Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения'

Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ВЫПУСКНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / RESEARCH ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / PRINCIPLE OF A HUMANIZATION / PRAK-TIKOORIYENTIROVANNY GRADUATE OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Александра Сергеевна, Колчина Вера Викторовна

Обучение в высшем или среднем учебном заведении имеет особое значение для будущей карьеры, поскольку именно в этот период человек начинает выступать в качестве субъекта производственных отношений: у него складывается система взглядов на профессиональную деятельность, оформляются духовно-нравственные и социальные ориентиры, закрепляются мотивы, связанные с выполнением определенных обязанностей. Одним из главных векторов модернизации российского образования и ключевых критериев его эффективности является востребованность специалистов на внутреннем и международном рынке труда, подразумевающая не только высокий уровень профессионализма в соответствующей области и осведомленность о смежных сферах деятельности, но и готовность к достижению результатов, соответствующих мировым стандартам, а также развитое профессиональное самоопределение выпускников и выстроенную Я-концепцию личности. Подход к решению проблемы профессионального самоопределения обучающихся, предлагаемый авторами данной статьи, основан на позиции Л.М. Митиной, в соответствии с которой эволюция профессионала неотделима от эволюции личности: и то, и другое базируется на принципе самосовершенствования, определяющем умение индивида трансформировать свою жизнь в объект активного и продуктивного изменения, результатом которого становится высшая форма жизнедеятельности самореализация в творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Training in the highest or average educational institution is of particular importance for future career as during this period of people begins to act as the subject of relations of production: it has a frame of reference on professional activity, spiritual and moral and social reference points are made out, the motives connected with performance of certain duties are fixed. One of the main vectors of modernization of Russian education and key criteria of its efficiency is the demand of experts in internal and international labor market meaning not only high level of professionalism in the respective area and awareness on adjacent fields of activity, but also readiness for achievement of the results conforming to the international standards and also the developed professional self-determination of graduates and the built Ya-concept of the personality. The approach to a solution of the problem of professional self-determination of students offered by authors of this article is based on a position of L.M. Mitina according to which evolution of the professional is inseparable from evolution of the personality: both is based on the principle of self-improvement defining ability of the individual to transform the life to object of active and productive change which result is the highest form of activity self-realization in creativity.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения»

7. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе// Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)

8. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2013, № 1(3). С. 87.

9. Шакирова А.Т. Медико-генетические аспекты физического развития детей школьного возраста: диссертация ... кандидата Медицинских наук: Казанский государственный медицинский университет. Казань, 2016. 156 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономики транспорта Колчина Вера Викторовна

Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация. Обучение в высшем или среднем учебном заведении имеет особое значение для будущей карьеры, поскольку именно в этот период человек начинает выступать в качестве субъекта производственных отношений: у него складывается система взглядов на профессиональную деятельность, оформляются духовно-нравственные и социальные ориентиры, закрепляются мотивы, связанные с выполнением определенных обязанностей. Одним из главных векторов модернизации российского образования и ключевых критериев его эффективности является востребованность специалистов на внутреннем и международном рынке труда, подразумевающая не только высокий уровень профессионализма в соответствующей области и осведомленность о смежных сферах деятельности, но и готовность к достижению результатов, соответствующих мировым стандартам, а также развитое профессиональное самоопределение выпускников и выстроенную Я-концепцию личности. Подход к решению проблемы профессионального самоопределения обучающихся, предлагаемый авторами данной статьи, основан на позиции Л.М. Митиной, в соответствии с которой эволюция профессионала неотделима от эволюции личности: и то, и другое базируется на принципе самосовершенствования, определяющем умение индивида трансформировать свою жизнь в объект активного и продуктивного изменения, результатом которого становится высшая форма жизнедеятельности - самореализация в творчестве.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, исследовательская деятельность, компетентностный подход, принцип гуманизации, практикоориентированный выпускник профессиональной образовательной организации.

Annotation. Training in the highest or average educational institution is of particular importance for future career as during this period of people begins to act as the subject of relations of production: it has a frame of reference on professional activity, spiritual and moral and social reference points are made out, the motives connected with performance of certain duties are fixed. One of the main vectors of modernization of Russian education and key criteria of its efficiency is the demand of experts in internal and international labor market meaning not only high level of professionalism in the respective area and awareness on adjacent fields of activity, but also readiness for achievement of the results conforming to the international standards and also the developed professional self-determination of graduates and the built Ya-concept of the personality. The approach to a solution of the problem of professional self-determination of students offered by authors of this article is based on a position of L.M. Mitina according to which evolution of the professional is inseparable from evolution of the personality: both is based on the principle of self-improvement defining ability of the individual to transform the life to object of active and productive change which result is the highest form of activity - self-realization in creativity.

Keywords: professional self-determination, research activity, competence-based approach, principle of a humanization, prak-tikooriyentirovanny graduate of the professional educational organization.

Введение. Компетентностный подхода, выступающий основой для ФГОС 3-го поколения, базируется на культуре самоопределения. Согласно данному подходу, специалист должен вносить в свою профессию элемент новизны, пусть даже весьма незначительный (оригинальный метод, прием и т.п.), быть готовым к персональной ответственности за предпринятые действия, формулировать цели, отталкиваясь от собственной иерархии ценностей [12]. Обучение в высшем или среднем специальном учебном заведении имеет особое значение для будущей карьеры, поскольку именно в этот период человек начинает выступать в качестве субъекта производственных отношений: у него складывается система взглядов на профессиональную деятельность, оформляются духовно-нравственные и социальные ориентиры, закрепляются мотивы, связанные с выполнением определенных обязанностей. Усиление роли конкретной личности в выстраивании «образовательных маршрутов» нового образца предполагает использование образовательных технологий, позволяющих «пробиться» к индивидуальности, предоставить учащемуся право и возможность выбора, позволить ему продемонстрировать свое неравнодушие к собственной профессиональной судьбе.

Тем не менее, большинство экспертов отмечают, что вузы и ССУЗы, как правило, не отступают от знаниевой концепции образования, в соответствии с которой личность представляет собой объект воздействия, что приводит к ее пассивности, несамостоятельности и склонности к социальному паразитизму. Формирование факторов, способствующих самосовершенствованию и самореализации каждого студента, определению и раскрытию его интеллектуально-творческого потенциала, на данный момент осуществляется далеко не всегда и не везде. С точки зрения практикующих преподавателей и педагогов-теоретиков (Е.В. Протас, Ю.В. Шаронина и других), выполнить поставленные задачи можно с опорой на педагогические системы с механизмом внутреннего развития, детерминирующие главные векторы деятельности учебных

заведений, работодателей и общества в целом в контексте повышения качества профессиональной среды (включая высшее и среднее профессиональное образование) [10]. К наиболее значимым моментам относят увеличение роли профессионального самоопределения, активности учащихся в отстаивании собственных интересов и потребностей, эффективности и креативности выполняемой деятельности; вырабатывание у студентов правильной самооценки как одного из ключевых индикаторов успешной профессиональной подготовки; возрастание уровня вовлеченности научно-педагогических работников и администрации учебных заведений в оптимизацию современной образовательной среды.

Методология исследования. Многие авторы (В.И. Андреев, М. С. Каган, А.В. Петровский и другие) полагают, что в настоящее время самореализация рассматривается как основная образовательная ценность, включающая в себя значительное количество ценностей более частного характера [1, 8]. Человек позиционируется как обладатель абсолютного достоинства и «мера всех вещей», а самореализация - как источник смыслов, в частности, важнейшего из них, Смысла Жизни. В соответствии с результатами теоретических и эмпирических исследований - как отечественных (Е.И. Головаха, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова и др.), так и зарубежных (А. Маслоу, Д.Сьюпер и др.) - разные показатели личностного самоопределения играют значимую роль в контексте профессионального самоопределения (далее - ПС) [2, 7, 11]. Научное сообщество трактует ПС как процесс и результат профессиональной эволюции с присущей каждому этапу содержательной спецификой. При этом особое внимание уделяется позднему подростковому возрасту (ранней юности), так как именно в этот период вопрос выбора профессии встает перед людьми «в полный рост» [3, 9].

В наши дни проблема ПС личности решается в двух аспектах: теоретическом и практическом. В рамках первого направления авторы изучают содержание ПС, его составляющие, ключевые подходы к изучению данного явления. Второе направление предполагает формирование условий, выбор адекватных средств, а также создание и эмпирическую проверку концепции наиболее успешного ПС личности на разных ступенях образовательной вертикали. Однако представители обоих аспектов приходят к выводу, что высокий уровень ПС характерен для весьма небольшого количества выпускников школ, ССУЗов и высших учебных заведений. В итоге школьники испытывают серьезные трудности при выборе сферы деятельности, а выпускники учреждений профессионального образования не работают по специальности, что наносит государству ощутимый экономический и социальный ущерб. Таким образом, не возникает сомнений в необходимости формирования условий, благоприятствующих ПС молодежи, и поиска эффективных методов [4]. Сегодня данный поиск осуществляется в ряде направлений, среди которых следует отметить изучение педагогического потенциала исследовательской работы, выполняемой учащимися вузов и ССУЗов, как фактора ПС будущих работников.

Результаты исследования. Качество образование, понимаемое в широком смысле, представляет собой «сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям» [6]. Одним из главных векторов модернизации российского образования и ключевых критериев его эффективности является востребованность специалистов на внутреннем и международном рынке труда, подразумевающая не только высокий уровень профессионализма в соответствующей области и осведомленность о смежных сферах деятельности, но и готовность к достижению результатов, соответствующих мировым стандартам, а также развитое ПС выпускников и выстроенную Я-концепцию личности. В связи с этим отмечается повышенный интерес вузов и ССУЗов к проблеме ПС учащихся на фоне убежденности в том, что аргументированный и сделанный в нужное время выбор профессии с огромной вероятностью приведет человека к личному успеху и будет способствовать стабильному развитию социума.

При определении уровня общественной стабильности ООН рекомендует использовать термин «капитал устойчивости», интегрирующий три взаимосвязанных компонента. Предлагается формула Ку = Кэ + Кп + Кк+т, где Кэ - капитал, созданный человеком (техногенный, антропогенный); Кп - природный капитал; Кк+т - человеческий капитал [5]. При этом отмечается существенное возрастание роли последней разновидности капитала (культуры, здоровья, практического опыта, традиций и т.д.) для формирования его первой разновидности в связи с доминированием информационных технологий. Однако необходимо подчеркнуть, что существенная часть человеческого капитала не используется в экономике из-за элементарного игнорирования или неспособности многих людей реализовать свои возможности, определить собственное место в жизни и профессии.

Значительный интерес к данной проблеме со стороны высшего и среднего профессионального образования обусловлен следующими обстоятельствами:

• Глубокое изучение вопросов, связанных с ПС студентов согласуется с современными потребностям развития и реорганизации отечественного профессионального образования.

• Большинство учащихся вузов и ССУЗов - это представители тех возрастных групп, для которых самоопределение (личностное, моральное, социальное, профессиональное и любое другое) является ключевым жизненным ориентиром.

• Проблема ПС считается основной в психологической науке и педагогике профессионального образования, где она позиционируется, с одной стороны, как «ядро», самая значимая составляющая профессионального совершенствования индивида, а с другой, - как критерий оценки одной из стадий данного процесса.

• Прежняя концепция обучения специалистов, абсолютизировавшая формально-функциональные аспекты деятельности, способствовала имитационному характеру учебно-воспитательного процесса, снижению роли творческого компонента, ослаблению личной ответственности педагога и студента за результат подготовки, отходу от традиционных моральных ценностей социальной направленности.

• В начале XXI столетия каждый участник образовательного процесса обязан реализовывать ряд функций самосовершенствования и самопрезентации посредством определенных методов и технологий. С точки зрения Г.М. Коджаспировой, под субъектностью следует понимать способность индивида осуществлять долгосрочный (стратегический) прогноз собственной деятельности, формулировать цели и вносить в них необходимые изменения, понимать характер своей мотивации, а также планировать свою жизнь без посторонней помощи [11].

Обсуждение. Самоопределение как психолого-педагогическое явление характеризуется четырьмя ключевыми свойствами: неотделимостью от субъекта, протяженностью во времени, осознанностью и

автономностью. На базе перечисленных свойств мы сформулировали следующую дефиницию понятия «самоопределение»: осознанный, автономный, ориентированный на конкретную цель процесс выявления и раскрытия личностного потенциала, сценариев развития и адекватного использования ее внутренних ресурсов, реализуемый в рамках взаимодействия с окружающими. Подход к решению проблемы ПС учащихся ССУЗа, предлагаемый автором данной статьи, основан на позиции Л.М. Митиной, в соответствии с которой эволюция профессионала неотделима от эволюции личности: и то, и другое базируется на принципе самосовершенствования, определяющем умение индивида трансформировать свою жизнь в объект активного и продуктивного изменения, результатом которого становится высшая форма жизнедеятельности -самореализация в творчестве [8].

С нашей точки зрения, самая глубокая и емкая интерпретация понятия «самоопределение» принадлежит Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжникову. Авторы понимают под самоопределением готовность индивида осмысливать и реализовывать свои возможности без посторонней помощи [12]. В рамках данного толкования затрагивается проблема взаимозависимости человека и окружающей действительности. В частности, уделяется внимание алгоритму данной связи, в контексте которой индивид выступает независимым субъектом деятельности, выбирающим пути контактирования с миром в целом и своим постоянным кругом общения в частности (семьей, друзьями, коллегами). Следовательно, в подобной интерпретации понятия «самоопределение» учитывается интенсивность того участия, которое принимает индивид в собственной жизнедеятельности. Ставя перед собой главную цель и формулируя промежуточные задачи, человек ищет «эффективной гармонии» не только с самим собой, но и с миром вокруг себя.

B 2000-е - 2010-е годы в многочисленных отчетах Института образования ЮНЕСКО, материалах участников международных конференций, трудах российских исследователей и практикующих педагогов отмечается необходимость интенсификации научной составляющей деятельности студентов. Так, Ж. Делор, директор Института образования ЮНЕСКО, еще тридцать лет назад подчеркивал, что совершенствование навыков исследовательского характера, способности к постановке научных задач и их последующей реализации является одним из главных векторов развития современного профессионального образования [8]. Многие отечественные педагоги-теоретики (В.И. Журавлёв, М.Г. Ярошевский и др.) [11] рассматривают исследовательскую работу студента как важный фактор его личностного развития, напрямую репрезентирующий основную цель современного российского образования в том виде, в котором она представлена в Законе «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.).

Таким образом, интенсификация исследовательской деятельности студентов соотносится с принципом гуманизации, в соответствии с которым развитие умственного, творческого, нравственного и общего потенциала личности является основной учебно-воспитательной задачей. Следует подчеркнуть, что она особенно актуальна для профессионального образования, поскольку будущая работа наверняка потребует от выпускника инициативности, разумности, креативности, ответственного отношения к собственным обязанностям. Студенты вузов и ССУЗов занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью на различных этапах обучения, в неодинаковом объеме, обособленно или в контексте иных разновидностей учебной деятельности (как теоретической, так и практической). В то же время любая исследовательская работа опирается на определенные универсальные нормы, связанные с ее содержанием, структурой и организационной спецификой.

Заключение. ПС представляет собой разновидность человеческой деятельности, реализуемую в рамках социального и возрастного развития личности и подвергаемую определенной коррекции посредством целенаправленно сформированного воздействия - учебно-воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, научно-исследовательской работы. ПС является сложным многоаспектным процессом, одной из ключевых составляющих социального взросления на индивидуальном и общественном уровнях.

Анализ научно-теоретических аспектов проблемы ПС продемонстрировал, что одним из ключевых содержательных свойств данного явления выступает готовность человека к исследованию - своей деятельности, профессии, общества, самого себя. Таким образом, исследовательскую деятельность студентов нужно рассматривать в качестве одного из ключевых условий их успешного становления и развития в личностном и профессиональном аспектах.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Беденко Н.Н. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. - Курск, 2014. - 400 с.

4. Караванова Л.Ж. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

5. Колчина В.В. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза -будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

6. Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

7. Орешкина А.К. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

8. Орешкина А.К., Горягина Е.Б. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

9. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

10. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.

11. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.

12. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.

Педагогика

УДК: 796.323

тренер спортивной школы олимпийского резерва №8 по баскетболу г. Челябинска Соловьёв Евгений Константинович

Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИИ БАЗОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ, С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. В статье рассмотрена экспериментальная классификация технических приемов игры в баскетбол отражающая современные тенденции, с применением специализированной компьютерной программы, предполагающей шесть взаимосвязанных этапов обучения: ознакомление с приемом; изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях; углубленное разучивание приема на практике; целостное формирование двигательного навыка; ситуационное изучение приема; закрепление приема в игре. Основной особенностью программы является, предоставление информации о каждом техническом приеме из экспериментальной классификации в виде мультимедиа ресурса.

Ключевые слова: баскетбол, классификация, технический прием.

Annotation. The article describes the experimental classification of the technical methods of playing basketball reflecting modern trends, using a specialized computer program that involves six interrelated stages of learning: acquaintance with the technique; learning admission in a simplified, specially created conditions; in-depth learning of reception in practice; holistic formation of motor skills; case study reception; fixing reception in the game. The main feature of the program is the provision of information about each technique from the experimental classification in the form of a multimedia resource.

Keywords: basketball, classification, technique.

Введение. При проведении анализа научно-методических источников нами было обнаружено не соответствие терминологии отечественных и зарубежных источников. После мы заметили грубое обобщение технических приемов игры в баскетбол в значительной степени отличающихся друг от друга по характеру движений. Это послужило импульсом для проведения дальнейшего исследования данной проблемы и разработки экспериментальной классификации технических приемов игры в баскетбол.

Классификацию - распределение по разделам и группам технических приемов в спорте используют с целью систематизации на основе общих признаков их характеристик. Обучение всем игровым техническим приемам не целесообразно и невозможно в рамках таких непродолжительных дисциплин как, например «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные и спортивные игры (баскетбол)» и «Физическая культура» в вузах. Поэтому, на наш взгляд, при обучении студентов следует сосредоточиться на наиболее значимых, базовых технических приемах игры в баскетбол, которые так же несут всесторонне развивающий характер для физических качеств обучающихся. Для их выявления и систематизации необходима массовая работа с профессиональными практиками из баскетбола. При этом современная система образования на данном этапе развития, опирается, в основном, на традиционные источники информации и процесс управления передачи знаний, имеет необходимость в развитии информационного поля, актуальных направлений развития двигательных способностей с применением современных информационных технологий, которые требуют изменений в традиционной классификации технических приемов в баскетболе.

Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели мы провели опрос тренеров по баскетболу г. Челябинска с целью определения базовых технических приемов игр в баскетбол. В опросе приняли участие 25 тренеров СШОР и ДЮСШ по баскетболу.

На вопрос «согласны ли вы с классификацией технических приемов игры в баскетбол, представленной в учебной литературе используемой и рекомендованных для вузов». Абсолютное большинство тренеров (88 %) указали что, «они обязательно должны быть актуализированы и осовременены».

Данный результат, прежде всего, связан с несогласием многих тренеров в равноценности значимости представленной схемы технических приемов и ее сложности восприятия и не соответствии современным реалиям игры баскетбол.

Как следствие, мы задали открытый вопрос о наиболее значимых технических приемах игры в баскетбол для студентов. Почти все тренеры (80 %) дали очень схожий ответ, что ведущими приемами должны являться: бросок в кольцо; ведение мяча; передача и ловля мяча; взятие отскока; передвижение в защите и нападение, противодействие в защите.

Остальные 20 % разделили такие технические приемы как, противодействия в защите и передвижения, на уточненные подразделы данного технического действия. Многие из респондентов выделяли новые термины для технических приемов игры в баскетбол отсутствующих в классической терминологии, а так же обозначали значимость наиболее крупных блоков технических приемов над более малыми.

Проанализировав результаты анкетирования, была составлена экспериментальная структура классификации базовых технических приемов игры в баскетбол, необходимых для изучения студентам вуза, при совершенствовании которых повысится общий уровень технической подготовленности команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.