Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова
УДК 377.1378.095
ТРАДИЦИОННОСТЬ ПОДХОДОВ
И ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРАКТИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ XXI ВЕКА
контексте современных социокультурных и педагогических трансформаций выбор пути - вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она стала осознаваться сравнительно недавно. Еще в Х1Х веке профессиональный выбор практически всегда для человека определялся его классовой принадлежностью и социальным происхождением. Каждое новое поколение, за редким исключением, наследовало ремесло и социальный статус своих предков, не имея возможности даже представить себе иной выбор профессии или карьеры. Отголоски этой традиции имеют место и сегодня: многие родители видят своих детей продолжателями семейного дела и неоднозначно относятся к возможности другого профессионального выбора. Однако сегодня он существует, и для молодого поколения, не обремененного сословными ограничениями, предстает широкий выбор возможностей в профессиональном самоопределении и самореализации [5; 7; 9]. В этой ситуации проблема профессиональной ориентации в самом широком смысле с учетом социально-экономических и личностных факторов становится принципиально актуальной. Ее решение носит междисциплинарный характер, и по данным многочисленных опросов молодые люди, начиная со школьников, ждут помощи от педагогов, психологов, со-
20/Я/&
циальных работников, медиков и юристов в этой сфере.
Основной задачей профориентации является не только помощь подросткам в определении жизненного пути, но и формирование системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники - это будущие конкурентоспособные специалисты, которые будут строить, учить, защищать и лечить. В связи с этим в нашей стране и в странах с развитой рыночной экономикой активизации профори-ентационной работы уделяется пристальное внимание: разрабатываются новые программы, направленные на помощь подростку найти свое призвание; система профориентации работы постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать глобальным и региональным потребностям в подготовке компетентных и успешных специалистов, меняются методы и форматы проведения профориентационной работы, появляются новые инновационные подходы к ее организации [1; 4; 6].
Однако анализ практики профориентаци-онной работы показывает, что современные подходы мало используются в работе с учащейся молодежью. К сожалению, на местах профориентация в основном носит традиционный характер и осуществляется в виде разрозненных и бессистемных мероприятий, в основе которых лежит мероприятийный подход. Более того, наши исследования более чем на девяти экспериментальных площадках показали, что для решения проблемы профессиональной ориентации недостаточно стандартного набора психолого-педагогических диагностических методик и тестов. Современный, все более глобализирующийся рынок труда требует не только профессиональных компетенций, определенных способностей и специфических склонностей, но и сформированной личностной зрелости, ибо жизненный успех определяется не столько освоенными компетенциями, сколько социально-личностной позицией [2; 6; 8].
Проведенный анализ результатов опроса и анкетирования организаторов профориен-тационной работы в школах и вузах показал, что для решения этой проблемы необходимо
осуществить ряд мероприятий, к которым можно отнести следующие:
1. Разработка учебно-методического обеспечения подготовки субъектов профориента-ционной деятельности к ее организации и проведению.
2. Разработка региональных программ по развитию системы профессиональной ориентации (в части регионов РФ такие программы разработаны и действуют).
3. Разработка моделей и механизмов социального партнерства предприятий, бизнеса и образования по профессиональной ориентации молодежи.
4. Использование потенциала самой системы образования в части совершенствования методик и технологий профориентацион-ной работы, использования традиционных учебных предметов, на которых возможно приобщение школьников и к миру труда и профессий, использования накопленного корпоративного опыта профориентационной деятельности в организациях и предприятиях сферы бизнеса. Преимущества корпоративного опыта в данной сфере - четкая организация деятельности и нацеленность на конкретный результат.
Известно, что профессиональное становление личности - это главная цель профориен-тационной работы, при этом важно, чтобы данное профессиональное становление соответствовало индивидуальным особенностям личности, с одной стороны, и потребностям общества в высококвалифицированных специалистах, современных профессионалах, - с другой стороны. Вышесказанное актуализирует вопрос формирования системы проф-ориентационной работы и новых отношений между образовательными организациями всех уровней и предприятиями, работодателями, службами занятости и т. д.
Самоопределяющаяся личность, образовательная организация, семья - эти субъекты профориентации, как известно, являются участниками образовательных отношений. Социально-профессиональное становление специалиста, его профессиональный рост зависят также от таких субъектов профориентации, как пред-
приятия в лице работодателей и государство, наше современное общество.
Более того, с каждым годом расширяются масштабы переподготовки, профессиональной перепрофилизации, повышения квалификации работающего населения, значительная часть этой работы выполняется высшими учебными заведениями. Для решения всех этим проблем нужна обстоятельная профориента-ционная работа вуза. Наиболее эффективна она проходит в рамках научно-образовательного кластера [3; 7; 8].
Подчеркнем, что профориентационная работа является совместной деятельностью педагогических работников общего и профессионального образования, мастеров производственного обучения и наставников на производстве, специалистов органов управления общим и профессиональным образованием, а также работодателей.
Таким образом, как отмечает В. И. Белов, «профориентация является сложной системой -педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы» [1, с. 14]. Социально-экономический эффект профориентационной работы является отсроченным, но деятельность всех субъектов профориентации имеет свои задачи и нацелена на результат. Каждый субъект профориентации, являясь частью системы, имеет свои цели, задачи, механизмы деятельности на своем уровне.
Сегодня о высокой востребованности про-фориентационной деятельности вузов на рынке образовательных услуг свидетельствуют масштабы высшего профессионального образования. В ней заинтересованы родители, старшеклассники, педагоги, организаторы школьного образования - все те, кто озабочен проблемами профессионального выбора. К тому же профориентационные услуги все чаще становятся платными и приносят немалый доход вузам, частным структурам, репетиторам. У большей части населения сложилось убеждение, что хорошее профессиональное образование является одним из основных факторов, определяющих трудовую биографию
человека, его востребованность и успешность в жизни. Оно готово вкладывать в это средства семейного бюджета. Иначе говоря, важнейшую государственную задачу можно решать в значительной мере за счет средств населения, что является взаимовыгодным частно-государственным партнерством, решающим долговременную стратегическую задачу подготовки кадров в кластере для конкретных, специальных отраслей экономики и социальной сферы.
Важность для вузов глубокого осмысления проблем профориентационной работы, подготовки профессионалов для конкретной сферы определяется еще и тем, что масштабы этой работы расширяются с каждым годом. Это вызвано и переходом на многоуровневую подготовку в вузах. Появляется необходимость профориентационной работы еще и среди бакалавров, чтобы сформировать качественный набор в магистратуру, привлечь выпускников других вузов, чтобы часть бакалавров имела возможность сменить направление подготовки, скорректировать свой первоначальный выбор в соответствии со своими способностями, запросами рынка труда.
Наше государство нацелено на рост человеческого капитала, важны экономическая, социальная и финансовая стабильность, высокий профессиональный уровень работника и его соответствие квалификации. Ситуация на федеральном уровне на современном этапе уникальная. Как известно, государственная система профориентации детей и молодежи отсутствует. Но на региональном уровне идет достаточно успешное становление и развитие систем профориентации. Обозначается вектор профориентации, где человек - важнейший ресурс экономического и социального развития [3; 7].
Постоянная смена социально-экономической ситуации определяет стратегические цели профориентационной работы, актуализирует вопросы нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения и кадрового потенциала. Возрождение профориента-ционной работы на региональном уровне объясняется слишком индивидуальным ха-
20/Я/&
рактером данной деятельности, но в то же время именно государство способно обеспечить системный характер профориентации детей и молодежи.
Эффективная профориентационная работа для предприятия - это, прежде всего, возможность получения конкурентоспособного и мотивированного профессионала, что непосредственно отражается на производительности труда, эффективности производства и, в конечном итоге, на росте прибыли.
Совместная деятельность образовательной организации и предприятия в сфере профориентации сегодня выходит на передовые позиции. Результат эффективной деятельности образовательной организации в сфере профориентации отражается в повышении рейтинга организации, увеличении социальных партнеров и, что является определяющим, увеличении количества студентов, которые мотивированы на качество образования. Эти студенты успешно осваивают не только образовательные программы, но также являются активными участниками инновационных разработок, российских и международных гранто-вых проектов.
Отрадно и возрождение традиционного для нашей страны «Института наставничества». Организуемые на федеральном и региональном уровнях форумы и конкурсные мероприятия становятся сегодня площадкой, где наставники предприятий, представители государственных и бизнес-корпораций, представители органов федеральной и региональной власти, некоммерческих организаций и представители образовательных организаций обсуждают вопросы развития профессиональной среды наставничества.
В рамках реализации регламента взаимодействия участников кластера в Республике Татарстан внедряется комплекс традиционных эффективных форм работы в данном направлении: размещение информации в СМИ, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, дни карьеры и работодателей, конкурсы и олимпиады профессионального мастерства, в том числе WorldSkills, круглые столы с участием представителей предприятий кластера и цен-
тров занятости населения. Внедряются инновационные формы: виртуальные туры по предприятиям кластера, кабинеты виртуальной профориентации и тестирования и т. д. [3; 9].
Новым инновационным подходом к организации профориентационной работы на уровне государства, предприятия и образовательной организации сегодня выступает использование потенциала стремительно развивающегося движения WorldSkills [10]. Напомним, что цель международного движения - это повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [10].
Это так называемое олимпиадное движение определяет новые стандарты подготовки высококвалифицированных, компетентных профессионалов, способных преодолевать трансграничные барьеры. Личности как субъекту профориентации движение WorldSkills, повышая престиж рабочих профессий, помогает в выборе профессии, мотивирует молодое поколение на достижение профессиональных результатов, а затем способствует их карьерному росту.
В образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, происходит обновление их содержания согласно современным стандартам производства и инновационным технологиям; имеет место и трансляция международных образовательных стандартов. Для реализации профессиональных образовательных программ формируются условия, соответствующие современным стандартам, путем модернизации материально-технической базы образовательных организаций. При этом необходимо отметить, что в данный процесс вовлекаются работодатели, которым отводятся ведущие роли и при создании базовых кафедр на предприятиях, а также при организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий.
Данное конкурсное движение является уникальной деловой площадкой и для бизнеса и, как следствие, имеет большое значение для дальнейшего развития экономики, прежде всего, высокотехнологичных отраслей промышленности.
Если говорить о кадровом сегменте проф-ориентационной работы, то, будучи вовлеченными в реализацию нового механизма профориентационной деятельности, педагогические работники, наставники, эксперты чемпионатов и руководители образовательных организаций имеют возможность на платформе движения WorldSkills обсуждать актуальные вопросы, связанные с ситуацией на современном международном рынке труда, с внедрением современных образовательных технологий в подготовку квалифицированных специалистов, с развитием новых направлений в сфере профориентационной деятельности. Особое место и развитие получают дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации), которые направлены на совершенствование компетенций управленческих и педагогических кадров в сфере профориентации учащейся молодежи.
Возвращаясь к субъектам профориентации, необходимо отметить, что эффективная профориентация для семьи - это общее благосостояние и социальный статус. Роль института семьи в определении образа будущего профессионала, его статуса в социуме огромна. В системе профориентации функционал семьи - это формирование моральных установок к трудовой деятельности; формирование личностных ценностей, поскольку социально-профессиональная самореализация обуславливает не только успех и признание, но и психическое и физическое здоровье личности, что является одной из главных целей функционирования любого гражданского общества.
АННОТАЦИЯ
В статье актуализируется значимость проблемы профессиональной ориентации в процессе социально-профессионального самоопределения личности, которая рассматривается как условие осознанного профессиональ-
ного выбора будущей профессии в соответствии с профессионально-личностными интересами и способностями. Представлены особенности организации профориентационной деятельности в условиях научно-образовательного кластера как инновационного подхода к привлечению субъектов кластера: семьи, обучаемого, образовательной организации и работодателей к профориентационной работе в современном контексте социокультурных трансформаций в обществе. Показаны возможности и роль международного движения WorldSkills в популяризации рабочих профессий и в сфере профориентации учащейся молодежи.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, кластерный подход, субъекты кластера, движение WorldSkills.
SUMMARY
The article reveals the importance of a problem of professional guidance in the course of social and professional self-determination of the personality that is considered as a condition of a conscious professional choice of a future profession, according to professional and personal interests and abilities. Features of the organization of professional orientation activity in the conditions of a scientific and educational cluster as an innovative approach to involvement of cluster's subjects - the family, the student, the educational organization, and employers of professional orientation work in a modern context of sociocultural transformations in the society are presented. Opportunities and the role of the international movement WorldSkills in promoting of working professions and in the sphere of career guidance of the studying youth are shown.
Key words: professional guidance, professional self-determination, professional orientation work, cluster approach, subjects of a cluster, WorldSkills movement.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов В. И. Формирование личности профессионала как непрерывный процесс. Профессиональная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации:
сб. ст. / под общ. ред. В. П. Панасюка. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - 82 с.
2. Грачёва Л. Ю., Родичев Н. Ф. Компе-тентностный подход к поддержке социально-профессионального самоопределения молодежи / Л. Ю. Грачёва, Н. Ф. Родичев // Профессиональная ориентация и занятость молодежи: научно-методический журнал. - 2017. -№ 1. - С. 13-17.
3. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Научно-образовательный кластер как фактор развития профориентационной работы с учащейся молодежью / Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. д. п. н. Е. А. Корчагина; д. п. н. Р. С. Сафина. - Казань: РИЦ «Школа», 2017. - С. 28-37.
4. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М.: РОУ, 2015. - 272 с.
5. Сергеев И. С. Нужна ли нам государственная система профориентации детей и молодежи? // Профессиональная ориентация и занятость: научно-методический журнал. -2017. - № 1. - С. 18-23.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://doc.cntd. 1^осишеШ/902317973.
7. Трегубова Т. М., Шибанкова Л. А. Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 6. - С. 52-55.
8. Трегубова Т. М. Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 77-84.
9. Трегубова Т. М. Профориентационная работа в условиях международной образовательной интеграции: новые перспективы и тенденции: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. 3 апреля 2017 г. - Казань: МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2017. - С. 231-234.
10. Worldskills Russia [Электронный ресурс]. - URL: http//WorldSkills.ru.
Б. Е. Стариченко, Р. П. Явич
УДК 378.147.7 О МЕСТЕ
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
' настоящее время во многих выступлениях официальных лиц, государственных программах, научных публикациях звучат призывы к развитию образовательных интернет-технологий как меры, обеспечивающей перевод на качественно иной уровень организационных аспектов образования и, в частности, его доступности. Даже обсуждаются возможности замены традиционного высшего образования виртуальным. Усилия вузов направляются на развитие сетевых форм - создаются ресурсы открытого образования, разрабатываются виртуальные кампусы, пропагандируются массовые открытые on-line курсы (МООК). При этом вопросам применения иных интернет-технологий в организации и управлении учебным процессом в высшей школе уделяется гораздо меньше внимания. С нашей точки зрения, имеют место завышенные ожидания результативности, как следствие, происходит неоправданная абсолютизация возможностей использования технологий и ресурсов открытого образования в вузах и принижается роль других технологий. Цель