УДК 378+796.011
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОМПОНЕНТОВ «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ» В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»)
А.В. Лейфа - доктор педагогических наук, профессор Амурский государственный университет Благовещенск
THEORETICAL JUSTIFICATION AND APPRAISAL OF SUCH COMPONENTS AS «INDIVIDUAL HEALTH» AND «PHYSICAL ACTIVITY» AGAINST THE BACKGROUND OF STUDENTS'
CAREER EDUCATION (EXEMPLIFIED BY «SOCIAL WORK» AS A SPECIAL SUBJECT)
А-V. Leyfa - Doctor of Education, professor Amur State University Blagoveshchensk
e-mail: aleifa@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная готовность, индивидуальное здоровье, физическая активность, социальная работа.
Аннотация. На основе проведенного исследования и системного анализа профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля, профессиональной подготовки студентов определены пять компонентов профессиональной готовности: информационный, характеризующий уровень знаний, направленных на теоретическую подготовку будущего специалиста по социальной работе; операционный - способы деятельности специалиста; мотивационный - отношение к выбранной профессии, интересы, стремления; компонент «индивидуальное здоровье» - резервные возможности организма, его физиологические способности адаптации к внешним условиям, в том числе к обучению в вузе, образ жизни; компонент ««физическая активность» - целенаправленную двигательную деятельность студента как природно- и социально детерминированную необходимость и потребность организма и личности. Данные компоненты интегрально взаимодействуют друг с другом. Отсутствие любого из них может деформировать процесс профессиональной подготовки будущего специалиста.
Key words: professional readiness, individual health, physical activity, social work. Summary. The professional readiness five components are identified on the basis of the research and the system analysis of a nonscience specialist's professional work and professional training of students. They include an informational component which characterizes the academic education of a future social work specialist; an operational component which includes a specialist's work method; a motivational readiness to the chosen profession, their interests, aspirations; the «individual health» component comprising stamina, organism's accommodation to environmental conditions such as higher school and their life-style; the «physical activity» component comprising a student's purposeful motor activity as a natural and socially determined necessity and an organ-
ism's need. Interaction between the given components appears evident. The lack of any is likely to deform a future specialist's career education.
Введение. В настоящее время профессиональная подготовка - одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Она представляет собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием будущего специалиста. Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, которая проявляется как интегральное образование, включающее уровень знаний, умений и навыков в будущей трудовой деятельности, а также сформированность мотивов, потребностей и способностей. Она выступает на индивидуальном уровне и определяет отношение к деятельности и ее результативность. В.К. Бальсевич [4], А.А. Бодалев [7], Ю.Д. Железняк [11, 12] считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма. Наиболее существенным проявлением физической культуры личности, по мнению Н.М. Амосова [1], В.К. Бальсевича [2-5], А.Г. Комкова [14], С.И. Логинова [15], R. Dishman [21], является физическая активность как особая деятельность человека.
Результаты и их обсуждений. В последние годы в России активно идет профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля (социальный работник, социальный педагог, специалист по адаптивной физической культуре и др.), способных оказывать помощь наиболее слабым и незащищенным слоям населения. В начале 90-х гг. прошлого столетия открыта новая специальность «Социальная работа» для высших и средних специальных учебных заведений.
Социальная работа как деятельность направлена, прежде всего, на помощь человеку, который нуждается в ней и не способен самостоятельно решить свои жизненные проблемы (пожилые люди, инвалиды, лица «групп риска» и др.). Физическую активность для данных категорий необходимо рассматривать как средство решения многих социальных проблем. Например, для людей с ограниченными физическими возможностями она направлена на восстановление утраченного здоровья, на формирование двигательных действий, необходимых в трудовой и личной деятельности, на социализацию и интеграцию в общество и т. д. В профессиональной деятельности специалист испытывает значительные эмоциональные и физические нагрузки, которые сказываются на состоянии здоровья, физической подготовленности и работоспособности. В связи с этим формирование физической активности, сохранение и укрепление здоровья будущего специалиста по социальной работе следует рассматривать в аспекте как достижения им должного уровня профессиональной готовности, так и содействия решению с его помощью социальных проблем «клиентов». Поэтому можно считать, что на этапе обучения в вузе наиболее полно вся совокупность проблем, связанных с ролью физической активности, сохранения и укрепления здоровья в жизнедеятельности личности и социума в формировании должного уровня профессиональной готовности, проявляется именно в подготовке специалистов по социальной работе [15, 17].
Социальная политика государства, определяя содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, является методологическим и организационно-правовым основанием для осуществления ее конкретными формами, методами и технологиями [8, 10, 13, 16, 18]. Под социальной работой мы понимаем деятельность, направленную, прежде всего, на помощь человеку, который нуждается в ней и не способен самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из выполнения его основных функций: диагностической, прогностической, правозащитной, организационной, предупредительно-профилактической, социально-оздоровительной, медицинской, социально-педагогической, психологической, социально-бытовой, коммуникативной.
Значительная роль в решении социальных проблем «клиентов» социальной работы принадлежит физической активности самого человека. Положительное влияние физкультур-но-спортивных и оздоровительных средств на снижение социального напряжения у «клиента» или «групп клиентов» отмечено 46,6% респондентов, 13,3% - не видят положительной роли физической культуры в социальной работе, 40,1% - затруднялись с ответом.
В то же время результаты исследования показали, что только 15,5% специалистов используют физкультурно-спортивные и оздоровительные средства в профессиональной деятельности. Это связано с низким уровнем знаний и методических умений специалиста. Как отметили 95% экспертов, одной из причин является слабая междисциплинарная связь на этапе профессиональной подготовки по дисциплине «Физическая культура» с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, неразработанность концептуальных подходов по использованию средств физической активности в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
В результате исследования выявлены особенности профессиональной деятельности специалиста. Так, при оценке личностных качеств, необходимых специалисту при работе с «клиентами», 100% респондентов отметили коммуникабельность, 76,9% - доброту и сопереживание. При выявлении психофизических качеств 76,9% считают наиболее важной способность четко выполнять свои обязанности в условиях эмоционального напряжения, 69,2% - умение работать с нетактичными «клиентами», 53,8% - быстро принимать решение. К профессионально важным физическим качествам относятся выносливость (86% респондентов), быстрота (64%), сила (66%).
При рассмотрении специфики профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и достижения им профессионализма нами были выделены и учтены следующие региональные особенности Дальневосточного федерального округа: климатогеографи-ческие - суровая зима, суточные колебания температуры воздуха до 20°С; низкая плотность населения - на территории Дальнего Востока (6215,9 тыс. км2) проживает 7038,1 тыс. чел., что составляет 1,1 чел./км2; низкая средняя продолжительность жизни - из всех регионов России по уровню продолжительности жизни Дальневосточный регион занимает последнее место (63,5 лет при среднефедеральной - 65,3 года); слабое развитие социально-медицинской и физкультурной инфраструктуры; малая доступность социальной и медицинской помощи, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг; низкий уровень социально-экономического развития региона (большинство субъектов региона - особо дотационные).
Выделенные особенности Дальневосточного федерального округа определяют специфику профессиональной деятельности специалиста. Большую долю в структуре населения составляют больные, пожилые люди и инвалиды, т.е. те «клиенты», которые являются объектом социальной работы. Осуществление профессиональной деятельности в условиях малой плотности населения, проживающего на огромной территории, оказывает существенное влияние на состояние здоровья специалиста, требует значительных физических затрат, а следовательно, высокой физической работоспособности и подготовленности. Недостаточное количество социальных учреждений, нехватка квалифицированных кадров не позволяют в полной мере оказывать различные виды социальной помощи и поддержки, в том числе физической коррекции, реабилитации, адаптивной физической культуры. Низкий уровень жизни населения приводит к постоянному росту числа людей, живущих за чертой бедности, что негативно влияет на их социальное, физическое и психическое состояние.
Решение социальных проблем «клиентов» в процессе профессиональной деятельности специалиста необходимо рассматривать через реализацию следующих функций физической культуры: специфической, которая заключается в благотворном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического развития индивида и состояние его здоровья; социальной, способствующей социализации и интеграции индивида в общество; профессионально-прикладной, обеспечивающей достижение профессионализма в трудовой деятельности; информационной, позволяющей накопить, распространить и передать сведения
о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетической, направленной на удовлетворение человеческих потребностей в физическом совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.
Выделяя компоненты (мотивационный, информационный, операционный и двигательный) профессионального развития специалиста в области формирования физической активности, сохранения и укрепления здоровья, исходим из того, что личность специалиста как синтез индивидуального, социального, личностного и профессионального включает в себя наличие свойств, качеств, ориентаций, позволяющих ей находиться в постоянном развитии. Важным является, что профессиональная деятельность специалиста строится на основе гуманистической концепции. Основными направлениями профессионального развития специалиста в формировании индивидуальной физической активности выступают: владение системой практических умений и навыков для сохранения и укрепления, как собственного здоровья, так и здоровья «клиентов» социальной работы, психического благополучия, развития и совершенствования психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределения в ценностях физической культуры; обеспечение связи общей и физической подготовленности с профессиональной направленностью специалиста, определяющей достижение профессионализма в профессиональной деятельности; приобретение опыта творческого использования двигательной деятельности для решения жизненных и профессиональных целей.
Критериями мотивационного компонента являются избирательность, удовлетворение и устойчивое отношение к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни; информационного - осознанность, сформированность профессионально важных знаний, полнота и оперативность их применения, самоконтроль, понимание сущности физической культуры и здорового образа жизни; операционного - сформированность инструктивных и двигательных умений и навыков, результативность деятельности; двигательного - уровень физической подготовленности и работоспособности, степень проявления двигательных умений и навыков в самостоятельной и профессиональной деятельности. Полученные результаты исследования были нами положены в основу модельных характеристик специалиста.
Таким образом, физическая активность выступает важным условием эффективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. С одной стороны, сформированность физической активности у специалиста позволит сохранить и укрепить состояние здоровья, увеличить физические кондиции, являющиеся необходимыми факторами достижения профессионализма. С другой стороны, знание особенностей физической активности на разных этапах жизнедеятельности индивида и условий ее формирования позволит специалисту сформировать у «клиента» устойчивую необходимость в двигательной деятельности, которая будет являться для него объективной жизненной потребностью, способом решения социальных проблем.
При исследовании взаимосвязи физической подготовленности и здоровья студентов были взяты средневзвешенные величины оценок по физической подготовленности и количество заболеваний в учебном году (частота заболеваемости) по каждой из учебной параллели курсов, начиная с 1-го и заканчивая У-м. Физическая подготовленность рассматривалась как физический компонент личности студента, а частота болезней - в аспекте оценки состояния здоровья.
Результаты анализа сопоставления данных физической подготовленности и здоровья показали, что на протяжении обучения студентов эти составные имеют тесную взаимосвязь, претерпевающую количественные и качественные изменения во времени. Коэффициент корреляции для студентов 1-го курса составил г=-0,742, 11-го —0,762, Ш-го —0,660, ГУ-го --0,843, У-го —0,302. Полученные данные свидетельствуют о том, что снижение заболеваемости взаимосвязано с ростом физической подготовленности. Факт исчезновения достоверной зависимости на У-м курсе можно связать с отсутствием в профессиональной подготовке дисциплины «Физическая культура» и несформированностью потребности в физической активности.
Взаимоотношения умственного (интеллектуального) и физического компонентов являются основополагающими, системообразующими факторами процесса образования вообще и физкультурного образования в частности. Проведенный анализ взаимосвязи вузовской успеваемости и физической подготовленности показал, что существует тесная зависимость успеваемости от уровня физической подготовленности. Особенно она выражена на 1-м и 11-м курсах обучения: г=0,811 и г=0,851 соответственно. Студенты, обладающие хорошей физической подготовленностью, имеют более высокий показатель качества знаний, чем студенты со слабой физической подготовленностью. На III, IV и У-м курсах происходит незначительное снижение зависимости между физической подготовленностью и успеваемостью: г=0,796, г=0,778, г=0,563 соответственно.
В результате исследования установлена тесная зависимость между снижением количества случаев заболеваемости и ростом успеваемости по основным учебным дисциплинам, при коэффициенте г=-0,684 на Ьм курсе, -0,728 на П-м, -0,711 на Ш-м, -0,763 на ГУ-м, -0,482 на У-м. Таким образом, уровень физической подготовленности и состояние здоровья студентов высших учебных заведений тесно взаимосвязаны между собой и оказывают существенное влияние на успешность обучения в вузе, а, следовательно, содействуют достижению должного уровня профессиональной готовности.
Основанием для структурирования профессиональной готовности специалиста является ориентация на представление о содержании профессиональной деятельности. Данная точка зрения связана с тем, что профессиональная готовность может формироваться и реали-зовываться только в профессиональной деятельности, отражая ее содержательную сторону. В структуру профессиональной готовности включают три основных компонента: информационный, операционный и мотивационный [9, 19]. Они характеризуют знания, способы деятельности (умения и навыки) и потребности.
Вместе с тем результаты проведенных нами исследований показали важную роль физической активности в профессиональной деятельности специалиста и тесную взаимосвязь физической подготовленности, состояния здоровья студентов с успеваемостью. Это явилось основанием для выделения нами в структуре профессиональной готовности пяти компонентов.
Первый - информационный компонент - характеризует уровень знаний, направленных на теоретическую подготовку будущего специалиста по социальной работе. Второй -операционный компонент - способы деятельности специалиста. Третий - мотивационный компонент (потребности) - обозначает отношение к выбранной профессии, интересы, стремления и др.
Четвертый компонент - «индивидуальное здоровье» - отражает резервные возможности организма, его физиологические способности адаптации к внешним условиям, в том числе к обучению в вузе, образ жизни. Динамическая оценка здоровья студентов и повышение его индивидуального уровня необходимы с позиции успешности обучения их в высшем учебном заведении и достижения ими профессиональной готовности. Достаточная его обеспеченность становится предпосылкой для соответствующего настроения, самочувствия, деятельности, в том числе и учебной. С этой позиции индивидуальное здоровье выступает характеристикой потенциальных возможностей студентов в образовании и активном проявлении себя в различной деятельности.
Важно, что компонент «индивидуальное здоровье» педагогически обусловлен, поскольку в процессе физического воспитания посредством целенаправленного применения средств физической активности и здоровьесбережения может быть достигнут его существенно более высокий уровень, а, следовательно, способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие высокую умственную и физическую работоспособность, а также эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной подготовки. За основу оценки компонента «индивидуальное здоровье» студентов нами был взят подход В.И. Белова [6], который позволяет оценить основные системы жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-
ную), физическое развитие, физическую работоспособность, образ жизни.
Пятый компонент - «физическая активность» - представляет двигательную деятельность студента, выступающую природно и социально детерминирующей необходимостью и потребностью организма и личности в поддержании гомеостазиса. Физическая активность студента обусловлена как внутренними (потребность в движении), так и внешними причинами (влияние среды) и направлена не только на сохранение, но и на совершенствование биосоциокультурной системы, элементом которой является сама личность студента.
При рассмотрении структуры самой физической активности нами выделены: мотива-ционный компонент (потребности, мотивы, интересы); компонент теоретических знаний и методических умений, создающих основу построения целенаправленной физической активности; компонент двигательной деятельности, включающий двигательные умения и навыки и направленный на повышение физического развития, физической подготовленности и работоспособности. Каждый из рассмотренных компонентов физической активности непосредственно связан с формированием здорового стиля жизни и физического совершенства студентов как основных условий укрепления здоровья и содействия достижению профессиональной готовности.
Следующим шагом в построении модели профессионально формирующей системы физической активности и здоровья было выделение основных критериев, конкретизирующих каждый из компонентов, и обобщенного интегрального критерия профессиональной готовности.
Для расчета интегрального показателя профессиональной готовности (ИППГ) нами предложен подход, аналогичный используемому в квалиметрии.
ИППГ рассчитывается по формуле: ИППГ= Ки + Ко + Км + Киз + Кфа, где Ки, Ко, Км, Киз, Кфа - коэффициенты уровня информационного, операционного, мотивационного компонентов профессиональной готовности, индивидуального здоровья и физической активности соответственно. Определение интегрального показателя профессиональной готовности выпускника осуществлялась по следующей шкале: I уровень (недопустимый) - 12,4 и менее; II уровень (критический) - 12,5-16,9 баллов; III уровень (допустимый) - 17-21,4 баллов; IV уровень (должный) - 21,5-25 баллов. Должный уровень профессиональной готовности характеризует - уровень творчества, продуктивной активности в выполнении профессиональных функций. Допустимый - уровень умений и навыков, позволяющий выполнять профессиональные действия, общую методику и последовательность (алгоритм) которых изучены в ходе освоения профессиональной программы. Критический - уровень воспроизведения, повторения информации, операций, действия, решение типовых профессиональных задач. Недопустимый - уровень представления и знакомства. Студент способен только узнавать объекты и процессы. На этом уровне студент обладает знанием-знакомством и поэтому не способен осуществлять профессиональные функции. Разработанные критерии обеспечивают модельную характеристику профессиональной готовности студентов - будущих специалистов: должного, допустимого, критического, недопустимого.
Заключение. На основе проведенного исследования и системного анализа профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля, профессиональной подготовки студентов определены пять компонентов профессиональной готовности: 1) информационный, характеризующий уровень знаний, направленных на теоретическую подготовку будущего специалиста по социальной работе; 2) операционный - способы деятельности специалиста; 3) мотивационный - отношение к выбранной профессии, интересы, стремления; 4) компонент «индивидуальное здоровье» - резервные возможности организма, его физиологические способности адаптации к внешним условиям, в том числе к обучению в вузе, образ жизни; 5) компонент «физическая активность» - целенаправленную двигательную деятельность студента как природно и социально детерминированную необходимость, и потребность организма и личности. Данные компоненты интегрально взаимодействуют друг с другом. Отсутствие любого из них может деформировать процесс профессиональной подготовки будущего специалиста.
Литература
1. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и общество / Н.М. Амосов. -М. : Сталкер, 2003. - 464 с.
2. Бальсевич, В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В.К. Бальсевич // Вопросы философии. - 1981. - № 8. - С. 78-79.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев : Здоровье, 1987. - 224 с.
6. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет : справочное издание / В.И. Белов. - М. : Химия, 1993. - 400 с.
7. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. - М. : Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
8. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика : вопросы теории и практики / В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Н.П. Гурьянова. - М., 1994. - 215 с.
9. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. - М., 1983. - 46 с.
10. Гуслякова, Л.Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы / Л.Г. Гуслякова // Образование и социальное развитие региона / Алт. регион. науч. центр СО РАО. - 1996. - №2. - С. 5-11.
11. Железняк, Ю.Д. Профессионализм физкультурно-спортивной деятельности / Ю.Д. Железняк // Основы общей и прикладной акмеологии. - М. : Российская академия госслужбы при президенте РФ, 1995. - С. 294-303.
12. Железняк, Ю.Д. Довузовская подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе непрерывного педагогического образования / Ю.Д. Железняк // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт» : сб. научн. трудов / под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чесновова, И.М. Быховской. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С. 99-126.
13. Зимняя, И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 1. - С. 79-82.
14. Комков, А.Г. Организационно- педагогическая технология формирования физической активности школьников / А.Г. Комков // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 2-4.
15. Лейфа, А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений : автореф. дис. . д-ра пед. наук / А. В. Лейфа. - Киров, 2007. - 48 с.
16. Логинов, С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С.И. Логинов. - Сургут : Сур-ГУ, 2005. - 342 с.
17. Физическая активность и здоровье студенческой молодежи / А.В. Лейфа, В.П. Колосов, Ю.М. Пе-рельман, К.Н. Сизоненко. - Владивосток : Дальнаука, 2007. - 222 с.
18. Холостова, Е.И. Профессиональный и духовный портрет социального работника : библиотечка социального работника / Е.И. Холостова. - М. : СОЮЗ, 1993. - 35 с.
19. Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурного педагогического образования : автореф. дис. .д-ра пед. наук / В.Т. Чичикин. - М., 1995. - 34 с.
20. Coakley, J. Sport and socialization / J. Coakley // Exercise and Sport Sciences Reviews. - 1993. - № 21. - P. 169-200.
21. Dishman, R.K. et al. The determinants of physical activity and exercise / R.K. Dishman // Public Health Reports. - 1985 - V. 100. - № 2. - P. 158-171.
Literature
1. Amosov, N.M. Encyclopedia of Amosov. Algorithm of health. Man and Society / N.M. Amosov. - M. : Stalker, 2003. - 464 p.
2. Balsevich, V.K. The phenomenon of physical activity of man as a socio-biological problem / V.K. Balsevich / / Problems of Philosophy. - 1981. - № 8. - P. 78-79.
3. Balsevich, V.K. Physical education for all and for each / V.K. Balsevich. - Moscow : Physical Culture and Sports, 1988. - 208 p.
4. Balsevich, V.K. Ontokineziologiya of human / V.K. Balsevich. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2000. - 275 p.
5. Balsevich, V.K. Physical activity of a person / V.K. Balsevich, V.A. Zaporozhanov. - Kiev : Health, 1987. - 224 p.
6. Belov, V.I. Encyclopedia of health. Youth up to hundred years : a reference book / V.I. Belov. - M. : Chemistry, 1993. - 400 p.
7. Bodalev, A.A. Top in the development of an adult : the characteristics and conditions for the achievement / A.A. Bodalev. - M. : Flinta: Science, 1998. - 168 p.
8. Bocharova, V.G. Social Pedagogy : Theory and Practice / V.G. Bocharova, B.Z. Wolfov, N.P. Guryanova. - M., 1994. - 215 p.
9. Duray-Novakova, K.M. Formation of professional commitment to teaching : author. dis. ... Dr. ped. science / K.M. Duray Novakova. - M., 1983. - 46 p.
10. Guslyakova, L.G. The problems of interaction between theory and practice of social work / L.G. Guslyakova // Education and social development of the region / Alt. region. scientific. Center of the So Rao. -1996. - № 2. - P. 5-11.
11. Zheleznyak, Y.D. Professionalism of physical culture and sports activities / Y.D. Zheleznyak // Fundamentals of General and Applied Acmeology. - Moscow : Russian Academy of State Service under the President of Russia, 1995. - P. 294-303.
12. Zheleznyak, Y.D. Pre-university training of physical education and sport in a system of continuing teacher education / Y.D. Zheleznyak // Pre-university training as a stage of development of human infrastructure in the industry "Physical Culture and Sport" : Sb. sience. lab / ed. V.V. Kuzin, N.N. Chesnovova, I.M. Bykhovskaya. - M. : SportAkademPress, 2001. - P. 99-126.
13. Zimnya, I.A. Professional roles and functions of the social worker (general problems of specialist training) / I.A. Zimnya // Russian Journal of social work. - 1995. - № 1. - P. 79-82.
14. Komkov, A.G. Organizational and pedagogical technology of formation of physical activity of pupils / A.G. Komkov // Physical Education : education and training. - 2002. - № 1. - P. 2-4.
15. Leifa, A.V. Professionally forming a system of physical activity and health of students in higher education : author. dis. ... Dr. ped. science / A.V. Leifa. - Kirov, 2007. - 48 p.
16. Loginov, S.I. Physical activity : methods of evaluation and correction / S.I. Loginov. - Surgut : SurGU, 2005. - 342 p.
17. Physical activity and health of students / A.V. Leifa, V.P, Kolosov, Y.M. Perelman, K.N. Sizonenko. -Vladivostok : Dalnauka, 2007. - 222 p.
18. Kholostova, E.I. Professional and spiritual portrait of a social worker : bibliotechka of social worker / E.I. Kholostova. - M. : UNION, 1993. - 35 p.
19. Chichikin, V.T. Theoretical basis of the formation of professional preparedness of specialists in the system of physical pedagogical education : author. dis. ... Dr. ped. science / V.T. Chichikin. - M., 1995. - 34 p.
20. Coakley, J. Sport and socialization / J. Coakley // Exercise and Sport Sciences Reviews. - 1993. - № 21. - P. 169-200.
21. Dishman, R.K. et al. The determinants of physical activity and exercise / R.K. Dishman // Public Health Reports. - 1985. - V. 100. - № 2. - P. 158-171.