Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL PROCESS / EFFICIENCY OF LINGUISTIC TRAINING / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В новом тысячелетии образование, реализуемое в специально ориентированных заведениях согласно официально зафиксированному государственному стандарту, в большинстве случаев не может обеспечить высокой результативности выпускников данных организаций. Представляется, что современный учитель или преподаватель обязан обладать не только высоким уровнем квалификации в выбранной им сфере, но и творческим мышлением, способностью использовать в своем труде передовые методики и технологии, современные подходы. В связи с данным обстоятельством следует отметить, что наиболее интенсивному совершенствованию интегрированных способностей педагога благоприятствует активное и грамотное сочетание отечественной образовательной традиции с инновационными типами образования - неформальным и информальным, наряду с их фиксацией в качестве важнейшей составляющей образовательной модели, принятой в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF NON-FORMAL EDUCATION FOR THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE

In the new millennium, education, implemented in specially oriented institutions according to the officially fixed state standard, in most cases cannot provide high performance for graduates of these organizations. It seems that a modern teacher or teacher must have not only a high level of qualification in his chosen field, but also creative thinking, the ability to use advanced methods and technologies, modern approaches in his work. In connection with this circumstance, it should be noted that the most intensive improvement of the teacher's integrated abilities is favored by an active and competent combination of the domestic educational tradition with innovative types of education - non-formal and informational, along with their fixation as the most important component of the educational model adopted in our country.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Целью программы разговорного клуба является повышение личностной заинтересованности обучающихся в получении знаний и формирование у них ценностных ориентаций средствами исследовательского обучения на основе индивидуальной увлеченности с использованием инструментов цифровой образовательной среды. При разработке программы разговорного клуба за основу был взят принцип исследовательского обучения, потому что исследовательская деятельность позволяет объединять знания в нескольких областях науки в одном исследовании за счет межпредметного взаимодействия и способствует развитию навыка в применении полученного опыта в различных сферах теоретического и практического знания, инспирируя появление новых идей. Исследовательская деятельность - метод воспитания мотивации к познавательной деятельности, активизирующий познавательную и коммуникативную деятельность [4].

Применение интерактивных методов и средств в организации работы разговорного клуба на основе исследовательского обучения, использование ресурсов цифровой образовательной среды, форм неформального образования в рамках внеурочной деятельности создало условия для изменения образовательного процесса в направлении индивидуализации, не только с изменением направления обучающей деятельности (на конкретного обучающегося), но и способствовало переходу познавательной деятельности от категории субъект-объект на субъект-субъект. Это позволяет утверждать, что знание, полученное в процессе образования послужит катализатором зарождения процесса направляемого познания -процесса мышления, направленного на получение знаний, согласно личностным запросам и интересам. Использование средств неформального образования позволяет реализовывать принципы гуманизации образования, в целом, и реализацию принципа свободы, в частности, в отношении каждого субъекта образовательного процесса. Учащиеся имеют свободу в путях самореализации, преподаватели в выборе методов и форм работы, в соответствии с личностными психолого-педагогическими характеристиками учеников. Каждый из участников образовательного процесса получает возможность роста личностных достижений, общественное признание собственных компетенций, как основу для самоактуализации личности обучающегося.

Выводы. Педагогические условия, основанные на принципах интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности, позволяют создать образовательную среду, при которых мотивационная и ценностная сферы личности обучающихся получают стимул к формированию и развитию. Потенциал цифрового образовательного пространства расширяет выбор методов, форм, средств, используемых в системе воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста. Интерактивность образовательного процесса создаёт прочную основу для повышения уровня мотивации к познавательной деятельности и возможность для повышения уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся основной школы.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. // Инновационный курс: Учеб. пособие для вузов по спец. "Педагогика" / В.И. Андреев; Казанский государственный университет Поволжское отделение РАО. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996. С. 568.

2. Ардабацкая И.А. Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1.

3. Артюхина М.С. Интерактивны средства обучения: теория и практика применения: монография / Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. 168 с.

4. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в свете идей непрерывного неформального образования // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 14. - № 1.

5. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7.

6. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000 https://www.efremova.info/ 07.08.2020

7. Исроилова С.М. Понимание "интерактивность" и "интерактивное обучение" в образовательной среде. // The Internet TESL Jornal. Vol. III. № 12, 1997 г.

8. Ройтблат О.И. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // ЧиО. 2013. №1 (34).

9. Санина Е.И., Артюхина, М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза: монография / Москва: АСОУ, 2016. - 188 с.

10. Федотова Г.Р., Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №17.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В новом тысячелетии образование, реализуемое в специально ориентированных заведениях согласно официально зафиксированному государственному стандарту, в большинстве случаев не может обеспечить высокой результативности выпускников данных организаций. Представляется, что современный учитель или преподаватель обязан обладать не только высоким уровнем квалификации в выбранной им сфере, но и творческим мышлением, способностью использовать в своем труде передовые методики и технологии, современные подходы. В связи с данным обстоятельством следует отметить, что наиболее интенсивному совершенствованию интегрированных способностей педагога благоприятствует активное и

грамотное сочетание отечественной образовательной традиции с инновационными типами образования -неформальным и информальным, наряду с их фиксацией в качестве важнейшей составляющей образовательной модели, принятой в нашей стране.

Ключевые слова: образовательный процесс, эффективность лингвистической подготовки, исследовательская деятельность студентов.

Annotation. In the new millennium, education, implemented in specially oriented institutions according to the officially fixed state standard, in most cases cannot provide high performance for graduates of these organizations. It seems that a modern teacher or teacher must have not only a high level of qualification in his chosen field, but also creative thinking, the ability to use advanced methods and technologies, modern approaches in his work. In connection with this circumstance, it should be noted that the most intensive improvement of the teacher's integrated abilities is favored by an active and competent combination of the domestic educational tradition with innovative types of education - non-formal and informational, along with their fixation as the most important component of the educational model adopted in our country.

Keywords: educational process, efficiency of linguistic training, research activities of students.

Введение. В настоящее время элементы формального и неформального образования (далее - НО) в системе обучения иностранному языку, существующая в Российской Федерации, не отвечает в достаточной степени запросам социума, что несомненно препятствует раскрытию потенциала учащихся. Вузы, программа которых предусматривает преподавание иностранного языка, обычно только следуют государственному образцу, не выполняя при этом другую значимую функцию: не способствуя индивидуальной самоидентификации совершеннолетнего гражданина.

В наши дни образование следует позиционировать как ежедневный интеллектуальный «фитнес», раскрывающий потенциал школьника или студента и способствующий выстраиванию у него требуемых компетенций. В современных условиях участие педагога в педагогической деятельности обязано носить активный и постоянный характер. Следовательно, в его жизнь должно органично войти НО, подразумевающее как персональную когнитивную деятельность, являющуюся почти неотъемлемой частью человеческого существования, так и стихийное образование, осуществляемое благодаря личной активности человека в бурно развивающемся образовательном пространстве. К студенту, получающему специальность учителя английского, французского и любого другого языка, сейчас предъявляются новые, более жесткие и разнообразные требования. Он должен не только знать свой предмет и владеть методикой преподавания, но и демонстрировать адекватный интеллектуальный уровень, способность к рефлексии, к проведению научного исследования, креативность, умение спрогнозировать итог собственного труда. К сожалению, на данном этапе потенциал НО в области иностранного языка задействуется в недостаточной степени, что затрудняет формирование и совершенствование исследовательских навыков будущих школьных педагогов.

Изложение основного материала статьи. Чтобы приступить к рассмотрению сущностной стороны НО в области иностранного языка, следует прежде обратиться к смежным понятиям: дополнительное, формальное, неформальное образование, образование в области иностранного языка.

Высказываясь о дополнительном образовании, авторы в своих работах называют его по-разному: внешкольным, послешкольным, внеклассным, неформальным, свободным и т.д. На уровне крупнейших международных организаций, - Европейского Союза и Совета Европы, - в отношении данного явления было закреплено обозначение «неформальное образование», что выступает основанием для его использования в этой статье [1].

Проблема НО впервые привлекла к себе внимание ближе к последней трети XX века. Соответствующее словосочетание стало популярным на рубеже 60-х и 70-х годов. На конференции, проводившейся в американском городе Вильямсбурге, обсуждался международный кризис в сфере образования, связанный с устареванием используемых программ и недостаточными адаптивными ресурсами формального образования, его неспособностью соответствовать требованиям новой реальности. Участники мероприятия пришли к выводу, что приобрести все нужные знания лишь в рамках формального образования не представляется возможным. Довольно скоро просуществовавшую не одно столетие модель «единственное образование на всю жизнь» вытеснил принципиально другой подход - «образование на протяжении всей жизни» [10].

В середине 1970-х годов на Женевской конференции по вопросам образования был принят базовый документ - Международная стандартная классификация образования (МСКО).

В 1997 г. в текст МСКО были внесены изменения, а через четырнадцать лет вступила в силу новая, действующая и в настоящее время версия документа. В данной версии, принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО, были прописаны и отчетливо разведены три вида образования, характерные для сформировавшихся в мире условий: формальное, неформальное и информальное [13].

В соответствии с традиционным толкованием, под НО понимается любой структурированный и непрерывный образовательный процесс, реализуемый вне рамок привычного (формального) образования [2].

Мы исследовали существенный вклад, внесенный различными авторами в развитие НО [3, 5, 7, 11, 12], и определили принципы функционирования системы подобного образования в западных государствах, механизмы ее взаимодействия с формальным образованием и отсроченный эффект, оказываемый данным процессом.

Принимая во внимание то обстоятельство, что НО зародилось в Европе, рассмотрим модели дополнительного образования на европейском пространстве и в США. Все используемые в настоящее время модели принадлежат к двум главным разновидностям: моделям совершенствования и моделям попечительства. Изучение данных подходов позволяет прийти к следующим выводам.

В странах западной Европы доминирует модель попечительства (активно реализуемая, например, в Нидерландах). Следствием высокоразвитой патронажной системы является то, что адресатами значительной части экономической поддержки со стороны местных и федеральных властей, направленной на реализацию потребностей молодежи, выступают дети, подростки и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (приблизительно 7 % населения данного возраста). Другими словами, в основной части западноевропейских государств НО существует благодаря деятельности частных организаций [4].

В центрально- и восточноевропейских государствах преобладает модель совершенствования. Социум предпочитает выделять значительные финансовые средства на удовлетворение потребностей молодежи, не имеющей тяжелых заболеваний, проблем социально-экономического характера и т.д. Одновременно выполняются важные задачи, сопряженные с предотвращением отрицательных проявлений в деятельности

молодых людей. Следовательно, за дополнительным образованием закреплена еще одна функция -общественно-педагогическая. В Центральной и Восточной Европе соответствующие образовательные системы всячески поддерживаются государственной властью, благодаря чему большинство организаций, предоставляющих дополнительное образование, имеют высокий официальный статус.

В США появилась возможность сближения, взаимодействия и даже объединения разных видов образования: государственного, религиозно-духовного, частно-коммерческого и т.д. Государство начало вмешиваться в образование только полвека назад, в 1960-е годы.

Мы приходим к выводу, что образовательные системы, построенные на формальных принципах, приспосабливаются к происходящим в обществе изменениям с недостаточной скоростью. Их развитию препятствует не только их собственное устаревание, но и консерватизм самих социумов.

Несмотря на процессы, имеющие место за рубежом, политика Российской Федерации в области образования почти не затрагивает НО и информальное образование, которые являются достаточно перспективными в контексте всеобщего обучения и воспитания. Данные образовательные форматы привлекли внимание педагогического сообщества совсем недавно, с чем связана их недостаточная освещенность в научной литературе.

НО осуществляется на системной, но не ежедневной основе. При том, что существуют учебные заведения, предоставляющие исключительно такое образование, оно может реализовываться не только на уровне специализированных учреждений. Учебные методы имеют инновационный характер, а задачи -прикладной и жизненный, отвечающий персональным образовательным потребностям и основному вектору национально-государственного развития. В рамках НО доступен широкий выбор содержания, форм и методов подготовки учащихся. В большинстве случаев оно реализуется без опоры на уже созданные программы, в итоге представляя собой не комплекс взаимосвязанных элементов, а скорее гигантскую мозаику, чьи компоненты могут не только гармонично сочетаться, но и настойчиво требовать иной комбинации. Таким образом, очевидно, что НО следует рассматривать как самую адаптивную, вариативную и многогранную составляющую системы «образования через всю жизнь» [6].

Термин «иноязычное образование» был предложен в 1990-е годы отечественным лингвистом Е.И. Пассовым [8], видевшим основную задачу данного образования в воспитании нравственных качеств. Исследователь отмечает, что в данном контексте индивидуальность характеризуется способностью к созданию нового и развитию национальной культуры, совмещая в себе профессиональную дисциплинированность и творческую свободу. В рамках предлагаемой автором модели [9] целью обучения выступают не столько определенные знания, умения и навыки, сколько оформление и «активирование» человеческой индивидуальности. Подразумевается совершенствование способностей, использование интеллектуальных ресурсов, обогащение потребностей, формирование нравственно ответственной и общественно адаптированной личности.

В настоящее время НО в области преподавания иностранного языка нацелено не только на освоение необходимых навыков и умений, но и на постижение специфики страны с помощью иностранного языка для выстраивания у индивида особого мировоззрения, присущего его носителям.

Реализуемое в наши дни образование в области иностранного языка, репрезентируя непростое содержание процесса и результата его преподавания, а также совершенствования личности школьника или студента с помощью учебного предмета «Иностранный язык», способствует выходу в сферу лингвоформирующих смыслов и ценностей; возникновению и развитию у учащихся общественно важных свойств; отслеживанию системных отношений всех общественных структур и всех участников таких сложных и неоднозначных процессов, какими выступают общение индивидов и взаимодействие культур, когнитивная и профессиональная активность с использованием родного или иностранного языка.

Вопросы, связанные с выстраиванием исследовательских навыков и умений, относятся к наиболее актуальным в рамках подготовки современного педагога, преподающего иностранный язык в средней школе. Совершенствование исследовательских компетенций направлено на формирование у школьников практико-ориентированного исследовательского навыка в качестве применимого в большинстве ситуаций механизма постижения реальности, на получение индивидуального познавательного опыта. Таким образом, представляют определенный интерес труды Файн Т.Н., где представлен следующий список исследовательских навыков [6]:

- мыслеактивностные: генерировать идеи, формулировать проблемы, выбирать цель и определять задачу, предлагать гипотезу, поднимать вопросы, излагать допущения, отдавать аргументированное предпочтение тому или иному научному способу, осуществлять интеллектуальные действия (анализ и выявление основного содержания; генерализацию и структуризацию; сопоставление; толкование и экспликацию понятий; приведение доводов за и против, обнаружение противоречия); прогнозировать векторы активности, реализовывать самоосмысление и рефлексию;

- презентационные: выстраивание устного сообщения об осуществленной работе, определение форм и методов показательной демонстрации полученных результатов, использование разных типов показательности, составление письменного отчёта по итогам проделанной работы;

- социально-коммуникативные: понимать окружающих, высказывать собственную позицию, находить компромиссное решение, общаться с коллективом;

- поисковые: обнаруживать требуемые сведения в справочной литературе, реализовывать поиск в контексте и в системе страниц с перекрестными ссылками, в «мировой паутине», выбирать ключевые понятия (слова, словосочетания);

- информационные: систематизировать данные, вычленять основное, получать и передавать сведения, репрезентировать их в разных видах, организованно хранить имеющуюся информацию и реализовывать поиск новой.

Исследовательская активность создает условия для воспитания гармонично развитого индивида, благоприятствует общему совершенствованию личности обучающегося - в частности, таких признаков интеллектуальной деятельности, как способность к генерализации, классифицированию, определению потенциальных вариантов решения, разработке плана действий, переходу (при необходимости) к альтернативному варианту, изучению предмета с различных позиций, сопоставлению разных объектов и их сочетания, а также составлению задания по обозначенной теме и контролю над собственным поведением.

В соответствии с постановлениями Европейской комиссии, исследовательская активность относится к

основным условиям международной конкурентоспособности. Она должна помочь школьному педагогу приспособиться к непрерывно исправляемому и дополняемому списку обязанностей, интенсифицировать стремление к индивидуальному и профессиональному самосовершенствованию.

Проведение исследований и обладание навыками в данной сфере в будущем помогут учителю демонстрировать активное и самостоятельное научное мышление, креативно справляться с насущными проблемами профессионального характера, выстраивать процесс преподавания иностранного языка согласно императивам, прописанным в ФГОС, а также требованиям, предъявляемым социумом и работодателями.

Столь же значимой составляющей исследовательской активности будущего школьного педагога, преподающего иностранный язык, выступает обеспечение условий, позволяющих выстраивать исследовательские навыки на занятиях по иностранному языку. Перечислим некоторые из них: высокий уровень мотивации, благодаря которому студенты понимают значение своего исследовательского творчества; потенциал для саморазвития и самоактуализации в различных типах подобной деятельности, последовательность и ориентированность, положительные эмоции, творческий «климат», принятие во внимание возрастной специфики, личный пример учителя, так как необходимые навыки должны преподаваться на уровне, соответствующем возможностям учащихся.

Школьный учитель является не только транслятором знаний, но также советчиком, помощником и куратором, что коренным образом влияет на отношение к нему его подопечных: педагог выступает не контролером, не надсмотрщиком, а взрослым соратником, единомышленником, членом одной команды.

Сочетание всех проанализированных признаков в единый комплекс позволило предложить описание уровней сформированности исследовательских компетенций студентов педагогических специальностей, готовящихся преподавать иностранный язык.

Продвинутый уровень сформированности исследовательских компетенций характерен для учащихся, имеющих комплексное представление о сущности соответствующих навыков и умений, способных применять на практике различные методы и формы работы, не предполагающей посторонней помощи.

Учащиеся с удовлетворительным уровнем сформированности исследовательских компетенций способны реализовывать действия, включенные в структуру вышеупомянутых компетенций, понимают их основное содержание, но склонны ограничивать исследовательскую активность обычным воспроизведением, следованием доступному шаблону.

Студенты с неудовлетворительным уровнем сформированности исследовательских компетенций демонстрируют слабое владение информацией и методами самостоятельной работы, включенными в структуру необходимых компетенций.

В рамках осуществленного исследования обнаружена устойчивая связь между двумя видами образования - формальным и неформальным. Факторами, определяющими эффективность НО в области преподавания иностранного языка, выступают использование элементов формального образования и многообразие программ, относящихся к дополнительному образованию. НО модифицирует и оптимизирует сведения, приобретенные посредством формального образования, принимая во внимание специфику функционирования поликультурного социума. Для студентов педагогических специальностей НО в области преподавания иностранного языка представляет собой структурированную образовательную деятельность вне рамок принятой формальной системы, в пределах которой формулируются особые задачи самосовершенствования и самоподготовки.

Выводы. Обобщение информации, полученной вследствие изучения международного опыта НО, позволило установить связь, существующую между данным понятием и понятием «образование в течение всей жизни», и выявить субъектные свойства НО, к которым были отнесены следующие: учет определенных образовательных потребностей будущего учителя, обучающегося по программе бакалавриата; обеспокоенность по поводу недостаточного профессионализма молодого специалиста, преподающего иностранный язык; недирективный характер, ориентация на внутреннюю мотивацию студентов; чувство ответственности, которое испытывает учащийся за результат своего обучения; высокая индивидуальная значимость иноязычной подготовки; совершенствование личностных свойств, создающих подходящие условия для духовно насыщенной личной жизни, существенного вклада в благополучие учебного заведения, для повышения его статуса и улучшения связанной с ним образовательной среды; интенсификация мобильности работников в динамично трансформирующемся социальном контексте; стремление студентов к получению новых знаний; вариативность способов и форм образования и самообразования; диагностика студентами достигаемых ими результатов на базе важных для них критериев; выстраивание отношений между педагогами и учащимися на уважении друг к другу, отзывчивости, демократическом стиле взаимодействия.

Совершенствование исследовательских компетенций студентов выступает обязательной составляющей их профессионального обучения и самообучения как будущих педагогов, преподающих иностранный язык, благодаря чему происходит не только интеграция российской образовательной системы в международное интеллектуальное пространство, но и повышение квалификационного уровня школьного учителя, окончившего отечественный вуз, на мировом и национальном рынке труда.

Осуществленный анализ не исчерпывает всех составляющих затронутой проблемы. Тема имеет следующие векторы дальнейшего исследования: изучение ресурсов улучшения речевой активности студентов педагогических специальностей, готовящихся преподавать иностранный язык в средней школе, на базе интерактивных технологий самообучения, в том числе при выстраивании личностно-ориентированных образовательных траекторий обучения в контексте систематизированного и несистематизированного образования; детальное рассмотрение средств и способов интенсификации стремления учащихся к освоению иностранного языка в рамках их самостоятельной поисковой активности в пределах схемы «институт -школа - семья», а также при создании и реализации проектов по данному направлению.

Литература:

1. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования икт в российских

научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) //

Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

3. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

4. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

5. Морозова Е.П. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся: возможности и ограничения // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 149-153.

6. Морозова Е.П., Поярков Н.Г. Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Выпуск 61 (4). С. 234-238.

7. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

8. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

9. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

10. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3.

С. 275-278.

11. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического

опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.

12. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация

точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.

13. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING

THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae.

2018 . Т. 11. № 2. С. 265-274.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Актуальность изучения базовых психолого-педагогических принципов становления и совершенствования педагогического мастерства преподавателя (далее - ПМ) в действующем контексте обусловлена общественной и прикладной ценностью вопросов саморазвития и самореализации личности педагога в рамках выполняемых им обязанностей. Следует подчеркнуть, что наука об образовании и преподавательская практика трансформируются не синхронно, в связи с чем формируются определенные противоречия, ужесточающие требования, предъявляемые к объективности мониторинга учительского профессионализма. В наши дни российское образование остро нуждается в педагогах, способных улучшить учебно-воспитательный процесс, предложить эффективные оригинальные методики и концепции, освоить инструменты обучения, повысить качество предоставляемых услуг. Лишь педагог, непрерывно повышающий свое ПМ, может соответствовать вызовам, которые бросает ему профессиональная реальность.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, уровни, оценивание, профессиональная компетентность, современные методики организации образовательного процесса, эффективность обучения.

Annotation. The relevance of studying the basic psychological and pedagogical principles of the formation and improvement of teacher's pedagogical skills (hereinafter - PM) in the current context is due to the social and applied value of issues of self-development and self-realization of the teacher's personality within the framework of his duties. It should be emphasized that the science of education and teaching practice are not transformed synchronously, and therefore certain contradictions are formed that tighten the requirements for the objectivity of monitoring teacher professionalism. Today, Russian education is in dire need of teachers who can improve the educational process, offer effective original methods and concepts, master learning tools, and improve the quality of services provided. Only a teacher who continuously raises his PM can meet the challenges that professional reality throws him.

Keywords: pedagogical skills, levels, assessment, professional competence, modern methods of organizing the educational process, training efficiency.

Введение. Задача стимулирования современного педагога к совершенствованию своих навыков и умений представляется труднореализуемой, поскольку система оценки работников, функционирующая в средних и высших учебных заведениях в настоящее время, позволяет только установить текущий уровень профессионализма, но не способно показать динамику изменений и выявить имеющиеся перспективы. В данном аспекте особую значимость имеет диагностика ПМ учителя или преподавателя с применением комплексно-количественного подхода на базе концепции скрытых переменных. В выполняемой им деятельности педагог обязан реализовывать определенные задачи. Он должен соответствовать требованиям времени, демонстрировать ПМ и творчество, которые лежат в основе профессионально важных свойств и имеют своим фундаментом развитую педагогическую культуру. Любой преподаватель должен придерживаться гуманистической философии, рассматривать человека в качестве наивысшей ценности и, таким образом, осмысливать в собственной профессиональной деятельности уникальность личности всякого учащегося, формировать взаимоотношения с детьми и подростками на базе уважительного отношения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.