Научная статья на тему 'Регионализация вузовского образования в системе единого педагогического пространства'

Регионализация вузовского образования в системе единого педагогического пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION REGIONALIZATION / NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна

Рассматривается проблема регионализации высшего педагогического образования как ресурса развития науки и подготовки кадров в целях формирования инвестиционной привлекательности территории и повышения культурно-образовательного уровня населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of regionalization of higher pedagogical education as a resource of science development and personnel training for the territory investment potential formation and the population cultural and educational level increase is considered.

Текст научной работы на тему «Регионализация вузовского образования в системе единого педагогического пространства»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №4

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.1 (571.56)

Регионализация вузовского образования в системе единого педагогического пространства

Р.И. Платонова

Рассматривается проблема регионализации высшего педагогического образования как ресурса развития науки и подготовки кадров в целях формирования инвестиционной привлекательности территории и повышения культурно-образовательного уровня населения.

Ключевые слова: регионализация образования, национально-региональный компонент, высшее педагогическое образование.

The problem of regionalization of higher pedagogical education as a resource of science development and personnel training for the territory investment potential formation and the population cultural and educational level increase is considered.

Key words: education regionalization, national and regional component, higher pedagogical education.

Развитие России в XXI веке предполагает эффективное использование ресурса науки на уровне регионов, повышение внимания к культурному и образовательному потенциалу территорий, который должен формироваться на основе опережающего развития когнитивных и производственных технологий, инвестиционной привлекательности и образовательного уровня населения.

«Регионализация образования в России, появление региональных систем образования как новых субъектов в образовательном пространстве России» является императивом для развития высшей школы России [1, с.52]. Это связано с тем, что регион как социум должен приобрести способность реализовывать высокий уровень самообеспечения научными и образовательными услугами в системе единого образовательного пространства страны, способности интеграции в мировое образовательное пространство с сохранением самобытности социокультурных составляющих регионального характера.

Подобный переход от единой централизованной системы педагогического образования к формированию региональных и муниципальных систем, перераспределение ресурсов, результатов деятельности в пользу регионов потребова-

ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна - д.п.н., проф. каф. ИФКиС СВФУ, platonova_raisa@mail.ru.

ли от российских исследователей теоретико-методологического обоснования путей усиления региональной направленности профессиональной подготовки педагогических кадров на примере конкретных регионов (И.А. Геращенков, О.А. Дубова, Д.А. Данилов, Н.П. Макаркин, О.Л. Назарова, А.Я. Найн, НИ. Пащенко, З.Б. Рахматуллина, И.М. Фадеева и др.).

Значительным событием для анализа проблем современной региональной образовательной политики стала первая на русском языке публикация доклада о российском культурно-образовательном пространстве экспертов Совета Европы, определившая «тройной перекос» развития отечественных вузов:

- предпочтение функции сохранения за счет творчества;

- предпочтение учреждений инновационной деятельности;

- предпочтение крупным городам в ущерб провинции.

Эксперты подчеркнули недостаток прозрачности бюджета, ограниченное участие общественности в процессе принятия решений, весьма сдержанный поиск новых средств для финансирования образования и культуры. Также предложили рассматривать региональную культуру и образование как ее существенный компонент не как отрасль, а как измерение процессов развития общества.

Население любого города, района, улуса или области - это социокультурная общность, опре-

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА

деленное сообщество, проживающее на конкретной территории и идентифицирующее себя с ценностями, традициями, стереотипами данного региона. Сегодня существенную трудность для исследователей представляет проблема региональной идентификации россиян.

Идентификация через локальность, когда в качестве оснований принимаются ценности дома и «малой родины», является важным этапом в процессе личностного самоопределения. Замечено, что именно идентификация социального и культурно-образовательного потенциала региона представляет собой существенный ресурс местного развития. Чем большее количество людей увязывают свою судьбу, судьбы своих детей и свои жизненные установки с совместным проживанием на данной территории, тем большей они обладают пассионарностью и соответствующими ресурсами для составления и претворения в жизнь программ экономического и социокультурного развития региона.

Отличительными признаками региона (от лат. - местность, страна, край) выступают: территория, специализация и наличие экономических связей. У А.В. Корицкого регион определяется как «территория, отличающаяся общностью природно-климатических условий, укладом жизни и хозяйствования, восприятием окружающей действительности» [4, с. 17]. Хабаровский исследователь Г.И. Мызан позиционирует регион как «саморазвивающийся социоприрод-ный организм в геополитическом, экономическом, демографическом и социокультурном отношении» [5]. Именно способность к саморазвитию позволяет дифференцировать регион от провинции, которая обладает только способностью к адаптации, осуществляя стратегию на воспроизводство и оптимизацию уже существующих структур. Данное определение достаточно интересно, хотя большинство ученых полагают, что регион в России по отношению к центру всегда является провинцией.

С позиций социокультурного подхода, регион (субъект РФ) характеризуется как социокультурная общность, организованная в соответствии с конституционно-правовым статусом региона и предоставляющая его жителям условия для их деятельности в русле региональных и общероссийских социальных институтов. Сторонники системного подхода трактуют регион как особую социально-экономическую систему, значимым элементом которой является население, производящее и потребляющее материальные и нематериальные блага. Цель функционирования такой социально-экономической системы - удовлетворение потребностей населения (в т.ч. образовательных), создание условий для

всестороннего и гармоничного развития человека (ст.7. Конституции РФ).

Регион представляет собой субъект культурной жизнедеятельности со своей инфраструктурой, способный к самостоятельной оценке своей исторической перспективы. Он характеризуется исторически сложившимся общим укладом жизни, природой и социально-экономической спецификой. В процессе жизнедеятельности, образования, культуры в регионе складывается своя региональная человеческая общность, имеющая:

- уникальные культуросообразные целевые ориентиры, определяющие их исторические миссии и будущее;

- собственное видение мира, систему ценностей, которые задают основание для действия общности в целом;

- исторические традиции, которые позволяют непрерывно наращивать культурный потенциал общности.

Каждый из 89 регионов России имеет свои, только им присущие, природно-географические, политико-экономические, историко- и социокультурные, этнические и экологические характеристики. Существенность их различий обуславливает внесение изменений в содержание вузовского регионального педагогического образования, свидетельствует об усилении внимания к вопросам регионализации образования посредством определения оптимального соотношения содержания федерального и национально-регионального компонентов содержания вузовского образования.

Современное российское образовательное пространство на уровне регионов представлено двумя моделями региональных образовательных рынков - монопольной (господство одного вуза) и олигополистической (характеризуется господствующим положением на рынке незначительного количества вузов, способных своими действиями оказывать влияние на рыночную ситуацию).

Эксперты в сфере высшего регионального педагогического образования (А.Ю. Белогуров, И.Д. Белоновская, Д.А. Данилов, Е.Ю. Левина, Н.Н. Лобанова, В.С. Косарев, А.П. Крючатов и др.) указывают на особую роль педагогических вузов как гибкой комплексной образовательной региональной системы, содержащей все звенья подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, включая магистратуру, аспирантуру, докторантуру, научные подразделения, а также необходимые для проведения грамотной образовательной политики информационные и маркетинговые службы. Отсюда актуальность концептуальных разработок региональных педагогических вузов, которые

ПЛАТОНОВА

являются единственными или ведущими учреждениями высшего профессионального образования на своей территории.

Национальное, региональное в формировании личности, гражданских качеств будущего специалиста педагогического профиля играет значимую роль. Родившись в соответствующей национально-региональной среде, указывает Д.А. Данилов, человек бессознательно усваивает все то, что его окружает - обычаи, нравы, культуру, философию и др. В дальнейшем усвоенное с рождения в процессе расширения контактов обогащается за счет присвоения культуры, языка, традиций других народов. Вузовский специалист не может оставаться в своей национально-региональной скорлупе, так как интерсоциальная функция вузовского педагогического образования обеспечивает воспитание толерантного отношения к другим этносам, достижениям других национальных культур, в формировании ценностного отношения к интеграции хозяйственной и культурной жизни мирового сообщества [2].

С этнопедагогической позиции (Г.Н. Волков, Д.А. Данилов, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин и др.) для региональных педагогических вузов особенно актуальна постановка правильного соотношения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального для решения как организационно-педагогических, так и содержательно-педагогических, дидактических, методических, воспитательных вопросов развития образовательной системы в регионе как органической части федеральной системы образования.

В монографии Д.А. Данилова [3] региональная направленность вузовского образования трактуется как «введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории (в авторском случае -Республики Саха (Якутия)) в содержание и организацию образования», т.е. обогащение педагогического процесса данной спецификой, опираясь на народные традиции воспитания. По мнению Д.А. Данилова приоритетными для регионального педагогического профессионального образования выступают следующие слагаемые:

- использование этнопедагогики, основу которой составляют национальный язык и культура;

- погружение студентов во время производственных практик в традиционный этнокультурный социум;

- пробуждение национального самосознания, осознание необходимости сохранения традиционных ценностей народов Севера - языка, обрядов, фольклора и др.;

- формирование и закрепление этнического мировоззрения через социальные институты;

- введение в курс краеведческого материала, характеризующего мироощущение, мировосприятие коренных народов, для совершенствования педагогического процесса.

В процессе профессионального педагогического образования региональным педагогическим вузам в национальных регионах при обучении на русском языке как основном языке государственных вузов РФ приходится корректировать первокурсников, испытывающих определенные языковые затруднения [2].

В российских региональных вузах появились собственные региональные образовательные программы, ориентированные на нужды отдельно взятого региона. Создание региональных образовательных программ и регионального компонента базисных планов позволяет корректировать учебные планы региональных вузов, внедрять новые предметы, вносить изменения в учебные программы.

Учет и обобщение опыта, накопленного российской высшей школой за период реформ, включение ведущих специалистов региональных вузов в состав научно-методических советов по специальностям и направлениям высшего педагогического образования, продуманная национально-региональная политика, тесное взаимодействие с муниципальными структурами, непрерывность профессионального образования делают региональную систему более гибкой, обеспечивая ускорение развития новых типов образовательных учреждений и инновационных технологий. Диверсификация образовательных программ, гибкость образовательных структур демонстрируют значительные изменения, прежде всего, в содержании профессионального педагогического образования. Они связаны, с одной стороны, с возможностью определить содержание образования и строить процесс обучения с учетом своеобразия региона, с другой - с тем, что в современной социокультурной ситуации в регионах возникают специфические образовательные проблемы.

Таким образом, концепция региональных университетов как центров культуры становится постоянным постулатом отечественных экспертов при оценке «вектора» развития высшего образования в России в начале XXI века. Местный региональный материал, введенный в содержание вузовского образования, не подменяет федеральный компонент, а дополняет, уточняет его, делая доступным обучающимся.

Инновационные преобразования, происходящие во всех регионах РФ, усиливают внимание к проблеме качественного образования и подготовки специалистов педагогического профиля

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА НОВОГО ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТЬЮТОР»

нового уровня, способных развивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Ориентация на данную тенденцию требует педагогического поиска инновационной модели профессиональной подготовки, в которой учебный процесс в условиях регионального педвуза обеспечивал реализацию социального заказа регионального сообщества по обеспечению интеллектуального капитала региона как фактора постепенного выравнивания в будущем экономического развития России по регионально-географическому измерению.

Литература

1. Белогуров А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образователь-

УДК 373.018.532 (571.56)

ного пространства // Совет ректоров. - 2007. - № 3. - С. 47-56.

2. Данилов Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Д.А.Данилов, Е.С. Никитина. - Новосибирск: Сиб. университет, 2003. - 180 с.

3. Данилов Д.А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме. - Новосибирск: Наука, 1999. -136 с.

4. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учеб. пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2000. - 58 с.

5. Мызан Г.И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке: авто-реф. дис. ... д.п.н. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 38 с.

Поступила в редакцию 12.12.2012

Подготовка бакалавра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера»

как инновационный процесс

Н.Д. Неустроев, АН. Неустроева

Раскрывается специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера и необходимость подготовки учителей широкого профиля в рамках системы бакалавриата по новому профилю «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» для школ коренных народов Севера с учетом национально-региональных и социально-экономических особенностей возрождения арктических территорий. Обосновываются результаты исследований, перспективы регионализации образования как фактора развития и потенциальной возможности инновационного преобразования новой школы и его учителя на Севере в духе требований государственных образовательных стандартов на современном этапе.

Ключевые слова: специфика, народы Севера, малокомплектная и кочевая школа, бакалавр нового профиля, Гостандарт.

Specific features of the activities of small and nomadic schools in conditions of the North and the necessity to train teachers of a wide field within the limits of a bachelor degree system on a new specialization «Prima-ry education, a tutor in the basic small (nomadic) school of the North» for schools of native peoples of the North with taking into account national, regional, social and economic peculiarities of the Arctic territories revival are revealed. The results of researches, prospects of education regionalization as a factor of development and potential possibility of innovative transformation of a new school and its teacher in the North in the spirit of requirements of the state educational standards at present stage are considered.

Key words: specific features, the North peoples, small and nomadic school, a bachelor of a new field, state standard.

С момента подписания Россией Болонской декларации прошло немало времени, но все еще

НЕУСТРОЕВ Николай Дмитриевич - д.п.н., проф., зав. каф. ПИ СВФУ, neustroevnd@rambler.ru; НЕУСТРОЕВА Анна Николаевна - к.п.н., доцент, чл.-корр. Академии педагогических и социальных наук, 8(914)-233-83-10.

преобладает позиция, в соответствии с которой необходимо «постепенно встраиваться в общеевропейское образовательное пространство, при этом определяя собственную политику» [1, с. 10].

Кстати, уже есть вузы, достаточно продвинувшиеся по «болонскому» пути: экономический факультет МГУ со своей концепцией «ба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.