КОНЦЕПТ
Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
_ _ №08. - ART 75131. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2015/7513Lhtm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 75131 УДК 159.9
Аскарова Лариса Павловна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск askarova23@chelcom. ru
Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения
Аннотация. В статье представлен анализ исследования модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова: инновации, инновационная культура, развитие инновационной культуры, модель развития инновационной культуры руководителей ДОУ, управленческая деятельность.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Реформирование системы образования в нашей стране привело к повышению новых требований к образовательным учреждениям и к качеству управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. Актуальность трбований к профессиональным качествам руководителя определила необходимость в подготовке управленцев нового типа, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, соответствующими качествами специалиста, и обладающих высокой общей и инновационной культурой - все это, позволяет адаптироваться к новым требованиям и новым условиям управления (В. И. Долгова [1], В. К. Шаяхметова [1], О. Н. Любина [2], А. С. Пудинова [3], Н. Н. Сабинина [4]).
Инновационная (англ. innovation - нововведение) культура личности и общества, рассматривается, как важнейший потенциал нашего века, который способствует социальному прогрессу. И представлена, как целостная ориентация личности, заложенная в мотивах, знаниях, умениях и навыках, образах и нормах поведения, с готовностью, воспринимающая новые идеи, способная к разработке и внедрению новшеств во всех сферах жизни.
Решение проблем развития детей, воспитания и обучения, возможно при совершенствовании управленческой системы, высокого уровня профессионализма руководителей образовательных учреждений, с преобразованием педагогического процесса. Руководитель ДОУ с развитой инновационной культурой осуществляет и последовательно развивает изменения в содержании и способах управленческого функционирования (педагогический анализ, планирование, организацию, руководство и контроль), прогнозируя, на основе закономерностей и направлений, достижение конкретных целей. Что позволяет получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах с возможными радикальными изменениями внутренней системы. В связи с этим, важным становится вопрос о необходимости специальной подготовки управленцев. Одним из механизмов в решении задачи является прохождение ими курсов повышения квалификации с позиции развития инновационной культуры, где необходимо предусмотреть возможность увеличения в учебном плане дисциплин, освещающих вопросы инноваций, теории управления, социально-психологических аспектов управления, знания основных инновационных направлений в области педагогики и управления (А. А. Абрамян [5], Е. В. Суетина, Н. А. Шепилова [6]).
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
_ _ №08. - ART 75131. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2015/7513Lhtm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 75131 УДК 159.9
Успешное протекание формального образования зависит от следующих педагогических условий:
1. Образовательный процесс построен с учетом диагностических результатов и имеющий у них потенциал инновационной культуры и к деятельности руководителя.
2. Реализация личностного взаимодействия в процессе подготовки управленца на основе сотрудничества.
3. Реализация поэтапной личностной подготовки руководителя образования; с высоким приближением учебно-познавательного процесса к управленческой деятельности с применением активных форм и методов обучения. Подходящие организационные формы и методы, используемые в подготовке: проблемные лекции, организация пропаганды передового опыта, лекции-диалоги, организационно-деятельностные и деловые игры, мастер-классы, решение конкретных проблемных ситуаций (case-method), групповые дискуссии, мозговой штурм (brain storming), тренинги, а также так называемые трудовые методы (ротации и стажировки).
Цель нашего исследования: экспериментальная проверка эффективности модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: развитие инновационной культуры руководителя.
Предмет исследования: экспериментальная проверка эффективности модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Методы исследования:
а) изучение проблемы исследования;
б) проведение эксперимента; применение методик диагностики; количественная и качественная обработка материалов с применением метода математической статистики, G-критерий знаков.
В основе модели данного процесса - позитивное отношение к самореализации и самоактуализации, как механизмов проявления инновационной культуры, с андра-гогическим, деятельностным и антропологическим подходами (В. И. Долгова, Е. В. Мельник, В. А. Ткаченко [7, 8, 9]).
Процесс моделирования развития инновационной культуры руководителей дошкольного образовательного учреждения, проходит четыре этапа:
1. «Ориентационный» этап. Переход от ориентационного к диагностико-прогностическому этапу происходит при внедрении условий: развитие мотивацион-но-ценностного компонента.
2. «Диагностико-прогностический» этап. Переход от диагностико-прогностического этапа к обогащающему, происходит при внедрении условий, позволяющих на основе самопознания и выявленного идеального и реального профессионального «Я-образа», обозначить возможные пути их сближения в индивидуальном маршруте личностно-профессионального роста.
3. «Обогащающий» этап. Переход от обогащающего к продуктивному этапу происходит при внедрении условий: развитие когнитивно-волевого компонента и операционально-действенного компонента.
4. «Продуктивный» этап. В данном этапе выявляем своеобразие развития инновационной культуры участников эксперимента - руководителей дошкольных образовательных учреждений, т. е. уровни выраженности структурных компонентов.
в) Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
КОНЦЕПТ
Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
_ _ №08. - ART 75131. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2015/7513Lhtm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 75131 УДК 159.9
1. Мотивационно-ценностный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ
1.1. Уровень мотивации в выборе профессии.
1.2. Стабильность профессионального выбора.
1.3. Ценностные ориентации профессиональной деятельности.
1.4. Самооценка способностей к деятельности руководителя в связи с отношением к ней.
2. Когнитивно-волевой компонент инновационной культуры руководителя ДОУ
2.1. Интеллектуальные способности.
2.2. Эмоциональная стабильность.
2.3. Волевой потенциал (ответственность, способность самоуправления, саморазвитие).
2.4. Организаторские и коммуникативные способности.
3. Операционально-действенный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ
3.1. Система знаний и умений в реализации планирования управленческой деятельности.
3.2. Система знаний и умений в реализации организации управленческой деятельности.
3.3. Система знаний и умений в реализации руководства управленческой деятельности.
3.4. Система знаний и умений в реализации контроля управленческой деятельности.
Исследование выполняется в три этапа:
Первый этап - аналитико-констатирующий - изучение научной литературы по теме исследования. Определили проблему и порядок исследования; выявлен базис понятия, с разработкой концепции и ориентиров развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Выстраивается опытно-экспериментальная работа.
Второй этап - опытно-экспериментальный - разработка и осуществление модели развития инновационной культуры руководителя ДОУ.
Третий этап - заключительно-обобщающий - посвящен количественному и качественному методу обработки данных; обобщению и интерпретации результатов исследования.
В процессе исследования использовались, опросные методы (анкетирование, беседа), тестирование, метод само оценивания.
База исследования система муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Челябинска и участники исследования руководители ДОУ с высшим педагогическим образованием, возраст которого от 35 до 55 лет, имеющие стаж управленческой работы от 3 до 12 лет.
м Q м
КОНЦЕПТ
Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
_ _ №08. - ART 75131. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2015/7513Lhtm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 75131 УДК 159.9
Характеристика этапов экспериментальной работы
Этапы эксперимента Цели и задачи Методы эксперимента
Констатирующий Формирование выборки. Диагностика и определение состояния уровня инновационной культуры руководителей ДОУ 1. «Ценностные ориентации» М. Ро-кича, Тест смысложизненных ориен-таций. 2. Методика «Ваш творческий потенциал». 3. Самодиагностика по анкете Е. Б.Кузнецовой
Формирующий Реализация комплексной модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ
Аналитическо-результативный Определение эффективности модели. Диагностика уровня развития инновационной культуры в соответствии с критериями. Оформление и теоретическое осмысление полученных результатов. Прогнозирование дальнейшей деятельности 1. «Ценностные ориентации» М. Ро-кича, Тест смысложизненных ориен-таций. 2. Методика «Ваш творческий потенциал». 3. Самодиагностика по анкете Е. Б. Кузнецовой. 4 Метод статистической обработки данных исследования с С-критерий знаков. Обобщение полученных результатов
Подготовлены этапы, методы и методики, - каждый этап охарактеризован определенными целями и задачами, для получения данных в экспериментальном исследовании уровней развития инновационной культуры руководителей ДОУ. Полученные параметры позволили обобщить данные и выделить три уровня по (Е. Б. Кузнецовой), развития инновационной культуры руководителей ДОУ: высокий, средний, низкий.
Уровни развития инновационной культуры руководителей ДОУ до формирующего эксперимента
и после формирующего эксперимента
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
_ _ №08. - ART 75131. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2015/7513Lhtm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 75131 УДК 159.9
На констатирующем этапе, показано, что участники эксперимента имеют — 70% средний уровень и 30% низкий уровень владения механизмами инновационной управленческой деятельности (см. рисунок), т. е. о слабом уровне развитии инновационной культуры руководителей ДОУ.
На этапе эксперимента была построена модель развития инновационной культуры.
Формирующий этап, с реализацией модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ, проведен семинар и деловая игра по подготовке руководителей к инновационной управленческой деятельности. Цель семинара, повысить уровень развития инновационной культуры, тем самым повысить уровень профессионального управленческого мастерства.
Аналитическо-результативный этап определил эффективность модели (см. рисунок). Результаты исследования показали динамику управленческих умений, необходимых для инновационной деятельности. Средний показатель комплекса управленческих умений увеличился с 3,67 балла до 4,67 баллов. Повысился уровень умений анализировать микро- и макросреду дошкольного учреждения (на 34%), осуществлять потребности населения и родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения (на 42%), искать новшества в управлении и для развития детского сада (на 36%), повысился уровень самоанализа управленческой деятельности (управленческая рефлексия) (на 24%). Совершенствовались умения у руководителей прогнозировать (на 34%), планировать (на 61%) инновационную деятельность, разрабатывать и внедрять разные формы организации детей дошкольного возраста (на 53%), сформировались навыки стратегического планирования (на 51%). Повысился уровень умений по организации коллектива на внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ (на 54%), повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности (на 47%), по организации деятельности творческих групп (на 42%). Изменились контрольно-экспертные умения: при оценке инновационной деятельности педагогов (на 47%), осуществлении педагогического (на 40%) и управленческого (на 59%) мониторингов, но еще некоторую трудность вызывает оценка предложений по организации тех или иных нововведений.
В подтверждение достоверности полученных результатов в процессе формирующего эксперимента использовался метод математической статистики G-критерий знаков. Итоговый уровень развития инновационной культуры: типичный сдвиг — положительный, отрицательных сдвигов нет. Уровень достоверности исследуемых данных составил 0,95. Это позволило сделать вывод о достоверности полученных данных.
Повышение профессиональной квалификации руководителей в области инновационного управления, которое произошло в процессе обучающего семинара, позволило сформировать эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, расширить знания о сущности инноваций, об управленческих инновациях, развить креативность, управленческую рефлексию, овладеть аналитическими, планово-проектировочными, организационными, контрольно-экспертными умениями, необходимыми для инновационной деятельности.
Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод о качественных изменениях в уровне развития инновационной культуры руководителей ДОУ (см. рисунок) и подвести итоги исследования:
1. Результаты в констатирующем эксперименте показали, что руководители дошкольных образовательных учреждений имевшие слабый уровень развития инновационной культуры, это недостаточно подготовлены к инновационному управлению и не владеющие механизмом инновационной управленческой деятельности: отсут-
PU г М
КОНЦЕПТ
Аскарова Л. П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
_ _ №08. - ART 75131. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2015/7513Lhtm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 75131 УДК 159.9
ствуют знания о сущности инноваций, об управленческих нововведений, слабо мотивированы на инновационную деятельность, недостаточно сформированы инновационные управленческие умения, креативность и управленческая рефлексия.
2. Разработанный семинар был реализован с участниками в формирующем эксперименте, в процессе организованного обучения с освоением модели развития инновационной культуры, инновационной управленческой деятельности и алгоритмом действий по внедрению инноваций.
3. Профессиональные качества в деятельности руководителей ДОУ, инновационный потенциал в педагогическом коллективе а значит, повысило качество управления дошкольными учреждениями, тем самым повысило качество управления дошкольными учреждениями, через внедрение разработанной нами модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ.
4. Таким образом, результаты экспериментальной проверки показали эффективность модели развития инновационной культуры ДОУ и позволили достигнуть нашей цели.
Ссылки на источники
1. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально-важных качеств: монография. -Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.
2. Любина О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» - 2014. - URL: http://www.zpu-journal.ru
3. Пудинова А. С., Шепилова Н. А. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С. 34-35.
4. Сабинина Н. Н. Инновационная культура педагога дополнительного образования - структурный компонент общей педагогической культуры // Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 1. - С. 149-151.
5. Абрамян А. А. Возможности исследования развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ // Научные статьи НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА - 2014. - URL: http://cyberleninka.ru/.
6. Суетина Е. В. Организация современного менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в свете освоения федеральных государственных образовательных стандартов // Академический вестник. - 2014. - № 2 (28). - С. 367-373.
7. Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 17-24.
8. Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам // Научное мнение. - 2012. - № 8. - С. 89-103.
9. Долгова В. И. Планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя // SOCIAL PROCESSES REGULATION IN THE CONTEXT OF ECONOMICS, LAW AND MANAGEMENT: Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 13-16.
Larisa Askarova, issn 2304-120X
Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
Development model innovation culture head of preschool educational institution
Abstract. The article presents an analysis of research on the development model of innovation culture head of preschool educational institution.
Key words: innovation, innovation culture, the development of an innovative culture model of innovation culture of heads of preschool, administrative activity.
Рекомендовано к публикации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
772304
120 159
977230412015920