ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Ефимова Наталия Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье представлен авторский подход к формированию личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности у будущих инженеров. Концептуальная модель отражает дидактическую систему, направленную на интеграцию личностного и профессионального развития студентов в процессе обучения.
Ключевые понятия: профессиональная безопасность, личностная готовность к безопасной профессиональной деятельности.
В современных условиях информационно-индустриального общества изменились требования к инженерным профессиям. Одной из задач высшего технического профессионального образования является подготовка инженеров к безопасной профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности в отечественной науке исследовалась на различных уровнях: личностном (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ф.Т. Михайлов, В.В. Столин, Е.В. Шорохова и др.); функциональном (В.А. Ала-торцев, Е.П. Ильин, Л.С. Нерсесян и др.); личнос-тно-деятельностном (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.). Понятие «профессиональная готовность» соотносится также с понятием «профессиональная компетентность», что рассмотрено с различных позиций в работах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.К. Марковой, В.А. Сластёнина, A.M. Новикова, Т.Е. Исаевой, А.В. Хуторского, Г.П. Щедровицкого и др. Исследователи едины в том, что профессиональная готовность - необходимое условие успешной трудовой деятельности личности.
К.К. Платонов рассматривал готовность к профессиональной деятельности в нескольких аспектах:
- профессиональная готовность - как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять наилучшим образом;
- профессиональная подготовленность - как оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности;
- готовность к труду - как сложное образование, включающее две подструктуры: операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, мотивы и интерес к нему, привычки и отношения, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности) компоненты [6].
Л.Г. Семушина рассматривает профессиональную готовность как интегративное качество личности специалиста, которое основывается на вла-
дении знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, накоплении первоначального профессионального опыта [7]. С.А. Бондаренко определяет профессиональную готовность как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [1].
Основываясь на теоретических положениях и подходах к проблеме развития профессиональной готовности к различным видам деятельности можно сделать вывод, что профессиональная готовность является итогом профессионального самоопределения, образования, самообразования, воспитания, самовоспитания и выступает в форме психического, активно-действенного состояния личности, как система интегрированных свойств.
Готовность к безопасному действию или деятельности рассматривалась в контексте экстремальных ситуаций как готовность человека к успешным действиям в экстремальной ситуации, которая складывается из его личностных особенностей, уровня физической, психической, компетентностной подготовки, полноты информации о ситуации и пр. Большинство авторов (П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.А. Иванов, Е.А. Климов, Н.Н. Нечаев, Е.Э. Смирнова, В.Р. Усов и др.) рассматривают личностную (психологическую готовность) к деятельности выпускника вуза. Описывая готовность к профессиональной деятельности выпускников технических вузов, исследователи отмечают наличие глубоких теоретических знаний, способность к техническому творчеству, умение осуществлять профессиональное общение и взаимодействие, ценностное отношение к инженерному труду и пр.
Результаты исследования, проведенного О.Б. Дмитриевой показали, что высокий уровень готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров технологического института сформирован лишь у 21,5% выпускников. В насто-
120
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Ефимова Н.С., 2014
ящее время большинство технических вузов страны использует информационную модель обучения, фиксирующую деятельность студентов в следующем направлении: принять информацию, переработать ее, продемонстрировать степень усвоения. Основные недостатки этой модели обучения: формирование репродуктивного метода решения задач (в том числе и профессиональных), формирование мотивов «избегания неудачи» и пассивной роли личности студента. Кроме того, согласно данным анализа новых квалификационных характеристик инженерных специальностей, эта модель обучения целенаправленно формирует главным образом минимально необходимые знания, в гораздо меньшей степени профессиональные умения и слабо нацелена на развитие у студентов профессионально важных качеств, которые обеспечивают возможность специалисту эффективно выполнять свои функции [2].
Рассматривая проблему профессиональной готовности для инженерных специальностей, исследователи выделяют следующие характеристики:
- мотивационный компонент - положительное отношение к инженерной деятельности, мотивация на соблюдение правил техники безопасности;
- когнитивный компонент - индивидуальные особенности целеполагания, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирование действий, необходимых для достижения намеченных целей; сопоставление идеальной картины и полученного результата;
- саморегуляционный - волевые качества, готовность отвечать за свои действия и поступки;
- оценочный компонент - оценка профессиональной подготовленности к деятельности [5].
В педагогике высшего профессионального образования готовность выступает одним из критериев результативности профессиональной подготовки специалиста и является связующим звеном между процессом профессиональной подготовки и трудом специалиста. Готовность к профессиональной деятельности - это личностная форма интерпретации содержания образования, система ин-тегративных свойств, качеств и опыта личности, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности. Формирование личностной готовности студентов технических специальностей к профессиональной безопасности заключается с одной стороны в готовности будущего инженера к обеспечению производственной безопасности на своем рабочем месте, с другой стороны условиями, обеспечивающими и гарантирующими самому специалисту сохранение здоровья и безопасность.
В качестве базовых философских и педагогических идей, определивших методологию исследования феномена формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности будущих инженеров, выступили методологичес-
кие положения интеграционно-синтезирующего плана:
- идеи системно-деятельностного подхода о том, что образование является целостной, функционирующей педагогической системой формирующей мотивационно-ценностную направленность человека на сохранение безопасности как субъекта профессиональной деятельности;
- положения личностно-ориентированного подхода, на основе которого были выделены педагогические условия формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности в процессе обучения студентов;
- антрополого-компетентностный подход ориентировал построение дидактической системы на основе биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности.
Концепция формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности в процессе обучения будущих инженеров представляет собой совокупность теоретико-методологических положений о сущности феномена личностной готовности к безопасной деятельности студентов, где ведущую роль играет интеграция личностного и профессионального развития в процессе обучения, реализуемая в рамках гуманитарного потенциала технического вуза [3]. Дидактическая система формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности студентов представлена в концептуальной модели (рис 1.).
Эффективность функционирования модели формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности возможна за счет реализации педагогических принципов, а именно профессиональной мобильности, культуроцентри-рованности, проектно-целевого подхода, сознательности, активности и самостоятельности студентов.
Формирование личностной готовности будущих инженеров к безопасной профессиональной деятельности происходит динамично в результате реализации взаимосвязанных этапов: а) конвергенция - процесс первичного сближения гуманитарных и технических знаний в области профессиональной безопасности в результате взаимопроникновения антропологических аспектов содержания безопасности. Результатом этапа является формирование мотивационно-безопасной профессиональной направленности личности; б) адаптация - первичный процесс применения знаний в области безопасной профессиональной деятельности. Результатом этапа выступает развитие профессионально-важных качеств личности, определяемых спецификой безопасности профессиональной деятельности инженера; в) синергия - процесс и результат актуализации личностью ценностей и смыслов безопасности в профессиональной деятельности. Результат этапа - формирование инварианта профессио-
л в
Я =
е. в
о В X и о В" В н
3
«
в
Дидактическая система обучения студентов в техническом вузе безопасной профессиональной
деятельности
и
- общедидактические принципы: воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с профессиональной деятельностью, систематичности и последовательности обучения и др.
- специальные дидактические принципы:
принцип профессиональной мобильности, принцип культуроцентрированности, проектно-целевого подхода, принцип сознательности, активности и самостоятельности студентов
СУБЪЕКТ
^ПРМИРПВАНГ,
Структурно-функциональные компоненты ЛГ к БПД
- мотивационный;
- когнитивный;
- деятельностно-практнческий;
- рефлексивный
Этапы интериоризации гуманитарных и технических знаний:
- конвергенция,
- синергия,
- адаптация
Педагогические технологии
Технологии обучения: интерактивные технологии; коллективной мыследеятельности; компьютерные технологии; технология критического мышления; проектные технологии и др. Технологии сопровождения: наставничество, коуч-тренинги и пр.
- мотивационно-целевой фактор
направлен на формирование потребности, способности и готовности непрерывно повышать квалификацию в области безопасной профессиональной деятельности;
- содержательно-процессуальный
обеспечивает культуру безопасности профессиональной деятельности будущего инженера;
- функционально-деятельностный предполагает осознание ответственности студента за самосовершенствование безопасной профессиональной деятельности;
- рефлексивно-коррекционный способность к рефлексии и проектированию своего индивидуального профессионального пространства
Й в
и
ё
н в л
а п К В а V) о
и
о а в м
Диагностика уровня (высокий средний, низкий) сформированности личностной готовности будущих инженеров к безопасной профессиональной деятельности на основе разработанных критериальных показателей: инварианты профессиональной безопасности, профессионально важные качества, мотивационно-безопасная профессиональная направленность
Рис. 1. Концептуальная модель формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности студентов
будущих инженеров-химиков в условиях технического вуза
Таблица 1
Результаты комплексной интеграции технического и гуманитарного обучения
в области безопасности
Структурно-функциональные компоненты Задачи технического модуля обучения безопасности Задачи гуманитарного модуля обучения безопасности Функциональные результаты комплексной интеграции (компетенции)
Мотивационный Формирование мотивации на применение современных технических знаний по технике безопасности Формирование мотивации побуждающей осуществлять безопасную деятельность Мотивационно-безопасная профессиональная направленность как компетенция, включающая совокупность мотивов, побуждающих личность к безопасной профессиональной деятельности.
Когнитивный Формирование системы профессиональных знаний о промышленной безопасности; техники безопасности на производстве и пр. Формирование системы знаний о человеке и профессии; влиянии профессии на личность (стереотипы, профессиональные деформации и пр.); знание ПВК личности, обеспечивающих безопасность Профессионально-ориентированные знания в области безопасности как компетенция, включающая систему эмпирических и теоретических конструктов, объединенных в безопасную познавательную модель.
Деятельностно-практический Обучение операциональной деятельности в аварийных ситуациях как целенаправленной активности личности по обеспечению безопасности Обучение социально-безопасной деятельности по практическому применению гуманитарных знаний в решении производственных проблем, в обеспечении безопасного поведения в нестандартных ситуациях Готовность к действиям в критической ситуации как компетенция, направленная на активизацию личности, включающую осознание ситуации, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов безопасных действий в сложившейся ситуации.
Рефлексивный Обучение современных методов и способов оценки состояния производственного объекта для обеспечения безопасности Развитие рефлексии как процесса самопознания личностью своего внутреннего психического состояния, связанного с результатами личностного и профессионального развития. Способность к рефлексии и саморегуляции как компетенция, направленная на осмысление безопасной профессиональной деятельности, построение плана личностного и профессионального развития в траектории безопасности.
нальной безопасности, сочетающей в себе способность к самоорганизации, саморегуляции, личностного и профессионального саморазвития в траектории профессиональной безопасности и др.
Для интеграции гуманитарного и технического модулей в процессе обучения студентов преподавателям гуманитарных и технических дисциплин необходимо использовать педагогические технологии, а именно интерактивные технологии, коллективной мыследеятельности, компьютерные технологии, критического мышления, проектные технологии и пр. Данные технологии позволяют использовать информационные, научные, междисциплинарные ресурсы в реализации дидактической системы в процессе подготовки в техническом вузе. Модель предполагает интегративный, динамичный, открытый характер образовательного процесса, ориентированного на гуманистические ценности [4].
Уровни сформированности (высокий, средний, низкий) личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности будущих инженеров определяется соответствием критериальным пока-
зателям (инварианты профессиональной безопасности, профессионально важные качества, мотива-ционно-безопасная профессиональная направленность личности) и типами поведения в критических ситуациях (безопасный, ситуативный, опасный). Сформированность инвариантов профессиональной безопасности предполагает способность будущих инженеров к безопасной самоорганизации, саморегуляции, личностному и профессиональному развитию в траектории профессиональной безопасности. Сформированность профессионально важных качеств определяется характеристиками инженера: гуманность, предвидение результатов профессиональной деятельности, интеллектуальная гибкость в постановке и решении профессиональных задач, мотивация на сохранение безопасности, ответственность за результаты профессиональной деятельности. Сформированность мотиваци-онно-безопасной профессиональной направленности личности выражается в потребности в построении целей личностного и профессионального развития; стремлении к получению профессиональ-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ных знаний; способности к адекватной оценке личностных и когнитивных способностей; готовности к самообучению и самовоспитанию.
Практическая реализация концепции достигается в процессе обучения дисциплины «Основы психологии для инженерных специальностей», в рамках которой используются диагностические технологии, ориентированные на исследование основных структурных компонентов личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности. Эффективность взаимодействия технических и гуманитарных кафедр в техническом вузе достигается во внеаудиторной деятельности (конференции, олимпиады, круглые столы и пр.), направленной на интеграцию гуманитарных и технических знаний в области безопасности профессиональной деятельности будущих инженеров.
Итогом реализации концепции формирования готовности к профессиональной безопасности на организационно-практическом уровне стало внедрение в образовательный процесс технических вузов:
- для бакалавров дисциплины «Основы психологии для инженерных специальностей», куда вошел модуль «Профессиональная безопасность»;
- для магистров дисциплина «Технология обеспечения профессиональной безопасности в социальном взаимодействии»;
- для аспирантов факультативный курс «Педагогика ВШ», где присутствует модуль «Психолого-педагогический аспект формирования профессиональной безопасности»;
- для профессорско-преподавательского состава в рамках повышения квалификации программы «Современные психолого-педагогические технологии формирования профессиональной безопаснос-
ти в вузе», дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы».
Библиографический список
1. Бондаренко С.А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. - Ч. 1. - 188 с.
2. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 188 с.
3. Ефимова Н.С. Профессиональная безопасность как педагогическая проблема // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2013. - № 3 (25). - С. 21-31.
4. Ефимова Н.С. Актуальные аспекты формирования профессиональной безопасности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2013. - Т. 19. - № 3. - С. 90-94.
5. Крюкова Т. Б. Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности: Дис. ... канд. психол. наук - М., 2011. - 226 с.
6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М. Высшая школа, 1984. - 174 с.
7. Семушина Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов ссузов // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 10. - С. 10-14.
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20