Научная статья на тему 'Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности'

Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2431
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКААЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. Б.

Обновление системы управления дошкольными образовательными учреждениями возможно через внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ. Для осуществления инновационной управленческой деятельности требуется профессиональная готовность руководителя к данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Renovation of the system of pre-school educational institutions' management is possible through introduction of innovations into managerial activity of a director of a children's educational institution. A director's professional readiness for innovative managerial activity is necessary for its realisation.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности»

Е. Б. Кузнецова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического университета.

Научный руководитель -кандидат педагогических наук, профессор Л. М. Волобуева

Обновление системы управления дошкольными образовательными учреждениями возможно через внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ. Для осуществления инновационной управленческой деятельности требуется профессиональная готовность руководителя к данной деятельности.

Renovation of the system of pre-school educational institutions’ management is possible through introduction of innovations into managerial activity of a director of a children’s educational institution. A director’s professional readiness for innovative managerial activity is necessary for its realisation.

Реформирование системы образования в нашей стране выдвинуло новые требования к дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ). Учреждение, работающее традиционно, стало лишь частично удовлетворять представлениям и требованиям родителей, являющихся основными потребителями образовательных услуг. В связи с этим многие дошкольные учреждения в настоящее время работают в поисковом режиме, осуществляют инновационную деятельность, участвуют в экспериментальной работе.

Вопросы развития и управления инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях нашли отражение в трудах И. Г. Андреевой, С. Ф. Багаутдиновой, К. Ю. Белой, Л. Г. Бо-гославец, Л. М. Денякиной, В. Н. Казаковой, Е. И. Кузьмичевой, Е. А. Лобановой, С. Г. Молчанова, Л. В. Поздняк, Г. В. Фа-диной и др.

Причины внедрения инноваций в дошкольные образовательные учреждения разнообразные, о чем свидетельствует анкетирование, в котором участвовали 59 руководителей ДОУ г. Новосибирска. Главными причинами, побуждающими внедрять новшества в практику работы дошкольного учреждения, являются: стремление повысить уровень профессионального мастерства педагогов (93%), качество учебно-воспитательного процесса (78%), престиж и конкурентоспособность образовательного учреждения (53%); желание быть в курсе основных направлений развития системы дошкольного образования (48%), возможность предоставить

педагогам условия для самореализации (44%), неудовлетворенность педагогов работой всего учреждения (14%). Анализ ответов на данный вопрос позволяет сказать, что основными причинами внедрения инноваций в ДОУ являются повышение профессиональной квалификации педагогов, качества образовательного пространства и, как следствие, повышение престижа и конкурентоспособности своего дошкольного учреждения.

Внедрение инноваций сопровождается рядом трудностей, которые были выделены руководителями ДОУ в результате опроса. Основными трудностями являются слабая материальная база (69%); отсутствие материальной заинтересованности коллектива и руководителя во внедрении инноваций (56%); недостаточный уровень подготовленности руководителя к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ (52%); недостаточный уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки педагогического коллектива (49%); отсутствие научных и методических разработок по данной проблеме (36%). На последнее место было поставлено отсутствие у руководителя и у коллектива внутренних мотивов в развитии инновационных процессов (8%).

Анализ выделенных руководителями трудностей позволяет сказать, что отсутствие материальной заинтересованности педагогов и руководителей тормозит внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольного учреждения и в управление ДОУ, но в то же время заведующие не в полной мере учиты-

вают внутреннюю мотивацию своих подчиненных.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени. Внедрение инноваций в сферу управления не означает радикальных изменений, а предполагает постепенное обновление и совершенствование методов и средств управления, управленческих технологий, содержания управленческих функций.

На необходимость подготовки руководителя к внедрению инноваций указывают ряд исследователей: В. Н. Казакова, М. С. Таратухина, Г. В. Гетманова, А. М. Моисеев и др. Также руководители ДОУ, участвовавшие в нашем исследовании, отмечают, что подготовленность руководителей к инновационной деятельности является важным условием успешного внедрения управленческих инноваций (52%).

Опираясь на исследования ученых -экономистов П. И. Ваганова, Г. В. Гетмановой и др., мы внесли уточнения в понятие «управленческие инновации». Управленческие инновации руководителя ДОУ -это целенаправленные изменения, внесение элементов нового в содержание управленческих функций, в средства, методы, технологию и организацию процесса управления с целью улучшения системы управления дошкольного учреждения в целом или частично. Управленческие инновации касаются прежде всего процесса управления ДОУ, в частности управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения. Используя категорию «управленческие инновации», было введено понятие «инновационная

управленческая деятельность руководителя дошкольного учреждения». Инновационная управленческая деятельность руководителя дошкольного учреждения -это деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению управленческих инноваций, внедрение их в практику управления, что приводит к качественным изменениям и развитию дошкольного учреждения.

Инновационная управленческая деятельность, с нашей точки зрения, включает обновленные по содержанию управленческие функции и профессиональную готовность руководителя к инновационной управленческой деятельности.

Профессиональная готовность руководителя к инновационной управленческой деятельности включает формирование у руководителя мотивационной готовности к данной деятельности, развитие качеств руководителя-новатора, формирование представлений и знаний о сущности инноваций, формирование управленческих действий (умений и навыков), необходимых для осуществления инновационной деятельности. Разберем каждый из компонентов.

Управление ДОУ в современных условиях предполагает коренные изменения и в личностно-профессиональных качествах руководителя, что с разной полнотой раскрывается в исследованиях: Ю. К. Бабанского, Е. В. Давыткиной, В. А. Кара-ковского, Р. Л. Кричевского, А. Н. Морозовой, О. В. Никифоровой, А. Н. Нурму-хамедовой, В. Б. Ольшанского, Л. В. Поз-дняк, М. М. Поташника, С. В. Савиной, В. А. Сластенина, И. В. Тимофеевой, Р. Х. Шакурова и др.

Все авторы сходятся во мнении, что для успешного управления современный руководитель должен обладать определенными личностными и профессиональными характеристиками. К личностным характеристикам относятся доминантность, уверенность в себе, эмоциональная

уравновешенность, стрессоустойчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, ценностные ориентации, коммуникативные качества, умение делегировать полномочия.

К профессиональным качествам относятся знание основ современного менеджмента, теории и практики управления, владение организационными навыками, дидактикой и частными методиками, умение создавать эффективную педагогическую команду, способность видеть перспективы развития своей организации.

Для современного инновационного управления дошкольным учреждением, кроме вышеназванных качеств, руководителю необходимо обладать новыми качествами руководителя-новатора (А. М. Моисеев, А. Н. Нурмухамедова, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, В. А. Розанова и др.). Важными и необходимыми качествами руководителя-новатора сегодня становятся: творческий потенциал, способность к инновациям, развитые рефлексивные способности, овладение новым содержанием управленческих функций, куда входят прогнозирование деятельности учреждения, программирование развития, экспертная оценка инновационных и экспериментальных проектов.

Вторым компонентом готовности к инновациям является овладение руководителем определенными знаниями об инновациях. Раскрытие сущности инноваций в управлении требует от руководителя понимания понятийно-терминологического аппарата, который используется в педагогической литературе: «инновации», «новшество», «нововведения», «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и др.

Детский сад как самостоятельный организм представляет собой довольно сложную структуру, в которую входят разные компоненты: совокупность целей; деятельность; сообщество взрослых и детей; внутренняя и внешняя среда; управление, обеспечивающее интеграцию всех

компонентов в единое целое. В этом контексте новшества могут коснуться любого компонента, тем самым побуждая к жизни инновационный процесс различного характера. Именно поэтому заведующий ДОУ должен иметь представления о типах инноваций.

Интересна типология, предложенная Л. В. Поздняк, в основе которой лежат четыре критерия: инновационный потенциал, механизм его осуществления, объем и последствия инноваций и совершенно новый критерий, которого нет в других типологиях, - особенности инновационного процесса. По инновационному потенциалу Л. В. Поздняк выделяет следующие инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные; по особенностям механизма осуществления: единичные - диффузные; завершенные -незавершенные; успешные - неуспешные; по объемам, целям, социальным последствиям: точечные; системные, многочисленные; стратегические. По особенностям инновационного процесса инновации подразделяют: абсолютная новизна (нет аналогов); относительная новизна (местная, в данном ДОУ, регионе); целесообразная новизна. Данную типологию можно применить к любому компоненту образовательного процесса в ДОУ, в том числе и к управленческой деятельности. Достоинством данной типологии является то, что Л. В. Поздняк вводит понятие относительности инновации, и таким образом новшество, вводимое одной заведующей в свою деятельность, для другой заведующей новшеством может не быть.

Третьим компонентом готовности руководителя к инновационной управленческой деятельности является формирование мотивационной готовности к данной деятельности, куда можно отнести наличие позитивного отношения у руководителей к внедрению инноваций, развитие творческого потенциала и формирование позиции исследователя-новатора.

Четвертый компонент готовности к инновационной управленческой деятельности - это овладение руководителем комплексом управленческих действий, куда вошли аналитические, планово-проектные, организационные, контрольно-экспертные умения.

Проведенное нами исследование 59 руководителей ДОУ по определению их профессиональной готовности к инновационной деятельности показало, что большинство заведующих (93%) положительно относятся к внедрению инноваций в управленческую деятельность, но отсутствуют знания о сущности инноваций и недостаточный уровень управленческих действий для осуществления инновационного процесса. Особую трудность вызывает планирование, организация, экспертная оценка инновационной деятельности.

С целью повышения уровня профессиональной готовности руководителей к инновационной управленческой деятельности был проведен обучающий семинар: «Внедрение и использование инноваций в управленческой деятельности руководителя ДОУ», который включал работу по четырем направлениям, соответствующим четырем составным компонентам профессиональной готовности руководителя к инновационной деятельности.

Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод, что повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением возможно через внедрение управленческих инноваций в деятельность заведующих, но руководителей необходимо готовить к инновационной управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.