периментальном исследовании участвовали более 700 школьников в возрасте 14-17лет, учащихся средней общеобразовательной школы № 709 города Москвы. На этом этапе осуществлялись анализ, обобщение, систематизация результатов исследования. Особенности реализации модели «Школы здоровья» отражены в «Образовательной программе», в которой разработана система мер по созданию здоровьесберегающей среды в школе №709.
Реализация модели «Школы здоровья» строилась на основе общепедагогических и частно-методических принципов, среди которых большое значение уделялось принципам систематичности, активности, сознательности, наглядности, последовательности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, здоровый образ жизни в подростковом возрасте определяется системой ценностных ориентаций школьников. Система ценностных ориентаций личности одновременно является продуктом взаимодействия личностных качеств и педагогической среды школы и основой многих личностных и возрастных образований.
Практическое значение разработанной и реализованной модели «Школы здоровья» № 709 заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы разработаны и научно обоснованы оригинальные методы, используемые в деятельности школы для формирования основ здорового образа жизни в ходе кор-рекционной деятельности психологической службы школы, реализующие ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных психических образований и личностных приоритетов.
Разработанные тесты, упражнения, беседы и методы индивидуального и группового взаимодействия, измерения и управления рисками девиантного поведения: агрессивности, бродяжничества, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д., могут применяться и другими общеобразовательными учебными заведениями для формирования основ здорового образа жизни.
Примечания
1. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современных школьников: [концепция и метод. материалы] / ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 709. — М., 2009. — 89 с.
2. Растим патриотов России: [сб. метод. материалов] / сост. В.П. Дружинин и др. — М., 2004. — 248 с.
3. http:// www.SocPolitika.ru ( 12/02/2009)
А. А. Абрамян
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблемам развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации. В результате педагогического эксперимента нашел подтверждение тезис, что процесс развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения требует соблюдения определенных условий, основывается на поэтапной личностно-ориентированной технологии. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессионально-личностный потенциал, руководитель дошкольного образовательного учреждения, система повышения квалификации.
Основным вопросом данной статьи является установление возможности развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации.
Профессионально-личностный потенциал руководителя ДОУ — это особое личностное образование, предполагающее наличие мотивационно-ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, выраженность профессионально важных качеств личности менеджера, а также владение знаниями и умениями в области управления дошкольным образовательным учреждением.
Готовность представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов: когнитивно-волевого, операционально-действенного и моти-вационно-ценностного, которые определяются нами как ведущие в структуре профессиональной готовности и осуществляющие взаимосвязь всех компонентов.
Сложность содержания и структуры профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ позволила предположить, что процесс его развития потребует соблюдения адекватных условий.
В качестве основных условий для развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения мы взяли: построение образовательного процесса с опорой на результаты диагностики и на имеющиеся у педагогов потенциальные возможности и личностно-профессиональ-ные потребности; реализацию поэтапной личностно-ориентированной технологии обучения менеджеров дошкольного образования; максимальное приближении учебно-познавательной деятельности к профессиональной через широкое использование активных методов обучения и использование модели личностно-ориентированного взаимодействия работающих молодых руководителей на основе сотрудничества, являющегося основой управленческой деятельности.
Необходимость построения образовательного процесса с опорой на результаты диагностики и на имеющиеся у педагогов потенциальные возможности и лично-стно-профессиональные потребности была обусловлена результатами констатирующего эксперимента, в процессе которого у участников эксперимента были выявлены своеобразные проявления мотивационно-ценностного отношения к своей профессиональной деятельности и особенности развития профессионально важных качеств личности руководителей ДОУ. В частности, нами было зафиксировано, что профессионально-личностный потенциал руководителя дошкольного образовательного учреждения существенно дифференцируется.
Реализация поэтапной личностно-ориентированной технологии обучения менеджеров являлась вторым условием, обеспечивающим развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения.
На первом этапе — «ориентационном» — педагоги получали полную, исчерпывающую информацию о характере, условиях и требованиях своей новой профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах личности менеджера, о знаниях и умениях, обеспечивающих эффективную управленческую деятельность руководителя ДОУ. Необходимость его проведения была обусловлена тем, что большинство педагогов в ходе констатирующего эксперимента указало на интерес к деятельности руководителя ДОУ как основной мотив выбора специальности, но при этом у них было выявлено наличие неадекватных, отрывочных, эпизодических представлений о деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, необоснованность и нестабильность профессионального выбора. Поэтому особенностью этого этапа являлось формирование индивидуального образа успешного менеджера для последующего выявления реального и идеального образа «Я — профессионал» путем самопознания, самопроектирования и саморазвития в ходе второго этапа экспериментальной деятельности.
Второй этап экспериментальной работы — «диагностико-прогностический» — был посвящен самопознанию педагогов, выявлению идеального и реального профессионального образа и обозначению возможных путей дальнейшего личностно-профессионального роста. На основе анализа результатов данной работы педагогами определялся индивидуальный маршрут личностно-профессионально-го роста. В процессе проектирования маршрута было зафиксировано различное отношение участников эксперимента к своей профессиональной деятельности, различные ожидания от процесса обучения. Осуществление данного маршрута в ходе учебно-познавательной деятельности было направлено на развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Третий этап — «обогащающий» — стал этапом реализации маршрута личност-но-профессионального роста в ходе освоения и накопления профессиональных знаний и умений. Особое значение для развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения данный этап приобрел в связи с тем, что в процессе овладения содержанием профессиональной деятельности руководитель имел возможность ориентироваться на свои потребности и возможности, реализовывать их при педагогическом сопровождении, основанном на учете своеобразия группы в целом и каждого педагога в отдельности. Овладение участниками эксперимента профессиональными знаниями и умениями стимулировало возникновение у них стремления к исследовательской деятельности, приобретению опыта применения полученных знаний и умений и послужило основанием для перехода к следующему этапу экспериментальной деятельности.
Четвертый этап — «продуктивный» — строился в виде применения полученных знаний и умений в исследовательской и проектной деятельности педагогов. Он позволил выявить своеобразие развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения и сделать вывод о его формировании.
Максимальное приближение учебно-познавательной деятельности к профессиональной через широкое использование активных методов обучения (деловые игры, решение проблемных ситуаций, тренинги, конференции, организация «круглых столов») позволило обогатить представления педагогов о своей профессиональной деятельности, что способствовало развитию профессионально важных качеств личности успешного менеджера ДОУ — таких, как коммуникативность, организаторские способности, низкий уровень тревожности, психическая уравновешенность, совестливость, гипертимность, эмотивность, педагогические способности, профессиональная мотивация по типу принадлежности, принятие своего социального статуса, надежность, личностные достижения и мотивация соперничества и др.
Построение педагогического процесса на основе активных методов обучения обеспечило уменьшение временных затрат на развитие профессиональных знаний и умений руководителя ДОУ.
Использование модели личностно-ориентированного взаимодействия участников эксперимента обеспечило возможность построения образовательного процесса на основе учета потребностей и возможностей педагогов, динамики их изменения, а также возможность развития у педагогов умения, обеспечивающего эффективность управленческой деятельности, а именно: умения ориентироваться в общении на партнера и учитывать его особенности,.
Таким образом, в результате экспериментальной работы наше гипотетическое предположение относительно влияния специально созданных условий на развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения получило полное подтверждение.
Дальнейшие научные разработки в области подготовки менеджеров дошколь-
ного образования могут идти в следующих направлениях: организация системы профессиональной ориентации воспитателей дошкольных учреждений на выбор дополнительной специальности «менеджер дошкольного образования»; исследование возможностей дистанционного обучения менеджеров дошкольного образования в вузе без отрыва от профессиональных обязанностей; изучение влияния уровня образования и стажа профессиональной педагогической работы на процесс развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения; обеспечение преемственности подготовки менеджеров дошкольного образования в вузе и повышение их квалификации в условиях функционирующего дошкольного учреждения. Научные исследования, направленные на решение этих проблем, будут способствовать дальнейшему совершенствованию теории и практики подготовки руководителей системы дошкольного образования в современных условиях.
Стратегия исследования процесса развития профессионально-личностного потенциала педагогов, желающих стать руководителями, состояла в изучении влияния созданных педагогических условий на изменения в мотивационно-ценностном отношении педагогов к своей профессиональной деятельности, а также в выявлении изменений в структуре управленческих знаний и умений, личности в целом.
Полученные данные в результате контрольного среза показали существенные различия в развитии профессионально-личностного потенциала руководителя, в частности — в способности к организационной, плановой и оценочной деятельности, на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы. Сравнивая полученные статистические данные, можно отметить, что идет тенденция роста готовности педагогов к профессиональной деятельности руководителя ДОУ.
Динамика соотношения данных процессов в контрольной и экспериментальной группах, характеризующая развитие мотивационно-ценностного компонента профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольного образовательного учреждения, представлена повышением показателей педагогов экспериментальной группы по удовлетворенности своей профессиональной деятельностью; повышением самооценки своих педагогических способностей, а также повышением показателей мотивации к профессиональной деятельности.
Анализ изменений в показателях когнитивно-волевого компонента профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольных образовательных учреждений, отражающий особенности развития профессионально важных качеств личности руководителей ДОУ, показал положительную динамику. Сравнительные результаты самооценки уровня развития педагогических способностей показал, что в целом способности у педагогов экспериментальной группы возросли.
Говоря о положительных изменениях профессионально значимых личностных качеств руководителей ДОУ, отметим положительную динамику после проведения развивающих мероприятий.
Анализ динамики операционально-действенного компонента, представляющего собой совокупность профессиональных знаний и умений, позволяющих реали-зовывать управленческие функции менеджера дошкольного образования, дает основания сделать положительные выводы.
Таким образом, можно констатировать, что в результате педагогического эксперимента были подтверждены достоверность полученных результатов, а также завершенность проведенного исследования. Достоверность основывается на применении метода расхождения медиан статистических распределений результатов контрольно-оценочного и констатирующего этапов педагогического эксперимента. Непротиворечивость основана на внутренней логике всех этапов экспериментальной части исследования (констатирующего, развивающего, контрольно-оценочного).