Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HUMANIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / READINESS OF THE FUTURE SPECIALIST FOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Марина Александровна

В статье раскрывается сущность понятия «профессиональная готовность», представлены различные взгляды ученых на трактовку и структуру готовности к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности формируется поэтапно в рамках подготовки к выполнению соответствующих обязанностей как итог ориентированного обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE ARCHITECT AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals the essence of the concept of "professional readiness," presents various views of scientists on the interpretation and structure of readiness for professional activity. Readiness for professional activity is formed in stages within the framework of preparation for performance of corresponding duties as a result of oriented education and education.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Выводы. Таким образом, на современном этапе развития исторического образования в высшей школе, по нашему мнению, необходим поиск путей его реформирования и модернизации с целью повышения качества предметных компетенций студентов.

Эффективным вариантом решения проблем исторического образования на современном этапе является обновление методической основы преподавания истории в высшей школе со смещением ее в направлении инновационного обучения. Инновационные процессы в преподавании предусматривают обращение к современным педагогическим технологиям, применение которых в учебно-воспитательном процессе вуза позволит оптимизировать его и существенно повысить образовательные результаты.

Одной из эффективных технологий реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе, в частности в системе изучения истории, является технология модульного обучения. Реализация модульного подхода в сфере образования предполагает более полный учет потребностей, интересов и способностей студентов, предоставляет широкий простор для проявления их активности.

В заключении приведем высказывание исследователей А.К. Волкова и Ю.Д. Романовой: «Применение модульного обучения в высшей школе - один из вариантов инновационных технологий, реализующий личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов» [4, с. 3].

Литература:

1. Russell J.D. Modular Instruction. - Minneapolis. Minn.: Burgess Publishing Co., 1974. - 126 p.

2. Агержанокова М.М. Теоретические основы технологии модульного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 3. - С. 143-145

3. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. - М.: Знание, 1997. - 255 с.

4. Волков А.К., Романова Ю.Д. Концепция модульного обучения в высшей школе // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2004. - № 2. - С. 3-10.

5. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992. - 60 с.

6. Кускова И.Б. Принципы модульного обучения // Компетентность. - 2009. - №6 (29). - С. 35-39.

7. Лаврентьев Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьев. -2-е изд., испр. и доп. - Барнаул: Издво АГУ, 1998. - 154 с.

8. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. - Вильнюс, 1990.

Педагогика

УДК: 373.1

старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» Берсенева Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза)

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «профессиональная готовность», представлены различные взгляды ученых на трактовку и структуру готовности к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности формируется поэтапно в рамках подготовки к выполнению соответствующих обязанностей как итог ориентированного обучения и воспитания.

Ключевые слова: гуманизация образования, профессиональная деятельность, готовность будущего специалиста к деятельности.

Annotation. The article reveals the essence of the concept of "professional readiness," presents various views of scientists on the interpretation and structure of readiness for professional activity. Readiness for professional activity is formed in stages within the framework of preparation for performance of corresponding duties as a result of oriented education and education.

Keywords: Humanization of education, professional activity, readiness of the future specialist for activity.

Введение. На современном этапе общественного развития перед образовательной системой стоят задачи, связанные с повышением уровня профессиональной подготовки. Ценностно-смысловой основой высшего образования выступает его социально-воспитательная функция, направленная на обучение не безразличного ремесленника, а высококвалифицированного творца с созидательными идеями, с пониманием и ощущением пути, по которому движется современное общество. Для этого представляется необходимым интенсифицировать процесс гуманизации образования, что призвано способствовать самоопределению и творческой самореализации индивида.

Анализ научной и справочной литературы продемонстрировал [5, 8, 11, 13], что чаще всего понятие готовности используется не обособленно, а в соизмерении с той или иной деятельностью (обычно профессиональной). Подобная взаимосвязь является вполне объяснимой. Прежде всего, следует учитывать, что готовность напрямую обусловлена наличием конкретных способностей (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.), других стабильных положительных свойств (Левитов Н.Д., Узнадзе Д.Н.) и приемлемого психологического состояния (Сахаров В.Ф., Якиманская И.С.). Для успешной реализации деятельности и ее позитивным воздействием на личность упомянутые аспекты готовности играют особую роль. Также следует отметить, что готовность к профессиональной деятельности (далее - ПД) возникает постепенно в рамках подготовки к выполнению соответствующих обязанностей как итог ориентированного обучения и воспитания. Это репрезентируется в комплексе установок на повышенную трудовую активность, устойчивой направленности на осуществление полученных заданий, общей физической, интеллектуальной и эмоционально-волевой подготовленности к труду и может рассматриваться как нематериальный результат подготовки в рамках высшего или среднего профессионального образования. Исследуя готовность к ПД с опорой на теории, концепции и модели профессионального образования, авторы статьи считают разумным отталкиваться от теоретических принципов, сформулированных авторитетным советско-российским психологом и теоретиком педагогики Александром Григорьевичем Ковалёвым [1]. В его трудах базовые признаки, присущие готовности к деятельности, рассматриваются с учетом особенностей объекта и предмета определенной

специализированной сферы, индивидуальных свойств исполнителя ПД, ценности достижений работника для него самого, пофессионального сообщества и всего социума. Под готовностью к деятельности исследователь понимает личностную характеристику, интегрирующую персональную и общественную ценность выбранной деятельности, позитивное отношение к ней, а также способность к ее успешному осуществлению [4].

Изложение основного материала статьи. Полвека, прошедшие со времени публикации важнейших работ А.Г. Ковалева по вопросам психологии личности и ее саморазвития, не сделали менее актуальной обозначенную ученым морально-этическую проблему выстраивания подхода к трудовой активности как социальному долгу и личному призванию. Подобная интерпретация проблемы ясно подчеркивает присутствие не только сугубо профессиональной, но и морально-психологической готовности к реализуемой ПД. Рассматриваемая в последующие десятилетия в качестве психологической готовности к конкретным профессиям, к определенным разновидностям ПД, упомянутая проблема сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Безусловно, этому благоприятствует возникновение новых профессий, связанных с достижениями цивилизации, интенсификацией угроз техногенного и иного характера, потребностью в профилактике соответствующих рисков. Кроме того, немалую роль играет общая деградация человечества, проявляющаяся в снижении его интеллектуального уровня, ослаблении рефлексии, постепенном исчерпании адаптационных ресурсов, атрофии «тонких свойств» (чувства долга, эмпатии, эмоциональной привязанности), свидетельствующей о проблемах с высшей нервной деятельностью [15]. Также следует отметить, что социально-экономические изменения, затронувшие современное российское общество, несомненно повлияли на отношение граждан к труду и самим себе как его участникам (уменьшение количества рабочих мест, низкая заработная плата, невысокий уровень востребованности жизненно значимых профессий, навязывание рыночных ценностей и т.д.). Современные авторы уделяют повышенное внимание проблеме готовности к будущей ПД студентов, планирующих реализовать себя в области [2, 6, 10, 14]:

1) обеспечения физической и социальной безопасности отдельных людей и общества в целом (Курзенков Г.К., Мартынов А.И., Мощенко А. В., Рассказов Ф.Д. и др.);

2) комплексной поддержке различных групп населения (Вишневская Н.В., Коньшина Ю.В. и др.);

3) обучения, воспитания, социальной адаптации (Гоноболин Ф.Н., Дурай-Новакова К.М., Ершова С.И. и др.).

Осознавая многоплановость интерпретации понятия готовности к определенному типу деятельности в рамках той или иной профессии, рассмотрим наиболее популярную трактовку основных свойств данного явления, в структуре которого дифференцируют общую (продолжительную) и ситуативную (контекстуальную) готовность. Согласно толкованию, приведенному в Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике, первая разновидность психологической готовности включает в себя сформированные установки, знания, навыки, компетенции и стимулы деятельности. Под ситуативной готовностью понимается грамотное использование перечисленных ресурсов для эффективного осуществления действий, необходимых в конкретный момент. В соответствии с результатами теоретического исследования, понимание основного содержания и составляющих психологической готовности связано с существованием различных позиций, лежащих в основе ее изучения, и соответствующих подходов: функционального, личностно-ориентированного и деятельностного [3].

Сторонники первого подхода (Алаторцев В.А., Пушкин В.Р. и др.) связывали профессиональный успех с наличием устойчивого психологического фундамента, умением активировать собственный интеллектуально-волевой потенциал [7]. С точки зрения представителей личностно-ориентированного подхода (Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Пуни А.Ц. и др.), психологическую готовность следует рассматривать как степень подготовленности индивида к ПД, как демонстрацию индивидуальных свойств личности, которые должны принести пользу в выбранной сфере деятельности. В соответствии с деятельностным подходом (Дьяченко М.И., Деркач А.А. и др.), психологическая готовность к ПД представляет собой стабильное качество личности, выступающее итогом специальной целенаправленной подготовки, свойство, интегрирующее знания, навыки и умения [9]. Готовность к ПД продолжает вызывать повышенный интерес у педагогов и психологов. Наиболее ценный материал собран авторами, продолжающими совершенствовать теоретические разработки научной школы Виталия Александровича Сластенина, развивать его идеи, связанные с сущностью и компонентным составом педагогической деятельности, методами и формами подготовки квалифицированного специалиста, а также способами развития личности педагога. В настоящее время данные вопросы привлекают внимание таких исследователей, как Аксенов Г.И., Варданян Ю.В., Кручинина Г.А. и многих других [12].

Методологической основой проводимого нами исследования выступает толкование Сластениным В.А. профессиональной готовности, состоящей из двух компонентов: потенциальной готовности (способности осуществлять конкретную деятельность, обусловленную сформированностью определённых компетенций) и ситуативной готовности (состояния, обеспечивающего нацеленность внутренних ресурсов индивида на реализацию четко очерченных задач в конкретных условиях, нередко характеризующихся высоким уровнем непредсказуемости). Потенциальная готовность содержит комплекс достаточно устойчивых элементов, стандартно оцениваемых эмпирических характеристик (знаний, навыков, умений ПД, профессионально значимых свойств, индивидуальных мотивов, приемлемого уровня общего развития личности). Ситуативная готовность представляет собой образование, которому присущи высокая степень изменчивости, детерминированность внешними условиями, состоянием здоровья человека, сформировавшимся в коллективе эмоциональным климатом, социальной средой.

Обобщение выводов, сделанных современными учеными, указывает на многоаспектный интерес к феномену готовности к ПД, который изучается в двух основных направлениях: применительно к ПД как таковой и к ее конкретным разновидностям в контексте определенной профессии. Изучая профессиональную готовность студентов психологических специальностей, Рекешева Ф.А. и Краснова М.А. пришли к выводу, что ее выстраивание осуществляется в ходе профессиональной подготовки и репрезентируется в нацеленности студента, будущего специалиста, на реализацию ПД. Травинова Г.Н., рассуждая о готовности учащихся вуза к продуктивному контакту с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения, акцентирует внимание на двух взаимосвязанных компонентах - личностном и деятельностном, основанных на сочетании профессиональных факторов и индивидуальных свойств, выступающих необходимым условием эффективной ПД. С точки зрения Сухановой И.В., готовность является «предиктом» ПД, детерминирующим потенциал индивида в рамках определенной профессии. По мнению Раковой И.В.,

готовность учителей и преподавателей к применению инновационных методов и технологий представляет собой многоаспектное состояние личности, которое базируется на ее психологических, морально-этических и профессиональных характеристиках, создающих условия для продуктивного участия педагога в образовательном процессе. Чикова И. В. трактует готовность как комплексное ментальное образование, отражающее направленность на создание образа своего профессионального «Я» через освоение необходимых знаний, умений и навыков [7].

Осуществленный анализ разнообразных концепций, связанных с осмыслением и научным толкованием понятия «готовность к ПД», привел авторов данной статьи к следующему выводу: готовность к ПД рассматривается в теоретической литературе как стабильное интегральное качество личности, репрезентирующее систему знаний и представлений будущего работника о специфике и условиях ПД, уровень развития профессиональных навыков и необходимых профессионально-важных свойств, служащих гарантией стабильно высокой мотивации к выполняемой деятельности и реализации своего потенциала в неустойчивой внешней обстановке.

Рассматривая понятия «ПД» и «готовность к ПД», отметим наличие непосредственной и ярко выраженной связи между готовностью проявить себя в той или иной профессии и осмысленным, ответственным отношением к ее сущности, социальным функциям и вытекающим из них специфическим ограничениям. Существует ряд сфер, в которых даже минимальное отступление от предписаний, зафиксированных в должностной инструкции и других официальных документах, способно привести к серьезным производственным неприятностям и даже настоящим трагедиям. Осознавая данное обстоятельство, авторы четко настраивают людей, постигающих азы и тонкости своей профессии, на восприятие ПД как функционально-операционального комплекса, совокупности действий, которые должен осуществлять специалист в рамках выбранной им профессии.

Теоретические факторы, лежащие в основе понимания структуры и составляющих готовности, рассматриваются в работах советских психологов Левитова Н.Д., Платонова К.К., Семиченко В.А., теоретиков педагогики Ковалева А.Г., Сластенина В.А. В настоящее время большинство исследователей придерживаются структуры готовности к ПД, описанной в трудах Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А. Она позиционируется как сочетание пяти взаимосвязанных компонентов: мотивационного, волевого, операционального, ориентационного и оценочного. В последующие десятилетия специалисты, исследующие вопросы психологической готовности к ПД представителей различных профессий, главным образом оперировали вышеперечисленными компонентами, предлагая некоторые формальные вариации.

Лунегова Е. К. интерпретирует готовность специалиста социального профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как сочетание когнитивной (интеллектуальной), мотивационно-ценностной и операционально-деятельностной составляющих. В свою очередь, Андреева Е.А., рассматривая структуру готовности студентов к новаторской деятельности, рекомендует понимать под ней единство когнитивного, мотивационного, операционального, коммуникативного и эмоционально-волевого компонентов. Также следует обратить внимание на позицию Раковой И. В., интерпретирующей готовность учителей к применению инноваций в условиях средней школы как интегральное состояние личности, которое способствует эффективному осуществлению ПД на постоянной основе. В структуру готовности автор включает четыре аспекта: когнитивный, мотивационный, личностный и творческий. Коробкова О.М. выделяет две важные составляющие подготовленности учащихся вуза к взаимодействию с педагогами и образовательной средой в целом: социально-психологическую и деятельностную. Первая состоит из пяти компонентов (когнитивно-оценочного, мотивационно-ценностного, организационно-личностного, социально-перцептивного и эмоционально-чувственного), вторая - из четырех (гностического, конструктивного, организационного и коммуникативного). Серых А.Б., исследующая вопросы готовности будущих специалистов к взаимодействию с учащимися с высоким уровнем виктимности, подчеркивает необходимость определенных качеств: толерантности, выдержки, доброжелательности, тактичности, эмпатии. По мнению ученого, психологическая готовность представляет собой сочетание значительного количества факторов: содержательно-деятельностного, мотивационного, коммуникативно-технологического, интеллектуального, оценочно-прогностического и результативно-действенного. С точки зрения Чиковой И.В., под готовностью будущего воспитателя к ПД следует понимать комплекс мотивационно-ценностной, когнитивно-смысловой, операциональной и оценочно-рефлексивной составляющих. Согласно Прокопенко И.Н., готовность учащегося вуза к профессиональной карьере сводится всего к трем компонентам: мотивационно-ценностному, эмоционально-волевому и оценочно-ориентационному. Педагогические предпосылки выстраивания данных составляющих включают формирование профессиональной траектории и восприятия будущей профессии как несомненной ценности, психологической стабильности и ориентированности на конкретную цель, а также осмысление учащимися ценности достижения успеха в предстоящей ПД, совершенствование способности к рефлексии.

Выводы. Заслуживает внимания подход к структуре готовности к сотрудничеству учителя с родителями младших школьников, описанный Барановой Е.В. Автор предлагает рассматривать два ключевых и взаимообусловленных аспекта готовности - интеллектуальный и мотивационный. Бондарева Т.В., анализируя взаимодействие социального работника с пожилыми людьми, принимает во внимание степень развития личностно-профессиональных свойств, требующихся для постоянных профессиональных контактов с данной возрастной группой. При этом основой выстраивания личностно-психологической готовности, по мнению исследователя, выступают когнитивно-оценочный, мотивационно-ценностный, коммуникативно-волевой и активационно-деятельностный аспекты, которые проявляются в ежедневной практике специалиста социального профиля.

Осуществленный теоретический анализ трудов по психологии и педагогике, посвященных вопросам готовности к ПД, указывает на отсутствие универсального или разделяемого большинством специалистов представления о содержании и структуре рассматриваемого феномена. Авторы статьи пришли к выводу, что при выявлении сущности готовности исследователи прежде всего учитывают особенности ПД специалиста, опираясь на те ее составляющие, которые благоприятствуют эффективной реализации конкретной деятельности или отдельно взятых функций.

Литература:

1. Milovanov K.Y., Nikitina Ekaterina Yevgenyevna, Sokolova N.L., Marina Georgiyevna Sergeyeva. THE CREATIVE POTENTIAL OF MUSEUM PEDAGOGY WITHIN THE MODERN SOCIETY // Espacios. 2017. Т. 38. № 40. Р. 27.

2. Sergeeva M.G., Nikitina E.E. Criteria indicators of formation of economic competence of system of the general education // SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. С.01064.

3. Sergeeva M.G., Flyagina V.Yu., Taranenko I.V., Krasnova E.V., Vilkova A.V. THE INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET CONSIDERING SOCIAL PARTNERSHIP MECHANISM AND SPECIFICITY OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY. Ponte. 2017. Т. 73. № 12.С. 2.

4. Sergey D. Neverkovich 1, Irina S. Bubnova, Nikolay N. Kosarenko, Regina G. Sakhieva, Zhanna M. Sizova, Valeria L. Zakharova, Marina G. Sergeeva. Students' Internet Addiction: Study and Prevention//Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14(4). Р. 1483-1495.

5. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

6. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

7. Королева Г.Э., Сергеева М.Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г.Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.

8. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А., Сергеева М.Г., Соколова А.С., Огородникова Е.И., Щербакова Н.И., Платонова Т.И. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: Монография. - М., ИТИП РАО, 2008. - 125 с.

9. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

10. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е.Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

11. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1. С. 107-114.

12. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68-69.

13. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

14. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

15. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 14-17.

Педагогика

УДК:378:379.8

кандидат педагогических наук, доцент Биттер Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Шаховалов Николай Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный институт культуры» (г. Барнаул); доктор географически наук, доцент Дунец Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул)

РОЛЬ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА

Аннотация. В статье обозначены проблемы процесса адаптации будущих специалистов сферы сервиса к профессиональной деятельности. Представлены результаты анкетирования студентов выпускного курса по выявлению проблем, препятствующих процессу адаптации к профессиональной деятельности. В результате исследования выявлено, что необходимо разработать модели и программу взаимодействия вуза и предприятия сферы сервиса по выстраиванию взаимодействия при адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. Одним из составляющих данной программы может выступать адаптация на этапе учебной деятельности, путем взаимодействия с предприятиями не только в период практики, но и непосредственно в процесс обучения студентов в вузе. Это позволит осуществлять формирование и корректировку профессиональной ориентаций, развивать профессиональные умения и навыки, необходимые для дальнейшего успешного формирования профессионального самосознания и адаптации к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптация к профессиональной деятельности, молодые специалисты, практические аспекты профессиональной адаптации, сфера сервиса.

An^tatton. The article highlights the problems of adaptation of future professionals in service to professional activities. The survey results of senior year students identifying problems of adaptation to professional activities are presented. As a result of the research, it was revealed that it is necessary to develop models and a program of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.