Научная статья на тему 'Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования'

Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочева Галина Михайловна

В статье анализируется психолого-психологический подход развития инновационной культуры субъекта управления в условиях модернизации образования. Автором в качестве базовой основы предложена модель развития инновационной компетенции руководителя образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the psycho-psychological approach of innovation culture of a management subject in the modernization of education. The author suggests a model of innovation competence of a head of an educational institution as a basic framework.

Текст научной работы на тему «Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования»

ART 15050

научно-методический электронный журнал

УДК 159.922

Клочева Г. М. Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15050. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15050.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Клочева Галина Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]

Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования

Аннотация. В статье анализируется психолого-психологический подход развития инновационной культуры субъекта управления в условиях модернизации образования. Автором в качестве базовой основы предложена модель развития инновационной компетенции руководителя образовательного учреждения. Ключевые слова: инновационная культура, инновационная компетенция и психолого-педагогический подход к развитию инновационной культуры. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

К профессиональному управлению образованием в условиях модернизации всех сфер жизни общества необходимо готовить не только руководителей образовательных учреждений, но и каждого педагога, воспитателя и психолога, поскольку все они являются субъектами управления. Актуализация этой проблемы особенно велика в процессе модернизации образования, поскольку идут интенсивные качественные изменения в содержании, методах, технологиях и подходах организации учебно-воспитательного процесса. Все большее значение приобретают готовность и способность субъектов управления эффективно функционировать в условиях инновационных процессов.

Анализ опыта инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений Челябинской области из числа слушателей курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации за последние три года показал, что высокого уровня развития инновационной культуры не достиг ни один участник эксперимента, 30% находятся на низком уровне, что обусловлено рядом недостатков, основные из которых проявились в противоречиях:

- между потребностью в инновационном подходе к управлению и низким уровнем развития способности к инновационному управлению;

- существующей традиционной моделью системы управления образованием с ее подходами, парадигмой и новым типом руководителя, владеющего инновационной культурой;

- необходимостью реализации новых подходов к управлению в контексте внедрения инновации и низким уровнем готовности субъектов управления к этой деятельности.

Развитие инновационной готовности в условиях модернизации образования усиливает теоретическую, прикладную и практическую направленность субъекта управления, развивает его творческие способности и создает условия для накопления субъективного опыта творческого подхода в решении возникающих задач (В. И. Долгова [1]).

Под термином «культура» мы всегда подразумеваем уровень или совокупность качественных достижений (производственных, общественных, духовных) общества или отдельного человека. При этом понимаем, что человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры: общей, познавательной, нравственной, трудовой, коммуникативной, физической, экономической, эстетической, экологической, правовой и многих других. Понятие «инновационная культура» в психо-

f\j ■Л f\j

ART 15050

научно-методический электронный журнал

УДК 159.922

Клочева Г. М. Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15050. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15050.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

лого-педагогической литературе трактуется по-разному: как способность, как умение, как системное качество, как компетенция и т. д. Разделяя понимание сути инновационной культуры многими исследователями, что инновационная культура выступает как целостное образование, которое проходит через все виды культуры человека и характеризуется как знания, умения и опыт целенаправленной подготовки комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового (В. И. Долгова, В. А. Ткаченко [2]), мы представляем ее как систему социально-профессиональных интегрированных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих способность и готовность к видению, оценке новшеств, реализации новаций, нововведений, способов совершенствования технологий в практической деятельности, соблюдая принцип преемственности. Именно это как в прошлом, так в настоящем и будущем определяет особое место инновационной культуры в повышении качества развития человека и общества.

Теоретический и эмпирический анализ позволяет определить следующую структуру инновационной культуры:

а) интегрированные психолого-педагогические и управленческие знания, умения, навыки, социально-профессиональные и личностно значимые индивидуальные качества субъекта управления;

б) функциональная грамотность, представленная профессиональными компетенциями в сферах образования и управления, усвоенными механизмами ориентации, коммуникации и адаптации в современной образовательной среде, в процессе модернизации образования;

в) опыт инновационной деятельности.

Развитие инновационной культуры субъекта управления связано с применением психолого-педагогических методов и технологий, направленных на активное обучение и развитие инновационных способностей, формирование готовности к восприятию, оценке новшеств и участию в инновационном процессе (В. И. Долгова [3]).

Базовая основа инновационной культуры особенно активно формируется в период профессиональной подготовки. В структуре профессионального образования она представлена когнитивным компонентом, который включает систему интегра-тивных социально-профессиональных знаний, умений и навыков, направленных:

- на овладение способами и способностями (компетенциями) применения полученных предметных знаний и приобретения практического опыта управления и инновационной деятельности;

- развитие творческого мышления, творческих способностей, индивидуального опыта творческого подхода в решении профессиональных задач.

Однако качество и результат формирования инновационной культуры будущих специалистов в профессиональной школе остаются крайне низкими. Главная причина, на наш взгляд, кроется в том, что в профессиональной подготовке до сих пор преобладает излишняя теоретизированность и значительная оторванность теории и практики профессиональной деятельности.

Это, к сожалению, уже заложено в государственных стандартах, в учебных планах, программах и регламенте. Другой важной причиной является несоответствие целенаправленности и целостности профессиональной подготовке реально существующим требованиям и потребностям работодателей, государства, общества и личности. Усугубляет решение проблемы качества образования дисбаланс статики и динамики ежегодной коррекции учебных планов и программ с целью экономии средств в сторону самостоятельной подготовки студентов по всем учебным предметам.

IM IM

ART 15050

научно-методический электронный журнал

УДК 159.922

Клочева Г. М. Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15050. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15050.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Нестабильность развития системы и снижение качества профессиональной подготовки обусловлены также ослаблением и даже разрушением системы начального профессионального образования, нечеткой выраженностью уровней подготовки выпускников среднего профессионального образования и бакалавриата, невостребованностью и непониманием работодателями уровня подготовки и применения профессионализма магистров в производственных процессах. Решение проблем соотношения оптимизации и развития системы отечественного профессионального образования напрямую связано с проводимой образовательной политикой на всех уровнях управления, в том числе незаконченной адаптации системы к Болонскому процессу.

Вместе с тем, говоря об акмеологической сущности инновационной культуры как степени развития зрелости личности, достижения высокого уровня инновационной деятельности, необходимо подчеркнуть, что она является одной из важнейших инвариантных характеристик овладения человека профессионализмом.

Из сказанного выше можно выделить основные факторы, обусловливающие успешность профессиональной деятельности: объективные, связанные с реалиями системы образования, и субъективные, связанные с предпосылками успешной профессиональной деятельности в рамках модернизации образования (уровнем профессиональной подготовленности к инновационной деятельности). Это позволяет выявить три основных компонента развития инновационной культуры субъекта управления: мотивационно-ценностный, когнитивно-волевой и операционно-дея-тельностный, или функциональный.

Таким образом, модель развития инновационной культуры субъектов управления включает в себя следующие модули:

- преддиагностика уровней развития инновационной культуры и формирование «дерева целей» решения проблемы на основе индивидуально-деятельностного подхода;

- разработка и реализация программы развития инновационной компетенции и инновационной культуры, создание психолого-педагогических условий для реализации мотивационно-ценностного, когнитивно-волевого и функционального компонентов;

- постдиагностика уровней развития инновационной культуры, подготовка и выполнение рекомендаций по развитию инновационной компетенции и инновационной культуры.

Программа включала проведение лекций, семинаров, практических занятий, разработку моделей и проектов, написание научных статей, решение профессиональных задач в рамках инновационного процесса, активизирующие формы работы (тренинги, деловые игры, дискуссии, «круглые столы» и др.). В ходе реализации этой модели предполагается решение задач по развитию инновационной диспозиции личности руководителя (В. И. Долгова [5]):

- - формирование ценностей, ценностных установок и ориентаций, адекватности оценки и самооценки и др. (эмоционально-волевой компонент);

- освоение новых подходов и технологий в выполнении управленческих функций, развитие знаний, умений и способностей в отборе, организации и внедрении инноваций в практику, волевого потенциала, ответственности, способности к самоуправлению, саморазвитию, освоению новых коммуникативных технологий и т. д. (когнитивно-волевой компонент);

- решение профессиональных задач в инновационном процессе, развитие умений проводить научное исследование, анализировать, определять причины и ставить доминирующие задачи, разрабатывать модели и проекты их решения, применять современные и инновационные технологии, объективно оценивать и научно обобщать результаты, писать научные статьи, объективно оценивать и внедрять инновации и т. д. (функциональный, или операционально-действенный компонент).

PU о 'V

КОНЦЕПТ

Клочева Г. М. Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15050. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15050.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15050 УДК 159.922

Вы воды

Проведенное нами исследование по апробации модели развития инновационной культуры руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска подтвердило эффективность предложенной модели, показав, что из 70% руководителей образовательных учреждений, находящихся на среднем уровне развития инновационной культуры, и 30% - на низком уровне после реализации программы развития инновационной культуры 20% перешли на высокий уровень, к среднему уровню добавилось еще 10%.

Результаты проведенного исследования, в частности разработанная модель развития инновационной культуры и психолого-педагогические рекомендации, легли в основу программы методической работы и самообразования руководителей дошкольных учреждений одного из районов г. Челябинска.

Ссылки на источники

1. Долгова В. И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования: дис. ... д-ра психол. наук. - Челябинск, 1997. - 341 с.

2. Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам // Научное мнение. - 2012. - № 8. - С. 89-103.

3. Долгова В. И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 11. - С. 16-23.

4. Клочева Г. М. Управленческая культура как детерминанта профессионализации педагога // Сборник научных трудов, РИНС «Новый взгляд. Международный научный вестник». Педагогические науки. Вып. 4. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. - С. 51-60.

5. Долгова В. И. Планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя // Social processes regulation in the context of economics, law and management: Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V. - L., 2013. - P. 13-16.

Galina Klocheva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Cognitive component of innovation culture of management subjects in the modernization of education

Abstract. The paper analyzes the psycho-psychological approach of innovation culture of a management subject in the modernization of education. The author suggests a model of innovation competence of a head of an educational institution as a basic framework.

Key words: innovation culture, innovation competence, psychological-pedagogical approach, development

of innovative culture.

References

1. Dolgova, V. I. (1997) Psihologo-pedagogicheskie problemy formirovanija gotovnosti k innovacionnoj deja-tel'nosti u rukovoditelej sistemy obrazovanija: dis. ... d-ra psihol. nauk, Cheljabinsk, 341 p. (in Russian).

2. Dolgova, V. I. & Tkachenko, V. A. (2012) "Integrativnye parametry upravlenija innovacionnymi proces-sami v obrazovanii po rezul'tatam", Nauchnoe mnenie, № 8, pp. 89-103 (in Russian).

3. Dolgova, V. I. (2010) "Akmeologicheskie problemy razvitija innovacionnoj kul'tury sub#ektov sistemy professional'nogo obrazovanija", Nauchnye issledovanija v obrazovanii, № 11, pp. 16-23 (in Russian).

4. Klocheva, G. M. (2014) "Upravlencheskaja kul'tura kak determinanta professionalizacii pedagoga", Sbornik nauchnyh trudov, RINS "Novyj vzgljad. Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik". Pedagogicheskie nauki. Vyp. 4, CRNS, Novosibirsk, pp. 51-60 (in Russian).

5. Dolgova, V. I. (2013) "Planshet dlja izuchenija innovacionnoj dispozicii lichnosti rukovoditelja", Social processes regulation in the context of economics, law and management: Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V, London, pp. 13-16 (in English).

Рекомендовано к публикации^^^^^^^^^^^^^^^^^Я^^^^^^^^^^^Ш^

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ГУ r\J

9772304120159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.