Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МОТИВЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENT SPECIALIST / REASONS FOR CHOOSING A SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Берсенева Марина Александровна

В статье рассматривается феномен готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности с учетом требований работодателя. В ходе проведенного исследования авторами статьи выявлены базовые функции будущего специалиста, соотнесенные с навыками, которые требуются работнику, осуществляющему определенную функцию. На основе научно-педагогической литературы авторы статьи классифицировали эти навыки на четыре категории: аналитические, коммуникативные, конструктивные и организационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY DURING HIGHER EDUCATION

The article discusses the phenomenon of readiness to carry out future professional activities taking into account the requirements of the employer. The study conducted by the authors of the article revealed the basic functions of the future specialist, which are related to the skills required by the employee performing a certain function. On the basis of scientific and pedagogical literature, the authors of the article classified these skills into four categories: analytical, communicative, constructive and organizational.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

материалы, дорабатываемые по ходу изложения (совместная работа студентов и лектора). Если же демонстрация осуществляется в темной аудитории (причем много времени тратится на ее затемнение и т. д.), без записей, такое «усовершенствование: ведет к нарушению рабочего ритма лекции, т. е. показ слайдов является в этих условиях методически вредным».

Повышение успеваемости от программированного обучения, технических средств и т.д. иной раз оказывается эфемерным. Так, нередко возникает определенная «адаптация» студентов к контролю, проводимому с помощью обучающей техники, ведущая к тому, что «повышение успеваемости» происходит в результате не более глубокой проработки предмета, а своего рода «обмана машины». Есть и еще одна «опасность», обусловленная работой с различной учебной техникой: студент при этом не учится выражать свои мысли литературным языком. Поэтому необходимо, на наш взгляд, стимулировать чтение студентами литературы по специальности в более широких масштабах, чем это надо «для экзамена»; во время учебных занятий чаще организовывать выступления студентов с рефератами (на 10-15 минут). Сам же машинный контроль должен обязательно проводиться в сочетании с беседой преподавателя и студента [7, с. 211].

Разумеется, одновременно с активизацией лекций должна происходить активизация всех других видов работы в вузе семинарских занятий, лабораторных и учебно-исследовательских работ, проектирования.

Выводы. Таким образом, изложенные соображения, основанные на собственном опыте лекционной работы и анализе отечественного и зарубежного опыта, безусловно требуют серьезного обсуждения. Причем, как бы оно ни развернулось, очевидно, что проблема активизации лекционных и других занятий имеет первоочередное значение. Ибо именно активизация процесса обучения приведет нас к подготовке специалиста.

Литература:

1. Трофимова Т.И. Курс физики: учеб. пособие для вузов. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 560 с.

2. Фейнман Ричард Ф., Лейтон Роберт Б., Сэндс Метью. Феймановские лекции по физике. Вып. 4. Кинетика. Теплота. Звук. Пер. с англ. / под ред. Я.А. Смородинского. Изд. 3-е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 264 с.

3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн // Физика в школе. - 2006. - №2. - С. 15-19.

4. Браверманн Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути Текст. / Э.М. Браверманн // Физика в школе. - 2005. - №7. - С. 23-25.

5. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей (Электронный ресурс) / Е.А. Ганин. - http: //ito. edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html.

6. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения» Текст. / Т.Д. Гончарова. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» Берсенева Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД

ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается феномен готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности с учетом требований работодателя. В ходе проведенного исследования авторами статьи выявлены базовые функции будущего специалиста, соотнесенные с навыками, которые требуются работнику, осуществляющему определенную функцию. На основе научно-педагогической литературы авторы статьи классифицировали эти навыки на четыре категории: аналитические, коммуникативные, конструктивные и организационные.

Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная подготовка, компетентный специалист, мотивы выбора специальности.

Annotation. The article discusses the phenomenon of readiness to carry out future professional activities taking into account the requirements of the employer. The study conducted by the authors of the article revealed the basic functions of the future specialist, which are related to the skills required by the employee performing a certain function. On the basis of scientific and pedagogical literature, the authors of the article classified these skills into four categories: analytical, communicative, constructive and organizational.

Keywords: Professional readiness, professional training, competent specialist, reasons for choosing a specialty.

Введение. В России и за рубежом происходит постоянное развитие форм и методов профессионального образования, призванного укреплять социум компетентными специалистами, соответствующими требованиям текущей социально-экономической ситуации в государстве. Для современного отечественного образования свойственно стремление к интеграции в международное образовательное пространство, что требует принципиально нового подхода к подготовке специалистов. Он должен обеспечивать трудовой сектор работниками, способными оперативно приспосабливаться к непрерывно меняющимся производственным императивам, стабильно нацеленными на качественное выполнение профессиональных

задач и готовыми реализовывать саморегуляцию и самосовершенствование в контексте выбранной сферы. Вследствие этого научное сообщество уделяет все больше внимания проблеме подготовленности студентов высших учебных заведений к работе по специальности. Данная проблема активно разрабатывается представителями различных дисциплин (педагогики, психологии, физиологии) с начала XX столетия, когда соответствующие вопросы стали исследовать с опорой на рефлекторную теорию Сеченова И.М. и Павлова И.П., а также с учетом психологической теории установки, предложенной грузинским ученым Узнадзе Д.Н. К концу 1950-х - началу 60-х годов были установлены ключевые психофизиологические факторы, влияющие на человеческое поведение (Анохин П.К., Левитов Н.Д. и др.).

Изложение основного материала статьи. Вопросы, связанные с готовностью к деятельности как таковой и выполнению своих профессиональных обязанностей, приобрели особую значимость и остроту, сделавшись предметом психологического и педагогического анализа (Ананьев Б.Г., Афанасьев М.А., Ширинский В.И. и др.). В контексте изучения готовности к осуществлению профессиональной деятельности (далее - ПД) объектом анализа начинает выступать готовность не только к функционированию в рамках определенных профессий, но и к поведению в чрезвычайных и других нестандартных ситуациях (Зазыкин В.Г., Лисняк А.Н.) [8].

Изучение теоретической литературы позволяет прийти к выводу о существовании многочисленных подходов к интерпретации понятия «готовность к ПД», среди которых можно выделить функциональный (Ильин Е.П., Сластенин В.А. и др.), личностный (Кузьмин Е.С., Ядов В.А. и др.), личностно-прикладной (Деркач А.А., Дьяченко М.И. и др.). Функциональный подход рассматривает готовность как определенное ментальное состояние, психологическую и социальную позицию, регулирующую поведение индивида. При этом определяются процессуальные характеристики, имеющие прямое функциональное значение для выполняемой деятельности. Личностный подход к исследованию общей готовности трактует готовность как совокупность важных для личности профессиональных характеристик, дифференцированных по их значению для осуществляемой работы. В данном случае основная интегрирующая роль отводится свойствам индивида, репрезентирующим нацеленность на тот или иной вид человеческой активности. В контексте личностно-прикладного подхода под готовностью к ПД понимается демонстрация различных аспектов личности в их комплексе, позволяющая человеку успешно исполнять свои трудовые обязанности [3].

Анализ трудов по психологии и педагогики и многолетний опыт преподавания в высших и средних учебных заведений позволяет авторам статьи аргументировать необходимость рассмотрения способов и промежуточных результатов выстраивания готовности студентов вуза к ПД. Это в значительной мере связано с тем, что теоретическая и практическая составляющие подобной деятельности со временем существенно трансформируются с учетом изменений в социальной сфере и научно-технического прогресса. В рамках высшего образования феномен готовности к ПД становится основным понятием при диагностике результативности обучения. Мы выделили четыре модели восприятия готовности в научной литературе [2]: 1) как психологической позиции по отношению к реализуемой или предлагаемой деятельности (Узнадзе Д. Н.); 2) как социальной позиции, детерминирующей поведение индивида (Кулюткин Ю.Н.); 3) как синонима подготовленности (Крутецкий В.А.); 4) как сочетания врожденных способностей и опыта, полученного в течение всей жизни (Беспалько В.П.). Предстоящая ПД сегодняшнего студента исследуется через призму специальных навыков и профессионально значимых свойств, необходимых специалисту для реализации его служебных обязанностей. В ходе проведенного анализа были выявлены главные функции будущего профессионала, которые, в свою очередь, были сопоставлены с навыками, которые требуются работнику, осуществляющему определенную функцию. Систематизировав и изучив сведения, представленные в научной литературе, мы разделили эти навыки на четыре категории: аналитические, коммуникативные, конструктивные и организационные [5]. Они выступают базой для выстраивания умений, необходимых для реализации той или иной функции. Рассмотрение подходов к интерпретации феномена «готовности к ПД» продемонстрировало отсутствие единой позиции по данному вопросу, что существенно затрудняет формулирование собственной позиции. Авторы статьи считают обязательным изучение готовности к предстоящей ПД в рамках комплексного подхода, ее позиционирование в качестве многоаспектного системного единства с непростой и достаточно специфичной структурой.

С опорой на существующие концепции готовности студентов вуза к предстоящей ПД, представленные в педагогической и психологической литературе, мы предприняли попытку выработать собственную точку зрения о структуре данного феномена. На наш взгляд, она включает в себя три составляющие: мотивационную, теоретическую и практико-ориентированную [7]. В основе упомянутых составляющих лежат осмысленное позитивное восприятие ПД, увлеченность ею, желание человека проявить свой потенциал в выбранной сфере, опираясь на базовые гуманистические принципы (мотивационный компонент); представления об особенностях ПД, требованиях к личным качествам профессионала (теоретический компонент); приемлемый уровень прикладных навыков и умений, которыми должен обладать специалист для качественного осуществления своих профессиональных обязанностей (практико-ориентированный компонент). Исследование существующих интерпретаций готовности учащихся высших учебных заведений к ПД позволило рассматривать данный феномен как многоаспектное единство со сложной и подвижной структурой, репрезентирующее уровень сформированности необходимых компетенций, гарантирующих определенный уровень эффективности при исполнении будущих служебных обязанностей. Также следует подчеркнуть, что готовность студентов к предстоящей ПД представляет собой естественный итог профессионального образования и самосовершенствования, выступая комбинированным результатом учебно-воспитательного процесса в условиях высшей школы [9].

Психолого-педагогическими факторами, лежащими в основе выстраивания готовности учащихся вузов к предстоящей ПД, являются: многоаспектность и системный характер феномена «готовность к ПД»; его непростая структура, для многочисленных элементов которого характерны постоянное взаимодействие и взаимообусловленность; необходимость соизмерения квалификации работников, обучавшихся по данной специальности, с их профессиональными обязанностями. При анализе факторов, определяющих степень готовности целевой аудитории к предстоящей ПД, авторы статьи обратились к научной литературе, в которой используется понятие «факторы». На основании рассмотренных работ мы трактуем их как движущие силы, стимулы, необходимые или желательные условия какого-либо изменения. Изучение трудов Касаткиной Н.Э. и Парфирьевой Р.А. привело нас к выводу о существовании трех основных разновидностей

факторов (в области образования): психолого-педагогические, организационные и социально-экономические [4].

Психолого-педагогические факторы объединяют мотивы выбора специальности, желание преуспеть в профессии; ориентированность поведения, возникающая под воздействием стабильного комплекса осмысленных ценностных установок; чувства и эмоции, испытываемые студентами в процессе выстраивания их готовности к ПД; наличие индивидуальных свойств, благоприятствующих реализации ПД в выбранной сфере. Организационные факторы представлены объективными условиями, создаваемыми для студента в стенах учебного заведения (выстраивание образовательного процесса, уровень педагогической деятельности, тип взаимодействия педагога и учащихся). Социально-экономические факторы включают в себя состояние рынка труда в конкретной местности (стране, регионе, области и т.д.), перспективы трудоустройства лиц с данной специальностью; престижность соответствующей профессии.

Анализируя последнюю категорию факторов (социально-экономическую), мы отталкивались от того, что психологический момент - решение поступать в институт или университет - напрямую связан с востребованностью высшего образования в социуме и общественным статусом той или иной профессии. Результаты исследований, нацеленных на изучение планов молодых людей, получивших полное среднее образование, демонстрируют следующую картину: примерно три четверти респондентов подчеркивают важность высшего образования в современном мире; к противоположному мнению склоняются лишь 23%. При этом полная уверенность в необходимости знаний и умений, превосходящих уровень средней школы, характерна для людей моложе 35 лет. Столь выраженный интерес к высшему образованию связан, в первую очередь, с тем, что большинство жителей нашей страны рассматривают его как ключевой ресурс, делающий человека намного более мобильным в социальном отношении и значительно повышающий уровень его конкурентоспособности на отечественном и международном рынке труда. Большое влияние на выбор профессии и учебного заведения оказывают рекомендации родителей, престижность специальности и возможность закрыть сессию без особых интеллектуальных усилий, то есть различные внешние мотивы, формируемые на основе объективной реальности. Данный факт указывает на существенную роль социально-экономических факторов [1].

Рассматривая организационные факторы, авторы статьи решили сфокусироваться на подходе к выстраиванию учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, поскольку данными факторами можно управлять (в отличие от социально-экономических, которые остается лишь учитывать, принимать к сведению). Под учебно-воспитательным процессом в условиях вуза мы понимаем контактирование преподавателя и учащихся в определенных пространственно-временных координатах. В связи с этим особое значение имело наполнение учебных занятий адекватным содержанием, облеченным в оптимальную форму, для чего педагоги обращались к активным формам и способам выстраивания аудиторных занятий и самостоятельной деятельности студентов, задействовали своих подопечных в совместной исследовательской работе, привлекали их к созданию и практической реализации проектов с помощью различных мотивационных импульсов. При организации готовности к ПД учащихся, получающих высшее образование, они непрерывно соприкасаются с более сложными, более специфичными разновидностями данной деятельности, проходят достойный уважения путь от воспроизведения к творчеству, от обычной демонстрации приобретенных знаний и умений к независимой реализации практико-ориентированных задач возрастающей сложности [6].

Доступные сведения указывают на необходимость учета разобранных факторов при взаимодействии с учащимися с первого по последний курс. Непрерывность подобного контроля позволит своевременно корректировать процесс выстраивания готовности студентов к предстоящей ПД. Стадии ее формирования интерпретируются нами как постоянный эволюционирующий процесс, базирующийся на четырех принципах: новаторства, многофункциональности, системности и последовательного совершенствования. Принцип новаторства создает условия для компенсации отсутствующих инновационных знаний посредством использования образовательных форм и методов активного характера, так как высшее образование, в связи со своей организационно-целевой спецификой, не способно моментально реагировать на изменения, происходящие в обществе. Принцип многофункциональности состоит в почти синхронном формировании у учащихся общих навыков и умений, требующихся для успешного исполнения обязанностей работника социальной сферы, вне зависимости от выбранной специальности. Грамотная реализация принципа системности (взаимосвязи элементов: задач, методов, функций) помогает справиться со многими дидактическими проблемами, дополнить и углубить содержание учебных программ. Наконец, принцип последовательного совершенствования заключается в том, что выстраивание готовности студентов к ПД включает в себя несколько стадий: ориентационную, содержательную и практическую.

На каждой из обозначенных стадий происходит постижение всей совокупности профессиональных знаний, навыков и умений, последовательное формирование всех профессиональных функций. Приобретение и закрепление новой информации осуществляется на базе опыта, полученного учащимися на предшествующих стадиях. Первая (ориентационная) стадия направлена на работу с теоретической и мотивационной составляющими готовности студентов к предстоящей ПД. Применительно к данному этапу подготовки авторы статьи отводят ключевую роль формированию мотивационной составляющей, поскольку ее правильное развитие благоприятствует стремлению к осмысленному освоению информации, требуемой для эффективного выполнения типовых и нестандартных профессиональных действий в не самом отдаленном будущем. Тем не менее, из этого не следует, что на более поздних стадиях выстраивания готовности студентов к предстоящей ПД педагоги недооценивают значение данной составляющей. На второй (содержательной) стадии рассматриваемого нами процесса ключевой целью выступает активизация теоретического и активностно-прикладного компонентов готовности. Данная цель реализуется посредством упорядочивания полученных студентами знаний; овладения способностью использовать знания в учебно-профессиональном контексте; создания у молодых людей стабильной мотивации к осуществлению ПД на постоянной основе. С помощью активных методов учащиеся изобретают свои собственные поведенческие сценарии и нащупывают стиль предстоящей ПД. На третьей (прикладной) стадии выстраивания готовности студентов к предстоящей ПД основной задачей выступает развитие умения применять приобретенную информацию на практике, активация стремления учащихся к самообучению и самовоспитанию в условиях предстоящей ПД.

Выводы. Выстраивание готовности студентов высших учебных заведений к предстоящей ПД осуществляется через использование обучающих форм и методов активного характера, благоприятствующих осознанию, рефлексии и совершенствованию учебно-профессиональных действий и ценностей, их переводу на новый уровень посредством интенсификации самостоятельной познавательной активности студентов. В контексте среды, нацеленной на определенный уровень практических достижений, студенты начинали с накапливания теоретической информации, моделирования профессионального поведения, анализа фундаментальных вопросов, связанных с выбранной областью. Затем формировались навыки имитации ПД через моделирование предпосылок, общей сущности и отдельных особенностей реальной деятельности данного типа (включая взаимодействие вовлеченных в нее людей). При этом применяются такие активные методы обучения, как мозговой штурм, бизнес-игра и некоторые другие.

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5.С. 3-11.

8. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

9. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат технических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Салун Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В трудах российских исследователей и наблюдениях практикующих специалистов подчеркивается наличие устойчивых связей между культурой и двумя важнейшими составляющими народного хозяйства - наукой и образованием, что способствует решению актуальных проблем в области обучения и воспитания, а также применению достигнутых результатов в организационно-педагогической практике.

Ключевые слова: исследовательская культура, исследовательская деятельность, будущий специалист, профессиональная готовность.

Annotation. The works of Russian researchers and observations of practitioners emphasize the existence of stable links between culture and the two most important components of the national economy - science and education, which contributes to the solution of topical problems in the field of education and education, as well as the application of the achieved results in organizational and pedagogical practice.

Keywords: Research culture, research activities, future specialist, professional readiness.

Введение. Социум нуждается в профессионалах, способных решать любые проблемы благодаря творческому подходу, изучать, анализировать, совершать выбор в нестандартных ситуациях. Учреждения, предоставляющие среднее профессиональное образование, готовят учащихся, главным образом, к практической деятельности. Следовательно, овладение студентами колледжа или техникума исследовательской культурой (далее - ИК) выступает значимым фактором, отражающим уровень базовой личностной культуры и готовность к работе в рамках выбранной специальности. Поэтому на данном этапе повышенным спросом на рынке труда пользуется выпускник, не только владеющий необходимыми знаниями и умениями, но также демонстрирующий высокий уровень культуры (общей и исследовательской), который позволяет выйти за рамки прямых служебных обязанностей и развиваться в широком смысле: как человек, как личность.

Изложение основного материала статьи. В трудах по педагогике и психологии разбирались вопросы, связанные с подготовкой учащихся к проведению научных исследований, однако текущая ситуация в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.