30. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. — 2-е изд. — М.: Изд. Центр «Академия», 2010. — 256 с.
Сведения об авторе
Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Information about the author
Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected]
УДК 37.047
© Милинис О. А., Баютова О. Е., 2020
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА — ТОЧКИ РОСТА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
Статья посвящена построению социокультурного пространства в формате образовательного кластера для осуществления профессиональной ориентации обучающихся в условиях дополнительного образования. Образовательный кластер построен на основе социального партнерства, сетевого и межведомственного взаимодействия организаций. Авторы представляют реализацию инновационного образовательного проекта «Траектория будущего», имеющего статус Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ, где раскрываются возможности дополнительного образования в процессе профессиональной ориентации и допрофессионально-го обучения школьников с целью формирования их профессионального самоопределения.
Ключевые слова: дополнительное образование; профессиональная ориентация; образовательный кластер; социальное партнерство; инновационный проект.
© Milinis O. A., Bayutova O. E., 2020
EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL CLUSTER — GROWTH POINTS FOR SOCIAL PARTNERSHIP
The article is devoted to the construction of a sociocultural space in the format of an educational cluster for the implementation of vocational guidance for students in additional education. The educational cluster is built on the basis of social partnership, network and inter-agency interaction of organizations. The authors present the implementation of the innovative educational project "Trajectory of the Future", which has the status of the Federal Innovation Site of the Ministry of Education of the Russian Federation, which reveals the possibilities of additional education in the process of vocational guidance and pre-vocational training of students with the aim of forming their professional self-determination.
Keywords: additional education; vocational guidance; educational cluster; social partnership; innovation project.
Профориентация обучающихся — приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Профориентация и построение молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с вкладом в экономическое развитие [7]. При этом профориентационная деятельность сегодня требует новых эффективных инструментов организации современного открытого образовательного пространства на основе социального партнерства, сетевого и межведомственного взаимодействия.
Образовательные события профори-ентационной направленности активно вовлекают обучающихся уже с дошкольного возраста, а участие в них открывает перспективу дальнейшего непрерывного профессионального образования
личности.
Сегодня не только наши реалии, но и ряд нормативных документов указывают на необходимость организации работы по обновлению системы профессиональной ориентации детей и молодежи. Так, в настоящее время с целью формирования осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории реализуется проект «Билет в будущее» для создания и функционирования системы мер ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов в рамках Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» и национального проекта «Образование» [7].
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. в числе приоритетных направлений отмечены создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи и содействие развитию дополнительного образования и социализации детей [6].
Сфера дополнительного образования является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с растущим объемом инвестиций со стороны частного некоммер-
ческого сектора, высоким уровнем инновационной активности. Это позволяет рассматривать преобразования в дополнительном образовании в качестве приоритета инновационного развития страны.
Дополнительное образование сегодня ориентировано на создание условий для успешной социализации детей и молодежи, следовательно, изменения, происходящие в данном виде образования, должны помогать решать актуальные проблемы, которые возникают в современной детской и молодежной среде.
Дополнительное образование
направлено на организацию воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию личности, проявление ее социальной активности [4]. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие обучающемуся выразить себя в образовательной, творческой, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе профессии. Это позволит установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие. Так, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Способ развития социального современного культурного пространства состоит в том, чтобы создать новые точки притяжения, объединив основные культурные ценности: образование, воспитание, развитие и современные технологии организации профессиональной ориентации, а также решить образовательные и социальные проблемы обучающихся, создать условия для реализации возможности попробовать профессиональную деятельность, примерить ту или иную профессию.
Такими точками роста становятся новые форматы образовательной деятельности в дополнительном образовании в режиме "edutainment" (термин образован от двух английских слов — education
(обучение) и entertainment (развлечение), т. е. совмещение образования и развлечений для детей).
В условиях стремительно меняющегося мира ценность личности ребенка приобретает особое значение, а создание условий для его профессиональной ориентации и творческого саморазвития становится наиболее актуальным и привлекает пристальное общественное внимание. Системное профильное образование и предпрофильная подготовка предполагает не только самоопределение в плане выбора той или иной сферы деятельности и пробу сил в ней, но и формирование конкретных представлений о том, где в будущем избранная профессия может быть востребована. Подросткам, стоящим перед профессиональным выбором, необходимо владеть информацией о рынке вакансий, рейтинге профессий в инфраструктуре региона и города. Это диктуется не только личным интересом, но и реальными социальными потребностями.
Новокузнецк — промышленный город, который нуждается в высококвалифицированных рабочих кадрах для развития базовых отраслей экономики города, а также малого и среднего бизнеса, предпринимательских инициатив и т. д.
Это требует от муниципальной системы образования развитие новых направлений подготовки детей с ориентацией на перспективные технологии и новые требования к компетенциям «профессий будущего».
Социокультурное пространство в формате образовательного кластера, направленное на непрерывную профессиональную ориентацию детей и молодежи, решает проблему формирования ключевых компетенций, которые будут востребованы независимо от социальных, рыночных изменений, а также задачи обучения и социализации детей и молодежи.
Изучив нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию профессиональной ориентации детей и молодежи, методологические основы профессионального самоопределения
личности и практику реализации, мы пришли к выводу о необходимости разработки, апробации и внедрения модели социокультурного пространства в формате образовательного кластера для реализации современных технологий организации профориентационной деятельности обучающихся.
Профессиональная ориентация в условиях образовательного кластера позволяет оптимально использовать ресурсы образовательных организаций, науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ и т. д., осуществлять сетевое и межведомственное взаимодействие.
Изучение отечественного опыта в области формирования интеграционных структур в образовании, а также возможности создания социокультурного пространства дополнительного образования обусловило необходимость уточнения понятия «образовательный кластер», как гибкой сетевой структуры, включающей группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т. д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (ресурсного центра) для решения определенных задач и достижения конкретного результата.
Данная трактовка легла в основу ключевого понятия разработанного инновационного образовательного проекта «Социокультурное пространство в формате образовательного кластера «Траектория будущего», которому в 2018 г. присвоен статус Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ, функционирующей на базе МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» в г. Новокузнецк Кемеровской области — Кузбассе [1].
Основная идея проекта заключается в создании единого социокультурного пространства в формате образовательного кластера для организации системы непрерывной профориентации детей и молоде-
жи, которое объединяет общее, профессиональное и дополнительное образование.
Новизна и инновационность проекта заключается в том, что создание социокультурного пространства в формате образовательного кластера обеспечит непрерывное дополнительное образование детей и молодежи в области профессиональной ориентации.
В современных реалиях школа не может подробно раскрыть учащимся особенности всех профессий: из чего складывается спасательная операция службы МЧС; как геологи осуществляют поиск месторождений полезных ископаемых; чем занимаются полицейские в следственном комитете; каким образом история и археологические раскопки могут превратиться в увлекательное путешествие и многое другое.
Социокультурное пространство аккумулирует новые подходы к профессиональной ориентации детей и молодежи через создание инновационных площадок для целенаправленного образовательного досуга детей и молодежи.
Ресурсной площадкой функционирования социокультурного пространства образовательного кластера является детский центр профессий «Город мастеров», организованный по модели детских городов профессий, которые существуют сегодня в России, странах ближнего и дальнего зарубежья (наиболее яркие примеры — «Мастерславль» (г. Москва), «Кидбург» (Москва, Санкт-Петербург и др.), мировая сеть франшиз «Кидзания» и др. [5].
Создание современного образовательного пространства «Город мастеров» — это альтернативная модель традиционному набору развлечений детей и молодежи, отказ от игровых автоматов, виртуальных игр и т. д. Здесь происходит знакомство детей с практическими навыками различных профессий, развитие творческих способностей, адаптация к жизни в современном обществе (необходимость трудиться, понимание роли денег), обучение навыкам совместной работы и творчества, поощрение чувства милосердия и благотворительности, выработка
равно уважительного отношения к другим, ознакомление с традициями, укладом жизни, историей города.
Непрерывная профориентация в условиях образовательного кластера основана на идее самореализации личности при включении ее в деятельность современных инновационных площадок для целенаправленного образовательного досуга детей и молодежи, построенных на взаимосвязанных процессах — обучение, развитие, досуг и развлечение.
Целевой аудиторией проекта являются дети и молодежь, жители города: воспитанники детских садов, учащиеся образовательных организаций, студенты среднего и высшего профессионального образования, педагогические работники учреждений общего и профессионального образования.
Профориентация детей дошкольного возраста реализуется в формате инновационной площадки «Мамсли-сад». Основным направлением деятельности является формирование образовательной потребности к познанию окружающего мира путем организации направленной экспериментальной и когнитивной деятельности, интеграции естественных наук и формирования первичных инженерных навыков, конструкторских умений на основе LEGO-конструирования, проведения опытов и экспериментов, изучения основ моделирования и прототипирова-ния различных систем.
Инновационными площадками для организации профориентационной деятельности учащихся 1 -7 классов являются интерактивный научно-познавательный музей, в котором ребята знакомятся с различными физическими явлениями; лаборатория роботехники; малая инженерная академия; интерактивные мастерские для знакомства школьников с различными профессиями с участием приглашенных специалистов — профессионалов своего дела.
В каникулярное время организуются профильные смены и мобильные образовательные площадки с погружением в увлекательный мир науки Детско-
юношеского клуба «Умные каникулы» — «Лего-каникулы», «Юные инженеры XXI века», «Летний транзит» (туристское, краеведческое, спортивное направления), «Летняя академия искусств» (художественное, эстетическое направления), «Техноканикулы» (техническое направление).
Для учащихся 8-11 классов реализуются программы профессиональных проб, охватывающие более 30 профессий. Организация профессиональных проб на базе Детского центра профессий «Город мастеров» представляет собой своего рода модель конкретной профессии, посредством апробирования которой учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри.
Инновационная площадка Университет рабочих профессий Кузбасса функционирует для учащихся 10-11 классов, студентов ссузов и вузов. Для старшеклассников и студентов проходят кейс-практикумы по разным профессиям, одним из таких стал кейс-практикум «Рабочие профессии Кузбасса». Представители «Распадской угольной компании» предоставили школьникам шлем виртуальной реальности, который позволяет пройти по
«настоящей» шахте. Также в рамках университета проходят встречи со специалистами, в том числе с привлечением бизнес-структур, на которых представители бизнеса, делятся секретами успеха, рассказывают о своем пути в профессию предпринимателя.
Наша практика показывает, что образовательной кластер — это действительно точка роста для социального партнерства, что позволяет аккумулировать интересы каждого на основе сетевого и межведомственного взаимодействия для организации непрерывной профориента-ционной деятельности.
Организация непрерывной профори-ентационной деятельности строится на принципах сотрудничества и открытости взаимодействия с внешней средой.
Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь центра, важное место занимают социальные партнеры. МАУ ДО «Детско-юношеский центр "Орион"» строит свое сотрудничество на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями, активно реализует совместные проекты с некоммерческими организациями, привлекает ресурсы бизнес структур (рис. 1).
43 общеобразовательные организации г. Новокузнецка
Учреждения дополнительного образования детей Кемеровской области
Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО»
ФГБОУ ВО «Новосибирский НИУ «Институт педагогических исследований одаренности детей»
АНО «Социальное партнерство»
МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»
ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества»
ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»
ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр»
МФСО «Федерация спортивного туризма г. Новокузнецка»
ОГИБДД Управления МВД России по Кемеровской области - Кузбассу
НО «Фонд развития Детско-юношеского центра "Орион"
Профсоюз работников народного образования и науки РФ г. Новокузнецка
Средства массовой информации
Рис. 1. Социокультурное взаимодействие МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» с социальными партнерами в условиях функционирования образовательного кластера
Таким образом, реализация непрерывной профориентации детей и молодежи через организацию социокультурного пространства в формате образовательного кластера способствует повышению качества и доступности дополнительного образования, вовлечению учащихся в активную социальную практику; обеспечению занятости детей и молоде-
жи в свободное время, успешной самореализации учащихся и в дальнейшем к формированию кадрового резерва региона. Формируется устойчивая система сотрудничества для организации современного открытого образовательного пространства на основе социального партнерства, сетевого и межведомственного взаимодействия.
Литература
1. Информационная система сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок. — URL: https://fip.expert/project/1775/show (дата обращения: 20.04.2020).
2. Касаткина, Н. Э. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть I : коллективная монография / Н. Э. Касаткина, О. Б. Лысых, под науч. ред. Е. Л. Рудневой. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. — 171 с.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Феникс, 2013. — 432 с.
4. Концепция развития дополнительного образования детей. — URL: http://static.govemment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
5. Лалетина, О. В., Липатов, Д. В. Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 2. — № 2(49). — С. 192-199.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период 2018 — 2025 годы»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642. — URL: http://static.govemment.ru/media/files/313b7Na NS3Vbc W7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
7. Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»: распоряжение Министерства просвещения РФ от 23.09.2019 № Р-97. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9b13cece54db601d1a8c0e9cc6b7a7d7/download/2307/ (дата обращения: 20.04.2020).
8. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 128 с.
Сведения об авторах
Милинис Ольга Артуровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Баютова Олеся Евгеньевна: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр "Орион"» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), руководитель центра научно-методической работы. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Milinis Olga Arturovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, doctor of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected] Bayutova Olesya Evgenievna: Orion Municipal Autonomous Institution of Continuing Education (Orion Children and Youth Center) (Novokuznetsk, Russia), Head of the Center for Scientific and Methodological Work. E-mail: [email protected]
УДК 378
© Новоселова Д. В., Тагирова Н. М., 2020
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена применению технологии блокчейн в системе образования. Рассматриваются сценарии применения данной технологии. Рассматриваются решения некоторых проблем в образование и науке с помощью применения технологии блокчейн. Рассмотрена платформа Ethereum и ее возможности для разработки учебно-методических материалов по блокчейн-курсам.
Ключевые слова: информационные технологии; система образования; блокчейн.
© Novoselova D. V., Tagirova N. M., 2020
THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE EDUCATION SYSTEM
The article is devoted to the use of blockchain technology in the education system. Scenarios of application of this technology are considered. Some solutions to problems in education and science are examined using blockchain technology. The Ethereum platform for the development of teaching materials on the possibilities of blockchain courses is considered.
Keywords: information technologies; education system; blockchain.
Одним из основных стратегических национальных приоритетов Российской Федерации является переход к цифровой экономике, что отражено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [2].
Это показывает стремление государства к высокому уровню развития технологичности образования и науки. Данное стремление — это показатель улучшения жизни граждан. Все эти моменты отражены в «Цифровой экономике России» [2]. Цифровую экономику также активно развивает Евросоюз на своей территории. Технологией, которая позволяет внедрять
и развивать цифровую экономику, является технология блокчейн.
Впервые криптовалюты были разработаны в 1992 г., но авторы пожелали остаться неизвестными. С 1993 г. различные программисты и инженеры стали разрабатывать и внедрять с помощью разных способов шифрования технологию блокчейн на основе криптовалют.
Блокчейн — это последовательная цепочка блоков, содержащих информацию, построенная по определенным правилам [1].
Данная технология позволяет обеспечить цифровое общество основными необходимыми технологическими механизмами и условиями. Также технология блокчейн позволяет исключить посред-