УДК 334.012, 378
JEL I23
DOI10.26425/1816-4277-2020-3-32-37
Ивина Карина
Владимировна
канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0004-4769-644Х e-mail: [email protected]
Жегульская Юлия Владимировна
канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-32 79-355 7 e-mail: [email protected]
Ivina Karina
Candidate of Pedagogical Sciences, State University of Managment, Moscow, Russia ORCID: 0000-0004-4769-644X e-mail: [email protected]
Zhegulskaya Yuliya
Candidate of Pedagogical Sciences, State University of Managment, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-32 79-355 7 e-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВЫМИ ПРОЕКТАМИ БИБЛИОТЕК»: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Обоснована значимость подготовки для библиотечной отрасли кадров, обладающих управленческими и цифровыми компетенциями. Представлены основания разработки образовательной программы подготовки специалистов в области управления инновационными программами и проектами цифровой библиотеки. Даны характеристики назначения и основного содержания магистерской образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент». Выделены особенности реализации магистерской программы на базе ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»: практико-ориенти-рованность и трансфер знаний в реальную профессиональную деятельность, междисциплинарный подход как стратегия подготовки кадров в области управления цифровыми проектами, сотрудничество с ведущими библиотеками страны и др. Отмечена значимость привлечения к преподаванию профильных дисциплин специалистов, обладающих наряду с учеными степенями, званиями также значительным опытом не только библиотечной практики, но и управленческой деятельности. Указаны возможности разработки расширенной магистерской программы, ориентированной помимо библиотечных специалистов на кадры современных музеев и архивов. Ключевые слова: библиотечные менеджеры, Государственный университет управления, образовательная программа, подготовка библиотечных кадров, управление цифровыми проектами библиотек, цифровая библиотека, цифровая экономика, цифровизация.
Цитирование: Ивина К.В., Жегульская Ю.В. Образовательная программа «Управление цифровыми проектами библиотек»: опыт разработки и перспективы реализации//Вестник университета. 2020. № 3. С. 32-37.
ACADEMIC PROGRAM "DIGITAL PROJECTS LIBRARIES MANAGEMENT": DEVELOPMENT EXPERIENCE AND IMPLEMENTATION PROSPECTS
Annotation. The importance ofprofessional training of library personnel industry, who have management and digital competences, has been substantiated. The grounds for the development of the academic program of professional training of the specialists in the field of e-libraries innovative programs and projects management have been presented. The aim and the subject matter of the Master's academic program "Libraries E-Projects Management" in the field of training 38.04.02 "Management" have been characterized. The features of Master's degree education program at the State University of Management have been highlighted, such as focusing on the practical aspects and transferring the studying experience into actual professional activities, the multidisciplinary approach as digital projects management personnel training strategy, cooperation with leading libraries of the country etc. The importance of attracting specialists who have not only academic degrees and titles, but also significant experience not only in library practice, but also in management activities, to teaching specialized disciplines, has been noted. The possibilities of developing an extended Master's program focused on modern museums and archives in addition to library specialists have been indicated.
Keywords: libraries managers, State University of Management, academic program, library personnel training, libraries e-projects management, e-library, digital economy, digitalization.
For citation: Ivina K.V., Zhegulskaya Yu.V. (2020) Academic program "Digital projects libraries management": development experience and implementation prospects. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 32-37. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-3-32-37
В настоящее время особую значимость имеют вопросы перехода на качественно новый уровень использования технологий во всех сферах социально-экономической деятельности. Векторы развития цифровой экономики страны актуализированы рядом федеральных стратегических документов: Указ Президента Российской
© Ивина К.В., Жегульская Ю.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и др. [1; 2; 3].
Трансформируя многие сферы человеческой деятельности, цифровизация значительное влияние оказывает, в том числе, и на работу библиотек. Адекватный ответ вызовам цифровизации предъявляет высокие требования к библиотечным кадрам. Важно отметить, что в современных условиях именно недостаток высококвалифицированных специалистов представляет собой главный фактор, сдерживающий развитие и модернизацию современных библиотек. «Заметим, что в настоящее время даже профильные для этой отрасли вузы (институты культуры) не реализуют образовательные программы по подготовке руководителей библиотек с учетом необходимых требований к их компетенциям в условиях цифровизации и развития цифровых технологий, а если и начинают такую подготовку, то все больше связывают ее с традиционными видами деятельности библиотек, в лучшем случае с организацией досуговой деятельности населения на обслуживаемой библиотеками территории, что отодвигает решение проблем цифровизации библиотечного дела и грозит вымиранием такого института, как библиотека, в глазах потребителя» [9].
Эпоха цифровизации культуры и образования постоянно обновляет требования к компетенциям библиотечных кадров и в особенности к менеджерам, которые наряду с устоявшимися форматами библиотечно-инфор-мационной деятельности должны владеть современными цифровыми технологиями, практическими навыками аналитики, систематизации цифровых ресурсов информационной среды и эффективного управления инновационными проектами библиотек [5; 6; 8; 10]. «В целом ряде исследований остро обозначается проблема нехватки управленческих кадров библиотечно-информационной отрасли, библиотечного дела. Сами специалисты в области управления библиотечным делом отмечают, что существующие в настоящее время механизмы управления библиотеками не отвечают современным задачам и тенденциям их развития, а отсутствующие научно-обоснованные и отработанные модели федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и вну-трибиблиотечного управления оказывают негативное воздействие на состояние библиотечно-информационной отрасли в целом» [9]. Таким образом, одновременно с потребностью в квалифицированных кадрах, обладающих цифровыми компетенциями, библиотечной отрасли необходимы менеджеры, способные к разработке и реализации сложных задач на основе системного подхода к управлению цифровыми проектами и программами.
В связи с тем, что подготовка квалифицированных кадров и образование являются одним из направлений национальной программы «Цифровая экономика», в 2018 г. ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (далее - Государственный университет управления) И. В. Лобанов инициировал разработку образовательной программы по подготовке управленческих кадров библиотек. Анализ потребностей современной библиотечно-информационной отрасли показал актуальность создания данной программы в рамках направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» по уровню образования - магистратура.
Разработке указанной образовательной программы предшествовало пилотное исследование маркетинговой направленности, проведенное в ходе реализации программы повышения квалификации «Цифровая трансформация вузовских библиотек». В опросе приняли участие 135 руководителей и специалистов би-блиотечно-информационных учреждений различных типов и ведомственной принадлежности. Они указали, что векторы развития современного общества (информационные технологии, цифровая экономика и др.) требуют подготовки для библиотечно-информационной сферы управленческих кадров, обладающих такими значимыми компетенциями, как:
- способность моделировать стратегию развития учреждения с учетом актуальных тенденций модернизации библиотечного дела;
- готовность к постоянному профессиональному развитию и адаптации к изменяющимся условиям деятельности;
- способность к эффективному управлению инновационными проектами библиотек;
- готовность к разработке проектной деятельности в цифровых форматах;
- способность к принятию взвешенных управленческих решений на основе комплексного анализа экономической ситуации и стратегии развития библиотеки.
Изучение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее -ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры), анализ проблем
подготовки управленческих кадров для библиотечно-информационной отрасли, опыт разработки основных и дополнительных образовательных программ в области библиотечно-информационной деятельности позволили определить назначение и основное содержание магистерской образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» [4; 7].
Цель образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» - обеспечение формирования комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению и углубленной подготовки магистров менеджмента, способных к реализации организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере управления цифровыми проектами библиотек. Срок освоения рассматриваемой образовательной программы магистратуры - 2 года 5 месяцев на заочной форме обучения в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Менеджмент». Трудоемкость освоения данной образовательной программы - 120 зачетных единиц за весь период обучения. Программа включает различные формы контактной работы обучающихся с преподавателем (лекции, практические занятия, консультации и др.), самостоятельную работу, практики и время, отводимое на контроль качества освоения обучающимися образовательной программы.
Образовательная программа магистратуры «Управление цифровыми проектами библиотек» имеет традиционную структуру и состоит из следующих блоков: «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой и вариативной частям программы; «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к вариативной части программы; «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Магистр» по направлению подготовки «Менеджмент» с возможностью указания профиля «Управление цифровыми проектами библиотек».
Базовая часть учебного плана данной образовательной программы - единая для всех магистерских программ по направлению подготовки «Менеджмент». Она включает обязательные учебные дисциплины, формирующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции, такие как: «Деловые коммуникации и управление деятельностью», «Методология исследований в менеджменте», «Современное стратегическое мышление и анализ», «Социально-психологические аспекты управления экономикой» и др.
Вариативная часть разработана с учетом направленности образовательной программы, необходимости содержательного обеспечения формирования профессиональных компетенций, актуализированных с учетом цифровизации. Она включает следующие учебные дисциплины: «Методологические основы реализации проектов и программ в библиотеке», «Проектный анализ и обоснование создания цифровой библиотеки», «Теория и методология библиотечно-информационного образования», «Цифровая культура» и др. Освоение дисциплин по выбору вариативной части образовательной программы позволяет обучающимся формировать индивидуальную траекторию обучения и «прорабатывать» более узкие профессиональные компетенции, выбирая актуальные для них учебные дисциплины из предложенных, например: «Проектное финансирование цифровой библиотеки», «Управление инновациями в библиотечных системах», «Информационно-аналитические продукты и услуги библиотеки», «Современные технологии Интернета» и др.
Помимо обязательных дисциплин и дисциплин по выбору при реализации образовательной программы обучающемуся должны быть предложены для освоения и факультативы. Примерами факультативов, которые включены в рабочий учебный план и предложены будущим магистрам для изучения, являются «Проектный офис: особенности создания и функционирования», «Тенденции развития вузовских библиотек в век цифровой экономики».
Следует отметить, что в ходе реализации образовательной программы все виды практики, в том числе научно-исследовательская работа, успешно организуются и осуществляются на базе библиотек различных типов. Следует отметить конструктивное взаимодействие кафедры «Управления цифровыми ресурсами: библиотек, музеев архивов» с федеральными, вузовскими и муниципальными библиотеками по организации различных форм учебного процесса. В особенности важны профессиональные связи вуза с Российской государственной библиотекой, реализуемые в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве.
Особенностью образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» является ее исключительная практикоориентированность. Обучение будущих магистров осуществляется как на базе ведущих библиотек страны (Российская государственная библиотека, Государственная публичная
научно-техническая библиотека России и др.), так и на базе модернизированной научной библиотеки Государственного университета управления с привлечением ее кадрового потенциала, электронных и технических ресурсов. Ориентация на трансфер знаний, умений, навыков, компетенций в реальную профессиональную деятельность является стержневой основой как содержания, так и форм организации освоения обучающимися образовательной программы. Все обучающиеся по магистерской программе - действующие специалисты библиотек различных типов (федеральных, вузовских, муниципальных), и они сами, и их руководство, которое зачастую направляет сотрудников на обучение, заинтересованы в получении актуальных знаний и умений, которые практически сразу могут быть перенесены в практическую деятельность учреждения. Иллюстрацией практической направленности реализуемой образовательной программы может служить тематика научно-исследовательских работ обучающихся: «Цифровые проекты библиотечных коллекций национального уровня», «Проектирование и создание электронного архива», «Сайт научной библиотеки университета как компонент электронной информационно-образовательной среды», «Управление конфликтами в условиях технологических преобразований в библиотеке» и др. Указанные варианты тем научно-исследовательских работ обучающихся были определены, исходя из проблематики их непосредственной профессиональной деятельности, формулировки тем и возможности апробации результатов исследования, согласованы с руководителями по месту работы, что способствует формированию способности и готовности будущих магистров менеджмента к решению актуальных практических задач.
При разработке содержания магистерской программы «Управление цифровыми проектами библиотек» учтен весомый опыт Государственного университета управления в подготовке управленческих кадров. Обстоятельно рассмотрен опыт университета в разработке и реализации магистерских программ по управлению проектами в различных отраслях с учетом вызовов цифровой экономики, в частности такой образовательной программы, как «Управление проектами и программами» по направлению подготовки «Менеджмент». Базовая часть и доля вариативной части дисциплин образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» полностью обеспечиваются учебной и методической работой преподавателей различных кафедр Государственного университета управления.
Для реализации профильных дисциплин и практик в качестве преподавателей привлекаются ведущие специалисты федеральных библиотек и научной библиотеки вуза. Акцентирование внимания на данном обстоятельстве вызвано тем, что долгое время в докладах на различных научных форумах и в публикациях, посвященных вопросам библиотечно-информационного образования, широко декларируется тезис о необходимости включения специалистов-практиков, работодателей в процесс подготовки кадров для библиотечной отрасли. Совершенно соглашаясь с указанным тезисом, позволим заметить, что при реализации образовательных программ по библиотечно-информационной деятельности данное положение зачастую реализуется не в полной мере. Включение работодателей в процесс подготовки кадров нередко сводится исключительно к их участию в итоговой аттестации выпускников, специалисты-практики недостаточно привлекаются к преподаванию профессиональных дисциплин, в значительной мере данные курсы читаются преподавателями, не обладающими опытом практической работы в библиотеке. Таким образом, в ходе обучения весомую часть информации студенты получают от теоретиков, «оторванных» от существующей, постоянно обновляющейся практики библиотечной работы. С учетом указанных проблем при разработке и реализации образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» наличествует устремление к преодолению возможного разрыва между теорией и практикой, поэтому библиотеки (в том числе научная библиотека Государственного университета управления) непосредственно включены в учебный процесс, являясь не только базами практики, но и площадками лекций, практических занятий, мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм учебных занятий. Следует отметить, что все преподаватели профильных дисциплин образовательной программы являются специалистами с учеными степенями, званиями и значительным опытом не только библиотечной практики, но и управленческой деятельности.
Наряду с практико-ориентированным обучением на основе авторских курсов важно выделить следующие особенности реализации подготовки библиотечных управленческих кадров по рассматриваемой образовательной программе: междисциплинарный подход как стратегия подготовки в области управления цифровыми проектами; наставничество руководителей практики на базе центральных и федеральных библиотек; широкое применение формата мастер-классов известных практиков в области проектного
управления; использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; реальная возможность построения индивидуальных траекторий обучения на основе пожеланий работодателя.
Конечной целью реализации образовательной программы «Управление цифровыми проектами библиотек» является обеспечение библиотечной отрасли профессионально-ориентированными управленцами. Обращает на себя внимание то, что данная образовательная программа востребована библиотеками разных типов. Перспективным видится расширение целевой аудитории и выход за пределы библиотечной сферы, что потребует разработки образовательной программы, ориентированной не только на библиотечных специалистов, но и на подготовку кадров архивов, музеев. Основными факторами конкурентоспособности такой образовательной программы являются: высокая потребность в специалистах и руководителях учреждений культуры, обладающих навыками аналитики, систематизации цифровых ресурсов информационной среды, эффективного управления инновационными проектами библиотек, музеев, архивов; привлечение к учебному процессу топ-менеджеров информационных проектов ведущих библиотек страны; отсутствие аналогичных программ подготовки магистров.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216363/ (дата обращения: 25.12.2019).
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) //СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/ (дата обращения: 25.12.2019).
3. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения: 25.12.2019).
4. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 322 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2015 № 36854) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178271/ (дата обращения: 25.12.2019).
5. Голубева, Н. Л. Высококвалифицированные управленческие кадры - основа развития инновационно-проектной деятельности библиотек // Семнадцатые Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар, 13 апр. 2017 г. / Главн. ред. С. С. Зенгин. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2017. - С. 76-78.
6. Доронина, И. Н., Дунаев, Р. А., Черняков, А. Н. Формирование профессиональной модели библиотечно-информацион-ного специалиста в аспекте дискурсивного пространства библиотеки // Современные проблемы науки и образования. -2019. - № 2. - С. 31.
7. Жегульская, Ю. В. Образовательная программа Кемеровского государственного института культуры «Библиотечно-информа-ционная деятельность»: баланс традиций и современных требований // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13-1. - С. 106-117.
8. Каленов, Н. Е., Цветкова, В. А. Новые вызовы в библиотечно-информационном пространстве: современные кадры -забота самих библиотек // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. - № 5. - С. 587-591.
9. Кудрина, Е. Л., Ивина, К. В. Цифровая среда - новые вызовы вузовской библиотеке // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. - 2019. - № 2 (10). - С. 126-134.
10. Матвеева, И. Ю. Профессиональное сознание библиотечных специалистов: состояние и возможности развития // Вестник интегративной психологии. - 2016. - № 14. - С. 231-234.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v RF na 2017-2030 gody"
[Decree of the President of the Russian Federation No. 203 "On the Strategy for the Development Information Society in the Russian Federation for 2017-2030", dated on May 9, 2017], legal reference system '^ons^tan plus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (accessed 25.12.2019).
2. Pasport natsional'noi programmy "Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente
RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 24.12.2018 №16) [Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority projects, Protocol No. 16, dated on December 24, 2018)], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/ (accessed 25.12.2019).
3. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiiskoi Federatsii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 25 oktyabrya 2016 g. № 9) [Passport of the priority project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority projects, Protocol No. 9, dated on October 25, 2016], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216432/ (accessed 25.12.2019).
4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30.03.2015 № 322 (red. ot 13.07.2017) "Ob utverzhdenii federaFnogo gosudarstvennogo obrazovateFnogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.02 Menedzhment (uroven magistrat-ury)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.04.2015 № 36854) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated on March 30, 2015 No. 322 (edited dated on July 13, 2017) "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 38.04.02 Management (Master's Level)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia dated on April 15, 2015 No. 36854)], legal reference system "Consultant plus". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_178271/ (accessed: 25.12.2019).
5. Golubeva N. L. Vysokokvalifitsirovannye upravlencheskie kadry - osnova razvitiya innovatsionno-proektnoi deyatel'nosti bib-liotek. Semnadtsatye Kaigorodovskie chteniya. Kul'tura, nauka, obrazovanie v informatsionnom prostranstve regiona: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Krasnodar, 13 apr, 2017 g. [Seventeenth Kaigorodskii Reading. Culture, Science, Education in the Information Space of the Region: Collection of Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Krasnodar, April 13, 2017]. Glavn. red. S. S. Zengin. Krasnodar, Krasnodarskii gosudarstvennyi institut kuFtury, 2017, pp. 76-78.
6. Doronina I. N., Dunaev A. N., Chernyakov R. A. Formirovanie professional'noi modeli bibliotechno-informatsionnogo spetsi-alista v aspekte diskursivnogo prostranstva biblioteki [Formation of a professional model of a library and information specialist in the aspect of the library's discursive space]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 2, p. 31.
7. Zhegul'skaya Yu. V Obrazovatel'naya programma Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury "Bibliotechno-informat-sionnaya deyatel'nost": balans traditsii i sovremennykh trebovanii [Educational program of Kemerovo State Institute of Culture "Library and Information Activity": balance of traditions and modern requirements]. Trudy GPNTB SO RAN [Proceedings of SPSL SB RAS], 2018, no. 13-1, pp. 106-117.
8. Kalenov N. E., Tsvetkova V. A. Novye vyzovy v bibliotechno-informatsionnom prostranstve: sovremennye kadry - zabota samikh bibliotek [New challenges in the library and information space: modern staff - the concern of libraries themselves], Bibliotekovedenie [Russian Journal of Library Science], Vol. 66, no. 5, pp. 587-591.
9. Kudrina E. L., Ivina K. V Tsifrovaya sreda - novye vyzovy vuzovskoi biblioteke [Digital environment - new challenges to University library]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2019, no. 2(10), pp. 126-134.
10. Matveeva I. Yu. Professional'noe soznanie bibliotechnykh spetsialistov: sostoyanie i vozmozhnosti razvitiya [Professional consciousness of library specialists: state and opportunities for development]. Vestnik integrativnoi psikhologii, 2016, no. 14, pp. 231-234.