Научная статья на тему 'Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза'

Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИЗИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ / POTENTIAL POSSIBILITIES OF STUDENTS / PHYSICAL POTENTIAL / PHYSICAL RESOURCES / TRAJECTORIES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT / DESIGN OF SELF-DEVELOPMENT OF PHYSICAL POTENTIAL / SPORTS COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

В статье раскрывается содержание деятельности по организации саморазвития потенциальных физических возможностей студентов. Автор научно обосновывает один из способов его решения проектирование саморазвития у студентов физического потенциала, который логически трансформируется в процесс профессионального физического самовоспитания студента. Показателями эффективности разработанного подхода являются позитивные изменения, произошедшие в физкультурно-спортивной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SELF-DEVELOPMENT OF PHYSICAL POTENTIAL AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The paper discusses the content of activity related to the organization of self-development of potential physical possibilities at students. The author proves scientifically one of the ways of its decision, namely: design of self-development of physical potential which is logically transformed to process of professional physical self-education of the student. Indicators of efficiency of the developed approach are the positive changes which have occurred in sports competence of students.

Текст научной работы на тему «Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза»

УДК 378:796 ББК 74.580.054 П 31

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и

начального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail:

valerype@mail. ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается содержание деятельности по организации саморазвития потенциальных физических возможностей студентов. Автор научно обосновывает один из способов его решения - проектирование саморазвития у студентов физического потенциала, который логически трансформируется в процесс профессионального физического самовоспитания студента. Показателями эффективности разработанного подхода являются позитивные изменения, произошедшие в физкультурно-спортивной компетентности студентов.

Ключевые слова: потенциальные возможности студентов, физический потенциал, физические ресурсы, траектории развития физического потенциала, педагогическая поддержка процесса саморазвития, проектирование саморазвития физического потенциала, физкультурно-спортивная компетентность студентов.

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Techniques of Preschool and

Primary Education, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: valerype@mail.ru

ORGANIZATION OF SELF-DEVELOPMENT OF PHYSICAL POTENTIAL AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. The paper discusses the content of activity related to the organization of self-development of potential physical possibilities at students. The author proves scientifically one of the ways of its decision, namely: design of self-development of physical potential which is logically transformed to process of professional physical self-education of the student. Indicators of efficiency of the developed approach are the positive changes which have occurred in sports competence of students.

Keywords: potential possibilities of students, physical potential, physical resources, trajectories of development of physical potential, pedagogical support of process of self-development, design of selfdevelopment of physical potential, sports competence of students.

Одним из направлений гуманизации физического воспитания студентов является поддержка процессов развития их потенциальных возможностей. В педагогике это понятие используется в разных контекстах. Исследуется ценностный потенциал физической культуры (Л.И. Лубышева, В.И. Столяров); вводится понятие «аксиологический потенциал» (О.В. Сальдаева), «лидерский потенциал» (О.А. Павлова), «двигательный потенциал» (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов). Физический потенциал рассматривается как составная человеческого потенциала (Г.Л. Апанасенко, Б.М. Бим-Бад, А.В. Лотоненко, И.В. Муравов) и «основание для раскрытия и приумножения всех видовых потенциалов» (Н.В. Кузьмина). Отмечается фундаментальный характер законов развития физического потенциала человека (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева), сформировавшихся еще в филогенезе. Философско-психологический аспект развития физического потенциала обсуждается в работах В.Г. Бахура, Л.П. Гримака, прикладной аспект - Л.П. Матвеева, И.В. Муравова. Принципы управления развитием физического потенциала человека разработаны В.К. Бальсевичем, методика определения и оценки физического потенциала студентов предложена Н.М. Юдиной.

Антропологический подход к исследованию сущности человека позволяет рассматривать физический потенциал как часть человеческого потенциала, включающего в себя индивидуальные характеристики (задатки, способности) и умения и качества для его реализации [1].

Анализ методологических подходов к рассмотрению сущности физического потенциала человека позволил дать собственное определение этому понятию. Под «физическим потенциалом человека» нами понимается качественная и количественная характеристика индивидуальных ресурсов человека, включающих в себя комплекс возрастных, антропометрических, функциональных и психомоторных возможностей организма, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность.

Исследование физического потенциала в контексте биологических, физиологических и психомоторных проявлений носит утилитарный характер, поскольку отражает сугубо биологические потребности человека в двигательной активности. Поэтому проблему становления физического потенциала человека необходимо рассматривать в контексте культурологического подхода, используя культуру как среду, развивающую личность. В этом аспекте возможно применение теорий возвышения потребностей в сфере физической культуры [2], формирования физической культуры личности [3], физической подготовки [4], «транстеоретической модели изменения поведения личности» [5], обозначающих субъектный, индивидуально-личностный характер развития физического потенциала человека.

При таком подходе, используя представления о физическом потенциале как о структурном элементе «само...» процессов, развитие физического потенциала осознаётся на уровне субъективной значимости и становится одной из высших потребностей, выступающей в качестве элемента культуры, субъекта и механизма регуляции его поведения. Удовлетворение данной потребности осуществляется в процессе самостоятельно организуемой субъектом физкультурно-спортивной деятельности, направленной на максимальную реализацию потенциальных физических и личностных возможностей человека.

Отличительными признаками актуализации потребности в саморазвитии физического потенциала можно считать единство проявлений когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной и поведенческой сфер физкультурно-спортивной деятельности; наличие стремления самостоятельно и целесообразно планировать развитие своего физического потенциала в разнообразной профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности, в часы досуга и отдыха; превращение норм физической культуры в привычку, в естественный регулятор поведения и деятельности; актуализация процессов самопознания, самоорганизации, самоуправления, самореализации и самосовершенствования; увеличение недельного двигательного объема за счет самостоятельных занятий физическими упражнениями, что, в свою очередь, стимулирует тенденцию актуализации развития физического потенциала.

Саморазвитие физического потенциала - сложный процесс, включающий в себя осуществление следующей цепочки действий: целеполагание (умение ставить перед собой значимые цели и задачи) ^ планирование (умение выбирать средства и способы, действия и приемы) ^ самоконтроль (умение осуществлять сопоставление результатов деятельности с запланированными) ^ коррекция (умение своевременно вносить поправки в саморазвивающую деятельность). Проектирование процесса физического саморазвития в высшей школе должно логически трансформироваться в профессиональное самовоспитание студента. Профессиональное самовоспитание в сфере физической культуры означает не только развитие физкультурно-спортивных знаний и двигательных качеств, но и использование средств профессионально-прикладной физической подготовки.

Реализация субъектного подхода в обучении предполагает изменение педагогических функций преподавателя физического воспитания вуза: от трансляции знаний и способов физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности - к проектированию

индивидуальной траектории физического развития, спортивной деятельности и оздоровлению каждого студента. Проектирование должно осуществляется на основе принципов личностных приоритетов, саморазвития физической индивидуальности и выполнять прогностическую, организаторскую, коммуникативную и управленческую функции. Оно включает в себя моделирование, планирование и конструирование новой образовательной практики, а также форм соорганизации деятельности субъектов процесса проектирования.

В связи с этим особую актуальность приобретает направление деятельности кафедр физической культуры вузов по методической подготовке преподавателей к руководству саморазвитием у студентов физического потенциала на проектировочной основе.

В саморазвитии физической культуры личности студента значимым является направление самопроектирования развития физического потенциала как процесс создания представлений о совокупности физических ресурсов, к которым стремится будущий специалист, создание плана его достижения в форме мечты, самообязательств, самообещаний, программы личного и профессионального роста и т.д. В этом контексте актуализация профессионального самопознания собственных физических возможностей рассматривается как процесс, направленный на решение рефлексивных и гностических задач, способствующих адекватному восприятию и пониманию студентом различных сторон своей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Эффективным способом оказания помощи в саморазвитии физического потенциала личности студента может стать правильно организованная педагогическая поддержка этого процесса. Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что учащийся является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития осуществляемого в процессе обучения, при котором его субъекты являются партнерами. Обобщение данных отечественных исследователей позволило выделить основные потребности студенческого возраста, с удовлетворением которых связывается успешность их личностного и физического развития. Это, прежде всего, потребности в безопасности, в достаточном уровне уверенности в себе и своих силах, чувстве собственного достоинства и значимости, в достижении внутренней гармонии всех сторон своей жизни.

Обозначенные подходы стали основой для осмысления проблемы педагогической поддержки развития физического потенциала студента в образовательном процессе вуза, который предполагает содействие ему в личностном и профессиональном саморазвитии. Организация развития физического потенциала студента предполагает оказание педагогами помощи и содействия студенту в построении траекторий и маршрутов физического саморазвития. Эффективным средством их построения может быть педагогическое проектирование.

Самопроектированием физического потенциала предполагает разработку траекторий физического саморазвития студента, основанных на самоанализе, рефлексии и адекватной самооценке своих возможностей в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности с учётом профессиональных намерений.

Нами рассматривается построение двух типов траекторий развития физического потенциала у студентов:

1) нормативной - традиционной траектории, которая строится и реализуется кафедрой физического воспитания вуза на основе Федерального государственного образовательного стандарта ВПО;

2) индивидуальной траектории саморазвития физического потенциала студентов, которая строится и реализуется каждым студентом и зависит от их физкультурно-спортивных и профессиональных интересов, жизненных планов.

Одной из форм соорганизации субъектов проектировочной деятельности является совместное проектирование, соединяющее нормативную и индивидуальную траектории развития физического потенциала у студентов, проявляющиеся в совместном целеполагании,

дополнение содержания физкультурно-спортивной деятельности собственными смыслами, самоопределения в ситуациях выбора и др. Совместное проектирование выстраивается на договорных отношениях и обладает признаками самостоятельного освоения новых знаний, возникновения индивидуально-творческого процесса, побуждающего к мотивированию осознанности действий, поисковой активности, выработке адекватной самооценки своих возможностей, рефлексии и построения физической Я - концепции.

В процессе экспериментальной работы, проведённой кафедрой физической культуры Армавирского государственного педагогического университета в 2000-2011 годах, установлено, что построение траекторий саморазвития физического потенциала у студентов целесообразно реализовывать на поэтапной основе, решая при этом следующие задачи:

1. Формирование системы физкультурно-спортивных и валеологических знаний и отношений (понятийно-сущностный уровень).

2. Формирование комплекса базовых двигательных умений и навыков, лежащих в основе профессионально значимых качеств специалиста (практико-деятельностный).

3. Формирование опыта продуктивной (творческой) физкультурно-спортивной деятельности (мировоззренческий уровень).

4. Формирование личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности (концептуальный уровень).

В ходе эксперимента установлено, что педагогическими условиями,

обеспечивающими эффективность саморазвития физического потенциала у студентов, являются:

- экстраполяция знаний в области физической культуры во внутренние убеждения, понимание значимости физкультурно-спортивной деятельности;

- интериоризация ценностей физической культуры;

- знание своих потенциальных и актуальных физических возможностей;

- адекватная самооценка собственных достижений уровня физической подготовки;

- дифференциация и индивидуализация физического воспитания, обеспечивающая формирование индивидуального опыта в области физической культуры, владение приемами физической саморегуляции, саморазвития и самовоспитания;

- оптимизация и интенсификация учебно-тренировочного процесса на основе единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры, обусловливающие образовательную, методическую и деятельно-практическую направленность процесса физического воспитания.

Педагогическими условиями, обеспечивающими руководство преподавателями саморазвитием у студентов физического потенциала, являются:

- прогнозирование поэтапного развития физического потенциала на основе актуализации «зоны ближайшего развития» и ее реализации;

- владение методами педагогического проектирования физического воспитания;

- организация педагогической поддержки и оперативной помощи в разработке траекторий физического саморазвития.

Показателями эффективности разработанного подхода к организации саморазвития физического потенциала у студентов являются позитивные изменения, произошедшие в потребностно-мотивационной сфере студента (повысилась степень выраженности интереса к предмету «Физическая культура», отмечено преобладание внутренних мотивов физкультурно-спортивной деятельности); физкультурная активность студентов (степень вовлеченности в сферу этой деятельности); динамика развития физического потенциала (позитивные изменения количественной оценки физического здоровья и уровня физической подготовленности); физкультурно-спортивная компетентность (степень самостоятельности студентов в самоорганизации физкультурной, спортивной и оздоровительной деятельности).

Примечания:

1. Управление человеческими ресурсами / сост. Ю.М. Забродин, Н.А. Носов. М.: Магистр, 1996. 216 с.

2. Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура. М.: ФОН, 1997. 317 с.

3. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Культурологические основания образования по физической культуре в высшей школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2011. Вып. 2 (77). С. 230-234.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.

5 Prochaska J.O, Marcus B.H. The transtheoretical model: Applications to exercise / Advances in exercise adherence / R.C. Dishman (Ed.). Champaign: Human Kinetics. 1993. P. 161-180.

6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.

References:

1. Human Resources Management / comp. by Yu.M. Zabrodin, N.A. Nosov. M: Magistr, 1996. 216

pp.

2. Lotonenko A.V Youth and physical culture. M.: FON, 1997. 317 pp.

3. Vilensky M.I., Masalova O.Yu. The culturological bases of physical culture education at a higher school // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. Issue 2 (77). P. 230-234.

4. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Physical culture: youth and modern times // Theory and practice of physical culture. 1995. No. 4. P. 2-8.

5 Prochaska J.O, Marcus B.H. The Transtheoretical Model: Applications to Exercise //Advances in Exercise Adherence/ed. by R.C. Dishman. Champaign: Human Kinetics. 1993. P. 161-180.

6. Kuzmina N.V. The Subject of acmeology . SPb.: Politekhnika, 2002. 189 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.