Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / NETWORK INTERACTION / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна, Галкина Елена Николаевна

В статье представлены предпосылки применения технологий социально-педагогического партнерства в формировании культурно-образовательного пространства, определена актуальность реализации новых инновационных форматов в организации обучения, в том числе и сетевых. Целью данной работы является исследование процесса взаимодействия участников социально-педагогического партнерства, результатом которого является появление инновационных технологий сетевого обучения, а также взаимообогащение процесса практической подготовки будущего специалиста. Предметом исследования является процесс реализации технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах, в формировании культурно-образовательного пространства. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить задачи изучения теоретико-методологических подходов по применению технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах в формировании культурно-образовательного пространства; и определения эффективных способов формирования культурно-образовательного пространства, в условиях сетевого социально-педагогического партнерства. В статье выделены ключевые характеристики сетевого сообщества, а также определены необходимые условия для применения технологий социально-педагогического партнерства в формировании культурно-образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна, Галкина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP IN FORMING A CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

The article presents the prerequisites for the use of technologies of social and pedagogical partnership in the formation of cultural and educational space, determines the relevance of the implementation of new innovative formats in the organization of training, including network ones. The purpose of this work is to study the process of interaction between participants of social and pedagogical partnership, which results in the emergence of innovative technologies of network training, as well as mutual enrichment of the process of practical training of future specialists. The subject of the research is the process of implementing technologies of social and pedagogical partnership, including in network formats, in the formation of cultural and educational space. In accordance with this goal, the research was to solve the problems of studying theoretical and methodological approaches to the use of technologies of social and pedagogical partnership, including in network formats in the formation of cultural and educational space; and determining effective ways to form a cultural and educational space, in the conditions of a network of social and pedagogical partnership. The article highlights the key characteristics of the network community, as well as defines the necessary conditions for the use of technologies of social and pedagogical partnership in the formation of cultural and educational space.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Педагогика

УДК 37

заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования, кандидат педагогических наук, доцент Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

заместитель директора по учебной работе, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры математических и естественно-научных дисциплин Галкина Елена Николаевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье представлены предпосылки применения технологий социально-педагогического партнерства в формировании культурно-образовательного пространства, определена актуальность реализации новых инновационных форматов в организации обучения, в том числе и сетевых. Целью данной работы является исследование процесса взаимодействия участников социально-педагогического партнерства, результатом которого является появление инновационных технологий сетевого обучения, а также взаимообогащение процесса практической подготовки будущего специалиста. Предметом исследования является процесс реализации технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах, в формировании культурно-образовательного пространства. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить задачи изучения теоретико-методологических подходов по применению технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах в формировании культурно-образовательного пространства; и определения эффективных способов формирования культурно-образовательного пространства, в условиях сетевого социально-педагогического партнерства. В статье выделены ключевые характеристики сетевого сообщества, а также определены необходимые условия для применения технологий социально-педагогического партнерства в формировании культурно-образовательного пространства.

Ключевые слова: социально-педагогическое партнерство, сетевое взаимодействие, культурно-образовательное пространство, профессиональная подготовка.

Annotation. The article presents the prerequisites for the use of technologies of social and pedagogical partnership in the formation of cultural and educational space, determines the relevance of the implementation of new innovative formats in the organization of training, including network ones. The purpose of this work is to study the process of interaction between participants of social and pedagogical partnership, which results in the emergence of innovative technologies of network training, as well as mutual enrichment of the process of practical training of future specialists. The subject of the research is the process of implementing technologies of social and pedagogical partnership, including in network formats, in the formation of cultural and educational space. In accordance with this goal, the research was to solve the problems of studying theoretical and methodological approaches to the use of technologies of social and pedagogical partnership, including in network formats in the formation of cultural and educational space; and determining effective ways to form a cultural and educational space, in the conditions of a network of social and pedagogical partnership. The article highlights the key characteristics of the network community, as well as defines the necessary conditions for the use of technologies of social and pedagogical partnership in the formation of cultural and educational space.

Keywords: social and pedagogical partnership, network interaction, cultural and educational space, professional training.

Введение. В настоящее время можно отметить стремительные изменения на всех уровнях российского образования. В сфере профессионального образования изменения ориентированы на реконструкцию процессов управления подготовкой специалистов, учитывающих потребности рынка труда, динамично меняющимся требованиям к профессионалу и запросам потребителя.

Это способствует активному поиску новых форм организации образовательного процесса, которые отвечали бы вызовам современности и обеспечивали становление конкурентоспособного специалиста. Социально-педагогическое партнерство можно рассматривать как ресурс образовательного учреждения, способствующий развитию образовательных программ, объединяющий академические компоненты вузовского обучения с практическими аспектами подготовки будущего специалиста. Таким образом, реализация новых форм образовательной деятельности возможна на основе внедрения инноваций, применения технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах.

Следует отметить, что термин «партнерство» возник из социально-трудовой и экономической сфер. Выделенные области жизнедеятельности человека определяют термин партнерство следующим образом: «механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами» (ст. 24 ТК РФ). Для нас важно изучение содержание понятия «партнерство» в контексте процессов образования и анализ эффективности реализации технологий партнерства в педагогической деятельности.

При анализе трактовок понятия «социально-педагогическое партнерство» мы опираемся на подходы Т.И. Александровой. Ученый-практик, Т.И. Александрова, трактует понятие социальное партнерство в организации учебного процесса как взаимодействие участников партнерства, где участники являются представителями определенных социальных групп, обладают своими образовательными интересами, реализуют совместную деятельность для увеличения уровня продуктивности данной деятельности [2]. При

этом Л.Г. Гуслякова трактует проектирование социального партнерства как специфический вид социальной технологии [31. Она трактует данное понятие как процесс социального сотрудничества который характеризуется форматом взаимодействия, направленного на выявление социальных противоречий и предупреждение проблем в социальных группах. Очевидно, что партнерство настроено на достижение социально значимых целей, при этом партнеры характеризуются социальным (юридическим) статусом, детерминация совместной деятельности осуществляется социально-важными ценностями и мотивами, применяя при этом все имеющиеся у партнеров ресурсы и средства. Исходя из сказанного, партнерство характеризуется высокоорганизованным уровнем отношений, социальной направленностью совместной деятельности, кроме того, следует выделить регламент отношений, обязательный для выполнения и документальную оформленность в виде договоров, соглашений и т.п. [8].

Особый вид совместной партнерской деятельности в процессе организации учебного процесса является сетевое взаимодействие. Сетевой формат взаимодействия подразумевает такие основы для взаимодействия сетевых партнеров как интерес в партнерстве, равные права в реализации деятельности и принятии решений.

Содержание понятия сетевого взаимодействия определено в работах многих исследователей (А.И. Адамский, М.М. Чучкевич, Г.В. Градосельская и др.) В своем исследовании мы опираемся на подход к исследуемому феномену Г.В. Градосельской, которая трактует сетевое взаимодействие как способ реализации совместной деятельности, возникающей в результате появления некоторой проблемы, в разрешении данной проблемы имеют интерес все участники, входящие в сетевую деятельность [4].

Методологическая рамка исследования. В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный исторический и диалектический методы исследования.

Предметом исследования является процесс реализации технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах, в формировании культурно-образовательного пространства.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретико-методологические подходы по применению технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах, в формировании культурно-образовательного пространства;

- выявить подходы к определению содержания понятия культурно-образовательного пространства, изучить способы его формирования;

- изучить особенности и проблемы применения технологий социально-педагогического партнерства, специфику реализации сетевых форматов;

- определить эффекты от применения технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах, в формировании культурно-образовательного пространства.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что при сетевой форме реализации деятельности поддерживается автономность субъектов сети, а также у каждого участника остаются детерминанты развития, потому что деятельность каждого не утрачивает своей уникальности. Соответственно проектирование и реализация сетевых форматов деятельности предполагает интеграцию возможностей партнеров, соединение их необходимых ресурсов для осуществления важного проекта, претворение которого любым из участников сети отдельно невозможно. Таким образом, формирование сетевой деятельности обеспечивает взаимное компенсирование дефицитов и увеличение достоинств сетевых партнеров.

Сегодня мы наблюдаем, что работодатели представляют выпускника вуза готового к решению профессиональных задач, что определяет достаточно высокие требования к практической подготовке будущего специалиста. Однако сами работодатели не проявляют активности в формировании взаимодействия и соединения усилий для обучения студентов в соответствии с современными требованиями, что обеспечивает достижение главную цель - качественный уровень подготовки специалиста. Конечно, это объясняется тем, что партнерские отношения процесс разносторонний и многоаспектный, связан с организационными и содержательными проблемами. Тем не менее, если процесс обучения специалиста проходит вне контекста будущих условий труда, мы часто наблюдаем отсутствие интереса, инициативы в собственном профессиональном развитии, активном получении знаний, такой студент инертен в учебе и пассивен в принятии необходимых знаний [9].

Процесс подготовки будущих специалистов сферы искусства состоит из определенных учебных событий, обеспечивающих понимание и освоение культурных традиций, а также формирующих у обучающихся способности воспроизведения и/или создания произведений искусства. Данный факт определяет организацию процесса обучения данных специалистов как формирование культурно-образовательного пространства, которое понимается как «блок событий, которыми задается множество отношений, связей, где осуществляется специальная деятельность разных систем по развитию индивида и его социализации» [10].

Формирование культурно-образовательного пространства с работодателями способствует практической компетентности будущих специалистов и готовит их к реальным условиям профессиональной деятельности. В нашем вузе уже с 2014 года реализуется программа Продюсерство в сетевом взаимодействии с ГТРК «Нижний Новгород», данное социально-педагогическое партнерство с работодателем является основой создания культурно-образовательного пространства для будущих продюсеров. Такие уникальные условия создают возможность быстрой адаптации к профессии, гармоничному самоопределению и эффективному дальнейшему труду. Готовность к профессиональной деятельности в сфере медиа генерирует теоретическую и практическую компоненту. Способы не просто взаимодействия, а взаимопроникновения теории в практику обеспечивают главную цель процесса обучения - качественную подготовку будущего специалиста, который готов к решению профессиональных задач в стремительно развивающемся медиапространстве.

Программа является уникальной в силу того, что в формате социально-педагогического партнерства, в инновационном сетевом формате взаимодействия вуза и организации-партнера наши студенты, начиная с самого начала обучения имеют возможность погрузиться в будущую профессию в студийном пространстве ГТРК «Нижний Новгород» под управлением профессионалов компании. Начиная с первого курса один-два раза в неделю будущие продюсеры по расписанию обучаются на телецентре, где могут практически познакомиться с основами своей профессии и постепенно осваивать профессиональное будущее.

Кроме того, учебный план имеет модульное построение, где данный элемент учебного плана связывает воедино сходные дисциплины. Обучение по модульной программе способствует погрузиться в обучение определенной стороне профессиональной деятельности и эффективнее изучать основы будущего труда.

Учебный план состоит из 11 модулей. Изучение каждого модуля представляет собой своего рода погружение в конкретный вид будущей профессиональной деятельности. Аттестация по модулю это выполнение какого-либо проекта, который отражает уровень освоения каждой дисциплины модуля.

Важным отличием реализации данной программы является то, что начиная с первого семестра студенты не только изучают теорию, но и оттачивают навыки, работая с реальным материалом, готовя себя к будущей профессиональной деятельности, связанной с управлением процесса создания «творческого продукта».

Практика реализации сетевой формы обучения позволяет нам выделить характеристики эффективного партнерства в построении образовательного пространства для подготовки специалистов в сфере культуры:

- у участников-партнеров равноправные возможности для выражения своих взглядов на процесс обучения и возникающие проблемы, сопровождающие данную деятельность;

- в партнерстве разделены зоны ответственности за результаты деятельности;

- процесс взаимодействия обеспечен необходимыми условиями для эффективного и результативного сотрудничества, определена организационная структура, обеспечивающая партнерскую деятельность, принят регламент взаимодействия, принята и поддерживается культура сотрудничества и партнерства при реализации деятельности.

Выводы. Роль практического обучения при таких условиях нельзя недооценивать. Процессы и проблемы, образующие реальную трудовую деятельность сложно «вызубрить, теоретически выучить, однако готовность к решению трудовых проблем формируется при получении предварительного профессионального опыта. Мы полагаем, что в процессе профессиональной подготовки, обладая таким опытом обучения, наши студенты имеют мощный драйвер в проектировании и реализации персональной карьеры и своего профессионального будущего.

Литература:

1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку - М.: Эврика, 2006.

2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013 № 4 - с. 29-32

3. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 124-127. — URL https://moluch.ru/archive/28/3075/

4. Батыгин Г.С., Градосельская Г.В. Сетевые взаимосвязи в профессиональном сообществе социологов: методика контент-аналитического исследования биографий / Социологический журнал, 2001. № 1. -С. 88-109.

5. Медведева Т.Ю. Потенциал сетевого взаимодействия в практико-ориентированной реализации образовательных программ / Т.Ю. Медведева, О.А. Чехова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 10 ноября 2015 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. -С. 330-332.

6. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культурыСетевое издание «Вестник Мининского университета» 2015 - № 1, http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-04-16/Medvedeva_T.YU..pdf

7. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. возможности сетевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). -С. 24.

8. Милькевич О.А. Основания моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия // Междунар. науч.-исслед. журн. 2017. № 1-3 (55). С. 46-48.

9. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Гекст1 / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162.

10. Солодухина Татьяна Констаниновна Культурно-образовательное пространство образовательного учреждения как фактор воспитания личности // Вестник МГУКИ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnoe-prostranstvo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-faktor-vospitaniya-lichnosti (дата обращения: 23.05.2020).

11. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями - М.: Институт социологии РАН, 1999, - С. 24-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.