Научная статья на тему 'Исследование структуры готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию'

Исследование структуры готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT (PPS) / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ (ПЛС) / ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / ЭКСПЕРИМЕНТ / READINESS / STRUCTURE / COMPONENTS / CRITERIA / FUTURE ENGINEER / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поплавская М. В.

В статье раскрыта сущность понятия «готовность к профессионально-личностному саморазвитию», описана ее структура, выделены компоненты и критерии оценки уровня ее сформированности. Приведены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента. Описаны перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF READINESS''S STRUCTURE FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS

The essense of «readiness for professional and personal self-development» notion is revealed. The structure is described, components and criteria for evaluating of its formation level are identified. The author presents results of ascertaining stage of pedagogical experiment. Further research prospects are described.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию»

Тем самым деятельность учителя должна быть построена на сочетании принципов педагогики сотрудничества, элементов педагогического мастерства, направленных на заботу о сохранении здоровья каждого школьника и воспитание культуры здоровья. При этом педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса [2].

Безусловно, главное для образовательного учреждения, что бы здоровьесберегающие образовательные технологии применялись в нём повсеместно. Исследователи [3] выделяют 3 уровня реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в школе:

• использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьной мебели, необеспеченности горячим питанием и др.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток и пр.).

• внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся сохранению здоровья и др.

• комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

При этом только комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи

Библиографический список

формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой и другими аналогичными образовательными системами [3].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что об эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы можно судить по следующим основным показателям:

• желанию учащихся посещать школу;

• наличию курящих школьников;

• гигиеническому состоянию школьной сантехники;

• внешнему виду учеников, выходящих после уроков.

• наличию насыщенной внеклассной работы;

• психологическому климату в педагогическом коллективе.

• характеру взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.

• отношению к школе большинства родителей учащихся и др.

Данные показатели являются свидетельством реального, а не формального внедрения идей здоровьесберегающей педагогики в учебно - воспитательный процесс образовательной школы.

1. Цабыбин, С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - Волгоград, 2009.

2. Петрова, Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ - интернатов // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 2(39).

3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М., 2003.

Bibliography

1. Cabihbin, S.A. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v obrazovateljnom processe. - Volgograd, 2009.

2. Petrova, N.F. Realizaciya zdorovjesberegayuthikh tekhnologiyj v usloviyakh shkol - internatov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. -№ 2(39).

3. Smirnov, N.K. Zdorovjesberegayuthie obrazovateljnihe tekhnologii v rabote uchitelya i shkolih. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 07.11.13

УДК: 378.147

Poplavska M.V. RESEARCH OF READINESS'S STRUCTURE FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFDEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS. The essense of «readiness for professional and personal selfdevelopment» notion is revealed. The structure is described, components and criteria for evaluating of its formation level are identified. The author presents results of ascertaining stage of pedagogical experiment. Further research prospects are described.

Key words: professional and personal self-development (PPS), readiness, structure, components, criteria, future engineer, experiment.

М.В. Поплавская, аспирантка каф. педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков,

E-mail: poplavska.marina@gmail. com

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО- САМОРАЗВИТИЮ

В статье раскрыта сущность понятия «готовность к профессионально-личностному саморазвитию», описана ее структура, выделены компоненты и критерии оценки уровня ее сформированности. Приведены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента. Описаны перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие (ПЛС), готовность, структура, компоненты, критерии, будущий инженер, эксперимент.

Большинство вузов страны, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным специальностям, используют главным образом информационную модель обучения, которая направлена на приобретение необходимых профессиональных

знаний и умений и в лучшем случае формирует у студентов спо собность к стихийному профессионально-личностному самораз витию. При этом саморазвитие не выступает у них как внутри-личностная задача, а происходит под влиянием внешних требо

04652384

ваний. В данном случае не ставится под сомнение приоритетность профессиональных знаний, но на современном этапе развития общества этого становится явно недостаточно. В связи с этим весьма актуальным является разработка новых педагогических технологий и подходов к организации образования, направленного на формирование готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию.

Сущность проблемы формирования готовности к профессионально-личностному саморазвитию большинство ученых рассматривают сквозь призму понятия «готовность к деятельности». Акмеологический словарь под готовностью (внутренняя способность личности) понимает высокий уровень развития мотивационных, познавательных и волевых процессов, который обеспечивает успех будущей деятельности; это адекватная установка, мотивация и мобилизация психологических ресурсов для осуществления деятельности [1].

В определениях исследователей, рассматривающих готовность с позиций личности, выделяются следующие отличительные признаки данного феномена. Во-первых, готовность связана с осознанием личностью собственных потребностей. Во-вторых, готовность подразумевает целенаправленную активность личности. В-третьих, готовность оказывает влияние на формирование оптимальной работоспособности человека, продуктивность деятельности в целом, является предпосылкой для успешной деятельности.

Так, В. Сластёнин определяет готовность личности к деятельности как особое психическое состояние, которое сигнализирует о наличии у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность содержит в себе различные установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку собственных возможностей в их соотношении с будущими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [2].

Состояние готовности к деятельности имеет сложную динамическую структуру и представляет собой совокупность интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в соответствии с внешними условиями и будущими задачами.

Сущность понятия «готовность к профессионально-личностному саморазвитию» имеет свою специфику. Для его уточнения нами были проанализированы труды ряда авторов, таких як Г. Ильина, А. Мингалеева, А. Чурсина, П. Харченко, А. Ветхов, Л. Куликова, Л. Григорьева, О. Остапенко, О. Пехота и др. На основании теоретического анализа мы пришли к в выводу, что единого подхода к пониманию сущности данного понятия нет.

О. Пехота рассматривает эту категорию как новообразование, которое обеспечивает необходимые внутренние условия для успешного профессионального роста. Осознавая свой уровень готовности, студент стремится его повысить, он корректирует процесс собственного саморазвития путем разработки и выполнения индивидуальной программы своего профессиональноличностного саморазвития [3].

В свою очередь Г. Ильина определяет готовность к профессиональному саморазвитию как сложно-структурированное лич-

ностное образование, которое благодаря установлению новых связей между определенными личностными подструктурами, обеспечивает необходимые внутренние условия для успешного профессионального саморазвития личности [4].

В нашем исследовании под готовностью будущего инженера к профессионально-личностному саморазвитию (ПЛС) мы будем понимать осознание потребности в наиболее полной реализации, развитии и использовании своих способностей и потенциальных возможностей в практической деятельности и их самосовершенствовании [5].

В существующем фонде научных работ, посвященных исследованию проблемы формирования готовности личности к ПЛС до сих пор не существует однозначной точки зрения на счет выделения компонентов готовности, что определило наш интерес к поставленной проблеме. Обобщив различные подходы к структурированию готовности к ПЛС, мы выделяем следующие ее компоненты: мотивационный, рефлексивный и когнитивно-деятельностный.

Мотивационный компонент определяется системой доминирующих мотивов и ценностей в процессе обучения, уровнем профессиональной направленности, наличием целей, знанием стратегии и тактики их постановки и достижения, которые выражают осознанное отношение личности к целям деятельности, собственному саморазвитию в процессе ее реализации, обеспечивают направленность будущих личностных преобразований.

Рефлексивный компонент содержит в себе анализ личностью своей способности к саморазвитию, которому способствует активизация рефлексивной позиции, формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, навыков самоконтроля. Развитие этих показателей является необходимым условий саморазвития специалиста, в противном случае этот процесс будет протекать не эффективно и не результативно.

Когнитивно-деятельностный компонент включает в себя уровень академической успеваемости студентов, а так же их уровень знаний о формах и методах профессионально-личностного саморазвития, самоэффективность и навыки ведения самостоятельной работы, направленной на самообразование и самовоспитание.

Каждый из этих компонентов имеет определенные нами критерии оценки их сформированности и показатели, которые являются основой их содержания (таблица 1).

Выделение именно этих критериев и показателей для определения уровня сформированности готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию обусловлено в первую очередь результатами теоретических исследований и были подтверждены методами математической статистики. В дальнейшем оценка результатов произошедших изменений предусматривает покомпонентный анализ всей структуры готовности.

Педагогический эксперимент по исследованию готовности будущих инженеров к ПЛС проходил в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» в течение 2010-2013 гг. В нем приняли участие 263 студента из шести факультетов инженерного направления подготовки, из них 138 студентов вошли в контрольную группу (КГ) и 125 в экспериментальную (ЭГ).

Таблица 1

Структура готовности к профессионально-личностному саморазвитию

№ Компоненты Критерии Показатели

1 Мотивационный Мотивационно- ценностный 1. Мотивы обучения в ВУЗе 2. Система ценностей 3. Мотив достижения 4. Профессиональная направленность 5. Наличие целей, знание стратегии и тактики их постановки и достижения

2 Рефлексивный Рефлексивно- оценочный 1. Наличие позитивной Я-концепции 2. Самооценка 3. Уверенность в себе 4. Способность к рефлексии 5. Навыки самоконтроля

3 Когнитивно- деятельностный Интегративно- когнитивный 1. Способность к саморазвитию 2. Академическая успеваемость 3. Навыки ведения самостоятельной работы 4. Знания про формы и методы ПЛС 5. Самоэффективность

Задачи экспериментальной работы заключались в следующем:

• определить диагностический аппарат для исследования готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию;

• разработать совокупность критериев и показателей оценки уровня готовности будущих инженеров к профессиональноличностному саморазвитию;

• определить базовый уровень готовности к профессионально-личностному саморазвитию на констатирующем этапе эксперимента;

• на основании полученных результатов, разработать теоретическую модель и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности к ПЛС.

• провести экспериментальное исследование эффективности внедренной модели и педагогических условий формирования готовности к ПЛС.

Для того, чтобы наблюдать за процессом формирования готовности к ПЛС, влиять на его содержание и оценивать его эффективность, нами был подобран комплекс диагностических методов исследования. Помимо этого были использованы такие методы исследования как экспертный опрос, наблюдение, проведение индивидуальных и групповых бесед, а также методы количественного и качественного анализа эмпирических данных для проверки статистической значимости результатов.

Далее были определены критерии и показатели оценки сформированности готовности будущих инженеров к ПЛС, а также выделены ее уровни - низкий, средний и высокий. Для вычисления уровня готовности к профессионально-личностному саморазвитию мы использовали интервальную шкалу. Для того, чтобы отобразить уровень умений и способностей будущих инженеров в единой системе оценки и чтобы между уровнями наблюдалась четкая разница, мы присвоили такое количество баллов каждому из них: низкий - 1 балл, средний - 2 балла, высокий - 3 балла. Таким образом, в зависимости от определенного уровня каждого из показателей готовности, ему присваивается соответствующий балл 1, 2 или 3. Валидность и надежность такого метода оценки обеспечивается высоким уровнем научного обоснования совокупности умений и способностей, которые представляют мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и интегративно-когнитивный критерии готовности к ПЛС.

При определении уровня любого из трех критериев готовности будущих инженеров к ПЛС, учитывалась весомость каждого показателя. Таким образом, для того чтобы вычислить показатель готовности к ПЛС по каждому из критериев мы использовали следующую формулу:

то есть,

1 < к____< з

к -

і**

N

где К - показатель по соответствующему критерию, к -

г-. _ к плоим ппшитопои которые составляют

которые составляют

уровни показателей, соответствующий критерий,

- количество показателей, соответствующий критерий.

Выходя из приведенного определения и возможных оценок по каждому показателю, легко видеть, что коэффициент каждого критерия находится в границах:

1 < К < 3.

Коэффициент общей готовности будущего инженера к профессионально-личностному саморазвитию рассчитывается как среднеарифметическое полученных коэффициентов по трем критериям: мотивационно-ценностному, рефлексивнооценочному и интегративно-когнитивному по формуле:

К^ + К^ + К^

Г ПЛС 2

где “гипс - коэффициент готовности к ПЛС. Этот обобщающий коэффициент будет отображать уровень развития всей совокупности показателей готовности к ПЛС и находится в промежутках:

Вычисление трех отдельных коэффициентов и обобщающего коэффициента, как их среднего арифметического, обусловлено тесной взаимосвязью показателей как внутри каждого компонента, так и между компонентами в целом. Распределение общего уровня готовности к ПЛС на низкий, средний и высокий происходит в зависимости от полученного обобщающего коэффициента (таблица 2).

Исходя из полученного результата, мы получаем обобщающий коэффициент готовности к профессионально-личностному саморазвитию, благодаря которому можем судить об уровне ее сформированности у будущего инженера. Результаты контрольного этапа эксперимента по исследованию уровня сформи-рованности мотивационного, рефлексивного и когнитивно-деятельностного компонентов готовности к ПЛС представлены в таблице 3 ниже.

Таблица 3

Результаты констатирующего этапа эксперимента по исследованию уровня сформированности компонентов готовности к ПЛС (в %)

Уровни сформированности Контрольная группа Экспериментальная группа

Мотивационный компонент

Низкий 30,3 31,7

Средний 47,3 44,8

Высокий 22,4 23,5

Рес рлексивный компонент

Низкий 24,6 26,7

Средний 49,5 49,6

Высокий 25,9 23,7

Когнитивно-деятельностный компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий 29,9 29,1

Средний 49,2 50,1

Высокий 20,9 20,8

Полученные результаты подтвердили актуальность проводимого исследования и необходимость повышения уровня готовности будущих инженеров к профессионально-личностному саморазвитию, а также планомерного педагогического сопровождения данного процесса. Результаты исследования показали, что во время учебы в вузе формированию готовности студентов к саморазвитию уделяется недостаточное внимание. Для многих характерна низкая способность к самопознанию и рефлексии, неадекватная самооценка и низкий уровень уверенности в себе, слабое представление о своей самоэффективности, недостаточный самоконтроль. Отсюда и отсутствие у студентов программы саморазвития и самовоспитания на перспективу и слабое представление об ее смысле и значении.

Для эффективного профессионально-личностного саморазвития будущих инженеров в вузе перед нами стояла задача организовать такой учебный процесс, который будет обеспечивать активизацию всех его структурных компонентов. Для этого нами была разработана теоретическая модель формирования готовности к ПЛС, а также комплекс педагогических условий, который включал:

• формирование личностного смысла у будущих инженеров в профессиональной деятельности и положительной мотивации к профессионально-личностному саморазвитию;

• активизацию самопознания, направленную на формирование способностей и качеств будущих инженеров, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности,

• организацию самостоятельной работы студентов как основной формы внеаудиторной работы по саморазвитию, стимулирование процессов самообразования и самовоспитания.

Внедрение в учебный процесс комплекса предложенных мероприятий способствовало повышению уровня сформирован-ности каждого из трех ее компонентов, а, следовательно, и общего уровня готовности к ПЛС. Полученные результаты до и после эксперимента приведены в таблице 4 ниже.

т1п(^гщг) + ИЙчСКпт) - ІПІ11(Лрог )

< <

П1ЛХ(ЛмЦг) - тах(ЛКГ) - тах(*рт)

Таблица 2

Числовые коэффициенты готовности к ПЛС в зависимости от ее уровня

Коэффициент Уровни

Низкий Средний Высокий

1 - 1,66 1,67 - 2,33 2,34 - 3

Таблица 4

Уровень сформированности готовности к ПЛС в КГ и ЭГ (в %)

КГ ЭГ

Уровни До После прирост До После прирост

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Низкий 28,7 24,2 -4,5 29,3 16,1 -13,2

Средний 48,7 47,9 -0,8 48,2 44,6 -3,6

Высокий 22,6 27,9 +5,3 22,5 39,3 +16,8

При анализе полученных результатов было выявлено позитивную динамику всех уровней готовности в экспериментальной группе: количество студентов с низким уровнем готовности уменьшилось на 13,2%, а высоким уровнем стали обладать на 16,8% больше участников ЭГ. В свою очередь, в контрольной группе установлена незначительная динамика полученных результатов, в связи с чем можно сделать вывод об эффективности разработанной программы формирования готовности будущих инженеров к ПЛС, а, следовательно, достижении цели и задач экспериментальной работы.

Внедрение модели и указанных выше педагогических условий позволило обеспечить в рамках педагогического процесса:

• научно-методическое, организационное, профессионально-нравственное сопровождение преподавателями саморазвития студентов;

• формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к саморазвитию как важнейшему условию раскрытия и использования всех их возможностей;

Библиографический список

• целенаправленное педагогическое управление со стороны преподавателей процессом самопознания и саморазвития студентов как важной части педагогического процесса;

• активизацию способностей студентов к самопознанию и рефлексии; формирование у студентов уверенности в себе и высокой самооценки, лежащие в основе их самоуважения;

• обучение студентов формам и методам ведения самостоятельной работы, навыкам самоконтроля и саморегуляции.

Профессионально-личностное саморазвитие по своей сути стало осознанным, целенаправленным самосовершенствованием, самоизменением с целью достижения высоких результатов в будущей профессиональной деятельности, позволило стимулировать переход студентов от учебно-познавательной деятельности к профессиональной, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, системы ценностей, направленный на овладение профессиональной деятельностью и достижение успеха в ней.

Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2005.

Сластенин, В.А. Профессиональная готовность учителя в воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. - М., 1982.

Пєхота, О.М. Особистісно-орієнтована освіта і технології // Неперервна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. - Киев, 2000.

Ильина, Г.Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технических вузов. - Волгоград, 1991. Романовский, А.Г. Педагогика успеха / А.Г. Романовский, В.Е. Михайличенко, Л.Н. Грень. - Харьков, 2012.

Bibliography

1. Akmeologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2005.

2. Slastenin, V.A. Professionaljnaya gotovnostj uchitelya v vospitateljnoyj rabote: soderzhanie, struktura, funkcionirovanie // Professionaljnaya podgotovka uchitelya v sisteme vihsshego obrazovaniya. - M., 1982.

3. Pekhota, O.M. Osobistisno-orientovana osvita i tekhnologii // Neperervna profesiyjna osvita: problemi, poshuki, perspektivi. - Kiev, 2000.

4. Iljina, G.N. Formirovanie gotovnosti k professionaljnomu samorazvitiyu u studentov tekhnicheskikh vuzov. - Volgograd, 1991.

5. Romanovskiyj, A.G. Pedagogika uspekha / A.G. Romanovskiyj, V.E. Mikhayjlichenko, L.N. Grenj. - Kharjkov, 2012.

Статья поступила в редакцию 06.11.13

З

УДК 378

Khadikova E.N., Sorokopud Yu. У ROLE OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF MASTERS OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION DIRECTION. In article humanitarian technologies which proved the efficiency in preparation of masters of the Pedagogical education direction are considered.

Key words: humanitarian technologies, professional competences, masters.

Е.Н. Хадикова, специалист Центра внешних связей и карьерного роста, Северо-Осетинский гос. педагогический институт, г. Владикавказ, E-mail: lesnovaelena@mail.ru; Ю.В. Сорокопуд, д-р. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук СКФУ, г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье рассматриваются гуманитарные технологии, которые доказали свою эффективность в подготовке магистров направления «Педагогическое образование».

Ключевые слова: гуманитарные технологии, профессиональные компетенции, магистры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.