Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETITIVE SPECIALIST / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Для современной ситуации в отечественной и мировой экономике характерны неопределенность, высокий уровень риска и значительная изменчивость социально-финансовых условий. Вузы и ССУЗы - образовательные учреждения, предоставляющие услуги в области профессионального образования - также ощущают на себе существенное воздействие упомянутых трансформаций, что оказывает влияние на уровень спроса на различных специалистов, обусловленного насущными потребностями сформировавшегося рынка и направленного на совершенствование адаптационных навыков профессионала в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A COMPETITIVE SPECIALIST IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The current situation in the domestic and global economy is characterized by uncertainty, a high level of risk and a significant variability in social and financial conditions. Higher education institutions and higher education institutions, which provide professional education services, also have a significant impact on the above-mentioned transformations, which has an impact on the level of demand for various specialists due to the urgent needs of the formed market and aimed at improving the professional 's adaptation skills in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

информационной составляющей (передачи готового знания) на самостоятельную работу и направленным на внедрение студентами полученных знаний в собственную образовательную деятельность.

Выводы. Подводя итоги, необходимо отметить, что разработка студентами в ходе реализации направления «Образовательная навигация» индивидуальной образовательной программы по их мнению в обсуждения итогов курса позволила более осознано планировать собственное образование и самообразование при получении высшего образования в целом и осуществлять выбор образовательных направлений для изучения в рамках образовательной программы SibFU Honors College в частности.

Описанный выше опыт может представлять интерес для сотрудников системы профессионального и высшего образования, а также быть использован при проектировании работы с одаренной молодежью в условиях неформального и информального образования.

Литература:

1. SibFU Honors College [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/honors (дата просмотра: 05.02.2020)

2. Пименова Е.В., Семина И.С. Проблема адаптации одаренных студентов к условиям вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5 (36). - С. 117-118.

3. Прядко Ю.Г., Слепова С.В. Об опыте работы с одаренными студентами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10-2. - С. 289-291.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Для современной ситуации в отечественной и мировой экономике характерны неопределенность, высокий уровень риска и значительная изменчивость социально-финансовых условий. Вузы и ССУЗы - образовательные учреждения, предоставляющие услуги в области профессионального образования - также ощущают на себе существенное воздействие упомянутых трансформаций, что оказывает влияние на уровень спроса на различных специалистов, обусловленного насущными потребностями сформировавшегося рынка и направленного на совершенствование адаптационных навыков профессионала в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, конкурентоспособный специалист, профессиональные качества, личностные характеристики.

Annotation. The current situation in the domestic and global economy is characterized by uncertainty, a high level of risk and a significant variability in social and financial conditions. Higher education institutions and higher education institutions, which provide professional education services, also have a significant impact on the above-mentioned transformations, which has an impact on the level of demand for various specialists due to the urgent needs of the formed market and aimed at improving the professional 's adaptation skills in modern conditions.

Keywords: Professional training, competitive specialist, professional qualities, personal characteristics.

Введение. В наши дни специалист вынужден подстраиваться под запросы рынка труда, для которого свойственны такие процессы, как падение спроса в низкоквалифицированной рабочей силе; появление особого «страта» сверхкомпетентных работников, обеспечивающих надлежащее функционирование сложной и дорогостоящей техники; уменьшение количества лиц, занятых на производстве, и расширение персонала, чьи трудовые обязанности связаны с конструированием, проектированием, обслуживанием, продвижением; поощрение работников, умеющих обращаться с новейшими устройствами и приборами и владеющих иностранным языком (как правило, английским) в рамках полученной профессии; активный поиск руководителей, способных выстраивать коллективную деятельность, использовать человеческие и неодушевленные (материальные, хронологические и т.д.) ресурсы с максимально возможным результатом; повышение внимания к специалистам, демонстрирующим высокий уровень профессионализма в самом начале взрослой карьеры. Для текущего периода характерна интенсивная модернизация рынка образовательных услуг, стимулирующего вузы и ССУЗы к применению новой стратегии обучения квалифицированных кадров. Педагог должен разумно чередовать учебные методы и приемы, позволяющие обеспечить подготовку компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Ожидается, что многообразие данных способов пробудит у учащихся интерес к познанию нового в рамках учебного процесса. Функция педагога заключается в укреплении мотивационного фундамента деятельности студентов, стимулировании их к активному приобретению и освоению новых знаний и навыков без посторонней помощи, интенсификации познавательной потребности, повышении интереса к академической дисциплине с помощью современных технологий.

Изложение основного материала статьи. На текущем этапе рынку труда присуще динамичное изменение спроса на навыки, компетенции и личностно-профессиональный опыт. По данной причине рыночная экономика выдвигает новые аргументированные императивы, направленные на успешную подготовку современного работника. К указанным требованиям относятся [7]: 1) высокая квалификация; 2) выстраивание базовых компетенций в контексте ускорения и углубления интеграционных процессов в области производства; 3) подготовка специалиста к смене места работы или занятию смежной должности без снижения эффективности; 4) обучение профессионала, способного сопротивляться негативным или неоднозначным изменениям собственной личности или окружающей социально-экономической среды. Перечисленные императивы позволили нам выстроить модели специалистов в рамках направлений «Менеджмент» и «Бухгалтерский учет», опираясь на ФГОС в сфере высшего и среднего профессионального образования. Предлагаемые модели основаны на индивидуальных свойствах специалиста, а также на

компетенциях, соответствующих направлениям подготовки. Индивидуальные свойства специалиста выстраиваются по трем траекториям: адаптация к общественным нормам, развитие качеств, позволяющих интегрироваться в современный рынок труда, и профессионально значимые характеристики.

Формирование компетенций осуществляется с учетом общих и профессиональных компонентов ФГОС в рамках определенной специальности. Свойства, выстроенные в модели специалиста, выступают ключевым условием качественного обучения и дальнейшей конкурентоспособности, что обусловливает тесную взаимосвязь понятий «качество образования», «эффективный работник» и «конкурентоспособный специалист» (далее - КС). Молодому человеку, способному бросить профессиональный вызов своим сверстникам, претендующим на аналогичную должность, необходимо обладать некоторыми возможностями и способностями: осознавать сложившуюся ситуацию; владеть конкретными умениями и навыками; вести себя в соответствии с определенным поведенческим сценарием.

Умение понимать ситуацию и сопутствующие ей процессы позволит индивиду разобраться в азах бизнеса: осмысливать и анализировать текущее состояние предпринимательской сферы, быть способным к пониманию человеческих поступков, оценке поведения окружающих, предвидению вероятных ответных реакций [1]. Перечень умений и навыков, являющихся обязательными для современного специалиста, включает в себя способность находить рациональное применение устным и письменным сведениям (прежде всего официального характера), умение работать с оргтехникой, владение одним или несколькими иностранными языками. Реализация определенного поведенческого сценария подразумевает, что профессионал должен отличаться достаточно высоким уровнем общей культуры: иметь четкое представление об истории и традициях своей страны, учитывать нормы морали, принятые в данном обществе, следовать правилам этикета, действующим в конкретных ситуативных контекстах. Профессионал должен быть приспособлен к работе в коллективе, соизмерять собственные потребности с интересами группы, уметь при необходимости жертвовать своими целями и комфортом ради коллективных задач, даже если последние кажутся не очень разумными или недостаточно масштабными и т.п. Все перечисленные свойства, характеризующие личность будущего специалиста, будут весьма важны и в его последующей трудовой активности. Подобная интерпретация позволяет трактовать конкурентоспособность специалиста как признак эффективности обучения и возможность использования его личностных и профессиональных свойств с пользой для общества или организации. Следует подчеркнуть тесную связь, существующую между понятиями «качество образования» и «КС»: индивид, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, является конкурентоспособным при наличии необходимых знаний и подходящих индивидуальных свойств [3].

Личностные качества КС можно разделить на три базовые категории: психологические, когнитивные и поведенческие. К психологическим качествам принадлежат эмпатия (умение сочувствовать, сопереживать); благосклонное отношение, доверие к окружающим; толерантность, способность противостоять стрессу, обостренное восприятие (включая так называемое «шестое чувство», интуицию). Когнитивные качества предполагают склонность к анализу, высокую скорость реакции, внимательность, непротиворечивость мышления в рамках отдельной взятой когнитивной задачи. К поведенческим качествам относятся коммуникабельность, дисциплинированность, инициативность, умение выступать в роли руководителя и подчиненного [4].

На базе проведенного исследования мы можем выделить три категории свойств, присущих КС: технические, экономические и организационные. Технические свойства свидетельствуют о полученной индивидом специальности (с учетом профиля или направленности обучения), объеме учебной нагрузки в академических часах, осваиваемых дисциплинах, уровне образования, наличии соответствующего документа. Экономические свойства коррелируют с финансовыми ресурсами, затраченными на обучение специалиста (принимая во внимание все аспекты данных расходов). Организационные свойства отражают социальный состав целевой аудитории, в данном контексте - работодателей и самих выпускников, а также местную специфику выстраивания производственного процесса [2]. При этом следует помнить, что человек, имеющий профессиональное образование - это полноценная личность, способная вызвать интерес на рынке труда. Таким образом, все требования, предъявляемые к индивидуальным свойствам будущего профессионала, можно дифференцировать на три ключевые категории: психологические, когнитивные и поведенческие. К психологическим качествам принадлежат эмпатия (умение сочувствовать, сопереживать); благосклонное отношение, доверие к окружающим; толерантность, способность противостоять стрессу, обостренное восприятие (включая так называемое «шестое чувство», интуицию). Когнитивные качества предполагают склонность к анализу, высокую скорость реакции, внимательность, непротиворечивость мышления в рамках отдельной взятой когнитивной задачи. К поведенческим качествам относятся коммуникабельность, дисциплинированность, инициативность, умение выступать в роли руководителя и подчиненного [5].

В рамках формирующей фазы исследования в экспериментальных группах организовано преподавание нового учебного предмета - практического курса имитационного характера «Учебная Фирма» (Таблица 1). На данном этапе мы ставили перед собой следующие задачи: 1) определиться с основными имитационными методами подготовки и условиями их использования в ходе обучения КС; 2) выбрать и осмыслить содержание образовательного процесса; 3) составить тематический план практического курса «Учебная Фирма».

Таблица 1

Примерный тематический план имитационного практикума «Учебная фирма»

№ Наименование разделов Содержание Всего Рекомендуемый

п/п и тем часов имитационный метод обучения

1. Введение Предмет и задачи курса "Учебная фирма". Принципы создания и функционирования учебных фирм. Сеть учебных фирм. 1 Анализ конкретных ситуаций.

РАЗДЕЛ 1. СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ ФИРМЫ

2. Основы Основные положения Закона о 3 Решение ситуационных

предпринимательской предпринимательском задач. Упражнения -

деятельности деятельности в РФ. Формы собственности. Виды предпринимательской деятельности. Учредительные документы. Порядок регистрации фирмы. действия по инструкции.

3. Сфера маркетинговой Товар. Рынок товаров и услуг. 4 Выполнение

деятельности Исследование спроса и предложения товара. Конкурентные преимущества. Проведение анализа среды с использованием метода СВОТ (SWOT - анализ). индивидуальных задач.

4. Имидж фирмы Название фирмы. Миссия фирмы. Логотип. Бизнес -этикет. 4 Деловая игра.

5. Организационная структура фирмы Понятие организационной структуры. Функции отделов. Штатное расписание. Должностные обязанности сотрудников фирмы. 5 Разыгрывание ролей.

6. Документы фирмы и документооборот Документы, их классификация, назначение и формы. Порядок регистрации и хранения документов. Документооборот. 5 Упражнения - действия по инструкции.

Итого по разделу 22

РАЗДЕЛ 2. ФУКЦИОНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ФИРМЫ

7. Управление фирмой Принципы, методы, стили, формы управления предприятием. Функции управления. Стратегическое и текущее планирование. Прием на работу и работа с персоналом. Аттестация персонала, контроль исполнения рабочих процедур. Анализ работы фирмы. 8 Разыгрывание ролей. Анализ конкретных ситуаций. Решение ситуационных задач. Деловая игра.

8. Секретарское дело Порядок работы с исходящими и входящими документами фирмы. Правила составления деловых писем. Порядок подготовки и проведения совещаний. Порядок ведения телефонных переговоров. Прием и передача факсимильных и электронных сообщений. 8 Упражнения - действия по инструкции. Разыгрывание ролей. Деловая игра.

9. Маркетинговая деятельность фирмы Роль и задача маркетинга на предприятии. План маркетинга фирмы. Маркетинговое исследование рынка товаров и услуг. Прайс - лист и каталог продукции фирмы. Реклама. Презентации. Ярмарки. 8 Анализ конкретных ситуаций. Решение ситуационных задач. Упражнения - действия по инструкции. Выполнение индивидуальных задач. Разыгрывание ролей.

10. Организация покупок и продаж Порядок осуществления и оформления торговых сделок 6 Упражнения - действия по инструкции. Выполнение

(покупка/продажа). Работа с клиентом. Ведение складской документации. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. индивидуальных задач. Разыгрывание ролей.

11. Бухгалтерский учет. Создание АРМ (автоматизированного рабочего места) бухгалтера. Варианты организации бухгалтерской службы предприятия. Оформление первичных документов, ведение учета, уплата налогов, оформление финансовой отчетности. Решение сквозной задачи бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы 1С: Бухгалтерия и ИНФО-БУХГАЛТЕР. 48 Упражнения - действия по инструкции. Имитация деятельности на тренажере.

Итого по разделу 78

Всего 100

При обучении будущих управленцев основное внимание следует уделять формированию у них компетенций, позволяющих взаимодействовать с коллегами, разрешать проблемные ситуации, анализировать внутреннюю и внешнюю активность своей фирмы, понимать текущее состояние и тенденции развития рынка, продумывать алгоритм деятельности компании в условиях повышенной конкуренции. В работе управленца бухгалтерский учет отличается практической направленностью - поэтому люди, осваивающие данную специальность посредством современных программных продуктов «Инфо-Бухгалтер» и «1С:Бухгалтерия», учатся оформлять базовую документацию, работать с отчетами по финансам и с налоговыми документами. После введения компьютеризированного рабочего места управленца студенты используют графический редактор PowerPoint для создания слайдовой презентации собственной «Учебной фирмы».

Модель КС содержит ряд важнейших компетенций, формирующих личностно-индивидуальные и профессиональные качества. Первые можно представить в виде четырех категорий: эмоционально-волевые, социально-коммуникативные, умственные и морально-этические. Вторые же следует рассматривать в качестве набора знаний, навыков и умений в контексте определенной специальности или профиля [6]. В ходе данного исследования были выявлены два комплекса качеств: личностно-индивидуальные и уровень профессиональных знаний, приобретаемых при применении в образовательном процессе учебных методов имитационного характера. Личность преподавателя и его креативные возможности имеют решающее значение при подготовке КС, а также для осуществления новаторского подхода, в рамках которого педагог раскрывает потенциал студентов с помощью специальных творческих заданий. Такой подход нацелен на выстраивание готовности учащегося к непрерывному поиску необходимых сведений в образовательном пространстве с применением современных технологий.

Выводы. В рамках экспериментального этапа автором статьи были структурированы предпосылки и способы, повышающие продуктивность деятельности трудового коллектива вуза или ССУЗа по выстраиванию личности КС.

Определены следующие предпосылки: нацеленность педагогических работников на обогащение личности учащихся, учет их личностных характеристик, академических и коммуникативных затруднений; профессиональные знания, умения и навыки участников учебно-воспитательного процесса, повышающие эффективность их деятельности; грамотное выстраивание и структуризация активности всех субъектов образования; наличие у образовательного учреждения документов, регламентирующих распределение функций педагогов, сотрудников администрации, работников общежитий; ключевое место психологической службы в установлении сотрудничества всех лиц, принимающих участие в обучении и воспитании студентов, а также в последовательном развитии и коррекции их личности.

Выявлены методы развития личности будущего профессионала: анализ результатов оценки личности учащихся, изучение продуктивности реализованных мер и их оперативная коррекция; налаживание системы повышения квалификационного уровня педагогов, тьюторов, кураторов общежитий для совершенствования их профессиональных характеристик в психолого-педагогическом аспекте; выстраивание научно-исследовательской деятельности по вопросам психологии и педагогики; установление стабильного взаимодействия преподавателей и сотрудников администрации с родителями учащихся; проектирование механизма студенческого самоуправления; анализ рынка труда и предъявляемых компаниями требований; осуществление регулярных контактов с социальными партнерами. Всему этому в значительной мере способствуют информационные технологии, ориентированные на подготовку КС.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

5. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В наши дни производственный потенциал государства позиционируется как ключевое условие экономического развития социума. Квалификационный уровень работников, занимающих любые должности, - от кассира до федерального чиновника, - влияет не только на эффективность труда, но и на скорость прогресса в области экономики и, наконец, на общую конкурентоспособность нашей страны в контексте международных рыночных отношений. К первостепенным факторам, позволяющим определить уровень конкурентоспособности государственной экономики, безусловно относится качество обучения новых кадров, напрямую связанное со степенью коинтегрированности соответствующей сферы общественной жизни (одной из четырех базовых, наряду с политической, социальной и духовной) с образовательным сектором.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, профессиональные образовательные организации, конкурентоспособность, современный преподаватель.

Annotation. Nowadays, the productive potential of the state is positioned as a key condition of economic development of the society. The qualification level of employees in any position - from the cashier to the federal official - affects not only the efficiency of work, but also the speed of progress in the field of economy and, finally, the overall competitiveness of our country in the context of international market relations. The primary factors that make it possible to determine the level of competitiveness of the State economy are, of course, the quality of training of new personnel, directly related to the degree of integration of the relevant sphere of public life (one of the four basic, along with political, social and spiritual) with the educational sector.

Keywords: Pedagogical competence, professional educational organizations, competitiveness, modern teacher.

Введение. С точки зрения подавляющего большинства отечественных авторов, в современной России существуют серьезнейшие проблемы с подготовкой высококвалифицированных работников - и руководители вынуждены «доводить» своих сотрудников до необходимого профессионального уровня в рамках специальных курсов и программ, реализуемых внутри организации. Эффективному решению вытекающих из этого задач способствует продвижение сотрудников по должностной («карьерной») лестнице. Данную «эволюцию» можно охарактеризовать как поэтапное, имеющее положительную динамику продвижение специалистов в области промышленной, научной, творческой или любой другой конструктивной деятельности от базового квалификационного уровня до высшего, то есть, иначе говоря, как карьерное развитие конкретного индивида, принимающее во внимание его умственные, психологические, профессиональные и иные ресурсы.

Участие Российской Федерации в Болонском процессе и принципиально новый подход к оценке результата профессиональной подготовки, рассматриваемого как комплекс навыков и умений, которыми полагается обладать выпускнику, предполагают повышенное внимание к способности педагогов принимать адекватные и продуктивные решения в условиях постиндустриальной турбулентности. При этом следует отметить, что применительно к современной интерпретации компетенций (включая профессиональные) основная часть исследователей выделяют обязательную составляющую любой компетенции -индивидуальные свойства, без развития которых процесс усвоения и использования профессиональных компетенций является практически нереализуемым. Самыми важными личностными характеристиками, которые должны быть присущи выпускнику современного учебного заведения, предоставляющего высшее или среднее профессиональное образование, выступают дисциплинированность, открытость, творческое мышление, стремление к совершенствованию в рамках профессии и за ее пределами. Формирование упомянутых индивидуальных свойств предусматривает выстраивание в образовательных учреждениях определенных педагогических условий. Данное обстоятельство детерминирует особую роль педагогического обучения будущих работников высших и среднеспециальных учебных заведений. Среди ключевых факторов, лежащих в основе указанной концепции образования, следует выделить потребность социума в стабильной модернизации экономики в инновационном ключе, что зависит, прежде всего, от тех человеческих ресурсов, обучение которых реализуется в области профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Не подлежит сомнению то обстоятельство, что для текущей стадии развития технологий характерно возрастание значения человеческого фактора, прежде всего, как относительной гарантии безопасности работы технологических комплексов, а также как предпосылки непрерывного совершенствования самих технологий. При этом качество реализации профессиональных задач в существенной мере детерминировано не только скоростью и глубиной освоения определенных ЗУНов (знаний, умений, навыков), но и уровнем сформированности у выпускника морально-этических свойств. Необходимо осознавать, что создание гибкой, инновационной, социально направленной экономики неосуществимо без непосредственного и непрерывного участия высококвалифицированных специалистов, рассматривающих человека как высшую ценность, имеющую самодовлеющее значение. Это обусловливает особую важность педагогической компетентности работников вузов и ССУЗов, которая должна способствовать повышению их результативности, более успешному решению плановых задач и устранению трудностей, требующих особого подхода. В имеющемся контексте представляется разумным сосредоточиться на улучшении содержательной части и модернизации процесса психолого-педагогического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.