Научная статья на тему 'Социально-педагогические функции деятельности научно-образовательного психолого-педагогического центра'

Социально-педагогические функции деятельности научно-образовательного психолого-педагогического центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PSYCHO-PEDAGOGICAL CENTER / SOCIAL AND PEDAGOGICAL FUNCTIONS / CONTINUOUS EDUCATION / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL RETRAINING / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенкова Е. И.

В статье рассматривается сущность понятия «научно-образовательный центр», раскрываются основные задачи их функционирования, описывается опыт деятельности научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» Белгородского государственного национального исследовательского университета. Анализ опыта работы указанного центра позволил автору выявить и охарактеризовать основные социально-педагогические функции его деятельности: функцию развития психолого-педагогических кадров региона, федерального округа; функцию обеспечения взаимодействия с профессиональными, образовательными организациями различного уровня и сферы деятельности, органами управления образованием, представителями социальной сферы в области непрерывного образования; функцию развития профессионально-педагогического кадрового потенциала вуза. Автор приходит к выводу о том, что происходит формирование новой позиции научно-образовательных центров по отношению к человеку, профессионалу и социуму, изменение социально-педагогических функций и качества взаимодействия образовательной среды вуза, его структурных подразделений и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence of the concept of «scientific and educational center», reveals the main tasks of their functioning, describes the experience of the research and educational psycho-pedagogical center «Resource» of the Belgorod State National Research University. The analysis of the experience of this center allowed the author to identify and characterize the main socio-pedagogical functions of his activities: the function of developing the psychological and pedagogical staff of the region, the federal district; the function of ensuring interaction with professional, educational organizations of various levels and spheres of activity, educational management bodies, representatives of the social sphere in the field of continuing education; function of development of professional and pedagogical personnel potential of the university. The author comes to the conclusion that the formation of a new position of scientific and educational centers in relation to a person, a professional and a society, a change in social and pedagogical functions and the quality of interaction between the educational environment of the university, its structural subdivisions and the society is taking place.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические функции деятельности научно-образовательного психолого-педагогического центра»

ПРАКТИКА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

SOCIAL-PEDAGOGICAL FUNCTIONS OF ACTIVITY OF SCIENTIFIC-EDUCATIONAL PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL

CENTER

УДК 378.046.4

Е.И. ЕРОШЕНКОВА,

кандидат педагогических наук (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) eroshenkova@bsu.edu.ru

E.I. EROSHENKOVA,

candidate of pedagogical sciences (Belgorod National Research University)

Аннотация: в статье рассматривается сущность понятия «научно-образовательный центр», раскрываются основные задачи их функционирования, описывается опыт деятельности научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» Белгородского государственного национального исследовательского университета. Анализ опыта работы указанного центра позволил автору выявить и охарактеризовать основные социально-педагогические функции его деятельности: функцию развития психолого-педагогических кадров региона, федерального округа; функцию обеспечения взаимодействия с профессиональными, образовательными организациями различного уровня и сферы деятельности, органами управления образованием, представителями социальной сферы в области непрерывного образования; функцию развития профессионально-педагогического кадрового потенциала вуза. Автор приходит к выводу о том, что происходит формирование новой позиции научно-образовательных центров по отношению к человеку, профессионалу и социуму, изменение социально-педагогических функций и качества взаимодействия образовательной среды вуза, его структурных подразделений и социума.

Ключевые слова: научно-образовательный центр, научно-образовательный психолого-педагогический центр, социально-педагогические функции, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.

Abstract: the article deals with the essence of the concept of «scientific and educational center», reveals the main tasks of their functioning, describes the experience of the research and educational psycho-pedagogical center «Resource» of the Belgorod State National Research University. The analysis of the experience of this center allowed the author to identify and characterize the main socio-pedagogical functions of his activities: the function of developing the psychological and pedagogical staff of the region, the federal district; the function of ensuring interaction with professional, educational organizations of various levels and spheres of activity, educational management bodies, representatives of the social sphere in the field of continuing education; function of development of professional and pedagogical personnel potential of the university. The author comes to the conclusion that the formation of a new position of scientific and educational centers in relation to a person, a professional and a society, a change in social and pedagogical functions and the quality of interaction between the educational environment of the university, its structural subdivisions and the society is taking place.

Keywords: scientific and educational center, scientific and educational psycho-pedagogical center, social and pedagogical functions, continuous education, additional vocational education, professional retraining, advanced training.

В целях повышения качества современного образования и его соответствия требованиям, предъявляемым к осуществлению профессиональной педагогической деятельности, на базе Белгородского государственного национального исследовательского

университета (НИУ «БелГУ») успешно функционирует научно-образовательный психолого-педагогический центр «Ресурс» (НОППЦ «Ресурс») под руководством известного ученого в области педагогики, теории и методики профессионального образования, развития

ПРАКТИКА

профессионально-педагогической культуры, преподавателя, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики НИУ «БелГУ» Ильи Федоровича Исаева.

Сам термин «научно-образовательный центр» стал активно использоваться научной общественностью в связи с реализацией федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Создание таких центров как структурных подразделений или их части на базе научных, научно-производственных, образовательных организаций высшего образования связывалось в основном с проведением фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по общему научному направлению, а также подготовкой кадров высшей научной квалификации. Задачи функционирования научно-образовательных центров обсуждались в исследованиях М.В. Кукушиной, А.В. Куликовой, А.А. Левицкой, Г.В. Леонидовой, Л.Д. Мальцевой, А.В. Федорова, Е.А. Шмелевой, И.В. Челышевой и др. При этом специфика научно-образовательных центров, создаваемых на базе педагогических институтов, отражалась в следующем: в развитии и проведении исследований в области гуманитарных наук и образования, обеспечении взаимодействия науки и образовательного процесса на всех его стадиях, взаимодействии с академической наукой, тесном взаимодействии с органами образования и реальным сектором экономики, обеспечении академической мобильности студентов, аспирантов, молодых ученых, осуществлении международного сотрудничества, популяризации научных знаний и др. [2, 3].

С течением времени с изменением социально-экономических, социокультурных условий, социально-образовательной парадигмы происходило преобразование основных задач функционирования научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» НИУ «БелГУ». В период становления своей деятельности (с 2008 года) на базе НОППЦа были реализованы различные междисциплинарные проекты по организации и осуществлению научных психолого-педагогических исследований с одновременным участием в них докторов наук, молодых кандидатов наук, аспирантов, магистрантов и студентов. Это способствовало развитию в НОППЦе преемственности поколений, закреплению в сфере науки и образования молодых научных и научно-педагогических кадров, созданию реальных перспектив для их научного роста и дальнейшей научно-педагогической деятельности.

В настоящее время большое внимание в условиях НОППЦа «Ресурс» уделяется реали-

зации научной и в большей степени образовательной деятельности. С одной стороны, участие в различного рода междисциплинарных научных проектах способствует обеспечению высокой степени методологической, методической готовности ученых к проведению исследований, осмыслению структурных элементов исследовательских действий молодыми учеными как на этапе оформления заявки на участие в коллективных или индивидуальных конкурсах или грантах, так и при планировании проведения теоретических и экспериментальных исследований по заявленной проблеме, разработке исследовательского инструментария, отбору методов проведения конкретного психолого-педагогического исследования, повышению исследовательской культуры и мобильности научно-педагогических кадров и др. С другой стороны, позволяет на высоком уровне с учетом современных образовательных инноваций осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку профессиональных, научных кадров в области педагогического образования, педагогики и психологии высшей школы, повышать квалификацию педагогических работников, профессорско-преподавательского состава различного рода образовательных организаций с учетом инноваций в области обучения, воспитания и развития личности. Таким образом, деятельность НОППЦа «Ресурс» НИУ «БелГУ» не только способствует образованию как молодых, так и более опытных педагогов, психологов, но и раскрывает их потенциальные образовательные возможности для личностного, творческого, профессионального развития в течение всей жизни. Отмеченное подчеркивает возможность рассмотрения научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» НИУ «БелГУ» как одного из институтов непрерывного образования, как социального, экономического инструмента развития общества, развития профессионального и личностного потенциалов обучающихся.

Проведенный анализ деятельности НОППЦа «Ресурс» НИУ «БелГУ» за 2008-2017 гг. позволил выявить основные социально-педагогические функции, реализуемые им как институтом непрерывного образования:

1. Функцию развития психолого-педагогических кадров региона, федерального округа. Данная функция позволяет:

- совершенствовать и развивать систему непрерывного профессионального психолого-педагогического образования в соответствии с потребностями рынка труда, задачами социально-экономического развития региона, страны в области образования, позволяет повысить каче-

ПРАКТИКА

ство кадрового потенциала специалистов психолого-педагогической отрасли [1];

- совершенствовать структуру повышения квалификации, профессиональной переподготовки, послевузовского образования в рамках партнерства НОППЦа «Ресурс» НИУ «БелГУ» с дошкольными, общеобразовательными организациями, организациями среднего профессионального и дополнительного образования региона, вузами города, области, Центрального федерального округа и др.;

- предоставлять преподавателям, педагогам, психологам возможность формирования новых и развития имеющихся профессиональных компетенций для качественного выполнения необходимых трудовых функций в соответствии с требованиями Профессиональных стандартов в области образования. Так, например, на базе НОППЦа «Ресурс» функционирует программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование. Учитель» (520 ч), предоставляющая лицам, получившим классическое высшее образование, по окончании обучения вести педагогическую деятельность в общеобразовательных организациях по соответствующему профилю; программа повышения квалификации «Развитие психолого-педагогической культуры преподавателей колледжа» (72 ч, 36 ч), позволяющая педагогам совершенствовать имеющиеся у них профессиональные компетенции, и др.;

- расширять сферу реализации маршрутов непрерывного психолого-педагогического образования: открывать профессиональные образовательные программы для новой целевой аудитории (мастеров производственного обучения, преподавателей автошкол, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и др.). Примером этого может служить программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование. Преподаватель» (520 ч).

2. Функцию обеспечения взаимодействия с профессиональными, образовательными организациями различного уровня и сферы деятельности, органами управления образованием, представителями социальной сферы в области непрерывного образования. Реализуя функцию развития психолого-педагогических кадров региона в современных условиях, необходимо обеспечить социальное партнерство, взаимодействие с различными субъектами производства и образования. Зачастую академическая университетская наука, оторванная от реальной практической психолого-педагогической деятельности, не в силах единолично определить перспективные векторы развития непрерывного образования кадров региона. С другой стороны, профессиональное педагогическое сообщество

и социум также нуждаются в продуктивном партнерстве и взаимодействии с научно-педагогическими кадрами НОППЦев, вузов. В настоящее время НОППЦ «Ресурс» НИУ «БелГУ» активно взаимодействует с департаментом образования Белгородской области, с ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» и др. Сотрудники НОППЦа систематически выступают в качестве экспертов по различным заявкам в рамках проводимых конкурсов, грантов, проектов и т.д., проектировщиков, разработчиков документов, программ, руководителей инновационных площадок регионального уровня и др., способствующих определению стратегии развития региональных систем непрерывного образования.

3. Функцию развития профессионально-педагогического кадрового потенциала вуза. Осуществление эффективной деятельности по развитию профессионально-педагогического кадрового потенциала вуза стало возможным, в том числе, при включении научно-педагогических работников вуза в систему непрерывного образования, вариативные программы академической мобильности профессорско-преподавательского состава (ППС) и сотрудников вуза. Немаловажным фактором в реализации указанной функции является и обучение ППС, не имеющего педагогического образования и ведущего преподавательскую деятельность в вузе, по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» (780 ч) для сотрудников НИУ «БелГУ» и слушателей из различных регионов Российской Федерации. Обучение по данной программе осуществляется в очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных технологий, что делает его более доступным. Помимо этого НОППЦ «Ресурс» реализует программы повышения квалификации «Развитие психолого-педагогической культуры преподавателя высшей школы» (72 ч), «Современные технологии воспитательной деятельности куратора студенческой группы» (72 ч) и др. для сотрудников НИУ «БелГУ», вузов г. Белгорода и слушателей из различных регионов Российской Федерации.

Таким образом, учет современных требований, осознание социальной ответственности по развитию инновационных форм непрерывного образования обусловили значимость функционирования НОППЦа «Ресурс» НИУ «БелГУ», позволили рассматривать его в качестве одного из инструментов по развитию маршрутов непрерывного психолого-педагогического образования кадров, имеющих профессиональное образование: расширению спектра программ ДПО, изменению их качества (целей, задач, целевой аудитории, сроков реализации, образова-

тельных технологий и др.), выходу на создание диверсифицированных образовательных продуктов (образовательных программ, учебно-методических материалов, курсов с применением дистанционных технологий) и т.д. Все вышеизложенное свидетельствует о формировании но-

= ПРАКТИКА

вой позиции научно-образовательных центров при вузах по отношению к человеку, профессионалу и социуму, изменении социально-педагогических функций и качества взаимодействия образовательной среды вуза, его структурных подразделений и социума.

Литература

1. ИгнатовичЕ.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. С. 1-11.

2. Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д. Научно-образовательный центр в инновационной инфраструктуре педагогического вуза // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 8. № 24(95). С. 318-326.

3. Шукшина Т.И., Лобанов А.А., Шавыркина Е.В. Организационно-правовые основы функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза // Интеграция образования. 2009. № 4. С. 26-29.

References

1. Ignatovich E.V. Social'no-pedagogicheskaja missija institutov nepreryvnogo obrazovanija // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2013. № 2. S. 1-11.

2. Shmeleva E.A., Mal'ceva L.D. Nauchno-obrazovatel'nyj centr v innovacionnoj infrastrukture pedagogicheskogo vuza // Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Gumanitarnye nauki. 2010. T. 8. № 24(95). S. 318-326.

3. Shukshina T.I., LobanovA.A., Shavyrkina E.V. Organizacionno-pravovye osnovy funkcionirovanija nauchno-obrazovatel'nogo centra v uslovijah pedagogicheskogo vuza // Integracija obrazovanija. 2009. № 4. S. 26-29.

(статья сдана в редакцию 11.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.