Научная статья на тему 'Педагогическая культура преподавателя вуза'

Педагогическая культура преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4061
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭРУДИЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL KNOWLEDGE / НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА / MORAL PURITY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СЕМЕЙНАЯ АТМОСФЕРА / FAMILY ATMOSPHERE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. PEDAGOGIC CULTURE / CONSTITUTIONAL BIAS TOWARDS PEDAGOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрович Пётр Иванович

В статье отображена проблема формирования педагогической культуры преподавателя вуза. Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Под педагогической культурой преподавателя в современной педагогике высшей школы понимают определённую степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень совершенства в педагогической деятельности, уровень развития его личности. Выделяются слагаемые педагогической культуры преподавателя: педагогическая направленность личности, психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность, нравственная чистота, гармония рационального и эмоционального, педагогическое мастерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of forming lecturers’ pedagogic culture is discussed in the present article. The higher educational institutions development is impossible without recognizing the significance of culture and education, personal and creative self-fulfillment of lecturers and students. Lecturer’s pedagogical culture is defined by modern pedagogics as a certain level of educational experience acquisition, the level of perfection of educational work, the level of lecturers’ personality development. The components of pedagogical culture are the following: constitutional bias towards pedagogic, extensive psychological and pedagogical knowledge, refinement, moral purity, pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура преподавателя вуза»

УДК 159.942.53.316.62

П. И. Александрович, кандидат психологических наук, доцент (БГТУ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В статье отображена проблема формирования педагогической культуры преподавателя вуза. Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Под педагогической культурой преподавателя в современной педагогике высшей школы понимают определенную степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень совершенства в педагогической деятельности, уровень развития его личности.

Выделяются слагаемые педагогической культуры преподавателя: педагогическая направленность личности, психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность, нравственная чистота, гармония рационального и эмоционального, педагогическое мастерство.

The article presents the problem of pedagogical culture of the university teachers. The development of higher school is impossible without understanding of great role of culture and education, personality-creative self-realization. Nowadays pedagogical culture means a certain degree of mastering of world's pedagogical experience by a teacher, application of this experience and a level of the development of his personality.

The author singles out the following characteristics of teacher's pedagogical orientation of the person, psychological-pedagogical erudition, intelligence, moral purity, harmony of the rational and emotional pedagogical skills, ability of combining teaching and research work, strictness, the need for self-perfection. In the article special attention is paid to the pedagogical values in the structure of pedagogical culture. The author four groups of these values and describes them.

Введение. Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. Но какие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза, педагога и ученого как носителя научного знания, культурно-педагогического опыта общества. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

Основная часть. Профессия как социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества изменяются и профессии. Так, для того чтобы стать действительно культурной, педагогика должна обогатиться за счет освоения новых знаний из области философии, психологии, антропологии, искусства, религии и др [1, с. 52].

Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой

способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но любому профессиональному мышлению угрожает опасность догматизма, нарушающего целостность и всесторонность личности. В этом случае профессиональная культура становится средством, сдерживающим узкий профессионализм.

Выявление основ общей и профессиональной культуры как научных категорий позволяет приблизиться к пониманию феномена педагогической культуры.

Понятие «педагогическая культура» в специальной педагогической литературе впервые упоминается в работах известного педагога В. А. Сухомлинского. Он отмечает в числе наиболее значимых черт учителя привязанность к детям и считает, что основой высокой педагогической культуры является воспитание чувств учителя. Сухомлинский подчеркивает также важность другого элемента педагогической культуры - эмоциональной культуры учителя, проявляющейся при его общении с учеником. В другом случае он противопоставляет педагогическую культуру родителей, овладевающих необходимыми педагогическими знаниями. Предпосылки формирования педагогической культуры коллектива учителей, его руководителей В. А. Сухомлинский видит в создании условий для уютной, «семейной» атмосферы в школьном и классных коллективах. Таким образом, В. А. Сухомлинский рассматривает педагогическую культуру как личностную характеристику учителей (их качеств, способностей, мотивов),

78

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 5. История, философия, филология

а также родителей и руководителей органов образования.

Частично проблема педагогической культуры нашла отражение в анализе особенностей педагогической деятельности, изучении педагогических способностей, педагогического мастерства учителя, преподавателя вуза в работах А. А. Деркача, 3. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова и др.

Особый вклад в исследование данной проблемы на вузовском уровне вносят работы А. В. Барабанщикова, С. С. Муцынова и др., в которых изучалась педагогическая культура преподавателя высшей военной школы, военных педагогов. Под педагогической культурой преподавателя А. В. Барабанщиков понимает определенную степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности, уровень развития его личности. Описывая слагаемые педагогической культуры преподавателя, исследователь выделяет тем самым и составляющие педагогической культуры в целом: педагогическую направленность личности, психолого-педагогическую эрудицию и интеллигентность, нравственную чистоту, гармонию рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании. Вместе с тем данная система педагогической культуры преподавателя не может быть признана универсальной, так как в ее состав входят разнопорядковые слагаемые (педагогическое мастерство и умение сочетать научную и педагогическую деятельность, педагогическая направленность личности и потребность в самосовершенствовании и др.), а связь их не показана, зафиксированы только профессионально-личностные характеристики, педагогической же деятельности не уделено достаточного внимания; расширенная трактовка педагогического мастерства приводит фактически к его отождествлению с педагогической культурой.

Содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Педагогическая культура представлена как интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и цель профессионального самосовершенствования.

Модель профессионально-педагогической культуры представляет собой, как правило, совокупность следующих компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого [2, с. 41].

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры - это совокупность педагогических ценностей. В процессе своей деятельности преподаватели овладевают соответствующими идеями и концепциями, приобретают знания и умения. Имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы знания, идеи, концепции и выступают в качестве педагогических ценностей. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как осваивает и развивает педагогическую деятельность.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности преподавателя. Ценности педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.

Гуманистическая направленность технологической характеристики педагогической культуры подразумевает механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности (в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта).

Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В связи с этим требуется операциональный анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать технологию профессионально-педагогической культуры преподавателя как процесс решения многообразных педагогических задач (анали-тико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно -регулирующих) [3, с. 52].

Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как социально-педагогическое явление рассматривается нами в качестве меры и способа творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности. Такое понимание профессионально-педагогической культуры позволяет вписать ее в два категориальных ряда: 1) профессиональная культура, педагогическая культура (в качестве видового понятия), 2) культура педагогической деятельности, культура педагогического общения,

культура личности преподавателя (в качестве родового понятия).

При изучении сущности профессионально-педагогической культуры были выявлены и проанализированы основные группы противоречий:

- социально-педагогических - между социально-культурными процессами, условиями окружающей социальной реальности и функционированием профессионально -педагогиче -ской культуры;

- общепедагогических - между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоения, включенности в деятельность преподавателя;

- личностно-творческих - между общественной формой существования профессионально-педагогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения и развития, преодоления педагогичности, стереотипности в оценках и действиях студентов и собственной деятельности [4, с. 38].

Анализ современного состояния проблемы позволил установить, что к настоящему времени создан определенный научно-методический фонд, педагогический опыт, на основании которого можно провести специальное исследование структуры и содержания профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы и построить модель ее функционирования. Результаты теоретико-экспериментального исследования показывают, что система профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза образована совокупностью структурных и функциональных компонентов, раскрывающих ее в статике и динамике. К структурным компонентам относятся педагогические ценности, педагогические технологии и личностно-творческий компонент.

Динамика профессионально-педагогической культуры раскрывается в функциональных компонентах, с которыми соотносятся гносеологический, гуманистический, коммуникативный, обучающий, воспитывающий, нормативный и информационный компоненты, отражающие многообразие видов профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.

Взаимодействием структурных и функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза в реальной практике объясняется ряд ведущих тенденций ее формирования: тенденция зависимости формирования профессионально-педагогической культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации; тенденция апроприации -активной обращенности к отечественному и зарубежному научно-педагогическому опыту;

тенденция гуманистической направленности формирования профессионально-педагогической культуры. Выявленные тенденции позволили сформулировать принципы и условия формирования профессионально-педагогической культуры.

В профессиональной педагогической культуре можно выделить ряд групп педагогических ценностей:

1 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы (ценности-цели);

2 группа - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства);

3 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-отношения);

4 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания);

5 группа - ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества).

Заключение. Таким образом, профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза - это мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов его деятельности, предполагая развитие способностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности.

Литература

1. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в практическую философию / С. И. Гессен. - М.: Просвещение, 1995. - 132 с.

2. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3. Ф. Есарева. -М.: Просвещение, 1974. - 161 с.

3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект / И. Ф. Исаев. - М.: Наука, 1992. - 180 с.

4. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С. И. Самыгина. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 223 с.

Поступила 15.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.