ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.1
Копнов Виталий Анатольевич
доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). E-mail: vitalij. [email protected]
Соколова Анна Валерьевна
студентка группы УЭ-501 кафедры профессионально-экономического обучения факультета экономики и управления Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). E-mail: annysokolova92@gmail. com
ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОНАТ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ WORLDSKILLS
Аннотация. Цель изложенного в статье исследования заключается в поиске новых эффективных педагогических инструментов и технологий, обеспечивающих повышение уровня подготовки мастеров производственного обучения. В качестве одного из таких инструментов предлагается развитие конкурсного движения, активно вовлекающего обучающихся в профессиональное творчество.
Методы, использовавшиеся в работе, - комплексная оценка состояния сферы среднего профессионального образования (СПО), сравнительный анализ конкурсов профессионального мастерства регионов России с целью определения существующих организационно-конкурсных проблем.
Результаты. Убедительно доказывается положительный эффект проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов производственного обучения. Данные мероприятия способствуют реабилитации в настоящее время не слишком, к сожалению, престижной, по мнению многих, специальности педагога, занимающегося обучением будущих рабочих; конкурсы развивают профессиональную компетентность и важные в современных реалиях личностные качества: мобильность, активность, готовность к самосовершенствованию.
Научная новизна.. По мнению авторов, интегрирование мастеров производственного обучения всех уровней профессиональной подготовки - от студентов до опытных работников - в конкурсное движение позволяет создавать творческую образовательную среду, способствующую активному саморазвитию профессионального сообщества мастеров производственного обучения.
Практическая значимость. Результаты исследований могут быть полезны преподавателям организаций среднего профессионального образования при дальнейшем исследовании организационно-творческих форм и методов подготовки мастеров производственного обучения.
Ключевые слова: мастер производственного обучения, конкурс профессионального мастерства, мировой чемпионат рабочих профессий, среднее профессиональное образование (СПО), компетенция. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-75-89
Kopnov Vitaly A.
Doctor of Technical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg (RF). E-mail: [email protected]
Sokolova Anna V.
Student of UE-501, Department of Vocational and Economic Training, Faculty of Economics and Management, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg (RF). E-mail: annysokolova92@gmail. com
INTRODUCTION OF NEW SKILL «IN-SERVICE TRAINER» IN WORLDSKILLS RUSSIA
Abstract. The aim of the study is to find out new and effective teaching tools and technologies that enhance the training level of in-service trainers. As one of these tools, the development of competitive movement is offered, which actively engages students into the professional work.
Methods. The comprehensive assessment of the scope of secondary vocational education and training (VET) and comparative analysis of professional skills contests in Russian regions with the aim to identify existing organizational and competitive challenges are provided.
Results. On the basis of these studies, the positive effect of training of in-service trainers on the use of professional skills contests is outlined.
Scientific novelty. Integration of in-service training at all levels of training -from students to experienced workers into receivership motion would allow us to create a creative learning environment, promoting active self-development group of training of vocational trainers in general.
Practical signijïcance. The research results can be useful to teachers of secondary and postsecondary VET institutions in the further study of the organizational and creative foundations of training of in-service trainers.
Keywords: in-service trainer, professional skills contest, WorldSkills, VET,
skill.
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-75-89
Совершенствование среднего профессионального образования (СПО) является одним из приоритетных направлений развития и модернизации российского образования [4]. Правительством Российской Федерации было издано специальное распоряжение об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы СПО на 2015-2020 гг. [11]. Главная цель данного документа - создание современной и эффективной модели подготовки специалистов, ориентированной на запросы предприятий и способной удовлетворять потребности не только отечественной, но и зарубежной экономики.
Ключевой фигурой в обучении студентов учреждений среднего профессионального образования является мастер производственного обучения (ПО). В контексте стратегии экономического развития страны его роль в СПО приобретает еще большую актуальность, поскольку именно он, выполняя свои должностные педагогические и технологические функции, выступает последним звеном в процессе интеграции будущего рабочего в реальную производственную сферу. По-настоящему конкурентоспособной экономика может стать только при стабильном воспроизводстве квалифицированных конкурентоспособных рабочих кадров, чем, собственно и призван заниматься мастер ПО.
В реализации программы ПО, направленной на формирование профессиональных компетенций, необходимых для работы на конкретном рабочем месте, переоценить значимость деятельности мастера производственного обучения невозможно. Согласно проекту профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» от 08.08.2013 г. [10], он разрабатывает совместно с преподавателем программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, организует деятельность обучающихся на учебной и производственной практике, реализует педагогический контроль и оценку процесса и результатов учебно-производственной деятельности обучающихся, ведет документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс, осуществляет педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и программам профессионального обу-
чения. Главный результат работы мастера ПО - присвоение определенной квалификации молодому специалисту рабочей профессии исходя из приобретенной за время обучения профессиональной компетентности.
Однако в настоящее время профессиональное сообщество мастеров производственного обучения из-за невозможности быстрой адаптации к условиям современной экономики пребывает в состоянии стагнации, если не сказать - в состоянии профессионального регресса, что, разумеется, приводит к ухудшению результатов профессиональной деятельности [7, 15]. Это неизбежно сказывается на количественном и качественном разрыве между потребностями экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена и несоответствием их подготовки требованиям современного рынка труда. Особо остро эту проблему ощущают инновационный сектор и высокотехнологичные производства. Об этом свидетельствует недавнее развернутое выступление заместителя председателя правительства Российской Федерации Д. О. Рогозина [12].
Кроме того, сейчас многие мастера ПО не имеют педагогического образования. На эту серьезную проблему обратила внимание директор Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Н. Золотарева на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России: «...Педагогические реалии (введение ФГОС, задача расширения категорий обучающихся граждан) требуют непрерывного развития педагогической квалификации. Поэтому важно развитие методической сети в системе профессионального технического образования, создание городских, региональных научно-методических центров, формирование межрегиональных советов по профессиональному образованию» [6]. Дальнейшее успешное функционирование мастеров производственного обучения как профессионально-педагогической группы во многом зависит от решения данной проблемы.
Таким образом, обучение и подготовка квалифицированных, конкурентоспособных мастеров ПО в системе среднего профессионального образования, а также совершенствование их профессиональных умений и навыков требуют разработки инновационных педагогических методик и технологий обучения, развивающих профессиональную компетентность и важные в современных реалиях личностные качества: мобильность, активность, готовность к самосовершенствованию [5].
Анализ научно-педагогической литературы, а также нормативно-правовой документации в регионах и на уровне федерации показал, что все большую популярность в развитии системы СПО набирают конкурсы профессионального мастерства. К проблеме значимости конкурсного движения для развития профессиональной культуры мастеров производственного
обучения обращались в своих публикациях Д. В. Валько, В. П. Саенко, Е. Е. Соболева и др. В их работах акцентируется внимание на конкурентном взаимодействии студентов и мастеров ПО, повышающем их профессиональную компетентность [1, 13, 14].
В Российской Федерации существует множество конкурсов профмастерства, ранжируемых от городского до федерального уровней подчинения. Основными целями данных мероприятий являются повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда, пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса, содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям. Центральным состязанием такого рода в России является конкурс «Лучший по профессии», учрежденный Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей [2]. Мероприятия по организации и проведению вышеуказанного конкурса включены в комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 гг. [11]. Однако в перечне направлений, по которым проводятся соревнования, отсутствует специальность мастера производственного обучения. Почему-то при наличии большого числа конкурсов, позволяющих продемонстрировать умения и навыки по отдельным профессиям, конкурсы по этой специализации существуют лишь в ограниченном количестве и, по нашим наблюдениям, не пользуются популярностью у потенциальных конкурсантов.
Положительным примером служит городской конкурс «Московские мастера - 2015», который организуется для обучающихся и мастеров ПО профессиональных образовательных учреждений. Его координатором является комитет общественных связей города Москвы, а проведение соревнований предусмотрено обязательствами Московского трехстороннего соглашения: Правительства Москвы, Московской Федерации профсоюзов и Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей [3].
В 2015 г. конкурс среди мастеров производственного обучения проходил по четырем направлениям: мастер по обработке цифровой информации - оператор ЭВМ, сварщик, повар, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. В соревновании приняли участие 59 специалистов из 45 профессиональных образовательных организаций, что составляет примерно 0,15% от общего числа мастеров ПО (в упоминаемом выше докладе Н. Золотаревой приводятся данные о том, что общее количество мастеров производственного обучения сегодня составляет около 40 000 [6]). Конкурсные задания делились на практическую и теоретическую
части, позволяющие проверить знания, умения и навыки по профильной направленности конкурсантов. При этом была проигнорирована психолого-педагогическая составляющая, что лишний раз подчеркивает проблему, от решения которой зависит дальнейшее успешное существование всей системы среднего профессионального образования в целом. Кроме того, конкурс является городским и исключает тем самым возможность участия в соревновании представителей других регионов страны.
С нашей точки зрения, целесообразно создать единый, проводящийся как в отдельных регионах, так и на федеральном и межгосударственном уровне конкурс профессионального мастерства, который бы позволял выявлять лучших мастеров производственного обучения и диагностировать их педагогические знания наравне с технологическими умениями и навыками. В качестве перспективной площадки для организации подобных соревнований, как нам представляется, можно воспользоваться движением WorldSkills International, в частности его национальной версией WorldSkills Russia.
WorldSkills International (WSI) - международная некоммерческая ассоциация, целью деятельности которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации рабочих через интеграцию лучших мировых практик и профессиональных стандартов. Ассоциация существует с 1946 г. Ее создатели поставили перед собой амбициозные цели: посредством организации и проведения конкурсов способствовать повышению интереса молодых людей к профессиональной подготовке и выявлять ведущих специалистов среди конкурсантов из разных стран [20]. WSI организует международные состязания в профессиональном мастерстве каждые два года [17].
Экономика любой развитой страны нуждается в квалифицированных кадрах, умеющих работать по новейшим международным стандартам качества. Чемпионаты WorldSkills - это как раз и есть та площадка, на которой профессионалы из множества государств могут обмениваться опытом и не только знакомиться с современными международными стандартами, но и формировать их.
В Российской Федерации движение WorldSkills существует относительно недавно, но с каждым годом стремительно растет и развивается. Стартом движения стало одобрение наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством Президента России В. Путина проекта «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills».
Официально РФ вошла в состав международной ассоциации World-Skills International 17 мая 2012 г., когда в Чеджудо (Южная Корея) прошла очередная генеральная ассамблея WSI, во время которой Россия ста-
ла полноправной страной-участницей WorldSkills International - за это решение единогласно проголосовали все члены движения WorldSkills [17].
Весной 2013 г. в Тольятти состоялся 1-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills Russia». Он привлек более трехсот участников в возрасте от 18 до 22 лет - студентов учреждений среднего профессионального образования, победителей региональных конкурсов. По результатам чемпионата была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 г. приняла участие в чемпионате мира WorldSkills International в Лейпциге (Германия).
В мае 2014 г. в Казани был организован 2-й «Национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills Russia», ставший одним из основных этапов подготовки сборной России к выступлению на мировом первенстве WorldSkills в 2015 г. и объединивший более тысячи участников. Его победители представляли Россию на первенстве Европы - EuroSkills, проходившем со 2 по 4 октября 2014 г. в городе Лилль (Франция) [17]. Второй национальный конкурс по массовости и масштабу вполне сравним с 40-м чемпионатом мира, состоявшимся в 2009 г. в Альберте (Канада), куда приехали более 900 конкурсантов, чьи умения и навыки оценивались по 45 компетенциям [19].
Ключевым этапом развития движения WorldSkills в России стало подписание председателем правительства РФ Д. А. Медведевым распоряжения от 8 октября 2014 г. № 1987-р об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"» [8]. Учредителями союза стали Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты РФ, осуществляющие соответствующие функции и полномочия от имени Российской Федерации, а также Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Создание союза направлено на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkills International для обеспечения экономики страны высококвалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии России.
Конкурсную иерархию чемпионатов WorldSkills в РФ можно представить следующим образом:
• отборочные соревнования проводятся в отдельных областях России и позволяют отобрать конкурсантов для региональных чемпионатов, а также сформировать целостную картину уровня подготовки участников отборочного тура по заявленным компетенциям;
• региональный чемпионат формирует состав сборной региона в полуфинале национального конкурса в каждом из федеральных округов России;
• полуфинал национального чемпионата проводится в каждом из восьми федеральных округов РФ, его основной целью является отбор участников Национального чемпионата WorldSkills Russia;
• национальный чемпионат выявляет лучших конкурсантов России и формирует сборную России, которая будет представлять страну на международных соревнованиях WorldSkills International и EuroSkills.
Участники WorldSkills Russia соревнуются в десятках всевозможных дисциплин, охватывающих множество направлений рабочей деятельности. Количество конкурсных компетенций стремительно растет, все большую популярность набирает вид «презентационных компетенций». Презентационная форма дисциплин помогает быстро определить потребность экономики региона или стратегии развития профессионального образования России по заявленной компетенции. Состязания в форме презентаций должны проводиться в полуфинале национального чемпионата не менее двух раз, после чего Технический комитет WorldSkills Russia принимает решение о включении профессии в основной реестр конкурсных компетенций [9]. Это позволяет увеличивать количество направлений подготовки, по которым формируются единые профессиональные стандарты внутри страны.
О преимуществах для регионов, организующих конкурсы профессионального мастерства по методике WorldSkills, можно судить на примере стартовавшего в апреле 2015 г. полуфинала национального чемпионата по методике WorldSkills в Уральском федеральном округе (УрФО). Для его проведения было задействовано шесть площадок Екатеринбурга и Первоуральска: Образовательный центр группы Челябинского трубопрокатного завода, Уральский государственный экономический университет, Уральский колледж технологий и предпринимательства, Екатеринбургский экономико-технологический колледж, Уральский техникум «Ри-фей» и Екатеринбургский автодорожный колледж. Такое количество разнообразных площадок способствовало обмену опытом между образовательными организациями многоаспектной специализации.
Более трехсот участников в возрасте от 18 до 25 лет в течение четырех дней демонстрировали свою квалификацию по 41 компетенции, которые оценивались независимыми экспертами. За право попасть в финал боролись конкурсанты из Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Для Свердловской области как организатора полуфинала чемпионата чрезвычайно важными были следующие целевые установки состязаний:
• акцентирование внимания на необходимости повышения качества профессионального образования, приближение его результатов к мировым стандартам;
• отбор и привлечение к сотрудничеству новых высококвалифицированных рабочих кадров из других регионов;
• популяризация престижа рабочих профессий как внутри области, так и на территории УрФО в целом;
• перенимание передового опыта различных регионов по овладению профессиональными навыками;
• создание новых систем межрегионального взаимодействия профессиональных и промышленных организаций в целях укрепления областного потенциала профессионального образования и обучения, улучшения промышленной инфраструктуры, развития экономики региона и страны в целом.
Победители регионального этапа конкурса рабочих профессий получили право представлять УрФО на 3-м национальном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в Казани, а у Свердловской области появился шанс претендовать на проведение в 2019 г. международного конкурса WorldSkills.
В подобных мероприятиях по методике WorldSkills весьма заинтересованы работодатели: связь с конкурсным движением мало того что престижна, она помогает привлечь высококачественные рабочие кадры в компанию. Кроме того, сотрудничество с WorldSkills помогает при разработке собственной маркетинговой программы, способствующей более успешному развитию предприятия или организации.
В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ - Екатеринбург) после полуфинала национального чемпионата по методике WorldSkills в УрФО было принято решение провести свой внутренний конкурс профессионального мастерства в виде презентаций компетенций.
Разработчики конкурса изучили существующие проблемы профессиональной деятельности мастеров производственного обучения, учли требования проекта профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» [10] и сформировали систему заданий [18], полностью отвечающую требованиям конкурса WorldSkills Russia.
Проверку психолого-педагогической составляющей подготовки мастера производственного обучения решено было производить на основе оценки разработок и презентаций проектов уроков практического обучения. Помимо этого необходимо предоставить фрагмент рабочей учебно-программной документации в соответствии с изменениями в системе профессионального обучения и воспитания. Обязательная часть задания -анализ перспективных знаний, умений и владений как составляющих компетенции выпускников СПО, соответствующей современным требованиям к профессии, зафиксированным в профессиональных стандартах или перечнях видов экономической деятельности. Демонстрировать профильные знания, умения и навыки, соответствующие отраслевой специализации, конкурсанты могут в виде мастер-классов и эссе по заявленной теме.
Широкий спектр заданий педагогической направленности позволяет выявить уровень педагогической грамотности конкурсантов и оценить качество педагогических умений и навыков, необходимых для продуктивной деятельности мастера производственного обучения.
В качестве одной из главных задач мероприятия было обозначено вовлечение в конкурсное движение WorldSkills специалистов всех уровней подготовки:
• студентов, обучающихся по программам СПО специальности «Мастер производственного обучения»;
• молодых специалистов, стаж которых составляет менее трех лет (возраст до 25 лет);
• опытных мастеров ПО с рабочим стажем более трех лет (возраст старше 25 лет).
Основную группу участников конкурса должны составить студенты специальности «Мастер производственного обучения» и молодые специалисты до 25 лет. Их запланированное число - 1600 человек [15]. Наиболее успешные конкурсанты будут выдвинуты в качестве кандидатов для участия в национальном чемпионате WorldSkills Russia. Но и те, кому «не повезло», приобретут, безусловно, ценные представления о требованиях к профессиональной подготовке мастеров производственного обучения на территории РФ, что в конечном счете будет способствовать повышению уровня профессионального образования.
К конкурсному движению WorldSkills согласно проекту в роли экспертов состязаний могут быть привлечены опытные мастера ПО, которые имеют право подготовить своего конкурсанта по определенной компетенции. Члены экспертной комиссии должны принимать участие в обсуждении конкурсных заданий и оценочных листов, вносить, если это необходимо, изменения в них, согласовывая коррективы с техническим комите-
том WorldSkills Russia. С этой точки зрения, число мастеров, вовлеченных в движение WorldSkills в нашей стране, по нашей оценке, может возрасти вдвое.
Включение мастеров производственного обучения в конкурсную систему рождает здоровую конкуренцию между сотрудниками различных образовательных учреждений внутри региона и по всей стране, что стимулирует их личное профессиональное саморазвитие и развитие участников соревнований [20]. Таким образом, состязательная составляющая конкурсного движения при его системном характере может улучшить качество профессионального образования как в отдельных образовательных учреждениях, так и в стране в целом.
Сотрудничество соревнующихся различного уровня подготовки - от студентов до опытных работников - создает на конкурсной площадке творческую образовательную среду, способствующую свободному активному развитию обучающегося, ориентированную на проявление инициативы и самостоятельности каждого участника соревнований [16]. Педагог производственного обучения призван помогать естественному личностному и профессиональному развитию обучающегося путем его погружения в творческий процесс, чему полностью соответствует атмосфера чемпионатов профмастерства.
Создание конкурсной системы по методике WorldSkills полезно для всех сторон, задействованных в организации и проведении состязательных мероприятий, но прежде всего - для самих конкурсантов. Чтобы пройти в полуфинал и финал национального чемпионата, они проделывают колоссальную работу, проходят специальное обучение, позволяющее им стать конкурентоспособными профессионалами в рамках региона или страны [22]. Непосредственно на чемпионате их выступление анализируется и подвергается конструктивной критике, что помогает формированию адекватной самооценки собственной профессиональной деятельности. Во время соревнований конкурсанты вступают в контакт со своими сверстниками - происходит обмен профессиональным мастерством. Наряду с профессиональными умениями и навыками совершенствуются социальные компетенции, непосредственно не связанные с конкретной профессией, но играющие важную роль в достижении профессионального успеха [21, 23]. К таким навыкам можно отнести планирование рабочего времени, организацию рабочего места, сохранение трудоспособности в течение длительных периодов, причем под пристальным вниманием, а иногда и под давлением. Кроме того, происходит совершенствование коммуникативных навыков. Поэтому участие в конкурсе профмастерства может стать основой для построения успешной карьеры.
В заключение добавим, что подготовка мастеров производственного обучения должна трансформироваться в новую систему, которая сочетает в себе организационную мобильность, адресное содержание подготовки, вариативность и рациональность. Повторим: на наш взгляд, важнейшим компонентом такой системы должны стать конкурсы профессионального мастерства, организуемые по типу единоборств WorldSkills. Качественная подготовка мастеров ПО в интересах государственной экономики, поскольку она обеспечивает формирование слоя квалифицированных специалистов рабочих профессий, без которых страна не может быть конкурентоспособной. Иными словами: чтобы подготовить современного рабочего, сначала нужно подготовить педагога, знающего современное производство и обладающего при этом необходимыми педагогическими и психологическими компетенциями преподавателя.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. С. М. Большаковой
Литература
1. Валько Д. В. Профессиональные и научные конкурсы как инструмент развития проектной культуры будущих специалистов // Управление в современных системах. 2015. № 1. С. 10-13.
2. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ events/231.
3. Городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера - 2015» среди обучающихся и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kos.mos.ru/news/detail/1751325.html.
4. Доклад Премьер-министра Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2015 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/16838/.
5. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и перспективы развития российского образования / / Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 14-20.
6. Золотарева Н. М. Доклад директора Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталии Золотаревой на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России от 24 апреля 2013 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ пресс-центр /3361.
7. Кислов А. Г. О подготовке мастеров профобучения в условиях растущей социально-профессиональной мобильности / / Образование и наука. 2014. № 7. С. 47-64.
8. Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/15162/.
9. Общий регламент соревнований WorldSkills Russia [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://worldskillsrussia.org/wp-content/uploads/2014/ 12/WSR_0D02_0bshhij'_reglament_sorevnovanijj_v1.0_RU.pdf.
10. Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании): проект от 08.08.2013 профессионального стандарта [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://umo.sportedu.ru/sites/umo.sportedu.ru/ files/profstprep_1.pdf.
11. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/.
12. Рогозин Д. О. Прыжок в шестое поколение [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/28/rogozin.html.
13. Саенко В. П. О подготовке и проведении декад по профессиям и конкурсов профмастерства среди обучающихся / / Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 30 сентября 2013 г. Тамбов, 2013. Ч. 3. С. 79-81. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ucom.ru/doc/conf/ 2013_09_30_33.pdf.
14. Соболева Е. Е. Конкурс профмастерства как один из способов повышения эффективности использования трудового потенциала / / Уголь. 2011. № 11. С. 56-57.
15. Социальный портрет мастера производственного обучения: коллективная монография / О. И. Власова [и др.]; под науч. ред. Т. В. Пермяковой, В. А. Копнова. Екатеринбург: РГППУ, 2015. 129 с.
16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.
17. WorldSkills: Олимпиада для рабочих рук [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://asi.ru/molprof/worldskills/.
18. WorldSkills: Первый окружной чемпионат УрФО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://worldskills-ekb.ru/competition/competence/master_of_ inservice_training/.
19. Richter A. A world of skills // Cutting Tool Engineering. 2010. № 62 (1). P. 58-62.
20. Hoey D. How do we measure up? Benchmarking the WorldSkills Competition / International Handbook of Education for the Changing. Chapter XVI. 5. R. Maclean, D. Wilson (eds.). P. 2827-2839.
21. Fowler D. Skill showcase // Engineer. 2011. Vol. 286, issue 7815. P. 51-56.
22. Hou S. K., Huang C. H., Chen J. F. The key factors to enhance the competitiveness of competitors in worldskills competition / Conference Proceeding of ASEE Annual Conference and Exposition, Louisville, US, June 20-23, 2010. P. 8.
23. Wilson J. P. Citius, Altius. Fortius. Peritus: the Skill 0lympics and skill competitions // Industrial and Commercial Training. 2000. Vol. 32. № 6. P. 201208.
References
1. Valko D. V. Professionalnyie i nauchnyie konkursyi kak instrument raz-vitiya proektnoy kulturyi buduschih spetsialistov. [Professional and scientific competitions as an instrument of development of design culture of the future experts]. Upravlenie v sovremennyih sistemah. [Management in Modern Systems]. 2015. № 1. Р. 10-13. (In Russian)
2. Vserossijskij konkurs professional'nogo masterstva «Luchshij po profes-sii». [Russian professional contest «Best in Profession»]. Available at: http:// www.rosmintrud.ru/events/231. (In Russian)
3. Gorodskoj konkurs professional'nogo masterstva «Moskovskie mastera -2015» sredi obuchajushhihsja i masterov proizvodstvennogo obuchenija profes-sional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. [Urban professional contest «Moscow masters - 2015» among students and trainers of vocational education institutions]. Available at: http://kos.mos.ru/news/detail/1751325.html. (In Russian)
4. Doklad Prem'er-ministra Rossijskoj Federacii na zasedanii Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 fevralja 2015 goda. [Report of the Prime Minister of the Russian Federation at a meeting of the Russian Government, d.d. 12 February, 2015]. Available at: http://government.ru/news/16838/. (In Russian)
5. Zagvyazinskiy V. I. Sovremennaya obrazovatelnaya situatsiya i perspektivyi razvitiya rossiyskogo obrazovaniya. [Modern educational situation and prospects of development of Russian education]. Vestnik tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tyumen State University]. 2011. № 9. Р. 14-20. (In Russian)
6. Zolotareva N. M. Doklad direktora Departamenta gospolitiki v sfere podgotovki rabochih kadrov i DPO Natalii Zolotarevoj na VII S'ezde Sojuza direk-torov srednih special'nyh uchebnyh zavedenij Rossii ot 24 aprelja 2013 goda. [Report of Natalia Zolotareva at the VII Congress of the Union of directors of secondary specialized educational institutions of Russia, d.d. 24 April, 2013]. Available at: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3361. (In Russian)
7. Kislov A. G. O podgotovke masterov profobucheniya v usloviyah ras-tuschey sotsialno-professionalnoy mobilnosti. [On the training of masters of vocational training in the conditions of growing social and professional mobility]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and Science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2014. № 7. Р. 47-64. (In Russian)
8. Ob uchrezhdenii sojuza «Agentstvo razvitija professional'nyh soobshhestv i rabochih kadrov "Worldskills Russia"». [Concerning union establishment «Agency of development of professional communities and personnel "Worldskills Russia"»]. Available at: http://government.ru/docs/15162/. (In Russian)
9. Obshhij reglament sorevnovanij WorldSkills Russia. [General Rules of the WorldSkills Russia]. Available at: http://worldskillsrussia.org/wpcontent/ uploads/2014/12/WSR_0D02_0bshhijj_reglament_sorevnovanijj_v1.0_RU.pdf. (In Russian)
10. Proekt ot 08.08.2013 professional'nogo standarta «Prepodavatel' (peda-gogicheskaja dejatel'nost' v professional'nom obrazovanii, dopolnitel'nom profes-sional'nom obrazovanii, dopolnitel'nom obrazovanii)». [Draft of Teacher professional standard (Pedagogical activity in vocational training, additional vocational training, an additional education), d.d. 08/08/2013]. Available at: http:// umo.sportedu .ru/sites/umo.sportedu.ru/files/profstprep_1.pdf. (In Russian)
11. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 03.03.2015 № 349-r «Ob utverzhdenii kompleksa mer, napravlennyh na sovershenstvovanie sistemy srednego profes-sional'nogo obrazovanija, na 2015 - 2020 gody». [Order of the Government of the Russian Federation, d.d. 03.03.2015 № 349-p «0n approval of measures aimed at improving the system of vocational education, for 2015 - 2020»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/. (In Russian)
12. Rogozin D. O. Pryizhok v shestoe pokolenie. [Jump in net generation]. Available at: http://www.rg.ru/2014/03/28/rogozin.html. (In Russian)
13. Saenko V. P. O podgotovke i provedenii dekad po professiyam i konkur-sov profmasterstva sredi obuchayuschihsya. [On the preparation and holding of decades of occupation and professional skills competitions among students]. Nauka i obrazovanie v XXI veke: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tambov, 30 sentjabrja 2013 g. [Science and Education in the 21st century: Proceedings of International Research and Practice Conference, d.d. 30 September, 2013]. Vol. 33. Tambov, 2013. Р. 79-81. (In Russian)
14. Soboleva E. E. Konkurs profmasterstva kak odin iz sposobov povyish-eniya effektivnosti ispolzovaniya trudovogo potentsiala. [Professional Skills Competition as a way to improve the utilization of the labor potential]. Ugol. [Coal]. 2011. № 11. Р. 56-57. (In Russian)
15. Vlasova O. I. Sotsialnyiy portret mastera proizvodstvennogo obucheniya. [Social portrait of the master of in-service training]. Ed. by T. V. Permyakov, V. A. Kopnov. Yekaterinburg: Publishing House RGPPU. [Russian State Vocational Pedagogical University], 2015. 129 p. (In Russian)
16. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektiro-vaniyu. [The educational environment: from modelling to designing]. Moscow: Publishing House Smysl. [Meaning], 2001. 365 p. (In Russian)
17. WorldSkills: Olimpiada dlja rabochih ruk. [WorldSkills: Competition for labor]. Available at: http://asi.ru/molprof/worldskills/. (In Russian)
18. WorldSkills: Pervyj okruzhnoj chempionat UrFO. [WorldSkills: The first District Championship of the Ural Federal University]. Available at: http:// worldskills-ekb.ru/competition/competence/master_of_inservice_training/. (In Russian)
19. Richter A. A world of skills. Cutting Tool Engineering. 2010. № 62 (1). P. 58-62. (Translated from English)
20. Hoey D. How do we measure up? Benchmarking the WorldSkills Competition / International Handbook of Education for the Changing. Chapter XVI. 5. R. Maclean, D. Wilson (eds.). P. 2827-2839. (Translated from English)
21. Fowler D. Skill showcase. Engineer. 2011. Vol. 286, issue 7815. P. 51-56. (Translated from English)
22. Hou S. K., Huang C. H., Chen J. F. The key factors to enhance the competitiveness of competitors in worldskills competition. Conference Proceeding of ASEE Annual Conference and Exposition, Louisville, US, June 20-23, 2010. P. 8.(Translated from English)
23. Wilson J. P. Citius, Altius. Fortius. Peritus: the Skill Olympics and skill competitions. Industrial and Commercial Training. 2000. Vol. 32. № 6. P. 201-208. (Translated from English)