Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2018. 3 (192)
УДК 378
00! 10.23951/1609-624Х-2018-3-14-18
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
Ю. В. Бубнова
Вятский государственный университет, Киров
Раскрываются теоретические и содержательные аспекты сущности профессиональной подготовки будущих экономистов к взаимодействию с иноязычными партнерами. Обосновывается необходимость профессиональной подготовки будущих экономистов, поскольку в настоящий момент она является одной из актуальных научно-теоретических и прикладных проблем педагогики. Рассматриваются цели профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов. Выявлена специфика совершенствования их профессиональной подготовки. Раскрываются понятия профессиональной и коммуникативной компетенций будущих экономистов. Дана характеристика видов профессиональной компетенции, которые обеспечивают фундаментальность подготовки будущих экономистов согласно федеральному государственному стандарту высшего образования. Обосновывается необходимость формирования данных компетенций современных специалистов для своей профессиональной самореализации и взаимодействия с иноязычными партнерами. Определено функциональное назначение курса обучения иностранному языку в рамках общей подготовки будущих специалистов неязыкового вуза. Обосновано влияние иностранного языка на совершенствование профессиональных умений будущих экономистов. Уточняется структура результативной характеристики их профессиональной подготовки. Определяются факторы, влияющие на подготовку квалифицированных специалистов в области экономики. Даны результаты проведенного эксперимента по оценке успешности профессиональной подготовки студентов и уровня развития их профессиональных умений. Уточняется структура результативной характеристики профессиональной подготовки будущих экономистов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, языковая подготовка, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, взаимодействие с иноязычными партнерами, иностранный язык.
Темпы развития и экономический рост страны в большой мере зависят от системы образования. Поэтому главной задачей вузов является подготовка конкурентоспособных, квалифицированных специалистов и прогнозирование сферы их профессиональной самореализации. Профессиональная подготовка будущих экономистов сегодня становится предметом многих исследований разных областей наук. Повышение интереса исследователей к данной проблеме связано с растущими требованиями к качеству профессиональной подготовки специалистов в вузе. Это обусловлено с усложнением профессиональной деятельности экономиста, многообразием ее контекстов, изменением принципов коммуникации.
Начало профессионального пути будущего экономиста, его дальнейшая профессиональная деятельность зависят от построения процесса профессиональной подготовки в вузе. Профессиональную подготовку в вузе можно считать началом профессиональной карьеры и процесса устойчивой самореализации выпускника в профессии посредством систематизации полученных знаний и построения картины профессиональной реальности, что позволяет расширять возможности будущего профессионального развития экономиста [1, с. 720].
Активный поиск и определение ценностей данной профессии, осознание обусловленного про-
фессией образа жизни происходят именно в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Поэтому вузу необходимо решать сложную задачу поиска адекватных способов включения студентов в образовательный процесс и экономическую профессию. Следовательно, появляется явная необходимость внесения изменений в систему профессиональной подготовки будущих экономистов. Это обозначает проблему поиска факторов, которые обуславливают ее содержание и структуру, соответствующую современным процессам и вызовам.
Профессиональная подготовка студентов вуза считается высшим уровнем профессионального образования. Она является уровнем квалификации по специальности, полученным в вузе на базе полного среднего образования. Данный уровень квалификации формально подтверждается дипломом об окончании вуза. Профессиональная подготовка характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, а также личностных качеств будущего специалиста, которые позволяют решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса [2, с. 110].
Основная цель профессиональной подготовки студентов вуза заключается в подготовке и переподготовке специалистов различных сфер деятель-
ности, удовлетворении потребностей современной личности в углублении и расширении своего образования и личностного развития. Лица, которые уже получили начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, имеют возможность получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам обучения в вузе.
Обращая внимание на цели, исследователи рассматривают процесс профессиональной подготовки студентов в вузе как:
- процесс сообщения студентам соответствующих знаний и умений, которые позволяют им успешно работать в будущем по выбранной ими профессии;
- процесс и результат освоения ими системы профессиональных знаний и умений, осознания личностного смысла этих знаний и умений в их дальнейшей карьере;
- процесс развития важнейших профессиональных и личностных качеств будущего специалиста;
- процесс приобретения личностного опыта профессиональной деятельности в результате совместной деятельности студентов и преподавателей вуза;
- процесс становления субъектной позиции студента в процессе решения им учебных и профессиональных задач;
- процесс приобретения субъектного опыта освоения целостной профессиональной деятельности [3, с. 52].
Следовательно, процесс профессиональной подготовки в вузе представляет собой логически завершенную последовательность взаимосвязанных и повторяющихся видов деятельности. Они осуществляются с помощью различных ресурсов вуза. Результатом профессиональной подготовки является дидактически переработанный социокультурный опыт, личностный опыт, приобретаемый студентами вуза. Он проявляется в форме их творчества и саморазвития [4, с. 76].
Принимая во внимание результат профессиональной подготовки в вузе, исследователи делают акцент на его качество и необходимость соответствия результатов профессиональной подготовки квалификационным требованиям, обязательное наличие совокупности компетенций, которые позволят выпускнику вуза быть перспективным специалистом в своей профессиональной области деятельности. Компетентность и компетенции являются ключевыми категориями в системе высшего профессионального образования. При этом компетентность включает в себя знания и умения. Она рассматривается как потенциальная готовность студента решать задачи при наличии глубоких знаний в своей профессиональной сфере деятельности, постоянно обновлять свои знания, овладевать и
накапливать новую информацию и успешно ее применять в конкретных условиях. А компетенция определяется как способность студента успешно применять знания и умения на практике при решении задач в профессиональной сфере деятельности [5, с. 322].
Компетенция означает знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения студентов вуза. Также компетенция включает в себя и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и др.), социальную адаптацию (умение работать самостоятельно и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества и др.), опыт, приобретенный в профессиональной деятельности. Профессиональной компетенцией является способность успешно действовать на основе личного практического опыта, умения и знаний при решении конкретных профессиональных задач. Формируя компетенции у будущих экономистов, необходимо принимать во внимание особенности современного экономического развития в стране, регионе, предполагаемых оценок их глубины и масштаба, выработки эффективных мер против неблагоприятных процессов и их последствий для данного развития [6, с. 28]. Поэтому в настоящее время сильно возрастает роль образования и науки, так как они должны обеспечить специалистов современными методами управления в экономике, анализа современных экономических процессов, точной и своевременной оценки угроз экономическому развитию страны. Профессиональная компетентность экономиста - это качественная характеристика личности специалиста. Она включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных экономических знаний, профессиональных умений и навыков, личного опыта в профессиональной сфере деятельности, наличие устойчивой потребности в своей компетентности, интереса к своему профилю [7, с. 10].
Профессиональная компетентность экономиста состоит из ряда компетенций. Согласно федеральному государственному стандарту высшего образования требования к результатам профессиональной подготовки будущих экономистов в вузе заключаются в необходимости формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Подразделение компетенций на общекультурные и профессиональные соответствует двум составляющим высшего образования - академическому и профессиональному. Целью академического образования является развитие личности студента, профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов в вузах [8, с. 24].
В компетенции экономиста помимо профессиональных включены также и общие компетенции
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 3 (192)
как важнейшие составляющие личности выпускника, которые обеспечивают фундаментальность подготовки будущих экономистов. Общие компетенции - это составляющие для группы направлений подготовки и связанные с постановкой и решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, определяющих фундаментальность образования, которые формируются при изучении дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла [9, с. 30]. Таким образом, следует принять во внимание, что, формируя общие и профессиональные компетенции экономиста, успех его будущей профессиональной деятельности и карьеры зависит от его желания и способности рисковать; готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком; нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов деятельности. Поэтому необходимо определить сущность, содержание, особенности профессиональной деятельности экономиста для практики их подготовки.
На современном рынке труда предъявляются особые требования к выполнению специалистами профессиональной деятельности. Среди них следующие требования работодателей к кандидатам на занятие вакантных должностей встречаются наиболее часто:
1) владение рядом специальных знаний и умений, соответствующих выполнению конкретных производственных, управленческих и коммерческих обязанностей;
2) умение пользоваться современными информационными технологиями на уровне, который является достаточным для осуществления профессиональной технической и управленческой деятельности;
3) наличие общей коммуникативной компетентности, в том числе компетентности в области иностранных языков для взаимодействия с иноязычными партнерами [9, с. 28].
Каждый экономист должен занять свою профессиональную нишу на рынке труда в конкурентных условиях. Для достижения этой цели требуются знания, умения и навыки владения иностранным языком, которые являются одной из составляющих общей профессиональной компетентности современного экономиста. В нашей стране происходит быстрый темп развития международных деловых контактов, расширяется коммуникативная сеть общения с иноязычными партнерами. В результате это привело к увеличению потребности в квалифицированных специалистах, свободно владеющих иностранным языком в области определенной профессиональной сферы деятельности. Поэтому главной задачей подготовки будущих экономистов к взаимодействию с иноязычными парт-
нерами становится формирование коммуникативной компетенции студентов [10, с. 38]. Коммуникативная компетентность определяется как способность и готовность личности к продуктивному вербальному взаимодействию с окружающей ее социальной средой и рядом неотъемлемых помощников функционирования общества (оргтехникой, информационными сетями, средствами массовой информации и др.). Следовательно, два взаимосвязанных компонента: коммуникативная компетентность (способность, подготовленность) и коммуникативная активность (готовность) входят в состав коммуникативной компетентности.
Профессиональная подготовка будущих экономистов в неязыковом вузе, владеющих деловым иностранным языком на высоком уровне, является целенаправленным комплексным процессом обучения, развития и воспитания личности различными средствами иностранного языка.
Курс обучения иностранному языку в неязыковом вузе имеет определенные специфические черты. Эти черты определяются прежде всего подходом к нему как к дисциплине. Она имеет не только предметную ценность (как набор сведений о системе иностранного языка), но и служебную, или «инструментальную», т. е. язык является средством развития и совершенствования личности в выбранной ею профессии. Данное обстоятельство влияет на определение функционального назначения курса обучения иностранному языку в пределах общей подготовки будущих специалистов неязыкового вуза. Иностранный язык способствует определению и разработке содержания профильных предметов и, кроме того, формированию современной образованной личности, которая стремится к непрерывному интеллектуальному развитию с целью удовлетворения своих информационных и познавательных потребностей [9, с. 22].
Анализ данных факторов требует учета внутренних условий учебного заведения и реализации процесса языковой подготовки в условиях неязыкового вуза, к которым относятся: личностные особенности студентов, методическое обеспечение учебного процесса, техническое обеспечение деятельности преподавателя, структура курса иностранного языка.
Для оценки успешности профессиональной подготовки студентов был проведен эксперимент в естественных условиях Вятского государственного университета. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы оценить уровень развития профессиональных умений будущих экономистов. Для ее решения применялись методы наблюдения, тестирования, интервьюирования, бесед со студентами. При исследовании уровня развития профессиональных умений необходимо было определить сте-
пень осведомленности студентов о ресурсах образовательной среды вуза и полноту использования данных ресурсов в учебном процессе. В ходе анализа полученных данных были выявлены различия между студентами разных курсов в степени информированности и использования образовательных ресурсов вуза. Так, 25 % студентов первого и 17 % студентов второго курсов не знают всех возможностей образовательной среды вуза, при этом 18 % студентов первого курса и 14 % обучающихся второго курса хотели бы получить информацию о ресурсах, но не знают, как это сделать. Следовательно, студенты нуждаются в помощи преподавателей в получении информации об имеющихся ресурсах и возможностях их освоения. Знакомы с образовательными ресурсами вуза 65 % старшекурсников, но большинство из них не пользуются ими для приобретения профессиональных знаний. Суммируя результаты, которые были получены в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Образовательная среда вуза имеет ресурсы, способствующие профессиональному развитию студентов, но данные ресурсы недостаточно ими востребованы. Одной из причин их слабой востребованности является перегруженность студентов на аудиторных занятиях, так как они не умеют ставить собственные цели в обучении, распределять свое учебное время и силы на разные виды аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, т. е. не способны управлять ею. Другая причина -
использование традиционных обучающих методик, которые направлены на запоминание и репродуктивную деятельность студентов. Это не способствует развитию их образовательной самостоятельности.
2. Также факторами, препятствующими развитию образовательной самостоятельности и профессиональному развитию студентов, являются трудности в обучении и неумение их преодолевать, отсутствие поддержки преподавателей вуза в образовательном процессе.
Проведенное исследование позволило выявить необходимость создания дополнительных педагогических условий, способствующих развитию образовательной самостоятельности и совершенствованию профессиональной подготовки студентов. К данным условиям относятся использование активных методов обучения, технологий развития умений целеполагания, оценивание результатов своей учебно-познавательной деятельности, рефлексия собственной деятельности по приобретению профессиональных знаний.
Профессиональное обучение студентов вузов реально выйдет на уровень стабильного развития и выполнит свою цель подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих иноязычной коммуникативной компетенцией только после того, как будут реализованы поставленные вузом задачи для выполнения специальных требований работодателей к осуществлению специалистами своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Чеснова Е. Н. Специфика преподавания гуманитарных дисциплин студентам непедагогических направлений подготовки в рамках ФГОС ВПО и ФГОС ВО // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 717-722.
2. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. 2006. № 4. C. 110112.
3. Аверин А. Н. Профессиональная подготовка кадров. М.: Альфа-Пресс, 2008. 120 с.
4. Трофимов К. В. Субъектно-прагматический подход в профессиональном образовании студентов // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Серия: Педагогика. 2015. № 1 (16). С. 74-78.
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. 440 с.
6. Серякова С. Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 22-30.
7. Болотов В. А. О путях и стратегии развития высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 9.С. 6-11.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.03.01 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/380301_B.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
9. Кузнецов А. Н. Совершенствование содержания профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов агроинженер-ных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 246 с.
10. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации // В. П. Бар-башов, И. И. Климова, М. В. Мельничук, Л. С. Чикилёв. М.: Финансовый университет, 2014. 240 с.
Бубнова Юлия Викторовна, аспирант кафедры педагогики, Вятский государственный университет (ул. Московская, 36, Киров, Россия, 61000). E-mail: vyatskaya10@list.ru
Материал поступил в редакцию 27.11.2017.
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)
DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-14-18
THE ESSENCE AND PECULIARITIES OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS FOR INTERACTION WITH FOREIGN PARTNERS
Yu. V. Bubnova
Vyatka State University, Kirov, Russian Federation
Theoretical and content aspects of the professional training essence of future economists for interaction with foreign partners are revealed. The necessity of professional training of future economists is grounded because at the moment it is one of the actual scientific, theoretical and applied problems of pedagogy. The purposes of students' professional training of non-linguistic universities are considered. The specifics of improving their professional training are revealed.
The concepts of professional and communicative competencies of future economists are revealed. Characteristics of the professional competence types are given which ensure the fundamentality of the training of future economists in accordance with the federal state standard of higher education. The necessity of forming these modern specialists' competencies for their professional self-realization and interaction with foreign partners is grounded. The functional purpose of the course of teaching a foreign language as part of the general training of future specialists of a non-linguistic institution is defined. The influence of a foreign language on improving the professional skills of future economists is substantiated. The structure of effective characteristics of their professional training is specified. The results of the conducted experiment on the evaluation of the success of students professional training and the level of the development of their professional skills are given. The factors influencing the preparation of qualified specialists in the field of economics are determined.
Key words: vocational training, language training, professional competence, communicative competence, interaction with foreign partners, foreign language.
References
1. Chesnova E. N. Spetsifika prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin studentam nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki v ramkakh FGOS VPO i FGOS VO [Specificity of teaching humanities to students of non-pedagogical departments in the framework of GEF HPE and GEF VO]. Nauchnyy al'manakh - Science Almanac, 2015, no. 8 (10), pp. 717-722 (in Russian).
2. Abasov Z. A. Proyektirovaniye studentami pedvuza professional'noy strategii [Pedagogical university students' designing a professional strategy]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological Studies, 2006, no, 4, pp. 110-112 (in Russian).
3. Averin A. N. Professional'naya podgotovka kadrov[Professional training of the personnel]. Moscow, Al'fa-Press Publ., 2008. 120 p. (in Russian).
4. Trofimov K. V. Sub'yektno-pragmaticheskiy podkhod v professional'nom obrazovanii studentov [Subject-Pragmatic Approach in Vocational Education of Students]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika - Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Pedagogy, 2015, no. 1 (16), pp. 74-78 (in Russian).
5 Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3 t. [Encyclopedia of professional education: in 3 vol. ]. Ed. S. Ya. Batyshev. Moscow, APO Publ., 1998. 440 p. (in Russian).
6. Seryakova S. B., Krasinskaya L. F. Reforma vysshego obrazovaniya glazami prepodavateley: rezul'taty issledovaniya [Reform of higher education from the teachers' point of view: the results of the research]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2013, no. 11, pp. 22-30 (in Russian).
7. Bolotov V. A. O putyakh i strategii razvitiya vysshego obrazovaniya [On the ways and strategy of the development of higher professional education]. Al'ma-mater (Vestnik vysshey shkoly) - Alma Mater (Higher School Herald), 2008, no. 9, pp. 6-11 (in Russian).
8. Federal'nyygosudarstvennyy obrazovatel'nyystandart vysshego obrazovaniyapo spetsial'nosti38.03.01 "Ekonomika"[Federal State Educational Standard of Higher Education specialty 38.03.01 "Economics"] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/380301_B. pdf (accessed 10 December 2017).
9. Kuznetsov A. N. Sovershenstvovaniye soderzhaniya professional'no oriyentirovannoy inoyazychnoy podgotovki studentov agroinzhenernykh vuzov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improvement of the content of professionally oriented foreign-language training of agroengineering universities students. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 246 p. (in Russian).
10. Barbashov V. P., Klimova I. I., Mel'nichuk M. V., Chikilov L. S. Lingvometodicheskiye aspekty professionals oriyentirovannogo obucheniya inostrannym yazykam: traditsii i innovatsii [Linguistic aspects of professionally oriented teaching of foreign languages: traditions and innovations]. Moscow, Financial University Publ., 2014. 240 p. (in Russian).
Bubnova Yu. V., Vyatka State University (ul. Moskovskaya, 36, Kirov, Russian Federation, 610000). E-mail: vyatskaya10@list.ru