Научная статья на тему 'Формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы'

Формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лейфа Андрей Васильевич, Пайгина Евгения Сергеевна

Цель работы заключается в теоретическом обосновании структурно-функциональной модели формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы и представлении результатов экспериментального исследования. На основе теоретических и эмпирических методов исследования автором в рамках предлагаемой модели определены педагогические условия, сформулированы критерии и охарактеризованы уровни формирования данной компетенции. Полученные результаты создают основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы, и могут быть включены в образовательную практику вузов России, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Статья адресована преподавателям, ведущим подготовку студентов, обучающихся по направлениям социального профиля, а также специалистам, работающим в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лейфа Андрей Васильевич, Пайгина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS’ PREPAREDNESSFOR SOCIAL-PROFESSIONAL INTERACTION

The purpose of the article is to theoretically substantiate, develop and experimentally test the structural-functional model and pedagogical conditions for the formation of the competence of social and professional interaction with future bachelors of social work. On the basis of theoretical and empirical methods of research the authors define the pedagogical conditions for such competence forming within the frames of the suggested model. The criteria and levels of the competence mentioned are also formulated. The resultss obtained form the scientific-methodical basis of the educational process aimed at formation of the concept of future social work bachelors’ social and professional interaction. Moreover, they can be included into the educational practica of the universities of Russia that provide vocational training for bachelors of social work.The article is addressed to teachers training students studying in social fields, as well as to the specialists working in institutions of social security and social servicing of population.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы»

УДК 372.881.1

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-111-119

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лейфа А.В., Пайгина Е.С.

Амурский государственный университет

675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21, Российская Федерация

Аннотация. Цель работы заключается в теоретическом обосновании структурно-функциональной модели формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы и представлении результатов экспериментального исследования. На основе теоретических и эмпирических методов исследования автором в рамках предлагаемой модели определены педагогические условия, сформулированы критерии и охарактеризованы уровни формирования данной компетенции. Полученные результаты создают основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы, и могут быть включены в образовательную практику вузов России, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Статья адресована преподавателям, ведущим подготовку студентов, обучающихся по направлениям социального профиля, а также специалистам, работающим в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальная работа, социально-профессиональное взаимодействие, компетенция социально-профессионального взаимодействия, структурно-функциональная модель. ^^^^^НН

FORMATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS' PREPAREDNESS FOR SOCIAL-PROFESSIONAL INTERACTION

A. Leifa, E. Paigina

Amur State University

21, Ignatievskoe sh., Blagoveshchensk, 675027, Russian Federation

Abstract. The purpose of the article is to theoretically substantiate, develop and experimentally test the structural-functional model and pedagogical conditions for the formation of the competence of social and professional interaction with future bachelors of social work. On the basis of theoretical and empirical methods of research the authors define the pedagogical conditions for such competence forming within the frames of the suggested model. The criteria and levels of the competence mentioned are also formulated. The resultss obtained form the scientific-methodical basis of the educational process aimed at formation of the concept of future social work bachelors' social and professional interaction. Moreover, they can be included into the

© CC BY Лейфа А.В., Пайгина Е.С., 2018.

educational practica of the universities of Russia that provide vocational training for bachelors of social work.The article is addressed to teachers training students studying in social fields, as well as to the specialists working in institutions of social security and social servicing of population.

Key words: vocational training, social work, social and professional interaction, competence of social and professional interaction, structural-functional model.

Согласно материалам аналитической записки, характеризующим приоритеты основных направлений исследований в сфере наук об образовании на 2020-2030 гг., подготовленной учёными Российской академии образования, важным для профессионального образования является разработка моделей управления качеством профессиональной подготовки, концепции и вариативной модели профессиональной подготовки в системе непрерывного образования в условиях глобализации, поликультурного образования и дидактического обеспечения содержания образования. Основой концепции является задача по улучшению системы профессионального образования, повышения уровня подготовки работников, в связи с чем возникает потребность установить тесную взаимосвязь и развить фундаментальную и прикладную науку [1].

В России на сегодняшний день функционирует система многоуровневой непрерывной подготовки кадров для социальной сферы: уровень среднего образования - социальные работники, уровень высшего образования - бакалавриат и магистратура. Во вступившем в силу ФГОС ВО третьего поколения сформулированы совокупные требования, обязательные для реализации образовательной программы бакалавра по направлению подготовки «Социальная работа». Сравнительный анализ государственных образова-

тельных стандартов трёх поколений показал, что подготовка первых специалистов ориентирует к практической деятельности, тогда как в основе второго и третьего поколения стандартов лежит компетентностный подход. Компетенция представляет собой способность действовать на основе практического опыта, умений и знаний для решения профессиональной задачи. В компетентностной модели образования упор делается на формировании ключевых компетенций для обеспечения конкурентоспособности будущих бакалавров социальной работы, способных к взаимодействию, включающему, кооперацию и консолидацию, в основе которых лежат современные принципы сотрудничества и диалога, общепринятые моральные нормы и социокультурные ценности [2].

Согласно квалификационным требованиям профессионального стандарта, а также кодекса этики социального работника прямой функцией социальной работы является оказание помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не способным решить проблему самостоятельно. Численность граждан, состоящих на учёте в органах социальной защиты и социального обслужив ания населения по состоянию на 01.01.2018: пожилые граждане - 34,8 млн.; инвалиды - свыше 6 млн.; беженцы и вынужденные переселенцы - 702 451 человек; употребляющие наркотики - почти 2 млн.; безработные - 5 млн.

250 тыс. человек, количество неблаго-плучных семей приблизилось к миллиону, что, в свою очередь, делает социальную работу наиболее востребованной в сфере социальных услуг. Социальная работа является профессиональным видом деятельности, интегрирующим направления межведомственного взаимодействия и координацию деятельности специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты в целях решения проблемного вопроса клиента. Первоочередной задачей социальной работы является диагностирование проблемы и составление плана её решения. Социально-профессиональное взаимодействие социального работника с учреждениями и организациями социальной защиты и социального обслуживания реализуется в форме сотрудничества. Основой сотрудничества являются объективное знание и опора на лучшие результаты, адекватная оценка, гуманное и доброжелательное отношение, доверительные и демократичные взаимоотношения, проявление активности между сторонами, совместная осознанная деятельность, цель которой - положительное взаимное влияние. В данных условиях на первый план выдвигается необходимость формирования у будущих бакалавров социальной работы компетенции социально-профессионального взаимодействия, позволяющей успешно взаимодействовать на основе практического опыта, умений и знаний для решения профессиональной задачи, а также усовершенствовать технологии социально-профессионального взаимодействия, применять понятную и убедительную систему приёмов в организации социальной работы [3].

Таким образом, компетенция социально-профессионального взаимодействия будущего бакалавра социальной работы - это результат профессиональной подготовки, характеризующий способность будущего бакалавра социальной работы осуществлять целенаправленный процесс взаимовыгодного сотрудничества, который заключается в том, что клиент получает социальную помощь и социальную поддержку, восстанавливает социально значимые функции, осуществляет выход из тяжёлой жизненной ситуации посредством вмешательства и влияния со стороны социального работника, который, в свою очередь, решает проблему клиента, повышает эффективность социальной работы, обеспечивая социальное благополучие и стабильность в обществе [4].

Процесс формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущего бакалавра социальной работы будет эффективнее, если его систематизировать и спроектировать в структурно-функциональную модель формирования компетенции, которая позволяет наглядным образом представить весь процесс профессиональной подготовки [5].

Структурно-функциональная модель формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных блоков:

- целевой - обусловлен социальным заказом общества, ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» и профессиональным стандартом специалиста по социальной работе;

Vrny

- содержательный - представлен компонентами, из которых состоит подготовка будущего бакалавра социальной работы к осуществлению социально -профессионального в заимодей -ствия;

- процессуально-деятельностный

- отражает педагогические условия, формы, методы, технологии обучения и этапы профессиональной подготовки;

- контрольно-оценочный - позволяет определить критерии формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущего бакалавра социальной работы, подразумевает проведение промежуточных и контрольных процедур;

- результативно-коррекционный

- представлен уровнями сформиро-ванности компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущего бакалавра социальной работы и анализом полученных результатов.

Содержательный блок раскрывается через систему личностных новообразований, возникающих в процессе формирования компетенции. Содержание компетенции социально-профессионального взаимодействия раскрывается через компоненты модели: мотивационно-ценностный -отражает мотивацию специалиста, направленную на изучение потребностей, интересов, ценностных ори-ентаций, ожиданий других людей; когнитивный - позволяет определить теоретические знания, полученные в процессе овладения профессией, применения своих умений и навыков в практической деятельности; операци-онально-деятельностный - отражает профессиональные умения и навыки, владение эффективными способами достижения положительных резуль-

татов в профессиональной деятельности; коммуникативный - подразумевает навыки общения, понимаемые как владение устной и письменной речью, умение вести диалог, знание этикета, общение [6].

Педагогические условия, повышающие эффективность реализации структурно-функциональной модели, представляют собой процессуально-деятельностный блок.

Первым педагогическим условием является построение профессиональной подготовки бакалавра социальной работы на основе междисциплинарных связей. Данное условие направлено на отработку профессиональных знаний, овладение умениями и навыками социально-профессионального взаимодействия. Вуз имеет право включать в учебный план дисциплины, дидактическое содержание которых направлено на формирование компетенции. Так, в рамках изучения дисциплины «Теория социальной работы» будущий бакалавр социальной работы познаёт: современные научные взгляды на теорию социального работы; учится: оперировать основными терминами и понятиями теории социальной работы; использовать полученные знания и навыки в практике социальной работы; получает: навыки владения теоретическим аппаратом в области социальной работы. В результате формируется способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии; способность к созданию условий для обеспечения государственно-частного партнёрства в процессе реализации социальной работы. В ходе изучения дисциплины «Русский язык и речевая коммуникация» формируется способность к коммуника-

ции в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Дисциплина «Конфликтология» закладывает способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, учитывать специфику глобального, национального и регионального этнокультурного развития. Таким образом, установление междисциплинарных связей общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональной подготовке направлено на тесную взаимосвязь с будущей профессиональной деятельностью, а также на овладение навыками и умениями взаимодействия [7].

Вторым педагогическим условием считаем организацию практической подготовки будущих бакалавров социальной работы на основе социального партнёрства. Социальное партнёрство выступает в форме конструктивного взаимодействия организаций, социальных групп и индивидов в целях согласованного решения общих социальных проблем. Социально-профессиональное взаимодействие проявляется в практической деятельности и во многом определяется тем, насколько глубоко и прочно бакалавр овладел методами и технологиями социальной работы. В ходе практической подготовки будущий бакалавр социальной работы выступает как посредник между потребителем социальных услуг и различными учреждениями и организациями, способными решить проблему клиента. Практика (учебная, производственная, научно-исследовательская, преддипломная) способствует выработке умения про-

фессионально работать с людьми, познать особенности разных культур, социальных групп, посредством чего формируется компетенция социально-профессионального взаимодействия.

Налаживание социального партнерства между ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» и социальными учреждениями Амурской области (Министерство социальной защиты населения, Министерство образования и науки Амурской области, управления социальной защиты населения г. Благовещенска, комплексные центры социального обслуживания населения, дома-интернаты и др.), предоставляющими базу практики, позволяет повысить эффективность практической подготовки бакалавров социальной работы к осуществлению социально-профессионального взаимодействия. Во время прохождения практики бакалавр социальной работы готовится осуществлять социально-профессиональное взаимодействие совместно с работниками учреждения, предоставившего место прохождения практики, и в зависимости от категории клиента выполняет разные функции специалистов [8].

Третье условие, позволяющее сформировать компетенцию, - это активизация межкультурных связей. Процесс активизации бакалавра социальной работы представляет собой активное побуждение социального работника оперативно взаимодействовать, используя технологии и методы социальной работы для решения проблемы клиента. Межкультурная связь выражается в общении между представителями различных культур, что предполагает непосредственные контакты между людьми и их общностя-

Viisy

ми, а также опосредованные формы коммуникации (язык, речь, письменность, электронная коммуникация). Клиентами социальной работы являются в первую очередь материально необеспеченные, социально уязвимые и маргинальные слои общества. Решение их проблем в современной системе социальной работы осуществляется с помощью дифференцированного подхода к клиентам. Он предполагает учёт особенностей социального положения человека, его потребностей, интересов, традиций. На базе их анализа подбираются адекватные методы культурного поведения специалиста и уровня общения, для того чтобы найти общий язык с клиентом. Социально-профессиональное взаимодействие осуществляется с клиентами, имеющими этнические и культурные различия, с разным уровнем образования. Для повышения эффективности активизации межкультурных связей необходимы выезды на предприятия и учреждения работодателей, организация встреч, круглых столов, форумов по решению проблем граждан, относящихся к категории клиентов социальной работы, заключение договоров о совместном сотрудничестве [9].

На основе исследований В.П. Бес-палько, А.М. Новикова и др. мы выделили критерии и уровни формирования компетенции, которые составляют контрольно-оценочный блок. Критерием мотивационно-ценностного компонента является наличие мотивов, побуждающих к проявлению личностного свойства в деятельности (методика оценивания уровня мотивации достижения, методика «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман)), критерием когнитивного компонента -

наличие знаний о средствах, способах, программах выполнения действий, технологий решения социальных задач (В.П. Беспалько), критерий опе-рационально-деятельностного компонента позволяет оценить наличие профессиональных умений и навыков, владение эффективными способами достижения положительных результатов в профессиональной деятельности, критерием коммуникативного компонента - наличие коммуникативных умений и навыков, уровень межличностной коммуникации (КОС-2).

Чтобы наметить пути формирования компетенции, необходимо выявить её качественные состояния -уровни, поэтому последний блок -результативно-коррекционный, отражает уровни сформированности компетенции социально-профессионального взаимодействия: недопустимый, критический, допустимый, должный [10].

В ходе исследования применения структурно-функциональной модели формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» проведён формирующий эксперимент в форме лонгитюдного исследования с 1-го по 4-й курс. Обобщающие показатели формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия отображены в таблице 1.

В эксперименте приняли участие 54 студента, будущие бакалавры социальной работы. Обучающихся разделили на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ). Уровень проявления компетенции социально-профессионального взаимодействия студентов первого курса можно характеризовать

как недопустимый (8,7 баллов). К четвертому курсу уровень достоверно изменился (17,7 баллов). В результате внедрения структурно-функциональной

модели была отмечена положительная динамика формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия.

Таблица 1

Динамика уровня сформированности компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы, в баллах

Компоненты Группа 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Р1-2 Р1-3 Р1-4 Р2-3 Р2-4 Р3-4

М±m М±m М±m М±m

Коммуникативный ЭГ 2,6±0,2 2,9±0,2 3,2±0,3 3,8±0,2 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05

КГ 2,4 ±0,2 2,5±0,2 2,6±0,2 2,9 ±0,2

Когнитивный ЭГ 2,1±0,2 2,9±0,3 3,9±0,4 4,8±0,3 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

КГ 2,0±0,3 2,4±0,3 3,1±0,3 4,0±0,4

Мотивацион-но-ценностный ЭГ 1,8±0,2 2,8±0,4 3,9±0,4 4,8±0,4 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

КГ 1,6±0,2 2,6±0,3 3,3±0,3 3,6±0,4

Операциональ-но-деятельност-ный ЭГ 2,2±0,2 2,7±0,2 3,6±0,3 4,3±0,4 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

КГ 2,0±0,3 2,4±0,2 3,2±0,2 3,4±0,3

Интегральный показатель ЭГ 8,7±0,8 11,3±1,1 14,9±1,2 17,7±1,2 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

КГ 8,0±1,1 9,9±1,0 12,5±1,1 13,9±1,3 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

p >0,05 >0,05 <0,05 <0,05

Уровень ЭГ I (недоп.) II (крит.) III (допус.) IV (долж.)

КГ I (недоп.) II (крит.) II (крит.) III (допус.)

Повышение уровня сформиро-ванности компетенции социально-профессионального взаимодействия объясняется: во-первых, изучением дисциплин общепрофессионального и специального блоков по направлению «Социальная работа»; во-вторых, в процессе совместной деятельности со специалистами социальных служб в период прохождения практик решаются проблемы клиентов; в-третьих, организуются выездные экскурсии; в-четвёртых, осуществляется включённое прохождение практик; в-пятых, студентам предоставляется свободный

выбор базы практики. За период экспериментальной работы интегральный показатель в экспериментальной группе возрос, что свидетельствует об эффективности внедрения структурно-функциональной модели [11].

Таким образом, моделирование деятельности обучающихся позволяет целенаправленно сформировать компетенцию социально-профессионального взаимодействия, описывает поэтапный процесс профессионального становления будущего бакалавра, формирует знания о ценностях будущей профессии, реализует потребность са-

V117у

мосовершенствоваться на протяжении всей жизнедеятельности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что модель и предложенные условия формирования компетенции социально-профессионального взаимодей-

ствия обеспечивают, согласно экспериментальным показателям, должный уровень компетенции социально-профессионального взаимодействия.

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Албегова И.Ф. Введение в специальность «Социальная работа». Ярославль, 2014. 170 с.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 2014. 144 с.

3. Ковчина Н.В. Подготовка будущего бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной сфере: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2015. 301 с.

4. Кочемасова Л.А. Развитие профессиональной компетентности социального работника в процессе практической подготовки с учетом региональных особенностей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-2. С. 8-13.

5. Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Стацук С.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2013. Т. 2. № 4 (14). С. 118-124.

6. Мартыненко А.В. Подготовка профессиональных социальных работников медико-социального профиля // Российский медицинский журнал. 2013. № 6. С. 9-12.

7. Полевая Н.М., Лейфа А.В. Профессиональная подготовка в вузе специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода: монография. Благовещенск,

2013. 192 с.

8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. М., 2009. 510 с.

9. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория практика: учебник для бакалавров. М., 2012. 905 с.

10. Шабанова О.В. Креативный подход к системе профессиональной подготовки социальных работников в вузе // Отечественный журнал социальной работы. 2013. № 3 (54). С. 116-120.

11. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 504-510.

REFERENCES

1. Albegova I.F. Vvedenie v spetsial'nost' «Sotsial'naya rabota» [Introduction to the specialty "Social work"]. Yaroslavl, 2014. 170 p.

2. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodologicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo protsessa podgotovki spetsialistov [Systematic-methodological support of the educational process of specialists training]. Moscow, 2014. 144 p.

3. Kovchina N.V. Podgotovka budushchego bakalavra k sotsial'nomu vzaimodeistviyu v professional'noi sfere: dis.... kand. ped. nauk [The future bachelors' training in social interaction in professional sphere: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Krasnoyarsk, 2015. 301 p.

4. Kochemasova L.A. [Development of professional competence of a social worker in the process of practical training with a regional perspective]. In: Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii [Personality, family and society: pedagogy and psychology],

2014, no. 39-2, pp. 8-13.

5. Kustov Yu.A., Livshits Yu.A., Statsuk S.V. [The formation of socio-cultural competence of future specialists as a pedagogical problem]. In: Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatish-cheva [Bulletin of Volga University. V.N. Tatishcheva], 2013, vol. 2. no. 4 (14), pp. 118-124.

6. Martynenko A.V. [Professional social workers training in medico-social profile]. In: Rossi-iskii meditsinskii zhurnal [Russian medical journal], 2013, no. 6, pp. 9-12.

7. Polevaya N.M., Leifa A.V. Professional'naya podgotovka v vuze spetsialistov po sotsial'noi rabote na osnove integrativnogo podkhoda [Training at the university of specialists in social work based on an integrative approach]. Blagoveshchensk, 2013. 192 p.

8. Firsov M.V., Studenova E.G. Teoriya sotsial'noi raboty [Theory of social work]. Moscow, 2009. 510 p.

9. Kholostova E.I. Sotsial'naya rabota: istoriya, teoriya praktika [Social work: history, theory, practice]. Moscow, 2012. 905 p.

10. Shabanova O.V. [Creative approach to training social workers at the university]. In: Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty [Domestic journal of social work], 2013, no. 3 (54), pp. 116-120.

11. Yarygin A.N. [The quality of ' future specialists' training]. In: Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of science of Togliatti State University], 2011, no. 4, pp. 504-510.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лейфа Андрей Васильевич - доктор педагогических наук, профессор Амурского государственного университета; e-mail: [email protected]

Пайгина Евгения Сергеевна - аспирант кафедры педагогики и психологии Амурского государственного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Andrey К Leifa - professor, doctor of pedagogical sciences, Amur State University; e-mail: [email protected]

Evgenia S. Paigina- post-graduate student of the Chair of Pedagogy and Psychology, Amur State University;

e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Лейфа А.В., Пайгина Е.С. Формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 111-119. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-111-119

FOR CITATION

Leifa A.V., Paigina E.S. Formation of Future Social Workers' Preparedness for Social-Professional Interaction. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, рр. 111-119.

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-111-119

\\V9j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.