Научная статья на тему 'Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО'

Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITIES / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILL / WORLDSKILLS RUSSIA / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / WORKING PROFESSIONS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СПО / SPO STUDENTS / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / INCREASING IN MOTIVATION / ФГОС ТОП-50 / FSES TOP-50

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховикова Ольга Владимировна

В статье рассматривается конкурсная деятельность студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО) как мотивирующий фактор к наиболее глубокому освоению получаемой профессии обучающимися, описаны основные требованиям к квалификации педагогических работников, новые компетенции выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО) в соответствии с ФГОС ТОП-50, изучены пути повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольховикова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVE ACTIVITY AS A MOTIVING FACTOR FOR IN-DEPTH STUDY OF THE PROFESSIONAL ACCOUNT

The article covers the competitive activity of students of secondary professional education (SPE) as the motivating factor to the deepest development of the received profession by students is considered, the main are described to requirements to qualification of pedagogical workers, new competences of graduates of the professional educational organizations (PEO) according to FSES TOP-50, ways of increase in efficiency of process of vocational training of the expert are studied.

Текст научной работы на тему «Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО»

Педагогика

УДК: 377.5

аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы Ольховикова Ольга Владимировна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО

ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ СПО

Аннотация. в статье рассматривается конкурсная деятельность студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО) как мотивирующий фактор к наиболее глубокому освоению получаемой профессии обучающимися, описаны основные требованиям к квалификации педагогических работников, новые компетенции выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО) в соответствии с ФГОС ТОП-50, изучены пути повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специалиста.

Ключевые слова: конкурсная деятельность, конкурс профессионального мастерства, WorldSkills Russia, рабочие профессии, компетенции, обучающиеся СПО, повышение мотивации, ФГОС ТОП-50.

Annotation. The article covers the competitive activity of students of secondary professional education (SPE) as the motivating factor to the deepest development of the received profession by students is considered, the main are described to requirements to qualification of pedagogical workers, new competences of graduates of the professional educational organizations (PEO) according to FSES TOP-50, ways of increase in efficiency of process of vocational training of the expert are studied.

Keywords: competitive activities, competition of professional skill, WorldSkills Russia, working professions, competencies, SPO students, increasing in motivation, FSES TOP-50.

Введение. В современной России на сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда особенно остро ощущается дефицит рабочих кадров. Подготовкой таких специалистов в основном занимаются образовательные учреждения среднего профессионального образования (СПО): колледжи, техникумы.

Идя в ногу со временем и современными требованиями, предъявляемыми обществом, наукой, научно-техническим прогрессом, неизбежные изменения претерпевает и отечественная система образования, в том числе система СПО. Для того, чтобы быть конкурентоспособными не только в рамках своего региона, своей страны, но и на международной арене, разрабатываются новые и дорабатываются имеющиеся Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)), повышается профессионализм студентов колледжей и профессиональное мастерство преподавателей.

Новые ФГОС по ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, утвержденные Министерством образования РФ 9 декабря 2016 года, наряду с работодателями, предъявляют особые требования к квалификации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. А это значит, что функционал, статус, компетентность и квалификация преподавателя также будет подвергаться изменениям, расширяться, выходить на качественно новый уровень.

Формулировка цели статьи:

- познакомиться с основными требованиями к квалификации педагогических работников, а также с новыми компетенциями выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО) в рамках реализации новых ФГОС ТОП-50;

- рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как мотивирующий фактор к наиболее глубокому освоению получаемой профессии обучающимися;

- изучить пути повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специалиста.

Изложение основного материала статьи. Согласно методическим рекомендациям по обеспечению

финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ СПО в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям требования к квалификации педагогических работников, реализующих программы СПО, включают в себя следующие пункты:

- требования к наличию соответствующего образования - профиль подготовки, как правило соответствует преподаваемой дисциплине (модулю), курсу, предмету);

- при отсутствии педагогического образования допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

- обязательное обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года;

- обязательный опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующий преподаваемому учебному курсу, предмету, модулю (мастер производственного обучения должен иметь уровень квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы).

Теперь преподаватель - это не просто транслятор информации, он начинает выступать в роли менеджера учебного процесса, наставника для студента, что, в конечном счете, способствует изменению формы взаимодействия педагога с обучающимися, а также обучающихся между собой. Все эти изменения будут направлены на развитие новых ключевых компетенций у учащихся, диктуемых ФГОС ТОП-50 [1]:

- Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

- Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

- Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

- Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

- Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

- Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

- Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

- Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

- Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

- Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в конкурсную деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного выпускника напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения [8].

Наиболее интересными и значимыми для студентов колледжей являются конкурсы профессионального мастерства, которые позволяют систематизировать, обобщить полученные знания, умения, навыки, развивать творческие способности обучающихся, демонстрировать приобретенные способности, получать обратную связь о своей успешности.

Для повышения мотивации к наиболее глубокому освоению получаемой профессии важно, чтобы система профессиональных конкурсов отвечала следующим требованиям [2, с. 24]:

- учет уровня подготовленности обучающихся (конкурсные задания должны находиться в зоне ближайшего развития);

- индивидуальные психологические особенности обучающегося - стрессоустойчивость, особенности психической регуляции и т.д.;

- конкретные мотивы, побуждающие обучающегося к получению профессиональных знаний, умений и навыков;

- организационные формы конкурсов, необходимость обеспечения обратной связи и сопоставимости результатов.

С помощью конкурсной деятельности существенно сокращаются разрывы между требованиями работодателей и подготовкой квалифицированных рабочих из числа обучающихся. В процессе профессиональной подготовки у обучающихся постепенно меняется самосознание. Обучающиеся приобретают профессиональные практические умения, представления о нормах внутри профессионального общения, у них формируется профессиональное мышление, профессионально ориентированный образ общества и мира в целом, система профессиональных ценностей [7].

В соответствии с распоряжением Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России конкурсы профессионального мастерства обучающихся в профессиональных образовательных организациях проводятся в целях:

- выявления наиболее одаренных и талантливых студентов;

- повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;

- реализации творческого потенциала студентов;

- повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.

Основными задачами конкурсов являются:

- проверка способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;

- совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;

- стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

- повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;

- развитие конкурентной среды в сфере среднего профессионального образования;

- повышение престижности специальности среднего профессионального образования;

- повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.

Среди всего многообразия конкурсов профессионального мастерства, проводимых в нашей стране, и в

городе Москве, в частности, наиболее значимым конкурсом на сегодняшний день является Международный Чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia (WSR). В Движение WorldSkills Россия вступила в 2012 году. Поддержку Движения WorldSkills в России осуществляют Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Агентство стратегических инициатив и многие другие [9].

По мнению Белогуровой Я.Н., в условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует использованию теоретических и практических знаний при решении социальных и профессиональных задач, формированию практического опыта и овладению инновационными способами профессиональной деятельности, повышению мотивации к наиболее углубленному изучению профессии [3]. При этом профессиональная подготовка специалистов требует наиболее проработанного и эффективного моделирования, а именно:

- профессиональная подготовка специалиста должна быть ориентирована не только на получение базовых знаний, умений и навыков, но и на освоение необходимых компетенций для дальнейшего успешного трудоустройства, интеграции в социум, профессиональное сообщество, а это значит, что должно осуществляться взаимодействие управленческого персонала, педагогических работников образовательной организации с работодателями, социальными партнерами. Например, в ГАПОУ Технологический колледж № 24, выпускающим специалистов в сфере сервиса и легкой промышленности, для преподавателей и студентов постоянно проводятся мастер-классы, тренинги, выездные семинары, где мастера тех или иных профессий знакомят всех желающих с новыми технологиями, материалами, оборудованием. Надо отметить, что данный вид деятельности является весьма эффективным, т.к. у обучающихся появляется возможность отработать

новый навык или применить новую технологию сразу же после ознакомления с ней под чутким руководством наставника-профессионала. В ГАПОУ ТК № 24 организацией такой деятельности занимается специальное подразделение - многофункциональный центр профессиональных квалификаций «Лидер»;

- необходимо включать в учебный процесс активные методы обучения и конкурсные задания, чтобы обучающиеся оттачивали не только технические навыки, но и развивали творческую составляющую своей будущей профессии, что особенно актуально для специалистов сферы сервиса и легкой промышленности;

- в процессе профессиональной подготовки в качестве завершающего этапа можно использовать демонстрационный экзамен, организация которого планируется по завершению каждого профессионального модуля, предполагая выполнение комплексных заданий с учетом требований чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В 2017 году, наряду с защитой дипломных работ, в ГАПОУ ТК № 24 прошел демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia (демонстрационный экзамен входит в обязательный элемент Государственной итоговой аттестации по ФГОС ТОП-50) по компетенциям Парикмахерское искусство, Технология моды, Туризм. Студенты показали высокий уровень общих и профессиональных компетенций, отметили высокую значимость и пользу экзамена, проводимого в данном формате;

- для независимой объективной оценки качества подготовки выпускников по образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения проводится профессионально-общественная аккредитация. Данный вид деятельности оценивает не только аккредитуемую образовательную программу, но и все ее составляющие в целом: преподавательский состав (их квалификацию, образование, опыт работы); студентов выпускных групп (их успеваемость, участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие дополнительного профессионального образования по получаемой специальности, наличие сертификатов, грамот, благодарностей); материально-техническое оснащение образовательной организации; трудоустройство выпускников и т.д. Одним из ключевых факторов успешного похождения профессионально-общественной аккредитации является наличие среди обучающихся победителей и призеров, а среди преподавателей - экспертов чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В 2016 году Технологический колледж № 24 прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации по специальности «Информационные системы (по отраслям)» и получил свидетельство сроком на три года. В 2017 году колледж получил свидетельство о профессионально-общественной аккредитации по специальности «Парикмахерское искусство» сроком на 4 года. Процесс прохождения аккредитации состоял из двух частей: заочной (подготовка необходимой документации) и очной. При очном визите экспертное сообщество оценивало квалификацию преподавателей, проводило беседу с выпускниками прошлых лет, выявляло уровень подготовки будущих выпускников колледжа посредством проведения практического задания с элементами конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Экспертами были сделаны выводы о высоком уровне профессиональной подготовки обучающихся, широкой квалификации преподавателей, успешном трудоустройстве выпускников колледжа.

Наряду с развитием системы подготовки специалистов среднего звена конкурсная деятельность также претерпела изменения: от внутригрупповых и внутриколледжных конкурсов профессионального мастерства до чемпионата рабочих профессий мирового значения. Однако на современном этапе функционирования профессиональной образовательной организации отсутствует система построения конкурсной деятельности в образовательном процессе. Конкурсные мероприятия проводятся, в основном, эпизодически. Э.Р. Гайнеев пишет о том, что «важным дидактическим условием формирования профессиональной компетентности являются поэтапные конкурсы профессионального мастерства»: от простого к сложному [5].

Целью проведения конкурсной деятельности является выявление талантливых и творческих обучающихся, которые проявляют способности к активному применению полученных знаний и имеющих определенных набор личностных характеристик (таких как коммуникативность, корректность, адекватную самооценку). При подготовке к участию в конкурсах у обучающихся ликвидируются пробелы в знаниях, формируются навыки и умения решать проблемные задачи, ориентируясь не только на смекалку, но и на полученные в процессе обучения знания.

Конкурсы профессионального мастерства, которые проводятся в профессиональной образовательной организации, нацелены на повышение престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий, на пропаганду их достижений и передового опыта. Основные задачи этих мероприятий - это поддержка конкурентоспособности выпускников ПОО на рынке труда, привлечение молодежи в производственную сферу, укрепление системы социального партнерства. Основная цель проведения подобных конкурсов заключается в создании условий для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. По мнению Т.И. Ильиной, модель конкурсной деятельности является открытой, цикличной, динамичной и алгоритмизированной и должна реализовываться на протяжении всего обучения в системе СПО [6].

Выводы. Подводя итог необходимо отметить, что конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для наиболее углубленного изучения профессии будет эффективна, если:

• присутствует единый механизм внешней и внутренней мотивации обучающихся, включающий в себя социальные, финансовые и материальные выгоды для победителей;

• оптимальны сроки и сложность конкурсных заданий, объективна их оценка;

• разработана модель эффективного взаимодействия преподавателя со студентами, а также с представителями работодателя, социальными партнерами.

Таким образом, регулярное проведение конкурсов позволяет выявить динамику развития профессиональной самостоятельности и уровень профессиональной мотивации обучающихся, а образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, который востребован современным производством.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1558 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства» [Электронный ресурс] //

КонсультантПлюс.URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd&intelsearch=%F4%E3%EE%F1+43.02.13 (дата обращения: 28.06.2017)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. // Правительство России: URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

3. Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 49-52.

4. Винокурова Н. В. Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления // Вестник ВятГГУ. №2-1, 2013. С. 141-145

5. Гайнеев Э.Р. Поэтапная подготовка рабочего высокой квалификации // Среднее профессиональное образование. - 2014. - С. 6-11

6. Ильина Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. № 3(42) 2014. - С.15-17. С. 16.

7. Калиничева В.Г. Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности // Научные исследования в образовании, 2008. - № 6. - С. 23-26.

8. Ольховикова О.В. Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта : РИО ГПА Вып. 56. Ч. 1. С. 182-188.

9. URL:https://worldskills.moscow/wsr_v_moskve/istorija_wsr/istorija_dvizhenija_worldskills_v_mire/

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Оринина Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Халанская Ольга Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Менакова Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены феноменологические признаки процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи в педагогической теории и практике в современных экономических условиях России и с позиций таких острых социальных реалий, как множественные профессиональные миграции молодежи, кадровые реновации, экономический дисбаланс рынка и многих других. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: самоопределение, профессиональное самоопределение, эффективные механизмы профессионального самоопределения, студенческая молодежь, организация профессиональной деятельности молодежи. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «профессиональное самоопределение студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, эффективные механизмы профессионального самоопределения, студенческая молодежь, организация профессиональной деятельности молодежи.

Annotation. This article examines the phenomenological features of the process of professional self-determination of student youth in pedagogical theory and practice in the current economic conditions of Russia and from the standpoint of such acute social realities as multiple professional youth migrations, personnel renovations, the economic imbalance of the market and many others. Also in the article definitions of key concepts are revealed: self-determination, professional self-determination, effective mechanisms of professional self-determination, student youth, organization of professional youth activity. A special place is occupied by the interdisciplinary nature of the analysis of the key concept - "professional self-determination of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology.

Keywords: self-determination, professional self-determination, effective mechanisms of professional self-determination, student youth, organization of professional youth activities.

Введение. Изменившееся геополитические условия в стране и в мире, трансформация рыночных отношений, повышение конкуренции среди специалистов в сфере профессиональных отношений и многие другие факторы, связанные с экономическим кризисом в России, привели к таким негативным явлениям на рынке востребованных специалистов, как:

1. колоссальные профессиональные миграции трудовой молодежи из региональных центров и провинциальных городов в столицы;

2. рост уровня безработицы в стране;

3. потеря представителями современной молодежи личностных и профессиональных ориентиров, а также значимых профессиональных ценностей, таких как: профессиональный рост; профессиональная компетентность; профессиональное самоопределение.

В данной работе мы подробнее остановимся на рассмотрении феномена профессионального самоопределения учащихся основной школы, а также готовности профессиональному самоопределению.

Изложение основного материала статьи. Применительно к выпускникам основной школы можно говорить о процессе профессионального самоопределения их личности, в то время как учащиеся старших классов еще не имеют осознанной профессиональной мотивации. Именно поэтому как аудиторная работа, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.