Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы'

Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2072
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРУД / РАБОЧИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

Введение: современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего реформирования профессионального воспитания, связанного с новыми требованиями к содержанию профессионального обучения, соответствующего определенному уровню развития культуры, личностно-профессиональных качеств, научно-технического развития производства, отражающих характер рыночных отношений. Профессиональное воспитание направлено на развитие профессионально-личностных качеств, умений ориентироваться на рынке труда, устанавливать профессиональное взаимодействие, что обеспечивает успешное трудоустройство. Таким образом, профессиональное воспитание является центральным звеном подготовки рабочих и специалистов. Основной целью данной статьи является определение сущности и особенностей воспитания в учебных профессиональных заведениях, выявление эффективных методов исследования проблем воспитательной деятельности. Материалы и методы: в исследовании использованы теоретические и эмпирические методы познания: методы анализа материалов, анализ литературы, анализ документов, анализ работ, анализ устно передаваемых идей, методы анализа явления воспитания в практике профессионального образования, устные опросы (интервью, беседы), наблюдения, письменные опросы, эксперимент, а также комплексный, дифференцированный, интеграционно-методический, политеоретический подходы. Результаты исследования: профессиональное воспитание выражается в единстве социализации и профессионализации личности. Профессионально развитая личность рассматривается как социально-профессионально-интегративный тип её направленности и действенности. Профессиональное воспитание рассматривается как совокупность трех составляющих: направленность личности, владение техническими процессами, владение технологическими приемами деятельности, что определяет эффективность профессионального труда. Основным интегратором профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов выступают объективные и субъективные факторы развития личности, взаимообеспечивающие успешность решения личностных, профессионально-деятельностных и социально-жизненных задач. Общечеловеческие ценности имеют фундаментальное значение для профессионального воспитания с точки зрения гуманистической направленности, социально-экономических преобразований. В системе образовательно-воспитательных ценностей выделяются гражданские, культурологические, социально-педагогические, профессиональные, экологические ценности. Для формирования этих ценностей необходима реализация интегративного и профессионально-социологического подходов к воспитанию рабочих и специалистов. Для профессиональной деятельности целесообразным считается формирование общих и частных профессиональных ценностей, отражающих специфику профессий, видов деятельности. Обсуждение и заключения: определена сущность профессионального воспитания, выявлены особенности методов исследования проблем профессионального воспитания, факторы, влияющие на духовно-нравственное и профессиональное развитие будущих рабочих и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS

Introduction: modern conditions of development of society cause the need for further development of the professional education connected with new requirements to the maintenance of the professional training corresponding to a certain level of development of culture, personal and professional qualities, scientific and technical development of productions reflecting character of the market relations. Professional education is aimed at the development of professional and personal qualities, skills to navigate at the labor market, to establish professional cooperation, which ensures successful employment. Thus, professional education is the Central link in the training of workers and specialists. The main purpose of this article is to determine the nature and characteristics of education in vocational schools, to identify effective methods of studying the problems of educational activity. Matherials and methods: in research theoretical and empirical methods of cognition are used: methods of the analysis of materials, the analysis of literature, the analysis of documents, the analysis of works, the analysis of orally transmitted ideas, methods of the analysis of the phenomenon of education in practice, oral polls (interviews, conversations), observations, written polls, experiment, and also complex, differentiated, integrationally-methodical, polytheistic approaches. Result of the research: professional education is expressed in the unity of socialization and professionalization of the individual. A professionally developed personality is considered as a socially-professionally integrative type of its orientation and efficiency. Professional education is considered as a set of three components: personality orientation, technical processes management, management of technological methods of activity, which determines the effectiveness of professional work. The main integrator of professional education of future workers and specialists are objective and subjective factors of personal development, mutually supporting the success of the solution of personal, professional and social-life tasks. Universal values are of fundamental importance for professional education from the point of view of humanistic orientation, socio-economic transformations. The system of educational values highlights civil, cultural, socio-pedagogical, professional and environmental values. The formation of these values requires the implementation of integrative and professional sociological approaches to the education of workers and specialists. For professional activities, it is considered appropriate to create common and particular professional values, reflecting the specific occupations and activities. Discussion and Conclusions: the essence of professional education is defined, features of methods of research of problems of professional education, the factors influencing spiritually-moral and professional development of future workers and experts are revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

1 2 С. М. Маркова *, А. К. Наркозиев *

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: [email protected]

Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный

комплекс «Международный университет Кыргызстана», г. Бишкек, Кыргызстан

*e-mail: narkozievahk.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего реформирования профессионального воспитания, связанного с новыми требованиями к содержанию профессионального обучения, соответствующего определенному уровню развития культуры, личностно-профессиональных качеств, научно-технического развития производства, отражающих характер рыночных отношений.

Профессиональное воспитание направлено на развитие профессионально-личностных качеств, умений ориентироваться на рынке труда, устанавливать профессиональное взаимодействие, что обеспечивает успешное трудоустройство.

Таким образом, профессиональное воспитание является центральным звеном подготовки рабочих и специалистов.

Основной целью данной статьи является определение сущности и особенностей воспитания в учебных профессиональных заведениях, выявление эффективных методов исследования проблем воспитательной деятельности.

Материалы и методы: в исследовании использованы теоретические и эмпирические методы познания: методы анализа материалов, анализ литературы, анализ документов, анализ работ, анализ устно передаваемых идей, методы анализа явления воспитания в практике профессионального образования, устные опросы (интервью, беседы), наблюдения, письменные опросы, эксперимент, а также комплексный, дифференцированный, интеграционно-методический, политеоретический подходы.

Результаты исследования: профессиональное воспитание выражается в единстве социализации и профессионализации личности. Профессионально развитая личность рассматривается как социально-профессионально-интегративный тип её направленности и действенности.

Профессиональное воспитание рассматривается как совокупность трех составляющих: направленность личности, владение техническими процессами, владение технологическими приемами деятельности, что определяет эффективность профессионального труда. Основным интегратором профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов выступают объективные и субъективные факторы развития личности,

взаимообеспечивающие успешность решения личностных, профессионально-деятельностных и социально-жизненных задач.

Общечеловеческие ценности имеют фундаментальное значение для профессионального воспитания с точки зрения гуманистической направленности, социально-экономических преобразований.

В системе образовательно-воспитательных ценностей выделяются гражданские, культурологические, социально-педагогические, профессиональные, экологические ценности. Для формирования этих ценностей необходима реализация интегративного и профессионально-социологического подходов к воспитанию рабочих и специалистов. Для профессиональной деятельности целесообразным считается формирование общих и частных профессиональных ценностей, отражающих специфику профессий, видов деятельности.

Обсуждение и заключения: определена сущность профессионального воспитания, выявлены особенности методов исследования проблем профессионального воспитания, факторы, влияющие на духовно-нравственное и профессиональное развитие будущих рабочих и специалистов.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, производственный труд, рабочие, социально-профессиональные средства, методы исследования.

Для цитирования: Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

PROFESSIONAL EDUCATION OF VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS

S. M. Markova1*, А. К. Narcosiev2*

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected] Educational Research and Production Complex «International University of Kyrgyzstan»,

Bishkek, Kyrgyzstan *e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Introduction: modern conditions of development of society cause the need for further development of the professional education connected with new requirements to the maintenance of the professional training corresponding to a certain level of development of culture, personal and professional qualities, scientific and technical development of productions reflecting character of the market relations.

Professional education is aimed at the development of professional and personal qualities, skills to navigate at the labor market, to establish professional cooperation, which ensures successful employment.

Thus, professional education is the Central link in the training of workers and specialists. Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6, no. 3

The main purpose of this article is to determine the nature and characteristics of education in vocational schools, to identify effective methods of studying the problems of educational activity. Matherials and methods: in research theoretical and empirical methods of cognition are used: methods of the analysis of materials, the analysis of literature, the analysis of documents, the analysis of works, the analysis of orally transmitted ideas, methods of the analysis of the phenomenon of education in practice, oral polls (interviews, conversations), observations, written polls, experiment, and also complex, differentiated, integrationally-methodical, polytheistic approaches.

Result of the research: professional education is expressed in the unity of socialization and professionalization of the individual. A professionally developed personality is considered as a socially-professionally - integrative type of its orientation and efficiency.

Professional education is considered as a set of three components: personality orientation, technical processes management, management of technological methods of activity, which determines the effectiveness of professional work. The main integrator of professional education of future workers and specialists are objective and subjective factors of personal development, mutually supporting the success of the solution of personal, professional and social-life tasks.

Universal values are of fundamental importance for professional education from the point of view of humanistic orientation, socio-economic transformations.

The system of educational values highlights civil, cultural, socio-pedagogical, professional and environmental values. The formation of these values requires the implementation of integrative and professional sociological approaches to the education of workers and specialists. For professional activities, it is considered appropriate to create common and particular professional values, reflecting the specific occupations and activities.

Discussion and Conclusions: the essence of professional education is defined, features of methods of research of problems of professional education, the factors influencing spiritually-moral and professional development of future workers and experts are revealed.

Keywords: professional education, industrial work, workers, socio-professional tools, research methods.

For citation: Markova S.M., Narcosiev А.К. Professional education of vocational school students // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 3. Р.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

Введение

Исследование вопросов профессионального воспитания связывается с выявлением закономерностей и принципов совершенствования уровня профессионального воспитания будущих высококвалифицированных и профессионально-компетентных рабочих, а также на дальнейшее развитие теории профессионального воспитания и на разработку практических методических указаний для педагогов с целью дальнейшего повышения уровня учебной и внеучебной деятельности.

С теоретической точки зрения профессиональное воспитание охватывает объяснение и практическое применение объективных законов и закономерностей формирования профессионального сознания и поведения, дальнейшего формирования у будущих рабочих мировоззрения и нравственных качеств.

Задачей исследования профессионального воспитания является более глубокое изучение следующих закономерностей:

- связь воспитания и общества;

- воспитание и развитие личности;

- воспитание и развитие коллектива.

Теоретические и эмпирические исследования профессионального воспитания направлены на личность, её ценностные ориентации, идеологические позиции, мировоззрение и характер. Особенности исследования профессионального воспитания связываются с развитием и совершенствованием целей, содержания, принципов, методов, средств профессионального обучения, изучение условий, руководства в области профессионального воспитания на основе комплексного подхода.

Современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего реформирования профессионального воспитания, связанного с новыми требованиями к содержанию профессионального воспитания, соответствующего определенному уровню развития культуры, личностно-профессиональных качеств, научно-технического развития производства, отражающих характер рыночных отношений.

Относительно предмета исследования профессиональное воспитание рассматривается как процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на формирование профессиональной культуры будущих рабочих и специалистов, обеспечивающий эффективность профессиональной деятельности и конкурентоспособности рабочих в условиях рыночных отношений.

Профессиональное воспитание направлено на развитие профессионально-личностных качеств, умений ориентироваться на рынке труда, устанавливать профессиональное взаимодействие, что обеспечивает успешное трудоустройство [15].

Таким образом, профессиональное воспитание является центральным звеном подготовки рабочих и специалистов.

Основной целью данной статьи является определение сущности и особенностей воспитания в учебных профессиональных заведениях, выявление эффективных методов исследования проблем воспитательной деятельности.

Для реализации цели ставятся следующие задачи: исследование понятия «профессиональное воспитание» как социально-педагогического явления; выявление традиционного и инновационного потенциала рассматриваемого явления; рассмотрение возможности использования методов исследования для повышения эффективности профессионального воспитания.

Обзор литературы

Развитие личности как субъекта производительного труда с присущими ей установками, отношением к профессии, способами деятельности в условиях социально-экономических перемен вызывает потребность в переосмыслении проблем профессионального воспитания (Н.Ф. Гейжан, А.Г. Коновалов, Л.Н. Коган, М.С. Коган, А.В. Петровский и др.)

Психолого-педагогические аспекты формирования личности, её социализации и профессионализации представлены в работах педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров и др.).

Данные исследования можно считать теоретической и эмпирической основой, раскрывающей сущность, содержательные и процессуальные характеристики формирования будущего профессионала.

В этой связи профессиональное воспитание становится феноменом формирования конкурентоспособного, культурного, профессионально-компетентного рабочего специалиста, включенного в производственные, профессиональные, социально-экономические отношения.

Определённый вклад в исследовании данной проблемы внесли педагоги-ученые (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Л.А. Волович, Н.Ф. Гейжан, В.И. Белов, М.И. Махмутов, В.А. Мосолов и др.)

Проблема профессионального воспитания разрабатывалась в период развития плановой экономики (Н.И. Дьяченко, М.И. Махмутов, А.Г. Соколов и др.). Данное исследование направлено на изучение профессионального воспитания в период рыночной экономики, связано с новыми требованиями к рабочим и специалистам.

Понятие «профессиональное воспитание» появилось в середине прошлого века и характеризуется положительным эмоционально-окрашенным отношением к профессии, высокими результатами производительного труда, устойчивой деловой карьерой (Н.Ф. Гейжан).

Н.Н. Дьяченко выделил главную задачу профессионального воспитания - воспитание духовно-нравственных и профессиональных качеств, обеспечивающих успех профессиональной деятельности в определённой отрасли производства [14].

70-ые года XX века характеризуются ориентацией философов и социологов на профессиональное творчество, которое может реализовываться только через труд, профессиональную деятельность среди других людей.

С развитием технократизма общества, социального и научно-технического прогресса на первом плане появляется творчески-инновационный потенциал будущих рабочих и специалистов, который должен стать обязательным компонентом их деятельности, что обеспечит эффективность подготовки новых рабочих кадров и социально-профессиональную мобильность.

В мировой педагогике выделяются три варианта формирования профессионально-компетентностных рабочих и специалистов:

- профессионал, мобильно ориентирующийся в непрерывно изменяющихся условиях динамики производства научно-индустриального развития (американская система);

- профессионал, отличающийся способностью управлять собой, соответствовать требованиям производства, динамике социотехнического пространства (японская система);

- профессионал, характеризующийся высоконравственным развитием, высокообразованностью, мобильностью, компетентностью (российская модель).

Имеющийся капитал научно-педагогического знания о профессиональном воспитании требует переосмысления с учетом особенностей современного молодого человека и стратегии общественного развития. Наблюдается появление негативных тенденций: эгоцентризм, асоциальное поведение, ориентация на материальное благополучие и свободное самоопределение.

В этой связи профессиональное воспитание должно основываться на непрерывности в духовной и производственной культуре, на использовании мирового опыта в решении проблем профессионального воспитания.

Материалы и методы

Для исследования проблем профессионального воспитания необходимо использовать исследовательские методы комплексно, чтобы осветить не только объективные, но и субъективные факторы этих явлений и процессов.

С учетом адекватности цели и предмета исследования, а также эффективности получения результатов были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: методы анализа, анализ литературы, анализ документов, анализ работ, анализ устно передаваемых идей, методы анализа явления воспитания в практике профессионального образования, устные опросы (интервью, беседы), наблюдения, письменные опросы, эксперимент.

Данные методы не позволяют распознать относительную уникальность ситуаций, в которых проводится воспитательная деятельность, а также факторы, её предупреждающие. Поэтому методы изучения материалов должны применяться только в состоянии с другими методами исследования воспитания, что не понижает их значения. Так, например, изучение документов помогает четко распознать задачи и результаты воспитательной деятельности.

Для такого анализа используются следующие документы:

- документы федеральных органов управления образованием;

- документы региональных органов управления образованием;

- документы учебных заведений, организаций, предприятий, отдельных субъектов образовательного процесса (например, рабочие планы, планы социально-воспитательной деятельности, учебные программы, планы производственных работ, протоколы педагогических советов, посещения учебных занятий и др.);

- документы молодёжной политики;

- документы, отражающие инновационную деятельность в образовательном процессе;

- документы, обеспечивающие нормативно-правовое содержание профессионального образования [34].

Для получения информации о профессиональном воспитании используется все богатство различных форм социального общения в учебных заведениях с помощью анализа устно передаваемых идей.

Наиболее надежным и успешным методом исследования воспитательного процесса является опрос учащихся, педагогов, руководителей, представителей общественных организаций. Метод опроса позволяет находить подход к внутренним, мировоззренческим и нравственным позициям, к направленности личности. С помощью него выявляются отношения опрашиваемых к явлениям действительности.

Большое значение имеет цель опроса, форма опроса (устная или письменная), место, предполагаемое для результатов данного опроса в рамках исследования.

Опросы позволяют исследовать, прежде всего, взгляды, мнения, мотивы, чувства и способности обучающихся.

По виду и цели различаются следующие опросы:

- подготовительные опросы (разработка вопросов на концептуальном этапе исследования);

- верификационные опросы (ответы на аналитическом этапе исследования); Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6, no. 3

- контрольные опросы (подтверждение результатов на синтезирующем этапе) [6].

Вопросы формируются как закрытые (предполагаются готовые ответы) или как открытые (нет возможных вариантов ответа).

Закрытые вопросы используются, прежде всего, для статистических данных, а открытые вопросы - для предварительных исследований, целью которых является подготовка закрытых вопросы для обобщений и интервью. Если закрытые вопросы обеспечивают определённую схему для ответов, то открытые вопросы оставляют больше возможностей для выражения различных явлений, поэтому их используют в основном при первичном сборе фактов.

Закрытые вопросы в основном применяются с целью разработки статистических данных. Наряду с преимуществом закрытых вопросов (быстрое использование, чаще с помощью информационных технологий), следует учитывать и их недостатки (возможное неполное и нереальное представление взаимодействующих факторов; ограниченные возможности контроля).

Открытые вопросы чаще всего используются для предварительных исследований, для подготовки закрытых вопросов, обобщений и интервью.

В качестве достоинств открытых вопросов следует выделить сравнительно полное представление о данном явлении, хорошие возможности контроля, а в качестве недостатков - сравнительно долгий анализ, трудности при оформлении ответов.

Метод интервью для исследования проблем воспитания используется, когда имеется письменно зафиксированная и четко определённая схема вопросов и комфортная атмосфера. Прямой контакт с опрашиваемым открывает возможности установления обратной связи и возможности для воспитательного воздействия. Одной из особых форм интервью представляется групповая дискуссия с участием учащихся и педагогов, которая может быть использована для исследования воспитательного процесса, так как она поддерживает обмен мнениями и опытом. Таким образом, все это дает возможности для дальнейшего повышения уровня профессионального воспитания в профессиональном учебном заведении.

Так, в рамках исследования профессионального воспитания методом интервью могут быть заданы следующие вопросы:

1. Какие задачи профессионального воспитания являются наиболее важными?

2. Какую роль в профессиональном воспитании имеет нравственное воспитание?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Какой воспитательный потенциал имеет производственное обучение?

4. Какие ресурсы существуют для повышения уровня развития профессионального воспитания?

5. Какие изменения произошли в профессиональном воспитании будущих рабочих в изменяющихся социально-экономических условиях?

Наряду с интервью все большее значение приобретает метод беседы, который используется чаще всего для анализа педагогической ситуации (в учебном заведении, на предприятии и т.д.), а также для анализа мнений и мотивов (анализ отношения учащихся к профессиональному обучению, профессии, предприятию, к учебе, труду).

Возрастает также и значение наблюдения для анализа воспитательной деятельности. Для специфических объектов исследования и соответствующих целей используются различные формы наблюдения. В зависимости от имеющихся в распоряжении времени и комплексности различают актуальные наблюдения (краткие), продолжительные наблюдения, частичные наблюдения (франкцинированные); тотальные наблюдения (полные).

Также выделяют прямые наблюдения - отдельных аспектов профессионального воспитания.

Формирование отношений, убеждений и позиций учащихся требует длительного времени, поэтому для их изучения используют продолжительные наблюдения. К ним относятся также наблюдения в форме целенаправленных и последовательно проводящихся посещений теоретических и практических занятий.

Такой метод исследования как эксперимент используется в основном как метод контроля с целью дальнейшего обеспечения наблюдения поведения и деятельности. В этом случае необходимы знания существующих условий определённой ситуации, организация новых условий, воздействующие на протекание и эффективность воспитательного воздействия.

Характерным для применения различных методов в исследовании воспитания является сочетание нескольких методов, включающее в себя как теоретические, так и эмпирические методы познания.

С помощью комбинированного применения исследовательских методов можно достичь того, что определённые недостатки одних методов компенсируются достоинствами других.

Также к надежным результатам могут привести наблюдения посещений занятий в сочетании с опросами наблюдаемых.

Для дальнейшего повышения эффективности исследования воспитания растет необходимость критического рассмотрения возможностей применения, а также достоинств и недостатков каждого из исследовательских методов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что при исследовании процессов воспитания следует учитывать, что развитие теории как стремление наиболее адекватно отразить явления и взаимосвязь различных феноменов действительности должно быть направлено на использование теории для накопительного изменения практики в интересах общественного развития. Такой методологический подход является универсальным для исследования воспитательных процессов.

Результаты исследования

В исследовании профессионального воспитания необходимо уделять внимание связи теории и практики.

С этой точки зрения важным является тот факт, что практика воспитания выступает как поле применения новых воспитательно-теоретических концепций или используется действительно как источник новых познаний. Если исследование воспитания должно служить практике воспитания, тогда её задача не может заключаться только в том, чтобы зарегистрировать и доказать существование явлений, а должна подразумевать исследование причинно-следственных отношений в процессе воспитания, тенденций развития воспитательной деятельности.

При исследовании воспитания следует учитывать как комплексность, так и дифференцированность профессионального воспитания. Комплексный и дифференцированный подходы к исследованию профессионального воспитания учащихся используются при раскрытии определенных структур в процессе и выделении составляющих элементов комплексного явления.

Комплексный подход к воспитанию ведет к разработке теоретической концепции воспитания, открытой для всех новых аспектов познания.

Исследования в области теории воспитания, проведённые в Германии, показали следующее: идейно-политическое и нравственное воспитание занимают в рамках комплексного подхода особое положение, так как выполняют центрирующую и ориентирующую функции, закладывая основу сознательной и социально ориентированной личности. Также использование комплексного подхода осуществляется в анализе конкретного воспитательного потенциала важнейших воспитательных сил общества, воспитательных организаций различных форм.

Все это позволяет определить комплекс средств воспитания и использовать их, когда разрабатываются критерии и задачи связи воспитания будущих рабочих с жизнью, трудом, профессиональной деятельностью, что ведет к единству идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

При исследовании проблем воспитания в профессиональной школе следует обязательно учитывать изменившиеся конкретно-исторические условия реальных общественных процессов. Эти условия выражаются следующими особенностями:

- углублением взаимосвязи между развитием личности и общества (экономической и социальной функции);

- подготовкой новых поколений к профессии, труду, активному участию в общественной жизни;

- обновлением социально-экономических условий вследствие постоянного развития науки и техники;

- повышением активности квалифицированных рабочих и специалистов в управлении общественными процессами;

- развитием общей культуры и профессионализма участников производства;

- развитием научно-индустриального типа производства.

Эти и другие конкретно-исторические условия должны учитываться в их количественном и качественном развитии и изменении для того, чтобы ориентировать воспитание на постоянного изменяющуюся динамику реальных общественных процессов.

Процесс профессионального воспитания рассматривается как системный процесс со всеми его внутренними связями и взаимосвязями, во всей его динамике и противоречивости, движении и развитии воспитательных этапов, а также в его взаимосвязи и неразрывности с общественными процессами.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть многоплановость структуры процесса воспитания с краткосрочными и долгосрочными социальными процессами;

- обеспечить воспитательное воздействие на развитие личности и коллектива.

Процесс воспитания направлен на формирование убеждений и отношений к явлениям

действительности, нравственных качеств и соответствующих форм поведения, что не отождествляется с общим развитием личности и коллектива. На личность будущих рабочих и коллектива воздействует все многообразие социальных процессов и явлений.

С развитием рыночных социально-экономических отношений, научно-технического и социального прогресса возникла необходимость рассмотрения профессионального воспитания с точки зрения интегративно-дифференцированного подхода.

В качестве методологической основы профессионального воспитания выступает теория непрерывного образования.

Как социально-педагогическая категория непрерывное образование реализует современные общественные тенденции создания образовательной системы, направленной на развитие личности как условия социального прогресса, преемственности его формальных и неформальных форм образования и самообразования личности; как обеспечение интеграционных процессов, результатом которых является качественно новый уровень производственных требований к рабочим и специалистам научно-индустриального типа производства, общему и профессиональному развитию.

Профессиональное воспитание выражается в единстве социализации и профессионализации личности. Профессионально развитая личность рассматривается как социально-профессионально-интегративный тип её направленности и действенности.

Профессиональное воспитание рассматривается как совокупность трех составляющих: направленность личности, владение техническими процессами, владение технологическими приемами деятельности, что определяет эффективность профессионального труда. Основным интегратором профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов выступают объективные и субъективные факторы развития личности, взаимообеспечивающие успешность решения личностных, профессионально-деятельностных и социально-жизненных задач.

Актуальной задачей профессионального воспитания является формирование общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Общечеловеческие ценности имеют фундаментальное значение для профессионального воспитания с точки зрения гуманистической направленности, социально-экономических преобразований.

В системе образовательно-воспитательных ценностей выделяются гражданские, культурологические, социально-педагогические, профессиональные, экологические ценности. Для формирования этих ценностей необходима реализация интегративного и личностно-профессионально-социологического подходов к воспитанию рабочих и специалистов.

К общечеловеческим ценностям относятся: жизнь, родина, культура, мир, труд, знания, безопасность, здоровье.

Другие ученые (И.К. Журавлев, И.Я. Лернер) выделяют следующие ценности: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, собственное достоинство, ценность личности, здоровье, социальная активность, доброжелательность, гуманистическая направленность научно-технического прогресса.

Общечеловеческие ценности выступают частью содержания профессионального образования:

- фундаментальные ценности: природа, жизнь, культура, образование, труд, карьера, собственность, свобода, деятельность и др.;

- духовные ценности: отношение к миру, профессия, безопасность, мужество, справедливость, оптимизм, доброта, саморегуляция, самоутверждение;

- нравственные ценности: гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, профессиональное развитие личности, социальная ответственность, уважение;

- экологические ценности: сохранение природы, сохранение жизни, природосообразность, бережное отношение к природе;

- профессиональные ценности: готовность трудиться, общая и профессиональная образованность, воспитанность, культурное поведение, доброжелательность, профессия, профессиональная деятельность, профессионализм, квалификация, конкурентоспособность, работоспособность, карьера, трудоустройство.

Для профессиональной деятельности целесообразным считается формирование общих и частных профессиональных ценностей, отражающих специфику профессий, видов деятельности.

Интегративно-дифференцированный подход позволил выделить процессы социализации и профессионализации личности на личностном (образ жизни), общественном (социальная среда), профессиональном (профессия), деятельностном (предметная область деятельности) уровнях.

Политеоретический подход дает возможность прогнозировать перспективы осуществления профессионального воспитания, интегрировать и дифференцировать различную научную информацию, установить субъект и объект факторы включения личности в профессиональную и гуманистическую деятельность. Политеоретический подход предполагает реализацию компетентного, социально-педагогического, личностно-деятельностного и профессионально-технологического подходов к профессиональному воспитанию.

Категории политеории, интеграции, дифференциации, индивидуализации личности, характеризующие учебно-познавательный и учебно-производственный процессы, позволяют определить условия личностного развития, модели воспитательного воздействия, профессионального труда на становление и формирование личности, на развитие профессионально важных качеств личности в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Уровень и качество профессионального воспитания определяются мерой активности личности в ведущих сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

Также необходимо изучение профессиональных полей деятельности будущих рабочих и специалистов, определяющих социально-профессиональное становление личности на основе профессиональной интеграции личностных и предметно-практических особенностей становления специалиста-профессионала.

Обсуждение и заключения

В процессе профессионального воспитания формируется индивидуальный стиль профессиональной деятельности, коммуникативность межличностных отношений, формирование профессиональных интересов, профессиональной этики и норм культурного поведения, раскрывается социокультурный потенциал профессии, социального и профессионального имиджа, обусловленного личностными и профессиональными возможностями будущего работника.

Таким образом, социально-профессиональная сфера (профессиональное образование и другие социальные, культурные институты) должна стать одним из важнейших приоритетных направлений исследования в социальной, педагогической, психологической науке, во всех подсистемах непрерывного профессионального образования для создания

условий реализации созидательного потенциала будущих рабочих, сохранения преемственности духовно-нравственных традиций культуры. Профессиональное воспитание отвечает на вопрос, как сделать, чтобы определенное социальное положение, труд, профессия представляли для учащихся жизненную ценность, чтобы производительный труд являлся основным средством самоутверждения и самовыражения в обществе, перспективой собственного развития и совершенствования.

Список использованных источников

1. Алиева Л.В. Профессиональное воспитание - ценностный блок образовательной деятельности современного вуза // Техническое творчество молодежи. 2017. №2(102). С. 1114.

2. Артемьева А.В. Проектный метод в профессиональном воспитании студентов // Молодой ученый. 2016. №7(111). С. 587-590.

3. Белов В.И. Профессиональное воспитание в открытом социально-профессиональном пространстве // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. Т. 20, №3. С. 68-71.

4. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-5. С. 3036.

5. Быстрова Н.В., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А., Леонова В.Н. Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 96-102.

6. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

7. Валькович О.Н., Булаева К.Ю., Сирченко А.Е. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала // Экономика устойчивого развития. 2016. №2(26). С. 50-53.

8. Лапшова А.В. Профессиональное воспитание: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2017. 80 с.

9. Каракальчева А.С., Левада А.М., Шапранова Н.Н. Профессионально-личностное воспитание студента вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №41. С. 134-140.

10. Колдина М.И., Трутанова А.В. Научно-исследовательская деятельность как условие профессионального развития педагога // Международный студенческий научный вестник. 2017. №5. С. 85.

11. Кривов С.И., Прокофьева О.Н., Кибикина С.В. Профессиональное воспитание студентов вуза: управление и организация процессом // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-7. С. 85-90.

12. Кролевецкая Е.Н. Профессиональное воспитание в вузе: личностно ориентированный подход // Современные научные исследования и разработки. 2017. №2(10). С. 326-328.

13. Мамадалиев Ш.М. Профессиональное воспитание как категория производственного обучения // Достижения науки и образования. 2017. № 2(15). С. 43-45.

14. Нефедова Н.А. Профессиональное воспитание в современных образовательных комплексах // Волжский вестник науки. 2016. №1(1). С. 27-31.

15. Петушкова О.Г. Средовой подход к профессиональному воспитанию студентов университета // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №4-1. С. 104-107.

16. Феттер И.В. Профессиональное воспитание студентов в условиях инструктивно-методического лагеря педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2017. №3. С. 338-345.

17. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. №3(41). С. 82-87.

18. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном обучении как средство формирования коммуникативно-адаптивной компетенции обучающихся // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2017. Т. 8, №1. С. 119-133.

19. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274280.

20. Цыплакова С.А., Гришанова М.Н., Коровина Е.А., Сомова Н.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №1(14). С. 131-133.

21. Artemieva M., Kuznetsova S., Bakhtiarov Y., Yashin S., Khavin D. (2017) Peculiarities of Innovative Activities in the Low-Tech Sector // Popkova E. (ed.) Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 2017. Pp. 289-294. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60696-5 37

22. Barber M., Donnely K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research. London, 2013. Available at: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%20(2).pdf (accessed: 04.07.2018).

23. Barber M., Donnely K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. London, 2013. Available at: http://www.bath.ac.uk/education/events/documents/Barber_et_al_x2012x_oceans-of-innovation.pdf (accessed: 04.07.2018).

24. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., ^izhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, no. 25. P.9. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/a17v38n25p09.pdf (accessed: 04.07.2018).

25. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 406-411. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_52

26. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

27. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training

activities // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 194-200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25

28. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

29. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova, L.Y. Use of open electronic courses in educational activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 541-548.

30. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Washington, 2010. Available at: https://caldercenter.org/sites/default/files/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 04.07.2018).

31. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2018. Vol 677. Pp. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6 6

32. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf (accessed: 04.07.2018).

33. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 04.07.2018).

34. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed: 04.07.2018).

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern journal of language teaching methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-31.

References

1. Alieva L.V. Professional education is the value unit of the educational activities of a modern university. Tekhnicheskoe tvorchestvo molodezh, 2017, no. 2(102), pp. 11-14. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Artem'eva A.V. The project method in the professional education of students. Molodoj uchenyj, 2016, no. 7(111), pp. 587-590. (In Russ.).

3. Belov V.I. Professional education in an open social and professional space. Vestnik obrazovaniya i razvitiya nauki Rossijskoj akademii estestvennyh nauk, 2016, vol. 20, no. 3, pp. 68-71. (In Russ.).

4. Bulaeva M.N., Lapshova A.V. The substantive foundations of the professional education of students. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 57-5, pp. 30-36. (In Russ.).

5. Bystrova N.V., Gricenko N.E., Rumyanceva N.A., Leonova V.N. Basics of educational work with pupils in the conditions of an orphanage. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 57-6, pp. 96-102. (In Russ.).

6. Vaganova O.I., SHagalova O.G., Trutanova A.V. Formation of common cultural competences of students. Karel'skij nauchnyj zhurnal, 2017, vol. 6, no. 3(20), pp. 15-18. (In Russ.).

7. Val'kovich O.N., Bulaeva K.YU., Sirchenko A.E. Modern approaches to professional development and staff training. EHkonomika ustojchivogo razvitiya, 2016, vol. 2, no. 26, pp. 50-53. (In Russ.).

8. Lapshova A.V. Professional education: a teaching aid. Nizhny Novgorod, 2017. 80 p. (In Russ.).

9. Karakal'cheva A.S., Levada A.M., SHapranova N.N. Professional and personal education of a university student. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 2016, no. 41, pp. 134-140. (In Russ.).

10. Koldina M.I., Trutanova A.V. Research activities as a condition for the professional development of a teacher. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, 2017, no. 5, p. 85. (In Russ.).

11. Krivov S.I., Prokofeva O.N., Kibikina S.V. Professional education of university students: management and organization of the process. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2016, no. 53-7, pp. 85-90. (In Russ.).

12. Kroleveckaya E.N. Professional education in high school: a personality-oriented approach. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2017, no. 2(10), pp. 326-238. (In Russ.).

13. Mamadaliev SH.M. Professional education as a category of industrial training. Dostizheniya nauki i obrazovaniya, 2017, no. 2(15), pp. 43-45. (In Russ.).

14. Nefedova N.A. Professional education in modern educational complexes. Volzhskij vestnik nauki, 2016, vol. 1, no. 1, pp. 27-31. (In Russ.).

15. Petushkova O.G. The environmental approach to the professional education of university students. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya, 2016, vol. 4, no. 1, pp. 104-107. (In Russ.).

16. Fetter I.V. Professional education of students in the instructive-methodical camp of a pedagogical university. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2017, no. 3, pp. 338-345. (In Russ.).

17. Carapkina YU.M. Electronic Portfolio as the Basis for the Self-Development of Students. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya, 2017, no. 3(41), pp. 82-87. (In Russ.).

18. Carapkina YU.M., Mironov A.G. The use of innovative technologies in vocational training as a means of developing the communicative-adaptive competence of students. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2017, vol. 8, no. 1, pp. 119133. (In Russ.).

19. Cyplakova S.A. Professional and pedagogical education and trends of its development. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-8, pp. 274-280. (In Russ.).

20. Cyplakova S.A., Grishanova M.N., Korovina E.A., Somova N.M. Theoretical foundations of the design of educational systems. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya,

2016, vol. 5, no. 1(14), pp. 131-133. (In Russ.).

21. Artemieva M., Kuznetsova S., Bakhtiarov Y., Yashin S., Khavin D. Peculiarities of Innovative Activities in the Low-Tech Sector, eds. Popkova E. Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 2017, pp. 289-294. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60696-5 37

22. Barber M., Donnely K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research. London, 2013. Available at: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%20(2).pdf (accessed 04.07.2018).

23. Barber M., Donnely K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. London, 2013. Available at: http://www.bath.ac.uk/education/events/documents/Barber_et_al_x2012x_oceans-of-innovation.pdf (accessed 04.07.2018).

24. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher. Revista ESPACIOS, 2017, vol. 38, no. 25, p.9. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/a17v38n25p09.pdf (accessed 04.07.2018).

25. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE, eds. E.G. Popkova. The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018, vol. 622, pp. 406-411. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_52

26. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions, eds. E.G. Popkova. The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018, vol. 622, pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

27. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities, eds. E.G. Popkova. The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018, vol. 622, pp. 194-200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25

28. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges. Man in India, 2017, vol. 97, no. 11, pp. 101-114.

29. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova, L.Y. Use of open electronic courses in educational activity. European Research Studies Journal,

2017, vol. 20, pp. 541-548.

30. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Washington, 2010. Available at: https://caldercenter.org/sites/default/files/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed 04.07.2018).

31. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal, eds. A. Filchenko, Z. Anikina. Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham,

2018, vol 677, pp. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6 6

32. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 11, pp. 489493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf (accessed 04.07.2018).

33. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed 04.07.2018).

34. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science, eds. E.G. Popkova. The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018, vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment moodle. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed 04.07.2018).

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. Case-Technology Functions In College Student Vocational Training. Modern journal of language teaching methods, 2018, vol. 8, no. 3, pp. 305-31.

© Маркова С.М., Наркозиев А.К., 2018

Информация об авторах Маркова Светлана Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация. e-mail: [email protected]

Наркозиев Аманбек Карашович - доктор педагогических наук, академик, Вице-президент по академическим вопросам. Международный университет Кыргызстана, Кыргызстан, Кыргызская Республика, 720007, г. Бишкек, ул. Л. Толстого, 17А/1, e-mail: [email protected]

Information about authors

Markova Svetlana Mikhaylovna - doctor of pedagogical sciences, professor, head of vocational education and management of educational systems. Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation. e-mail: [email protected]

Narcosiev Amanbek Karashoviz - doctor of pedagogical sciences, professor, Vice-President for Academic Affairs. International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan. e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 16.06.2018 Принята к публикации: 21.09.2018 Опубликована: 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.