Научная статья на тему 'Проектирование стратегических решений в развитии образовательной программы средствами применения форсайт-технологий'

Проектирование стратегических решений в развитии образовательной программы средствами применения форсайт-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДЮСЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВЫЗОВЫ / РИСКИ / СПЕЦИАЛИСТ / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНДЫ / PRODUCTION / EDUCATIONAL PROGRAM / CHALLENGES / RISKS / SPECIALIST / FORESIGHT TECHNOLOGY / TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье анализируется перспектива развития образовательной программы по специальности 55.05.04 Продюсерство, в Мининском университете. Представлена история создания программы и необходимость организации данной программы в регионе. Определяется содержание подготовки современного специалиста в области продюсерской деятельности, обладающего полным перечнем сформированных компетенций для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности. Выявлен ряд рисков и вызовов, с которыми может столкнуться специалист в области продюсерской деятельности. Дается определение форсайттехнологии, приводится классификация форсайт-методов. Предлагается эффективный инструмент форсайт-технологий, для реализации мониторинга готовности выпускников к изменениям современного профессионального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Solutions Designing in Educational Program Development by Means of Foresight-Technologies Application

The article analyzes the prospects of development of the educational program in the specialty 55.05.04 Production at Minin University. The history of the program and the need for the organization of the program in the region. The content of training of the modern specialist in the field of production activity possessing the full list of the created competences for the future dynamically changing professional reality is defined. Identified a number of risks and challenges that may face a specialist in the field of production. The definition of foresight technology is given, the classification of foresight methods is given. The effective tool of foresight technologies is offered, for realization of monitoring of readiness of graduates to changes of modern professional space.

Текст научной работы на тему «Проектирование стратегических решений в развитии образовательной программы средствами применения форсайт-технологий»

УДК 37

Т. Ю. Медведева, О. А. Сизова

Проектирование стратегических решений в развитии образовательной программы средствами применения форсайт-

технологий

В статье анализируется перспектива развития образовательной программы по специальности 55.05.04 Продюсерство, в Мининском университете. Представлена история создания программы и необходимость организации данной программы в регионе. Определяется содержание подготовки современного специалиста в области продюсерской деятельности, обладающего полным перечнем сформированных компетенций для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности. Выявлен ряд рисков и вызовов, с которыми может столкнуться специалист в области продюсерской деятельности. Дается определение форсайт-технологии, приводится классификация форсайт-методов. Предлагается эффективный инструмент форсайт-технологий, для реализации мониторинга готовности выпускников к изменениям современного профессионального пространства.

Ключевые слова: продюсерство, образовательная программа, вызовы, риски, специалист, форсайт-технология, тренды

Т. Yu. Меdvеdeva, О. А. Sizova

Strategic Solutions Designing in Educational Program Development by Means of Foresight-Technologies Application

The article analyzes the prospects of development of the educational program in the specialty 55.05.04 Production at Minin University. The history of the program and the need for the organization of the program in the region. The content of training of the modern specialist in the field of production activity possessing the full list of the created competences for the future dynamically changing professional reality is defined. Identified a number of risks and challenges that may face a specialist in the field of production. The definition of foresight technology is given, the classification of foresight methods is given. The effective tool of foresight technologies is offered, for realization of monitoring of readiness of graduates to changes of modern professional space.

Keywords: production, educational program, challenges, risks, specialist, foresight technology, trends

ри решении задачи развития образо- Продюсерство, специализация «Продюсер вательной программы и обеспечения телевизионных и радиопрограмм». Образо-доступности качественного профес- вательная программа была организована на

сионального образования необходимо изуче- основе анализа региональных потребностей и ние потенциальных потребностей населения, условий рынка труда. Это было наше стреми-структуры и запросов рынка труда, тенденций тельное реагирование на социальный запрос и перспектив инновационного развития реги- и персональные потребности потенциальных она, а также ресурсов, способных обеспечить абитуриентов. Программа имеет преимуще-подготовку специалиста. ственные особенности не только благодаря сеВ 2014 г. Мининский университет совмест- тевому партнерству, но и благодаря созданию но с ГТРК «Нижний Новгород» разработали инновационных практико-ориентированных и открыли исключительную и единственную в условий обучения. Уникальность заключается регионе программу по специальности 55.05.04 в том, что в рамках социально-регионально-

государственный СоВет-ник, 2018

го партнерства созданы такие условия обучения, где уже с первого курса студенты могут постигать основы профессии в студиях и аппаратных ГТРК «Нижний Новгород» под руководством ведущих специалистов компании. Никакая учебная лаборатория или мастерская не сможет так моделировать объективно существующие производственные процессы студии.

За годы жизни программы у нас появился уникальный опыт формирования сетевого образовательного сообщества. За это время динамично менялся кадровый состав, обновлялось содержание, привлекались инновационные формы подготовки специалистов. На сегодняшний день мы констатируем, что достигнуты прогрессивные изменения в процессе реализации программы и следует отметить немало достижений. Актуальность и востребованность программы у абитуриентов, а также интерес к программе среди коллег подтверждает успех реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее ОПОП ВО).

Однако при осмыслении перспектив реализации образовательной программы очевидна необходимость в разработке основных направлений развития.

Определение вектора прогрессивных изменений и формирование пространства развития сегодня особенно актуально на основе, так называемого, «взгляда в будущее», путем моделирования и описания предполагаемых процессов и явлений, Данная деятельность позволяет использовать механизм реального включения в процессы проектирования образа будущего.

Подготовка современного специалиста, обладающего необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности, может быть обеспечена постоянным мониторингом готовности выпускников к вызовам и изменениям современной профессии. Изменения стали неотъемлемой частью жизнедеятельности любой сферы жизни. В этих условиях нужно не просто выживать в ситуации изменений, но и управлять развитием, повышать эффективность. Технология, которая адекватно применима для эффективного управления изменениями — это форсайт-технология.

В переводе с английского форсайт (foresight) означает «предвидение». Форсайт - это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

№ 4

Этот термин впервые использовал писатель-фантаст Герберт Уэллс. Уже в 1930 году он предложил ввести новую специальность — «профессор предвидения». «Профессор предвидения», по мнению Герберта Уэллса, способен и готов к анализированию и применению будущих технологических открытий. Методология же форсайт-проектов зародилась в трудах Дж. Хиггинса [9].

Также развитием и внедрением форсайт-технологий занималась американская корпорация RAND, основной задачей которой было решение задач по определению эффективных военных технологий. В последствие, вопросами по внедрению форсайт-технологий занимаются различные компании Японии, Китая и других стран.

К 90-м годам прошлого столетия, применение форсайт-технологий выходит за рамки науки, и находят широкое применение с целью анализа социальных процессов, а также перспективных рынков.

Форсайт-технологии предполагают реализацию совместной работы участников; данный вид деятельности предполагает работу не с текстовым материалами, а с образами. Технология форсайта, в отличии о традиционного прогнозирования, является наиболее эффективной технологией по отношению к будущим событиям.

Явным отличием от прогнозирования является то, что в условиях применения форсайт-технологий участники форсайта не просто оценивают риски или вероятности возникновения определенных условий, а непосредственно проектируют свою деятельность так, чтобы увеличить и усилить вероятность успешных событий.

К специфическим отличительным особенностям форсайт-технологий относятся следующие:

- будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;

- будущее вариативно - оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников мероприятия. Это означает, что участники форсайта обдумывая, обсуждая проблемы, не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные события.

Форсайт — это работа по прогнозированию именно желаемого, а не любого будущего, поэтому большую роль при выборе методов реа-

лизации Форсайта стали играть сбор знаний о будущем у тех, кто влияет или может влиять на его приближение [6].

Сруктура форсайта включает в себя проекты и события, реализация которых приводит к поставленной цели. Результатом форсайт-сессий является так называемая карта будущего, в содержании которой отражено пространство позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Форсайт-технологии - это дизайн-технологии, представляющие сценарий того, как сконструировать желаемое будущее, таким образом это инструмент изменения будущего.

Методы Foresight — зарекомендовали себя как один из наиболее эффективных инструментов выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем — и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития [6].

Обратимся к классификации методов форсайта:

Метод сценирования представляет собой разработку картин будущего, реализация которых происходит в определенных обозначенных условиях [9].

Метод Делфи - применения данного метода необходимо при проведении экспертизы прогнозирования.

Метод технологической дорожной карты заключается в создании визуального плана, который фиксирует возможные сюжеты и точки критических решений. [7].

Кроме того, к методам форсайт-технологий относятся проведение мероприятий в форме мозгового-штурма, общественные дискуссионные панели, сессии.

При применении Форсайтов происходит представление образа будущего в пространстве времени: описание доминирующих трендов, тенденций, ведущих технологии.

Профессия сферы медиа наиболее динамично меняющаяся и развивающаяся. В связи с этим, процесс проектирования стратегии развития образовательной программы по подготовке продюсеров может быть наиболее эффективным, в условиях применения форсайт-технологии. Формат работы коллектива по реализации программы в условиях форсайт-сессии позволил усилить тенденцию к единению в нашей деятельности, более четкому осознанию целей и задач программы, а также рисков и угроз. Было определено, что в настоящее время сложились особенные условия развития системы профессиональной подготовки специалистов по специальности «Продюсер-

ство» и отмечен ряд вызовов:

Внешние вызовы:

- Перенесение интереса СМИ-потребителей в интернет пространство, отсюда формирование и развитие тенденции интернет-потребления информации.

- Усилившаяся конкуренция со стороны интеренет-СМИ, реализующих аудиовизуальный контент.

Внутренние вызовы:

- Риск снижения востребованности специальности, снижения удовлетворенности выпускников результатами обучения по программе

- Спрос и мотивация студентов на развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций, а также общекультурных ( личностных и коммуникативных) компетенций;

- Усиление значимости практической составляющей содержания программы и направленности подготовки специалиста.

Выделив особенности генезиса аудиовизуальных СМИ и отметив необходимость управления программой в соответствии с генеральными тенденциями форсайт-группа определила возможные форматы развития:

• Развитие линейки образовательных продуктов (дополнительные профессиональные программы, открытие дополнительной специализации);

• Открытие центра профессиональной реализации студентов, как инкубатора творческих инициатив;

• Привлечение инновационных образовательных технологий;

• Разработка перспективной технологии продвижения программы;

• Изменения содержания программы (дополнительные компетенции, открытие новой специализации).

Развитие программы возможно лишь с учетом основных особенностей и стратегических тенденций развития медиапространства, и, прежде всего, региональных СМИ. Стратегическое развитие следует выстраивать на основе внедрения инновационных технологий для обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов-продюсеров. В связи с этим основным направлением образовательной деятельности по программе «Продюсерство» мы видим подготовку нового поколения выпускников, обладающих необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности, а сетевое партнерство как инновационный центр развития отрасли теле и радиопроизводства, в части генерации интеллектуальных, творческих ресурсов.

СоВетНиК, 2018 № 4

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев Г.А. Что такое форсайт? Попытки определения. URL: http://stra.teg.ru/ library/global/Prognoz/ foresight/4 (дата обращения: 12.12.2018)

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем. М.: Высшая школа, 2006.

3. Денисов Ю.Д. В Японии смотрят сквозь «Дельфи» // Форсайт. 2007. N 1 (1).

4. Из выступлений на семинаре по теме «Возможно ли использование инструмента технологического форсайтинга в России?». URL: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/11. (дата обращения: 12.12.2018)

5. Калюжнова Н. А. Региональный форсайт Сибири. URL: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/ foresight/10. (дата обращения: 12.12.2018)

6. Крюков С.В., Форсайт - от прогноза к формированию будущего Ж. Terra economicus, Издательство: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2010

7. Clayton, A. Technology Roadmapping for Developing Countries. Vienna: UNIDO, 2005

8. Handbook of knowledge society foresight. URL: www.uni-mannheim.de/edz/pdf/ef/03/ef0350en.pdf. (дата обращения: 12.12.2018)

9. Higgins, J.M. 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, Winter Park, Florida, 1994

10. Медведева Т.Ю., Чехова О.А. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 10 ноября 2015 г.). Н. Новгород, 2015. С. 330-332.

11. Виртуальная лаборатория. URL: http://ru.vlab.wikia.com/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0 %B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0% D0%B9%D1%82 (дата обращения 12.12.2018)

REFERENCES

1. Afanasyev G.A. What is a foresight? Attempts to determine. Available at: http://stra.teg.ru/library/global/ Prognoz/foresight/4 (accessed 12 December 2018) (in Russian)

2. Volkova V.N., Denisov A.A. Systems Theory. Moscow, Higher School Publ., 2006. (in Russian)

3. Denisov Yu.D. In Japan, looking through the "Delphi". Foresight. 2007. No 1 (1). (in Russian)

4. From the presentations at the seminar on the topic "Is it possible to use a technological forsight tool in Russia?". Available at: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/11. (accessed 12 December 2018)

5. Kalyuzhnova N.A. Regional foresight of Siberia. Available at: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/ foresight/10. (accessed 12 December 2018) (in Russian)

6. Kryukov S.V., Forsyth - from forecast to shaping the future J. Terra economicus, Publisher: Southern Federal University (Rostov-on-Don), 2010 (in Russian)

7. Clayton, A. Technology Roadmapping for Developing Countries. Vienna, UNIDO Publ., 2005.

8. Handbook of knowledge society foresight. Available at: www.uni-mannheim.de/edz/pdf/ef/03/ef0350en.pdf. (accessed 12 December 2018)

9. Higgins, J.M. 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, Winter Park, Florida, 1994 (in Russian)

10. Medvedeva T.Yu., Chekhova O.A. Potential of network interaction in practice-oriented implementation of educational programs // Modernization of pedagogical education in the context of the global educational agenda: a collection of articles based on materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference (N.Novgorod, November 10, 2015). N. Novgorod, 2015. p. 330-332. (in Russian)

11. Virtual Lab. Available at: http://en.vlab.wikia.com/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83 %D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0 % B8% D0% B5:% D0% A4% D0% BE% D1% 80% D1% 81% D0% B0% D0% B9% D1% 82 (accessed 12 December 2018) (in Russian)

Информация об авторах

Медведева Татьяна Юрьевна (Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Information about the authors Tatiana Yu. Medvedeva (Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Production

and Music Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Olga A. Sizova (Russia,'Nizhny Novgorod) Senior lecturer, graduate student of the Department of production and music education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Сизова Ольга Алексеевна (Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель, аспирант кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.