Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / COMPETITIVENESS / MODERN TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В наши дни производственный потенциал государства позиционируется как ключевое условие экономического развития социума. Квалификационный уровень работников, занимающих любые должности, - от кассира до федерального чиновника, - влияет не только на эффективность труда, но и на скорость прогресса в области экономики и, наконец, на общую конкурентоспособность нашей страны в контексте международных рыночных отношений. К первостепенным факторам, позволяющим определить уровень конкурентоспособности государственной экономики, безусловно относится качество обучения новых кадров, напрямую связанное со степенью коинтегрированности соответствующей сферы общественной жизни (одной из четырех базовых, наряду с политической, социальной и духовной) с образовательным сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EVALUATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF A VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Nowadays, the productive potential of the state is positioned as a key condition of economic development of the society. The qualification level of employees in any position - from the cashier to the federal official - affects not only the efficiency of work, but also the speed of progress in the field of economy and, finally, the overall competitiveness of our country in the context of international market relations. The primary factors that make it possible to determine the level of competitiveness of the State economy are, of course, the quality of training of new personnel, directly related to the degree of integration of the relevant sphere of public life (one of the four basic, along with political, social and spiritual) with the educational sector.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В наши дни производственный потенциал государства позиционируется как ключевое условие экономического развития социума. Квалификационный уровень работников, занимающих любые должности, - от кассира до федерального чиновника, - влияет не только на эффективность труда, но и на скорость прогресса в области экономики и, наконец, на общую конкурентоспособность нашей страны в контексте международных рыночных отношений. К первостепенным факторам, позволяющим определить уровень конкурентоспособности государственной экономики, безусловно относится качество обучения новых кадров, напрямую связанное со степенью коинтегрированности соответствующей сферы общественной жизни (одной из четырех базовых, наряду с политической, социальной и духовной) с образовательным сектором.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, профессиональные образовательные организации, конкурентоспособность, современный преподаватель.

Annotation. Nowadays, the productive potential of the state is positioned as a key condition of economic development of the society. The qualification level of employees in any position - from the cashier to the federal official - affects not only the efficiency of work, but also the speed of progress in the field of economy and, finally, the overall competitiveness of our country in the context of international market relations. The primary factors that make it possible to determine the level of competitiveness of the State economy are, of course, the quality of training of new personnel, directly related to the degree of integration of the relevant sphere of public life (one of the four basic, along with political, social and spiritual) with the educational sector.

Keywords: Pedagogical competence, professional educational organizations, competitiveness, modern teacher.

Введение. С точки зрения подавляющего большинства отечественных авторов, в современной России существуют серьезнейшие проблемы с подготовкой высококвалифицированных работников - и руководители вынуждены «доводить» своих сотрудников до необходимого профессионального уровня в рамках специальных курсов и программ, реализуемых внутри организации. Эффективному решению вытекающих из этого задач способствует продвижение сотрудников по должностной («карьерной») лестнице. Данную «эволюцию» можно охарактеризовать как поэтапное, имеющее положительную динамику продвижение специалистов в области промышленной, научной, творческой или любой другой конструктивной деятельности от базового квалификационного уровня до высшего, то есть, иначе говоря, как карьерное развитие конкретного индивида, принимающее во внимание его умственные, психологические, профессиональные и иные ресурсы.

Участие Российской Федерации в Болонском процессе и принципиально новый подход к оценке результата профессиональной подготовки, рассматриваемого как комплекс навыков и умений, которыми полагается обладать выпускнику, предполагают повышенное внимание к способности педагогов принимать адекватные и продуктивные решения в условиях постиндустриальной турбулентности. При этом следует отметить, что применительно к современной интерпретации компетенций (включая профессиональные) основная часть исследователей выделяют обязательную составляющую любой компетенции -индивидуальные свойства, без развития которых процесс усвоения и использования профессиональных компетенций является практически нереализуемым. Самыми важными личностными характеристиками, которые должны быть присущи выпускнику современного учебного заведения, предоставляющего высшее или среднее профессиональное образование, выступают дисциплинированность, открытость, творческое мышление, стремление к совершенствованию в рамках профессии и за ее пределами. Формирование упомянутых индивидуальных свойств предусматривает выстраивание в образовательных учреждениях определенных педагогических условий. Данное обстоятельство детерминирует особую роль педагогического обучения будущих работников высших и среднеспециальных учебных заведений. Среди ключевых факторов, лежащих в основе указанной концепции образования, следует выделить потребность социума в стабильной модернизации экономики в инновационном ключе, что зависит, прежде всего, от тех человеческих ресурсов, обучение которых реализуется в области профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Не подлежит сомнению то обстоятельство, что для текущей стадии развития технологий характерно возрастание значения человеческого фактора, прежде всего, как относительной гарантии безопасности работы технологических комплексов, а также как предпосылки непрерывного совершенствования самих технологий. При этом качество реализации профессиональных задач в существенной мере детерминировано не только скоростью и глубиной освоения определенных ЗУНов (знаний, умений, навыков), но и уровнем сформированности у выпускника морально-этических свойств. Необходимо осознавать, что создание гибкой, инновационной, социально направленной экономики неосуществимо без непосредственного и непрерывного участия высококвалифицированных специалистов, рассматривающих человека как высшую ценность, имеющую самодовлеющее значение. Это обусловливает особую важность педагогической компетентности работников вузов и ССУЗов, которая должна способствовать повышению их результативности, более успешному решению плановых задач и устранению трудностей, требующих особого подхода. В имеющемся контексте представляется разумным сосредоточиться на улучшении содержательной части и модернизации процесса психолого-педагогического

развития кадров, задействованных при подготовке квалифицированной рабочей силы для современной экономики в условиях высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, создание концепции формирования профессиональной компетентности преподавателей вузов и ССУЗов выступает новаторским и многообещающим вектором научных изысканий в теоретическом и прикладном аспектах [5].

На данном этапе интерпретация компетентностного восприятия образовательного результата разнится в зависимости от подхода к трактовке самой компетентности и того, как данная характеристика соизмеряется с приобретенными знаниями и сформированными умениями. В процессе профессионального обучения методисты и преподаватели должны иметь четкое представление о сущности компетентности будущего специалиста, а также о содержании и структуре базовых понятий: «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность». Выстраивание компетентности личности является сложным, многоаспектным процессом, который имеет непосредственное отношение к формированию разнообразных компетенций, отличающихся по своей внутренней специфике и внешним проявлениям. Фундамент компетентности профессионала - это, в первую очередь, общие и специальные компетенции, отражающие уровень квалификации выпускника вуза или ССУЗа, то, в какой степени он освоил содержательные компетенции и научился применять их в своей практической деятельности [1].

В данном контексте следует обсуждать возможности компетентностного подхода, о чем свидетельствует и необходимость включения нашей страны в международное образовательное пространство, испытывающее влияние Копенгагенской и Болонской систем. В значительной степени это связано с реализацией новаторских моделей обучения, включая компетентностную, в рамках которой происходит смещение фокуса образования со знаний, навыков и умений учащихся на их компетентность и входящие в ее структуру компетенции. Исследование научных трудов позволило трактовать компетентность в качестве личностно-профессионального свойства индивида, которое репрезентируется в его готовности к результативной деятельности на базе полученного профессионального образования (высшего или среднего) с учетом общественной ценности и потенциальных рисков; создает условия для продуктивного взаимодействия с действительностью посредством определенных компетенций.

Педагогические компетенции выступают обязательным компонентом системы компетенций, необходимых преподавателю высшего или среднего учебного заведения не только для эффективного осуществления содержания образования, но и для всестороннего содействия обогащению личности учащегося как будущего специалиста. Потребность в выстраивании именно комплекса педагогических компетенций обусловлена тем фактом, что профессионально-педагогическая активность педагога проявляется в социуме - сложной многоаспектной системе. Педагог и студент функционируют в рамках социальной структуры - общественного целого, состоящего, по Уледову А.К., из элементов (типов деятельности, индивидов), нацеленных на реализацию тех или иных общественных нужд. Определение социальных субъектов - например, педагога и учащегося вуза или ССУЗа, типов осуществляемой ими деятельности и тех связей, которые между ними установились, - является в настоящее время наиболее востребованной и функциональной концепцией структурных компонентов общественных систем. Пренебрежение данным обстоятельством способно привести к формированию непродуктивных комплексов, включая комплексы компетенций специалистов, выполняющих свои профессиональные обязанности [3]. Таким образом, разработка системы компетенций педагогического работника, демонстрирующего свои знания и умения в сфере профессионального образования, предполагает учет специфики личных взглядов субъектов учебно-воспитательного процесса, многообразие типов их деятельности и социальный контекст взаимодействия преподавателя и учащегося. Составляющие общественных систем (включая образовательные) находятся в состоянии непрерывной коинтеграции, причем каждый элемент может выступать по отношению к другим либо следствием, либо причиной, либо их диалектическим сочетанием (Барулин В.С., Кузьмин В.П., Вебер М.).

В связи с этим необходимо отметить, что каждая компетенция педагога, работающего в высшем или среднеспециальном учебном заведении, включает в себя определенное количество структурных элементов, детерминирующих характеристики других педагогических компетенций в проектируемом комплексе и, в свою очередь, порожденных составляющими прочих компетенций, предусмотренных системой. Следует подчеркнуть, что ключевые компоненты всех систем (и социальных в том числе) объединены между собой разнообразными зависимостями, выполняющими определенные функции. Сочетание данных зависимостей отражает конкретный аспект общественной структуры. Отталкиваясь от вышесказанного, мы приходим к выводу, что профессиональная активность педагога и процесс обучения студента реализуются в социальной системе, компонентный состав которой детерминирован спецификой главных типов активности (включая профессиональную) и взаимной обусловленностью общественных сфер. Таким образом, эффективность педагогической деятельности зависит от того, насколько законченным, «спаянным» является комплекс педагогических компетенций, выстроенных у преподавателя вуза или ССУЗа. При этом успешность данной системы сопряжена с относительной результативностью педагога в рамках включения в образовательно-профессиональную среду, интегрированную в более масштабную общественную систему [6].

Принято выделять следующие ключевые педагогические компетентности (далее - ПК): выстраивания профессиональной самоидентификации учащихся, реализации межличностного взаимодействия, моделирования педагогической активности, интерпретации педагогической действительности и своего места в ней, осуществления учебно-воспитательного процесса, самоанализа, социальной организации, профилактики и устранения конфликтных ситуаций [2].

На базе проведенного исследования автору статьи представляется возможным определить следующие векторы профессиональной деятельности педагогов высших и средних профессиональных образовательных организаций ПК [4]:

1) моделирование педагогической активности, ее осуществление, а также рефлексия процесса и результата с внесением необходимых изменений (перемоделированием) согласно наблюдаемой динамике;

2) интеграция в педагогическое общение с участниками учебно-воспитательного процесса для соизмерения педагогических принципов, методов и задач, а также для взаимного обогащения профессиональным опытом, что способствует компенсации его дефицита, неизбежного при обособленном, интровертированном функционировании в профессии;

3) создание педагогического пространства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, ориентированного на сглаживание идиосинкразических, возрастных и социально-детерминированных трудностей, возникающих в рамках профессионально-педагогического сотрудничества.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы, связанные с эффективностью осуществления сценария выстраивания ПК преподавателей вузов и ССУЗов, спроектированного на базе разработанной модели.

Во-первых, эффективность выстраивания ПК преподавателей определяется степенью осознания ими сущности этого явления как сочетания теоретической и эмпирической способности к педагогическому труду.

Во-вторых, уровень выстроенности ПК преподавателя в существенной степени обусловлен его личностно-профессиональной позицией относительно общей цели, преследуемой высшими и среднеспециальными образовательными учреждениями, а также относительно значительности собственного вклада в формирование профессионала.

В-третьих, огромную роль в рамках педагогической деятельности педагогов играет осознание особенностей целевой аудитории - студентов, которым в наши дни присущи низкий уровень образовательной мотивации, социальная наивность, отсутствие некоторых базовых знаний и навыков, сниженная самооценка и активация защитных механизмов в ответ практически на любое требование или просьбу преподавателя.

В-четвертых, весьма важное место в ходе становления и совершенствования ПК педагогов отводится системе регулирования учебно-воспитательного процесса, участникам которого следует не только пользоваться административными полномочиями, но и быть для своих сотрудников эталоном педагогической и организационной компетентности.

В-пятых, одной из ключевых предпосылок выстраивания ПК выступает установление взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, сложившегося в вузе или ССУЗе, на основе кооперации и взаимной ценности.

При этом нужно принимать во внимание потенциальные риски осуществления программы выстраивания ПК педагогов вузов и ССУЗов, характерные для подавляющего большинства процессов.

Выводы. В нашей статье мы сосредоточились на рассмотрении негативных последствий выстраивания ПК для личности преподавателя. Прежде всего, необходимо учитывать деструктивные для психики и морального облика профессиональные неудачи, неизбежные при отсутствии адекватных условий для продуктивного анализа педагогической активности. Кроме того, не вполне желательными считаются такие индивидуальные свойства преподавателя, как чрезмерная эмоциональность, невосприимчивость к критическим замечаниям, склонность к оправданию своих ошибок и некрасивых поступков и т.д., которые крайне отрицательно сказываются на выстраивании ПК. Также для положительной самоидентификации в контексте формирования данной компетентности немалый риск представляют догматы консервативной педагогики, базирующейся на субъектно-объектных связях между руководством образовательных учреждений и преподавателями, между преподавателями и студентами. При этом стандартное восприятие образовательной практики, основанное на постоянном воспроизводстве накопленного опыта для достижения формально приемлемого результата, предполагает значительную экономию психологических и хронологических ресурсов. Выстраивание учебно-воспитательного процесса на концепции субъектно-субъектных связей благоприятствует существенному усложнению педагогической деятельности и увеличению временного отстояния ее итогов. Наконец, нужно осознавать, что студенты высших и среднеспециальных учебных заведений чаще сталкивались именно с конвенциональным, «авторитарно-знаниевым» педагогическим подходом (что связано с социальными обстоятельствами, в которых происходило формирование их личности) - и поэтому, как правило, воспринимают традиционные методы и технологии намного легче, нежели современные, индивидуализированные. В некоторых случаях учащиеся трактуют желание преподавателя установить субъект-субъектные отношения как демонстрацию его неуверенности, робости, порожденной, по их мнению, недостаточной компетентностью. С профессионализмом, педагогическим мастерством у таких студентов ассоциируется авторитарный подход.

Концепция выстраивания ПК педагогов, преподающих в вузах и ССУЗах, включает в себя взаимосвязанные, взаимообусловленные составляющие. Ее компонентный состав согласуется с логикой процесса выстраивания ПК и содержит следующие планомерно реализуемые стадии: мотивационную, активностную, рефлексивно-аналитическую и содержательную.

Литература:

1. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

2. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

3. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

4. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

5. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.