Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TRAINING OF A MODERN SPECIALIST / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Период обучения в учебном заведении, предоставляющем услуги в области профессионального образования, имеет огромное значение для личности, поскольку именно в данное время она начинает принимать участие в производственных отношениях, демонстрировать зрелое, осмысленное восприятие собственной профессии, подкрепленное четкой мотивацией и сформированной системой ценностей. Интенсификация личной ответственности за собственное социальное благополучие и вклад в ту или иную профессиональную деятельность должна сочетаться с интенсификацией ответственности учебного заведения за уровень подготовки будущего работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION IN THE TRAINING OF A MODERN SPECIALIST

The period of study in an educational institution providing vocational education is of great importance to the individual, as it is at this time that she begins to participate in industrial relations, to demonstrate a mature, meaningful perception of her own profession, supported by a clear motivation and a developed system of values. Intensification of personal responsibility for own social well-being and contribution to certain professional activities should be combined with intensification of the responsibility of the educational institution for the level of training of the future employee.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Период обучения в учебном заведении, предоставляющем услуги в области профессионального образования, имеет огромное значение для личности, поскольку именно в данное время она начинает принимать участие в производственных отношениях, демонстрировать зрелое, осмысленное восприятие собственной профессии, подкрепленное четкой мотивацией и сформированной системой ценностей. Интенсификация личной ответственности за собственное социальное благополучие и вклад в ту или иную профессиональную деятельность должна сочетаться с интенсификацией ответственности учебного заведения за уровень подготовки будущего работника.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подготовка современного специалиста, компетентностный подход.

Annotation. The period of study in an educational institution providing vocational éducation is of great importance to the individual, as it is at this time that she begins to participate in industrial relations, to demonstrate a mature, meaningful perception of her own profession, supported by a clear motivation and a developed system of values. Intensification of personal responsibility for own social well-being and contribution to certain professional activities should be combined with intensification of the responsibility of the educational institution for the level of training of the future employee.

Keywords: Professional self-determination, training of a modern specialist, competence approach.

Введение. В контексте осуществленного исследования задачи обеспечения профессиональной самоидентификации (далее - ПС) не сводятся к выбору специальности и профиля. Данный процесс помогает студентам адекватно оценить перспективы раскрытия собственной индивидуальности в рамках предстоящей профессиональной деятельности. ПС трактуется научным сообществом и как процесс, и как итог эволюции специалиста, каждая фаза которой имеет разное функциональное содержание. При этом особое внимание уделяется позднему подростковому возрасту, т.к. именно в этот период вопросы, связанные с выбором сферы приложения ежедневных оплачиваемых усилий, обретают выраженную, далеко не умозрительную актуальность. К основным составляющим самоидентификации как психолого-педагогического явления относятся следующие: связь с субъектом, процессуальный характер, осознанность, автономность. ПС представляет собой тип человеческой активности (аспект личностной самоидентификации), реализуемый в рамках возрастных, мировоззренческих и статусных изменений и в случае необходимости регулируемый посредством специально предусмотренных мер - профориентации, образовательного процесса, исследовательской работы [6].

Компетентностный подход, служащий основой для ФГОС 3-го поколения, базируется на культуре самоидентификации. Согласно данному подходу, главным показателем профессионального совершенствования работника является способность обогатить свою профессию чем-то новым, оригинальным, пусть даже не очень масштабным (методом, частной идеей, гипотезой и т.д.), нести персональную ответственность за совершённый выбор, формулировать цели и задачи, отталкиваясь от собственной ценностно-смысловой иерархии. Период обучения в учебном заведении, предоставляющем услуги в области профессионального образования, имеет огромное значение для личности, поскольку именно в данное время она начинает принимать участие в производственных отношениях, демонстрировать зрелое, осмысленное восприятие собственной профессии, подкрепленное четкой мотивацией и сформированной системой ценностей. Интенсификация личной ответственности за собственное социальное благополучие и вклад в ту или иную профессиональную деятельность должна сочетаться с интенсификацией ответственности учебного заведения за уровень подготовки будущего работника [3].

Изложение основного материала статьи. Непрерывно растущий вклад личности в выстраивание персональных «образовательных траекторий» предполагает грамотное использование учебно-воспитательных методов и приемов, способствующих раскрытию потенциала личности, предоставляющих учащемуся больше творческой свободы и позволяющих ему продемонстрировать собственную заинтересованность в долгой и плодотворной профессиональной жизни. Тем не менее, по наблюдениям экспертов, учебные заведения пока не отказываются от устоявшегося знаниевого подхода к обучению и воспитанию, в рамках которого индивид выступает объектом внешних воздействий, что в конечном счете делает его безответственным, пассивным и склонным к неадекватной оценке собственных возможностей.

Формирование факторов, благоприятствующих наиболее полному самовыражению и наиболее эффективной самореализации учащегося, обнаружению и применению его внутренних ресурсов, еще не получило статуса массовой практики. С точки зрения современных исследователей - таких, как Протас Е.В., Шаронин Ю.В. и некоторых других - поставленные временем задачи можно выполнить с опорой на самоэволюционирующие педагогические системы, обусловливающие главные векторы деятельности учебных заведений, работодателей, независимых экспертов по обеспечению результативности образования в целом и высшей школы в частности. При этом к приоритетным задачам относят укрепление позиций ПС, мотивирование учащихся к активному высказыванию своей точки зрения по интересующим их вопросам, подчеркивание роли профессиональных проявлений, обогащающих выбранную деятельность элементом творческой новизны; формирование у будущего специалиста правильной самооценки как ключевого индивидуального свойства, определяющего эффективность подготовки; повышение активности педагогических работников и других лиц, принимающих участие в совершенствовании профессиональной среды и оттачивании навыков и умений студента. Одним из неоспоримых преимуществ, характерных для многоуровневой (иерархически выстроенной) системы высшего образования, принято считать потенциал реализации возможностей индивида при проектировании личностно-ориентированного образовательного

вектора и выборе профессии. Специальность и направление подготовки, выбираемые учащимися технических институтов и университетов, начинают играть особую роль в выстраивании собственного сценария профессионального роста, уточнения и применения собственных потребностей и способностей [1].

В настоящее время сопровождение ПС в отечественных вузах представляется недостаточным с учетом современных возможностей и предъявляемых требований. Отсутствуют благоприятные условия для освоения студентами дополнительных учебных дисциплин, отвечающих их ценностям и интересам, способных принести им конкретную пользу; смены направления подготовки в рамках магистерской программы; переподготовки или повышения квалификационного уровня. Люди, получающие высшее образование, слабо осведомлены о содержании своих будущих обязанностей, о заинтересованности рынка труда в дипломированных специалистах данного профиля, об индивидуальных характеристиках, необходимых или весьма желательных в контексте выбранной ими деятельности. Требуется создание единого комплекса принципов и представлений, связанных с педагогическим обеспечением ПС студентов вузов на базе профориентации, благоприятствующей осмысленному личностно-профессиональному развитию и усилению образовательной мотивации. Присутствует необходимость скорректировать содержание ряда дисциплин, преподаваемых в высшей школе, оптимизировать средства и методы непрерывной поддержки ПС учащихся [4].

Согласно расширенной интерпретации данного понятия, качество образования определяется степенью соответствия обучения и воспитания (как результата и процесса) различным стандартам, потребностям, задачам и условиям. Как один из базовых векторов модернизации системы высшего и среднего образования Российской Федерации и значимый показатель его качества рассматривается конкурентоспособность выпускников, подразумевающая не только высокий уровень профессионализма, наличие определенного представления о смежных сферах деятельности, готовность к успешному функционированию в рамках выбранной специальности в международном пространстве, но и развитое ПС будущих (или уже подготовленных) специалистов, выстроенность Я-концепции личности. По данной причине отечественные вузы и ССУЗы уделяют повышенное внимание вопросам, связанным с ПС студентов. Тезис о том, что разумный, аргументированный выбор специальности подготовки гарантирует как будущий карьерный успех, так и стабильную эволюцию социума, приобретает статус аксиомы. При этом следует отметить, что в современном обществе, для которого характерна высокая и непрерывно возрастающая роль информационных технологий, значительно возрастает ценность человеческих ресурсов (информации, навыков, умений, норм, конвенций) для формирования материально-технического капитала. Однако весьма существенная часть данных ресурсов не получают практического применения из-за недооценки их значимости или неспособности индивида реализовать свой потенциал, найти собственное место в профессии и жизни в целом [2].

Повышенный интерес к данной проблеме со стороны высшего и среднего профессионального образования имеет следующие причины. Во-первых, подробный анализ вопросов, связанных с ПС личности учащихся, согласуется с актуальными потребностями модернизации, оптимизации и общего совершенствования системы отечественного образования. Во-вторых, целевую аудиторию вузов и ССУЗов составляют представители тех возрастных групп, для которых самоидентификация (социальная, морально-этическая, метафизическая и т.д.) является одной из приоритетных задач (если не самой значимой). В-третьих, проблема ПС занимает важнейшее место в содержании профессиональной подготовки, где оно позиционируется, с одной стороны, как сущностный центр, наиболее важная составляющая профессиональной эволюции индивида, с другой - как базовая характеристика одной из стадий данного процесса. В-четвертых, прикладной подход к обучению профессионалов, благоприятствовавший абсолютизации прав и возможностей специалистов, способствовал выстраиванию адаптивной модели личности учащихся, падению уровня креативности, персональной ответственности, игнорированию традиционных моральных ценностей. В-пятых, в сегодняшнем контексте каждый из участников учебно-воспитательного процесса обязан и вынужден реализовывать ряд функций саморазвития, самоосуществления посредством определенного спектра методов и технологий. Современный исследователь Коджаспирова Г.М. подчеркивает, что субъектность представляет собой умение человека выступать стратегом реализуемой им деятельности, формулировать и обновлять цели, осмысливать мотивы, формировать свой жизненный проект без посторонней помощи [5].

В контексте осуществленного исследования задачи обеспечения профессиональной самоидентификации (далее - ПС) не сводятся к выбору специальности и профиля. Данный процесс помогает студентам адекватно оценить перспективы раскрытия собственной индивидуальности в рамках предстоящей профессиональной деятельности. На базе анализа научных трудов было установлено основное содержание понятия педагогического обеспечения ПС студентов технических университетов и институтов - систематизированной деятельности, предполагающей оказание образовательным учреждениям помощи в реализации задач профессиональной подготовки студентов и их адаптации к социальным нормам с учетом индивидуальных возможностей.

Основные признаки самоидентификации как психолого-педагогического явления: субъектность, процессуальность, осмысленность, автономность. На основе данных характеристик мы считаем целесообразным предложить следующее толкование понятия «самоидентификация»: осмысленный, автономный ориентированный процесс выявления и раскрытия внутренних ресурсов человека, определения сценариев развития и эффективного использования его интересов и способностей, реализуемый через общение с людьми. Подход авторов данной статьи к устранению трудностей, имеющих отношение к ПС студентов ССУЗов, базируется на точке зрения Митиной Л.М., согласно которой профессиональная эволюция неразрывно связана с личностной: в обоих случаях краеугольным камнем выступает принцип самосовершенствования, который обусловливает способность индивида трансформировать свою ежедневную активность в предмет непрерывных конструктивных изменений, создающих условия для непрерывной творческой самореализации в конкретной области или ряде взаимосвязанных сфер [7].

Проведенное нами исследование позволило установить, что оперирование понятием «профессиональная самоидентификация», распространенным среди психологов и педагогов, подразумевает обращение к категориям профессии, специальности, личности, работы и общества. С нашей точки зрения, самое полное и непротиворечивое толкование данного понятия было сформулировано Пряжниковой Е.Ю. и Пряжниковым Н.С. Исследователи трактуют самоопределение (самоидентификацию) как способность

индивида осмысленно и независимо прогнозировать и осуществлять перспективы собственной личностно-профессиональной эволюции. Приведенный тезис апеллирует к проблеме взаимного обогащения личности и окружающей ее реальности, алгоритмов данного процесса, в котором каждый индивид выступает в роли независимого субъекта деятельности, автономно выбирающего механизмы взаимодействия с миром, где он живет. Следовательно, в данной интерпретации термина «самоопределение» репрезентируется степень вовлеченности личности в ее собственную жизнедеятельность.

Сценарий личностной самоидентификации - это умение совершить независимый выбор. Определяя цель, планируя будущую деятельность для каждого возрастного периода, человек пытается соизмерять ее не только со своими потребностями и возможностями, но и с внешней ситуацией (на местном и глобальном уровнях). В 2000-х и 2010-х годах во многих докладах ЮНЕСКО, трудах участников международных симпозиумов и конференций, статьях и диссертациях российских исследователей и практикующих специалистов в области образования аргументируются значимость и целесообразность интенсификации исследовательской работы студентов. Например, еще в конце 80-х годов европейский политический деятель Жак Делор (Jacques Delors) подчеркнул в своем программном докладе, что совершенствование соответствующих навыков, способности формулировать и реализовывать исследовательские задачи выступает в настоящее время одним из ключевых векторов профессионального образования.

Роль учебной и исследовательской деятельности в рамках подготовки высококвалифицированных профессионалов описывается создателями нового поколения ГОС среднего профессионального образования. С точки зрения ряда российских авторов, исследовательская деятельность студента является инструментом его личностной эволюции, напрямую отражающим миссию современной отечественной школы - и высшей, и средней, и начальной (в том виде, в каком это репрезентировано в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»). Согласовываясь с данной миссией, интенсификация исследовательской работы учащихся способствует реализации гуманистического принципа, в соответствии с которым задача умственного и нравственного совершенствования человека (в таких аспектах, как независимость, дисциплинированность, творчество и т.д.) является главной в учебно-воспитательном процессе. Это проявляется наиболее рельефно в профессиональном образовании, которое готовит людей к самостоятельному вкладу в народное хозяйство, что требует от них разумности, энтузиазма, независимости, ответственности, креативности. Исследования учащихся как самостоятельная разновидность их образовательной активности реализуются на различных этапах обучения в неодинаковом объеме. При этом исследовательская деятельность характеризуется содержательно-структурной и организационной стабильностью.

Выводы. Таким образом, ПС представляет собой тип человеческой активности (аспект личностной самоидентификации), реализуемый в рамках возрастных, мировоззренческих и статусных изменений и в случае необходимости регулируемая посредством специально предусмотренных мер - профориентации, образовательного процесса, исследовательской работы. Причем, в соответствии с Концепцией профессионального самоопределения, данные меры предполагают паритетное взаимодействие человека и социума, в максимальной степени отвечающее индивидуальным свойствам первого и потребности второго (через рынок труда, производственную сферу) в квалифицированных специалистах. ПС является сложным многоэтапным процессом, одним из ключевых аспектов развития личности, ее адаптации к общественным нормам, состоящим, по наблюдению Кона И.С., из четырех стадий: игры (детство), фантазии (подростковый возраст), «чернового» выбора профессии и принятия «условно окончательного» решения по данному вопросу (в результате анализа спроса и предложения, чтения специализированной литературы, обучения в вузе или ССУЗе, прохождения преддипломной практики, выполнения профессиональных обязанностей в рамках испытательного срока).

Принимая во внимание теорию «профессиональной зрелости» американского психолога Дональда Сьюпера (Donald Super), автор статьи полагают, что результативность процесса ПС учащихся во многом определяется успешностью их исследовательской работы в контексте образовательной деятельности. Это вытекает прежде всего из того, что возрастному периоду, который обычно совпадает с получением высшего или среднеспециального образования, соответствует исследовательская фаза профессионального развития, связанная с эмпирической проверкой собственных возможностей и определением профессиональных перспектив. При том, что в рамках нашего исследования данное обстоятельство следует отнести к факторам общего характера, исследовательская деятельность студентов может также позиционироваться в качестве частного фактора. Это связано с наличием у нее особенностей, которые обусловлены спецификой конкретного образовательного учреждения, связанной с содержанием регионального и областного законодательства в области образования. Кроме того, данный тип активности может рассматриваться как внутренний фактор, поскольку склонность и способность к подобной работе в существенной степени обусловлена индивидуальными характеристиками учащегося.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационнопредпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

5. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 371:34:78

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЛАСТИ МОЛОДЁЖНОЙ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки учителей к формированию ценностных ориентаций подростков в области молодёжной музыки. Автор подчёркивает, что учебный процесс должен строиться на основе личностно ориентированных технологий, с учётом профессиональных интересов и потребностей студентов, с использованием субъет-субъектных отношений, с установлением практических связей между общеобразовательными учебными учреждениями и вузом. Для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей необходимо обогатить содержание, формы и методы аудиторной, внеаудиторной, практической и самостоятельной студенческой работы, основанной на интеграции искусствоведческого современного музыкального, фольклорного и академического материалов.

Ключевые слова: педагогические условия, подготовка будущего учителя, формирование ценностных ориентаций, подростки, молодёжная музыка.

Annotation. The article discusses the problem of teachers preparing for the formation of value orientations of teenagers in the field of youth music. The author emphasizes that the educational process should be based on personality-oriented technologies, taking into account the professional interests and needs of students, using subject-subject relationships, with the establishment of practical ties between general educational institutions and the university. To increase the effectiveness of professional training of future teachers, it is necessary to enrich the content, forms and methods of classroom, extracurricular, practical and independent student activities based on the integration of art history and modern music, folklore, and academic materials.

Keywords: pedagogical conditions, preparation of the future teacher, the formation of value orientations, teenagers, youth music.

Введение. В свете реформирования сферы образования в Российской Федерации деятельность гуманитарных учреждений высшей школы направлена на обеспечение условий для творческого развития личности будущего учителя музыки, его профессиональной компетентности. В связи с тем, что среди обучающихся подросткового возраста большой популярностью пользуется поп- и рок-музыка, особую актуальность приобретает проблема подготовки будущего учителя к формированию ценностных ориентаций подростков в области молодёжной музыки.

Изложение основного материала статьи. Вопросы подготовки учителей музыки к профессиональной деятельности освещаются в трудах Э. Абдуллина, Ю. Алиева, O. Апраксиной, Л. Арчажниковой, Е. Николаевой, Г. Стуловой, Г. Цыпина.

Учёные справедливо заметили, что в профессиональной подготовке будущего учителя музыки, направленной на личностно ориентированное обучение, необходимо продумать систему формирования личностных и профессиональных качеств.

В ряде последних исследований по проблемам профессиональной подготовки учителя (Г. Балл, Е. Барбина, И. Бех, С. Гончаренко, И. Зязюн, Ю. Малеванный) определены те качества, которые особенно необходимо развивать у будущего педагога: эмпатия, толерантность, стремление к эмоциональной поддержке, способность обосновать свои поступки, выделять мотивы своей деятельности, рефлексия.

Подготовка музыкантов-бакалавров к формированию ценностных ориентаций подростков в области молодёжной музыки приобретает особое значение потому, что личная система художественных ценностей учителя и умение формировать ее у будущих воспитанников во многом предопределяет уровень развития подрастающего поколения.

Эти вопросы нашли широкое отражение в современной педагогической литературе, в трудах О. Апраксиной, В. Дряпики, В. Петрушина, Г. Шевченко, Т. Цвелих, многочисленных публикациях, в которых подчеркивается, что определяющим принципом обучения на музыкально-педагогических факультетах является подготовка всесторонне образованных, квалифицированных музыкантов-просветителей с развитыми художественными ориентациями, готовыми к выполнению почетной роли носителей и пропагандистов музыкального искусства. В связи с этим одним из «важнейших критериев профессиональных качеств будущего учителя и наставника молодежи должно быть умение правильно ориентироваться и четко определять ценность музыкальной информации, аргументировано объяснять свое отношение к ней» [1, с. 90].

Важно создать благоприятные педагогические условия для подготовки будущего учителя к формированию ценностных ориентаций подростков в области молодёжной музыки. Профессиональное становление является этапным моментом индивидуально-личностного развития будущего учителя музыки.

Е. Дубасенюк выделила три вектора профессионального развития личности, которые заключаются в следующем: в изменении функциональной структуры деятельности (при выработке соответствующих профессиональных умений совершенствуется педагогическое мастерство, вырабатывается определённый алгоритм действий, формируется собственный педагогический стиль); в изменении личности субъекта, проявляющемся в языке, эмоциях, коммуникации, профессиональном внимании, перцепции, мышлении; в изменении направленности по объекту деятельности, проявляющейся в когнитивной сфере, уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости, в эмоциональной сфере, интересе к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.