УДК [025.7/.9+930.253]:37.018.46
С. А. Добрусина, Н. И. Подгорная, Н. Ю. Мамаева
Подготовка специалистов в области обеспечения сохранности библиотечных и архивных фондов
Рассмотрены проблемы и перспективы подготовки специалистов в области обеспечения сохранности библиотечных и архивных фондов в прошлом и настоящем. Представлена программа повышения квалификации «Обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов», разработанная специалистами Федерального центра консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки и являющаяся составной частью курсов повышения квалификации «Библиотечно-информационная деятельность» в Учебном центре Российской национальной библиотеки. Учебная программа состоит из трех разделов: «Сохранность библиотечных фондов. Общие вопросы», «Долговечность документов», «Консервация библиотечных фондов». B процессе занятий обсуждаются вопросы государственной политики в области обеспечения сохранности библиотечных фондов в России, нормативные документы, методы и процессы консервации документов, основные режимы хранения документов на бумаге (световой, температурно-влажностный, санитарно-гигиенический), научные основы консервации. Представлены результаты обучения слушателей курса за три года. Подготовка специалистов в сфере обеспечения сохранности документов актуальна как в России, так и за рубежом.
Ключевые слова: образовательные технологии, дополнительное профессиональное образование, сохранность библиотечных фондов, консервация документов, долговечность документов
Svetlana A. Dobrusina, Natalia I. Podgornaya, Natalia Y. Mamaeva Specialists training in field of preservation of librarian and archival stocks
The article deals with the problems and perspectives of the specialists training in the field of preservation of the librarian and archival stocks in past and present. The program of further professional education «Preservation of the librarian and archival stocks» created by specialists of the Federal Document Conservation Centre attached to the National Library of Russia is represented. This program is a part of the further professional education program «Librarian Informatical Activity» in the Educational Centre of the National Library of Russia. The program of further professional education consists of three parts: «Preservation of Librarian Stocks. General Problems», «Document Permanence», «Document Conservation». The problems that are discussed during classes: state policy for library collection preservation in Russia; normative documents in the field of library collection preservation; storage condition (lighting condition, temperature and humidity condition, sanitary hygienic condition), new document conservation methods and processes; science-based conservation. The results of three year studying are shown. Training of specialists in the field of preservation of documents relevant both in Russia and abroad.
Keywords: educational technologies, further professional education, preservation of library collections, document conservation, document permanence
Национальная программа сохранения библиотечных фондов, принятая в 2000 г., своей задачей определила организацию целенаправленной системной деятельности по сохранению библиотечных фондов, обеспечивающей модернизацию сферы сохранения документов, создание нового профессионального сообщества, развитие и внедрение новых технологий, оптимизацию расходов на сохранение документов [1]. Федеральный центр консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки (ФЦКБФ) стал базовой организацией по реализации подпрограммы «Консервация документов». Основными положениями подпрограммы предусматривались организация и координация деятельности библиотек России в сфере консервации путем создания системы региональных центров, создания нормативной базы для консервации документов, разработки комплекса базовых научно-методических документов по ор-
ганизации и деятельности региональных центров, внедрение массовых технологий консервации в деятельность библиотек [2; 3]. Реализация этой подпрограммы без профессионально подготовленных кадров была бы невозможна.
В 2001 г. ФЦКБФ при поддержке Министерства культуры РФ начал мониторинг кадровой обеспеченности процессов сохранения библиотечных фондов. Первые результаты анкетирования показали, что на библиотечных должностях работают не только библиотекари и библиографы, т. е. люди, имеющие специальное образование. Примерно половина сотрудников библиотек - филологи, педагоги, историки. Если в процессе подготовки специалистов с библиотечным образованием вопросы обеспечения сохранности фондов входили в учебные программы, то для филологов, историков, педагогов данная сфера деятельности, естественно, не освещалась никоим образом. Отсутствие необ-
ходимого специального образования частично компенсировалось обучением на курсах повышения квалификации, стажировками, участием в работе обучающих семинаров и мастер-классов. Но такое обучение, как правило, носило не системный, а случайный характер [4; 5; 6; 7]. Некоторые библиотеки указывали на существование у них служб обеспечения сохранности, служб безопасности, но, как впоследствии выяснилось, многие из этих служб не занимались консервацией фондов и выполняли иные функции - предупреждение краж, проведение работ по профилактике возникновения аварийных ситуаций, пожаров и т. п. И в этом случае под «сохранностью» понимали не состояние документа и необходимость его консервации, а его наличие, т. е. трактовка термина была сведена только к присутствию документа в фонде.
Между тем обеспечение сохранности документов - это комплекс мер, которые охватывают финансовые, правовые, организационные, материально-технические, кадровые вопросы. Понятие сохранности включает в себя несколько аспектов. Один из них - это сохранность с точки зрения библиотечной работы, а именно учет и проверка фондов, предотвращение хищений, обеспечение сохранности при комплектовании фондов и обслуживании читателей, другой - это консервация документов, которая базируется на поддержании нормативного режима хранения, стабилизации, реставрации и изготовлении копий документа. Основная цель консервации фондов состоит в обеспечении долговременной безопасной защиты документов от воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды с помощью превентивных, стабилизационных и восстановительных мероприятий. Таким образом, первые результаты мониторинга выявили отсутствие понятия «консервация документов» как части библиотечной работы, показали, что консервации документов надо учиться и консервации документов надо учить. Определенный опыт такого обучения имелся как в крупнейших российских библиотеках и институтах, так и за рубежом [8; 9; 10; 11; 12].
В 2001-2010 гг. в процессе реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов для библиотекарей России появилась возможность профессиональной переподготовки по программе «Менеджмент сохранения библиотечных фондов» в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ). В учебном курсе программы, рассчитанном на 1603 часа, проблемам обеспечения сохранности библиотечных фондов посвящено 107 часов. В процессе обучения рассматривались следующие вопросы: консервация библиотечных фондов как центральная задача Национальной программы, биологические и химические методы защиты би-
блиотечного фонда, консервация документных ресурсов библиотек, основы реставрации документов, научные исследования в области сохранения документов [13; 14]. Слушатели в процессе обучения получали знания по различным направлениям библиотечной деятельности, так или иначе связанным с обеспечением сохранности фондов, а при подготовке диплома обращались к темам, актуальным для библиотек, где они работают. Многие темы дипломных работ, выполненных под руководством специалистов ФЦКБФ, посвящены проблемам консервации документов.
В 2011-2016 гг. в процессе реализации Основных направлений развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федераци и система профессиональной подготовки кадров библиотек получила дальнейшее развитие. В АПРИКТ открылось новое направление профессиональной переподготовки по образовательной программе «Организация и технологии системной работы с книжными памятниками». В программу, рассчитанную на 606 часов, также включены вопросы по поддержанию нормативного режима и условий хранения библиотечных фондов, консервации и реставрации книжных памятников, сохранению редких и ценных книг в экстремальной ситуации. Общая продолжительность занятий по данной тематике составляла 62 часа и 10 часов консультаций. Кроме того, в период специальной подготовки рассматривались итоги реализации основных подпрограмм Национальной программы сохранения библиотечных фондов, а также приоритетные направления в области консервации фондов: совершенствование нормативной и научно-методической базы, обеспечение нормативного режима хранения библиотечных фондов; разработка и внедрение новых методов и технологий массовой консервации документов, развитие системы мониторинга [15].
Образовательные программы АПРИКТ были ориентированы на все типы библиотек системы Министерства культуры, научных библиотек высших учебных заведений, других ведомств. Только за последние десять лет обучение прошли более 5000 библиотекарей страны.
В 2000 г. ФЦКБФ начал серию специализированных обучающих семинаров, посвященных вопросам консервации документов как составной части обеспечения сохранности фондов. Следующим этапом работы стало проведение стажировок по данной тематике для специалистов региональных библиотек.
За годы реализации Национальной программы и Основных направлений развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в РФ ФЦКБФ провел более 130 обучающих семинаров и мастер-классов как на своей базе, так и на базе
региональных библиотек, принял на стажировку по различным вопросам консервации документов более 190 специалистов. Этот вид деятельности активно поддерживался Министерством культуры РФ в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России».
Опыт организационной, методической, обучающей деятельности ФЦКБФ лег в основу учебных программ различной продолжительности для стажеров по двум направлениям: общие вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов и реставрация документов на бумаге, реконструкция и стабилизация переплета. Объем и сроки изучения курса различны, минимальный курс рассчитан на 16 часов, максимальный - на 100 часов [7; 16].
Учебная программа ФЦКБФ по общим вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов позволила разработать программу «Обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов» для слушателей курсов повышения квалификации «Библиотечно-информационная деятельность» в Учебном центре РНБ.
Нормативно-правовая база разработанной программы учебного курса основана на вступившем в силу 11. 08. 2016 г. Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51. 03. 06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата), Федеральном законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Уставе и нормативных документах федерального государственного бюджетного учреждения «Российская национальная библиотека».
Актуальность данной программы повышения квалификации изначально определена, с одной стороны, состоянием фондов в большинстве библиотек России и с другой - отсутствием специалистов, знающих, как правильно хранить, использовать и восстанавливать фонды, и умеющих применять эти знания на практике.
Цель программы - краткое, но всестороннее ознакомление с вопросами сохранения фондов, подготовка специалистов, обладающих профессиональными (ПК), общепрофессиональными (ОПК) и общекультурными (ОК) компетенциями в сфере сохранения фондов библиотек и архивов. Данный курс дает возможность обеспечить реализацию организационно-управленческой, психолого-педагогической, технологической деятельности.
Слушатели знакомятся с общими проблемами сохранения библиотечных фондов, с существующей в стране политикой сохранности, нормативными и регламентирующими документами; приобретают знания в области долговечности документов, материаловедения (свойства материалов основы, виды
и свойства материалов письма и печати); изучают причины и виды повреждений, пути восстановления фондов, способы консервации документов.
Учебная программа состоит из трех разделов: 1) сохранность библиотечных фондов. Общие вопросы; 2) долговечность документов; 3) консервация библиотечных фондов. Курс лекций и занятий по данной программе направлен на дальнейшую модернизацию системы профессионального развития кадров библиотек и архивов, ориентированную на комплексное решение задач сохранения и использования библиотечных фондов.
Программа курса позволяет слушателям среди общекультурных компетенций овладеть «способностью к самоорганизации и самообразованию» (ОК-8), «способностью к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией» (ОК-11). Из общепрофессиональных компетенций слушатели должны обладать «готовностью к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-инфор-мационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации» (ОПК-2), «готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности» (ОПК-3), «готовностью выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации» (ОПК-4). В области профессиональных компетенций курс позволяет сформировать по организационно-управленческому виду деятельности «готовность принимать компетентные управленческие решения в функциональной профессиональной деятельности» (ПК-12), по психолого-педагогическому виду деятельности - «готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики» (ПК-28), по технологическому виду деятельности -«способность формировать фонды документов, автоматизированные базы данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность» (ПК-34), «готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг» (ПК-35). Приобретенные компетенции соответствуют ФГОС ВО от 11. 08. 2016 по направлению 51. 03. 06 «Библиотечно-информационная деятельность».
Программа рассчитана на 16 часов. Форма обучения - очная с отрывом от производства; режим занятий - 4 занятия по 4 академических часа. Формы организации занятий - групповая, способ определения результативности занятий - зачет.
Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов» состоит из трех разделов и представлен в таблице:
Ко-
Наименование разделов и тем курса личе-ство часов
Раздел 1. Сохранность библиотечных фондов. Общие вопросы
1. 1. Государственная политика в области обеспечения сохранности библиотечных фондов 2
1. 2. Нормативная и регламентирующая документация. Литература 2
Итого по разделу 4
Раздел 2. Долговечность документов
2. 1. Основы материаловедения в области обеспечения сохранности документов 2
2. 2. Повреждение документов 2
Итого по разделу 4
Раздел 3. Консервация библиотечных фондов
3. 1. Режим хранения 4
3. 2. Реставрация, стабилизация, изготов- 4
ление копий
Итого по разделу 8
Всего 16
Важным этапом процесса обучения является оценка эффективности самого обучения. Эффективность усвоения учащимися учебного материала зависит от ряда условий, в том числе уровня предшествующей подготовки слушателей, их индивидуальных особенностей. Курс завершается зачетом, который включают проверку теоретических знаний по сохранности фондов. Оценка усвоения учебного материала проводится с помощью тестов. Эффективность усвоения материала оценивали исходя из количества правильных ответов на вопросы теста по каждому из разделов курса.
За три года в Учебном центре РНБ курс «Обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов» прослушали 62 человека. Из них усвоили программу по разделу «Сохранность библиотечных фондов. Общие вопросы» 71 %, по разделу «Долговечность документов» - 84%, по разделу «Консервация библиотечных фондов» - 53%.
Результаты показывают, что наиболее сложным для слушателей является раздел «Консервация библиотечных фондов», тема «Режим хранения». Общие положения темы, т. е. составные части режима хранения - световой, температурно-влаж-ностный, санитарно-гигиенический режимы, слушатели усваивают хорошо. Основную сложность представляет непонимание того, что многообразие материалов документов, хранящихся в фондах, требует различных условий хранения. Данный факт мы объясняем недостаточной информированностью слушателей в области естественнонаучных знаний.
На первый взгляд, тема «Реставрация, стабилизация, изготовление копий» также должна вызывать у слушателей много вопросов. Однако в этом случае они хорошо понимают, что работы по реставрации, стабилизации, копированию документов выполняются только соответствующие специалистами, имеющими специальную подготовку, а основная задача библиотекарей и хранителей - устанавливание приоритетов в выполнении данных работ с учетом востребованности, уникальности, историко-культурной значимости документов.
К сожалению, в последние годы система переподготовки и повышения квалификации специалистов библиотек изменилась не в лучшую сторону: приказом Министерства культуры АПРИКТ объединен с Московским государственным институтом культуры, не занимающимся дополнительным профессиональным образованием библиотекарей и не имеющим опыта работы в этой сфере [17; 18], не получил поддержки проект «Организация и проведение стажировок по проблемам консервации библиотечных фондов для специалистов региональных библиотек на базе ФЦКБФ РНБ», значительно сократилось количество профессиональных мероприятий. В некоторой мере положение спасает возможность проведения вебинаров и видеоконференций, однако технические возможности библиотек существенно ограничивают профессиональное общение.
В период развития информационных и коммуникационных технологий, новых методов обеспечения сохранности и консервации документов вопросы сохранения фондов, необходимость знаний в области консервации документов признана и российскими, и зарубежными специалистами [19-23].
Обучение по программе «Обеспечение сохранности библиотечных и архивных фондов», являющейся составной частью программы профессиональной переподготовки «Библиотеч-но-информационная деятельность», позволяет сформировать подход к грамотному хранению, использованию и консервации фондов, предполагает тесную связь со знанием состава и состояния каждого фонда, его особенностей. Настоящая программа направлена на получение новых и совершенствование имеющихся компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области сохранности библиотечных и архивных фондов, а также на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Таким образом, на данный момент разработанная авторами программа является одним из немногих оставшихся и доступных для специалистов библиотек и архивов способов повышения квалификации по данному направлению. Темы программы актуальны и востребованы хранителями различных фондов библиотек и архивов.
В планах ФЦКБФ совместно с Учебным центром РНБ, секцией «Краеведение в современных библиотеках» Российской библиотечной ассоциации - создание программы курсов по обеспечению сохранности краеведческих фондов.
Список литературы
1. Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ / под общ. ред. Е. И. Кузьмина. Москва, 2000. 77 с.
2. Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ 2001-2010 гг. / сост. Н. А. Щербачева. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2013. 40 с.
3. Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в РФ на 2011-2020 гг. / сост. Н. А. Щербачева. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2013. 36 с.
4. Добрусина С. А., Чернина Е. С., Подгорная Н. И. Консервация документов: этому нужно учиться // Библиотека. 2002. № 12. С. 13-14.
5. Добрусина С. А., Подгорная Н. И., Чернина Е. С. Кто работает в библиотеке: к вопросу о кадрах // Исследования в консервации культурного наследия: материалы между-нар. науч.-практ. конф. Москва, 12-14 окт. 2004 г. / Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации. Москва: Индрик, 2005. С. 77-80.
6. Добрусина С. А., Подгорная Н. И., Чернина Е. С. Мониторинг деятельности библиотек в области консервации библиотечных фондов // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России. Подпрограмма «Консервация библиотечных фондов», 2001-2008 гг. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. С. 23-32.
7. Добрусина С. А., Чернина Е. С., Подгорная Н. И. Консервация библиотечных фондов: кадры и организационно-методическая деятельность по подготовке специалистов // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России. Подпрограмма «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов», 2001-2010 гг. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2010. С. 36-62.
8. Чернина Е. С. Обучение основам консервации памятников культуры в России // Теория и практика сохранения книг в библиотеке: сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. Санкт-Петербург, 1995. Вып. 17. С. 175-178.
9. Мартынова Л. С. Обучение кадров в области консервации и реставрации документов в РГБ // Сохранность и доступность: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Москва, 10-12 авг. 1998 г. / Рос. гос. б-ка. Москва, 1998. С. 43-46.
10. Нан-Черунова И. Обучение реставрации в Нидерландах // Теория и практика сохранения книг в библиотеке: сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. Санкт-Петербург, 1995. Вып. 17. С. 169-174.
11. Эриновска И., Дзенис М. Подготовка специалистов в области сохранения культурных ценностей в Латвии // Библиотека Академии наук: 10 лет после пожара: материалы междунар. науч. конф., 16-18 февр. 1998 г. / Б-ка Акад. наук. Санкт-Петербург, 1999. С. 176-180.
12. Галашевич А. А. Программа подготовки реставраторов библиотечных, архивных и графических материалов // Консервация и реставрация музейных ценностей: объекты на бумаге и пергаменте: материалы I науч.-практ. конф. Москва, 21-23 нояб. 2000 г. Москва: Изд-во Гос. ист. музея, 2002. Вып. 129. С. 8-10.
13. Кузнецова Т. Я. Подготовка специалистов по сохранению библиотечных фондов: научно-организационные основы образовательных проектов и их результаты // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России. Подпрограмма «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов», 2001-2010 гг. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2010. С. 5-35.
14. Кузнецова Т. Я. Нормативная основа подготовка профессиональных кадров в области сохранения библиотечных фондов // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации, 2001-2010 гг. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2011. С. 258-260.
15. Сохранение книжных памятников: учеб.-метод. сб. / науч. ред. Ю. А. Самарин; сост. Т. Я. Кузнецова. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2013. Вып. 1: Методика выявления, организация работы, описание и учет. 384 с.
16. Великова Т. Д. Обучающая программа Федерального центра консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки «Консервация документов» // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России. Подпрограмма «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов», 2001-2010 гг. Москва: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2010. С. 63-75.
17. Бакейкин С. Д. Что имеем не храним: о системе безопасности библиотек и библиотечных фондов // Библ. дело. 2016. № 24 (282). С. 12-14.
18. Круглый стол «Какие библиотеки нужны России? К чему может привести слияние РГБ и РНБ?» // Библ. дело. 2017. № 7 (289). С. 2-15.
19. Добрусина С. А., Чернина Е. С. Подготовка кадров в области консервации документов // Труды Лаборатории консервации и реставрации документов Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук. Санкт-Петербург, 2011. Вып. 2: Реликвия: реставрация, консервация, музеи. С. 38-43.
20. Линдеман Е. В. Развитие научно-образовательной сферы деятельности ГПНТБ России на современном этапе. URL: http: // gpntb.ru (дата обращения: 10. 11. 2017).
21. Мымрин В. Г. Специализация «Реставрация и хранение произведений графики и книги»: становление, развитие, перспективы // Основы реставрации западноевропейского переплета и сохранности фотодокументов: междунар. науч.-практ. семинар, 23-17 июня 2008 г. Москва: Центр книги Всерос. гос. б-ки иностр. лит. им. М. И. Рудо-мино, 2008. С. 111-117.
22. Banik G. Education strategies for science communication and education in conservation science // Restaurator. 2013. Vol. 34, № 4. P. 261-274.
23. Сарсенбаева Б. Национальная библиотека РК как образовательная платформа для повышения квалифи-
кации специалистов. URL: http: // matenadaran. am (дата обращения: 10. 11. 2017).
References
1. National programme of preservation of library funds of Russian Federation / under general ed. by E. I. Kuz'min. Moscow, 2000. 77 (in Russ.).
2. Shcherbacheva N. A. (comp.) Results of implementation of National programme of preservation of library collections of Russia, 2001-2010. Moscow: Interreg. center for libr. cooperation, 2013. 40 (in Russ.).
3. Shcherbacheva N. A. (comp.) Main directions of development activities for v preservation of library collections in Russian Federation. 2011-2020. Moscow: Interreg. center for libr. cooperation, 2013. 36 (in Russ.).
4. Dobrusina S. A., Chernina E. S., Podgornaya N. I. Preservation of documents: need to learn. Library. 2002. 12, 13-14 (in Russ.).
5. Dobrusina S. A., Podgornaya N. I., Chernina E. S. Who works in library: to question about frames. Studies in conservation of cultural heritage: materials of intern. sci.-pract. conf. Moscow, Oct. 12-14,2004 / State Scientific Research Institute of Restoration. Moscow: Indrik, 2005. 77-80 (in Russ.).
6. Dobrusina S. A., Podgornaya N. I., Chernina E. S. Monitoring activities of libraries in field of preservation of library funds. National programme for preservation of library collections of Russia. Subprogram «Preservation of library collections», 2001-2008. Moscow: Interreg. libr. cooperation centre, 2008. 23-32 (in Russ.).
7. Dobrusina S. A., Chernina E. S., Podgornaya N. I. Preservation of library collections: staff and organizational support for training of specialists. National programme for preservation of library collections of Russia. Subprogram «Staffing processes of conservation funds», 2001-2010. Moscow: Interreg. libr. cooperation centre, 2010. 36-62 (in Russ.).
8. Chernina E. S. Learning basics of preservation of monuments of culture in Russia. Theory and practice of preserving books in library: collection of scientific works / Nat. Libr. of Russia. Saint Petersburg, 1995. 17, 175-178 (in Russ.).
9. Martynova L. S. Training in field of conservation and restoration of documents at Russian State Library. Safety and accessibility: thes. of reports and messages of sci.-pract. confe. Moscow, Aug. 10-12,1998 / Russ. State Libr. Moscow, 1998. 43-46 (in Russ.).
10. Nan-Cherunova I. Training restoration in Netherlands. Theory and practice of preserving books in library: coll. of sci. works / Nat. Libr. of Russia. Saint Petersburg, 1995. 17, 169-174 (in Russ.).
11. Erinovska I., Dzenis M. Training of specialists in field of conservation of cultural property in Latvia. Library of Academy of Sciences: 10 years after fire: materials of intern. sci. conf., Febr. 16-18, 1998 / Libr. of Acad. of Sciences. Saint Petersburg, 1999. 176-180 (in Russ.).
12. Galashevich A. A. Program for training conservators of library, archival and graphic materials. Conservation
and restoration of Museum valuables: objects on paper and parchment: proceedings of I sci.-pract. conf. Moscow, 21-23 Nov., 2000. Moscow: Publ. house of State Hist. Museum, 2002. 129, 8-10 (in Russ.).
13. Kuznetsova T. Ya. Training of specialists in conservation of library holdings: scientific and organizational foundations of educational projects and their results. National programme for preservation of library collections of Russia. Subprogram «Staffing processes of conservation funds», 2001-2010. Moscow: Interreg. libr. cooperation centre, 2010. 5-35 (in Russ.).
14. Kuznetsova T. Ya. Regulatory framework training of professionals in field of preservation of library holdings. National programme for preservation of library collections in Russia: regulations and guidelines implementation, 2001-2010. Moscow: Interreg. libr. cooperation centre, 2011. 258-260 (in Russ.).
15. Samarin Yu. A. (sci. ed.), Kuznetsova T. Ya. (comp.) Conservation of literary monuments: teaching and methodical collection. Moscow: Interreg. libr. cooperation centre, 2013. 1: Methodology for identification, organization, description, and account. 384 (in Russ.).
16. Velikova T. D. Training program at Federal centre of conservation of library collections of Russian National Library «Preservation of documents». National programme for preservation of library collections of Russia. Subprogram «Staffing processes of conservation funds», 2001-2010. Moscow: Interreg. libr. cooperation centre, 2010. 63-75 (in Russ.).
17. Bakeikin S. D. That we do not store: on security of libraries and collections. Library studies. 2016. 24 (282), 12-14 (in Russ.).
18. Round table «What libraries does Russia need? What can cause merging of Russian State Library and National Library of Russia». Library studies. 2017. 7 (289), 2-15 (in Russ.).
19. Dobrusina S. A., Chernina E. S. Training in field of conservation of documents. Proceedings of Laboratory of conservation and restoration of documents of Saint Petersburg branch of Archive of Russian Academy of Sciences. Saint Petersburg, 2011. 2: Relic: restoration, conservation, museums. 38-43 (in Russ.).
20. Lindeman E. V. Development of scientifically-educational spheres of activity of State Public Scientific Technical Library of Russia on modern stage. URL: http: // gpntb.ru (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).
21. Mymrin V. G. Specialization «Restoration and storage of works of graphic art and books»: formation, development, prospects. Basis of restoration of Western European bookbinding and preservation of photographic documents: intern. sci.-pract. seminar, 23-17 June 2008. Moscow: Center for book of Rudomino Russian State Foreign Literature Library, 2008. 111-117 (in Russ.).
22. Banik G. Education strategies for science communication and education in conservation science. Restaurator. 2013. 34 (4), 261-274.
23. Sarsenbaeva B. National Library of Kazakhstan as educational platform for training specialists. URL: http: // matenadaran. am (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).