Рыбалко Виталий Евгеньевич
преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584062)
Состояние двигательной активности
студентов
В статье предпринята попытка показать важность формирования знаний студентов о двигательной активности - того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности.
Ключевые слова: двигательная активность, физическое воспитание, физическая культура.
V.E. Rybalko,Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.
Condition of student's motor activity
In the article is undertaken attempt to show importance of the forming knowledges of students about motor activity, that possible to name as the intellectual component of the physical culture of personalities.
Key words: motor activity, physical education, physical culture.
Двигательная активность - функция переменная, обусловленная многочисленными социальными, природными и биологическими факторами [1, с. 7-8; 2, с. 46-47].
Двигательная активность обеспечивает развитие и сохраняет взаимодействие человека с природой за счет постоянной мобилизации резервных физиологических механизмов, используется для их активизации и восстановительных процессов центральной и вегетативной нервной систем за счет совершенствования компенсаторных возможностей организма, в том числе и в условиях производства, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, способствует повышению работоспособности и производительности труда [3].
Отсюда следует закономерный вывод о том, что жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность, в процессе которой восполняется и накапливается израсходованная энергия. Правильное распределение в течение суток физической и умственной нагрузки, а также отдыха помогает студенту постоянно сохранять трудоспособность, здоровье, бодрость духа и активную творческую деятельность.
Вместе с тем, установлено, что двигательная активность студентов на обязательных учебных занятиях по физической культуре в вузе составляет 35-50% от оптимального среднесуточного объема [4].
Причина этого видится в том, что обязательные занятия в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить нужный тренировочный эффект и в лучшем случае могут помочь лишь в освоении отдельных видов движений [5, с. 127-134]. В то же время существующая в ряде вузов система факультативного физического воспитания (спортивные секции) настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что и она не в состоянии решить задачу разностороннего развития физических способностей студентов и на этой основе укрепления их здоровья [6].
Студенты относятся к категории людей, занимающихся умственным трудом. Непосредственное воздействие умственного труда проявляется разнопланово. Согласно утверждениям Н.А. Амосова, И.В. Муравова [7] и А.В. Ковалика [8, с. 127-129], с одной стороны, малая двигательная активность способствует развитию процесса торможения в центрах коры больших полушарий и приводит к снижению тонуса центральной нервной системы. С другой стороны, умственное напряжение вызывает усиленный обмен веществ в головном мозге: в состоянии возбуждения в работающих центрах мозг поглощает больше кислорода, повышается интенсивность ряда химических реакций, связанных с использованием сахара нервной тканью.
Отечественные ученые отмечают, что при умственном труде суточные энерготраты лишь на 400-600 ккал превышают основной обмен,
117
составляя 2200-2600 ккал. Многочисленными исследователями установлено, что основной причиной такого положения является незначительная мышечная активность (гипокинезия или гиподинамия). Она отрицательно влияет на адаптивные возможности детренированно-го сердца и сосудов, приводит к снижению активности кроветворных органов [9; 10].
По мнению В.К. Бальсевича [9], содержание двигательной активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на развитие, поддержание и совершенствование его ки-незиологического потенциала на разумно необходимом и достаточном или экстремально высоком уровне в зависимости от текущих или долгосрочных ее целей.
Целый ряд отечественных авторов считают, что главным компонентом содержания двигательной активности независимо от ее целей является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия [11; 12, с. 322-325].
В настоящее время основным содержанием многих будущих профессий студентов является сочетание умственной деятельности со сравнительно простыми двигательными операциями (работа на компьютере, пультах управления). В этой связи возникает вопрос о взаимодействии частей системы «человек -машина», представляющем собой процесс сложного приспособления, основанного на свойстве пластичности нервной системы, т.е. ее способности приспосабливаться к текущим потребностям момента [9].
В связи с вышеизложенным многие специалисты считают, что профессионально-прикладная физическая культура и стимулирование двигательной активности на данном этапе функционирования высшего профессионального образования имеют огромное значение. В.К. Бальсевич [13, с. 2-6], Л.И. Лубышева [14, с. 11-16] и другие отмечают, что важное место в физическом воспитании студентов должно занять формирование знаний о двигательной активности - того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности.
По мнению В.К. Бальсевича и Л.И. Лубыше-вой [15, с. 23-26], знание основ теории спортивной тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ физического воспитания и закали-
вания, а также других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей двигательной активностью, - показатель достижения серьезных успехов в физкультурном воспитании студентов.
Не менее важным является и формирование понимания роли двигательной активности в достижении высокого уровня здоровья, гармонического совершенства человека. Такое понимание может послужить основой для формирования серьезной системы мотивации в регулярной двигательной активности и будет способствовать возникновению новой формы физкультурных и спортивных интересов, в центре которой находится идея всестороннего гармонического развития физических способностей, а не только спортивная результативность [16, с. 2-6].
О низком уровне сформированности мотивов и потребностей в двигательной активности у студенческой молодежи свидетельствуют негативные тенденции в состоянии здоровья данной социально-демографической группы. При этом особую тревогу вызывает негативная динамика хронических болезней, свидетельствующая об их росте в период учебы в вузе: 1 курс - 41%, 3 курс - 48%, 5 курс - 46% [17, с. 20-23].
В исследованиях Л.Н. Дроздовой и Н.Т. Селезневой [18, с. 13-14] отмечается, что у студентов педагогических вузов широко распространены отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела имеют 29,9% юношей и 32,9% девушек; низкие показатели динамометрии ведущей руки выявлены у 46% юношей и 43% девушек. Также выявлен большой процент студентов с низкой степенью выраженности мышечного компонента. Кроме того, отмечаются врожденное несовершенство организации двигательной функции, конституционно пониженная выносливость, недостаточная тренированность мышц.
Известно, что студенческий период является самым сложным при формировании мотивов и интересов к двигательной активности. Именно в этот период чаще всего происходит «переоценка ценностей», и юноши и девушки покидают спортивные секции, бросают самостоятельные занятия физическими упражнениями. Становится весьма актуальным решение задачи формирования новых общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и моторной подготовленности.
118
1. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3.
2. Железняк Ю.Д., Лейфа А.В. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12.
3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995.
4. Ивановская Т.В. Оптимизация учебного процесса в институте физической культуры на основе мониторинга состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003.
5. Гостев Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале XXI века // Физическая культура молодежи в XXI веке: материалы I науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж, 2001.
6. Соловьев Г.М. Физическая культура в общеобразовательном процессе вуза. Ставрополь, 2004.
7. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. М, 1984.
8. Ковалик А.В. Управление функциями мышц в «безнагрузочных» условиях с целью повышения работоспособности студентов // Новые формы массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами вузов: тез. областной науч.-метод. конф. (22-24 сент. 1987 г., г. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д, 1987.
9. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М., 2000.
10. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Культура здоровья студента: учеб. пособие. Екатеринбург, 2003.
11. Бароненко В.А. Культура физического воспитания студентов педагогического вуза: учеб. пособие. М., 2004.
12. Якимович В.С. Кумулятивный эффект направленной физической нагрузки на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке: сб. науч. тр. Волгоград, 2004. Вып. 2.
13. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая функция образования в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5.
1. Guseva N.L. Optimization to motor activity of students with use the different forms of physical and athletic activity // Theory and practice of physical culture. 2007. № 3.
2. Zheleznyak Yu.D., Leyfa A.V. Physical activity and health of students in high school of not physical profile // Theory and practice of physical culture. 2006. № 12.
3. Iliinich V.I. Student sport and life: study aid for students of the high educational institutions. M., 1995.
4. Ivanovskaya T.V. Optimization of the scholastic process in institute of the physical culture on base of the monitoring the picture of health, functional and physical status of students: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Rostov-on-Don, 2003.
5. Gostev R.G. Main trends of the development of the physical culture and sport in high school of Russia at the beginning of the XXI century // Physical culture of youth in the XXI century: proc. of I sci.-pract. conf. of high school CCHR of Russia. Voronezsh, 2001.
6. Soloviov G.M. Physical culture in general process of the high school. Stavropol, 2004.
7. Amosov N.M., Muravov. I.V. The Heart and physical exercises. 2nd ed., rev. and add. M., 1984.
8. Kovalik A.V. Management function of muscles in without loading condition for the reason increasing of capacity to work student // New forms mass athletic-sanitary and atheletic work with students in high school: thesis of regional sci.-metod. conf. (Sept. 22-24, 1987, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don, 1987.
9. Balsevich V.K. Ontokinesiology of person. M., 2000.
10. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Culture of health of the student: study aid. Ekaterinburg, 2003.
11. Baronenko V.A. Culture of the physical education students of pedagogical high school: study aid. M., 2004.
12. Yakimovich VS. Cumulative effect of directed physical load on classes by physical culture in high educational institutions // Problems and prospects of the development of the physical culture and sport in the XXI century: coll. of sci. papers. Volgograd, 2004. Iss. 2.
13. Balsevich V.K. Health saving function of the education in Russian Federation // Physical culture: upbringing, education, training. 2006. № 5.
14. Lubysheva L.I. Social role of the sport in development society and socializations to personalities // Theory and practice of physical culture. 2001. № 4.
119
14. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4.
15. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5.
16. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2.
17. Бордуков М.И., Рыбаков А.С. Студенты о своем физическом и психическом здоровье // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7.
18. Дроздова Л.Н., Селезнева Н.Т. Комплексный подход при оценке состояния здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7.
15. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Atheletic-oriented physical education: educational and social aspects // Theory and practice of physical culture. 2003. № 5.
16. Davidenko D.N. Estimation of the forming the physical culture of students in educational process of the technical high school // Theory and practice of physical culture. 2006. № 2.
17. Bordukov M.I., Rybakov A.S. Students about their physical and psychic health // Theory and practice physical culture. 2007. № 7.
18. Drozdova L.N., Selezneva N.T. Complex approach at estimation of the picture of health student // Theory and practice of physical culture. 2007. № 7.
120