Н. С. Ефимова
(Москва)
Формирование готовности выпускников технических
ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье представлена авторская модель готовности выпускников технических вузов к профессиональной безопасности: дано её описание и теоретико-методологическое обоснование
Современные достижения науки, увеличение доли мультидисциплинарных исследований, стремительное развитие и усложнение наукоемких технологий оказывают серьезное влияние на изменение роли инженера в высокотехнологичной промышленности и обществе. Актуальность исследования обусловлена изменением требований к профессиям технического профиля в условиях информационно-индустриального общества. Современный инженер - это специалист, хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении практических проблем, обладающий способностью к изобретательству, готовый к безопасной профессиональной деятельности.
Зависящие от специализации инженерной деятельности конкретные задачи инженерного труда и требования профессии достаточно широки и включают «проектирование технических объектов, производство, эксплуатацию технических средств, исследования в сфере технических наук, управление подразделениями, инструкторско-методическое обеспечение производства и применения технических объектов» [8, п. 3.4]. Современный специалист должен руководствоваться профессиональными нравственными ценностями - это готовность к преодолению трудностей, осознание личной ответственности за свою трудовую деятельность, «профессиональное достоинство, реальное оценивание своей квалификации, осознание потребности в непрерывном повышении своей компетентности, готовность принимать рациональные решения в ответственных ситуациях, гуманистическое осмысление технических проблем» [Там же, п. 3.3].
Психофизиологическая напряженность в работе инженера, а именно: повышенная
материальная и моральная ответственность; опасность для жизни и здоровья своего и окружающих людей, вероятность пожаро- и взрывоопасности; работа в ночные смены (некоторые предприятия имеют непрерывный цикл производства]; необходимость удерживать в памяти большой объем информации справочного характера, анализировать и сопоставлять множество разнообразных факторов - выдвигает определенные требования к развитию когнитивных процессов, личностных способностей и качеств выпускников технических вузов.
Специфика производственной деятельности и требования к профессии должны учитываться при моделировании готовности к профессиональной безопасности выпускников технического профиля.
Профессиональная безопасность понимается в широком смысле как обеспечение безопасности человека в профессии, включающее всю систему внешних и внутренних характеристик «человеческого фактора» [1, с. 26].
Готовность к профессиональной безопасности предусматривает интеграцию знание-во-информационного и личностного блоков в квалификационный и социальный компоненты профессиональной компетентности, результат профессионального образования [1, с. 27].
Моделирование готовности специалиста технического вуза к профессиональной безопасности построено на положениях:
- механизмом формирования профессиональной безопасности являются развитие самопознания (опасных/безопасных характеристик личности], самообразования (инфор-мационно-знаниевая составляющая] и рефлексия своих изменений в процессе личностного и профессионального развития;
- готовность к профессиональной безопасности включает направленность на безо-
пасное взаимодействие и готовность к действию в сложной ситуации с наименьшими потерями.
Деятельность по формированию личности профессионала получила в отечественной психологии название профессионализация -«процесс становления профессионала, приближающий человека к эталону специалиста; выявление профессиональных наклонностей личности, углубление интереса к избранной специальности, формирование умений и навыков в ней, совершенствование личности будущего профессионала; процесс активной работы над собой, профессионально направленного самообразования и самовоспитания» [2, с. 127].
Реализация замыслов личностного и профессионального развития студентов в процессе обучения в техническом вузе возможна при опоре на методологические подходы:
- системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, А. В. Хуторской и др.], предусматривающий моделирование готовности специалистов технических вузов к профессиональной безопасности, включающей структуру учебной и практической деятельности обучающихся, адекватную приоритетам российского модернизирующегося образования и требованиям современного производства;
- личностно ориентированный подход, основанный на том, что источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке (К. Роджерс], необходимо системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся (И. С. Якиманский]; образование создает условия для проявления личностных функций учащегося (В. В. Сериков], направлено на развитие самобытного личностного образа и человека, способного к диалогическому взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е. В. Бондаревская] и др.;
- антропологический (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад, Г. М. Коджаспирова и др.], акцентирующий внимание исследователей и практиков на многофакторности истоков и процессов развития личности, педагогического вмешательства в их протекание в ходе профессиональной подготовки;
- компетентностный (В. А. Болотов, Е. Я. Коган, В. А. Кальней, А. М. Новиков, В. В. Сериков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и
др.], реализуемый в программах профессиональной подготовки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО]. Важнейшим фактором компетентностного подхода в области формирования профессиональной безопасности специалистов технического профиля является перенос акцентов от содержания к готовности безопасно действовать в производственных условиях, от знаний
- к развитию качеств личности безопасного типа.
Культура безопасности - определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и упреждению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом [3, с. 104].
Культура безопасности профессиональной деятельности представляет собой интегральное качество личности специалиста, характеризующее целостное единство его потребностей, знаний, умений по предотвращению опасных ситуаций, угроз и степень готовности к саморазвитию, основанное на глубоком осознании приоритета безопасности при решении любых профессиональных задач [4, с. 24].
Информационно-знаниевый блок формируется в процессе профессионального обучения и производственной практики. Он является информационно-ориентировочной основой безопасной профессиональной деятельности в производственных условиях. В каждой профессии есть общие знания, необходимые для любой профессиональной группы, и специфические, обеспечивающие безопасность в данной профессии. Оба эти блока взаимосвязаны и взаимообогащаются в процессе профессионального обучения и воспитания. Ведущую роль в юношеском возрасте играет самообучение и самовоспитание, поэтому роль педагога-наставника - направить обучающихся на собственное развитие, вдохновить их собственным примером и вооружить технологией получения профессиональных знаний.
В личностный блок, обеспечивающий готовность к профессиональной безопасности, вошли следующие характеристики: самопознание безопасных/ опасных характеристик личности; формирование адекватной самооценки; способность к саморегуляции; цели-
ценности развивающейся гуманистически направленной личности. Данные характеристики были подтверждены результатами экспериментального исследования 2009-2013 годов, проведенного на базе Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.
Формирование готовности к профессиональной безопасности у специалистов технического профиля (инженеров] основано на развитии самосознания личности, включающего самопознание (характеристики опасного/безопасного типа личности], самоотноше-ние (адекватной самооценки], саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние]. Повышение уровня самосознания является важной задачей воспитания и самовоспитания молодежи [5, с. 131].
В основе безопасности поведения человека прежде всего лежит ценность человеческой жизни. Цели-ценности развивающейся гуманистически направленной личности спроектированы в статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Это исходные пункты, основа государственной концепции образования, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи и с учетом экономических возможностей государства.
Цели-ценности развивающейся личности проявляются в мотивации к безопасной деятельности, устойчивой направленности на безопасное поведение по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила безопасной профессиональной деятельности. При любой трудовой деятельности работник должен чувствовать себя в безопасности. Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого осуществляет или не осуществляет данную деятельность.
Формирование мотивации к успешной и безопасной деятельности вызывает особое состояние - удовлетворённости. Удовлетворённость трудом - долгосрочное положительное оценочное отношение к профессиональной деятельности и её условиям, на основании которого субъект имеет выраженную мотивационную установку на её выполнение. От удовлетворённости трудом, совер-
шенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда.
Безопасность личности, в том числе профессиональная, определена особенностями индивидуального осмысления действительности во всей совокупности ее социальных процессов, событий, отношений. Изменение действительности приводит к изменению показаний сознания, к порождению новых целей жизнедеятельности. Это позволяет говорить о профессиональной безопасности, как о результате непрерывной работы когнитивного и оценочного процессов [6, с. 106].
Действия мотивационно-потребностных механизмов и ранее сложившихся отношений, опосредованные и опосредующие процесс восприятия субъекта, побуждают его к формированию собственной безопасности. Сознательная и волевая регуляция поведения в сложной ситуации обеспечивается копинг-стратегиями. Копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) - это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом [7, с. 24]. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.
Модель готовности специалиста технического вуза к профессиональной безопасности, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования, то есть умение работать в группе, способность и готовность применять профессиональные знания и умения, ответственность за самостоятельно принятые решения, обеспечивающие эффективность и безопасность во взаимодействии «человек - техническая система» (рис. , с. 74.).
В условиях развития общества, основанного на знаниях, меняется организация труда, и работники на предприятиях должны адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции. Современному специалисту требуется постоянное обновление знаний и готовность к личностному и профессиональному развитию в течение всего своего профессионального пути.
Таким образом, результатом готовности специалиста технического вуза к профессиональной безопасности, с одной стороны,
Информационно-знаниевый блок:
- информационно-ориентировочная основа деятельности;
- знания, необходимые на уровнях действий и операций;
- навыки подобных действий;
- знания о своей профессии и ее влиянии на личность и пр.
Л
V
Л
1/
Личностный блок:
- самопознание безопасных/ опасных характеристик личности;
- формирование адекватной самооценки;
- способность к саморегуляции
- цели-ценности развивающейся гуманистически направленной личности
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
—а а—-у—
СТУДЕНТ: САМООБУЧЕНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
-----^-------------
Квалификационный компонент
----------------V2------3
Социальный компонент
Набор знаний, умений, навыков, компетенций для обеспечения безопасного производственного процесса
Материальная и моральная ответственность за производство и продукт своей профессиональной деятельности
Умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях
Умение слаженно работать в команде без конфликтов
Рис. Модель готовности выпускника к профессиональной безопасности.
является квалификация, связывающая будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны - умение работать в коллективе, нести ответственность за производство и продукт своей профессиональной деятельности, умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях, обеспечивая эффективность и безопасность взаимодействия «человек - техническая система».
Для личностного и профессионального развития будущих специалистов необходим блок социально-гуманитарных дисциплин, важным модулем в данном блоке может стать курс «Инженерная психология».
В основу курса положен междисциплинарный подход, включающий:
- индустриальную деятельность инжене-
ра (инженер - субъект, занятый преимущественно знаковой деятельностью, направленной на исследование, эксплуатацию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда];
- психологию человека труда (когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу, сенсомоторику, психомоторику, психофизиологию].
Среди направлений личностно-профессионального развития студентов в области профессиональной безопасности можно выделить: развитие профессиональной направленности и необходимых способностей; совершенствование психических процессов и состояний, обеспечивающих безопасность
человека в профессии; выработку устойчивой жизненной позиции и конкретизацию жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; самовоспита-
ние и формирование качеств безопасной личности; обновление знаний в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и пр.
Литература
1. Ефимова Н. С. Профессиональная безопасность как педагогическая проблема // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2013. -№ 3 (25]. - С. 21-31.
2. Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. - М.: Экон-Информ, 2010. -208 с.
3. Янковец И. А., Резник А. В., Аров Х. Н. Теоретические основы безопасности человека: учебное пособие. - Ставрополь: Сервис-школа, 2009. - 320 с.
4. Усачев Н. А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.,
2010. - 29 с.
5. Ефимова Н. С. Психологическая безопасность личности: структура, содержание, функции // Российский научный журнал. -
2011. - №1(20]. - С. 126-132.
6. Ефимова Н. С., Субботина Л. Ю. Психология безопасности человека: моногр. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. - 191 с.
7. Википедия: свободная энцикл. [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с. - То же: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ngebooks.com/ (дата обращения 01.11.13].