.....
I I I ■ M I I I
194 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
По нашему глубокому убеждению, фор- гогического тренинга, с использованием кейс-мирование коммуникативной компетентности метода, который позволяет создать реальную должно происходить с помощью активных ме- проблемную ситуацию, решая которую, сту-тодов обучения, погружения в деятельность, с денты используют накопленные знания и уме-помощью социально-психологического и педа- ния по данному вопросу. Примечания
1. Введение в практическую и социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 3-е, исправленное изд. - М.: Смысл, 1999. - 377 с.
2. Голуб, О. Ю. Теория коммуникации: учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 388 с.
3. Жуков, Ю. М. Введение в практическую и социальную психологию / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. - М.: Смысл, 1996.
4. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности/ Б.Ф. Ломов // Избранные труды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624 с. - (Выдающиеся ученые института РАН).
5. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / А.П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
6. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М., 1951.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНААЬНО-АИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. А. Абрамян
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
В статье автор исследует проблему развития профессионально-личностного потенциала руководителя образовательного учреждения на его дошкольной ступени. Выделен алгоритм профессионально-личностного потенциала руководителя образовательного учреждения как структурное интегративное личностное образование, указан синтез взаимосвязанных его структурных компонентов, раскрыто их содержание. Описаны этапы развивающей программы, их содержание и результативность ее реализации.
Ключевые слова: преобразование, профессиональные качества руководителя, дошкольное образование, стратегия образования.
In article the author investigates a problem of development of is professional-personal potential of the head of educational institution at its preschool step. The algorithm of is professional-personal potential of the head of educational institution as structural integrative personal formation is allocated, synthesis of its interconnected structural components is specified, their maintenance is opened. Stages of the developing program, their maintenance and productivity of its realization are described.
Key words: reform, professional skills of manager, preschool foundation strategy of foundation/ education general directions of investigations.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 194-197
06_îâôàçîâàièà.p65 194 1 05.10.2011, 13:01
.....
ш
Образование в сфере культуры 195
В последнее десятилетие наблюдается изменение ценностных оснований системы управления, ее принципов, механизмов и требований к личности руководителя. Преобразование современной управленческой парадигмы обуславливает потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих особыми личностными качествами. Прогностический, превентивный, релевантный характер управления указывает на необходимость развития у современного менеджера образования стратегического, гибкого мышления. Современные требования к профессиональным качествам руководителя учреждения обусловлены новой стратегией развития всего общества, требующей усиления его творческого потенциала, в основу которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию с учетом перспектив развития его профессиональной деятельности. Это предопределяет особую актуальность научного переосмысления процессов управления, в том числе и управления дошкольным образовательным учреждением, а также в структуре повышения квалификации в целях создания интенсивной системы развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Стратегия образования требует от системы последипломного образования поиска социально-педагогических и дидактических условий, которые будут способствовать развитию профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения. В современных условиях успешная включенность в управленческую деятельность зависит не только от уровня развития профессиональных знаний и умений, но и от комплекса профессионально важных качеств эффективного специалиста в сфере управления образования.
Основным направлением нашего исследования обозначенной проблемы является установление возможности развития профессионально-личностного потенциала руководите-
ля дошкольного образовательного учреждения непосредственно в системе работающего дошкольного образовательного учреждения. Профессионально-личностный потенциал руководителя ДОУ определяется априори как особое личностное образование, предполагающее наличие мотивационно-ценностного отношения к своей профессиональной деятельности в качестве руководителя, выраженность профессионально важных качеств личности менеджера, а также владение знаниями и умениями в области управления дошкольным образовательным учреждением. Готовность руководителя к процессу управленческой деятельности представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов: когнитивно-волевого, операционально-действенного и мотивационно-цен-ностного. Именно мотивационно-ценностный компонент и определяется нами как ведущий в структуре профессиональной готовности руководителя к управленческой деятельности, который и осуществляет взаимосвязь всех компонентов. Сложность содержания этих компонентов структуры профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ позволила предположить, что процесс его развития потребует соблюдения адекватных условий: построения образовательного процесса с учетом результатов самодиагностики и с опорой на имеющиеся у педагогов возможности и личностно-профессиональные потребности; реализацию поэтапной личност-но-ориентированной технологии обучения; широкого использования активных методов обучения и модели личностно-ориентирован-ного взаимодействия работающих молодых руководителей на основе сотрудничества, являющегося основой управленческой деятельности.
У участников эксперимента выявлены своеобразные проявления мотивационно-цен-ностного отношения к своей профессиональной деятельности и особенности развития профессионально важных качеств личности руководителей ДОУ.
Было зафиксировано, что профессио-
.....
I I I ■ М I I I
196 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
нально-личностный потенциал руководителя дошкольного образовательного учреждения существенно дифференцируется в процессе реализации программы его развития.
На первом этапе развивающей программы - «ориентационном» - молодые руководители получали исчерпывающую информацию о характере, условиях и требованиях своей новой профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах личности менеджера, о знаниях и умениях, обеспечивающих эффективную управленческую деятельность руководителя дошкольного учреждения.
Выявление соотношения реального и идеального образа профессионала путем самопознания, самопроектирования и саморазвития проводилось в ходе второго этапа экспериментальной деятельности, который был посвящен самопознанию молодых руководителей, выявлению идеального и реального профессионального образа и обозначению возможных путей дальнейшего личностно-профессионального роста. На данном этапе участниками эксперимента определялся свой индивидуальный маршрут личностно-профес-сионального роста.
Третий этап - «обогащающий» - являлся этапом реализации маршрута личностно-про-фессионального роста в ходе освоения и накопления профессиональных знаний и умений. Овладение участниками эксперимента профессиональными знаниями и умениями стимулировало возникновение у них стремления к исследовательской деятельности, приобретению опыта применения полученных знаний и умений и послужило основанием для перехода к следующему этапу экспериментальной деятельности.
Четвертый этап - «продуктивный» строился как этап практического применения полученных знаний и умений в исследовательской и проектной деятельности педагогов. Он позволил выявить своеобразие развития профессионально-личностного потенциала участников эксперимента - руководителей дошкольных образовательных учреждений, и сде-
лать вывод об особенностях уровня выраженности его структурных компонентов.
Максимальное приближение учебно-познавательной деятельности к профессиональной через широкое использование активных методов обучения (деловые игры, решение проблемных ситуаций, тренинги, конференции, организация «круглых столов») позволило обогатить представления начинающих руководителей о своей профессиональной деятельности, способствовало развитию у них профессионально важных качеств личности успешного менеджера ДОУ: комуникативнос-ти, организаторских способностей, психической уравновешенности, совестливости, гипер-тимности, эмотивности, развитых педагогических способностей, профессиональной мотивации по типу принадлежности, социального статуса, надежности, личностных достижений и мотивации соперничества и др.
Результативность программы выразилась в повышении уровня самооценки руководителями ДОУ своей управленческой деятельности и деятельности ДОУ в целом, укреплении ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, нахождении личностного смысла развития профессиональной управленческой деятельности, осознании таких значимых понятий для дошкольной педагогики, как качество дошкольного образования и его оценка; профессиональная рефлексия и активизация личностной позиции педагогов в отношении проблемы развития своего потенциала.
Благоприятные сочетания качественных характеристик готовности обусловили рост ее рефлексивного уровня за счет средств самопознания: детерминированного анализа руководителем собственной профессиональной деятельности и деятельности педагога и ребенка; сравнения себя с некоторой нормативной моделью специалиста на основе карт самооценки и самоконтроля; оценки личности руководителя, педагога и его деятельности другими людьми, включения слушателей в деятельность по самоорганизации изменений с учетом их опыта и возможностей. Экспери-
06_Tä6ägTääleä.p65 196 1 05.10.2011, 13:02
.....
I I I ■ М I I I
Образование в сфере культуры 197
мент позволил обнаружить позитивные изменения в личностных позициях специалистов, в переориентации их с методов развития на методы поддержки педагога ДОУ в развитии его профессионального потенциала, обеспечении развития умения переноса научных понятий в практическую деятельность.
На основе анализа исследований российских ученых, а также результатов проведенного эксперимента был выделен алгоритм профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ. Его сущность состоит в том, что он представляет собой интегративное образование единства мотивационно-ценност-ного, когнитивно-волевого и операционально-действенного компонентов. Содержание каждого компонента состоит из комплекса составляющих:
1. Мотивационно-ценностный включает в себя интерес к своей профессиональной деятельности, осознание своего социального статуса, профессиональных мотиваций власти, соперничества, личной независимости и личных достижений, удовлетворенность профессиональным выбором.
2. Когнитивно-волевого компонент включает в себя уровень развития педагогических способностей, профессионально значимых личностных качеств руководителей ДОУ: интеллектуальные способности, эмоциональная стабильность, волевые качества личности (ответственность, способность к самоуправлению, саморазвитию), организаторские и коммуникативные способности, общая активность, гипертимность, демонстративность и педантичность.
3. Операционально-действенный компонент отражает совокупность профессиональных знаний и умений, позволяющих реализо-вывать управленческие функции менеджера дошкольного образования. Содержанием является система действий (планирование, организация, руководство и контроль), лежащих в основе управленческой деятельности руководителя ДОУ:
- построение образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом результатов диагностики и опорой на имеющиеся у педагогов возможности и личностно-про-фессиональные потребности;
- использование активных методов обучения (деловые игры, диспуты, решение проблемных ситуаций, тренинги, конференции, организация «круглых столов») позволяет обогатить представления молодых руководителей о будущей профессиональной деятельности, способствует развитию профессионально важных качеств личности успешного менеджера ДОУ;
- использование модели личностно-ори-ентированного взаимодействия педагогов на основе сотрудничества, являющегося основой управленческой деятельности.
Дальнейшие научные разработки в области развития профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольного образования могут проходить в следующих направлениях: организация системы профессиональной ориентации воспитателей дошкольных учреждений на выбор дополнительной специальности «менеджер дошкольного образования»; исследование возможностей дистанционного обучения менеджеров дошкольного образования в вузе без отрыва от профессиональных обязанностей; изучение влияния уровня образования и стажа профессиональной педагогической работы на процесс развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения; обеспечение преемственности подготовки менеджеров дошкольного образования в системе повышения квалификации в условиях функционирующего дошкольного учреждения. Научные исследования, направленные на решение этих проблем, будут способствовать дальнейшему совершенствованию теории и практики подготовки руководителей системы дошкольного образования в современных условиях.