20/Я/&
Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова
УДК 377.1
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МИРОВЫХ ЧЕМПИОНАТАХ <^ОКЬБ8К1ЬЬ8»
истема профессионального образования (СПО) сегодня находится в активной фазе реформирования и характеризуется рядом нововведений, которые должны быть осмыслены и преломлены в практику. Внедрение новых подходов к подготовке рабочих, инженеров должны обеспечить технологический и экономический прорыв страны, повышение качества жизни и доходов населения. Особое внимание сейчас уделяется системе среднего профессионального образования, так как именно она является основной базой для подготовки рабочих. Для того чтобы система эффективно развивалась, необходимо ввести следующие нововведения:
- учет стратегии регионального развития, инвестиционных проектов регионов и страны в целом для реальной модернизации СПО;
- прогноз кадровых потребностей региона, а также учет требований ведущих отраслей, производств и социальной сферы к подготовке кадров (к содержанию подготовки и ее результатам);
- гибкость и мобильность самой системы к изменяющимся внешним условиям; СПО как мобильный сегмент профессионального образования должен предусматривать разные сроки и формы подготовки. Кроме того, профессиональное обучение должно вестись на передовой материально-технической, учебной и производственной базе. Для решения этой проблемы необходимо создавать центры коллективного пользования, в которых будет собрано лучшее оборудование для предостав-
ления его всем, кто реально заинтересован в высоком качестве подготовки своих обучаемых;
- оценка компетенций должна быть объективной и независимой экспертизой - так, как это происходит сейчас на демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills;
- в системе СПО необходимо создать центры опережающей подготовки, на которых будут обучаться не только студенты, но и преподаватели, а также все граждане, которые хотят повысить свою квалификацию или получить новую специальность; данные центры могут выступать и пунктом профориентации для школьников при выборе профессионального пути и карьеры;
- существенным фактом для развития профессиональной подготовки в СПО должно стать повышение качества подготовки не только по профессиональному и производственному циклам, но и по естественнонаучным, гуманитарным дисциплинам, необходимо формирование и компетенций Soft Skills - это креативность, ответственность, коммуникативность, результативность, смелость и проектное мышление. Они более важны для современных обучающихся, чем безупречный аттестат;
- одним из существенных новшеств, внедренных в систему СПО, является введение стандарта WorldSkills в подготовку рабочих кадров. Изначально данный стандарт был введен для того, чтобы учащиеся могли участвовать в чемпионатах WorldSkills, однако в настоящее время есть необходимость закрепить эти стандарты наряду с федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами на нормативном уровне. WorldSkills (в России - «Молодые профессионалы») - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа инженерно-технических и рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой стране, так
и во всем мире. Россия присоединилась к движению в 2012 году.
Обобщая вышесказанное, можно выделить некоторые концептуальные основания в подготовке рабочих кадров в системе СПО на современном этапе.
В основе подготовки рабочих кадров на современном этапе должна лежать новая методологическая ориентация, определяющая направленность разработки концептуальных подходов и принципов к стандартам, моделям управления и т. д. К таким принципам мы относим следующие: принципы преемственности, обновления норм качества образования, опережающей подготовки, соответствия и адекватности, равновесия, правовой корректности, добровольности. Все эти принципы направлены на обобщение сложившейся практики и выделение из нее компонентов, элементов системы, которые не противоречили бы идее непрерывного профессионального образования и в то же время были способны обеспечить жизнестойкость самой системы за счет систематического, непрерывного обновления норм качества, усиления междис-циплинарности образования, удовлетворения потребностей будущего, сбалансированности между потребностями, особенностями региональных систем образования, федеральными требованиями и международными нормами [1; 2].
На современном этапе необходимо обеспечить внедрение новых моделей управления профессиональными образовательными организациями, реализацию проектов по переходу на новые ФГОС по наиболее востребованным перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) на уровне профессиональной образовательной организации [2; 5].
Однако здесь имеется ряд проблем, которые необходимо предусмотреть. Хорошо известно, что в настоящее время внедрено уже более 800 профессиональных стандартов, и этот процесс не останавливается, так как сами действующие профессиональные стандарты нуждаются в постоянном пересмотре из-за быстрой динамики в технической и технологической сфере современного произ-
водства, внедряются новые технологии, укрупняются виды подготовки и т. д. Кроме того, сегодня активно внедряются стандарты WorldSkills, которые также имеют свои особенности: меняется экзаменационная система в образовательных организациях СПО -вводится демонстрационный экзамен по методике WorldSkills - инновационной системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях. Демэкзамен позволяет студентам определить недостающие навыки - так называемые skills gaps. А организации профессионального образования, в свою очередь, могут скорректировать учебную программу, пока система проходит пилотные испытания [2; 3]. Кроме того, компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков - еще одним проектом WSR. В нем обозначены модули, которые выполнил студент.
Конкурс WorldSkills проводится не только по хорошо известным рабочим профессиям, но и по новым профессиям, таким как «Мехатроник», «Мобильный робототехник», «Оператор беспилотных летательных аппаратов», «Специалист по аддитивным технологиям», «Техник по композитным материалам» и «Техник по обслуживанию роботизированного производства». В том или ином виде эти профессии в настоящее время получали свое развитие только через систему чемпионатов «WorldSkills» [5; 6]. Есть уже успехи в подготовке студентов для участия в конкурсах WorldSkills, а профессиональные образовательные организации только собираются внедрять ФГОС по этим профессиям. В этом случае нужен новый подход к внедрению стандартов, особенно в тех СПО, где уже осуществляется подготовка студентов по этим профессиям (даже если только на уровне конкурса!). Здесь необходимо отметить, что возрастает роль примерных основных образовательных программ в методическом обеспечении подготовки по наиболее востребованным профессиям и специальностям. Именно ОПОП несет основную функциональную нагрузку
20/Я/&
по приведению в соответствии ФГОС СПО, профессионального стандарта и стандарта WorldSkills.
Обращаясь к новым моделям управления профессиональной образовательной организацией, существует необходимость разграничения этих моделей и принятие в регионах той, которая наиболее будет соответствовать политике, специфике и т. д. региона. Можно лишь обозначить некоторые из этих моделей:
- общественно-государственная модель управления подготовкой рабочих кадров и развитием прикладных квалификаций;
- модель профессионально-отраслевых кластеров с практикой деятельности региональных отраслевых советов;
- модель коллегиальных органов управления в регионах, где равное развитие разных производств и отраслей, а также возможно развитие механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.
Развитие кадрового потенциала (управленческого, преподавательского) профессиональной образовательной организации необходимо осуществлять на новой основе, например, существует потребность в пересмотре практики реализации программ ДПО в вузах, центрах повышения квалификации и других структурах. Кроме того, сама система ДПО в области повышения квалификации управленцев и преподавателей СПО требует реформирования. Хорошо известно, что долгое время повышением квалификации кадров СПО занимались технические вузы. Эта практика была оправдана, так как инженерно-педагогические работники априори могли повысить квалификацию только там. Сегодня вузовская практика крайне далеко отошла от проблем профессиональных образовательных организаций, те программы, которые там реализуются, в основном носят общий характер, не имеют узкопрофессиональной направленности на повышение качества образования в СПО, нередко и преподаватели не знают современной системы СПО. Поэтому необходимо, чтобы повышение квалификации происходило на базе современных, передовых СПО,
особенно для преподавателей, с приглашением ученых, производственников, специалистов в своей области. Необходимо возродить конкурсы «Мастер года», «Лидер года» на условиях государственно-частного партнерства, поддерживать сети профессиональных образовательных организаций, реализующих программы ДПО. Должен быть составлен рейтинг программ повышения квалификации преподавателей СПО, прошедших профессионально-общественную аккредитацию. Для того чтобы создать мощную преподавательскую базу в системе СПО, необходимо разработать и внедрить мониторинг прогнозирования кадровых потребностей и развития кадровых ресурсов, создать персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации (кредитно-модуль-ная система и сетевые механизмы реализации программ ДПО), формировать кадровый резерв, развивать практики наставничества и подготовки управленческих команд профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, в настоящее время существуют все предпосылки для развития системы СПО. Во-первых, реализуется ряд проектов (например, реализация приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» направлена на создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями). Во-вторых, создаются межрегиональные центры компетенций и учебно-методические объединения по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. В-третьих, осуществляется координация деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе СПО. Принята и реализуется «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 го-
да». Уже пять лет проводится всероссийская олимпиада профессионального мастерства и чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия), направленная на выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, повышение качества профессионального образования специалистов среднего звена и совершенствование их профессиональной компетентности, реализацию творческого потенциала обучающихся. Решение перечисленных нами проблем будет способствовать интенсивному развитию системы среднего профессионального образования в области подготовки кадров по рабочим профессиям и специальностям в соответствии с требованиями современных высокотехнологичных производств; а также будет направлено на повышение привлекательности и имиджа организаций профессионального образования и ликвидацию кадрового дефицита специалистов со средним профессиональным образованием.
АННОТАЦИЯ
Авторами в статье сделана попытка на основе анализа современной системы СПО раскрыть некоторые концептуальные основания профессиональной подготовки рабочих кадров. К таким основаниям относятся новая методологическая ориентация, определяющая направленность разработки концептуальных подходов и принципов развития СПО, внедрение новых моделей управления профессиональными образовательными организациями, развитие кадрового потенциала (управленческого, преподавательского) профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: концептуальные основания, профессиональное образование, чемпионат WorldSkills, подготовка рабочих кадров.
SUMMARY
The authors attempted to reveal some conceptual grounds for professional training of workers based on the analysis of the modern system of secondary vocational education. These grounds include: a new methodological orienttation that determines the direction of the development of conceptual approaches and principles of secondary vocational education, the
introduction of new models of management of professional educational organizations, the introduction of new standards, the development of human resources (managerial, teaching) vocational educational organization.
Key words: conceptual bases, professional education, WorldSkills championship, training of workers.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа «Развитие образования и науки республики Татарстан на 2014-2025 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/ gos_programmi.htm.
2. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Научно-образовательный кластер как фактор развития профориентационной работы с учащейся молодежью / Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2017 / под общ. ред. д. п. н. Е. А. Корчагина; д. п. н. Р. С. Сафина. - Казань: РИЦ «Школа», 2017. - 431 с.
3. Трегубова Т. М., Шибанкова Л. А. Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе / Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. -С. 52-55.
4. Шутов А.Т. Особенности внедрения ФГОС СПО по Т0П-50 / Мсто. Культура. Цившзащя: матерiали VII мгжнар. наук.-те-орет. штернет-конф. Харшв, квгтень 2017 р. / редкол.: М. К. Сухонос (вщпов. ред.) [та ш.]; Харшв: Нац. ун-т мюьк. госп-ва iм. О. М. Бекетова. - Харшв: ХНУМГ 1м. О. М. Бекетова, 2017. - 289 с.
5. Главная страница сайта РАНХиГС [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kmpo. ranepa.ru.
6. An Agenda for Education Research: a View From the Firing Line. National Consortium for Educational Exercise. - Nashville: Vanderbilt Univ., 2015. - 234 р.