УДК 351.74 №2 (9)/2016, с. 46-49
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ молодых СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Замфира Рафисовна Танаева
доктор юридических наук, доцент
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Анна Анатольевна Ахметова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
В статье раскрываются структура конкурентоспособности молодых сотрудников правоохранительных органов, включающая в себя следующие компоненты: личностно-деловой, компетенционный, мотивационно-ценностный. По мнению авторов, конкурентоспособность - это основное условие профессиональной успешности молодого специалиста, осуществляющего свою деятельность в правоохранительной сфере.
Ключевые слова: конкурентоспособность, правоохранительные органы, молодой специалист, компетентность, психолого-педагогические умения, профессиональные умения, личностные качества.
THE COMPETITIVENESS OF LAW ENFORCEMENT'S YOUNG OFFICERS AS A NECESSARY CONDITION OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY
Zamfira Tanaeva
Doctor of Law, Associate Professor South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Anna Akhmetova
South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article describes the structure of competitiveness of law enforcement's young officers, which includes the following components: personal and business, controlling, motivational and evaluative. According to the authors, the competitiveness is a prerequisite for professional success of a young specialist, operating
in the field of law enforcement.
Keywords: competitiveness, law enforcement agencies, young professional, competence, psychological
and pedagogical skills, professional skills, personal qualities.
Сложность и своеобразие задач укрепления законности и правопорядка обуславливают потребность в соответствующих квалифицированных и конкурентоспособных кадрах в области правоохранительной дея-
тельности. Конкурентоспособность является ключевым показателем, характеризующим комплекс профессиональных, деловых и личностных качеств молодого сотрудника правоохранительного органа, позволяющим ему
доминировать на рынке труда и достигать высоких результатов в борьбе с преступностью.
К сожалению, в настоящее время отсутствует единое целостное определение понятия «конкурентоспособность специалиста». В связи с этим возникает необходимость раскрытия содержания ее структурных компонентов. Рассмотрим их на примере компетентности сотрудников органов внутренних дел. Анализ содержания профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, позволил выделить следующую структуру конкурентоспособности специалистов в сфере внутренних дел: личностно-деловой, компетенционный, мотивационно-ценностный компоненты.
Личностно-деловой компонент. Успешное выполнение служебных задач сотрудниками органов внутренних дел МВД России, совершенствование процесса становления личности молодого специалиста напрямую связаны сформированием профессионально значимых личностных качеств: нравственных, морально-волевых и других характерологических качеств и способностей, востребованных в профессиональной деятельности. Е.М. Сартакова в социально-личностной характеристике специалиста отдает приоритет самореализации, понимая под ней совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как кличности и к взаимодействию личностисдругимилюдьми, группой иобще-ством [1]. С.М. Хазова к социально-личност-ной характеристике специалиста относит способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям [2]. Действительно, сотрудники органов внутренних дел должны быть хорошо подготовлены к налаживанию продуктивного взаимодействия с населением в ходе профессиональной деятельности и установлению необходимых профессионально-деловых отношений на основе сотрудничества, взаимоуважения, поддержки и отстаивания справедливости.
Личностно-деловой компонент конкурентоспособности тесно связан также с идеей самопознания, самообразования, самоконтроля личности. Самопознание может реализо-
ваться на качественно различных уровнях. Оно начинается с процесса познания себя через сравнение с другими людьми, но существует и более высокий уровень самопознания - на основе сравнения себя с самим собой. Таким образом, под самопознанием мы понимаем целостную, интегративную характеристику собственного «Я», образа других людей, анализ всей ситуации взаимодействия, которая определяет мировоззрение, принципы, поступки личности. Развитые формы самопознания неизбежно перерастают в самооценки, в осознанное отношение человека к своим способностям и потребностям, мотивам поведения.
Самообразование выступает важнейшей составляющей профессиональной компетентности сотрудника правоохранительного органа. Используемые формы обучения в рамках боевой и служебной подготовки не могут в полном объеме охватить тот материал, который необходим сотруднику правоохранительного органа для профессионального совершенствования. Профессиональное самообразование обеспечивает «продуктивные процессы профессиональной деятельности, итогами которой являются: устойчивая профессиональная деятельность (этап стабильного функционирования специалиста) или профессиональное творчество (этап специали-ста-новатора) результатами которого выступают: формирование психических новообразований (мотивы, знания, навыки, умения, новые смыслы профессионал ьной деятельности ит. д.); возникновение профессиональных задач, инициирующих начало новых актов продуктивной активности личности» [3]. Под профессиональным самообразованием, вслед за Ю.А. Шалаковым, понимаем «целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования основной профессиональной деятельности» [3, с. 4].
Самоконтроль развивает у специалиста умение предвидеть реальный результат своей профессиональной деятельности в соответствии с поставленной целью, анализировать ход своей деятельности, вносить необходимую корректировку. Необходимо отметить, что самоконтроль приучает к порядку и к соблюдению дисциплины.
Таким образом, личностно-деловой компонент конкурентоспособности специалиста, осуществляющего свою деятельность в правоохранительной сфере, включает в себя знание психологических аспектов профессиональной деятельности, умение вести переговоры, постоянное обучение и обновление своих
знаний, способность контролировать и корректировать свою деятельность.
Компетенционный компонент. В переводе с латинского сотре1егШа означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области специалист обладает соответствующими профессиональными знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [4].
В современной психолого-педагогиче-ской литературе (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова и др.) чаще всего употребляются понятия «компетентности», в лингвистической литературе (Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова и др.) «компетенции», которые являются характеристиками поведения, доминирующей формой активности личности, актуальным уровнем владения профессиональной коммуникацией.
К «ключевым компетенциям», вслед за Дж. Равеном, мы будем относить способность работать самостоятельно без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации в профессиональной деятельности и применять уже имеющиеся знания для такого анализа, способность осваивать новые знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающим миром), умение принимать решение на основе здравых суждений (т.е. принимать решения, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически).
Под компетентностью личности молодого сотрудника органов внутренних дел С.А. Хазова и другие понимают совокупность профессионально-ценностных ориентаций, целеобразовател ьн ых (профессионал ьное целеполагание), мотивационных (интерес и осознание значимости профессиональной деятельности) и смыслообразующих (стремление к профессиональному успеху, мотивация достижения, стремление к саморазвитию, готовность к творчеству, рефлексия) компонентов [2]. С точки зрения одного из авторов статьи - З.Р. Танаевой, - компетентность определяется как интегративное качество личности, характеризующееся наличием и степенью сформированности у специалиста комплекса психолого-педагогических, право-
вых и специальных знаний, умений и навыков; профессионально-творческими мотивами и интересами, позволяющими достигать качественных результатов в профессиональной деятельности и обеспечивающими личностный рост специалиста и его возможности в саморазвитии и самореализации [5, с. 75].
Таким образом, полагаем, что профессиональная компетентность молодых сотрудников органов внутренних дел есть интегративное качество, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками, и следующими компонентами профессионального мастерства: системой профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и пси-холого-педагогических качеств личности. В структуре профессиональной компетентности молодых сотрудников органов внутренних дел можно выделить личностный смысл, профессиональной деятельности, что позволяет молодому сотруднику органов внутренних дел подняться на новый качественный уровень профессионального мышления.
Мотивацион но-ценностный компонент представляет собой профессиональное правосознание; социальную активность, направленную на борьбу с преступностью; готовность и стремление к продуктивной практической деятельности.
В настоящее время правосознанию придается исключительно большое значение, ибо от его уровня, содержания и направленности во многом зависят результаты деятельности специалистов. Большое количество исследовательских работ посвящены раскрытию понятия и сущности правосознания (Г.Р Ишкильдина, A.C. Пиголкин, С.В. Широ и другие), в том числе профессионального (П.П. Баранов, A.A. Бондарев, С.А. Гаврилин, В.В. Лазарев, H.A. Шеяфетди-нова и другие). Содержание правосознания включает в себя представления людей о праве, законности, правосудии, о правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости, о правомерном и противоправном. Профессиональное же правосознание по своему содержанию и уровню обобщения правовых категорий является теоретическим, оно шире и глубже правосознания граждан, при этом оно носит практический характер, так как сотруднику правоохранительного органа необходимо знать, как правомерно в соответствии с законом действовать в той или иной ситуации, связанной с нарушением закона. Таким образом, в содержание профессионального правосознания, наряду с квалифицированными, научно обоснованными
суждениями и выводами, входит и правовая подготовка; интенсивность, степень выраженности, острота проявления и устойчивая положительная направленность правовых установок и ценностных ориентаций; умение применять право.
Мотивационно-ценностный компонент определяется четким пониманием социальной и личной значимости, стремлением к идеалу профессионала, доминированием мотива познавательного характера, выражающегося в устойчивой потребность в работе.
Резюмируя изложенное, отметим, что совокупность профессионально значимых, социально востребованных и мотивационно-ценностных качеств личности в конечном итоге определяет конкурентоспособность специалиста, способного максимально реализовать в практической деятельности профессионально-личностные качества, самостоятельно разрешать возникающие проблемы в профессиональной деятельности, соответствовать современным требованиям и запросам рынка труда.
Примечания
1. Сартакова Е. М. Социально-личностные компетенции и условия их развития. - Ийр://шшш. jurnal.org/articles/2008/ped23htn! (дата обращения 11 марта 2016 г.).
2. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорт: монография. - М,: Изд-во Академия Естествознания, 2010.
3. Шалаков Ю. А. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции : автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 2000.
4. Актуальные вопросы перехода Российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения : учебно-методическое пособие. - Ьйр://ско-шеЬ. yspu.org/linkl/metod/metl56/metl56.html (дата обращения 10 апреля 2015 г.).
5. Танаева 3. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями : дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 22 с.