педагогические науки
Булаева Марина Николаевна, Лапшова Анна Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ...
УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2017
Булаева Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональное образование и управление образовательными системами»
Лапшова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональное образование и управление образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных условиях активная и целеустремленная личность студента занимает важное положение в профессионально-педагогической среде высшего учебного заведения. Основная роль будущей профессиональной деятельности студента определяется вектором в системе его жизненных материальных и духовных ценностей. В статье обозначается эффективный профессиональный путь студента, который включает в себя личностные качества, специфические способности, профессиональные возможности и использование их при выстраивании успешной профессиональной карьеры. Акцентируется внимание на социальной-профессиональном переосмыслении воспитательной системы в высшем образовании. Изменения содержания в профессиональной подготовке студентов должны приводить к программируемому формированию социально-профессиональных качеств личности обучающегося, с помощью которых обеспечивалось бы самостоятельное осознанное и профессиональное самоопределение на практических занятиях. Важным аспектом статьи является раскрытие сущностных характеристик социально-профессиональной ориентации студентов в вузе, включающее в себя содержательные формы, этапы формирования и коррекции успешной профессиональной деятельности. На основе исследования, выделяются внешние воздействующие факторы, которые влияют на развитие социально-профессиональной ориентации студентов вуза. Представлена оптимизация социально-профессиональной направленности личности студента через моделирование и планирование работы по профессиональному самоопределению студентов вуза. Прослеживается организационная деятельность образовательного учреждения, оказание целенаправленных педагогических действий управления процессом социально-профессиональной ориентации студентов.
Ключевые слова: социально-профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, профессиональная среда, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, готовность к осмысленному прогнозированию профессиональной карьеры.
MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS
© 2017
Bulaeva Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
"Professional education and management of educational systems" Lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "Professional education and management of educational systems" Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, street Chelyuskintsev 9, e-mail [email protected])
Abstract. In modern conditions, the active and purposeful personality of the student occupies an important position in the vocational and pedagogical environment of the higher educational institution. The main role of the future professional activity of a student is determined by a vector in the system of his vital material and spiritual values. The article indicates the student's effective professional path, which includes personal qualities, specific abilities, professional opportunities and the use of them in building a successful professional career. Attention is focused on the social and professional rethinking of the educational system in higher education. Changes in the content in the professional training of students should lead to a programmable formation of the social and professional qualities of the trainee's personality, with the help of which self-conscious and professional self-determination would be ensured in practical occupations. An important aspect of the article is the disclosure of the essential characteristics of the social and professional orientation of students in the university, which includes meaningful forms, the stages of the formation and correction of successful professional activity. On the basis of the study, external factors that influence the development of social and professional orientation of university students are singled out. The optimization of the social and professional orientation of the student's personality through modeling and planning of work on professional self-determination of students of the university is presented. The organizational activity of the educational institution, the provision of purposeful pedagogical actions to manage the process of social and professional orientation of students are traced.
Keywords: socio-professional orientation, professional self-determination, professional career, professional environment, vocational training, professional adaptation, readiness for meaningful forecasting of professional career.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день в профессионально-педагогическом образовании можно говорить о существующих недостатках в периоды учебной деятельности студентов. Дезадапатция, одна из причин нежелания обучаться в вузе, и как следствие отчисление студентов. Вторая причина дезадаптации сводится к неуверенности, сомнениям в выборе профессиональной деятельности, и как следствие желание сменить специальность. Отличительной особенностью учебно-воспитательной среды от социально-профессиональной является собственно профессиональная деятельность, осуществляющая целостное развитие профессионально и социально зрелой личности, отвечающая требованиям социально-педагогической среды образовательного учреждения. Поэтому
актуальным и своевременным действием в этой ситуации будет создание дополнительных организационных условий для осуществления компетентностного подхода в развитии личности студента. Реализация практических задач по проблеме социально-профессиональной ориентации студентов должна включать участие социальной среды региона и города, характеризующаяся устойчивыми нормами, регламентирующими требованиями к социализированной личности. В результате перед выпускником появляется необходимость самостоятельного профессионального самоопределения, обозначение собственного выбора в системе социально-профессиональных общностей. В связи с этим становится наиболее актуальным необходимость формирования и коррекция адаптационного процесса у студентов вуза, включающая в себя условия активирующая формирование само-
сознание личности, а также социальное моделирование структурной целостности профессиональной деятельности в процессе учебно-воспитательной деятельности студента.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассматривая сущностные характеристики понятия «профессиональная ориентация», следует обратить внимание на мнения ученных-исследователей различных направлений научных школ. Большее количество известных авторов проводят анализ понятия «профессиональная ориентация» с позиции социальной направленности, где главнейшим аспектом является включение студента в профессиональную среду.
Обобщая и систематизируя структурные компоненты этих понятий, можно представить, как организационный процесс. Исследования К.М. Гуревича [1] и Е.М. Борисовой [7] представляют характеристику социально-профессиональной ориентации таким образом:
1) организационный комплекс психолого-педагогических условий, факторов и мероприятий, которые направленны на структурную оптимизацию процесса трудоустройства студентов в соответствии с их потребностями, сформированными с учетом требований будущей профессии;
2) осознанный выбор студентом профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, включающая ознакомление со специфическими особенностями выбранной профессии.
В исследованиях отечественной и зарубежной практике определились две содержательные формы социально-профессиональной ориентации студентов.
1. Профессиональная ориентация в узком социальном смысле, состоит в том, что в образовательной организации, которая занимается подготовкой специалистов, в процессе обучения студентам разъясняют специфику будущей деятельности; обращают внимание на эффективные приемы адаптации к профессиональной деятельности.
2. Профессиональная ориентация в широком социальном смысле, включает в себя ознакомление будущих специалистов с миром профессий [5].
Анализируя литературу отечественных современных авторов (А.Д. Сазонова [3], Н.И. Калугина [5], А.П. Меньшикова [8]), занимающихся вопросами социально-профессионального становления молодых специалистов, мы предположили, что профессиональная ориентация - это прежде всего организационная деятельность по профессиональной подготовке студентов к осознанному выбору профессии, а социально-профессиональная ориентация - это непосредственная подготовка студентов к выбору профессии и определения своего места в обществе и мире [6].
Как пишет Т.И. Валеев, термин «профессиональная ориентация», включает в себя многогранный сложный процесс личностно-профессионального самоопределения студенческого коллектива вуза, предполагающий продолжительное планирование личного социально-профессионального развития в условиях социально-экономических оценок рынка труда, на основе мотива-ционно-потребности сферы, интересов и способностей обучающихся, в системе психолого-педагогических условий построения профессиональной карьеры в определенной специальности [7].
В результате изучения и анализа социально-педагогической, психолого-педагогической литературы и других ресурсов термину и сущностных характеристикам понятия «социально-профессиональная ориентация» позволяет говорить о основополагающей роли развития социально-профессиональной ориентации студентов вузе.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашего исследования включает в себя теорети-22
ческое обоснование возможностей и определение педагогических условий образовательного учреждения для формирования личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов. Осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов образовательного учреждения, включающее диагностические исследования личностно-профессионального продвижения, организационные аспекты развития индивидуально-личностных образовательных направлений, информационно-педагогическое обеспечение различных видов деятельности студентов, осуществление поддержки планирования и реализации профессиональной карьеры.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Учитывая развитие общества на современном этапе, которое обозначается противоречивыми социально-психологическими процессами, можно говорить о проблеме формирования личностных характеристик будущего молодого специалиста - профессионала, отвечающий требованиям производства материальных благ, воспроизводства профессиональных и культурных потенциалов нашей страны. Быстро меняющиеся технологии, усиление их наукоемкости требуют теперь от специалиста более мобильной социально-профессиональной адаптации, нового современного профессионально-психологического мышления, нового культурного уровня развития личности. Овладение принципиально новыми профессиональными знаниями и умениями в социально-экономических условиях выступают как одно из эффективных средств социальной защищенности будущего специалиста, его социально-профессионального самоутверждения, самореализации, успешного профессионального роста. Поэтому конкурентоспособность современного специалиста-профессионала определяется разносторонностью и качеством профессиональных знаний, а также высокой культуросообразностью профессионального труда, профессиональной компетенцией. Личностно-ориентированные аспекты развития социально-профессиональной ориентации студентов как самостоятельной области знания в обобщенном смысле нашли свое отражение в трудах отечественных авторов (Н.Н. Дьяченко [11], А.П. Беляева [15], В.И. Белов [4], Н.Ф. Гейжан [19], Б.С. Патралов [20], А.Д. Сазонов [17]).
Период обучения в образовательном учреждении высшего образования является на современном этапе становится одним из ведущих аспектов в определении будущей профессиональной карьеры студента. Сегодняшний образованный выпускник должен овладеть специфическими профессиональными навыками и умениями в рамках конкретной профессии; осмысливать свое предназначение в новом для себя социально-профессиональном пространстве; осознанно определять главную роль профессиональной деятельности в собственной жизни; обозначать перспективные возможности оптимального профессионального пути.
В связи с этим результатом его учебно-организационной деятельности можно связать со способностью студента ориентироваться в пространстве выполнения трудовых функций, а также повышения своей конкурентоспособности.
Формирование коррекция профессиональной карьеры у студентов определяется спецификой этапов ее становления в период очного обучения высшего образования. Этот процесс характеризуется следующими особенностями [14, с. 33]:
- развитие у студентов параметров саморегуляции мотивационной сферы, психического функционирования организма, поведенческих проявлений, влияющих на первоначальное становление этапа профессиональной карьеры (этап целенаправленное социально-профессиональное намерение);
- развитие целостной и структурированной саморегуляции в формирующейся системе непроизвольных и
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Булаева Марина Николаевна, Лапшова Анна Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ...
произвольных аспектов поведения и деятельности студента, которые обеспечивают психологическую адаптацию к условиям и требованиям жизнедеятельности образовательного учреждения;
- развитие у студентов управленческих процессов саморегуляции в единстве когнитивной, эмоциональной и физической сферах (этап регуляции в социально-профессиональной среде вуза);
- присутствие функционально-социальных групповых, индивидуально-личностных, индивидуально-возрастных и личностно-групповых особенностей в формировании основ саморегуляции;
- обоснованность социально-индивидуальных, индивидуально-психологических, анатомо-физиологиче-ских, половых и других специфических различий для развития и становления своего профессионального пути в будущем.
Обозначая задачи социально-профессиональной ориентации студентов вуза, мы выделяем стадию формирования готовности у студентов к осмысленному прогнозированию профессиональной карьеры. В этот процесс включается следующие категории:
- представления о перспективных возможностях, факторах, тенденциях, видах собственной профессиональной карьеры (специализированная, стабильная, неспециализированная, нестабильная);
- формирование профессионального сознания студентов, связанного со спецификой выбранной профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка этого процесса объединяет в себе качественные и количественные изменения ценностей, мотивационных установок, уровня самооценки;
- развивающая деятельность, а отдельных случаях и коррекция, ситуационных проявлений в поведении и деятельности студента. Она определяется управлением настроения, отношений, взаимодействий, взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
- расширение содержания, анализ пространства социально-трудовой и профессиональной деятельности; определение основных выполняемых трудовых операций в рамках специальности;
- многоаспектный кругозор и ознакомление со сферой образовательных услуг региона и города, экономическими условиями рынка труда и непосредственно социально-профессиональной средой.
Основными современными тенденциями в поисках оптимальных направлений развития социально-профессиональной ориентации студентов могут стать такие направления развития, как:
- обозначение целеполагания процесса воспитания, зависимое от специфических особенностей образовательного учреждения;
- оформление образовательного учреждения как целостной социально-педагогической, культурологической и профессиональной воспитательной среды;
- формирование образовательного учреждения как устойчивой целостности на основе смысла и цели профессиональной ориентации все виды деятельности в вузе (учебную, учебно-профессиональную, внеурочную и т.д.) и определяющей характер отношений педагогов, студентов, руководителей подразделений;
- введение в структуру образовательного учреждения социально-педагогических работников, социально-психологической службы, позволяющих диагностировать состояние и динамику эффективности воспитательной работы.
В исследовании, проведенном в период с 2016-2017 год в НГПУ им. К. Минина, нами были выявлены социально-профессиональные типологические особенности представителей каждого уровня развития социально-профессиональной ориентации студента первого курса. В итоге 3,55 балла составил обобщенный средний уровень развития социально-профессиональной ориентации студентов первого курса вуза. На сегодняшний мо-
мент определяется тенденция повышения общего среднего уровня социально-профессиональной ориентации студентов вуза, как первокурсников, так и выпускников различных профилей подготовки в вузе [10, с. 42].
Анализ данных, полученных в ходе исследования показал достоверные различия во влиянии специфических факторов на социально-профессиональную ориентацию студента в вузе. К основным внешним факторам, оказывающим воздействие на развития социально-профессиональной ориентации будущих специалистов, относятся:
- вид и типология учебного заведения, которое окончил выпускник;
- определение в выборе будущего образования;
- статусность и престижность обучения студентов в высшем учебном заведении;
- вовлеченность студентов-первокурсников в социально-воспитательный и творческий актив вуза;
- частота посещения и пропуски занятий студентами;
- знание актуальных проблем выбранной отрасли науки;
- мотив поступления в конкретный вуз;
- мотивация выбора будущей специальности, направления подготовки;
- уровень образования родителей, близких;
- степень жесткости стиля руководства вуза;
- идеальное представление учебной деятельности студента.
Для оптимизации развития социально-профессиональной ориентации студента вуза мы включаем процессы моделирования и планирования работы по профессиональному самоопределению, которое включает в себя целеполагание, педагогические технологии в образовательном процессе, приоритетные виды деятельности студентов, рефлексию и рекомендации.
Целеполагание социально-профессиональной ориентации студентов в вузе предполагает моделирование воспитательной системы. Этот процесс целесообразно рассматривать как функциональную систему, включающий в себя качественно важные компоненты воспитательной деятельности. В качестве целеполагания воспитания выступает личность свободно осознающая и принимающая основные ценностные установки человеческой жизни и активно демократично участвующая во взаимодействии с социумом. К такой личности в процессе моделирования воспитательной системы можно отнести участие ее в творческом процессе по преобразованию социально-профессиональной среды; способность к реализации жизненных и профессиональных идей, замыслов, планов; инициативность к организации социально значимой профессиональной деятельности; умение выстраивать взаимоотношения с людьми на гуманистических принципах.
Реализуемые педагогические технологии в образовательном процессе вуза учитывают уровень развития социально-профессиональных знаний студентов. Необходимость применения технологий воспитательной системы обусловлена обстоятельствами: учет интересов, потребностей студентов при активном обучении и воспитании; создание условий для формирования экономического мышления и социально-правовой культуры; определение себя как субъекта жизнедеятельности с учетом требований образовательного процесса; самоопределение в системе социально-функциональных ролей общества; развитие базовых умений профессионального общения; формирование самоорганизующихся процессов личности (самовоспитание, саморазвитие); реализация дифференцированного и индивидуально-личностного подходов в системе профессиональных взаимоотношений; развитие социально-экологического основания для будущей профессии; управление процессом профессионального самоопределения.
Возможные виды общественно-полезной приоритетной деятельности, проводимые со студентами, представляют собой организационный комплекс мероприятий.
Социально-профессиональные мероприятия представляют собой разнообразные направления совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса: осуществление социально-профессиональной помощи и поддержки студентами; прохождение обучения по социально-профессиональным программам, реализующим безопасность, социально ориентированность, защиту, коммуникативность студентов; совместное взаимодействие и практическая деятельность органов администрации и студенческого самоуправления по вопросам социально-профессиональной направленности, осуществления внеучебного творческого досуга и социально-культурологической деятельности; проведение различных тренинговых занятий по развитию навыков планирования и прогнозирования будущей профессиональной деятельности, индивидуального профессионального пути; профориентационная работа, включающая игровые технологии, социально-психологический мониторинг, профессиональное просвещение по вопросам развития коммерческой деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Деятельность высшего образовательного учреждения по организации развития социально-профессиональной ориентации студентов начинается с планирования и моделирования этого процесса. Поскольку процесс развития социально-профессиональной ориентации студентов обусловлен рядом обстоятельств, включающих целенаправленное педагогическое воздействие, то он требует выделения специфической обоснованной системы управления.
Планирование социально-профессиональной ориентации как управленческая функция должна включать в себя анализ, определение структурного вида педагогической работы; выделение поэтапного формирования намеченного времени исполнения; назначение ответственных руководителей и исполнителей. Организация деятельности по развитию социально-профессиональной ориентации студентов вуза предполагает под собой создание социально-педагогических, психологических, материально-технических, культурно-просветительских условий для эффективного взаимодействия с заинтересованными структурными подразделениями различных профессиональных организациях, решающих вопросы дальнейшего трудоустройства выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении//Меж-дународный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистра-тивно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистра-тивно-управленческой деятельности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2009.
4. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения//Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
5. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
6. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-24
ного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №4 (17). С. 87-90.
7. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
8. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования. //Электронный журнал «Фундаментальные исследования» № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
9. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования. //Электронный журнал «Фундаментальные исследования» № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
10. Гущин, А.В. Методология развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования: монография/А.В. Гущин. -Н.Новгород: Мининский университет, 2014. -165 с.
11. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций/М. И. Колдина, А. В. Лапшова//Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
12. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
13. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации образования //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.
14. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образова-ния//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.
15. Петров А. Ю., Булаева М. Н., Клычков К. Е. Проектирование содержания дополнительного образования взрослых//В мире научных открытий. -2014. -№ 11. -С. 2568-2580.
16. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова//Человек и образование. -2016. -№4. -С. 134-138.
17. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности// Вестник Мининского университета.2017. №2.
18. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
19. Стародумова Л.А., Гомолко Л.Е. Общность культуры славянских народов, на примере русского и сербского этноса// В сборнике: Современная наука: инновации, гипотезы, открытия Материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 59-63.
20. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. О современных подходах к совершенствованию иноязычной подготовки в магистратуре//В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. 2015. С. 314-316.
Статья поступила в редакцию 09.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)