УДК 378.14
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
О. В. Евтихов, А. В. Жильцов
Статья посвящена проблеме совершенствования профессионально-управленческой компетентности руководителей. Приводится авторское систематизированное видение структуры и содержания профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел, что может выступать ориентиром при разработке программ профессионально-управленческой подготовки руководителей.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, руководитель, органы внутренних дел, модель.
Совершенствованию профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел уделяется особое внимание в системе переподготовки и повышения квалификации. В данной статье приводятся некоторые материалы разработки проблемы совершенствования профессионально-управленческой компетентности руководителей. Далее под профессионально-управленческой компетентностью руководителя понимается обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение руководителем сформированными компетенциями (необходимые знания, умения и способы деятельности), а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и первоначальным профессионально-управленческим опытом, что обеспечивает результативность его управленческой деятельности '.
Решение проблемы совершенствования профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел связано с необходимостью уточнения структуры профессионально-управленческой компетентности. В настоящее время подготовлено множество работ, описывающих структуру и содержание профессиональной компетентности специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Так, А. К. Маркова в структуре компетентности профессионала выделила четыре компонента: специальный, социальный, личностный и индивидуальный, описав их как виды профессиональной компетентности 2. Ею описаны и показатели формирования указанных компетенций через их проявления.
И. А. Зимняя на основе положений, сформулированных в отечественной психологии, выделила три основные группы компетентностей:
— компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
— компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
— компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах 3.
Концептуально интересное построение модели профессиональной компетентности разработано С. А. Хазо-
вой. Автор представляет структуру профессиональной компетентности в двух видах. Рассмотрим их:
1) функционально-содержательный — как совокупность компетентностей, описанных в отношении сфер деятельности, общения и поведения, заданных относительно конкретного предмета деятельности, общения, поведения. Функционально-содержательными компонентами профессиональной компетентности в данной модели являются:
а) общепрофессиональный компонент (общенаучные и исследовательские компетенции);
б) общеотраслевой компонент (образовательные и физкультурно-спортивные компетенции), относящийся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту;
в) специальный компонент (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции);
2) психологические характеристики — совокупность когнитивно-интеллектуальных (знания, умения и навыки, характеристики мышления) и деятельностно-поведенческих (опыт поведения, деятельности и общения) компонентов. При этом когнитивно-интеллектуальные показатели включают знания, умения, характеристики мышления. Деятельностно-поведенческие показатели конкурентоспособности включают опыт деятельности, поведения, общения 4.
Структурная модель профессиональной компетентности специалиста, описанная С. А. Хазовой, приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная модель профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Рис. 2. Обобщенная структурная модель профессиональной компетентности руководителя
На наш взгляд, в модели профессиональной компетентности любого специалиста целесообразно рассматривать как основные компетенции, так и профессионально-психологические характеристики (профессионально важные каче-
ства), необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности 5. В соответствии с этим в структуре профессионально-управленческой компетентности руководителя мы выделим две базовые составляющие:
1) профессиональные компетенции включают требования, которые предъявляются к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности;
2) профессионально-психологические характеристики — профессиональные и психологические качества руководителя, обеспечивающие успешность его профессионально-управленческой деятельности.
Условно профессионально-психологические характеристики разделены на личностную и деятельностную составляющие 6, что представлено на рис. 2.
Основываясь на представленной выше обобщенной компетентностной модели в структуре профессиональной компетентности руководителя (применительно к руководителю подразделения органов внутренних дел) нами были выделены две базовые составляющие:
1) профессиональные компетенции — требования, которые предъявляются к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности (включают профессионально необходимые знания — когнитивный компонент и профессионально-управленческие способности — функционально-деятельностный компонент);
2) профессионально-психологические характеристики, представляющие профессионально важные психологические качества руководителя, обеспечивающие успешность его профессионально-управленческой деятельности.
Базовые составляющие структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органа внутренних дел отражены на рис. 3.
профессионально важные личностные качества, обеспечивающие успешность самостоятельной профессиональной деятельности руководителя
Рис. 3. Базовые составляющие структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя
Когнитивный компонент структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя представляет собой совокупность знаний, которые, исходя из области их применения, могут быть условно разделены на следующие группы:
а) специфика управленческой деятельности в органах внутренних дел: особенности организации управленческого процесса, в том числе содержания и специфики применения нормативных правовых актов; особенности организации управленческого процесса в профессиональной деятельности руководителя; функциональное содержание управленческой деятельности руководителя и др.;
б) знание психологических основ управленческой деятельности руководителя: мотивационных теорий; социально-психологических особенностей функционирования служебного коллектива; стилей руководства и др.
Структура когнитивного компонента профессионально-управленческой компетентности руководителя представлена на рис. 4.
Функционально-деятельностный компонент представляет собой способности, направленные на умение результативно осуществлять управленческие функции в профессиональной деятельности. Функционально -деятельностный компонент, в отличие от когнитивного, формируется на основе внедрения теоретических моделей в профессиональную деятельность. Очевидно, что для выработки способности результативной мотивации подчиненных недостаточно знать мотивационные теории, важно уметь их использовать в управленческой практике.
Исходя из традиционно используемой в теории менеджмента классификации управленческих функций,
Специфика управленческой деятельности в органах внутренних дел
— специфика организации управленческого процесса в органах внутренних дел
— особенности организации управленческой деятельности руководителя
— функциональное содержание управленческой деятельности руководителя
Рис. 4. Структура когнитивного компонента профессионально-управленческой компетентности руководителя
функционально-деятельностный компонент профессиональной компетенции руководителя включает в себя следующие способности:
а) планирование групповой деятельности;
б) мотивация служебного коллектива на решение профессиональных задач;
в) стимулирование подчиненных к результативной деятельности;
г) контролирование результатов совместной деятельности сотрудников.
Организация совместной деятельности сотрудников
1) сбор и анализ информации о состоянии управляемой подсистемы и внешней среды
2) выработка решений
3) принятие решений
Рис. 5. Структура когнитивного компонента профессиональной компетентности руководителя Психопедагогика в правоохранительных органах, 2016, № 4(67)
Психологические основы управленческой деятельности руководителя
— принципы управления
— мотивационные теории управленческой деятельности
— стили руководства
— социально-психологические особенностей функционирования служебного коллектива
Структура функционально-деятельностного компонента профессиональной компетентности руководителя изображена на рис. 5.
Учитывая специфику профессионально-служебной деятельности органов внутренних дел, связанную с повышенной психоэмоциональной нагрузкой, руководитель должен уметь формировать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.
Отметим, что каждая из функций реализуется через последовательное применение управленческих технологий:
а) сбор и анализ информации о состоянии управляемой подсистемы и внешней среды;
б) выработка решений;
в) принятие решений;
г) доведение решений до сведения заинтересованных субъектов.
Модель профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органа внутренних дел выступает системой профессиональных знаний и умений, обеспечивающих в своей совокупности эффективность применения технологий целенаправленного воздействия на процессы, протекающие во вверенном соответствующему руководителю формальном организационном звене, создающих необходимые условия для решение задач, стоящих перед подразделением.
На наш взгляд, охарактеризованная выше структура профессионально-управленческой компетентности может использоваться в качестве ориентира при разра-
ботке программ профессионально-управленческой подготовки руководителей по соответствующим направлениям.
1 Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(48). С. 128-132 ; Полякова С. Н. Психологические установки в мотивационно-потребностной сфере у руководителей органов внутренних дел // Там же. 2015. № 2(61). С. 107-111 ; Родин В. Ф., Танов А. М. Особенности влияния социально-психологических явлений в коллективе на эффективность профессиональной деятельности руководителя // Там же. 2015. № 3(62). С. 3-6 ; Тарасов Ю. Ю., Сердюк Н. В. Развитие компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании руководителей органов внутренних дел // Там же. 2015. № 4(63). С. 90-92.
2 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 25-36.
3 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 22-24.
4 Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010. С. 15-26.
5 Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография. М., 2016. 181 с.
6 Невирко Д. Д., Евтихов О. В., Жильцов А. В. Профессионально-управленческая компетентность руководителя подразделения по контролю за оборотом наркотиков. Красноярск, 2016. 136 с.