Научная статья на тему 'Обеспечение сохранности библиотечного фонда как технологический процесс'

Обеспечение сохранности библиотечного фонда как технологический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1301
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ / PRESERVATION / FACILITATION OF PRESERVATION / БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД / LIBRARY FUND / БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПРОЦЕСС / LIBRARY WORKING PROCESS / ОПЕРАЦИЯ / OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Е. В.

В статье раскрывается сущность важнейшего технологического библиотечного процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда». На сегодняшний день осознан его интегрированный характер, но нет единого видения процесса и всех его составляющих. Сквозной характер технологического процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда» вызывает сложности его формализации, документационного обеспечения и, впоследствии, реализации в библиотеке. Проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов следует рассматривать в комплексе, включающем организационные, методические и производственные аспекты. В статье приведена обобщенная схема процесса обеспечения сохранности библиотечного фонда, которая позволит библиотекам формализовать процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF A LIBRARY FUND AS A TECHNOLOGICAL PROCESS

The article reveals the basics of the most important library technology that concernes preservation of a library fund. Today library institutions fully understand the integrated character of the fund, but there is no single vision of the process of its preservation and all its components. End-to-end nature of the process, preservation of a library fund causes complexity of its formalization, documentation and, subsequently, implementation in the library. Problems of preservation of library collections should be considered as a complex, which includes organizational, methodological and operational aspects. The article presents a generalized scheme of the process of preservation of a library fund, which will allow a library to formalize this process.

Текст научной работы на тему «Обеспечение сохранности библиотечного фонда как технологический процесс»

Именно опытные учёные должны возглавить движение своих более молодых коллег к научному олимпу (готовить себе смену), проводить консультации, мастер-классы и семинары, осуществлять научное руководство при написании диссертаций на соискание научного звания, оказывать помощь в присвоении ученой степени.

Необходимо заметить, что не все маститые ученые прониклись духом наставничества и не всегда охотно передают накопленные познания. Видимо отдельные забыли, что в период их становления как учёных, в системе советского высшего военного образования «почивать на лаврах» считалось абсолютно не приличным. Помощь молодому коллеге почиталось почетным моральным долгом и им (обличенным ныне различными регалиями) помогали весьма охотно.

В подобных обстоятельствах, по-видимому, должна чётче прослеживаться руководящая роль начальников кафедр, которые обязаны объединить «опыт» и «молодость» для достижения общего результата.

Офицерам-преподавателям, не в полной мере использующим имеющийся в военных вузах научный потенциал для становления как военного учёного-исследователя, нужно осознать тот факт, что повышение эффективности педагогического процесса, подъёма его научной составляющей, это не кампанейщи-

Библиографический список

на, но цель, которую поставило перед военными вузами руководство страны.

Следует отметить, что в последние годы в системе военных вузов наметилась устойчивая тенденция стремления военных преподавателей и претендентов на эти должности, к личностному росту. Офицеры получают дополнительное образование, проходят курсы подготовки и переподготовки, защищают диссертации и получают ученые степени и ученые звания. Процент офицеров-преподавателей, имеющих ученые звания и ученые степени, неуклонно растёт.

Таким образом, на основе изложенных положений, авторы пришли к следующим выводам:

1) на современном этапе совершенствования системы военных вузов Вооруженных Сил Российской Федерации принципиально важно проанализировать личности офицеров-педагогов, более требовательно и одновременно творчески подойти к подбору кандидатов на должность военного преподавателя;

2) нужно вывести на новый уровень личную ответственность военных преподавателей за повышение педагогического мастерства.

3) наряду с учебной работой и методической нагрузкой, офицеры, занимающие педагогические должности должны быть учеными-исследователями, то есть, обладать научными знаниями и опытом, для проведения научно-исследовательских работ.

1. Шагов А.Е. К вопросу о проблемах организации международных усилий по предотвращению и разрешению локальных и внутригосударственных вооруженных конфликтов, поиску новых средств поддержания региональной стабильности. Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014.

2. Путин В.В. Потенциальные риски, угрозы безопасности государства. РИО Новости. Available at: https://ria.ru

3. Путин В.В. Военные вузы в России должны быть укомплектованы современными образцами военной техники. Деловая газета «Взгляд». 2015; 13 ноября.

4. Сиволобова Н.А. Актуальные проблемы патриотического воспитания учащейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2016;

5 (60): 164 - 165.

5. Путин В.В. Не забывать военные традиции России. Красная звезда. 2004; 26 июня.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Москва: Просвещение, 1992.

7. Путин В.В. Военные вузы в России должны быть укомплектованы современными образцами военной техники. Деловая газета «Взгляд». 2015; 13 ноября.

8. Петров И. Хочу в командиры. Российская газета «Неделя». 23.07.2015; № 6732 (161).

9. Миронова И.В. Условия развития инновационного потенциала преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55).

10. Щеголь А.И. Сущность процесса дополнительного образования в военных организациях. Мир науки, культуры, образования. 2015;

6 (55).

11. Кинелева В.Г. Высшее образование в России: очерки истории до 1917 года. Под редакцией В.Г. Кинелева. Москва: Просвещение, 1995.

References

1. Shagov A.E. K voprosu o problemah organizacii mezhdunarodnyh usilij po predotvrascheniyu i razresheniyu lokal'nyh i vnutrigosudarstvennyh vooruzhennyh konfliktov, poisku novyh sredstv podderzhaniya regional'noj stabil'nosti. Sovremennye tendencii v obrazovanii inauke: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 14 chastyah. 2014.

2. Putin V.V. Potencial'nye riski, ugrozy bezopasnosti gosudarstva. RIO Novosti. Available at: https://ria.ru

3. Putin V.V. Voennye vuzy v Rossii dolzhny byt' ukomplektovany sovremennymi obrazcami voennoj tehniki. Delovaya gazeta «Vzglyad». 2015; 13 noyabrya.

4. Sivolobova N.A. Aktual'nye problemy patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 164 - 165.

5. Putin V.V. Ne zabyvat' voennye tradicii Rossii. Krasnaya zvezda. 2004; 26 iyunya.

6. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opytpedagogicheskoj antropologii. Moskva: Prosveschenie, 1992.

7. Putin V.V. Voennye vuzy v Rossii dolzhny byt' ukomplektovany sovremennymi obrazcami voennoj tehniki. Delovaya gazeta «Vzglyad». 2015; 13 noyabrya.

8. Petrov I. Hochu v komandiry. Rossijskaya gazeta «Nedelya». 23.07.2015; № 6732 (161).

9. Mironova I.V. Usloviya razvitiya innovacionnogo potenciala prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55).

10. Schegol' A.I. Suschnost' processa dopolnitel'nogo obrazovaniya v voennyh organizaciyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55).

11. Kineleva V.G. Vysshee obrazovanie vRossii: ocherki istorii do 1917 goda. Pod redakciej V.G. Kineleva. Moskva: Prosveschenie, 1995.

Статья поступила в редакцию 28.10.16

УДК 023(045)

Sukhanova E.V., postgraduate, Kazan State Institute of Culture, senior teacher, Udmurt State University (Izhevsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PRESERVATION OF A LIBRARY FUND AS A TECHNOLOGICAL PROCESS. The article reveals the basics of the most important library technology that concernes preservation of a library fund. Today library institutions fully understand the integrated character of the fund, but there is no single vision of the process of its preservation and all its components. End-to-end nature of the process, preservation of a library fund causes complexity of its formalization, documentation and, subsequently, implementation in the library. Problems of preservation of library collections should be considered as a complex, which includes organizational, methodological and operational aspects. The article presents a generalized scheme of the process of preservation of a library fund, which will allow a library to formalize this process.

Key words: preservation, facilitation of preservation, library fund, library working process, operation.

Е.В. Суханова, аспирантка Казанского государственного института культуры, ст. преподаватель Удмуртского государственного университета, г. Ижевск, E-mail: [email protected]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье раскрывается сущность важнейшего технологического библиотечного процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда». На сегодняшний день осознан его интегрированный характер, но нет единого видения процесса и всех его составляющих. Сквозной характер технологического процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда» вызывает сложности его формализации, документационного обеспечения и, впоследствии, реализации в библиотеке. Проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов следует рассматривать в комплексе, включающем организационные, методические и производственные аспекты. В статье приведена обобщенная схема процесса обеспечения сохранности библиотечного фонда, которая позволит библиотекам формализовать процесс.

Ключевые слова: сохранение, обеспечение сохранности, библиотечный фонд, библиотечный процесс, операция.

Интегрированный характер технологического процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда» вызывает сложности его формализации, документационного сопровождения и реализации в библиотеках. По справедливому утверждению В.Г. Дригайло, для того, чтобы работа библиотеки осуществлялась на должном уровне и библиотека добивалась повседневных успехов, необходима чёткая организация управления всеми технологическими процессами [1, с. 40]. Технологический процесс - это часть производственного процесса, состоящая из целенаправленных действий по решению относительно самостоятельных задач, связанных с изменением состояния предмета труда [1, с. 41]. Существует множество классификаций процессов деятельности библиотеки. Я.Л. Шрайберг определяет процесс как основной элемент, описывающий отдельное направление библиотечной деятельности и состоящий из ряда составных элементов (подпроцессов), каждый из которых, в свою очередь, распадается на ряд элементов (операций) [2, с. 13]. Автор распределяет все библиотечные процессы по четырём группам (см. табл. 1). Обеспечению сохранности отводится место в категории «технологические библиотечные процессы».

вятся производными, то есть способствующими повышению качества производимых услуг.

Я.Л. Шрайберг разделил все так называемые «производственные» процессы на группы, выделив работу с фондом (технологические процессы), обслуживание пользователей (процессы библиотечного обслуживания) и информирование пользователей (процессы информационного обеспечения). И.С. Пилко определяет технологические процессы, как части общего производственного процесса. Примером может служить производственный процесс «формирование библиотечного фонда», тогда как технологическими процессами к нему становятся: моделирование фонда, комплектование фонда, учёт фонда, обработка фонда (научная, техническая), размещение фонда, хранение фонда.

Ссылаясь на позицию И.М. Фрумина, И.С. Пилко указывает на трио библиотечной технологии «цикл - процесс - операция», возможно и дальнейшее деление на «элементы операций» [3]. В свою очередь, Я.Л. Шрайберг выделяет трио «процесс - подпроцесс - операция» с возможностью дальнейшего выделения «элемента операции». В дополнение данной позиции Е.Г. Аста-

Таблица 1

Классификация библиотечных процессов по Я.Л. Шрайбергу

Группа Характеристика группы

Группа 1. Технологические библиотечные процессы (ТБП) Комплектование фонда, обработка документов, размещение и расстановка, учёт и проверка фонда, обеспечение сохранности, управление фондом

Группа 2. Процессы библиотечного обслуживания (ПБО) Обслуживание в читальных залах, обслуживание по МБА, индивидуальное обслуживание, массовая работа, обслуживание репрографией, специальные виды обслуживания, управление библиотечным обслуживанием

Группа 3. Процессы информационного обеспечения и обслуживания (ПИОО) Организация и ведение каталогов и картотек, библиографическая работа и обслуживание, справочно-информационное обслуживание, специальные виды информационного обеспечения и обслуживания, управление информационным обеспечением и обслуживанием

Группа 4. Процессы управления (ПУ) Административное управление, научно-методическая работа, внешние связи

И.С. Пилко представляет технологическую структуру библиотечной деятельности как обусловленные связи [3, с. 30] и структурирует их следующим образом (см. табл. 2). Необходимо отметить, что автор все основные процессы, обеспечивающие производство библиотечных услуг, определяет как производственные, тогда как все остальные по отношению к ним стано-

пович предложил уточняющее деление: «комплексный технологический процесс - автономный технологический процесс - этап (стадия) - технологическая операция» [4]. Позиция автора не была принята в научном сообществе ввиду отсутствия чётких границ между понятиями «комплексный» и «автономный» процессы.

Таблица 2

Классификация библиотечных процессов по И.С. Пилко

Группа Характеристика группы

Группа 1. Производственные процессы Создание информационных продуктов и предоставление информационных услуг

Группа 2. Обеспечивающие процессы Хозяйственная, снабженческая деятельность, поддержание в рабочем состоянии коммуникаций и оборудования и др.

Группа 3. Научно-исследовательские процессы Статистический анализ, библиографический мониторинг, социологические и мониторинговые исследования, профессиональная экспертиза, мониторинг и прогнозирование библиотечной деятельности и др.

Группа 4. Управленческие процессы Стратегическое и оперативное планирование, финансирование, учёт, контроль деятельности, менеджмент персонала, менеджмент технологий, менеджмент качества, управление инновационными проектами и др.

Библиотечные процессы, являясь неотъемлемыми элементами обеспече ниа деятеаьносаибиблиотеки как системы, взаимодействуют на различных уровнях, предопределяя образование укрупиесных, иомпле ксных процессов,так аазываемпк метапроцессов (определение предложено Я.Л. Шрайбергом). Даыноч бимпиамровение можне ибедемаветь на конфетнаы примере. Так, обеспечение сохранности библиотечного фонда, наря^доа^омаы^^и^Е^ас^^м.у^^оаллб мазмещенсем, оНетзбмт метапроцесс - формирование библиотечного фонда, что в свою очередь, может предполагать метаоперации. Я.Л. Шрайберг еще в 1998 г.аредчагсл ввестепонетем « ммтах^цеос-метаопо^ -ция» в терминологическую базу библиотековедения, с целью связотавбмдинп расные тракеовкм и ми6лсо-

течных процессов на терминологическом уровне, не нарушая их технолoгичeакyли фуаициональную с-щноять[И, с. -6].Дан^№я позиция не получила широкой поддержки ввиду сложности по-стpоелгяпoмабнеCлчдeли.

Стандартами (ГОСТ 3.1109-82, ГОСТ 14.004-83) [5; 6] закреплена основная деятельностная характеристика производства усл^и или пре.укма - триовпроиижодотвенный проуеса - тоа-нологический процесс - технологическая операция». Несмотря на смеющаесе стендарсы, п|и xapекнepхптигe бислиотеоныхци-клов и процессов наблюдается отсутствие единого подхода. По нашмоу мнсним,мтопсоисыодин етгосо.что бибсиотечноб -ферм

не свойственна терминология заимствования, в том числе, это касается и технической регламентации основных библиотечных процессов. Ю.Н. Столяров заметил, что унификация терминов неоСтодима, и нб всегдб поетомедиостеоитм сабссвечную терминологию без оглядки на терминосистемы других наук [7]. Мы полносумючотасны-еанным заыччанеем.

Ю.Н. Столяров, разрабатывая алгоритм технологического цикла«Фбмми—ванесбибжнеттчниго фобдаб^прееставил модели каждого из входящих в этот цикл процессов [8, с. 265]. Так, блок-схему процесса «Обеспечение сохранности документов» авеот м^дотаетл как пяиле.овательнее Фродилжение процесса «Размещение документов» (см. рис. 1). Следует отметить, что асы эбымы^тыжoдeлхoбpeдeленыбстopoн1 кэоэлементы системы защиты библиотечного фонда. По нашему мнению, Ю.Н.Столсмо в сипоньмировслео нятиб«сбеспаиеннечохранно-сти» и «обеспечение защиты», показав прикладную направлен-ни(^тес^(^ТбС(^т.йзоция пpсгмсоизФе,oпpaитaнпся пестоянной необходимостью осуществления процесса в библиотеках, сузила его восприятие до консервации библиотечных фондов. Данное п^лбднои нап.ижленче лол^тхф пчдде^оу всбщероссийской программе сохранения библиотечных фондов на 2011 -2020 бодс.рто бослужижо альных

центров консервации библиотечных фондов и осуществлению рядакраеисне состояния фон-

Обеспечение

/ 1 1 >

социальной физико-химической экологической технической

} г 1' У

защиты библиотечного фонда

Рис. 1. Представлениепроцессаобеспечениесохранностибиблиотечногофонда(позицияЮ.Н.Столярова)

Комплекс мер, обеспечивающих нормативную сохранность материальной основы

документов в библиотеке

Организация фонда

Создание и пополнение

фонда пользования

Защита от хищений

Условия пожаробезопасное™

Хозяйственно-технические мероприятия

Копирование

Приобретение дополнительных экземпляров у'

При организации выставок

При кино- и телесъемках

При копировании

Консервация'

Переплет изданий

Разделение на подсобные и основные фонды ■/

✓ /

Режим хранения Стабилизация Реставрация

г

Рис. 2. Система обеспечения нормативной сохранности документов в библиотеках (позиция Ю.П. Нюкши)

дов, фазовой консервации, реставрационных и переплётных мероприятий.

Не все специалисты согласны с предложенной Ю.Н. Столяровым технологической цепочкой (см. рис. 1). Высказываются мнения о том, что некоторые из процессов не вписываются в предложенную схему. Вступая в дискуссию, Н.П. Васильченко предлагает следующую технологическую цепочку: моделирование; комплектование; учёт; обработка; размещение; исключение [9]. Н.И. Хахалева, в рамках преподавания курса «Менеджмент сохранения библиотечных фондов» в Академии переподготовки работников культуры и туризма, отметила, что формирование библиотечного фонда, как процесс, состоит всего из трех элементов: комплектование библиотечного фонда (моделирование, обработка); организация (учёт, хранение, размещение, использование); исключение. Данная позиция видится нам наиболее оправданной, так как учёт, хранение, размещение и использование - это не отдельные процессы, а операции процесса «Организация библиотечного фонда».

Уже в 1988 г. Ю.П. Нюкша [10, с. 10] указала на то, что к началу 90-х гг. ХХ в. появляются отдельные элементы «нормативной сохранности документов», под которой понимается та степень изменяемости документов, которая предусмотре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на нормативами. Ю.П. Нюкша разработала схему обеспечения нормативной сохранности документов в библиотеках (см. рис. 2).

Приведённая система мер является первым графическим изображением системы нормативного обеспечения сохранности библиотечного фонда. К сожалению, представленная модель не получила поддержки и дальнейшего развития, так как теория сохранения библиотечных фондов, по справедливому замечанию Ю.Н. Столярова, долгие годы находилась «на задворках» общей теории формирования фондов.

Сегодня данная схема может быть оспорена. Так, само нормативное обеспечение сохранности материальной основы документов в библиотеке, в силу иерархичности системы «формирование фондов», не может быть управляющей по отношению к подпроцессу «организация фонда». Формирование же фонда, как библиотечный цикл, состоит из нескольких процессов. Ю.Н. Столяров представил технологическую схему формирования библиотечных фондов, состоящую из следующих процессов: 1 - моделирование; 2 - комплектование; 3 - учёт документов, 4 - обработка документов; 5 - размещение документов; 6 - обеспечение сохранности документов; 7 - доставка документов; 8 - анализ информации [8].

Рис. 3. Направления реализации процессаобеспечения сохранности библиотечного фонда

1. Цикл

2. Процесс

3. Подпроцессы

Формирование библиотечного фонда

Обеспечение сохранности фонда библиотеки

Консервация документов

Обеспечение безопасности фонда

Организация режима хранения

4. Операции

5. Элементы операций (подоперации)

],Фазовая консервация

2, Реставрация

3.Переплёт

4.Восстановление утрат, т.ч. доливка

3, Переплёт

3,1 .Изготовление сторонок

3,2 Л Наклейка каптала

3.3.Изготовление форзаца

3.4, . ..др._

I, Организация протнвокражной зашиты фонда

2, Организация противопожарной защиты фонда

3, Организация антитер pop истичес ко й защиты фонда_

L Организация протнвокражной защиты фонда

LI,Снабжение

документов

метками

RFID-

L2, Установка противокражных ворот

L 3. Инстр уктаж персонала

1.4, ...др.

I,Световой режим

2,Температурный режим

3,Влажностный режим

4,Санитарно-гигие н ичее к и й р ежи м

5,Проверка фонда

6....др.

5,Проверка фонда

5,1,Сверка инвентарных номеров документов с то по гр афи чес ки м каталогом

5,2,Формирование базы «недостачи»

5,2,Розыск недостающих документов_

5,4, ...др.

Рис. 4. Схема технологического библиотечного процесса обеспечение сохранности библиотечного фонда

Интегрированный библиотечный процесс «Обеспечение сохранности библиотечного фонда»

I. Консервация документов

5

-

а.

х

г 2

£

Е1

>5 С с

1 с

и

:>

Н

р

у

Ё

£

= Й к ^ § I

= * О

I I I

I* ? —

с_ ч

С С 5

О ¡Е ? г

я С.

я

г: ■-

IX

11 у г - 1

Н

Ю £

О

а

а

^ и С &

п

9 и

г э

о -

=

5 й

& г

2. Технологическая защита (для электронных документов)

3. Техническая безопасность

81

У -

_ у

= ч

: I

3 я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 =

II

£ 3

1 | ~ 3

Я в

I 3

2

5 —

и

ь

I I

I

ё 5

г; Е

5 -

5

и ||

II

а |

I I

V

5 §

I

5

4. Социальная защита фонда

о

У .—.

а- X

У

С X

В н а

1С ^

с

и 9 1 а. О

— Г

О г =■ к* 1

РЗ о

Е а>

~ г

з —'

&

с.

о £

Блокирование ионов металла, нейтрализация кислотности, обработка эмульсиями, отдалённое увлажнение

Дезинсекция, дезинфекция, дератизация, репеплениия, агграшанцп

Фазовое хранение, инкапсулирование, монтирование

и

ь

сп

5

± I

Г1 Е

2 5

11 о. ~

Г7 _

о ц

ъ &

о р

5 I

й 5

п

Рис. 5. Схема интегрированного библиотечного процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда»

По нашему мнению, реализация процесса обеспечения сохранности библиотечного фонда должна осуществляться посредством организационных, методических и производственных мероприятий (см. рис. 3). Обобщая позиции разных авторов, можно прописать весь алгоритм технологического библиотечного процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда» (см. рис. 4). Данная схема не претендует на полное функциональное отражение всего процесса обеспечения сохранности библиотечного фонда. Она приведена в качестве примера, который поможет раскрыть многоэлементность процесса.

Проанализировав позиции различных авторов, нами была составлена схема сквозного библиотечного процесса «обеспечение сохранности библиотечного фонда», условно, входящего в цикл «формирование библиотечного фонда» (см. рис. 5). Схема не лишена субъективизма, но изученные источники позволяют максимально приблизить её к современному пониманию и осознанию изучаемой проблемы. Соединение воедино различных аспектов процесса обеспечения сохранности библиотечного фонда может быть оправдано и латентно подтверждено по-

Библиографический список

зицией Ю.Н. Столярова. Автор подчёркивает, что сохранение библиотечного фонда - многозначное понятие. Во-первых, оно означает удержание в возможно полном объёме изначальных материальных характеристик каждого входящего в фонд элемента, т. е. документа. Во-вторых, это собирательное понятие, которым обозначают фактическое состояние целостности документного фонда, т.е. отсутствия утрат каких-либо его документов [11, с. 271].

Сложность схематичного воплощения данного процесса состоит в том, что все выделенные блоки взаимообусловлены и технологически переплетены. Их схематичное представление (как элементов операции или подпроцесса общего процесса обеспечения сохранности фонда) трудновыполнимо, так же как неизбежны и сложности при составлении технологических карт на данные элементы общего процесса. Представленная схема позволит библиотекам обеспечить документационное сопровождение всего процесса, составить технологические карты на процесс, паспорта сохранности, положения и инструкции, не внося при этом разночтения в толкование представленного процесса.

1. Дригайло В.Г. Технология работы библиотеки. Москва: Либерея-Бибинформ, 2009.

2. Шрайберг Я.Л. Библиотека как объект автоматизации: схема формального описания, структуризация и моделирование на этапе предпроектного исследования. Москва: ГПНТБ России, 1998.

3. Пилко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе. Москва: Либерея-Бибинформ, 2005.

4. Астапович Е.Г. Библиотечная технология Ч. 1. Основы библиотечной технологии. Москва: МГИК, 1991.

5. ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД. Термины и определения основных понятий. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-3-1109-82-estd

6. ГОСТ 14.004-83. Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий. Available at: http://docs. cntd.ru/document/gost-14-004-83

7. Столяров Ю.Н. Документ - понятие конвенциональное (в порядке дискуссии). Делопроизводство. 2005; 3: 11 - 18.

8. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд. Москва: Книжная палата, 1991.

9. Васильченко Н.П. Формирование библиотечных фондов. Научные и технические библиотеки. 1996, 5: 23 - 26.

10. Нюкша Ю.П. Обеспечение сохранности документов в библиотеках: анализ достигнутого и тенденции развития. Теория и практика сохранения книг в библиотеке: сборник научных трудов. Ленинград: Гос. публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1988; Вып. 14.

11. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд. Санкт-Петербург: Профессия, 2015.

References

1. Drigajlo V.G. Tehnologiya raboty biblioteki. Moskva: Libereya-Bibinform, 2009.

2. Shrajberg Ya.L. Biblioteka kak ob'ekt avtomatizacii: shema formal'nogo opisaniya, strukturizaciya i modelirovanie na 'etape predproektnogo issledovaniya. Moskva: GPNTB Rossii, 1998.

3. Pilko I.S. Tehnologicheskie processy vbibliotechnojrabote. Moskva: Libereya-Bibinform, 2005.

4. Astapovich E.G. Bibliotechnaya tehnologiya Ch. i. Osnovy bibliotechnoj tehnologii. Moskva: MGIK, 1991.

5. GOST 3.1109-82 ESTD. Terminy i opredeleniya osnovnyh ponyatij. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-3-1109-82-estd

6. GOST 14.004-83. Tehnologicheskaya podgotovka proizvodstva. Terminy i opredeleniya osnovnyh ponyatij. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/gost-14-004-83

7. Stolyarov Yu.N. Dokument - ponyatie konvencional'noe (vporyadke diskussii). Deloproizvodstvo. 2005; 3: 11 - 18.

8. Stolyarov Yu.N. Bibliotechnyj fond. Moskva: Knizhnaya palata, 1991.

9. Vasil'chenko N.P. Formirovanie bibliotechnyh fondov. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 1996, 5: 23 - 26.

10. Nyuksha Yu.P. Obespechenie sohrannosti dokumentov v bibliotekah: analiz dostignutogo i tendencii razvitiya. Teoriya ipraktika sohraneniya knig vbiblioteke: sbornik nauchnyh trudov. Leningrad: Gos. publichnaya biblioteka im. M.E. Saltykova-Schedrina, 1988; Vyp. 14.

11. Stolyarov Yu.N. Bibliotechnyj fond. Sankt-Peterburg: Professiya, 2015.

Статья поступила в редакцию i9.i0.i6

УДК 378

Suhovienko E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

DIAGNOCTICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNDERGRADUATES IN THE LIGHT OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL TEACHER STANDARDS. The article reveals the difference of vectors of the Federal state educational standard of higher education (training direction 44.04.01 Teacher education) and Professional teacher standards. The technology proposed in this article allows creating and applying a diagnostic tool to assess the competencies of graduates of a magistracy - future (or acting) of math teachers. The technology is based on searching for the appropriate levels of maturity of professional competence of the federal state educational standards of higher education and labor actions, necessary knowledge and skills of the teacher professional standard. Each diagnostic task checks several actions, specifying competence. The degree of maturity of the competence determined by using experimentally obtained formula. The presented technology allows evaluating the level of development of the graduates of job functions, setting Professional teacher standards.

Key words: Professional teacher standards, federal governmental educational standard of higher education, competence, diagnostics.

Е.А. Суховиенко, д-р пед. наук, зав. каф. математики и методики обучения математике, Южно-Уральский

государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.