ствия формируются интегрированные знания, умения и навыки, обеспечивающие в итоге эффективность СРС.
При изучении психолого-педагогических источников по проблеме самостоятельной работы установлено, что существует несколько точек зрения на сущность этого понятия: оно определяется как метод обучения, как приём обучения и как форма организации деятельности, обеспечивающая управление учебным процессом. Вышеизложенное подводит к выводу
о единстве самостоятельной работы обучаемых и индивидуализации в руководстве ею, являющиеся главным резервом повышения эффективности подготовки современных педагогов в вузе. Что позволит стать основой дальнейшего самосовершенствования и после получения образования, требующего от педагога знания путей обновления его содержания, поиска эффективных средств, приемов, методов воспитания, обучения и развития.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 5.
2. Царькова К.М. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2013.
3. Королькова Е.В. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов. Автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2004.
References
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5.
2. Car'kova K.M. Individualizaciya samostoyatel'nojraboty studentov-zaochnikov vprocesse izucheniya pedagogicheskih disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2013.
3. Korol'kova E.V. Pedagogicheskie usloviya individualizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Avtoreferat dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2004.
Статья поступила в редакцию 29.07.16
УДК 025.7 /.9: 342.951 (045)
Sukhanova E.V., postgraduate, Kazan State Institute of Culture, senior teacher, Udmurt State University (Izhevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
LEGAL SUPPORT OF PRESERVATION OF A LIBRARY FUND. The article deals with a problem of legal support of one of the main technological library processes - preservation of its fund. The paper develops and presents graphic model of legal support, comprising four basic levels: international, federal, regional and local (local). Each level has a clarifying sublevels, allowing to outline the legal boundaries of the entire process to ensure safety. The article briefly describes each of the levels, determined by its importance in the overall process. The material allows to conclude that there is a disproportion between the legal support for securing funds from the position of library legislation and the need to preserve a vast array of data that cannot be accounting units as a storage library fund. It is wrong to examine the regulatory framework to ensure the safety of funds only under the library legislation, the library needs to use legal support of the blade regulatory, organizational and administrative acts. Complete and adapt the regulatory framework will allow freely developing of this sphere of the library.
Key words: conservation, preservation software, library stock, legal and regulatory framework.
Е.В. Суханова, ст. преподаватель Удмуртского государственного университета, аспирантка Казанского
государственного института культуры, г. Ижевск, E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
В статье раскрывается проблема правового сопровождения одного из основных технологических библиотечных процессов - обеспечения сохранности библиотечного фонда. Разработана и представлена графическая модель правового сопровождения, включающая четыре основных уровня: международный, федеральный, региональный и местный (локальный). Каждый уровень имеет уточняющие подуровни, позволяющие очертить правовые границы всего процесса обеспечения сохранности. В статье кратко характеризуется каждый из уровней, определяется его значимость в общем процессе. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что наблюдается диспропорция между правовым сопровождением обеспечения сохранности фондов с позиции библиотечного законодательства и необходимостью сохранения огромного массива данных, не поддающихся учёту как единиц хранения библиотечного фонда. Рассматривать нормативно-правовую базу обеспечения сохранности фондов в рамках только библиотечного законодательства невозможно, необходимо правовое сопровождение межпрофильными нормативно-правовыми и организационно-распорядительными актами. Полная и адаптированная нормативно-правовая база позволит беспрепятственно развивать данное направление деятельности библиотеки.
Ключевые слова: сохранение, обеспечение сохранности, библиотечный фонд, нормативно-правовая база.
Современная библиотека вовлечена во всесторонние взаимоотношения с государством, региональной и муниципальной властью, корпоративными партнёрами. Правовая обоснованность управленческих решений информационно-библиотечной сферы вызывает повышенный профессиональный интерес, обусловленный неспособностью исключительно библиотечного законодательства обеспечить организационно-правовое сопровождение как традиционных, так и инновационных направлений деятельности библиотеки. Компетентное и своевременное применение межсферных законодательных рычагов позволит современной библиотеке стать полноправным участником общественно-экономических отношений различных уровней. Е.Н. Гусева [1], обобщая проблемы российской информационно-библиотечной сферы, отмечает несоответствие законодательства задачам развития библиотечной отрасли и выявляет противоречие между
границами правового поля и осуществлением библиотекой своих функций. Действительно, постоянно возникающие законодательные коллизии, ограничивающие информационный потенциал библиотек, замедляют их вхождение в мировое информационное сообщество. Это, в свою очередь, сдерживает возможности координации и кооперирования членов библиотечного и других сообществ по важнейшим вопросам, в том числе, по вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов.
Проблемы правового обеспечения сохранности библиотечного фонда, как сквозного библиотечного процесса, достаточно редко находят отражение в профессиональной печати. Раскрывая различные библиотечно-информационные правоотношения, О.Ф. Бойкова и В.К. Клюев [2, с. 35] выделяют отношения, регулирующие вопросы обеспечения сохранности фондов библиотек: режима и условий хранения; консервации документов; обеспече-
ния их безопасности и т. д. Однако авторы не ставят перед собой задачу раскрыть подробности этих правоотношений, акцентируя внимание лишь на отдельных его аспектах: правовой защите библиотечно-информационных продуктов, как объектов интеллектуальной собственности и на последствиях инициативной деятельности библиотек [2]. В остальном, можно встретить лишь немногочисленные публикации, освещающие отдельные аспекты данной проблемы: правовое сопровождение консервации документов (С.А. Добрусина, Е.Г. Путилова); нормативно-правое регулирование комплектования и учёта библиотечного фонда (Н.И. Хахалева, И.В. Эйдемиллер, С.В. Митрофанова); правовые проблемы сохранения электронных документов (М.В. Ларин, В.И Тихонов, Ю.А Левадняя, Н.А. Храмцовская).
В правовой сфере нормативно-правовые акты, в зависимости от их юридической силы, принято разделять на две большие группы: законы (федеральные конституционные; федеральные; законы субъектов Российской Федерации) и подзаконные акты (указы и распоряжения Президента; постановления и распоряжения Правительства; акты отдельных ведомств, министерств, комитетов; акты местных органов власти и управления; локальные нормативные акты). Основываясь на общепринятом делении, возникают сложности при раскрытии правовой базы, обеспечивающей сохранение библиотечного фонда. Так, например, данная структура не позволяет включить в общую правовую базу документы международного уровня, что существенно искажает правовую картину. Кроме того, различные методические рекомендации, разработанные профильными международными, федеральными и региональными центрами по сохранению документов, по сути, не являются нормативными документами, но регламентируют проведение многих сохранных мероприятий, тем самым приобретая немаловажное значение. Учитывая эти обстоятельства и стремясь соблюсти правовую корректность, мы разработали графическую схему нормативно-правового и методического обеспечения сохранности библиотечного фонда, представленную на рисунке. Выделенные уровни (международный, федеральный, региональный, местный) очерчивают зону правовой ответственности. В рамках представленной статьи рассмотрим особенности международного и федерального уровней.
Документы международного уровня являются инструментом правовой поддержки сохранения библиотечных фондов с акцентом на общемировые тенденции в данной сфере. Подобного рода документы становятся платформой для совместных проектов, обеспечивая консолидацию усилий по данному направлению. Конвенция - международный договор по специальному вопросу, обязательный для исполнения на территории России при
условии его ратификации. Конвенции регламентируют общие вопросы охраны, защиты и перемещения памятников культурного наследия, в том числе редких и ценных документов, входящих в состав фондов библиотек. Необходимо отметить следующие: «Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта» (1954 г.); «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972 г); «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1972 г.); «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» (1986 г.). Данные Конвенции ратифицированы Россией еще во второй половине ХХ века.
Хартии, декларации, манифесты, резолюции, меморандумы, заявления, позиции и инициативы не имеют силы обязательного юридического влияния. Но эти документы конкретизирует позицию общественности по определённому вопросу; определяют соглашения сторон; демонстрируют свободу от юридических обязательств; способствуют координации и кооперированию деятельности библиотек по отдельным направлениям, в том числе, по вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов. Наиболее значимы из них: Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 г.); Меморандум об объектах авторского права (1990 г.); Манифест ИфЛа об Интернет (2002 г.); Хартия ЮНЕСКО о сохранении цифрового наследия (2003 г.); Манифест ИФЛА о цифровых библиотеках (2011 г.).
Блок документов практической (методической) направленности включает правила и рекомендации международных организаций, таких как: Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO); Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA); Ассоциация по библиотечному обслуживанию молодежи (YALSA); Американская библиотечная ассоциация (ALA); Библиотечная Ассамблея Евразии (БАЕ); Фонд по поддержке культуры, науки и образования («SECCO Pontanova», г. Берлин); Совет по библиотечным и информационным ресурсам (ClIR); Академии консервации (PAL, г. Лейпциг). Под эгидой этих организаций действуют международные профильные советы, комитеты и центры, такие как: Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС, с 2007 г. рабочий орган Российского комитета); Региональный центр IFLA по сохранности и консервации для стран Восточной Европы и СНГ. Под их руководством осуществляются многие программные мероприятия по обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Рис. Схема нормативно-правового и методического обеспечения сохранности библиотечного фонда
Международные документы программного характера являются стратегиями развития сохранения документов на определённый период. Здесь необходимо отметить наиболее значимые: Стратегическую программу ИФЛА по сохранности и консервации (Strategic Programmeon Preservation and Conservation (PAC)) (1984 г.), объединившую целую сеть библиотек с целью сохранения библиотечных документов на любых носителях и содействию разработке национальных и международных стандартов; Программу ЮНЕСКО «Информация для всех» (2001 г.); проект «Европейский регистр страховых микроформ» (European Register of Microform Masters (EROMM)) (2006 г.), представленный в формате международной базы данных для облегчения процесса переформатирования печатной информации с целью её сохранения; Реестр риска IFLA для документального наследия (Risk Register for Documentary Heritage) (2015 г.), созданный с целью сбора данных о фондах документального наследия для принятия адекватных мер в случае возникновения природных или антропогенных катастроф. В рамках работы над данными программами происходит сотрудничество российских и зарубежных библиотек, в том числе, по вопросам обеспечения сохранности фондов.
Международные стандарты (ISO) призваны унифицировать различные технологические операции библиотечно-инфор-мационной сферы. Среди стандартов необходимо отметить: ISO/IEC 2382-14:1997 «Надежность, восстановимость и доступность»; ISO/IEC 2382-8:1998 «Защита данных»; SO 11798:1999. «Информация и документация. Долговечность и стойкость записи, печати и копирования на бумаге. Требования и методы испытаний»; ISO 11799:2003 ТК 46 «Информация и документация. Требования к хранению архивных и библиотечных материалов»; ISO 14416:2003 ТК 46 «Информация и документация. Требования к переплету книг, периодических и сериальных изданий и других бумажных документов для использования в архивах и библиотеках. Методы и материалы». Международные стандарты не являются обязательными для исполнения в других странах, кроме стран-разработчиков. Россия является активным членом ISO и старается гармонизировать отечественные нормативные документы в соответствии с международными.
Блок правовых документов федерального уровня включает в себя федеральные законы и подзаконные акты. Федеральный законодательный уровень - это основополагающая нормативная платформа, на которую опираются и которой руководствуются все учреждения и организации, задействованные в сфере сохранения объектов культуры, в том числе и библиотечных фондов. От качества и «прозрачности» нормативных документов этого уровня зависит эффективность данного направления. Здесь необходимо отметить базовые профильные и межпрофильные федеральные законы и законы РФ:
- профильные: ФЗ «О библиотечном деле» от 29.12.94 г. № 78-ФЗ (с изменениями от 03.07.16 г.); ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.94 г. № 77-ФЗ (с изменениями от 05.04.16 г.); Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.92 г. № 3612-1 (с изменениями от 28.11.15);
- межпрофильные: ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.06 г. № 149-ФЗ (с изменениями от 06.07.16 г.); ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.04 г. № 125-Фз (с изменениями от 02.03.16 г.); ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 03.07.16 г.); ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.06 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 23.05.16 г.); ФЗ «О безопасности» от 28.12.10 г. № 390-ФЗ (с изменениями 05.10.15 г.); ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.11 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 30.12.15 г.).
Особую значимость приобретают подзаконные акты, в первую очередь, это национальные Доктрины, Стратегии, целевые Программы и Проекты федеральной значимости, Дорожные карты и Концепции, регулирующие общие вопросы сохранения культурного наследия, в том числе, сохранение библиотечных фондов:
- Указом Президента РФ от 24.12.14 г. № 808 утверждены «Основы государственной культурной политики», определяющие понятие «сохранение культурного наследия», являющееся «отправным» для всего комплекса видов деятельности по обеспечению сохранности библиотечных фондов;
- Приказом Президента РФ от 09.09.00 г. № Пр-1895 принята «Доктрина информационной безопасности РФ». Необходимость сохранять электронные документы, не имеющие материальной основы, расширяет границы процесса обеспечения их сохранности до защиты информационных ресурсов от несанкци-
онированного доступа. Доктрина фокусирует внимание именно на этом аспекте;
- Распоряжением Президента РФ от 07.02.08 г. № Пр-212 утверждена «Стратегия развития информационного общества в РФ». Она частично повторяет постулаты Доктрины, акцентируя внимание на сохранении культуры многонационального народа РФ, а также развитии технологий, подготовке квалифицированных кадров в сфере информационных, в том числе и сохранных технологий;
- Постановлением Правительства РФ от 03.03.12 г. № 186 принята Федеральная целевая программа «Культура России» (2012 - 2018 гг.), одной из основных задач которой является выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов РФ. Под эгидой данной Программы в период 2001 - 2010 гг. реализована «Национальная программа сохранения библиотечных фондов», а с 2011 г. её второй этап - «Общероссийская программа сохранения библиотечных фондов (2011 - 2020 гг.)». Данная программа конкретизирует решение проблем сохранения фондов библиотек посредством пяти направлений: консервация документов; создание Российского страхового фонда; сохранение библиотечных фондов в процессе использования; подготовка кадров; работа с книжными памятниками. За весь период было создано более 30-ти региональных центров и подразделений консервации библиотечных фондов, которые координируют сохранные мероприятия непосредственно в регионах и осуществляют взаимодействие с федеральными профильными центрами;
- Постановлением Правительства РФ от 15.04.14 г. № 313 утверждена государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)». Подпрограмма 2 «Информационная среда» одной из своих задач ставит создание и обеспечение сохранности созданных информационных фондов и фондовых материалов;
- Распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 г. № 1662-р. Утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Раздел 5 данной Концепции «Развитие культуры и средств массовой информации» одной из своих задач ставит «сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов».
В целом, программный метод финансирования, на который сегодня ориентирована сфера культуры, в том числе и библио-течно-информационная, позволяет хоть и точечно, но решать существенный комплекс проблем с учётом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств), выделяемых на развитие первоочерёдных направлений деятельности. Переход на целевые программно-проектные взаимоотношения оправдывает качественные изменения, произошедшие за последние годы в области обеспечения сохранности библиотечных фондов.
Среди других подзаконных актов, регулирующих сферу сохранения библиотечных фондов, необходимо отметить: Постановление Правительства РФ «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда» от 05.07.01 г. № 504; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» от 27.04.01 г. №322; Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ»» от 11.03.01 г. № 174; Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» от 26.07.10 г. № 538; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» от 28.12.12 г. № 2606-р. Перечисленные постановления и распоряжения закрепляют принятие решений и реализацию практических мер, обеспечивающих сохранение культурного наследия, в том числе и фондов библиотек.
Локализация решения особо значимых вопросов сохранения библиотечных фондов через нормативные акты Министерства культуры Рф позволяет добиться обозримых и контролируемых результатов. Среди актов Министерства культуры РФ следует выделить:
- Приказ от 08.10.12 г. «Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда», впервые прописывающий
категории электронных документов, являющихся единицами учёта библиотечного фонда, что облегчает задачу их учёта и сохранения;
- Решением коллегии Министерства культуры РФ от 29.11.11 г. № 16 одобрены «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в РФ на 2011-2020 гг.», созданные на основе «Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов» (2011 - 2020 гг.). Данные Основы подводят итоги первого этапа реализации «Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ» (2001-2010 гг.) и характеризуют перспективы развития системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в РФ 2011 -2020 гг.;
- Решение коллегии Министерства культуры РФ от 25.05.10 г. № 4 «О проблемах материально-технического оснащения библиотек и внедрения новейших информационных технологий». Данное Решение оказывает содействие, в том числе и технической обеспеченности федеральных и региональных Центров консервации.
Кроме представленных документов существует большое количество национальных стандартов, перечисление которых не позволяет объем статьи. С полным перечнем российских стандартов (ГОСТов) можно ознакомиться на информационном справочном портале Library.ru. Однако, особо следует отметить, что в 2013 г. введён в действие ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», закрепивший трактовку ряда понятий, таких как «обеспечение сохранности документов», «обеспечение физико-химической сохранности документов», «электронный документ» и т. д.
Российские федеральные профильные и межпрофильные Центры по сохранению культурного наследия координируют процессы обеспечения сохранности документов, имеющих материальную основу (бумажную и небумажную), а также документов, не имеющих материальной основы (инсталлированных и сетевых) [3]. Одновременно они являются методическими и обучающими органами для регионов, а также координаторами подпрограмм «Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов (2011 - 2020 гг.)». Кроме того, Центры разрабатывают, издают и распространяют учебные, учебно-методические, справочные и иные пособия в помощь специалистам; публикуют материалы конференций и сборники статей по проблемам сохранения библиотечных фондов. Среди центров федерального значения необходимо выделить:
- Федеральный Центр консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ, Российская Национальная библиотека (РНБ), г. Санкт-Петербург), являющийся основным методическим центром по направлению «Консервация библиотечных фондов»;
- Российская государственная библиотека (РГБ), являющаяся координатором подпрограмм «Книжные памятники Российской Федерации» и «Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации» [4]. В структуру РГБ входит и Научно-информационный центр по культуре и искусству (НИЦ Информкультура) - автоматизированный информационный центр с уникальными информационными ресурсами: «Охрана культурного наследия: проблемы и решения. Материалы ИКОМОС», «Библиотека в эпоху перемен», научный информационно-аналитический журнал «Обсерватория культуры»;
- Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ, г. Москва), которая курирует подпрограмму «Сохранение библиотечных фондов в процессе использования» [4];
- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ). В её структуру входит Комплексный отдел хранения, консервации и реставрации фондов, включающий в себя Сектор научной реставрации и Сектор микрофильмирования и сканирования микроформ;
Библиографический список
- Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) является координатором подпрограммы «Кадровое обеспечение сферы сохранения библиотечных фондов». С 2002 г. здесь организована профессиональная подготовка по направлению «Менеджмент сохранения библиотечных фондов»;
- Центр безопасности культурных ценностей Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Роскуль-туры, обеспечивающий современный уровень развития систем безопасности в учреждениях культуры, разрабатывающий и внедряющий перспективные технологии безопасности. К сожалению, после завершения первого этапа Национальной программы сохранения библиотечного фонда, Центр безопасности прекратил сотрудничество с библиотечным сообществом;
- Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Центр специализируется на консервации, реставрации и экспертизе памятников истории, в том числе и книг.
Роль регионального и муниципального законодательства велика, так как в ряде случаев, позволяет принимать оперативные и конструктивные решения по сохранению библиотечных фондов, не решённые на федеральном уровне. Но, для создания и функционирования региональной нормативно-правовой базы, должна быть выстроена вертикаль между уровнями власти (Центр - Регион - Муниципальное образование). Локальные документы конкретной библиотеки или централизованной системы способствуют реализации приоритетных направлений сохранения библиотечного фонда «на местах». Это пакет служебной документации, включающий организационно-правовые, организационно-распорядительные и технологические служебные документы. Наполняемость документационного сопроводительного пакета не имеет законодательно закрепленного унифицированного перечня. Это позволяет каждой библиотеке, совместно с учредителем, наполнять индивидуальный пакет документов с учетом её статуса и приоритетных направлений в области сохранения своего фонда. Данный блок будет подробно охарактеризован в следующей статье.
Анализируя нормативно-правовую базу, сопровождающую процесс обеспечения сохранности библиотечных фондов, можно наблюдать явную диспропорцию между правовым полем сохранения фондов с позиции библиотечного законодательства и необходимостью сохранения огромного массива данных, не поддающихся учёту, как единиц хранения библиотечного фонда. Это противоречие вынуждает библиотеки самостоятельно разрабатывать концептуальные подходы к данной проблеме и выносить решения интуитивно. Основной программный документ «Общероссийская программа сохранения библиотечных фондов» на 2011 - 2020 гг., призванный регулировать все процессы обеспечения сохранности библиотечных фондов на федеральном уровне, не ставит среди прочих задачи по сохранению электронного конвента, статус которого в рамках библиотечного законодательства еще до конца не определен. В связи с этим библиотеки, обладая массивами архивных данных в формате электронных документов (инсталлированных и сетевых), не имеют чётко обозначенной нормативно-правовой и методической платформы для обеспечения их сохранности. Рассматривать правовую платформу обеспечения сохранности фондов в рамках только библиотечного законодательства невозможно. Это обусловлено вовлечением современной библиотеки во многие сферы деятельности человека (информационную, культурную, воспитательную, правовую, экономическую, международную), что вызывает необходимость согласования межпрофильных нормативно-правовых и организационно-распорядительных актов. От полноты и адаптированности нормативно-правовой и методической базы зависит стратегия дальнейшего развития вопросов сохранения библиотечных фондов.
1. Гусева Е.Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты. Библиотечное дело - XXI век. 2010; 19: 93 - 109.
2. Бойкова О.Ф., Клюев В.К. Правовая среда библиотеки. Москва: Либерея-Бибинформ, 2011.
3. Об утверждении «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда». Приказ Министерства культуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077. Российская газета. 2012; 22 мая.
4. Общероссийская программа сохранения библиотечных фондов. Второй этап: 2011-2020. Available at: http://www.rsl.ru/ru/ news/010411
References
1. Guseva E.N. Innovacii v bibliotekah strany: podhody, problemy, proekty. Bibliotechnoe delo - HHI vek. 2010; 19: 93 - 109.
2. Bojkova O.F., Klyuev V.K. Pravovaya sreda biblioteki. Moskva: Libereya-Bibinform, 2011.
3. Ob utverzhdenii «Poryadka ucheta dokumentov, vhodyaschih v sostav bibliotechnogo fonda». Prikaz Ministerstva kul'tury RF ot 8 oktyabrya 2012 g. № 1077. Rossijskaya gazeta. 2012; 22 maya.
4. Obscherossijskaya programma sohraneniya bibliotechnyh fondov. Vtoroj 'etap: 2011-2020. Available at: http://www.rsl.ru/ru/news/010411
Статья поступила в редакцию 25.07.16
УДК 796
Akulov M.B., postgraduate, Department of Psychopedagogical Education, Moscow State Pedagogical University (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPING INTEREST OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN FIGURE SKATING IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article discusses formation of interest of children in figure skating during extracurricular activities at a primary school. Development of the child at a primary school and his formation as a person depends more on his ability to act, adequacy to an increasingly complex process of adaptation. Young children develop fast enough, there are different interests in different areas of extra activities, including sports like figure skating. An important aspect is to motivate children to take figure skating lessons and the development of their physical, spiritual, or aesthetic qualities as a person. The author suggests various ways of motivation to take lessons on figure skating.
Key words: interest of children to lessons, figure skating, figure skating influence on child's health, increasing interest in figure skating among primary school children.
М.Б. Акулов, аспирант каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы формирования интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Как известно, развитие ребёнка младшего школьного возраста и его становление как личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности всё осложняющемуся процессу приспособления. Ребёнок в данном возрасте развивается достаточно быстро, возникают интересы в разных областях его деятельности, в том числе и в таком спорте, как фигурное катание. Важным аспектом является мотивация детей к занятиям фигурным катанием, развитие их физических, духовных, эстетических качеств, как личности. Автором предложены различные способы мотивации детей к занятиями фигурным катанием.
Ключевые слова: интерес ребёнка к занятиям фигурным катанием, влияние фигурного катания на здоровье ребёнка, повышение интереса к фигурному катанию, дети младшего школьного возраста.
В условиях развития современного общества, изменений, происходящих в системе образования, является весьма актуальным отношение общества в целом и детей, в частности, к проблемам физического воспитания, что подтверждают появившиеся в последнее время ряд указов и законов РФ, указов Президента РФ, постановлений правительства и решений спортивных организаций РФ, в том числе «Закон об образовании РФ» 273 от 29.2012 г. Направлений успешного физического воспитания детей, в том числе младшего школьного возраста, и в науке, и в практике известно достаточно много [1].
В настоящей статье рассматривается проблема формирования интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста как одно из направлений физического воспитания и развития положительных качеств личности ребёнка в целом [2]. На протяжении нескольких лет нами проводился эксперимент по мотивации и формировании интереса младших школьников к фигурному катанию. В начале эксперимента мы поставили целью организовать занятия так, чтобы они носили оздоровительный характер. Для чего были взяты две группы детей численностью двадцать человек каждая, возрастная категория которых 7 лет. Одна из групп экспериментальная, а вторая - контрольная, и для каждой из них составлена программа занятий по фигурному катанию. Для каждой из групп была написана программа занятий по фигурному катанию. Основной акцент был сделан на экспериментальной группе детей, для них была написана специальная программа занятий, для контрольной группы была также написана программа занятий, но отличающаяся от программы экспериментальной группы. Главное в нашем исследовании - не профессиональный спорт, а мотивация к определённому виду спортивных занятий - фигурному катанию. Экспериментальная группа в исследовании ре-ализовывала различного характера способы познавательного интереса к фигурному катанию:
- исторический аспект фигурного катания в мире;
- знакомство младших школьников с достижениями известных фигуристов советской и российской школы;
- встречи с известными спортсменами-фигуристами;
- подготовка обучающихся к восприятию занятий фигурным катанием;
- показ различного рода элементов для начинающих с учётом возрастных особенностей детей;
- показ и значение спортивного оборудования и экипировки при занятиях фигурным катанием;
- беседа по проблемам здоровья и техники безопасности в процессе занятий фигурным катанием;
- показательные мастер-классы с участием известных фигуристов М.В. Маринин, А.К. Ягудин, Я.В. Хохлова.
В контрольной группе мы ограничивались только некоторыми способами мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям фигурному катанию. К числу таких способов относилось всё, что связанно с историей фигурного катания и техники безопасности. Описанное нами относилось к первому этапу и мотивации, и привлечении детей к занятиям фигурным катанием [3; 4; 5].
В подготовительный период мы тщательно знакомились с данными характеризующими состоянию здоровья детей, их пси-хо-физиологическое состояние и особое внимание мы уделяли индивидуальным особенностям и возможностей детей. С этой целью мы использовали ряд научных исследований таких учёных, как А.Н. Мишин, В.С. Мухина [6; 7; 8]. Как известно психологический аспект для детей, занимающихся спортом, очень важен, это не зависит от их возраста. Существует такое понятие психологическая подготовка, это один из наиболее распространённых аспектов использования научных достижений и знаний в спорте по подготовке спортсменов, так как термин специализируется с близким ему понятием, как психологическая готовность. Психологическая готовность - это некое состояние психики, используемое в тренировочной, соревновательной деятельности. На дан-