Научная статья на тему 'Формирование готовности выпускников технических вузов к профессиональной безопасности'

Формирование готовности выпускников технических вузов к профессиональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PROFESSIONAL SAFETY / READINESS FOR SAFE PROFESSIONAL ACTIVITY / SAFETY CULTURE / MODEL OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES / COPING STRATEGIES / ENGINEERING PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Наталия Сергеевна

В статье представлена авторская модель готовности выпускников технических вузов к профессиональной безопасности: дано её описание и теоретико-методологическое обоснование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of readiness of technical colleges graduates for professional safety

The paper presents the author's model of technical colleges graduates readiness for professional safety. The author gives its description and theoretical-and-methodological rationale

Текст научной работы на тему «Формирование готовности выпускников технических вузов к профессиональной безопасности»

Н. С. Ефимова

(Москва)

Формирование готовности выпускников технических

ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье представлена авторская модель готовности выпускников технических вузов к профессиональной безопасности: дано её описание и теоретико-методологическое обоснование

Современные достижения науки, увеличение доли мультидисциплинарных исследований, стремительное развитие и усложнение наукоемких технологий оказывают серьезное влияние на изменение роли инженера в высокотехнологичной промышленности и обществе. Актуальность исследования обусловлена изменением требований к профессиям технического профиля в условиях информационно-индустриального общества. Современный инженер - это специалист, хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении практических проблем, обладающий способностью к изобретательству, готовый к безопасной профессиональной деятельности.

Зависящие от специализации инженерной деятельности конкретные задачи инженерного труда и требования профессии достаточно широки и включают «проектирование технических объектов, производство, эксплуатацию технических средств, исследования в сфере технических наук, управление подразделениями, инструкторско-методическое обеспечение производства и применения технических объектов» [8, п. 3.4]. Современный специалист должен руководствоваться профессиональными нравственными ценностями - это готовность к преодолению трудностей, осознание личной ответственности за свою трудовую деятельность, «профессиональное достоинство, реальное оценивание своей квалификации, осознание потребности в непрерывном повышении своей компетентности, готовность принимать рациональные решения в ответственных ситуациях, гуманистическое осмысление технических проблем» [Там же, п. 3.3].

Психофизиологическая напряженность в работе инженера, а именно: повышенная

материальная и моральная ответственность; опасность для жизни и здоровья своего и окружающих людей, вероятность пожаро- и взрывоопасности; работа в ночные смены (некоторые предприятия имеют непрерывный цикл производства]; необходимость удерживать в памяти большой объем информации справочного характера, анализировать и сопоставлять множество разнообразных факторов - выдвигает определенные требования к развитию когнитивных процессов, личностных способностей и качеств выпускников технических вузов.

Специфика производственной деятельности и требования к профессии должны учитываться при моделировании готовности к профессиональной безопасности выпускников технического профиля.

Профессиональная безопасность понимается в широком смысле как обеспечение безопасности человека в профессии, включающее всю систему внешних и внутренних характеристик «человеческого фактора» [1, с. 26].

Готовность к профессиональной безопасности предусматривает интеграцию знание-во-информационного и личностного блоков в квалификационный и социальный компоненты профессиональной компетентности, результат профессионального образования [1, с. 27].

Моделирование готовности специалиста технического вуза к профессиональной безопасности построено на положениях:

- механизмом формирования профессиональной безопасности являются развитие самопознания (опасных/безопасных характеристик личности], самообразования (инфор-мационно-знаниевая составляющая] и рефлексия своих изменений в процессе личностного и профессионального развития;

- готовность к профессиональной безопасности включает направленность на безо-

пасное взаимодействие и готовность к действию в сложной ситуации с наименьшими потерями.

Деятельность по формированию личности профессионала получила в отечественной психологии название профессионализация -«процесс становления профессионала, приближающий человека к эталону специалиста; выявление профессиональных наклонностей личности, углубление интереса к избранной специальности, формирование умений и навыков в ней, совершенствование личности будущего профессионала; процесс активной работы над собой, профессионально направленного самообразования и самовоспитания» [2, с. 127].

Реализация замыслов личностного и профессионального развития студентов в процессе обучения в техническом вузе возможна при опоре на методологические подходы:

- системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, А. В. Хуторской и др.], предусматривающий моделирование готовности специалистов технических вузов к профессиональной безопасности, включающей структуру учебной и практической деятельности обучающихся, адекватную приоритетам российского модернизирующегося образования и требованиям современного производства;

- личностно ориентированный подход, основанный на том, что источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке (К. Роджерс], необходимо системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся (И. С. Якиманский]; образование создает условия для проявления личностных функций учащегося (В. В. Сериков], направлено на развитие самобытного личностного образа и человека, способного к диалогическому взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е. В. Бондаревская] и др.;

- антропологический (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад, Г. М. Коджаспирова и др.], акцентирующий внимание исследователей и практиков на многофакторности истоков и процессов развития личности, педагогического вмешательства в их протекание в ходе профессиональной подготовки;

- компетентностный (В. А. Болотов, Е. Я. Коган, В. А. Кальней, А. М. Новиков, В. В. Сериков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и

др.], реализуемый в программах профессиональной подготовки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО]. Важнейшим фактором компетентностного подхода в области формирования профессиональной безопасности специалистов технического профиля является перенос акцентов от содержания к готовности безопасно действовать в производственных условиях, от знаний

- к развитию качеств личности безопасного типа.

Культура безопасности - определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и упреждению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом [3, с. 104].

Культура безопасности профессиональной деятельности представляет собой интегральное качество личности специалиста, характеризующее целостное единство его потребностей, знаний, умений по предотвращению опасных ситуаций, угроз и степень готовности к саморазвитию, основанное на глубоком осознании приоритета безопасности при решении любых профессиональных задач [4, с. 24].

Информационно-знаниевый блок формируется в процессе профессионального обучения и производственной практики. Он является информационно-ориентировочной основой безопасной профессиональной деятельности в производственных условиях. В каждой профессии есть общие знания, необходимые для любой профессиональной группы, и специфические, обеспечивающие безопасность в данной профессии. Оба эти блока взаимосвязаны и взаимообогащаются в процессе профессионального обучения и воспитания. Ведущую роль в юношеском возрасте играет самообучение и самовоспитание, поэтому роль педагога-наставника - направить обучающихся на собственное развитие, вдохновить их собственным примером и вооружить технологией получения профессиональных знаний.

В личностный блок, обеспечивающий готовность к профессиональной безопасности, вошли следующие характеристики: самопознание безопасных/ опасных характеристик личности; формирование адекватной самооценки; способность к саморегуляции; цели-

ценности развивающейся гуманистически направленной личности. Данные характеристики были подтверждены результатами экспериментального исследования 2009-2013 годов, проведенного на базе Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Формирование готовности к профессиональной безопасности у специалистов технического профиля (инженеров] основано на развитии самосознания личности, включающего самопознание (характеристики опасного/безопасного типа личности], самоотноше-ние (адекватной самооценки], саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние]. Повышение уровня самосознания является важной задачей воспитания и самовоспитания молодежи [5, с. 131].

В основе безопасности поведения человека прежде всего лежит ценность человеческой жизни. Цели-ценности развивающейся гуманистически направленной личности спроектированы в статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Это исходные пункты, основа государственной концепции образования, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи и с учетом экономических возможностей государства.

Цели-ценности развивающейся личности проявляются в мотивации к безопасной деятельности, устойчивой направленности на безопасное поведение по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила безопасной профессиональной деятельности. При любой трудовой деятельности работник должен чувствовать себя в безопасности. Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого осуществляет или не осуществляет данную деятельность.

Формирование мотивации к успешной и безопасной деятельности вызывает особое состояние - удовлетворённости. Удовлетворённость трудом - долгосрочное положительное оценочное отношение к профессиональной деятельности и её условиям, на основании которого субъект имеет выраженную мотивационную установку на её выполнение. От удовлетворённости трудом, совер-

шенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда.

Безопасность личности, в том числе профессиональная, определена особенностями индивидуального осмысления действительности во всей совокупности ее социальных процессов, событий, отношений. Изменение действительности приводит к изменению показаний сознания, к порождению новых целей жизнедеятельности. Это позволяет говорить о профессиональной безопасности, как о результате непрерывной работы когнитивного и оценочного процессов [6, с. 106].

Действия мотивационно-потребностных механизмов и ранее сложившихся отношений, опосредованные и опосредующие процесс восприятия субъекта, побуждают его к формированию собственной безопасности. Сознательная и волевая регуляция поведения в сложной ситуации обеспечивается копинг-стратегиями. Копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) - это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом [7, с. 24]. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

Модель готовности специалиста технического вуза к профессиональной безопасности, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования, то есть умение работать в группе, способность и готовность применять профессиональные знания и умения, ответственность за самостоятельно принятые решения, обеспечивающие эффективность и безопасность во взаимодействии «человек - техническая система» (рис. , с. 74.).

В условиях развития общества, основанного на знаниях, меняется организация труда, и работники на предприятиях должны адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции. Современному специалисту требуется постоянное обновление знаний и готовность к личностному и профессиональному развитию в течение всего своего профессионального пути.

Таким образом, результатом готовности специалиста технического вуза к профессиональной безопасности, с одной стороны,

Информационно-знаниевый блок:

- информационно-ориентировочная основа деятельности;

- знания, необходимые на уровнях действий и операций;

- навыки подобных действий;

- знания о своей профессии и ее влиянии на личность и пр.

Л

V

Л

1/

Личностный блок:

- самопознание безопасных/ опасных характеристик личности;

- формирование адекватной самооценки;

- способность к саморегуляции

- цели-ценности развивающейся гуманистически направленной личности

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

—а а—-у—

СТУДЕНТ: САМООБУЧЕНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

-----^-------------

Квалификационный компонент

----------------V2------3

Социальный компонент

Набор знаний, умений, навыков, компетенций для обеспечения безопасного производственного процесса

Материальная и моральная ответственность за производство и продукт своей профессиональной деятельности

Умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях

Умение слаженно работать в команде без конфликтов

Рис. Модель готовности выпускника к профессиональной безопасности.

является квалификация, связывающая будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны - умение работать в коллективе, нести ответственность за производство и продукт своей профессиональной деятельности, умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях, обеспечивая эффективность и безопасность взаимодействия «человек - техническая система».

Для личностного и профессионального развития будущих специалистов необходим блок социально-гуманитарных дисциплин, важным модулем в данном блоке может стать курс «Инженерная психология».

В основу курса положен междисциплинарный подход, включающий:

- индустриальную деятельность инжене-

ра (инженер - субъект, занятый преимущественно знаковой деятельностью, направленной на исследование, эксплуатацию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда];

- психологию человека труда (когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу, сенсомоторику, психомоторику, психофизиологию].

Среди направлений личностно-профессионального развития студентов в области профессиональной безопасности можно выделить: развитие профессиональной направленности и необходимых способностей; совершенствование психических процессов и состояний, обеспечивающих безопасность

человека в профессии; выработку устойчивой жизненной позиции и конкретизацию жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; самовоспита-

ние и формирование качеств безопасной личности; обновление знаний в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и пр.

Литература

1. Ефимова Н. С. Профессиональная безопасность как педагогическая проблема // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2013. -№ 3 (25]. - С. 21-31.

2. Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. - М.: Экон-Информ, 2010. -208 с.

3. Янковец И. А., Резник А. В., Аров Х. Н. Теоретические основы безопасности человека: учебное пособие. - Ставрополь: Сервис-школа, 2009. - 320 с.

4. Усачев Н. А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.,

2010. - 29 с.

5. Ефимова Н. С. Психологическая безопасность личности: структура, содержание, функции // Российский научный журнал. -

2011. - №1(20]. - С. 126-132.

6. Ефимова Н. С., Субботина Л. Ю. Психология безопасности человека: моногр. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. - 191 с.

7. Википедия: свободная энцикл. [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с. - То же: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ngebooks.com/ (дата обращения 01.11.13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.