Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТ'

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Визаулина Виктория Вячеславовна

Главной задачей профессиональной подготовки в процессе формирования компетенции социального взаимодействия выступает закрепление и конкретизация профессиональных знаний, умений и навыков, приобретённых в результате теоретического обучения, однако, неотъемлемой частью данной компетенции является формирование качеств личности будущего специалиста, необходимых для выполнения профессиональных функций на должном уровне. Компетенция социального взаимодействия рассматривается как ключевая компетенция будущего специалиста и является основой развития остальных профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Визаулина Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION IN THE TRAINING OF A MODERN SPECIALIST

The main task of professional training in the process of formation of competence of social interaction is to consolidate and specify professional knowledge, skills and skills acquired as a result of theoretical training, however, an integral part of this competence is formation of qualities of personality of the future specialist necessary for performance of professional functions at the proper level. The competence of social interaction is considered as a key competence of the future specialist and is the basis for the development of other professional competences.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТ»

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва);

кандидат филологических наук, старший преподаватель Визаулина Виктория Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва), старший преподаватель кафедры английского языка № 1

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Главной задачей профессиональной подготовки в процессе формирования компетенции социального взаимодействия выступает закрепление и конкретизация профессиональных знаний, умений и навыков, приобретённых в результате теоретического обучения, однако, неотъемлемой частью данной компетенции является формирование качеств личности будущего специалиста, необходимых для выполнения профессиональных функций на должном уровне. Компетенция социального взаимодействия рассматривается как ключевая компетенция будущего специалиста и является основой развития остальных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетенция социального взаимодействия, профессиональное образование, профессиональная подготовка.

Annotation. The main task of professional training in the process of formation of competence of social interaction is to consolidate and specify professional knowledge, skills and skills acquired as a result of theoretical training, however, an integral part of this competence is formation of qualities of personality of the future specialist necessary for performance of professional functions at the proper level. The competence of social interaction is considered as a key competence of the future specialist and is the basis for the development of other professional competences.

Keywords: Competence of social interaction, vocational education, vocational training.

Введение. Направление развития российской экономики обусловливает базовые требования к выпускникам отечественных вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», чьи общие и профессиональные компетенции непосредственно связаны с уровнем владения навыками общения (вербального и невербального). Основу деятельности современного управленца составляет компетенция социального взаимодействия (далее - СВ), играющая ключевую роль при формировании вторичных компетенций, которые позволяют выполнять коммуникативно-производственные задачи разной степени сложности. Недостаточно развитая компетенция СВ может привести работника к профессиональным провалам, к потере должности и репутации. Следовательно, специалист в области менеджмента должен не только обладать определенным набором профессиональных знаний, но и уметь вступать в продуктивный контакт с партнерами и клиентами, представителями различных сфер деятельности.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятой дефиниции компетенции СВ. Чтобы понять сущность данной компетенции, разобраться с ее характеристиками и атрибутами, нужно проанализировать развитие двух распространённых понятий: «компетенция» и «СВ». Первый термин активно применяется, исследуется и корректируется как представителями социологии, психологии, педагогики, так и специалистами с экономическим (в частности, управленческим) образованием. С точки зрения советского и российского мыслителя В.П. Кохановского, под взаимодействием следует понимать философскую категорию, репрезентирующую обоюдное влияние двух или большего количества объектов, степень их созависимости, гипотетические изменения и вероятность появления нового объекта [7]. Подлинные свойства, отражающие содержание объекта, возникают и осмысливаются благодаря его взаимодействию с иными объектами. Данный процесс представляет собой объединяющий фактор, посредством которого отдельные элементы образуют цельную систему. Взаимодействие представляет собой универсальный феномен, который делает возможным существование материального мира и общественной жизни с ее многочисленными формами взаимных контактов - прежде всего, межличностным общением. И.И. Жбанкова рекомендует рассматривать взаимодействие в четырех относительно обособленных аспектах: онтологическом (бытийном), гносеологическом (познавательном), логическом и методологическом.

Изложение основного материала статьи. В рамках данной статьи представляется разумным рассмотреть методологический аспект взаимодействия. Изучение вопросов, связанных с компетенцией и компетентностью, позволяет нам утверждать, что термин «компетенция» обозначает результат учебно-воспитательного процесса, отражающий уровень теоретической подготовки, а также степень владения средствами и методами профессиональной деятельности. Рассматриваемое понятие определяет соответствие работника установленным критериям эффективности и охватывает систему мотивов, индивидуальных характеристик, ценностей и принципов, благоприятствующих успешной реализации профессиональных обязанностей. Под компетенцией понимается способность человека реализовывать конкретные функции, демонстрировать знания, навыки и умения, которые требуются для осуществления профессиональной деятельности [9].

Рассмотрев различные интерпретации понятия «компетентность» [1, 5, 10], мы выделили ряд моментов, отмечаемых подавляющим большинством авторов:

1) под компетентностью имеется в виду определенная сфера, в которой индивид выступает в качестве эксперта или профессионала;

2) компетентность в той или иной области детерминирует содержание деятельности специалиста, стоящие перед ним профессиональные задачи, очерчивает диапазон допустимого поведения в разных производственных условиях;

3) структура компетентности включает в себя устойчивые личностные свойства, позволяющие спрогнозировать действия человека в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

4) компетентность позиционируется как результат обучения и находится в прямой зависимости от уровня подготовки студентов.

В результате интеграции всех вышеназванных характеристик можно утверждать, что компетентность представляет собой сочетание знаний, умений, навыков и личностных свойств при реализации задач профессионального характера, которая оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к представителям конкретной профессии.

Проведенный анализ позволяет говорить о неразрывной взаимосвязи понятий «компетентность» и «компетенция» [2]. Компетентность в той или иной профессии зависит от наполнения соответствующих компетенций, зачастую формулируемых и выстраиваемых вероятными работодателями - руководителями организаций, в то время как компетенция создается и совершенствуется в рамках подготовки будущих управленцев. Установив содержание основных терминов, следует определиться со смыслом понятия «социальное взаимодействие». Исследователи и практикующие специалисты, связанные с рассматриваемым феноменом, не смогли прийти к единому мнению. Тем не менее, значительное количество разнообразных подходов к изучению СВ (как в России, так и за рубежом) позволило выявить его основное содержание в современной научной литературе.

Неоднозначность интерпретации СВ обусловлена использованием соответствующего термина в различных предметных областях: экономике, социологии, педагогике, философии и так далее. Прежде всего нужно рассмотреть понятие «взаимодействие» в наиболее общем, философском аспекте - как непрерывное и неизбежное «событие» всего живого на нашей планете. Согласно словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, взаимодействие представляет собой «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь»: человеком и человеком, человеком и природой, человеком и антропогенной средой, а также между неодушевленными объектами и явлениями. Следовательно, взаимодействие происходит по субъект-субъектному принципу, который, - при участии в процессе хотя бы одного homo sapiens, - обычно базируется на социальных отношениях. Стремясь осмыслить сущность компетенции СВ, российские и зарубежные исследователи определяют различные элементы компетенции СВ [3].

Наиболее полной авторам статьи представляется следующая структура социального взаимодействия, установленная в ходе изучения научных трудов психологической и педагогической направленности [4]: 1) мотивационная составляющая (стимулы, подталкивающие работника к демонстрации своих личностных и профессиональных достоинств при реализации социальных функций и соблюдении поведенческих установок, закрепившихся в данном обществе или организации); 2) когнитивная составляющая (представление о средствах, методах, сценариях осуществления деятельности); 3) практическая составляющая (способность проявлять активность в различных ситуациях - типичных, содержащих элемент новизны или принципиально расходящихся с принятым стандартом); 4) аксиологическая составляющая (восприятие СВ в контексте ценностно-смысловой парадигмы). Основой СВ выступают формулируемые человеком цели и движущие им мотивы. Последние выделяются в особую группу, поскольку цели, достигаемые посредством социально мотивированного поведения, могут быть реализованы только в рамках межличностных контактов. Социальные мотивы и потребности являются ключевыми для члена человеческого общества, во многих случаях вытесняя на второй план другие значимые стимулы -биологические и духовные.

Сущность СВ раскрывается при условии интегрированности индивидов в некую совместную деятельность, выполнение которой способствует достижению поставленных целей посредством осуществления определенных действий. Степень развития компетенции СВ репрезентируется в эффективности реализации умений, связанных с: 1) установлением цели и формированием целевой иерархии СВ; 2) осмыслением ситуаций социального характера, способностью соотносить свое поведение с индивидуальными и общественными интересами; 3) выстраиванием различных сценариев взаимодействия, продумыванием их практического воплощения в конкретных эмпирических формах. Ценностно-смысловое восприятие СВ индивидом наполняет данный процесс содержанием и направляет его в определенное русло [6].

Подчеркнем, что осуществление ценностей есть осуществление отношений, а ценности социального типа лежат в основе СВ человека, участвующего в межличностном общении. Социальная среда оказывает значительное влияние на формирование ценностей индивида, специфику тех общественных групп, в которые он интегрирован. Речь идет прежде всего о таких моральных категориях, как справедливость, благо, долг, ответственность, милосердие, а также о свободе, толерантности, успехе, заинтересованности, способности слушать и слышать.

Концепция выстраивания компетенции СВ будущих менеджеров включает в себя следующие составляющие: ценностно-мотивационную (отработанность восприятия СВ как общественной и образовательной ценности); когнитивную (комплекс устойчивых социальных и психолого-педагогических представлений о компетенции СВ); социально-прикладную (система особых навыков, позволяющих молодому специалисту успешно взаимодействовать с людьми в рамках выбранной профессии); коммуникативную (вербальное и невербальное общение индивидов, расширение ареала коммуникации, технически оснащенные формы межличностного взаимодействия, оптимизация и интенсификация отношений в малых и средних группах: семье, трудовом коллективе и т.д.) [8].

Таким образом, проведенное исследование позволяет авторам статьи сформулировать следующее определение компетенции СВ будущего специалиста социального профиля: комплексное социально-педагогическое свойство, включающее в себя восприятие СВ как общественной и образовательной ценности; комплекс устойчивых социальных и психолого-педагогических представлений о компетенции СВ; систему особых навыков, позволяющих молодому специалисту успешно взаимодействовать с людьми в рамках выбранной профессии, а также ряд коммуникативных характеристик: вербальное и невербальное общение индивидов, расширение ареала коммуникации, технически оснащенные формы межличностного взаимодействия, оптимизация и интенсификация отношений в малых и средних группах.

Практико-ориентированная концепция, связанная с развитием компетенции СВ, должна быть направлена на закрепление общих и специальных знаний, навыков и умений, а также на формирование методов их использования в профессиональной деятельности; подразумевает предпочтительность выстраивания учебно-

воспитательного процесса в таком ключе, чтобы итог образования представлял собой единую систему, а не набор обособленных показателей. Концепция выстраивания СВ, представленная в данной работе, базируется на ключевых научно-теоретических подходах, в том числе компетентностном, ценностном и социально-педагогическом.

Компетентностный подход подчеркивает прикладной характер образования, необходимость уделять больше внимания развитию конкретных навыков и умений. Данный подход значительно обогащает содержание образования с помощью многочисленных моментов, затрагивающих личность учащихся, что свидетельствует о его гуманистической направленности. В рамках компетентностного подхода у преподавателя появляется возможность изучить компетенцию СВ, используя методологию трех теоретико-аналитических уровней: философского, общенаучного и предметного.

На первом уровне компетенция СВ интерпретируется как элемент целостной системы индивидуальных характеристик личности, где базовой составляющей выступает поставленная цель, а процесс выстраивания упомянутой компетенции - как поступательное движение к данной цели, что позволяет говорить о хронологическом компоненте формирования рассматриваемой нами системы в рамках высшего профессионального образования. Второй, общенаучный, уровень позволяет трактовать выстраивание компетенции СВ как сочетание процесса и результата и предполагает осуществление промежуточной диагностики приобретенных знаний. На третьем, предметном, уровне возрастает значение базовых компетенций в контексте профессионального обучения будущего управленца. Отмечается особая роль компетенции СВ как основы профессионализма в данной сфере.

Ценностный подход подразумевает отношение к человеческой личности как к главной ценности и рассмотрение выстроенной компетенции СВ в качестве результата достижения индивидом приемлемой готовности к вербальной и невербальной коммуникации с другими людьми в рамках выполняемых обязанностей. Подобная позиция подчеркивает роль персональной мотивации и личных убеждений в структуре профессиональной деятельности.

При социально-педагогическом подходе становится возможным определить различные виды практико-ориентированной активности, детерминирующие уровень интеллектуально-нравственного развития индивида как участника взаимодействия с обществом на социально-педагогическом уровне. Авторы статьи соотносят выстраивание компетенции СВ в учебно-воспитательном процессе с ценностно-мотивационной, когнитивной, социально-прикладной и коммуникативной составляющими, а воспитание востребованных обществом индивидуальных свойств (терпимости, общественной активности, ответственности перед социумом) реализуется благодаря внесению принципиальных изменений в основное содержание, методы и формы высшего и среднего профессионального образования.

Выводы. Концепция, представленная в данной статье, представляет собой сложный, специфически структурированный комплекс, который позволяет систематизировать объективные процессы и явления, существующие в современном образовании; рассматривать их как единое целое, воспринимая используемую концепцию в качестве связующего звена между теоретическими и практическими аспектами деятельности. Подобное отношение благоприятствует глубокому научному анализу и тщательному эмпирическому изучению образовательной реальности, решению или сглаживанию педагогических и организационных проблем.

Создание концепции предполагает наличие определенных критериев. При выборе критериев для компетенции СВ нужно помнить о том, что они должны отражать уровень соответствия данной компетенции тем требованиям, которые установлены в обществе. Критерий, установленный для компетенции СВ, призван репрезентировать такие ее характеристики, как системность, внутреннее единство и взаимосвязь составляющих. Авторы статьи выделяют следующие критерии выстроенности компетенции СВ: наличие необходимых знаний в социально-педагогической сфере; навыки использования данных знаний и соответствующих технологий в образовательной практике; умение структурировать сведения, полученные эмпирическим путем; способность к педагогическому мышлению; высокий уровень сопротивляемости стрессу и прочим негативным факторам; владение навыками устного и письменного общения; желание помогать окружающим и оказывать им моральную поддержку; стремление к взаимодействию с другими людьми, к работе в коллективе; наличие ряда социальных свойств (терпимости, общественной активности, ответственности перед социумом).

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5. С. 3-11.

8. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

9. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

10. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ изменений, происходящих в различных сферах современного социума, которые предъявляют новые требования к формированию нового подхода к восприятию личности выпускника профессиональной образовательной организации и предполагают подготовку вузами квалифицированных, обладающих развитым мышлением специалистов. С этим связан достаточно оперативный переход отечественного образования, в частности, высшего на стандарты третьего поколения, имеющие личностно-ориентированный характер и создающие для педагогов и студентов наиболее благоприятные условия, при которых принимаются во внимание индивидуальные качества студентов, а также формируются основы их обучения и воспитания как полноправных участников профессионального образования.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, рыночная экономика, система компетенций выпускника, профессиональная подготовка.

Annotation. The article presents an analysis of the changes taking place in various spheres of modern society, which place new demands on the formation of a new approach to the perception of the personality of a graduate of a professional educational organization and involve the training of qualified, developed-thinking specialists by universities. This is connected with the rather rapid transition of domestic education, in particular, the highest to the standards of the third generation, which are personal-oriented and create for teachers and students the most favorable conditions, in which individual qualities of students are taken into account, as well as the foundations of their education and education as full participants of professional education are formed.

Keywords: Individual educational route, market economy, graduate competency system, vocational training.

Введение. Личностная и профессиональная эволюция студентов, наряду с требованиями к их образовательному вектору, способствует максимальной адаптации образования к индивидуальному потенциалу будущих специалистов, их общему развитию в условиях учебного заведения, практической реализации имеющихся у них возможностей. Данное обстоятельство определяет необходимость педагогического обеспечения студентов, наличия у них способности адекватно реагировать на темпы и траекторию собственного профессионального совершенствования. Это достигается посредством менеджмента сопровождения, который оказывает влияние на уровень подготовки студентов, их заинтересованность в успехе и признании. Средства сопровождения и формирования всех условий, требующихся для демонстрации творческих возможностей студентов, представлены формами, способами и технологиями управления учебно-воспитательным процессом, диагностикой результатов выполнения сформулированных задач, что выступает основой для осуществления исследовательской деятельности в сфере менеджмента обеспечения образовательного вектора учащихся в соответствии с программой, реализуемой в стенах вуза [11].

Согласно ФГОС ВО, в учреждении, предоставляющем высшее образование, необходимо наличие культурно-коммуникативной образовательной среды (далее - КОС), благоприятствующей комплексному раскрытию личностного потенциала студента. При создании образовательных программ ФГОС 3-го поколения требуют учитывать потенциал вуза в области выстраивания общекультурных компетенций студентов (например, коммуникативных, организационных и творческих). Высшее учебное заведение должно создавать условия для оттачивания социально-развивающей составляющей образовательного процесса, которая предполагает совершенствование системы студенческого самоуправления, посильный вклад учащихся в деятельность социальных организаций, сообществ молодых ученых, творческих клубов и т.д. Основное содержание вектора профессионального совершенствования студентов репрезентируется в том, что он представляет собой выстраивание работы в области образования на базе модульного обучения, создающего условия для стадиального развития профессиональных знаний и компетенций; формирования личной траектории профессионального роста учащихся; раскрытия их индивидуального потенциала в контексте выбранной профессии; осмысления значимости подобного развития.

Культурно-коммуникативное образовательное пространство (далее - КОП) учебного заведения может стимулировать студентов к активному саморазвитию, так как время студенчества чаще всего соответствует периоду закрепления основных ценностных установок, формирования нравственных и профессиональных свойств, стремления к эффективной реализации конкретных задач с помощью использования определенных методов и технологий. Степень интенсивности и целенаправленности подготовки студентов к профессии и взрослой жизни как таковой зависит от предоставляемой им широты выбора типов профессиональной деятельности, а также диапазона целей и средств [2].

Изложение основного материала статьи. КОС вуза представляет собой конструкт, характеризующий КОП в качественном аспекте и репрезентирующий его социокультурный статус. КОС высшего учебного заведения создает условия для формирования свойств, ценимых обществом, и профессионального становления учащихся; способствует устойчивому интеллектуальному и иному прогрессу, связанному с усвоением идей самостоятельности, инициативности, личной ответственности, творческого подхода к своему делу. КОС вуза позиционируется как комплексный фактор развития будущих специалистов в личностном и профессиональном отношении через их интеграцию в различные сегменты данной среды; как относительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.