Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / RESEARCH CULTURE / RESEARCH ACTIVITIES / FUTURE SPECIALIST / PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич

В трудах российских исследователей и наблюдениях практикующих специалистов подчеркивается наличие устойчивых связей между культурой и двумя важнейшими составляющими народного хозяйства - наукой и образованием, что способствует решению актуальных проблем в области обучения и воспитания, а также применению достигнутых результатов в организационно-педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH CULTURE STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The works of Russian researchers and observations of practitioners emphasize the existence of stable links between culture and the two most important components of the national economy - science and education, which contributes to the solution of topical problems in the field of education and education, as well as the application of the achieved results in organizational and pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Выводы. Выстраивание готовности студентов высших учебных заведений к предстоящей ПД осуществляется через использование обучающих форм и методов активного характера, благоприятствующих осознанию, рефлексии и совершенствованию учебно-профессиональных действий и ценностей, их переводу на новый уровень посредством интенсификации самостоятельной познавательной активности студентов. В контексте среды, нацеленной на определенный уровень практических достижений, студенты начинали с накапливания теоретической информации, моделирования профессионального поведения, анализа фундаментальных вопросов, связанных с выбранной областью. Затем формировались навыки имитации ПД через моделирование предпосылок, общей сущности и отдельных особенностей реальной деятельности данного типа (включая взаимодействие вовлеченных в нее людей). При этом применяются такие активные методы обучения, как мозговой штурм, бизнес-игра и некоторые другие.

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5.С. 3-11.

8. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

9. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат технических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Салун Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В трудах российских исследователей и наблюдениях практикующих специалистов подчеркивается наличие устойчивых связей между культурой и двумя важнейшими составляющими народного хозяйства - наукой и образованием, что способствует решению актуальных проблем в области обучения и воспитания, а также применению достигнутых результатов в организационно-педагогической практике.

Ключевые слова: исследовательская культура, исследовательская деятельность, будущий специалист, профессиональная готовность.

Annotation. The works of Russian researchers and observations of practitioners emphasize the existence of stable links between culture and the two most important components of the national economy - science and education, which contributes to the solution of topical problems in the field of education and education, as well as the application of the achieved results in organizational and pedagogical practice.

Keywords: Research culture, research activities, future specialist, professional readiness.

Введение. Социум нуждается в профессионалах, способных решать любые проблемы благодаря творческому подходу, изучать, анализировать, совершать выбор в нестандартных ситуациях. Учреждения, предоставляющие среднее профессиональное образование, готовят учащихся, главным образом, к практической деятельности. Следовательно, овладение студентами колледжа или техникума исследовательской культурой (далее - ИК) выступает значимым фактором, отражающим уровень базовой личностной культуры и готовность к работе в рамках выбранной специальности. Поэтому на данном этапе повышенным спросом на рынке труда пользуется выпускник, не только владеющий необходимыми знаниями и умениями, но также демонстрирующий высокий уровень культуры (общей и исследовательской), который позволяет выйти за рамки прямых служебных обязанностей и развиваться в широком смысле: как человек, как личность.

Изложение основного материала статьи. В трудах по педагогике и психологии разбирались вопросы, связанные с подготовкой учащихся к проведению научных исследований, однако текущая ситуация в

социокультурной сфере предполагает переосмысление накопленного профессионального опыта и сформированных на его основе педагогических концепций с целью вырабатывания принципиально новых подходов к совершенствованию ИК студентов средних и высших учебных заведений. В научной литературе достаточно подробно рассмотрены проблемы, имеющие отношение к выстраиванию исследовательской деятельности (далее - ИД) будущих специалистов (Авдеева Л.Ф., Грушко И.М., Кругов В.И. и др.). Вопросы активизации ИД студентов применительно к выбранной ими профессии рассматривались такими представителями отечественной дидактики, как Вилькеев Д.В., Данилов М.А., Есипов В.П. и некоторыми другими. Проблема раскрытия творческих возможностей учащихся через их взаимную коммуникацию в процессе обучения и ИД привлекла внимание Артемова В.А., Белкиной Э.В., Кпычниковой З.И. и других. Среди авторов, анализировавших процесс развития исследовательских навыков студентов, можно выделить Абдуллину О.А., Архангельского С.И. и Ерофееву И.Ю.

Вопросы подготовки учащихся к ИД в педагогических колледжах входили в поле научных интересов Вишняковой Т.П., Гурьяновой М.П., Козловой Л.П. и других. Авторы данной статьи солидарны с точкой зрения Болотова В.А. и Костиковой М.Н., согласно которой современное образование нацелено на передачу молодому поколению суммы определенных знаний, навыков и умений и обладает недостаточным количеством ресурсов для формирования среды, способствующей самообразованию целевой аудитории. Данная ситуация имеет место не только в школах и вузах, но и в среднеспециальных учебных заведениях, где подготовка специалистов различного профиля часто ограничивается освоением нескольких узконаправленных компетенций в рамках одной или двух дисциплин в ущерб осмысленному повышению уровня общей культуры. При таком подходе практический компонент профессионального образования обычно сводится к абсолютизации той или иной конкретной методики, из-за чего большинство выпускников, не отличающихся приемлемым уровнем развития ИК, не могут принимать оперативные решения при столкновении с нетипичной, специфической профессиональной трудностью.

На базе изучения трудов по философии, психологии и педагогике мы пришли к выводу о целесообразности наличия исследовательской составляющей при работе с современными студентами, обучающимися по любой специальности. Навыки и умения соответствующего характера как важнейшие аспекты личности будущего профессионала репрезентируют ключевые свойства процесса его эволюции в выбранной сфере, демонстрируют универсальность его взаимодействия с другими людьми и явлениями, активизируют творческий потенциал, детерминируют результативность учебно-воспитательного процесса, позволяют интегрировать знания, умения и навыки ИК в любую теоретическую и прикладную сферу. На данном историческом этапе исследование как разновидность человеческой деятельности утрачивает свою исключительно научную направленность, продолжая, тем не менее, прочно ассоциироваться с нею в массовом сознании. С точки зрения Леонтовича А. В., исследование как средство постижения объективной реальности может в скором времени занять в образовании ведущие позиции, сделавшись основным предметом обучения. Универсальные компетенции, связанные с ИД, необходимы современному человеку в различных областях его жизнедеятельности. Изучение теоретической литературы продемонстрировало, что в настоящее время расширяются и модифицируются базовые образовательные функции, а затруднительные ситуации, в которые попадают организации и отдельные сотрудники, становится все сложнее решить традиционными способами. В связи с явной недостаточностью знаний и умений, полученных в процессе обучения, возникает острая необходимость в использовании научных методов и поиске новаторских способов раскрытия творческого потенциала студентов [4].

Основная часть работ, посвященных анализу культуры (общей и профессиональной), были опубликованы в начале постсоветской эпохи, на рубеже XX и XXI веков. Многочисленность трудов, связанных с данной темой, говорит о ее бесспорной актуальности и практической значимости в современном образовательном контексте. На данный момент осуществлены исследования разных сторон выстраивания общей и профессиональной культуры студентов: педагогической в собственном смысле слова (Онищенко Э.В., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. и др.), психолого-педагогической (Сластенин В.А., Краевский В.В.), этнопедагогической (Александрова Н.С., Волков Г.Н., Николаев В.А.), предметно-ориентированной (Гребенкина Л.К., Исаев И.Ф., Терехина Л.А. и др.) и исследовательской (Климова Т.Е., Носаева И.В.).

При рассмотрении ИК как педагогического явления проанализируем базовое понятие - «культура». В настоящее время существует несколько основных подходов к его интерпретации: деятельностный (Жданов Ю., Каган М.С.), ценностный (Франк С.Л., Францев Г.), социологический (Коган Л.Н., Сорокин П.А.), структуралистский (Ладан Ж., Лотман Ю.М.), семиотический (Барт Р., Успенский Б.А.). В соответствии с трактовками, представленными в теоретической литературе, для феномена культуры характерны универсальность и структурная сложность, что привлекает к нему внимание представителей различных наук. Анализ трудов известных отечественных и зарубежных мыслителей, - Бердяева А.Н., Фромма Э., Швейцера А. и других, - позволяет утверждать, что культура позиционируется как центральный фактор личностно-профессионального развития, который детерминирует восприятие индивидом всех доступных сфер, объектов и процессов.

Культура представляет собой ключевое звено, соединяющее человека и его душу с внешней реальностью, создающее условия для их гармоничного сосуществования. В частности, современный исследователь Крылова Н.Б. анализирует феномен культуры с разных сторон, при этом отмечая, что речь идет не просто о совокупности ценностей, а о полном спектре человеческих возможностей, интеллектуальном, нравственном и творческом потенциале людей. Газман О.С. предлагает более конкретную дефиницию, трактуя базовую культуру как минимальный набор наиболее общих способностей индивида, его личных ценностей и свойств, отсутствие которых делает невозможными как социальную адаптацию, так и полноценное развитие и использование природных задатков, склонностей, дарований. С точки зрения Капустиной Н.М., под базовой культурой следует понимать уровень культуры, требуемый для эффективного функционирования человека в повседневной жизни, включая быт, общение и профессиональную деятельность [9].

Авторы статьи солидарны с позицией большинства исследователей, согласно которой в течение всей жизни у человека вырабатывается базовый культурный комплекс - фундамент и катализатор главных комплексных характеристик личности. Для теоретической аргументации ИК, осмысления ее основного содержания и структуры, мы рассмотрели различные категории ИД. Изучение научных трудов по педагогике

(И.А. Зимняя, А.В. Леонтович, М.Н. Поволяева и др.) продемонстрировало наличие множества толкований данного явления (в частности, его учебной разновидности) и отсутствие его общепринятой или хотя бы наиболее востребованной дефиниции. Как правило, учебная разновидность ИД позиционируется авторами как род проблемного обучения, независимая творческая деятельность, комплекс операций по поиску новых сведений, универсальный подход к постижению объективной реальности, особая форма человеческой активности, специфическая составляющая учебно-воспитательного процесса, образовательная технология и т.д. Обзор трудов, посвященных данной теме, позволил нам выделить ключевые особенности учебной разновидности ИД [6]: неразрывную связь теории и практики; высокий уровень мотивации; ориентированность на преодоление трудностей и профилактику проблемных ситуаций; устойчивость целей и прогнозируемость результатов; основополагающую роль специальных навыков и т.д.

Понятие «ИД» используется множеством авторов, представителями разных научных дисциплин: Зимней И.А, Ляшко Л.Ю., Шашенкова Е.А. и десятками, если не сотнями, других. В работах Бойцова М.И., Головизниной Н.Л., Поволяевой М.Н. рассматриваются факторы, составляющие основу выстраивания учебной разновидности ИД - навыки и умения, которые должны формироваться в старших классах средней школы (10-м - 11-м классах). Однако наш собственный педагогический опыт и многолетняя практика российских общеобразовательных учреждений дают понять, что большинство выпускников обладают соответствующими компетенциями в недостаточной мере. Таким образом, особое внимание следует уделять освоению ИД в контексте среднего профессионального образования [1].

С точки зрения Скаткина М.Н. и Лернера И.Я., учебно-исследовательские методы и приемы являются необходимым условием формирования познавательной независимости. Сейчас исследовательский метод нередко рассматривается в качестве одной из форм проблемного обучения. Савенков А.И. видит в учебной разновидности ИД особый подход к педагогическому воздействию, базирующийся на естественном детском и подростковом желании изучать окружающий мир, обнаруживать причинно-следственную связь между явлениями. Фирсова М. М. и Кларин М. В. указывают на несомненную актуальность ИД рассматриваемого нами типа для учащихся и выпускников гимназий. Проанализировав значительный объем научной литературы, - как отечественной, так и зарубежной, - мы пришли к вполне ожидаемому выводу: на данный момент исследовательский метод весьма слабо интегрирован в практику выстраивания образовательного процесса в учебных заведениях. Он применяется, главным образом, в передовых, «продвинутых» школах с ярко выраженным новаторским подходом, которые пока весьма немногочисленны. В большинстве образовательных учреждений предпочтение по-прежнему отдается традиционным методикам, основанным на трансляции определенного объема знаний в рамках предусмотренных дисциплин [8].

Поиск новых подходов к повышению уровня ИК студентов средне-специальных учебных заведений подразумевает не только опору на учебную разновидность ИД и выявление наиболее продуктивных педагогических методов, но и обращение к альтернативным формам, средствам и технологиям организации исследовательской работы. Горелова Г.Г., Николаев Г.А., Тесемницина М.М. и другие исследователи предлагают собственные идеи и концепции и анализируют их воздействие на формирование базовых компетенций будущего специалиста [7]. В трудах Потапенко Т.Н. и Сударчиковой С.Ф. приводится информация о применении различных форм привлечения лиц, обучающихся в российских колледжах, к деятельности исследовательского характера. Вопросы, связанные с ИД студентов вузов, представляются наиболее изученными. Особое внимание, уделяемое данной теме, обусловлено ускоренным развитием науки и техники и ужесточившимися требованиями к выпускникам вузов и ССУЗов. Богданович Л.Н. и Сачек М.Г. подчеркивают, что в настоящее время обладатель диплома о профессиональном образовании (среднем или высшем) должен владеть приемами научного анализа, уметь синтезировать и излагать доступную информацию, быть способным к написанию небольшой исследовательской работы (статьи, доклада для конференции). В связи с этим способы решения задачи, сформировавшейся под влиянием этого социального запроса, начали ассоциировать с рассмотрением ИД как необходимой составляющей современного образования.

В трудах Аксенова Л.И., Вашкевича В.В., Киселевой Н.В., Сазонова Б.И. изучаются особенности ИД студентов, взаимодействие педагогов и учащихся в научном исследовании, воздействие исследовательской работы, осуществляемой в стенах учебного заведения, на познавательную активность студентов [2].

Аргументация результативности процесса развития ИК учащихся российских колледжей предполагает определение возрастной специфики с обязательным учетом интеллектуального и психологического компонентов личности, поскольку именно они играют решающую роль в выстраивании ИД и формировании ИК индивида. Рассмотрев позиции Ананьева Б.Г., Басова М.Я. и других представителей ленинградской психологической школы на эволюцию личности в период раннего и позднего юношества (обычно приходящегося на студенческие годы), мы беремся утверждать, что данный возраст (16-21) является оптимальным для формирования навыков и умений исследовательского характера. Так как в этот период человеческий мозг наиболее восприимчив к познавательной деятельности подобного типа, представляется разумным предложить критерии эволюции ИД и ИК в соответствующем возрасте. К особенностям выстраивания ИК студентов относятся учет и необходимая коррекция их индивидуальной динамики, стимулирование молодых людей к повышению своего культурного уровня в области учебного исследования, демонстрация активной личной позиции при осуществлении соответствующей деятельности. В трудах Зверевой С.Л., Мешкова Н.И., Щербакова А.И. проведен подробный обзор подходов к решению основных вопросов, связанных с выстраиванием ИД студентов. В данных работах под ней понимается процесс выстраивания навыков и умений исследовательского характера, однако особое внимание при этом уделяется раскрытию личностного потенциала, индивидуальных свойств. В то же время стоит подчеркнуть, что подготовка учащихся средне-специальных учебных заведений к ИД реализуется более активно в рамках специальных дисциплин [5]. Из-за этого остаются не установленными факторы, способствующие выстраиванию ИД в контексте целостного образовательного процесса на данном уровне образовательной вертикали.

Выводы. Анализ научной литературы, осуществленный авторами статьи, позволил рассматривать ИК студента как личностную характеристику, репрезентирующую готовность к реализации профессиональных задач посредством исследовательских методов и представляющую собой комплекс взаимосвязанных элементов. Готовность в данном случае трактуется как интеллектуально-волевое состояние, имеющее в

основе четкую установку на реализацию определенной деятельности, предполагающее наличие у студента активной личной позиции и понимание им теоретической и практической ценности проводимой работы [3].

Мотивационная составляющая подразумевает осмысление содержания ИД, ее роли в выполнении своих служебных обязанностей и значении для личностного и профессионального роста, выступающего одним из ключевых мотивов ИК. Деятельностная составляющая предполагает способность к реализации ИД, применению базовых методов научного и учебного исследования (наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования), работе с базами данных и использованию других информационных источников, обобщению сведений и презентации полученных результатов в формате доклада или реферата. Когнитивная составляющая характеризуется набором знаний об ИК, навыков выстраивания и осуществления ИД, имеющих ключевое значение для реализации задач соответствующего характера. Креативная составляющая включает в себя понимание теоретической и практической значимости научного творчества, независимость и инициативность, умение соотносить свое исследовательское творчество с собственным опытом в данной сфере. Рефлексивную составляющую можно трактовать как умение осмысливать промежуточные и итоговые результаты своей исследовательской работы, а также анализировать эффективность тех или иных личностных качеств.

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5. С. 3-11.

8. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

9. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В начале XXI столетия для экономики и социального сектора нашей страны характерны динамичные изменения в сфере взаимодействия рынка труда и образовательной системы. Эволюция экономического контекста обусловила создание квалификационной кадровой структуры, учитывающей современную рыночную реальность. Обновление процессов, протекающих в отраслях промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг способствует постоянному ужесточению требований, предъявляемых к профессионализму работников. В соответствии с данными исследований, многие организации полагают, что выпускник учебного заведения, предоставляющего среднее или высшее профессиональное образование, нуждается в дополнительной подготовке. При этом отмечается, что далеко не каждое образовательное учреждение готово вкладываться в подобную модернизацию.

Ключевые слова: специалист, становление и развитие карьеры, карьерная лестница, стимулы карьерного роста.

Annotation. At the beginning of the twenty-first century, the economy and social sector of our country are characterized by dynamic changes in the sphere of interaction between the labour market and the educational system. The evolution of the economic context has led to the creation of a skills structure that takes into account modern market reality. The renewal of processes in industry, agriculture and services contributes to the constant tightening of the requirements for the professionalism of workers. According to studies, many organizations believe that a graduate of an educational institution providing secondary or higher vocational education needs additional training. At the same time, it is noted that not every educational institution is ready to invest in such modernization.

Keywords: specialist, career formation and development, career ladder, career development incentives.

Введение. К отсутствию у молодых специалистов необходимых навыков и умений работодатели, по большому счету, привыкли и в какой-то степени адаптировались. Однако остается неясным, как поступать с такими свойствами большинства вчерашних студентов, как недостаточный уровень общей эрудиции и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.