in the formation of a new model of personnel training has been determined.

Keywords: practice-oriented approach, educational program, advanced training system, open system, best practices, Federal state educational standard, professional standard, approximate basic educational program, innovative scientific and technological center.

For citation: Astafyeva O.E. (2020) Practice-oriented approach to the formation of educational programs at the transition to the system of advanced training. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 19-25. DOI: 10.26425/18164277-2020-3-19-25

© Астафьева О.Е., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

В системе образования при подготовке высококвалифицированных специалистов следует применить новую форму подготовки кадров по принципу открытой системы, в которую встраивается модульная система с практико-ориентированными элементами и с возможностью их реализации различными вузами с наилучшим набором реализации компетенций по сетевой форме обучения.

Для формирования системы опережающей подготовки кадров необходим «конструктор» подготовки кадров под прорывные технологии с включением компетенций под будущие перспективные профессии и специальности, что позволит обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, а также получить доступ к современной материально-технической и учебно-методической базе предприятий-партнеров при подготовке кадров [5].

При реализации образовательной программы на начальном этапе необходимо не менее двух вузов-партнеров, являющихся центрами компетенций и несколько практико-ориентированных центров, обладающих современными технологиями и материально-технической базой.

В связи с изменением финансирования образовательных организации современный вуз вынужден повышать уровень самофинансирования и на сегодняшний день единственным способом материально-технического обеспечения учебного процесса становится договор с предприятием на открытие базовой кафедры, что позволяет приблизить слушателя образовательной программы к последним достижениям в области передовых технологий производства. Однако ряд юридических факторов не позволяют увязать базовые кафедры на предприятиях с организацией учебного процесса по образовательной программе, к тому же не все компании способны постоянно модернизировать технологии производства.

С 2019 г. появились изменения по организации целевого приема. Так, на основании Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 337 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» (далее - ФЗ № 337) совершенствован механизм целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

На основании ФЗ № 337 с 1 января 2019 г. заказчиками целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования смогут стать индивидуальные предприниматели [1]. Установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Однако существует ряд недостатков, не позволяющих в полном объеме сформировать необходимый перечень компетенций слушателя программы подготовки. К ним относятся скорректированные условия договора о целевом обучении, из которого исключено обязательство заказчика об организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, что изначально не гарантирует возможности получить навыки работы на предприятии заказчика целевого обучения и тем самым получить доступ к технологиям и материально-технической базе предприятия-заказчика целевого обучения.

Вузы не могут поддерживать на современном уровне научно-исследовательские лаборатории, своевременно внедрять в образовательный процесс новые технологии, развивать обеспечивающую образовательный процесс инфраструктуру [7; 9]. Предлагаемый на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) способ доступа к новым технологиям путем создания базовых кафедр на предприятиях не позволяет полностью решить проблему соответствия материально-технического обеспечения [2]. В силу действующего законодательства деятельность базовой кафедры, являющейся по гражданскому законодательству обособленным подразделением вуза, должна пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение. При взаимодействии вуза и предприятия при реализации образовательной программы на базовых кафедрах предприятия нарушаются лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности (пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности») [4].

Таким образом, на данный момент открытие подобного рода кафедр на территории расположения предприятия возможно только при открытии филиала вуза, что обладает рядом недостатков, связанных

не только с тем, что подобная форма взаимодействия затруднительна для предприятий, но и с тем, что для филиалов применяются показатели оценки эффективности деятельности, равнозначные оценке вузов (например, индекс публикационной активности) и недостижимые для филиала, что приводит к их закрытию. В этой связи необходимо обеспечить создание базовых кафедр без получения специальной лицензии на образовательную деятельность, но с включением данных базовых подразделений с указанием юридического адреса предприятия, на котором расположена базовая кафедра, в лицензию на образовательную программу вуза в целом. Предложения по изменению правовой процедуры открытия базовых кафедр на предприятиях и внесению изменений в ФЗ № 273 рассматриваются с 2016 г. Однако до сих пор вопрос находится в стадии обсуждения. В сложившейся ситуации при прохождении процедуры лицензирования вузы вынуждены применять иные формы взаимодействия между вузом и предприятием, в частности путем заключения договора о сетевой форме реализации образовательной программы (вариант использования ресурсов иных организаций), по которому предприятие предоставляет ресурсы, а вуз оплачивает их использование при реализации образовательной программы в сетевой форме. При таком подходе предметом договора является не новая структура образовательной организации, а обеспечение образовательного процесса различными ресурсами, что требует от сторон сетевого партнерства прописывать регламент сетевого взаимодействия между ними с учетом охвата всего образовательного процесса подготовки специалистов различного уровня и оценки требуемых ресурсов на перспективу, что не всегда возможно указать в силу специфики вуза и предприятия в положениях договора.

Таким образом, договор о сетевой форме реализации образовательной программы (вариант использования ресурсов иных организаций) не является основанием открытия базовой кафедры, поскольку направлен на регулирование иного предмета взаимодействия сторон договора, который является вторичным по отношению к вопросу формирования базовых кафедр на предприятиях. Это не позволяет говорить об интеграции вуза и предприятия в образовательном процессе и не решает полностью задачи повышения конкурентоспособности кадров и реализации практико-ориентированных образовательных программ, а также не способствует заинтересованности предприятий участвовать в сетевой форме обучения в силу появления у предприятий не только соответствующих налоговых обязанностей, но и обязанности указывать предоставляемое в образовательном процессе материально-техническое обеспечение, обеспечивающее деятельность в оборонно-промышленном комплексе.

Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих подготовку кадров, показывает некоторую оторванность образовательного процесса от потребностей работодателя из-за сложности в обеспечении доступа к новым технологиям в образовательном процессе, что еще раз подтверждает необходимость модернизации системы подготовки кадров в Российской Федерации.

Образовательные программы, сформированные на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), содержат академически-ориентированную модель организации обучения. Разработка профессиональных стандартов и актуализация на их основе программ подготовки позволяет их переориентировать на практико-ориентированную модель, позволяющую получить профессиональные компетенции необходимые непосредственно для трудовой деятельности.

Одной из разновидностей практико-ориентированной модели является система дуального образования, которая позволяет получить новые источники финансирования подготовки кадров, так как нормативно-подушевое финансирование образовательной деятельности для вузов не позволяет подготовить высококвалифицированного специалиста. Возможность софинансирования подготовки кадров со стороны предприятия, заинтересованного в специалисте, и региональных властей, заинтересованных в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе, позволит частично решить этот вопрос [6; 8].

При формировании образовательных программ вузы включают требования из основных источников информации о требованиях к профессиональным квалификациям, к которым относятся:

1) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

2) должностные инструкции;

3) опросы работодателей;

4) отраслевые стандарты;

5) нормативно-правая база, определяющая сферы трудовой деятельности;

6) локальные нормативные акты.

В ходе оценки образовательных программ следует проводить анализ соответствия квалификационных требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов при подготовке специалистов по различным направлениям подготовки.

При подготовке высококвалифицированных кадров для отраслей экономики важно иметь доступ к прорывным технологиям предприятий во время обучения слушателей по образовательным программам вуза.

Необходимо сформировать «практико-ориентированную образовательную среду» (рис. 1), главным результатом функционирования которой станет выпуск специалистов с заделом высокого профессионального роста и возможностью быстрой адаптации к изменяющейся технологической среде и новым бизнес-направлениям компаний, а также изменение принципов и способов профориентационной работы.

ФГОС

ПООП

ПС

ОП

Модуль «Практика» (на базе предприятий-партнеров)

Государственная аккредитация ОП

Вузы-партнеры (сетевая форма)

«Лучшие компетенции»

Профессиональная аккредитация ОП

Производственные и профессиональные организации

ПООП - примерная основная образовательная программа; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт; ПС - профессиональный стандарт; ОП - образовательная программа

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Практико-ориентированный подход формирования образовательных программ подготовки кадров

На базе вузов-партнеров осуществляется образовательный процесс, внутри которого Модуль «Практики» (Блок 2 по ФГОС) будет реализовываться на базе предприятий-партнеров, начиная с первого года подготовки слушателя образовательной программы.

Принципы организации опережающей системы подготовки кадров, представлены на рисунке 2.

Включение в подготовку практико-ориентированных и проектно-ориентированных модулей позволит осуществлять разработки и внедрять в опытное производство результаты научных работ студентов, что повысит уровень подготовки кадров в образовательных организациях.

На сегодняшний момент, объединить вузы и предприятия-партнеры можно на территории инновационных научно-технологических центров на основании Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 216 «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 216) [3]. Однако инновационные научно-технологические центры (далее - ИНТЦ) представляют собой соединение юридических лиц, целью деятельности которых является осуществление научно-технической деятельности на определенной территории на основе правил проекта. Инновационный научно-технологический центр, как соединение юридических лиц, входящих в его состав, гражданской правосубъектностью не обладает, поэтому часть взаимоотношений между управляющей компанией и образовательной

организацией будет решаться на основе гражданско-правовых договоров. Важным документом во взаимоотношении юридических лиц, входящих в состав ИНТЦ, являются правила проекта. Поскольку контроль за соблюдением правил возложен на фонд и управляющую компанию, им предстоит их разрабатывать и утверждать.

Закрепление ответственного за уровень образования и своевременную актуализацию ОП под потребности работодателя

Запрос бизнес-сообщества на формирование новых трудовых функций в ОП

Формирование заказа на подготовку специалистов востребованного у работодателей профиля и квалификации

Оценка эффективности основных образовательных программ, сформированных под запросы бизнес-сообщества

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Принципы организации опережающей системы подготовки кадров

Оценка возможности коммерциализации проектных предложений слушателей программ на базе организации практики на базе предприятий партнеров

В процессе управления ИНТЦ управляющая компания вправе организовывать предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования только путем создания или организации создания частных образовательных организаций, что вызывает серьезные осложнения при организации практики студентов государственных вузов. Так, ст. 21 ФЗ № 216 установлено, что образовательная деятельность на территории ИНТЦ осуществляется инициатором проекта, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании выданных управляющей компанией разрешений, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности [3].

Важно отметить, что правила осуществления образовательной деятельности на территории ИНТЦ разрабатываются и утверждаются управляющей компанией, но требования к образовательной деятельности должны быть не ниже установленных законодательством Российской Федерации и (или) международными стандартами.

Таким образом, на основе представленного анализа способов взаимодействия участников в организации образовательного процесса, при формировании практико-ориентированных образовательных программ следует исходить из направлений деятельности будущих выпускников и с учетом этого подбирать варианты взаимодействия вуза и предприятий-партнеров.

Конструирование новой модели подготовки кадров по принципу «лучшие практики» способно за счет обеспечения вариативности модулей и их реализации на территории тех участников открытой образовательной системы, которые обладают более современной научно-исследовательской и материально-технической базой сформировать адаптивную к рыночным условиям систему подготовки выпускников, своевременно реагирующую на потребности работодателей, появление новых компетенций и прорывных технологий, требующих новых навыков и знаний от современных выпускников вузов.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 337-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304070/ (дата обращения: 28.01.2020).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174// (дата обращения: 28.01.2020).

3. Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/ (дата обращения: 28.01.2020).

4. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 12.12.2019) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/ (дата обращения: 28.01.2020).

5. Астафьева, О. Е. Анализ необходимости перехода на систему опережающей подготовки кадров для инновационного развития экономики // Вестник университета. - 2019. - № 7. - С. 32-36.

6. Григорьев, Е. Н., Латыпова, Р. М. Реализация элементов дуального обучения в образовательном процессе вуза // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 31 янв. - 08 фев. 2018 г. Т. 2 (11). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 42-47.

7. Карминская, Т. Д., Кучин, Р. В., Нехорошева, А. В., Ковалев, В. З., Тей, Д. О. Результаты реализации системы практико-ориентиро-ванной подготовки кадров для предприятий и организаций региона // Формирование сети опорных региональных университетов: сборник докладов научно-методической конференции. Томск, 25-26 сент. 2015 г. - Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2015. - С. 52-54.

8. Лобанов, А. П., Дроздова, Н. В. Модульный подход в системе высшего образования. Основы структурализации и мета-познания. - Мн: РИВШ, 2016. - С. 42-43.

9. Скрябин, В. Н., Миляева, И. В., Соколова, Е. В., Христич, Т. Ю., Валуева, Т. В., Выскубова, Т. В. Модель интеграции вузов, осуществляющих многоуровневую практико-ориентированную подготовку рабочих и специалистов, в региональную систему подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 3. - С. 115-124.

References

1. Federal'nyi zakon ot 03.08.2018 № 337-FZ "O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti sovershenstvovaniya tselevogo obucheniya" [Federal Law dated on August 3, 2018 No. 337 "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Part of Improving Targeted Education"], legal reference system "Oonsultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304070/ (accessed 28.01.2020).

2. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273 (red. ot 26.07.2019) "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law dated on December 29, 2012 (Ed. of26.07.2019) No. 273 "On Education in the Russian Federation"], legal reference system "Oonsultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174// (accessed 28.01.2020).

3. Federal'nyi zakon ot 29.07.2017 N 216 (red. ot 26.07.2019) "Ob innovatsionnykh nauchno-tekhnologicheskikh tsentrakh i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law dated on July 29, 2017 (Ed. of26.07. 2019) No. 216 "On Innovative Science and Technology Centers and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation"], legal reference system "Oonsultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/ (accessed 28.01.2020).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.2013 № 966 (red. ot 12.12.2019) "O litsenzirovanii obrazovatel'noi deyatel'nosti" (vmeste s "Polozheniem o litsenzirovanii obrazovatel'noi deyatel'nosti") [The Decree of the Government of the Russian Federation from 28.10.2013 № 966 (ed. from 12.12.2019) "About licensing of educational activity" (together with "Regulations on licensing of educational activity ")], legal reference system '^ons^ta^ plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153731/ (accessed 28.01.2020).

5. Astaf'eva O. E. Analiz neobkhodimosti perekhoda na sistemu operezhayushchei podgotovki kadrov dlya innovatsionnogo raz-vitiya ekonomiki [Analysis of the need to switch to a system of advanced training for innovative development of the economy]. Vestnik Universiteta, 2019, no. 7, pp. 32-36.

6. Grigor'ev E. N., Latypova R. M. Realizatsiya elementov dual'nogo obucheniya v obrazovatel'nom protsesse vuza [The implementation of the elements of dual learning in the educational process of the university]. Eksperimental'nye i teoreticheskie

issledovaniya v sovremennoi nauke: sbornik statei po materialam XI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii.

Novosibirsk, 31 yanv. - 8 fev. 2018 g. T. 2 (11). [Experimental and theoretical research in modern science: a collection of articles based on the materials of the XI international scientific-practical conference. Novosibirsk, January 31 - February 8, 2018]. Novosibirsk, SibAk, 2018, pp. 42-47.

7. Karminskaya T. D., Kuchin R. V., Nekhorosheva A. V., Kovalev V. Z., Tei D. O. Rezul'taty realizatsii sistemy praktiko-ori-entirovannoi podgotovki kadrov dlya predpriyatii i organizatsii regiona [The results of the implementation of a system ofprac-tice-oriented training for enterprises and organizations in the region]. Formirovanie seti opornykh regional'nykh universitetov: sbornik dokladov nauchno-metodicheskoi konferentsii. Tomsk, 25-26 sent. 2015 g. [Formation of a network of supporting regional universities: collection of reports of a scientific and methodological conference. Tomsk, September 25-26, 2015]. Khan-ty-Mansiisk, YuGU, 2015, pp. 52-54.

8. Lobanov A. P., Drozdova N. V. Modul'nyi podkhod v sisteme vysshego obrazovaniya. Osnovy strukturalizatsii i metapoznaniya [A modular approach to higher education. Fundamentals of structuralization andmetacognition]. Mn., RIVSh, 2016, pp. 42-43.

9. Skryabin, V. N., Milyaeva, I. V, Sokolova, E. V., Khristich, T. Yu., Valueva, T. V., Vyskubova, T. V. Model' integratsii vuzov, osushchestvlyayushchikh mnogourovnevuyu praktiko-orientirovannuyu podgotovku rabochikh i spetsialistov, v regional'nuyu sistemu podgotovki kadrov dlya vysokotekhnologichnykh i naukoemkikh proizvodstv [Model of integration of higher education institutions carrying out multilevel practice-oriented training of workers and specialists in the regional system of training for high-tech and knowledge-intensive industries]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika [Proceedings of Tula State University. Pedagogy], 2017, no. 3, pp. 115-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.