Научная статья на тему 'Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки'

Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1258
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / АБИТУРИЕНТЫ / СТУДЕНТЫ / HIGHER EDUCATION / PSYCHOLOGICAL READINESS / UNIVERSITY ENTRANT / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гемешлиев Федор Кириллович, Лызь Наталья Александровна

Раскрывается противоречие между требованиями вуза и готовностью студентов к обучению. Под психологической готовностью студента к освоению программ профессионального образования понимается интегративное психологическое образование, основанное на согласованности личностных характеристик и учебно-профессиональной деятельности в вузе и обеспечивающее эффективность и развитие всех видов активности (учебнопознавательной, исследовательской, профессионально-практической, деятельности самообразования и саморазвития). Представлена модель психологической готовности студентов, включающая мотивационный, регулятивный, интеллектуальный и знаниевооперациональный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гемешлиев Федор Кириллович, Лызь Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF STUDENTS PSYCHOLOGICAL READINESS TO MASTERING OF TRAINING PROGRAMS

The article deals with contradiction between the demands of high school and students readiness to learn. Psychological readiness of students to the fulfilment of curriculum of vocational education is an integrative psychological formation, based on the coordination of personality characteristics, educational and professional activities and ensuring the efficiency and development of Раздел III. Проблемы психологии и безопасности жизнедеятельности 163 students activities (study, research, professional and practical, selfeducational and selfdevelopment). It shows the model of the psychological readiness of students, including motivation, self-regulation, intellectual ability, knowledge and educational skills.

Текст научной работы на тему «Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки»

4. Кибальченко И.А. Голубева Е.В. Психодиагностика. Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением./ Под ред. И.А. Кибальченко, 2008. - 314 с.

5. Осорина М.В. Пространственная пульсация ментального образа и ее проявления в детском фантазировании // Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л.М. Веккера / Отв. ред. М.А. Холодная и М.В. Осорина. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. - С. 111.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.

Астахова Армини Аветиковна

Технологический институт федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный

федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.

Astakhova Armini Avetikovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational

Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Safety of Existence; Post-graduate Student.

УДК 159.9:37.015-057.875

Ф.К. Гемешлиев, Н.А. Лызь

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Раскрывается противоречие между требованиями вуза и готовностью студентов к обучению. Под психологической готовностью студента к освоению программ профессионального образования понимается интегративное психологическое образование, основанное на согласованности личностных характеристик и учебно-профессиональной деятельности в вузе и обеспечивающее эффективность и развитие всех видов активности (учебнопознавательной, исследовательской, профессионально-практической, деятельности самообразования и саморазвития). Представлена модель психологической готовности студентов, включающая мотивационный, регулятивный, интеллектуальный и знаниево-операциональный компоненты.

Высшее образование; психологическая готовность; абитуриенты; студенты.

F.K. Gemeshliev, N.A. Lyz

MODEL OF STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS TO MASTERING

OF TRAINING PROGRAMS

The article deals with contradiction between the demands of high school and students’ readiness to learn. Psychological readiness of students to the fulfilment of curriculum of vocational education is an integrative psychological formation, based on the coordination of personality characteristics, educational and professional activities and ensuring the efficiency and development of

student’s activities (study, research, professional and practical, self- educational and selfdevelopment). It shows the model of the psychological readiness of students, including motivation, self-regulation, intellectual ability, knowledge and educational skills.

Higher educationж psychological readinessж university entrantж student.

В настоящее время преподаватели высшей школы все чаще проявляют недовольство школьной подготовкой абитуриентов и уровнем их личностной зрелости. Причины этого кроются не столько в падении качества общего образования, сколько в снижении «планки» требований к поступающим, и одновременно в повышении требований к студентам. Если первая из этих противоречивых тенденций обусловлена демографическими проблемами, падением конкурса и массовизацией высшего образования, то вторая - совершенствованием высшего образования, повышением его качества, в том числе, за счет предоставления обучающимся больших возможностей для выбора и реализации собственной образовательной траектории, за счет увеличения доли самостоятельной, творческой, исследовательской работы студентов. В этих условиях одним из важнейших факторов, влияющих на качество профессиональной подготовки, являются характеристики самого студента, его готовность к учебно-профессиональной деятельности, к условиям самостоятельности и свободы выбора.

В современных исследованиях готовность к обучению в вузе хотя и признается неотъемлемым качеством личности современного выпускника школы, но ассоциируется преимущественно со знаниями и учебными умениями. Эти знания и умения по предметам, соответствующим профилю профессиональной подготовки, оцениваются по окончании школы в процессе государственных экзаменов. Высокие результаты единого государственного экзамена, позволяющие абитуриенту автоматически переходить в ранг студента, преимущественно диагностируют достигнутый уровень в освоении содержания образования, т.е. знаниево-операциональную готовность абитуриента к обучению в вузе, в которой также отражен уровень развития интеллектуальных способностей. Если рассматривать учебно-профессиональную деятельность студента в вузе как особую полимотивированную самоуправляемую деятельность, отличающуюся от учебной деятельности школьника, то, вероятно, готовность к обучению в вузе, нельзя подменять готовностью к обучению вообще или сводить к знаниево-операциональному компоненту. Для успешного обучения в вузе необходимы готовность и способность студентов не только к освоению профессиональных знаний и умений, но и к выбору образовательной траектории, к самоуправляемому обучению, к проявлению познавательной инициативы, к преодолению трудностей и противоречий учебно-профессиональной деятельности. Личностной основой такой готовности являются ценностное отношение к образованию, познавательные потребности, нацеленность на овладение профессией и личностное развитие, способность делать осознанный выбор, проявлять активность и нести ответственность, осознавать жизненные цели и направлять себя на их достижение [5]. Однако эти качества, как правило, не попадают в поле внимание исследователей, что не позволяет делать достоверные прогнозы готовности абитуриентов к обучению в вузе, успешно развивать такую готовность. Таким образом, изучение психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки во всей своей целостности и взаимосвязи с устойчивыми личностными характеристиками несомненно актуально.

В психологии существуют различные подходы к определению основ психологической готовности к деятельности. В ее центр помещают качества личности (А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, С.М. Лыбин, К.К. Платонов, В.А. Сластенин,

А.И. Щербаков и др.), наличие способностей (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин и др.), совокупность устойчивых мотивов, личностных смыслов (В.Г. Асеев, А.Г. Асмо-

лов, Е.И. Ильин, В.А. Коротков, А.В. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.), рассматривают как установку или систему диспозиций (Д.Н. Узнадзе, С.Ю. Головин, В.А. Ядов и др.), как особое психическое состояние, мобилизованность сил (В.Н. Дружинин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов,

В.А. Пономаренко, П.А. Рудик и др.).

Общепринятым является выделение двух подходов к изучению готовности: функционального и личностного. С точки зрения функционального подхода готовность - это особое психическое состояние, установка на определенное поведение, на совершение определенной деятельности, мобилизованность сил для выполнения задачи. Сторонники личностного подхода рассматривают готовность к деятельности как личностное образование, как устойчивую характеристику личности, включающую отношения, мотивы, эмоционально-волевые и интеллектуальные качества, необходимые для успешного выполнения деятельности, мировоззрение, опыт, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в связи с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Готовность как устойчивая характеристика личности и как психическое состояние не противопоставляются, но описываются как разные ракурсы или взаимодействующие между собой стороны одного явления, например, как временная и длительная готовность [2].

Несмотря на различие подходов к определению психологической сути готовности к деятельности, большинство авторов (Ф.И. Иващенко, В.И. Колесов,

О.В. Михайлов, Л.А. Моисеенко, С.А. Печерская и др.) исходят из того, что психологическая готовность имеет интегративный характер, является системным образованием, состоящим из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов. Готовность функционально связывает два системных образования: личность и деятельность, обеспечивает согласование характеристик человека как индивида, личности и субъекта с конкретной деятельностью [2].

В психологической науке нет единой классификации видов психологической готовности к деятельности и ее компонентов. Анализируя структуру готовности, исследователи включают в ее состав самые разнообразные компоненты, способствующие успешному осуществлению конкретной рассматриваемой деятельности. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); когнитивный, аффективный, деятельностный (Е.Н. Францева); мотивационный, волевой, оценочный, ориентационный, операциональный (В.И. Колесов); когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, деятельностный (Т.В. Сулима, Л.А. Куценко); мотивационный, ориентационный, операциональный, личностный, рефлексивный (О.В. Плешакова); мотивационный, эмоциональный, операциональный и информационный (С.А. Печерская) мотивационный, познавательный, эмоциональный, волевой, коммуникативный (Б.П. Яковлев); мотивационный, ориентационный, операциональноволевой, личностно-операциональный, оценочно-рефлексивный (В.В. Согалаев) и др.

Понятие психологической готовности к деятельности служит основанием для формирования научных представлений о психологической готовности к обучению, учебной деятельности. Здесь наиболее разработанным является понятие «психологическая готовность к школе». Как правило, в психологической готовности к школе выделяют четыре компонента: интеллектуальный (уровень развития познавательных процессов, кругозор, словарный запас, специальные умения и др.), мотивационный (желание идти в школу, мотивы учебной деятельности), эмоционально -волевой (умение ставить цель, принимать решение, составлять план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия), личностный (сформированность внутренней позиции школьника, нравственных качеств, умений общения со сверстниками и взрослыми).

Психологическая готовность к обучению в вузе - менее разработанный конструкт. В одном из специальных исследований (диссертация С.Н. Кусакиной) оно представлено как культурно-обусловленная многокомпонентная функциональная система, способствующая включению в учебно-профессиональную деятельность, предназначенная для успешной адаптации в вузе и включающая три содержательно отличных компонента: мотивационно-профессиональный, когнитивно-

темповый и волевой [4]. Мотивационно-профессиональный предполагает желание учиться в вузе по выбранной профессии, быть студентом, выполнять обязанности в соответствии с новым статусом, также включает цели поступления в институт, факторы, оказавшие влияние на выбор профессии, информированность о профессии, самостоятельность и осознанность профессионального выбора как окончательного на данном этапе жизненного пути. Когнитивно-темповый компонент включает два подкомпонента: интеллектуальный (средний уровень интеллектуального развития и программной школьной подготовки) и организационнотемповый (высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, быстрое переключение внимания). Волевой компонент содержит навыки самоорганизации и саморегуляцию поведения [Там же].

Е.Н. Тулебаева и А.П. Мерсиянова в качестве главного критерия готовности к обучению в вузе полагают развитую способность студентов работать самостоятельно и выделяют личностный (воля, активность, настойчивость, осмысленность своего жизненного пути), мотивационный (наличие интереса к занятиям, желание прилагать усилия для понимания и усвоения сложного материала) и операциональный (умение обрабатывать информацию, выделять главное, конспектировать, строить схемы, осмысливать сложные тексты, умения самоуправления) аспекты такой готовности [6].

Н.А. Зенкова представляет психологическую модель готовности первокурсников к обучению в вузе на основе аппарата искусственных нейронных сетей [3]. Эмпирические данные позволили автору сделать вывод о том, что в структуре такой готовности наиболее важными компонентами являются, во-первых, уровень мотивации, готовности и желания для обучения по заданной специальности, во-вторых, склонность к умственным видам деятельности, за ними следуют умение моделировать и принимать решения в данной предметной области, начальный уровень образования, а такие качества индивидов, как способность к запоминанию и логическое мышление занимают в структуре готовности наименее значимые места.

Более широко рассматривает психологическую готовность к обучению в вузе И.И. Ахтамьянова. Она представляет ее как феномен, свидетельствующий о появлении нового психического новообразования - субъектной позиции студента, включающей и перспективную позицию профессионала [1]. Эта позиция проявляется и по отношению к действительности, и по отношению к самому себе: своему месту в жизни, способам достижения цели, организации деятельности. На основании проведенного анализа проблемы психологической готовности к обучению в высшей школе как условия формирования субъектной позиции в обучении и когнитивной культуры студентов автор выделяет три основных блока психологической готовности абитуриента к учению в вузе: личностная готовность к обучению в вузе: система социальных установок относительно жизненных ценностей (необходимости определенного уровня образования, определенной профессии, будущего жизненного пути и др.); когнитивная готовность к обучению в вузе: необходимый уровень актуальных знаний, достаточный для успешного обучения в вузе, уровень развития познавательных психических процессов, необходимый для адаптации к учебной деятельности в вузе в новых непривычных условиях (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи); операционально-деятельностная готовность к обучению в вузе с преобладанием навыков и умений самостоятельной работы [Там же].

Таким образом, определяя понятие психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки необходимо опираться, с одной стороны, на понятие готовности к деятельности как целостного личностного свойства, с другой - на особенности и требования учебно-профессиональной деятельности в вузе. Готовность студентов к освоению программ профессиональной подготовки целесообразно рассматривать также в русле личностного и профессионального становления студентов. Под психологической готовностью студента (абитуриента) к освоению программ профессионального образования будем понимать целостное интегративное психологическое образование, основанное на согласованности личностных характеристик и учебно-профессиональной деятельности в вузе и обеспечивающее эффективность и развитие всех видов деятельностей, входящих в нее (учебно-познавательной, профессионально-практической, исследовательской, деятельности самообразования и саморазвития). Психологическая готовность студента способствует актуализации его личностного и познавательного потенциала, адаптации к образовательной среде вуза и возникающим ситуациям, регуляции состояний в связи с задачами учебно-познавательной деятельности, оптимизации процесса решения задач и достижение результатов в личностно-профессиональном развитии.

Обобщая современные представления о готовности к деятельности вообще и о готовности к обучению в вузе, в состав психологической готовности студентов к освоению программ высшего профессионального образования можно включить: мотивацию учебно-познавательной деятельности, отношение к осваиваемой профессии; способности к эмоционально-волевой регуляции учебно-профессиональной деятельности; интеллектуальные способности и метакогнитивные умения, позволяющие осуществлять познавательную деятельность высокой сложности; знания, необходимые для освоения конкретной программы высшего профессионального образования, навыки осуществления учебных действий, умения самостоятельной познавательной деятельности.

Рассматривая психологическую готовность студентов к освоению программ профессиональной подготовки с данных позиций, можно выделить ряд личностных характеристик как источников, предпосылок формирования данной готовности: мировоззрение, отношение человека к образованию и будущей профессиональной деятельности, профессиональные установки, интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-волевые особенности личности и способности к саморегуляции, способности личности ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью и др.

В целом предлагаемая теоретическая модель психологической готовности студентов к освоению программ профессионального образования выглядит следующим образом (рис. 1).

Таким образом, представленная на основе теоретического анализа структура психологической готовности студентов к освоению программ профессионального образования образована четырьмя компонентами, которые взаимосвязаны как между собой, так и с соответствующими сферами личности. Интерес к учебной деятельности и позитивное отношение к будущей профессии (мотивационный компонент готовности) базируется на ценностях познания, достижения, творчества, саморазвития, на общей осмысленности жизни, осознанности целей и выстроенной в сознании перспективе будущего, т.е. тех образованиях, которые принадлежат ценностно-смысловой сфере личности. Умения регуляции учебно-профессиональной деятельности, ее планирования, контроля, коррекции, мобилизации сил, сосредоточения на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, трудностей (регулятивный компонент) взаимосвязаны со сформированностью общей системы саморегуляции личности, ее волевыми ресурсами и всей эмоционально-волевой сферой. Стиль познавательной деятельности, способности к решению задач учебно-профессиональной деятельности, к усвоению и преобразованию знаний и умений (интеллектуальный компонент) бази-

руются на общей развитости и индивидуальных свойствах когнитивной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.), а знания и умения как база для освоения конкретной программы профессиональной подготовки (знаниево-операциональный компонент) являются частью целостного опыта студента.

Рис. 1. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессионального образования

Мы полагаем, что психологическая готовность студентов к освоению программ профессиональной подготовки имеет инвариантный компонентный состав, не зависящий от конкретной будущей профессиональной деятельности. Однако содержательное наполнение компонентов (в первую очередь, знаниево-операционального) может быть вариативно в зависимости от профиля профессиональной подготовки.

На основе теоретического анализа проблемы можно утверждать, что все компоненты готовности взаимосвязаны между собой и образуют систему. Есть основания полагать, что успешность освоения программ профессиональной подготовки студентами определяется не отдельными компонентами, а целостной системой психологической готовности, при этом индикаторами ее сформированности выступает не только выраженность отдельных компонентов, но и их внутреннее единство, целостность. Это предположение нуждается в эмпирической проверке, что и будет являться перспективой исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010.

- № 1. - С. 55-73.

2. Гемешлиев Ф.К. Основания для изучения психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Сборник научных трудов ТТИ ЮФУ «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - С. 22-27.

3. Зенкова Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2003. - 24 с.

4. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - M., 2009. - 24 с.

5. Лызь Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. - 2011. - № 6.

6. Тулебаева Е.Н., Мерсиянова А.П. Готовность выпускников школ к самостоятельной работе как определяющему виду учебной деятельности в вузе // Вестник КАСУ. - 2007.

- № 1. - С. 162-169.

Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков. Г емешлиев Федор Кириллович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет».

E-mail: [email protected].

344094, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 40.

Тел.: 88632225703.

Кафедра тактики, правовой, финансово-экономической подготовки и организации психологической борьбы ЮФУ; начальник.

Лызь Наталья Александровна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; профессор.

Gemeshliev Fedor Kirillovich

Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

40, Zorge Street, Rostov-on-Don, 344094, Russia.

Phone: +78632225703.

The Department of Tactics, Law, Financial and Economic Training and Organization of Psychological Warfare; Head.

Lyz Natalia Alexandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Safety of Existence; Professor.

УДК 159.9.01

С.А. Датченко

ПОНЯТИЕ «СОЗНАНИЕ» С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Рассматривается понятие «сознание» с позиций системной психофизиологии. Из рассмотрения вытекает, что одна и та же объективная реальность в психике индивида с развитым индивидуальным социальным сознанием представлена одновременно двумя принципиально различными формами субъективного отображения. Причем один вид отображения может быть осознан полностью, другой - лишь в той части, которая на данный момент не противоречит первому виду. В связи с чем, делается вывод, что любое состояние сознания индивида определяться, прежде всего, существующей на данный момент взаимозависимостью неосознаваемого психического и индивидуально-социального сознания.

Сознание; системная психофизиология; теория функциональных систем; системноэволюционная теория; функциональные системы.

1б8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.