Научная статья на тему 'Возможности педагогических комплексов в совершенствовании непрерывного педагогического образования'

Возможности педагогических комплексов в совершенствовании непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКЙ КОМПЛЕКС / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОГРАММА / COMPLEX AND TARGET PROGRAMME / SCIENTIFIC / PRODUCTIVE AND EDUCATIONAL COMPLEX / CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебов Александр Александрович

Раскрыт исторический опыт совместной деятельности ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета и работников образования Волгоградского региона по разработке и внедрению идей непрерывного педагогического образования. Показана структура научно-производственно-педагогического комплекса, роль университета в нем как структурообразующего компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the historical experience of common activities of the scientists of the Volgograd State Socio-Pedagogical University and the education workers of the Volgograd region in the development and implementation of the ideas of continuous pedagogical education. The author describes the structure of the scientific, productive and educational complex, the role of the university in it as a structure-forming component.

Текст научной работы на тему «Возможности педагогических комплексов в совершенствовании непрерывного педагогического образования»

известия вгпу

4. Koncepcija razvitija MPGU na period 20172020 gody: ot vozrozhdenija k sozidaniju novogo oblika pedagogicheskogo obrazovanija. M.: Izd-vo MPGU, 2017.

5. Korotkov A.M. Podgotovka budushhego peda-goga k professional'noj dejatel'nosti v didakticheskoj komp'juternoj srede // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev, sost. i otv. red. N.M. Borytko. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 185-200.

6. Nepreryvnoe obrazovanie uchitelja: teorija i praktika: kol. monogr / N.K. Sergeev, V.V. Serikov, S.V. Kulikova [i dr.]. Volgograd: Print, 2016.

7. Prioritetnyj proekt «Vuzy kak centry prostran-stva sozdanija innovacij» / utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategiche-skomu razvitiju i prioritetnym proektam (protokol ot 25 oktjabrja 2016 g. № 9).

8. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena // Analiticheskie materialy k III Vserossijskoj pedagogicheskoj assamblee. SPb., 2017.

9. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaja dejatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v inno-vacionnom obshhestve. M.: Logos, 2013.

10. Sergeev N.K. Teorija i praktika stanovlenija pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryvnogo obrazovanija uchitelja // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 17-87.

Modern teacher training university

as a centre of innovation space in social

development of the region

The article deals with the theoretical and methodological grounds, the traditions and the current priorities for creating the concepts and programmes of development ofpedagogical education in teacher training universities as centres of innovation spaces in social development of regions in the modern conditions.

Key words: student oriented education, university complex, continuous pedagogic education, modernization of pedagogic education, teacher training, social development of the region, university as a centre of innovation space.

(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)

А.А. глЕБов (волгоград)

возможности

педагогических комплексов в совершенствовании непрерывного

педагогического образования

Раскрыт исторический опыт совместной деятельности ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета и работников образования Волгоградского региона по разработке и внедрению идей непрерывного педагогического образования. Показана структура научно-производственно-педагогического комплекса, роль университета в нем как структурообразующего компонента.

Ключевые слова: комплексно-целевая программа, научно-производственно-педагогический комплекс, непрерывное образование, про-фессиограмма.

Подготовка в педвузе - это часть непрерывного образования учителя, которое охватывает довузовский, вузовский и послевузовский периоды. Поэтому главное направление совершенствования профессионального образования ученые-педагоги Волгоградского государственного социально-педагогического университета видят в интеграции науки и образования на всех его уровнях. Они считали и теперь придерживаются мнения о том, что ни педагогическая теория, ни образовательная практика порознь не могут справиться с грандиозной задачей формирования личности. Необходимо объединение усилий ученых и практических работников народного образования в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Данное взаимодействие должно, с одной стороны, способствовать развитию широкой образовательной практики, с другой -обеспечить развитие самой педагогической науки.

Соединение теоретических взглядов с практикой работы представляется сложным динамическим процессом, в котором задействованы и руководящие органы народного образования, и ученые, и методисты, и общественные организации, и учителя - непосредственные участники претворения в жизнь выводов, полученных в ходе исследований или в практике обучения и воспитания.

О Глебов А.А., 2017

В данной статье показана история создания научно-производственно-педагогического комплекса (Н1II1К) и его роль в совершенствовании подготовки будущего учителя с постепенным ее переходом в экспериментальную, начатая Волгоградским государственным педагогическим институтом (ВГПИ) в 1975 г.

В разработке системы связей ВГПИ со школами коллектив исходил из идеи, что его работа, работа школ и органов народного образования и общественных организаций, связанных с народным образованием, - это три звена единой системы, которая должна строиться так, чтобы ее элементы максимально обогащали друг друга. Из общей тенденции развития системы связей педагогической теории и школьной практики были выделены два направления. Первое включало в себя работу по созданию системы связей на основе фундаментальной педагогической теории, идеи которой претворялись в жизнь экспериментальным или опытным путем, второе предполагало работу по созданию системы взаимодействия ученых и практиков на основе научно-педагогической проблемы. Общим в этих двух направлениях являлось то, что взаимодействие ученых и практических работников народного образования опиралось на фундаментальные педагогические теории, которые ведут за собой образовательную практику, формируют передовой педагогический опыт, способствуют повышению качества учебно-воспитательного процесса. В основу деятельности системы были положены общие научно-методические проблемы «Повышение воспитывающей, развивающей функции урока, учебно-воспитательного процесса как путь реализации комплексного подхода к воспитанию» (1976-1980 гг.), «Органическое единство учебного и воспитательного процессов как путь повышения качества знаний, подготовки учащихся к жизни, к труду» (1981-1985 гг.). В целях более четкой координации работы над этими проблемами были разработаны первые комплексно-целевые программы, выполнение которых стало началом реальной интеграции усилий педагогического института, школ, органов общего и профессионального образования. Одним из таких материалов была комплексно-целевая программа «Учитель», по которой велась работа, начатая еще в 1975 г. и направленная на совершенствование педагогической направленности подготовки учителя на основе повышения ее системности, скоординированности на формирова-

кие науки -

нии педагога, способного обеспечить развитие личности. Составными частями документа являлись Программа совершенствования работы по подбору, расстановке, воспитанию и повышению деловой квалификации педагогических и руководящих кадров Волгоградской области (до 1985 г.), Программа исследования темы «Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе (проблемы целостного подхода)», Программа работы по дальнейшему совершенствованию обучения и воспитания учащейся молодежи (до 1985 г.).

главная идея этой программы состояла в том, что теоретическая подготовка по любому предмету и на любом занятии должна быть органически связана с предстоящей деятельностью студента по формированию личности школьника. Решение данной проблемы определялось новым видением, новым пониманием функций каждого предмета в формировании личности студента, его готовности к предстоящей деятельности.

Чтобы приступить к решению такого рода задач, необходимо было иметь описание конечной цели подготовки учителя. Существующие профессиограммы не могли быть использованы, т.к. в них качества личности выпускника представлены рядоположенно.

В русле комплексно-целевой программы «учитель» были внесены коррективы в существовавшую систему подготовки студентов: разработана модель выпускника пединститута (профессиограмма), т.е. описание личности будущего учителя в упрощенном виде, но достаточно репрезентативном для оригинала, отвечавшее требованиям квалификационных характеристик; разработана и внедрена в учебный процесс идея непрерывной комплексной педагогической практики на основе поэтапного подхода к формированию личности при целостном подходе к учебно-воспитательному процессу.

На базе программы «учитель» был создан НППК «педвуз - школа». В основу организации комплекса закладывался зональный принцип: область разбита на зоны, в каждую из которых входили 3-4 района. Всего в области существовали 13 зон, из них две в Волгограде. В каждой зоне функционировала опорная школа - школа передового опыта.

Комплекс работал по пятилетним программам и годовым планам областного и зональных научно-методических советов. В программе (1981-1986 гг.) были сформулированы

основные научно-методические идеи, которые следовало внедрить в массовый опыт работы школ, профтехучилищ: идея повышения системности уроков, их направленности на формирование личности школьника; совершенствования методов обучения, обеспечивающих стимулирование активности личности учащихся в обучении, в нравственных ориен-тациях и трудовых устремлениях на уроках; повышения роли учителя в совершенствовании обучения и др.

В пятилетней программе на 1986-1990 гг. формулировались основные направления деятельности НППК: акцентирование внимания всех учебных заведений на формировании в учебно-воспитательном процессе личности; обеспечение более полной реализации соединения обучения с производительным трудом; объединение усилий школы, профтехучилищ, педагогических учебных заведений, внешкольных учреждений для организации свободного времени детей, развития их способностей, индивидуальных особенностей и склонностей; совершенствование управленческой деятельности всех звеньев общего и профессионально-технического образования; коренное улучшение педагогических кадров.

Кафедре педагогики ВГПИ принадлежит разработка технологии внедрения в школьную практику научно-методических идей. Это потребовало от ученых педагогического института и методистов областного института усовершенствования учителей, учителей и руководителей органов народного образования совместных разработок научно-методических рекомендаций по актуальным проблемам школы, создания семинара по повышению квалификации практических работников. В ходе ежемесячных инструктивных совещаний руководителей семинаров всех школ Волгограда участники слушали ученых по актуальным проблемам формирования личности школьника, посещали уроки, внеклассные мероприятия, в которых более успешно реализовались новые идеи, обсуждали их. Сотрудники кафедры педагогики раскрывали научные основы обсуждаемого опыта, разрабатывали совместно с методистами облоно научно-методические рекомендации.

Источниками тематики таких материалов были, во-первых, государственные документы о перестройке общеобразовательной и профессиональной школы, высшего и средне-специального образования. Например, правительственное решение о реформе общеобразо-

вательной и профессиональной школы (1984 г.), по признанию В.С. Ильина, подняло работу вуза на новую качественную ступень. Именно эта задача ставилась на мероприятиях, намеченных коллективом института по реализации реформы школы в рамках работы НППК [3]. В государственном Постановлении о школе (1988 г.) говорилось, что цель осуществляемых преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитания молодежи, подготовки и повышения квалификации кадров. В резонанс этому документу кафедра педагогики инициирует работу всего НППК по проблеме путей формирования у учащихся стремления к знаниям, трудовому образу жизни. Кафедра была не только инициатором, но и организатором и одним из создателей ценных материалов, проливающих свет на решение обозначенной проблемы.

Откликом на правительственные документы были семинары по требованиям к современному уроку (в помощь организаторам народного образования, учителям, преподавателям ПТУ), организации общественно полезного, производительного труда с целью повышения социальной зрелости учащегося школы.

В качестве другого основания для разработки проблематики НППК выступили изучение и пропаганда передового индивидуального и коллективного педагогического опыта. Одним из первых опытов, который стал предметом научного осмысления и обсуждения, явился опыт работы Искровского пришкольного интерната Урюпинского района «Единство действий школы, родителей и трудового коллектива в воспитании учащихся» [1]. В этом опыте обращалось главное внимание на то, как улучшить организацию учебно-воспитательной работы во всех звеньях пришкольного интерната, начиная с организации деятельности педагогического коллектива и кончая первичным детским коллективом, как полнее использовать те преимущества, те благоприятные для обучения и воспитания условия, которые складываются при поступлении детей в пришкольные интернаты.

Внедрение новых научных идей в практическую деятельность учебных заведений приводило к достижению органического единства учебного и воспитательного процессов в работе многих учителей, школ № 48, 109, 110, 132 г. Волгограда и ряда школ Волгоградской области. Активизировалась работа по объединению воспитательно-образовательных процессов, организуемых школой, семьей, про-

изводственными коллективами, культурно-просветительными учреждениями, что способствовало превращению школы в центр активной воспитательной работы с учащимися в микрорайоне. Примером мог служить опыт школы № 90 г. Волгограда.

Однако на начальном этапе работы НППК между сотрудниками института, некоторыми учителями, директорами школ, руководителями органов народного образования наблюдались расхождения в понимании решаемых проблем. Участники не были в достаточной мере объединены научной концепцией формирования личности школьника и студента. Еще не были четко сформулированы научно-методологические идеи. Поиски волгоградских исследователей привели к необходимости создания ряда условий, без которых нельзя было создать НППК, повышающий уровень эффективности практики в формировании социально зрелой личности.

одним из таких условий стала организация научных исследований в пединституте таким образом, чтобы они объединяли большинство преподавателей вуза единым научным замыслом. В.С. Ильиным и Н.К. Сергеевым были созданы рекомендации и материалы к организации комплексного коллективного исследования [6]. Центральным элементом этих документов стали признаки комплексных коллективных исследований: наличие научной проблемы, разработка которой требует объединения усилий представителей смежных наук; наличие программы исследований, где все исполнители объединены единой концепцией, имеют единую исходную методологическую, общетеоретическую платформу, проблематику исследования; наличие единого объекта, системы предметов и задач исследования; наличие коллективного органа руководства проблемой, коллективных форм исследовательской работы (семинаров, творческих еженедельников, симпозиумов, конференций и др.); выход коллективной научной продукции; система внедрения новых научных идей в практику.

вместе с Положением о комплексном коллективном исследовании в ВГПИ была создана В.С. Ильиным и ректором С.Н. Глазаче-вым программа научно-исследовательской работы по методологическим и теоретическим основам целостного процесса формирования личности школьника и студента [4]. В ней были скоординированы исследования целостного процесса формирования личности четы-

кие науки -

рех уровней: методологические, общетеоретические, частно-теоретические и прикладные (методические материалы и разработки). Первые три уровня должны были найти выход в последнем, четвертом, который осуществлялся на основе внедрения научных выводов, полученных исследованиями первых трех уровней.

Изучая научно-педагогический опыт волгоградских ученых, необходимо выделить наиболее существенные проблемы, разработанные ими:

- проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода;

- теоретико-методологические основы органического единства учебного и воспитательного процессов;

- целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение;

- система целей воспитания как условие повышения степени его целостности;

- средства формирования всесторонне развитой личности как педагогическая категория.

С 1990 г. развитие теории целостного учебно-педагогического процесса и массовой школьной практики происходит на основании «Закона об образовании», приказа Государственного комитета СССР по народному образованию № 563 от 07.07.1989 г. о «Временном положении об экспериментальной педагогической площадке». Группа ученых и работников областного управления народного образования разрабатывает Региональную программу развития народного образования Волгоградской области на 1991 - 1992 гг. [5]. В качестве одного из приоритетных направлений развития в этом документе рассматривается продолжение курса на создание новых типов школ и учебно-воспитательных учреждений. здесь имеются в виду разработка и апробация:

- новых моделей школ (гимназия, лицей, колледж и т.п.);

- типов специальных школ, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку и коррекцию в развитии учащихся с различными отклонениями умственного и нервно-психического характера;

- таких вариантов структуры школы, ее организации, учебных планов, которые обеспечивают глубокую дифференциацию учебно-воспитательного процесса с учетом способностей, интересов и желаний учащихся, выбор содержания, форм и методов, темпа обучения;

- учебно-научных педагогических комплексов, объединяющих различные звенья непрерывного образования (детсады, школы, ПТУ, институты и др.) с целью разносторонней подготовки учащихся, обеспечения преемственности в воспитании, непрерывности образования.

В дальнейшем появился целый ряд школьных проектов, в которых нашли отражение прогрессивные идеи Волгоградской научной школы: мужской педагогический лицей, городская гимназия, инженерно-техническая гимназия, школы экологического и сельскохозяйственного профилей и др. разработка и апробация новых учебных предметов, курсов, в том числе и авторских, происходит в тесном взаимодействии школ с учеными педагогического университета. Около 50 % кафедр и свыше 60 преподавателей ведут большую экспериментальную работу в учреждениях образования.

С этого времени начинается последовательное создание на базе педагогического института учебно-научно-педагогического производственного комплекса (УНППК). Выполненный Н.К. Сергеевым обстоятельный научный анализ опыта создания и функционирования различного рода образовательных комплексов позволяет утверждать, что в условиях УНППК значительно возрастают возможности подготовки учителя в соответствии с потребностями современной сферы образования [2].

Н.К. Сергеев совместно с руководителями других образовательных учреждений, позднее вошедших в УНППК, создавал серию необходимых нормативно-правовых документов. Позднее они были названы Сергеевской программой регионализации образования в Волгоградской области. На базе ВГСПУ был создан и активно развивался комплекс, включавший мужской педагогический лицей, Волгоградский социально-педагогический колледж, Волгоградский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и права, Михайловский профессионально-педагогический колледж, Дубовский педагогический колледж, Волгоградскую гимназию № 1, негосударственную общеобразовательную школу, академию повышения квалификации и переподготовки работников образования, собственно педагогический университет.

Чтобы преодолеть разночтения в трактовке основных понятий теории и практики народного образования, в институте создали комплексное, коллективное исследова-

ние. Коллектив состоял из проблемных групп, разрабатывавших методологические общетеоретические основы целостного, комплексного подхода (рук. проф. В.С. Ильин); формирование убеждений (рук. доц. Г.И. Школьник); формирование готовности к самообразованию (рук. доценты Н.Г. Ковалевская, И.А. Редко-вец); формирование рациональных умений учиться (рук. доц. В.А. Кулько); совершенствование системы экологической подготовки студентов к педагогической деятельности (рук. ректор С.Н. Глазачев); вопросы профилактики правонарушений у школьников (рук. проф. Б.Ф. Райский), формирование профессиональной направленности учащихся (рук. доц. В.Ф. Дробнис), их готовность к труду (рук. доц. В.В. Сериков) и др.

С конца восьмидесятых годов прошлого столетия в университете происходил процесс возникновения новых научных дисциплин. Ученые разрабатывали проблемы, которые относились к общим вопросам педагогики, дидактики, теории воспитания как студентов, так и школьников. Все они имеют сопряженность в том, что обращены к формированию личности.

Современный вариант научной тематики совместной деятельности структур комплекса по проблеме целостного учебно-воспитательного процесса включает следующие вопросы.

- Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход.

- Пространство воспитания: образ бытия.

- Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции.

- Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика.

- Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма.

Эта работа осуществлялась в рамках общественных научно-исследовательских институтов и лабораторий разных направлений: научно-исследовательской лаборатории управления качеством подготовки специалистов (науч. рук. проф. Н.К. Сергеев), научно-исследовательского института проблем лич-ностно развивающего образования (науч. рук. проф. В.В. Сериков), центра педагогических

педагогические науки

инноваций (науч. рук. проф. А.М. Саранов), института педагогической информатики (науч. рук. проф. А.М. Коротков), подготовки старшеклассников к образованию в компьютерной среде (А.М. Коротков), формирования собственно личностных (смысловых, ценностных, мировоззренческих) функций и свойств индивида (В.И. Данильчук).

Позже в составе других были созданы следующие лаборатории: механизм личностно-развивающего образования (Е.А. Крюкова), подготовка педагога к воспитательной деятельности (Н.М. Борытко), гуманитарное образование (С.В. Белова), личностно-гуманитарная парадигма образования (С.В. Куликова).

В настоящее время насчитывается двенадцать научных объединений: целостный учебно-воспитательный процесс (Н.К. Сергеев), непрерывное педагогическое образование (Н.К. Сергеев), личностно-развивающее образование (В.В. Сериков), личностно-професси-ональное развитие будущего учителя начальных классов (М.В. Николаева), управление качеством подготовки специалистов (Е.И. Са-харчук), развитие личностной свободы младших школьников (В.В. Зайцев), становление и развитие образа Я дошкольника (М.В. Ко-репанова), личностное становление школьников (Е.М. Сафронова), духовное воспитание (И.А. Соловцова), полоролевое воспитание (Л.И. Столярчук), становление ценностного сознания личности в современной ситуации (Л.П. Разбегаева), эстетическое развитие личности (И.В. Арановская), практико-ориен-тированное образование за рубежом (Н.Е. Воробьёв). Они не только являются центрами университетской науки, но и способствуют подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров.

Каждый исследователь, каждая проблемная группа разрабатывает свою проблематику, конкретизирующую, обогащающую и преобразующую общую проблематику в более совершенную. Системная проблематика в целом имеет в качестве структурообразующего компонента одну или несколько концептуальных идей, для разработки которых она строится. Эти идеи учитывают нужды и возможности практики и исходят из внутренних потребностей науки.

Структурообразующим компонентом вышеприведенной проблематики является концепция целостной теории обучения и воспитания, для разработки которой она создана. Ведь при построении системной проблематики, от-

мечал В.С. Ильин, необходимо придерживаться понимания, что проблема исходит из достигнутых ранее знаний, на них опирается. В то же время она свидетельствует о недостаточности этих знаний, о необходимости движения вперед и решения новых задач, что проблемы вырастают из предшествующих результатов знания как своеобразное логическое следствие уметь правильно поставить проблему, вывести ее из предшествующего знания.

Итак, перспективным направлением совершенствования непрерывного педагогического образования на всех его уровнях является интеграция науки и практики, одной из форм которой служит педагогический комплекс. Рост его возможностей выступает как «системный», «интегральный» результат, эффект взаимодействия образовательных учреждений комплекса. Результативность их работы может осуществляться при соблюдении ряда условий организационно-педагогического, теоретико-содержательного характера, общее описание части которых представлено в данной статье.

список литературы

1. Дыбань Л.С., Ковтун Л.Г. Единство действий школы, родителей и трудового коллектива в коммунистическом воспитании учащихся (из опыта работы Искровского пришкольного интерната Урю-пинского района). Урюпинск: Урюпинское ППО, 1982.

2. Непрерывное педагогическое образование. Научная школа Н.К. Сергеева: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев; сост. и отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011.

3. План мероприятий по реализации коллективом ВГПИ решений апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Волгоград: ВГПИ, 1984.

4. Программа научно-исследовательской работы по выполнению Плана-заказа Министерства просвещения СССР и РСФСР педагогическим институтам на XII пятилетку на тему: «Методологические и теоретические основы целостного процесса формирования личности школьника и студента. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки» / науч. рук. В.С. Ильин, С.Н. Глазачев. Волгоград: ВГПИ, 1986.

5. Региональная программа развития народного образования Волгоградской области на 1991 -1992 годы (научно-производственно-педагогический комплекс). Волгоград: ВГПИ, 1991.

известия вгпу

6. Рекомендации и материалы к организации комплексного коллективного исследования / сост. B.C. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков. Волгоград: ВГПИ, 1986.

* * *

1. Dyban' L.S., Kovtun L.G. Edinstvo dejst-vij shkoly, roditelej i trudovogo kollektiva v kom-munisticheskom vospitanii uchashhihsja (iz opyta raboty Iskrovskogo prishkol'nogo internata Urjupin-skogo rajona). Urjupinsk: Urjupinskoe PPO, 1982.

2. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev; sost. i otv. red. N.M. Borytko. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011.

3. Plan meroprijatij po realizacii kollektivom VGPI reshenij aprel'skogo (1984 g.) Plenuma CK KPSS i pervoj sessii Verhovnogo Soveta SSSR odin-nadcatogo sozyva o reforme obshheobrazovatel'noj i professional'noj shkoly. Volgograd: VGPI, 1984.

4. Programma nauchno-issledovatel'skoj raboty po vypolneniju Plana-zakaza Ministerstva prosveshhenija SSSR i RSFSR pedagogicheskim institutam na XII pja-tiletkunatemu:«Metodologicheskieiteoreticheskieosno-vy celostnogo processa formirovanija lichnosti shkol'-nika i studenta. Formirovanie lichnosti uchitelja v processe ego professional'noj podgotovki» / nauch. ruk. V.S. Il'in, S.N. Glazachev. Volgograd: VGPI, 1986.

5. Regional'naja programma razvitija narodnogo obrazovanija Volgogradskoj oblasti na 1991 - 1992 gody (nauchno-proizvodstvenno-pedagogicheskij kompleks). Volgograd: VGPI, 1991.

6. Rekomendacii i materialy k organizacii kom-pleksnogo kollektivnogo issledovanija / sost. V.S. Il'in, N.K. Sergeev, V.V. Serikov. Volgograd: VGPI, 1986.

Potential of educational complexes in improvement of continuous pedagogical education

The article deals with the historical experience of common activities of the scientists of the Volgograd State Socio-Pedagogical University and the education workers of the Volgograd region in the development and implementation of the ideas of continuous pedagogical education. The author describes the structure of the scientific, productive and educational complex, the role of the university in it as a structure-forming component.

Key words: complex and target programme, scientific, productive and educational complex, continuous education, professiogram.

(Статья поступила в редакцию 22.07.2017)

и.с. бессарабова, н.н. бурдыкина

(волгоград)

особенности

профилактической работы с детьми девиантного поведения в германии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представлен анализ современных трудов немецких ученых по проблеме профилактики девиантного поведения детей до 14 лет, выявлены особенные характеристики данного направления социально-педагогической работы в Германии на современном этапе.

Ключевые слова: дети с девиантным поведением, помощь детям и молодежи, меры воспитательного характера, профилактика преступного поведения детей, целевые группы.

В современной Германии успешно функционирует тщательно разработанная система помощи детям и молодежи. В данном случае подразумевается социально-педагогическая поддержка детей и молодых людей в различных жизненных ситуациях, а также оказание помощи родителям в вопросах семейного воспитания. Современная модель социально-педагогической помощи подрастающим гражданам сформировалась в ходе оживленных дискуссий в обществе по поводу роста числа детей, имеющих девиантное поведение. Исследования немецких ученых (Г. Гэбриэль, Б. Хол-тузен, Х. Шафер) показали, что негативные отклонения в поведении имеют не только дети-сироты, дети из неблагополучных семей, но и дети вполне благополучных родителей, обеспеченные, на первый взгляд, всем необходимым для нормального развития [6].

Ребенок с девиантным поведением отличается особыми эмоциональными и психическими нарушениями в развитии. При отсутствии своевременной социально-педагогической работы они могут перерасти в устойчивые личностные нарушения и негативно отразиться на будущей жизни человека. По мнению ряда исследователей (Х.-Дж. Альбрехт, Г. Биндель-Когель, М. Гесслер), общество остро ощутило необходимость участия профессионалов в вопросах воспитания детей [1; 3]. Данное профессиональное «вмешательство» в жизнь семьи закреплено в Германии на законодательном уровне в Законе о помощи детям и молодежи (ЮМег-иМ Jugendhilfe - KJHG), ко-

© Бессарабова И.С., Бурдыкина Н.Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.