Научная статья на тему 'Рефлексивный компонент в структуре профессиональной компетентности инженера'

Рефлексивный компонент в структуре профессиональной компетентности инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНЖЕНЕРА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыгулева Маргарита Викторовна

Статья посвящена выявлению сущности профессиональной компетентности инженера, от осознания которой зависит качество профессиональной подготовки будущих инженеров. Актуальность исследования связана с изменениями, происходящими в инженерной отрасли, усложнением инженерной деятельности, в основе которой лежат развитые рефлексивные умения. Новые требования, предъявляемые к современному инженеру-профессионалу, обуславливают необходимость развития рефлексии у будущих инженеров в процессе их профессиональной подготовки. На основании анализа психолого-педагогической литературы и действующих образовательных стандартов, предпринимается попытка осмысления ожидаемых результатов подготовки студентов инженерных направлений с учетом тенденций развития инженерной отрасли. В статье представлен теоретический анализ понятия «профессиональная компетентность инженера» на основании обзора современных исследований. С помощью метода контент-анализа определены основные элементы данного понятия, и обнаружено, что результативность вузовской подготовки зависит от сформированности готовности и способности выпускников успешно решать профессиональные задачи. Выявлено, что основные элементы рассматриваемого современными учеными понятия, отражают мотивацинно-ценностный, личностный, когнитивный, деятельностный компоненты структуры профессиональной компетентности инженера; при трактовке данного понятия исследователи опираются на личностно-деятельностный и системный подходы. Предложено рассматривать становление профессиональной компетентности инженера с позиции рефлексивного-деятельностного подхода. На основании этого подхода представлена трехкомпонентная структура профессиональной компетентности инженера. Сделан вывод о необходимости включения в состав профессиональной компетентности инженера рефлексивного компонента в качестве механизма, который позволяет инженеру организовывать свою профессиональную деятельность с учетом ее целей и смыслов. В качестве результата исследования предлагаются уточненные определения понятий «профессиональная компетентность инженера», «рефлексивный компонент профессиональной компетентности инженера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыгулева Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный компонент в структуре профессиональной компетентности инженера»

УДК 378 : 37.013.77, ББК 74.580 : 88.412 О М.В. Цыгулева

М.В. Цыгулева РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА

Статья посвящена выявлению сущности профессиональной компетентности инженера, от осознания которой зависит качество профессиональной подготовки будущих инженеров. Актуальность исследования связана с изменениями, происходящими в инженерной отрасли, усложнением инженерной деятельности, в основе которой лежат развитые рефлексивные умения. Новые требования, предъявляемые к современному инженеру-профессионалу, обуславливают необходимость развития рефлексии у будущих инженеров в процессе их профессиональной подготовки. На основании анализа психолого-педагогической литературы и действующих образовательных стандартов, предпринимается попытка осмысления ожидаемых результатов подготовки студентов инженерных направлений с учетом тенденций развития инженерной отрасли. В статье представлен теоретический анализ понятия «профессиональная компетентность инженера» на основании обзора современных исследований. С помощью метода контент-анализа определены основные элементы данного понятия, и обнаружено, что результативность вузовской подготовки зависит от сформированности готовности и способности выпускников успешно решать профессиональные задачи. Выявлено, что основные элементы рассматриваемого современными учеными понятия, отражают мотивацинно-ценностный, личностный, когнитивный, деятельностный компоненты структуры профессиональной компетентности инженера; при трактовке данного понятия исследователи опираются на личностно-деятельностный и системный подходы. Предложено рассматривать становление профессиональной компетентности инженера с позиции рефлексивного-деятельностного подхода. На основании этого подхода представлена трехкомпонентная структура профессиональной компетентности инженера. Сделан вывод о необходимости включения в состав профессиональной компетентности инженера рефлексивного компонента в качестве механизма, который позволяет инженеру организовывать свою профессиональную деятельность с учетом ее целей и смыслов. В качестве результата исследования предлагаются уточненные определения понятий «профессиональная компетентность инженера», «рефлексивный компонент профессиональной компетентности инженера».

Ключевые слова: инженер, профессиональная компетентность инженера, структура профессиональной компетентности инженера, рефлексивный компонент, рефлексивно-деятельностный подход.

овременность предъявляет новые ■ требования к профессиональной подготовке инженера. Структура инженерной деятельности качественно изменяется, функции инженерной деятельности усложняются. Вполне очевидно, что если в начале XIX в. все инженерные работы мог выполнить один человек [14], то в настоящее время инженерная деятельность направлена на разработку, производство, внедрение сложнейших изделий и конструкций. Это означает, что от выпускников инженерных направлений подготовки ожидают инновационных идей, способности решать профессиональные задачи,

реальной инженерной деятельности. Однако профессиональная подготовка в образовательных организациях высшего образования (как один из этапов) создает необходимую «платформу» для профессионального становления, выражающегося в успешной реализации профессиональных функций и, в случае необходимости, освоении новых, в выстраивании и корректировке сценария профессиональной жизни, достижении вершин профессионализма [4]. Профессиональное

образование представляет собой процесс, направленный на развитие необходимых для профессии компетенций, что зафиксировано в действующем ФГОС ВО в качестве требований к результатам освоения образовательных программ, а результативность профессиональной подготовки предполагает готовность решать профессиональные задачи в соответствии с определенными видами профессиональной деятельности [9]. Поэтому возникает необходимость теоретического

осмысления понятия «профессиональная

компетентность инженера» как ориентира вузовской подготовки, необходимого для подбора и создания соответствующих педагогических условий.

Становление профессиональной

компетентности инженера во многих исследованиях изучается с позиций, как отмечают сами ученые, компетентностного или системного подходов.

которые возникают в условиях неопределенности и риска. В таком случае инженер должен обладать способностью отбирать, интерпретировать, критически оценивать информацию, прогнозировать и планировать свою деятельность, делать выбор на основании определенных критериев, принимать своевременные решения с учетом возможных последствий.

Становление инженера-профессионала -процесс длительный и сложный, некоторые грани которого, такие как, например, профессиональная приверженность, развитие личности средствами инженерной профессии, обогащение опыта профессии личным вкладом (суперпрофессионализм) (А.К. Маркова), формируются только в контексте

Результаты проведенного нами контент-анализа применении системного и личностно-определений «профессиональная компетентность деятельностного подходов к ее определению, инженера» (Таблица 1) позволяют говорить о

Таблица 1

Контент-анализ понятия «профессиональная компетентность инженера»_

№ Определение понятия Источник Основные элементы понятия

1 «Набор мобильных профессионально-квалификационных, творческих и социально-гуманитарных компетенций инженера, которые определяют его способность и возможность к деятельности в условиях рыночных отношений и позволяют добиваться результатов, адекватных требованиям научно-технического прогресса, современных социокультурных норм и системы аксиологических ориентиров общества» (С. 76) Пиралова О.Ф. Компетентностный подход в системе многоуровневого обучения инженера // Успехи современного естествознания. - 2011. -№ 1.-С. 69-71. 1) набор мобильных компетенций инженера 2) способность и возможность к деятельности 3) соответствие требованиям научно-технического прогресса, современных социокультурных норм и ценностей

2 «Интегративное профессионально-личностное новообразование, позволяющее оптимально решать профессиональные задачи, направленные на нормирование и контроль точности машиностроительной продукции с целью обеспечения ее качества» (С. 25) Баширова Е.В., Земцова В.И. Формирование компетентности инженера в нормативно-метрологической деятельности в процессе решения учебно-профессиональных задач // Сибирский педагогический журнал. -2010,- №9.-С. 24-32. 1) интегративное профессионально-личностное новообразование 2) оптимально решать профессиональные задачи

3 «Интегративное качество личности, включающее в себя совокупность деловых качеств и способностей специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, умениями и опытом, необходимыми для эффективного выполнения профессиональных функций в соответствии с принятыми в обществе нормативами экономической деятельности. А также конкурентоспособного на рынке труда, имеющего сформированное мотивационно-ценностное отношение к избранной профессии,готового к профессиональному сотрудничеству, умеющего грамотно создавать свой положительный профессиональный имидж и способного к самосовершенствованию в избранной профессии» (С. 87) Преснухин К.В. К определению понятий "профессиональная компетентность" и "компетенция" инженера-строителя // Гуманизация образования. - 2009. -№ 1. - С. 83-87. 1) интегративное качество личности 2) совокупность деловых качеств и способностей 3) знания, умения, опыт 4) эффективное выполнение профессиональных функций 5) конкурентоспособный 6) сформированное мотивационно-ценностное отношение к профессии 7) готовность к профессиональному сотрудничеству, созданию положительного профессионального имиджа, самосовершенствованию в профессии

4 «Совокупность знаний, умений и навыков, сформированная личная и профессиональная позиция, личная и профессиональная самооценка, определяющая активное, творческое отношение к деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию» (С. 235) Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н., Фролова И.И. Инструментально-технологические средства формирования профессиональной компетентности инженера-менеджера для наукоёмкого производства // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. -№ 17.-С. 235 -239. 1) совокупность знаний, умений, навыков 2) личностных и профессионально важных качеств личности 3) сформированная личная и профессиональная позиция 4) личная и профессиональная самооценка 5) успешность профессиональной деятельности

5 «Системное, интегративное качество включает в себя владение мастерством и современными технологиями, способность к творчеству, широту и гибкость мышления, умение работать с людьми и техникой, способность к прогнозированию и целеполаганию, высокий уровень профессиональной мотивации, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту» (С. 189) Старшинова Т.А. Педагогическая интеграция как средство формирования профессиональной компетентности будущего инженера // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. -2014. - № 4-3. - С. 188 -190. 1) системное, интегративное качество 2) владение мастерством и современными технологиями 3) способность к творчеству 4) широту и гибкость мышления 5) умение работать с людьми и техникой 6) способность к прогнозированию и целеполаганию 7) высокий уровень профессиональной мотивации 8) стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту

6 «Обобщенная профессионально-личностная характеристика, определяющая качество деятельности специалиста, выражающаяся в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде, отражающая готовность к самооценке и саморазвитию, проявляющаяся в его профессиональной активности, которая характеризует его как субъекта профессиональной деятельности и общения» (С. 188) Сильченко Т.В. Профессиональная компетентность современного инженера: монография. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 362 с. 1) обобщенная профессионально-личностная характеристика 2) качество деятельности специалиста 3) способности действовать адекватно, самостоятельно, ответственно 4) готовность к самооценке и саморазвитию 5) профессиональная активность

7 «Совокупность его профессиональных, социальных, креативных и личностных компетенций, необходимых для успешной творческой деятельности в условиях конкурентно заданной, инновационно ориентированной профессиональной среды» (С. 3) Ермилова Н.Ю., Джуган Т.В. Графические компетенции в структуре общей профессиональной компетентности будущего инженера // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. -2011. - Вып. 4(19). - С. 1 -6. 1) совокупность компетенций (профессиональных, социальных, креативных, личностных) 2) творческая деятельность 3) в условиях конкурентно заданной, инновационно ориентированной профессиональной среды

8 «Единство трех компонентов: предметно-профессионального, определяющегося в контексте требований профессиональной деятельности и отражающего мотивационную и теоретико-практическую готовность специалиста к решению собственно профессиональных задач; общекультурного, исходящего из его рассмотрения как субъекта культуры, носителя нравственно-этических ценностей; личностного, определяющегося с позиций представлений о человеке как творце самого себя» (С. 6) Нещадим И.О. Иноязычная подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Нещадим Ирина Олеговна. -Таганрогский государственный радиотехнический университет. -Ставрополь, 2006. - 24 с. 1) единство трех компонентов (предметно-профессионального, общекультурного, личностного) 2) мотивационная и теоретико-практическая готовность к решению профессиональных задач

9 «Способность не только осваивать, но и создавать новые технологии в условиях постоянно обновляющейся информационной среды, решать возникающие профессиональные задачи, таким образом, быть конкурентоспособным» (С. 21) Савченко Е.В. Учебно-методическое обеспечение курса общей физики на основе сопоставления этапов решения физических и инженерных задач как средство подготовки инженеров к будущей профессиональной деятельности : автореферат диссертации 1) способность осваивать и создавать новые технологии 2) решать профессиональные задачи 3) конкурентоспособность

кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Савченко Елизавета Викторовна. -Севастопольский государственный университет. - Краснодар, 2015.-25 с.

10 «Сформированное в процессе обучения и постоянно развивающееся в ходе профессиональной деятельности качество личности, выражающееся в совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей, характеризующих способность специалиста к самостоятельному решению профессиональных проблем и задач, соблюдению экологической безопасности, организации труда коллектива с соблюдением отраслевых требований к качеству продукции, проведении научных исследований и практического внедрения их результатов, а так же ответственность за выполняемые действия, нацеленность на постоянное самообразование и самосовершенствование, стремление к конкурентоспособности в условиях инновационного развития и глобализации экономики» (С. 229) Плескачева О.Ю. Технологическая компетентность, как компонент готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2010. - № 1. - С. 228 -234. 1) качество личности сформированное и постоянно развивающееся 2) совокупность компетентностей (ключевых, базовых и специальных) 3) способность к решению профессиональных проблем и задач 4) соблюдение экологической безопасности организации труда коллектива 5) соблюдение отраслевых требований к качеству продукции 6) проведение и внедрение научных исследований 7) постоянное самообразование и самосовершенствование 8) стремление к конкурентоспособности

Отражая сложность и интегративность данной категории (набор/совокупность компетенций, интегративное качество личности, интегративное новообразование, совокупность качеств, обобщенная характеристика, совокупность компетентностей),

ученые раскрывают ее сущность через различные составляющие, однако подчеркивают необходимость профессиональных и личностных качеств. Ряд

является готовность и способность инженера решать профессиональные задачи. Как можно заметить по основным элементам понятий, актуальным становится стремление инженера быть конкурентоспособным, успешность и эффективность его профессиональной деятельности.

В представленных трактовках достаточно четко представлены ответы на вопросы «что?», «какой?», «для чего?». В поиске ответов на вопрос «как?», мы выделили следующие элементы, дав им определения из толкового словаря русского языка [15]: активно (энергично, деятельно); грамотно («оценка каких-либо действий, как

характеризующихся хорошей осведомленностью в определенной области знаний»); самостоятельно (без посторонней помощи); творчески (созидательно, создание новых по замыслу ценностей); ответственно (с чувством ответственности,

«необходимости, обязанности отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках»); успешно (удачно, с общественным признанием). Несмотря на попытку исследователей подчеркнуть

деятельностную природу компетентности через указание на активность и созидательность, что, несомненно, важно, в данных определениях нет прямого указания на механизм, посредством которого может достигаться формирование этого «набора/совокупности компетенций, интегративного качества, совокупности качеств, обобщенной характеристики, совокупности компетентностей». Ни в одном из рассмотренных нами и приведенных выше определений «профессиональной компетентности инженера» напрямую не указано на значимость рефлексии, хотя у разных исследователей присутствует косвенное упоминание отдельных ее аспектов или проявлений: необходимость у современного инженера способности к прогнозированию и целеполаганию (Т.А. Старшинова [13]) или готовности к самооценке (Т.В. Сильченко [12]; Н.Ш. Валеева [2]), к самосовершенствованию (К.В. Преснухин [8]; О.Ю. Плескачева [7]).

В этой связи можно предположить, что рассмотрение «профессиональной компетентности инженера» с позиций рефлексивно-деятельностного подхода, благодаря которому как раз и появляется возможность отразить механизм развития этой компетентности, представляется перспективным для решения обозначенной проблемы по подготовке инженера-профессионала с учетом современных

дефиниций обнаруживает наличие таких элементов понятия как мотивация, готовность к самосовершенствованию, к профессиональному сотрудничеству, самостоятельность и

ответственность. Основой большинства определений

тенденций развития инженерной отрасли. Как мы отмечали в [16], без развитых рефлексивных умений современному инженеру сложно быть успешным. Данные нейропсихолога Дэниела Дж. Сигела, который, изучая работу мозга, большое внимание уделяет развитию рефлексивного мышления, также актуализируют проблему развития рефлексии у будущих инженеров. Как отмечает Д. Сигел, рефлексивное мышление, отличаясь от концептуального, позволяет принимать новаторские решения благодаря тому, что оно прибегает к ментальным образам, а не к описаниям. Говоря о «внимательном осознавании», ученый [11, с. 235] включает в этот процесс рефлексию, которая позволяет мысли проходить через все сознание, не замыкаясь на определенной классификации. Извлечение информации, которая в большом количестве хранится в долговременной памяти взрослого человека в виде закодированных описаний, происходит автоматически, без рефлексирования, но рефлексия позволяет избежать автоматических

реакции,

помогает

реорганизовывать

долговременную память, пробуждает способность к саморегуляции [11, с. 253].

Обобщив и систематизировав выделенные основные элементы понятия, представленные в работах современных ученых, мы получили, что в структуре «профессиональной компетентности инженера» обнаруживаются следующие компоненты: мотивацинно-ценностный, личностный,

когнитивный, деятельностный. Однако, если

рассматривать понятие «профессиональной компетентности инженера» в свете теории A.C. Шарова [17] и проводить параллель между рассматриваемым ученым развитием человека в определенной культуре и становлением профессиональной компетентности инженера в процессе вузовского обучения (а затем и в профессиональной среде), то появляется возможность представить психологическую структуру

деятельности инженера-профессионала аналогичным образом, т.е. состоящей из трех подсистем (ценностно-смысловая; активности; рефлексии). Поскольку данные компоненты реализуются в процессе регуляции инженерами своей профессиональной деятельности, то имеет смысл говорить о том, что при организации профессиональной подготовки в вузе, направленной на становление профессиональной компетентности будущих инженеров, следует учитывать эти три подсистемы.

Таким образом, принимая во внимание указанное выше, считаем обоснованным включение в структуру профессиональной компетентности инженера рефлексивного компонента (Рис. 1), рассматриваемого нами в качестве механизма, отвечающего за самоорганизацию деятельности инженера по активному овладению ценностно-смысловым содержанием с учетом его целей и смыслов деятельности, а также требуемых видов активности.

Рис. 1. Структура профессион

Такое представление структуры

профессиональной компетентности позволяет по-новому подходить к вопросам формирования профессиональной компетентности инженера, акцентируя внимание на развитии рефлексии. Тогда в качестве цели профессиональной подготовки будущих инженеров в рамках современного обучения в вузе может быть поставлено становление профессиональной компетентности инженера как способности и готовности на рефлексивной основе успешно осуществлять инновационную комплексную

юи компетентности инженера

инженерно-техническую деятельность посредством решения профессиональных задач, владея научно-техническими знаниями и навыками, личностными качествами, обладая чувством личной ответственности за результаты деятельности и осознанием социально-экономических и

экологических последствий. Дальнейшее изучение проблемы формирования этой способности и готовности будущих инженеров требует раскрытия «работы» рефлексии.

Библиографический список

1. Баширова, Е.В. Формирование компетентности инженера в нормативно-метрологической деятельности в процессе решения учебно-профессиональных задач [Текст] / Е.В. Баширова, В.И. Земцова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 24-32.

2. Валеева, Н.Ш. Инструментально-технологические средства формирования профессиональной компетентности инженера-менеджера для наукоёмкого производства [Текст] / Н.Ш. Валеева, Г.Н. Ахметзянова, И.И. Фролова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 17. - С. 235-239.

3. Ермилова, Н.Ю. Графические компетенции в структуре общей профессиональной компетентности будущего инженера [Текст] / Н.Ю. Ермилова, Т.В. Джуган // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. - 2011. - Вып. 4(19). - С. 1-6.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Электронный ресурс] / А.К. Маркова. - М.: Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г. Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html, свободный.

5. Нещадим, И.О. Иноязычная подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Нещадим Ирина Олеговна. - Таганрогский государственный радиотехнический университет. -Ставрополь, 2006. - 24 с.

6. Пиралова, О.Ф. Компетентностный подход в системе многоуровневого обучения инженера [Текст] / О.Ф. Пиралова // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 1. - С. 69-71.

7. Плескачева, О.Ю. Технологическая компетентность, как компонент готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности [Текст] / О.Ю. Плескачева // Проблемы и перспективы развития образования в России.-2010. -№1,-С. 228-234.

8. Преснухин, К.В. К определению понятий "профессиональная компетентность" и "компетенция" инженера-строителя [Текст] / К.В. Преснухин // Гуманизация образования. - 2009. - № 1. - С. 83-87.

9. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 201 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36767) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.rii/uploadfiles/fgosvob/080301.pdf.

10. Савченко, Е.В. Учебно-методическое обеспечение курса общей физики на основе сопоставления этапов решения физических и инженерных задач как средство подготовки инженеров к будущей профессиональной деятельности : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Савченко Елизавета Викторовна. - Севастопольский государственный университет. - Краснодар, 2015. - 25 с.

11. Сигел, Д. Внимательный мозг: Научный взгляд на медитацию [Текст] / Дэниел Сигел ; пер. с англ. А. Анваера ; [науч. ред. Е. Пустошкин]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 336 с.

12. Сильченко, Т.В. Профессиональная компетентность современного инженера: монография [Текст] / Т.В. 13. Сильченко. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 362 с.

Старшинова, Т. А. Педагогическая интеграция как средство формирования профессиональной компетентности будущего инженера [Текст] / Т. А. Старшинова //

14. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 4-3. - С. 188 - 190.

Стёпин B.C., Юдин Б.Г., Филатов В.П., Симонов A.B., Генберг Ф. Наука. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 01.06.2014 (последняя редакция: 13.02.2015). Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/6860, свободный.

15. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/, свободный.

16. Федорова М.А., Цыгулева М.В. Рефлексивная среда как условие гуманитаризации профессионального образования (научный обзор) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21852, свободный.

17. Шаров, A.C. Психология культуры, образования и развития человека : учебное пособие [Текст] / A.C. Шаров. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013 - 300 с.

References

1. Bashirova E.V. Formirovanie competentnosty inzhenera v normativno-metrologicheskoy deyatelnosty v protsesse resheniya uchebno-professionalnykh zadach [Formation of engineering competency in the normative-metrological activity while solving educational job tasks] // Siberian pedagogical journal. 2010, N 9, pp. 24 - 32.

2. Valeeva N.Sh. Instrumentalno-tekhnologicheskiye sredstva formirovaniya professionalnoy competentnosty inzhenera-menedzhera. dlya naukoyomkogo proizvodstva [Instrumental and technological means of formation managing engineers competency for the science-consuming industries] // Herald of Kazan Technological University. 2014, V. 17, N 17, pp. 235 - 239.

3. Ermilova N.Yu., Dzhugan T.V. Graficheskiey kompetentsii v strukture obschey professionalnoy kompetentnosti buduschego inzenera. [Graphical competences in the structure of general professional competency of the future engineer] // Internet-Vestnik VolgGASU. Series.: Multidisciplinary. 2011, Issue. 4(19), pp. 1 - 6.

4. Markova A.K. Psikhologiya. professionalizma [Psychology of professionalism]. Mode of access: http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html (data obrashhenija: 24.10.2016).

5. Neschadim I.O. Inoyazichnaya podgotovka kak sredstvo formirovaniya professionalnoy kompetentnosty studentov tekhnicheskogo vuza [Foreign-language teaching as the means of formation of the technical students' professional competence] : Abstract of candidate thesis (Pedagogic). Taganrog State University or Radio Engineering, Stavropol, 2006, 24 p.

6. Piralova O.F. Kompetentnostny podkhod v sisteme mnogourovnego obucheniya inzenera [Competence-based approach in the system of multilevel training of engineers] // Advances in current natural sciences. 2011, N 1, pp. 69 -71.

7. Pleskacheva O.Yu. Tekhnologicheskaya kompetentnost, kak component gotovnosti buduschikh inzhenerov k professionalnoy deyatelnosty [Technological competence as a component of readiness of future engineers for professional activity] // Problems and prospects of education development in Russia. 2010, N 1, pp. 228 - 234.

8. Presnukhin K.V. K opredeleniyu ponyatiy "professionalnaya kompetentnost" i "kompetentsiya" inzhenera-stroitelya [On defining "professional competency" and "competence" of building engineer] // Humanization of Education. 2009, N 1, pp. 83 - 87.

9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation N 201 of 12.03.2015 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysschego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 08.03.01. Stroitelstvo (uroven bakalavriata)"[ "On establishing Federal State Educational Standard of Higher Education for 08.03.01 Construction training program (bachelor degree level)"]. Mode of access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/080301.pdf (data obrashhenija: 24.10.2016).

10. Savchenko E.V. Uchebno-metodicheskoe obespechenie kursa obschey fiziki na osnove sopostavleniya etapov rescheniya fizicheskikh i inzhenernykh zadach kak sredstvo podgotovki inzhenerov k buduschey professionalnoy deyatelnosty [Learning and teaching support of General Physics course based on comparison of stages of solving physical and engineering tasks as the means of preparation of engineering for their future professional activity] : Abstract of candidate thesis (Pedagogic). Sevastopol State University, Krasnodar, 2015, 25 p.

11. Siegel D. Vnimatelny mozg: Nauchniy vzglyad na meditatsiyu [The mindful brain. Reflection and Attunement in the Cultivation of Weil-Being]; tranl. from Eng. by A. Anvayer ; [science editor E. Pustoschkin]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2016, 336 p.

12. Silchenko T.V. Professionalnaya kompetentnost sovremennogo inzhenera: monograph [Professional competency of modern engineer]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2011, 362 p.

13. Starschinova T.A. Pedagogicheskaya integratsiya kak sredstvo formirovaniya professionalnoy kompetentnosty buduschego inzhenera. [Pedagogical integration as the means of formation of future engineer's professional competence] // Theoretical and applied aspects of modern science. 2014, N 4-3, pp. 188 - 190.

14. Stoypin V.S., Yudin B.G., Filatov V.P., Simonov A.V., Genberg F. Nauka. Gumanitarnaya entsiclopedia [Science. Humanitarian encyclopedia] // Centre of humanitarian technologies. Mode of access: http://gtmarket.ru/concepts/6860 (data obrashhenija: 24.10.2016).

15. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Mode of access: http://www.vedu.ru/expdic/ (data obrashhenija: 24.10.2016).

16. Fedorova M.A., Tsyguleva M.V. Refleksivnaya sreda как uslovie gumanitarizatsii professionalnogo obrazovaniya. (nauchnyi obzor) [Reflexive environment as a requirement of professional education humanitarization (scientific review)] 11 Modern problems of science and education. - 2015. - № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21852 (data obrashhenija: 24.10.2016).

17. Sharov A.S. Psikhologiya kultury, obrazovaniya i razvitiya cheloveka: uchebnoe posobiye [Psychology of culture, education and development of man: tutorial]. Omsk, OmGPU Publishing, 2013, 300 p.

REFLEXIVE COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF ENGINEER

Margarita V. Tsyguleva,

senior teacher, Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI)

Abstract. The aim of this research is to capture the essence of professional competency of engineer which affects the quality of future engineers' professional training. Changes in engineering industry, complication of engineering activity which is dependent on developed reflexive skills determine the thematic justification of the article. New requirements to modern professional engineer stipulate the importance of developing future engineers' reflexive skills in the process of their professional training. Analysis of the psychoeducational literature and actual educational standards helped to comprehend the engineering students' training outcomes in accordance with the trends in engineering. The article presents theoretical analysis of the concept "professional competency of engineer" on the bases of scientific review of current researches. Content analysis was used to reveal the main elements of the concept, and it was found out that the efficiency of university training depends on the formedness of readiness and ability of students to solve professional tasks. The main elements of the concept in question represent such components of professional competency of engineer as motivational and axiological, personality, cognitive, and activity-related; the researchers use a personality-oriented and activity-oriented and system approaches when they define this concept. The author suggests considering formation of professional competency of engineer using a reflexive and activity approach. This approach makes it possible to structure the professional competency of engineer as a three component configuration. The author concludes that it is necessary to include a reflexive component into the structure of professional competency of engineer as it plays the role of a mechanism allowing an engineer to organize his professional activity considering its purposes and values. As a result of the research, definitions of such notions as "professional competency of engineer", "reflexive component of the professional competency of engineer" were specified.

Keywords: engineer, professional engineering competency, structure of the professional engineering competency, reflexive component, reflective and activity approach.

Сведения об авторе:

Цыгулева Маргарита Викторовна - старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» (644080, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира 5), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.