ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА ПОЛИЦИИ PEDAGOGICAL CULTURE OF THE POLICE OFFICER
УДК 378.6
Н.В. ЕРОШЕНКОВ,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) nic_bui@mail.ru
Е.И. ЕРОШЕНКОВА,
кандидат педагогических наук (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) eroshenkova@bsu.edu.ru
N.V. EROSHENKOV,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
E.I. EROSHENKOVA,
candidate of pedagogical sciences (Belgorod National Research University)
Аннотация: в статье раскрываются сущностные, содержательные и структурные компоненты понятия «педагогическая культура офицера полиции». Авторы делают попытку объяснить причины возросшего интереса к исследуемой категории в современном обществе. В статье описывается механизм функционирования профессионально-педагогической культуры на различных уровнях. Авторами характеризуются аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры, описывается структура педагогической культуры офицера с позиции личностных качеств (педагогическая направленность, высокая психолого-педагогическая эрудиция, педагогический оптимизм, интеллигентность, гармония развитых профессионально-нравственных качеств) и практических навыков (высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научные данные и передовой опыт в обучении и воспитании, чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе; педагогически действенное общение и поведение, активная устремленность к самосовершенствованию).
Ключевые слова: культура, педагогическая культура, профессионально-педагогическая культура, педагогическая культура офицера полиции, структура педагогической культуры, профессионально-нравственные качества.
Abstract: the article reveals the essential, informative and structural components of the concept «pedagogical culture of a police officer». The authors attempt to explain the reasons for the increased interest in the category under investigation in modern society. The article describes the mechanism of functioning of the professional pedagogical culture at various levels. The authors characterize the axiological, technological and personality-creative components of professional and pedagogical culture, describe the structure of the officer's pedagogical culture from the standpoint of personal qualities (pedagogical orientation, high psychological and pedagogical erudition, pedagogical optimism, intelligence, harmony of developed professional and moral qualities) and practical skills high pedagogical skill, constant reliance on scientific data and best practices in teaching and upbringing, sens about new and creative research in educational and organizational work; pedagogically effective communication and behavior, active aspiration to self-improvement).
Keywords: culture, pedagogical culture, professional pedagogical culture, pedagogical culture of the police officer, the structure of pedagogical culture, professional and moral qualities.
Конкурентоспособным ресурсом деятельности офицера полиции в настоящее время является его общая и педагогическая культура как важнейшие показатели его профессиональной готовности к осуществлению правоохранительной, обучающей и воспитательной деятельности. Это факт обусловлен несколькими обстоятельствами: 1) возросшими требованиями к профессионально-нравственным качествам, психологической устойчивости личного состава, вызванными изменениями в политической и социально-экономической жизни российского общества, и ростом социальной ответственности офицеров за выполнение своих функциональных обязанностей; 2) качественными
изменениями в личном составе, усложнением их ценностного мира, расширением информационных возможностей, восприимчивостью к педагогическим воздействиям; 3) повышением роли психолого-педагогических основ в деятельности офицеров полиции, для которых обучение и воспитание подчиненных является одной их основных служебных обязанностей.
Вопросы педагогической культуры офицера в разные времена освещались в трудах А.В. Ба-рабанщикова, О.В. Белицкого, В.Г. Викторова, С.С. Муцынова, А.С. Петренко, Ю.Н Ципкиной, Г.А. Щуревич и др. Причем, рассматривая «культуру личности» как научный термин, А.В. Барабанщиков отмечал, что она характеризуется
«глубоким знанием человеком своего дела, его профессиональной зрелостью, сознательностью, социальной активностью, умением строить свои отношения с товарищами, поддерживать доброжелательный климат в коллективе, в семье и т.д.» [1, с. 6-7]. Характеризуя педагогическую культуру офицера, ученый подчеркивал специфичность этого профессионального явления, понимая его как «определенную степень овладения офицером педагогическим опытом, степень совершенства его учебно-воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности офицера как педагога» [1, с. 11-12].
Таким образом, потенциал общей и педагогической культуры способствует личностному и профессиональному развитию офицера, обеспечивает создание и трансляцию профессионально значимых ценностей [3], активное включение в процесс эффективной правоохранительной и педагогической деятельности.
В изучаемом контексте интересна точка зрения И.Ф. Исаева, занимающегося исследованиями в области профессионально-педагогической культуры, о том, что ее онтологические характеристики рассматриваются как четырехуровневый механизм функционирования. Первый уровень культуры представлен диалектическим единством материальной и духовной культуры; второй - проявлением профессиональной культуры отдельных групп людей; третий - педагогической культурой людей, осуществляющих воспитательную практику на профессиональном и непрофессиональном уровнях; четвертый -собственно профессионально-педагогической культурой, конкретной педагогической деятельностью, осуществляемой на профессиональном уровне [4, с. 16].
Рассматривая профессионально-педагогическую культуру как системное образование, И.Ф. Исаев представляет ее как единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах профессиональной педагогической деятельности. В структурном плане профессионально-педагогическая культура в исследованиях И.Ф. Исаева представлена единством аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, являющихся относительно самостоятельными системами, обладающими своей структурой и логикой.
Применительно к офицерам полиции анализ профессионально-педагогической культуры в аксиологическом аспекте позволил установить, что одним из источников личностно-смысловой активности офицера являются специфические для его профессиональной деятельности по-
требности, проявляющиеся в постоянном профессиональном самосовершенствовании и оказании помощи подчиненным в их развитии.
Профессионально-педагогические ценности, составляющие основу содержания педагогической культуры офицера полиции, отражают нормы, регламентируют его профессиональную деятельность, выступают как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы правоохранительной деятельности и профессиональной деятельностью офицера полиции.
Ценности, являясь условием и результатом деятельности офицера полиции, предстают в виде общественно-политических, профессионально-групповых, индивидуально-личностных групп. Функционирование общественно-педагогических ценностей происходит в масштабе общества, они концентрируются в сознании в форме морали, религии, философии. Профессионально-групповые ценности конкретизируются в совокупности идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов. Индивидуально-личностные ценности представляют систему ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и моти-вационную направленность» [6].
В свою очередь, профессионально-педагогические ценности на основе исследований И.Ф. Исаева предстают в виде: ценностей-целей, способствующих определению значения и смысла целей профессионально-педагогической деятельности; ценностей-средств, раскрывающих значимые способы и средства осуществления профессионально-педагогической деятельности; ценностей-отношений, рассматривающих отношения и их значение как основной механизм функционирования целостной профессиональной деятельности; ценностей-знаний, определяющих значение и смысл психолого-педагогического знания в процессе осуществления профессиональной деятельности; ценностей-качеств, раскрывающих значение и смысл качеств личности офицера полиции [2, с. 53]. По нашему мнению, указанные группы профессионально-педагогических ценностей образуют взаимосвязанную систему и представляют содержательную основу педагогической культуры офицера полиции.
Анализ профессионально-педагогической культуры офицера полиции в технологическом аспекте позволил установить, что его профессионально-педагогическому самосовершенствованию способствует поиск новых техно-
логий обучения и воспитания подчиненных. Технология педагогической деятельности предполагает построение модели, основанной на идеях целостного подхода, понимании профессиональной деятельности как процесса решения педагогических задач, в которых заложено единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается.
В процессе профессионально-педагогической деятельности происходит обновление ценностей, совершенствование образцов культуры офицера полиции, изменение ее качественных и количественных характеристик. Опыт, полученный в индивидуальной профессионально-педагогической практике, подлежит осмыслению, переработке, обобщению в групповом сознании и деятельности, что ведет к его творческому преобразованию в новой форме.
Рассматривая профессионально-педагогическую культуру офицера полиции в личност-но-творческом аспекте, подчеркнем, что «творческий характер педагогической деятельности мобилизует все психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую и мотиваци-онную) личности офицера. Потребность творить воплощается в специфических способностях, одной из которых является интегративная и высо-кодифференцированная способность мыслить педагогически [2, с. 89]. Она помогает офицеру полиции активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности.
Сущность профессионально-педагогической культуры состоит в мере личностной самореализации творческих возможностей, рассматриваемой в качестве условия проявления сущностных сил профессионала [5]. Результативность самореализации определяется характером целей и мерой ее личного понимания и приятия. Общественно значимые цели профессиональной деятельности офицера полиции должны приниматься полностью или частично, становясь лич-ностно значимыми, субъективными [2, с. 13].
Таким образом, профессионально-педагогическая культура, по мнению И.Ф. Исаева, представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессионально-педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности [2].
По мнению А.В. Барабанщикова, педагогическая культура офицера также имеет сложную, как минимум двухкомпонентную структуру. К первому ее компоненту ученый относит личностные качества офицера: его педагогическую направленность, высокую психолого-педагогическую
эрудицию, педагогический оптимизм, интеллигентность, гармонию развитых профессионально-нравственных качеств, таких как гуманность, духовность, профессиональные долг, честь и достоинство, нравственная чистоплотность, неподкупность, тактичность, доброжелательность, самообладание, выдержка, толерантность, ответственность, обязательность, самокритичность, принципиальность, справедливость, объективность и др.
Причем гуманность в деятельности офицера полиции провозглашает человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание как правоохранительной, так и педагогической деятельности. Гуманизм офицера полиции конкретизируется в его благожелательности, уважении к людям, сочувствии и доверии к ним, великодушии, самопожертвовании ради интересов других наравне со скромностью, честностью, искренностью и другими частными качествами. Гуманизм полицейского связывают с человечностью как доброжелательным отношением к людям и миру, готовностью прийти на помощь каждому, умением чувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды. Гуманизм офицера полиции зачастую соотносят и с добротой, интеллигентностью, связывая его с благородством души даже в самых сложных ситуациях.
Духовностью обладают зрелые личности, мо-тивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности которых являются высшие человеческие ценности. Духовность офицера полиции характеризуется наличием у него способности к восприятию трудностей и неудач как тренажеров духовного развития, умения и готовности сострадать и приходить на помощь; определяется отсутствием корысти в мыслях, словах и поступках офицера полиции.
Профессиональные долг, честь и достоинство, являясь основными моральными ориентирами в служебно-профессиональном становлении защитника правопорядка, составляют нравственный стержень личности офицера полиции. Его долг состоит в безусловном выполнении закрепленных Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надежной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности. Верность Присяге, служебному долгу обусловливают самоуважение, чувство собственного достоинства офицеров полиции. Их честь предполагает заслуженную репутацию, доброе имя, личный авторитет, проявляясь в таких качествах, как верность гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обя-
зательствам. Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях.
Антикоррупционное поведение офицера полиции выражается в его нравственной чистоплотности, неподкупности, преданности интересам службы, верности служебному долгу. Нравственная чистоплотность и неподкупность отвергают возможность коррупционно опасного поведения полицейского, при котором создаются предпосылки и условия для получения для себя любой выгоды или преимуществ.
Тактичность - это необходимое качество личности офицера полиции, предполагающее чувство меры, соблюдаемое ими в разговоре, в личных и служебных отношениях, подсказывающее правильный подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.
Доброжелательность офицера полиции заключается в его стремлении быть открытым другим людям, желать им добра, быть готовым содействовать благополучию других; в постоянном позитивном отношении к окружающему миру; в способности вести искреннее, душевное общение с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений. Наличие у полицейского такого профессионально-нравственного качества личности является показателем его силы и благородства.
Самообладание, присущее офицерам полиции, позволяет им сохранять ясность мысли, способствует управлению своими действиями в ситуациях стресса, принятию обдуманных решений в оперативной обстановке.
Выдержка офицера полиции проявляется в умении осуществлять контроль над своими чувствами, эмоциями, в том числе при осуществлении педагогической, воспитательной деятельности, выявлении противоправных действий и их пресечении; позволяет подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания; контролировать свое эмоциональное состояние, демонстрируя своим видом и действиями уверенность и спокойствие.
Толерантность как профессионально-нравственное качество офицера полиции означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. При этом очень важно понимать, что в деятельности офицера полиции толерантность не подразумевает уступок чужим убеждениям, снисхождения или потворства, терпимости к социальной несправедливости. В общении с
подчиненными и гражданами в деятельности офицеров полиции недопустима всякого рода дискриминация по признакам пола, по возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным предпочтениям.
Ответственность офицеров полиции представляет этическую категорию, отражающую особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга.
Обязательность характеризует привычку офицеров полиции без напоминаний делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что они наметили сами себе, рассчитывая свое время, четко планируя свою деятельность. Обязательность отражает моральный облик и воспитанность офицера полиции.
Самокритичность в деятельности офицера полиции основана на рефлексивном отношении к себе, способности к самостоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления. Самокритичность дает направление самосовершенствованию. Самокритичность способствует признанию своих недостатков и отказу от них. Самокритичность обеспечивает объективную оценку собственного «я», веру в собственные возможности, освобождает от неуважительного отношения к окружающим.
Принципиальность в деятельности офицеров полиции основана на последовательном проведении в теории и на практике определенных нравственных принципов, таких как гуманизм, законность, объективность, справедливость, коллективизм и товарищество, лояльность, нейтральность по отношению к политическим партиям и движениям, толерантность.
Справедливость является неотъемлемым профессионально-нравственным качеством офицера полиции. Она предполагает общую нравственную санкцию совместной жизнедеятельности людей, рассмотренную по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Обеспечение справедливости предполагает заботу о взаимообмене и равенстве между людьми [7, с. 532].
Объективность обусловливает принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристику факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания конкретного человека или человечества.
Ко второму компоненту педагогической культуры А.В. Барабанщиков относит практические навыки офицера: высокое педагогическое мастерство, постоянную опору на научные
данные и передовой опыт в обучении и воспитании, чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе; педагогически действенное общение и поведение, активную устремленность к самосовершенствованию [1, с. 12].
Таким образом, постоянно растущие требования к офицерскому составу полиции обусловливают необходимость повышения уровня
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
общей и педагогической культуры офицеров полиции. Овладение высотами педагогической культуры в деятельности офицера полиции -процесс довольно сложный и длительный, требующий не кратковременной, а постоянной работы над собой. Педагогическую культуру офицера полиции невозможно отделить от его профессионально-нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Литература
1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. - Москва: Воениздат, 1985. - 159 с.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2004. - 208 с.
3. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: монография / И.Ф. Исаев [и др.]; под ред. И.Ф. Исаева - Белгород - Ст. Оскол: СОФ БелГУ, 2008.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя как условие модернизации педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5.
5. ИсаевИ.Ф., МакароваЛ.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. - Москва-Белгород, 2002.
6. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. С. 193-208.
7. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург: Питер, 2002.
References
1. BarabanshhikovA.V., Mucynov S.S. Pedagogicheskaja kul'tura oficera. - Moskva: Voenizdat, 1985. - 159 s.
2. IsaevI.F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - Moskva: Akademija, 2004. - 208 s.
3. Stanovlenie i razvitie professional'no-pedagogicheskoj kul'tury v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija: monografija / I.F. Isaev [i dr.]; pod red. I.F. Isaeva - Belgorod - St. Oskol: SOF BelGU, 2008.
4. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja kak uslovie modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2004. № 5.
5. Isaev I.F., Makarova L.N. Professionalizm prepodavatelja: kul'tura, stil', individual'nost'. - Moskva-Belgorod, 2002.
6. IsaevI.F., ShijanovE.N. Aksiologicheskij i kul'turologicheskij podhody k issledovaniju problem pedagogicheskogo obrazovanija v nauchnoj shkole V.A. Slastenina // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2005. № 2. S. 193-208.
7. Krajg G. Psihologija razvitija. - Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
(статья сдана в редакцию 11.09.2017)