Научная статья на тему 'Экономические предпосылки формирования регионального образовательного кластера'

Экономические предпосылки формирования регионального образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ / REGIONAL PEDAGOGICAL CLUSTER / EDUCATIONAL SPACE / INNOVATIVE ACTIVITY / PERSONNEL POTENTIAL / PERSONNEL REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Оксана Петровна, Ковалев Василий Александрович

В статье анализируется возможность формирования регионального педагогического кластера на базе педагогического университета. Целью работы является выявление основополагающих предпосылок создания и направлений взаимодействия в рамках образовательного кластера. При проведении исследования использованы аналитические и статистические методы, определены принципы объединения в педагогический кластер. Отмечена необходимость выстраивания сквозных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Определены перспективные направления кластерного взаимодействия. Проанализированы возможности педагогического университета как объединяющего ядра образовательного кластера. Рассмотрена инновационная структура вуза и направления внедрения образовательных инноваций. Проведен анализ кадрового потенциала университета, определены фазы и стадии воспроизводства педагогических кадров. Дана характеристика инфраструктуры регионального педагогического рынка труда, взаимодействие элементов которой позволят обеспечить сбалансированность спроса и предложения, повысить конкурентоспособность кадров. Авторы статьи пришли к основному выводы: оптимальной формой интеграции и эффективного взаимодействия в контексте инновационного развития региона должен стать педагогический кластер, а базой для его формирования педагогический университет, обладающий необходимым кадровым и инновационным потенциалом. Основными областями применения результатов исследования являются: обеспечение непрерывного воспроизводства высокопрофессиональных педагогических кадров; эффективное использование научно-педагогического кадрового потенциала, материально-технической базы, финансовых вложений; интеграция подготовки и повышения квалификации с наукой и практикой; создание новых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; прогнозирование и анализ развития рынка педагогического труда; применение распределительной системы подготовки специалистов образования с учетом потребностей рынка труда в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Оксана Петровна, Ковалев Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the possibility of forming a regional pedagogical cluster on the basis of a pedagogical university. The aim of the work is to identify the basic prerequisites for the creation and directions of interaction within the educational cluster. During the research, analytical and statistical methods were used, the principles of association in a pedagogical cluster were defined. The need to build end-to-end educational programs, taking into account the requirements of professional standards, was noted. Prospective directions of cluster interaction are determined. The possibilities of a pedagogical university as a uniting nucleus of an educational cluster are analyzed. The innovative structure of the university and the direction of introduction of educational innovations are considered. The analysis of the personnel potential of the university is carried out, the phases and stages of the reproduction of pedagogical personnel are determined. The characteristic of the infrastructure of the regional pedagogical labor market is given, the interaction of elements of which will ensure the balance of supply and demand, and increase the competitiveness of personnel. The authors of the article came to the main conclusions: the pedagogical cluster should become the optimal form of integration and effective interaction in the context of the region's innovative development, and the pedagogical university with the necessary human and innovation potential should be the basis for its formation. The main areas of application of research results are: ensuring the continuous reproduction of highly professional teaching staff; effective use of scientific and pedagogical personnel potential, material and technical base, financial investments; integration of training and advanced training with science and practice; creation of new conditions for training, retraining and advanced training of teaching staff; forecasting and analysis of the development of the pedagogical labor market; The use of a distribution system for the training of specialists in education, taking into account the labor market needs in the region.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки формирования регионального образовательного кластера»

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 4 (24) 2017 УДК 334.7, ББК 65.050.2 © О.П. Ковалева, В.А. Ковалев

О.П. Ковалева, В.А. Ковалев ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

В статье анализируется возможность формирования регионального педагогического кластера на базе педагогического университета. Целью работы является выявление основополагающих предпосылок создания и направлений взаимодействия в рамках образовательного кластера. При проведении исследования использованы аналитические и статистические методы, определены принципы объединения в педагогический кластер. Отмечена необходимость выстраивания сквозных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Определены перспективные направления кластерного взаимодействия. Проанализированы возможности педагогического университета как объединяющего ядра образовательного кластера. Рассмотрена инновационная структура вуза и направления внедрения образовательных инноваций. Проведен анализ кадрового потенциала университета, определены фазы и стадии воспроизводства педагогических кадров. Дана характеристика инфраструктуры регионального педагогического рынка труда, взаимодействие элементов которой позволят обеспечить сбалансированность спроса и предложения, повысить конкурентоспособность кадров. Авторы статьи пришли к основному выводы: оптимальной формой интеграции и эффективного взаимодействия в контексте инновационного развития региона должен стать педагогический кластер, а базой для его формирования - педагогический университет, обладающий необходимым кадровым и инновационным потенциалом. Основными областями применения результатов исследования являются: обеспечение непрерывного воспроизводства высокопрофессиональных педагогических кадров; эффективное использование научно-педагогического кадрового потенциала, материально-технической базы, финансовых вложений; интеграция подготовки и повышения квалификации с наукой и практикой; создание новых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; прогнозирование и анализ развития рынка педагогического труда; применение распределительной системы подготовки специалистов образования с учетом потребностей рынка труда в регионе.

Ключевые слова: региональный педагогический кластер, образовательное пространство, инновационная деятельность, кадровый потенциал, воспроизводство кадров.

Современные условия

функционирования образовательного пространства предъявляют

дополнительные требования к качеству педагогического образования. Привлекает внимание общественности недостаточно эффективная работа педагогических вузов, анизкая престижность профессии педагога в обществе снижает интерес абитуриентов к получению педагогического образования. Данная тенденция сформировала в обществе проблему нехватки учителей и других представителей педагогической профессии. Кроме того, плохая координация образовательных учреждений различного уровня, отсутствие единого подхода при разработке учебных планов и образовательных программ налагают

дополнительные сложности на процесс подготовки будущих педагогов.

В этой связи одним из перспективных направлений решения возникающих проблем является формирование регионального

образовательного кластера с целью выработки и реализации системного подхода к предоставлению педагогического образования, что и обуславливает актуальность затронутой темы. Среди отечественных ученых существенный вклад в разработку теории кластеров внесли А.Г. Гранберг, М. Войнаренко, М.

Галушкина, А. Воронов, А. Буряк, В.К. Щербин, С.А. Помитов, Г.А. Яшевой и др. Так, М. Войнаренко при определении кластеров использует концепцию «5И», которая подразумевает учет таких факторов как интеграция, инициатива, интерес, инновации, информация, которые являются главными условиями эффективного

функционирования кластеров.

Педагогический кластер представляет собой разновидность образовательного кластера

иассоциируется с устойчивым объединением региональных разноуровневых учебных заведений вокруг общего интеллектуального центра - вуза. Кроме интегрирующей функции, вуз реализует также инновационную составляющую, позволяющую организациям, входящим в кластер, взаимодополнять друг друга и усиливать конкурентные преимущества -как каждой отдельной организации, так и кластера в целом. В свою очередь, целенаправленное объединение в педагогический кластер выстраивается на принципах территориальной близости, взаимовыгодных интересов, возможности

совместного использования имеющейся материально-технической и ресурсной базы. Важным аспектом организации совместного взаимодействия является возможность выстраивания сквозных

образовательных программ, чтобы все уровни

педагогического образования находились в преемственной взаимосвязи с учетом требований профессиональных стандартов, а коллективы участников кластера взаимодействовали на основе принципов социального партнерства.

Важным моментом при формировании кластера является возможность создания единого информационного профессионального пространства. Скоординированная информатизация будет способствовать распространению передовых знаний и инновационных технологий, благодаря чему участникисмогут своевременно реагировать на изменения окружающей среды и принимать наиболее оптимальные решения. Анализируя роль кластерного подхода в повышении эффективности образовательной организации, можно выделить перспективные направления взаимодействия:

- учебно-методическое сотрудничество, позволяющее корректировать учебные планы, образовательные программы;

- коллективная разработка учебных пособий, методических рекомендаций, адекватных уровням обучения, проведение их экспертизы;

- своевременное обновление сайта сообщества актуализированной информацией и практическим опытом;

- углубление и упрочение связей с образовательными, социальными учреждениями, учреждениями культуры;

- дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качественного уровня и прикладной значимости.

Кроме того, кластеры ориентированы на активную грантовую деятельность, устойчивую связь с партнерами и работодателями, на создание малых инновационных предприятий и научно-производственных комплексов, проведение востребованных в российской и международной научной среде исследований, подготовку рейтинговых публикаций, устойчивую патентную деятельность [4, с. 42].

Не подлежит сомнению, что создание педагогического кластера предоставит возможность организовать ассоциацию инновационного развития, приоритетным направлением которой станет координация организационно-правовой деятельности всех субъектов кластера, определение перспективных направлений проведения исследований, а также помощь в практической реализации имеющихся инновационных идей и разработок. Кроме того, важным направлением деятельности ассоциации является проведение анализа инновационного потенциала и экспертизыосуществляемой

инновационной деятельности[2, с. 294].

Научная деятельность сама выступает мощным источником инновационно-предпринимательской деятельности, однако для этого необходимы высокий

уровень научных школ и развитая инновационная инфраструктура вуза. Решая насущную задачу подготовки педагогических кадров для региона, Омский государственный педагогический

университет обладает необходимым потенциалом для того чтобы стать ядром регионального педагогического кластера.

Педагогический университет является региональной площадкой развитияинклюзивного образования. На базе вуза сформирован ресурсный центринклюзивного образования, который реализует одно из инновационных направлений деятельности вуза, заключающееся в поддержке и развитии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Омской области, а также в распространении положительного опыта применения инклюзии в других регионах страны и за рубежом. Центр осуществляет работу в трех основных направлениях: развитие детей с особыми образовательными потребностями, консультирование родителей и обучение педагогов работе в условиях инклюзии.

Современный университет выступает как федеральная экспертная площадка и является членом сетевого консорциума педагогических вузов России. В рамках реализации национального проекта «Образование» кадровый потенциал вуза используется Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве ресурса создания оценочных групп и проведения экспертизы конкурсных проектов. Профессорско-

преподавательский состав вуза принимает активное участие в реализации проекта «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов». Научно-педагогические школы университета активно сотрудничают с Московским институтом коррекционной педагогики, разрабатывая и реализуя совместные проекты. Вуз активно сотрудничает с учебно-методическим центором образовательной системы «Школы 2100», оказывая учебно-методическую поддержку региональным

образовательным организациям.

Приоритетное направление учебно-

педагогической работы связано с внедрением образовательных инноваций, нацеленных на проблемное обучение как основной фактор развития креативности студентов, их личностно-профессионального развития и профессионального самоопределения. Инновационная направленность деятельности вуза отражена в миссии педагогического университета, а также в стратегических целях развития и организационной структуре вуза и представлена различными исследовательскими лабораториями, центрами и отделами. Для осуществления конкурентного, инновационного образовательного процесса вуз активно сотрудничает с зарубежными образовательными организациями. Отдел

международного сотрудничества университета и созданный на его базе межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности занимаются организацией

международных обменов преподавателей, научных сотрудников и студентов, мониторингом выполнения договоров и соглашений, организацией приема иностранных учащихся.

Также вуз постоянно рассматривает поступающие от работодателей предложения по совершенствованию образовательного процесса, которые учитываются при разработке образовательных программ и обновлении учебных планов. По инициативе работодателей в образовательный процесс включены практикумы и мастер-классы, ориентированные на будущую профессиональную деятельность, заключены договорыо возможности прохождения различных видов практик, организованы практические семинары, согласована тематика курсов повышения

квалификации и других образовательных мероприятий по заявкам работодателей.

Ключевым ресурсом современной системы образования неуклонно становится ее кадровый потенциал. Именно педагог призван стать основным звеном, влияющим на позитивные изменения в образовании, что, в свою очередь, предъявляет к нему значительные профессиональные и личностные требования: быть высокообразованным и культурным, компетентным не только в своей предметной области, но и в сфере воспитания, психологии, педагогических технологий, готовым к инновационной педагогической деятельности.

Современный облик педагогического университета представлен высокопрофессиональным професорско-преподавательским составом.

Характеристика професорско-преподавательского состава университета за последние учебные годы представлена в таблице 1 [3].

Таблица 1

Критерии характеристики Ш1С (%)

Критерии 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год

Доля преподавателей, 76,1 76,4 78,5 81,9

имеющих ученую степень

или ученое звание

Доля преподавателей, 11,2 11,4 11,9 13,7

имеющих ученую степень

доктора наук или ученое звание профессора

Доля студентов, 10 10,2 11 11,3

приходящихся на одного

преподавателя

Необходимо отметить, что в 2016-2017 году доля профессорско-преподавательского состава университета, имеющая ученую степень или ученое звание увеличилась на 3,4 % по сравнению с предыдущим учебным годом. При этом доля преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук или звание профессора увеличилась практически на 2 %.В образовательном процессе было задействовано 459 преподавателей, из них 49 являются внешними совместителями. Анализ показателя остепененности совместителей выявил, что большинство привлекаемых специалистов имеют либо степень доктора наук/звание профессора, либо являются известными на рынке труда работодателями и специалистами. Таким образом, педагогический университет обладает необходимым потенциалом для организации сотрудничества в различных областях: учебно-методической, научно-исследовательской, инновационной и других в рамках формирования регионального педагогического кластера.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ориентирует образовательные учреждения на активную инновационную деятельность, разработку собственной стратегии

развития, формирование субъектной позиции в социуме [1].Для страны в целом, а значит и для ее регионов внедрение инноваций стало определяющим направлением, которое требует принятия решений о государственной поддержке кластеров на законодательном уровне. Следовательно, развитие кластеровстановится одним их эффективных направлений формирования инновационной экономики региона, в частности, при разработке стратегий экономического и социального развития.

Не подлежит сомнению, что каждый регион имеет специфический рынок труда и уровень развития экономики. В Омской области сложилась своя инфраструктура педагогического рынка труда, которая неразрывно связана с региональным рынком труда. Она представлена множеством взаимодействующих механизмов: Министерство образования и науки Омской области, муниципальные органы управления образованием, учреждения системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, многоуровневая система профессионального образования, региональный информационно-аналитический центр. Все звенья инфраструктуры педагогического рынка труда должны в совокупности обеспечивать

сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, повышать конкурентоспособность кадров. Оптимальной формой интеграции и эффективного взаимодействия в контексте инновационного развития Омской области должен стать региональный педагогический кластер, а базой для его формирования - педагогический университет, обладающий необходимым кадровым и инновационным потенциалом.

Создание педагогического кластера является результатов управленческого решения регионального уровня, а его динамичная структура и возможная сменяемость участников взаимодействия позволяет использовать в системе управления кластером как стандартные методы управления экономикой организации, так и проектные методы управления, применяемые для изменчивых образований. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о существовании предпосылок для

формирования в регионе образовательного педагогического кластера, что позволит:

активизировать инновационную деятельность региона;

обеспечить непрерывное воспроизводство высокопрофессиональных, конкурентоспособных кадров;

эффективно использовать научно-

педагогический кадровый потенциал, материально-технические базы, финансовые вложения;

интегрировать подготовку и повышение квалификации с наукой и практикой;

создать новые условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

прогнозировать и анализировать развитие рынка педагогического труда;

применять распределительную систему подготовки специалистов образования с учетом потребностей рынка труда в регионе.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359 e8af09 d7244d8033c66928fa27e527/, свободный.

2. Ковалева, О.П. Использование кластерного подхода на рынке образовательных услуг [Текст] / О.П. Ковалева // Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития экономики». Омск: изд-во Финуниверситет, 2016. С. 293-296.

3. Омский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.omgpu.ru, свободный.

4. Региональный кластер как механизм формирования инновационного потенциала и устойчивого развития территории (часть 1) [Текст] / Л.С. Леонтьева [и др.] // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2015. № 1. С. 40-43.

References

1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya rossijskoj federacyi na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020].Rezhimdostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359 e8af09 d7244d8033c66928fa27e527/, svobodnyj.

2. Kovaleva O.P. Ispol'zovanie klasternogo podhoda na rynke obrazovatel'nyh uslug [The use of cluster approach in the market of educational services]. Mezhdunarodnayanauchno-prakticheskayakonferenciya «Aktual'nyevoprosyrazvitiyaehkonomiki». Omsk: izd-voFinuniversitet, 2016, pp. 293-296.

3. Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet [Omsk State Pedagogical University]. Rezhimdostupa: http://www.omgpu.ru, svobodnyj.

4. Leontieva L.S. Regional'nyj klaster kak mekhanizm formirovaniya innovacionnogo potenciala iustojchivogo razvitiya territorii (chast' 1) [Regional cluster as a mechanism of formation of innovative potential and sustainable development of the territory].L.S. Leont'eva [i dr.]. Ehkonomika, statistikaiinformatika.Vestnik UMO, 2015, № 1, pp. 40-43.

ECONOMIC PRECONDITIONS FOR THE FORMATION OF A REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER

Oksana P. Kovaleva,

Head of the Department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University

Vasilij A. Kovalev,

Director, Omsk Branch, Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract. The article analyzes the possibility of forming a regional pedagogical cluster on the basis of a pedagogical university. The aim of the work is to identify the basic prerequisites for the creation and directions of interaction within the educational cluster. During the research, analytical and statistical methods were used, the principles of association in a pedagogical cluster were defined. The need to build end-to-end educational programs, taking into account the requirements of professional standards, was noted. Prospective directions of cluster interaction are determined. The possibilities of a pedagogical university as a uniting nucleus of an educational cluster are analyzed. The innovative structure of the university and the direction of introduction of educational innovations are considered. The analysis of the personnel potential of the university is carried out, the phases and stages of the reproduction of pedagogical personnel are determined. The characteristic of the infrastructure of the regional pedagogical labor market is given, the interaction of elements of which will ensure the balance of supply and demand, and increase the competitiveness of personnel. The authors of the article came to the main conclusions: the pedagogical cluster should become the optimal form of integration and effective interaction in the context of the region's innovative development, and the pedagogical university with the necessary human and innovation potential should be the basis for its formation. The main areas of application of research results are: ensuring the continuous reproduction of highly professional teaching staff; effective use of scientific and pedagogical personnel potential, material and technical base, financial investments; integration of training and advanced training with science and practice; creation of new conditions for training, retraining and advanced training of teaching staff; forecasting and analysis of the development of the pedagogical labor market; The use of a distribution system for the training of specialists in education, taking into account the labor market needs in the region.

Key words: regional pedagogical cluster, educational space, innovative activity, personnel potential, personnel reproduction.

Сведения об авторах:

Ковалева Оксана Петровна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14), e-mail: opkovaleva@list.ru.

Ковалев Василий Александрович - доктор экономических наук, доцент, директор Омского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, 6), e-mail:kovalev_omsk@list.ru.

Статья поступила в редакцию 18.09.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.